Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Помощь сообществу

 Это сообщество остановилось из за того, что у администрации нету больше идей) Поэтому, большая просьба: создавайте темы по поводу вопросов, хороших сайтов по моделированию, ваши модели и т.д. 
                                                                                      С уважением, Администрация)

Моделизм,моделирование

Моделирование — исследование
объектов, процессов, явлений на моделях — устройствах, подобных прототипу,
настоящему предмету. Модель воспроизводит строение и действие своего образца.
Обычно модель бывает меньших размеров, но иногда в натуральную величину или
даже превосходит оригинал размерами.


Обычно целью моделирования
является получение данных, помогающих оценить натурные нагрузки.
Экспериментатор строит модель, подобную оригиналу, и воздействует на нее
силами, соответственно тем, которые будут действовать на разрабатываемую
конструкцию. Он изучает, как модель будет работать в этих условиях, каковы
возможности новой конструкции. Такое производственное моделирование помогает
наглядно увидеть будущую конструкцию и проверить действие и взаимодействие ее
деталей и узлов.


Ни один новый самолет не поднимется
в воздух без тщательного и всестороннего испытания его на моделях. Уменьшенные
подобия новой конструкции, а то и отдельные ее части, испытывают на прочность,
помещают в аэродинамические трубы, чтобы определить, как воздействует на них
воздушный поток, создают разные аварийные ситуации и смотрят, как модель
перенесет их. Такие же испытания проводят на моделях кораблей в опытовых
бассейнах, на моделях железнодорожных локомотивов и гидроэлектростанций,
автомобилей и мощных многометровых мостов в лабораториях и на полигонах.
Физическое исследование конструкции на модели — это гарантия надежности,
реальная возможность быстро и с малыми затратами средств получить точные
сведения о проектируемой машине.


Но для того чтобы
эти сведения можно было распространить на настоящую машину, надо соблюсти
несколько условий. Одно из них — многоплановое подобие модели оригиналу. Модель
может, быть сделана из того же материала, что и будущая конструкция, в модели
должно быть такое же распределение веса между деталями, как и в конструкции,
должно соблюдаться и соотношение размеров  отдельных элементов. Для всех
этих экспериментов математики разработали множество формул, .которые позволяют
соотнести полученные в результате экспериментов данные с оригиналом. Такой вид
моделирования необходим современному производству.


Одним из важных направлений
моделирования является спортивный моделизм. Особенно развиты автомоделизм,
авиамоделизм, железнодорожный моделизм, судомоделизм, ракетно-космический
моделизм. В моделизме создаваемая конструкция может быть подобна какой-либо
существующей, быть ее копией, но может иметь и оригинальную конструкцию. В автомодельном
спорте, например, есть класс моделей-копий, которые на спортивных соревнованиях
оцениваются не только по своим скоростным показателям, но и по подобию
настоящему автомобилю-прототипу. Другие классы моделей не имеют аналогов среди
больших машин. Это скоростные кордовые модели, сохраняющие лишь принципиальные
черты самолета или автомобиля, корабля или ракеты. Непосредственная цель их
конструирования — достижение максимально высоких скоростей.


Моделизм, построение моделей —
занятие прежде всего юных техников. Занимаясь моделизмом,  люди  
учатся   множеству   самых разных полезных дел:
пользоваться инструментами, работать на станках, читать чертежи, конструировать.
Школьники — юные- техники — знакомятся с механизмами разнообразных машин,
изучают взаимодействие их частей. В работе укрепляются и углубляются знания
основ наук, ребята учатся на практике применять эти знания. Кроме того, им
приходится знакомиться и с историей той отрасли техники, которой они
занимаются, с новейшими достижениями и областями ее применения. Работа с
моделями научит их творчеству, поможет им стать инженерами, конструкторами.

Метки: моделизм, моделирование

Модельные двигатели

Модельными называют двигатели,
которые применяют для запуска моделей или отдельных их частей. Они бывают
резиновые, поршневые, электрические и реактивные. Благодаря им современные
модели покрывают расстояния в сотни и тысячи метров.


Резиновые двигатели, или
резиномоторные, наиболее просты в изготовлении и эксплуатации. Их часто ставят
на авто-, судо- и авиамоделях. Резиновый двигатель представляет собой жгут из
одной или нескольких резиновых нитей. Один конец резинового двигателя закрепляется
неподвижно на модели, а другой надевается на ось движителя: воздушный винт
авиамоделей, водяной винт судомоделей, колеса или гусеницы моделей транспортной
техники. Действие резинового двигателя основано на свойстве резиновой ленты
запасать при растягивании потенциальную энергию и возвращать ее в виде
кинетической энергии, вращающей движитель модели. Энергия резинового двигателя
зависит от сорта резины, длины, сечения жгута. Чем длиннее резиновый жгут (при
одинаковом сечении), тем больше энергия двигателя и тем дольше он работает.


Масса резиновых двигателей
меняется от нескольких граммов (на комнатных авиамоделях) до 40 г на спортивных авиамоделях
чемпионатного класса категории F-1-B (см. Авиамоделизм).


В судо- и автомоделях для
повышения энергоотдачи резинового двигателя используют редукторы (см.
Механизм). Чтобы резиновые двигатели работали дольше, ставят на модель сразу
несколько двигателей, последовательно соединяя их с помощью зубчатых колес.


Поршневые двигатели, применяемые
для привода моделей, можно разделить на пневматические и двигатели внутреннего
сгорания.


Двигатели внутреннего сгорания,
применяющиеся для запуска моделей, имеют малый рабочий объем цилиндра (литраж).
Чтобы сравнивать характеристики модельных двигателей внутреннего сгорания, их делят
на категории в зависимости от максимального рабочего объема цилиндра: двигатели
с рабочим объемом цилиндра до 1,5 см3; до 2,5 см3; до 5 см3; НО 10 см3.


Пневматические двигатели
представляют собой поршневую машину, «топливом» для которой служит сжатый
воздух или газ СО2, заходящийся в специальном баллоне. Пневматические двигатели
имеют ряд преимуществ перед двигателями внутреннего сгорания. Они работают
почти бесшумно, им не нужны горючие вещества, они не выделяют вредных выхлопных
газов, просты в эксплуатации.


   




Продолжительность работы двигателя достигает 2,5 мин. Такой двигатель можно
поставить на комнатную модель-копию   самолета  
или   любую   другую.


По способу воспламенения
топливо-воздушной смеси модельные поршневые двигатели внутреннего сгорания
разделяют на компрессионные и калильные.


В компрессионных двигателях
топливо-воздушная смесь в цилиндре двигателя воспламеняется от большой
температуры при ее сжатии. Особенность конструкции таких микродвигателей —
наличие контрпоршня. Чтобы подобрать оптимальную степень сжатия, положение
контрпоршня в цилиндре двигателя можно   менять,  
используя   регулировочный   винт.


Компрессионные двигатели, хотя и
развивают несколько меньшую мощность по сравнению с калильными, проще в
эксплуатации. Но это преимущество пропадает при рабочем объеме цилиндра более 5
см3. Все двигатели с большим рабочим объемом, как правило, с калильным
зажиганием. Компрессионные двигатели рекомендуются начинающим моделистам.


Электрические двигатели малой
мощности (микроэлектродвигатели) применяются для запуска моделей автомобилей,
судов, самолетов, а также на различных автоматических и телеуправляемых
устройствах. Основной тип модельных электродвигателей — электродвигатели
постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Такие электродвигатели
выпускаются мощностью от десятых долей до десятков ватт.


В авиамоделях электрические
двигатели устанавливают в рулевых машинках радиоуправляемых моделей и в
системах привода механизмов кордовых моделей-копий. Тренировочную кордовую
модель можно оснастить электрическим двигателем и электропитание подавать через
изолированные корды. Такую модель можно запускать в любом достаточно большом
помещении, так как она бесшумна и не дает отработавших газов. Размеры модели
зависят от электродвигателя. Наиболее подходящи микродвигатели, масса которых
не превышает 20 г,.
Конструкция моделей с электродвигателем отличается от конструкций кордовых
моделей с механическими двигателями только уменьшенными сечениями.


Если вы устанавливаете
электрический двигатель на плавающую модель, то следует позаботиться о его
герметичности. Электродвигатель станет водоустойчивым, если покрыть его корпус
слоем лака или парафина, а в местах выхода вала нанести густую смазку. Батареи
и аккумуляторы легко защитить от влаги, завернув их в полиэтиленовую пленку.


На простейших моделях судов
редукторы обычно не применяют. Вот как устроен электродвигатель, который
устанавливают на морскую модель. Гребной винт, закрепленный на валу, через
соединительную муфту связан с валом электродвигателя, который укреплен на
ложементе с выемкой по форме двигателя с помощью хомутов винтами. Гребной вал
выходит из корпуса через дейдвуд и поддерживается кронштейном. В качестве
соединительной муфты используется пружина.


Про реактивные двигатели я к сожалению ничего не знаю.

Метки: моделизм, техника, дыигатели

Железнодорожный моделизм

Железнодорожный моделизм
— популярный во многих зарубежных странах вид технического творчества. Он
включает в себя конструирование моделей рельсового транспорта, станционных
устройств и приборов, а .также проведение различных соревнований и конкурсов. В
наши дни он существует и развивается на станциях юных техников при железных
дорогах, специализированных ПТУ, а также в кружках при детских железных
дорогах.


 


Моделисты-историки
много занимаются и воссозданием облика железнодорожной техники, связанной с
годами гражданской и Великой Отечественной войн. Немногое сохранилось с тех пор
— лишь корпуса нескольких бронепоездов. А между тем железнодорожники вписали
немало славных страниц в историю.


Но главное направление творчества
моделистов — копирование современной железнодорожной техники, прежде всего
электровозов. Чтобы сделать модель локомотива, надо обладать разнообразными
знаниями: от механики до автоматики. Надо уметь также работать на
металлорежущих станках, быть немного металлургом.


В отличие от исторических
моделей-макетов модели-копии (см. Моделирование, моделизм), создаваемые в
модельных кружках при детских железных дорогах, участвуют в соревнованиях.
Проводятся они в зале, где заранее уложены рельсы миниатюрной дороги строго
определенного масштаба, в котором строятся и сами модели. Модели соревнуются на
скорость прохождения участка пути длиной 20 м. При этом стартует только локомотив, без
состава. И бегают такие модели довольно быстро.


На силу тяги и экономичность
соревнуются модели, с составом. Зачетным показателем при испытаниях является
отношение веса состава к собственному весу модели, расход энергии в ватт
секундах (Вт • с) на 1 кг
массы состава и время следования. Большое внимание уделяется на таких ходовых
испытаниях системам управления. Специально оценивается четкость работы
автоматических устройств. В соревнованиях участвуют не только модели,
выполняющие заранее запрограммированные действия, но и радиоуправляемые модели.


На технической комиссии
судьи-эксперты оценивают также грамотность конструкции и эстетику внешнего
оформления. Большие требования предъявляют и к самим моделистам. На технической
комиссии, к примеру, обязательно выясняют, насколько глубоко моделист знает
устройство электровоза.


С уверенностью можно утверждать,
что железнодорожный моделизм — один из самых сложных видов моделизма. И те, кто
увлекся им, никогда не оставят работы с крохотными паровозами, тепловозами и
электровозами, макетами мостов и виадуков, семафоров и стрелок.

Метки: Железнодорожный моделизм, моделизм, техника

Ракетно-космический моделизм

Этот вид моделизма стал особенно
широко развиваться с 1957 г.,
после запуска на околоземную орбиту советского искусственного спутника Земли.
Конструкторы любительских ракет, используя достижения большой ракетной техники,
строили свои модели из металла и устанавливали на них двигатели, работающие на
твердом или жидком топливе. Но это были несовершенные конструкции, и запускать
их было опасно. Лишь в 60-х гг., когда промышленность стала выпускать
специальные модельные двигатели, малое ракетостроение стало безопасным и
доступным занятием.


Классы  моделей ракет.


По определению Международной
подкомиссии — руководящего и контролирующего органа ракетомоделистов —
действующей любительской ракетой можно назвать модель, которая движется в
воздухе под действием силы тяги, а не аэродинамических сил.


Модели ракет, так же как и их
прототипы, отличаются друг от друга по длине, калибру (наибольшему диаметру),
удлинению (отношению длины к диаметру), числу двигательных установок
(одноступенчатые или многоступенчатые) и назначению


По назначению все известные типы
моделей ракет можно условно разделить на 4 основные группы: наглядные пособия,
модели-игрушки, экспериментальные (с двигателем и без двигателя) и спортивные
модели.


Наглядные пособия, или, как их еще
называют, масштабные модели,— это копии настоящих ракет в уменьшенном масштабе.
Их можно разделить на подгруппы: силуэтные, картонные и деревянные макеты и
полностью масштабные модели.


Самые простые в изготовлении —
силуэтные модели ракет. Они не летают, поэтому их в основном используют в
учебных целях. Обычно силуэтные модели состоят из 2 плоских стенок — контуров и
3 перегородок — шпангоутов.


Картонные и деревянные макеты
предназначены в основном для учебных целей. Они дают представление не только о
размерах и пропорциях ракеты, в них уже просматривается форма ракеты-прототипа.
Наиболее близки к прототипам полностью масштабные модели. По точности
исполнения и по сходству с оригиналом они более совершенны,— фактически это
миниатюрные копии настоящих ракет.


Представление о теории полета
ракеты моделист получает, когда начинает строить модели, которые условно
называются экспериментальными.


У самых простых экспериментальных
моделей ракет (моделисты их иногда называют карандашными) двигателей нет. Их
выстреливают из резиновой рогатки, которую моделисты называют катапультой.
Катапульту располагают вертикально, прикрепляют к деревянному основанию, и
получается уже простейшая пусковая установка. С такой установки модель можно
запускать даже с расстояния, если .оборудовать ее дистанционной системой
зажигания. С такими ракетами можно проводить несложные исследования: запускать
их под разными углами и по разным траекториям, определять наилучшие полетные
характеристики модели. На ракеты, выстреливаемые из катапульты, иногда
устанавливают автоматические устройства, позволяющие им спускаться на парашюте.


Все эти ракеты собственного
двигателя не имеют и в полете не управляемы. Но у них, как и у настоящих ракет,
есть стабилизаторы, которые помогают им сохранить необходимую устойчивость в
полете.


Более сложны в изготовлении и
регулировании модели ракет, оборудованные простейшими самодельными двигателями.
Горючим для таких двигателей может быть целлулоид, легковоспламеняющаяся
кинопленка и даже вода.


Классификация спортивных моделей
ракет. По определению спортивной моделью ракеты считается изготовленная из
неметаллических материалов модель, которая поднимается в воздух за счет тяги,
создаваемой модельным ракетным двигателем, без использования аэродинамических
подъемных сил. Причем спортивная ракета должна обязательно иметь устройство для
ее безопасного возвращения на землю.


К модельному ракетному двигателю
(МРД) требования особые: на спортивных моделях разрешается использовать только
двигатели промышленного производства, работающие на твердом топливе.


 


Спортивные модели
ракет разделены на 7 категорий: S-1—высотные, S-2—транспортные, S-3—
парашютирующие, S-4— ракетно-планерные, S-5— масштабные высотные (модели-копии
на высоту полета), S-6—модели с триммером (тормозной лентой), S-7— масштабные
модели (модели-копии на реализм полета). Высотные модели ракет (S-1) в
зависимости от взлетной массы (до 500
г) и мощности двигателей — полного импульса (до 80 Н
 с) подразделяются на 4 класса, обозначенных буквами S-1-A, S-1-B и т. д.
В моделях этих классов разрешается использовать любое число двигателей, в любой
комбинации, но при условии, что их суммарная мощность не будет превышать
допустимую мощность двигателей моделей данного класса. На соревнованиях взлетающая
модель ракеты не должна исчезать из поля зрения судей-наблюдателей, поэтому
моделисты стараются раскрашивать свои модели поярче.


Очки начисляются в зависимости от
высоты, на которую поднялась модель.


Транспортные модели ракет (S-2) в
отличие от высотных несут стандартный полезный    груз   .   
Это сплошной, обычно свинцовый цилиндр массой 28,3 г и диаметром 19,1 ±0,1 мм. Размещается он
внутри модели таким образом, чтобы его можно было в любой момент извлечь
оттуда. Транспортные модели ракет разгул ы на 3 класса: одиночный (S-2-A),
двойной (S-2-B) и открытый (S-2-C). Ракетомоделисты соревнуются только в
одиночном классе. Модели этого класса отличаются друг от друга по полетной
массе, максимальному импульсу двигателя (двигателей) и полезной нагрузке (масса
груза — цилиндра). Модели одиночного класса поднимают один цилиндрик (общая
масса модели—90 г, импульс—90—100 Н-с), двойного — 2 (180 г, до 40 Н • с) и
открытого — 3 (500 г,
до 80 Н •  с).


Модели парашютирующих ракет (S-3)
и ракет с тормозной лентой (S-6) соревнуются   на  
продолжительность   полета.


Модели категорий S-3 опускаются на
парашюте, а категорий S-6— на тормозной ленте. Время полета ограничено: моделей
с парашютом — от 240 до 600 с, с лентой — от 120 до 300 с. Обе категории
разбиты на классы, по 4 в каждой. Классы моделей обеих этих категорий
отличаются друг от друга массой и импульсом движения. Если в соревнованиях
ра-кетомоделей категории S-6 могут участвовать одноступенчатые модели ракет с
одним двигателем и с одной тормозной лентой, сделанной из ткани, тонкой бумаги
или пленки, то моделям категории S--3 разрешается иметь несколько парашютов
(двигатель тоже один). Время полета секундомеры начинают отсчитывать по первому
движению модели на пусковой установке, а кончают — в момент приземления. Отсчет
времени заканчивается и в том случае, если модель вышла из поля зрения
судей-хронометристов более чем на 10 с. Окончательный результат спортсмена
подсчитывается по сумме трех полетов.


Ракетно-планерные модели
(категория S-4). Такие ракеты еще называют ракетопланами, это крылатые ракеты.
В воздух они поднимаются, как и все модели ракет, за счет силы тяги ракетного
двигателя, без использования аэродинамических сил, а потом, когда двигатель
отключается, планируют с высоты и плавно приземляются. Основная задача моделей
этой категории — продержаться в полете заданное (контрольное) время, можно чуть
больше, но не меньше. От того, насколько удачно спроектированы крылья
ракетоплана, зависят аэродинамические качества модели, а значит и время полета.
В категории S-4 модели делятся на 5 классов: S-4-A—«Воробей»,
S-4-B—«Стриж»,   S-4-C—«Ястреб»,   S-4-D — «Орел», S-4-E
—«Кондор». Эти модели отличаются друг от друга по максимальным массе и времени
полета, а также мощности двигателя или двигателей.


Задумав сделать ракетоплан,
моделист прежде всего должен решить, какую схему крыльев, т. е. площадь несущих
поверхностей, ему выбрать. Проще всего установить на ракете неподвижные крылья,
как у моделей самолетов. Но возникает вопрос: как совместить подобную схему с
вертикальным взлетом, как добиться минимального аэродинамического
сопротивления? Оказывается, выход есть: нужно в момент старта сложить крылья, а
после того как двигатель закончил работу, раскрыть их. Именно по такому принципу
и строят свои модели лучшие ракетомоделисты. Для постройки моделей спортсмены
используют самые разнообразные схемы несущих плоскостей: неизменное
дельтовидное крыло, крылья с постоянной и изменяемой геометрией, упругое
надувное крыло и, конечно, проверенные и испытанные во многих соревнованиях
самолетные крылья.


Высший класс спортивного
мастерства- — это конструирование и постройка масштабных моделей-копий. В
качестве прототипов для постройки моделей ракетомоделисты чаще всего берут
зондирующие, геофизические и метеорологические ракеты, ракеты-носители
искусственных спутников и космических кораблей. Самые искусные мастера
конструируют даже целые ракетные системы со стартовым столом, транспортером и
вспомогательным оборудованием. Масштабные модели-копии соревнуются на высоту
полета и реализм полета (категории S-5 и S-7).

Метки: Ракетно-космический моделизм, техника, космос, Ракеты, моделизм

Судомоделизм

Судомоделизм — массовый
технический вид спорта, проектирование, постройка моделей кораблей.


К самоходным моделям относят все
плавающие модели судов, которые приводятся в движение парусами или
механическими двигателями. Несамоходная настольная модель — уменьшенная копия
настоящего судна — образец ювелирной точности, изящества, мастерства. Настольные
макеты участвуют только в стендовых соревнованиях, где оцениваются их внешний
вид и масштабность, т. е. соотношение с истинными размерами корабля.


Классификация судомоделей. Все модели судов и кораблей условно разделены на 8 классов. В первых
двух классах собраны самоходные модели военных кораблей и гражданских судов, в
3-м — модели подводных лодок, в 4-м — модели кораблей и судов на подводных
крыльях, в 5-м — скоростные кордовые модели (с двигателем внутреннего
сгорания). В 6-м классе объединены управляемые модели: скоростные (с
электродвигателем и с двигателем внутреннего сгорания) и фигурного курса. -7-й
класс представлен моделями парусных яхт, и наконец, в 8-й класс входят все
настольные макеты.


Самоходные модели судов и кораблей
делятся не только по типу (военные, гражданские, подводные лодки, яхты), но и
по размеру корпуса (длине) и типу двигателя, поэтому каждый класс разбит еще и
на категории. У яхт основной критерий деления на категории — площадь парусов.


Самоходная модель, подготовленная
для соревнований, должна строго соответствовать прототипу (настоящему судну или
кораблю), вплоть до мельчайших деталей на палубах и надстройках, мостиках и
мачтах. На модель разрешается устанавливать любой двигатель (механический,
электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания); главное, чтобы она двигалась
с масштабной скоростью, которая зависит от масштаба, в котором построена
модель, и скорости прототипа.


 


Модели, в корпусе
которых установлены специальные устройства (радио, световые и акустические) для
приема сигналов с берега, называют управляемыми. Модели этого класса помимо
скорости должны обладать хорошей маневренностью: ведь на дистанции им
приходится не только проходить узкие ворота, но и обходить буйки, резко
разворачиваться.


Моделисты-яхтсмены соревнуются в 2
классах моделей яхт: управляемых и неуправляемых. В зависимости от площади
парусности, длины корпуса и других характеристик модели яхты подразделяются на
9 категорий, обозначенных индексами 10, М/С, П и т. д. Теория корабля — первый
помощник моделиста. Чтобы построить по-настоящему «мореходную» модель, каждый
судомоделист обязан знать, что такое плавучесть и запас плавучести,
остойчивость, непотопляемость, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и
управляемость


Ходовые свойства построенной
модели определяются в основном такими качествами, как поворотливость — способность
маневрировать при поворотах руля, устойчивость на курсе — способность держать
заданный курс при нейтральном положении руля. Поворотливость модели зависит от
многих качеств, например от длины и ширины корпуса, от осадки, от площади руля.


Одно из самых важных качеств любой
модели — способность развивать наивысшую скорость. Судомоделисты называют это
свойство ходкостью модели. Ходкость зависит от мощности двигателя, формы кормы,
от отделки подводной части корпуса. Моделисты стараются как можно лучше отделывать
корпус модели: сопротивление уменьшается и скорость модели возрастает.


Основные узлы и детали.


 Отделка  
модели.



Корпуса моделей делают из дерева,
металла, стеклоткани, папье-маше. Юные моделисты обычно начинают с деревянного
корпуса: выдалбливают его из целого куска дерева, или делают из склеенных
вместе досок, или набирают из шпангоутов, килевой рамы, стрингеров и обклеивают
тонкой фанерой. Металлические корпуса паяют, как правило, из кусков жести. А из
стеклоткани выклеивают на деревянной болванке (см. Сборка моделей).


Изготовление корпуса модели — это
только начало работы. Внешний вид готовой модели определяют главным образом
надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы,
поэтому изготовление их требует от моделиста аккуратности и точности. От
качества деталей и узлов надстроек зависят и мореходные качества модели —
устойчивость и ходкость.


Готовые модели грунтуют, шпаклюют,
шлифуют и окрашивают масляными, эмалевыми или нитроэмалевыми красками. Окраска
модели должна соответствовать прототипу. Например, надводную часть военного
корабля окрашивают в различные оттенки серого цвета, а пассажирского судна —
белой краской. Корпус грузовых судов красят в черный цвет, а надстройки — в
белый. Подводные части моделей судов и кораблей чаще всего окрашивают в зеленый
или красный цвет.


Микродвигатель, редукторы,
винтомоторная установка. Для судомоделей используют тепловые, электрические и
механические двигатели (см. Двигатели модельные). Большинство судомодельных
двигателей имеют высокую частоту вращения вала, поэтому моделистам приходится
снижать её специальными устройствами — редукторами (см. Механизм).
Устанавливают их в корпусе моделей между двигателем и гребным винтом.


Модель должна быть оснащена еще и
движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным винтом.


Гребной винт — это цилиндрическая
ступица с лопастями. На современных судах и кораблях их бывает от 2 до 6.
Моделисты используют винты с 2, 3 и 4 лопастями. Гребные винты для своих
моделей юные корабелы рассчитывают и изготавливают чаще всего сами. Но даже
правильно изготовленный гребной винт нередко требует доводки. При
конструировании движителя моделисту необходимо знать, что основные параметры
гребного винта — шаг и диаметр — должны быть такими, чтобы двигатель мог
развить наибольшую мощность.


В двигательный комплекс любого
судна или модели   помимо   гребного  
винта   входит   еще один важный элемент — корабельный руль
— пластина обычно прямоугольной формы. Эффективность работы руля зависит от его
сечения.


В современном судостроении и
судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансирный,
полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота,
они не снижают кпд гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их
на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус — гребной винт —
руль» во многом зависит скорость судна или модели.


Моделисты устанавливают на модель
специальные стабилизаторы курса и автоматические устройства.


Регулировка модели на воде. Испытание
модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на воде и
отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели. Если в
модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри нитро-шпаклевкой,
смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму
или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом)
избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением полезного
груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики — улучшают остойчивость.


Пробные запуски самоходных моделей
с двумя гребными винтами сначала ' проводят без руля и не на полную дистанцию.
Винты не бывают абсолютно одинаковыми, поэтому обычно на первых ходовых
испытаниях модель отклоняется в ту или иную сторону. В этом случае спортсмены
увеличивают или уменьшают шаг одного из винтов.


Отрегулировав гребные винты, на
модель устанавливают руль и снова запускают на дистанцию, но теперь уже на
полную. На этих запусках, наряду с отработкой курса модели, проверяют и ее
масштабную скорость. Регулируют масштабную скорость добавлением или уменьшением
элементов электропитания либо дополнительным переменным сопротивлением —
реостатом.


Самоходные, радиоуправляемые,
скоростные модели и модели подводных лодок соревнуются на защищенной от ветров
акватории, а вот для моделей яхт, наоборот, подбирают открытое, хорошо
продуваемое место.


Глубина водоема для моделей
подводных лодок должна быть не менее 3 м, для остальных моделей — не менее 0,5 м.

Метки: судомоделизм, техника, судно

Автомоделизм

Автомоделизм — массовый технический вид спорта, конструирование и испытание разнообразных моделей автомобилей. Различают спортивный и экспериментальный автомоделизм, хотя такое деление в значительной степени условно. Спортивные модели часто появляются на свет в результате большой экспериментальной работы, а экспериментальные    подчас     выступают     в     соревнованиях.
Cовременные модели вплотную подбираются к 300 км/ч!
Автомобили во всех кружках и лабораториях рекомендуется строить по правилам, разработанным и утвержденным Федерацией автомодельного спорта. Эта общественная организация руководит всей работой по развитию спортивного автомоделизма, участвует в проведении соревнований — в масштабах страны и международных. Занятия автомоделизмом ребята начинают обычно с 5 класса. В течение первого года обучения они изучают теорию и историю автомобиля и автомоделизма, учатся владеть инструментом, работать на станках, делают первые несложные модели. Тогда же проводятся и первые спортивные состязания — сначала в кружке, потом районные и городские.
 
Классификация  автомоделей.
Какие модели делают в автомодельных кружках. Прежде всего схематическую модель с резиновым двигателем. Модель эта может быть плоскостной и объемной. У плоскостной модели контур кузова — из фанеры, основание — из дощечки, колеса — от игрушечного автомобиля. У объемной — кузов чаще всего делают из плотной бумаги или картона. Состязаются такие модели на дистанции от 10 до 25 м по прямой, а чтобы маленькая машинка не сбилась с курса, сверху делают специальные направляющие, наподобие пантографов у троллейбусов и электропоездов.
Другой вид моделей для начинающих — с электродвигателем. Источник питания — батарейки — ставят как на самой модели, так и вне ее. Тогда ток идет по тонким проводам от центра круга, по которому бегает модель.
 
Эти модели не входят в Единую спортивную классификацию, по которой производится подсчет очков, заработанных спортсменом, и присваивается спортивный разряд.
Еще одна разновидность моделей, которые очень любят делать юные моделисты,— трассовые. Они стартуют каждая по своей трассе, с крутыми поворотами, подъемами и спусками по нескольким дорожкам, к которым подведен ток. Регулируя силу тока, моделист заставляет модель бежать быстрее на прямых участках пути и сбавлять скорость на поворотах, чтобы модель не сошла с трассы. Модели стартуют одновременно, и победительницей считается та, которая первой закончит пробег по дистанции.
По трассовым моделям проводятся соревнования в четырех классах: моделей с открытыми и закрытыми колесами, моделей серийных автомобилей (копий) и моделей свободного класса (фантастические проекты).
Разработаны и получили широкое признание, особенно у юных автомоделистов, зимние скоростные кордовые модели с воздушным винтом — автосани (аэромобили). Они разделяются на гоночные и модели-копии. На тех и на других устанавливаются двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом 1,5 и 2,5 см 3. Наличие 4 коньков или лыж обязательно    для    всех    классов    этих    моделей. Следующая ступенька мастерства — это конструирование классических моделей.
Основных типов два — скоростные кордовые (гоночные) модели и модели-копии. Гоночные модели — обтекаемой формы, со сближенными узкими колесами, почти без выступающих снаружи деталей и с очень плотной «начинкой» кузова. В их конструкции все подчинено достижению наивысшей скорости. Все кордовые модели снабжены прицепной кордовой планкой длиной 225—255 мм, считая от оси модели.
На гоночные модели устанавливают двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом 1,5; 2,5; 5; 10 см 3. На всех соревнованиях, где участвуют школьники, на модели обязательно устанавливают компрессионные двигатели. Габаритные размеры гоночных моделей не ограничиваются, но их масса соответственно объемам двигателей не должна превышать 1, 1,5, 2 и 3 кг.
Гоночные модели считаются вершиной автомодельного искусства. Их конструирование и расчет по силам лишь опытным спортсменам, построившим до этого несколько моделей других видов. Наивысшие результаты скорости на 1978 г. составляют 205, 225, 268 и 294 км/ч соответственно объемам двигателей. Все они принадлежат советским моделистам.
Модели-копии подразделяются на модели с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 1,5 и 2,5 см 3. В отличие от гоночных они должны полностью повторять какой-нибудь прототип из числа машин, которые серийно выпускает или выпускала автомобильная промышленность. Помимо испытаний на скорость, такие модели проходят еще и стендовую оценку. По особой шкале техническая комиссия соревнований определяет, насколько точно юный конструктор воплотил в своей копии характерные особенности прототипа.
Радиоуправляемые автомодели — миниатюрные конструкции, оснащенные приемопередающей аппаратурой. Это тоже копии, и они получают на техническом осмотре поощрительные баллы по той же шкале, что и кордовые копии. Масса их не ограничивается, они должны быть только не длиннее 500 мм, что объясняется особенностью их ходовых испытаний. На радиоуправляемых моделях могут стоять и электродвигатели, и двигатели внутреннего сгорания.
В последние годы советские автомоделисты развивают новый вид соревнований радиоуправляемых моделей — скоростные гонки на фигурной трассе длиной 500 м. В отличие от всех остальных видов автомодельных состязаний здесь стартуют по нескольку моделей сразу. На таких автомоделях стоят двигатели внутреннего сгорания, позволяющие им развивать высокие скорости.
Кордовые модели проходят ходовые испытания и соревнуются на скорость на специальных автомодельных стадионах-кордодромах. Кордодром — это круглая бетонированная площадка диаметром чуть больше 20 м, огражденная крепким бетонным или сетчатым забором.
Модель может стартовать с места, если двигатель ее начал работать от пускового устройства за пределами кордодрома. Но чаще всего моделист направляет ее с помощью пуск-штока — особой палки с захватом. Толкая модель, он запускает двигатель, а затем отпускает ее и дает судьям команду «Старт». Можно запускать модель и раскручивая . ее за кордовую нить. Разумеется, в зависимости от веса модели кордовые нити применяют разные—-для моделей с двигателем рабочим объемом 1,5 см3 потоньше, а для моделей с двигателем 10 см 3 самые толстые, их диаметр доходит до 1,3 мм. Старт дается только одиночный.
В соответствии с международными правилами для кордовых моделей установлена одна дистанция —500 м, это 8 кругов стандартного кордодрома. Подсчет достигнутой скорости ведется по специальным таблицам.

Метки: техника, автомоделизм, Авто

Авиамоделизм

Авиамоделизм- массовый технический вид спорта,
конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или
спортивных целях- один из любимых видов технического творчества молодёжи.


Классификация авиамоделей


Авиамодели можно разделить на 2 основных
вида: нелетающие и летающие.


Нелетающая модель — это, как
правило, копия исторического или современного самолета, повторяющая
геометрические формы, а иногда даже и конструкцию прототипа. Модели, которые
строят для выставок, для рекламных витрин и для оформления кабинетов
авиационных институтов и предприятий, называют тактическими.


Другая разновидность нелетающих
моделей — музейные модели. В них с большой точностью воспроизводят не только
внешние формы самолетов-прототипов, но и многочисленные внутренние устройства и
механизмы.


Летающие модели по принципу
полета, габаритным размерам, по виду двигателя и его рабочему объему
Международная авиационная федерация авиамодельного спорта (ФАИ) делит на 3
класса: свободнолетающие,, кордовые и радиоуправляемые. Каждый класс разбит на
категории.


К классу свободно летающих моделей
относятся модели планеров (категория F-1-A), резиномоторные (F-1-B) и таймерные
(F-1-C) модели, комнатные модели самолетов и вертолетов  (F-1-D).


Модель планера — безмоторного
летательного аппарата, способного парить в восходящих потоках воздуха.—
запускается так же, как воздушный змей. После набора высоты леер (тонкий трос)
автоматически отцепляется, и планер переходит в свободный полет. Модель
запускают обычно вдвоем на леере длиной 50 м: один держит ее в руках, другой —
за конец леера. По команде «Старт» помощник отпускает модель, и пилот начинает
буксировать ее на леере, пока она не наберет высоту.


У резиномоторной модели тяга
создается винтом, который приводится в движение резиновым двигателем —
скрученным эластичным жгутом, набранным из нескольких нитей авиамодельной
резины. Резиновый двигатель помогает модели взлететь, затем она планирует,
парит в восходящих потоках воздуха и плавно приземляется. Технические данные:
площадь несущей поверхности—17—19 дм2, полетная масса без двигателя не менее 190 г, максимальная удельная
нагрузка на несущую поверхность —500 Н на 1 дм2, масса двигателя не более 40 г.


Полет таймерной модели
ограничивается специальным механизмом — таймером. Со старта модель взлетает с
работающим двигателем. Через 7 с таймер отключает энергопитание двигателя, и
модель переходит в планирующий полет. Рабочий объем двигателя внутреннего
сгорания не более 2,5 см3. Допустимая масса модели определяется умножением
рабочего объема двигателя на число 300.


Соревнования комнатных моделей с
резиновым двигателем проводятся только в помещении. Такие модели очень легкие
(1 —10 г) и небольшие (размах крыла — не более 650 мм).


 


Свободнолетающие модели всех
категорий соревнуются на продолжительность полета. Время полета модели каждого
участника ограничено 3   мин.   Победителя 
определяют  по большей сумме очков (1 с равна 1 очку), набранной в 7
турах.


В класс кордовых моделей входят:
скоростные (категория F-2-A), пилотажные (F-2-B), гоночные (F-2-C), воздушного
боя (F-2-D), модели-копии самолетов.


Модели этого класса в полете
связаны со своим пилотом-моделистом двумя нерастяги-ваемыми нитями — кордами.
Они летают по кругу и маневрируют в воздухе только за счет отклонения вверх или
вниз рулей высоты.


Соревнования по кордовым моделям
проводятся на специально подготовленной площадке (кордодроме), имеющей ровное
бетонное или асфальтовое покрытие диаметром не менее 48 м.


Класс радиоуправляемых моделей
подразделяется на следующие категории: пилотажные (F-3-A), модели-копии
самолетов (F-4-C) и планеров (F-4-D), модели планеров (F-3-B). На борту моделей
этого класса установлена радиоаппаратура, принимающая сигналы с земли и
управляющая рулями модели.


Модели самолетов и планеров
оснащают многокомандной аппаратурой телеуправления. На планеры устанавливают
обычно и многокомандную, и однокомандную аппаратуру. Время полета моделей 10—12
мин.


В кружках, лабораториях строят
также модели вертолетов, гидропланов, бесхвосток, а также экспериментальные
модели: орнитоптеры, конвертопланы, экранолеты и т. д.


 


Основные  узлы моделей.


Ф юз ел я ж — это корпус модели,
на котором крепятся крылья, оперение, двигатель, шасси. В нем же размещается и
полезный груз: различные механизмы, таймерные устройства, радиоаппаратура
 (см. Самолет)


В практике авиамоделирования
применяются три типа фюзеляжей: долбленые, наборные и монококи (скорлупного
типа). Долбленые фюзеляжи используют при изготовлении музейных моделей сложной
формы и летающих моделей с гладкими обводами — скоростных и гоночных планеров.
По конструкции переборок наборные фюзеляжи подразделяются на шпангоутные,
ферменные и смешанные. Собираются они из продольных деревянных элементов —
стрингеров и поперечных — шпангоутов, реек. Фюзеляжи скорлупного типа
(монококи) выклеивают из бумаги, стружки или шпона легких пород дерева на
болванках. Фюзеляж летающей модели должен быть не только прочным, но и легким,
и жестким.


Винтомоторная группа у
резино-моторной летающей модели состоит из резинового двигателя (пучок
резиновых нитей), подшипника, бобышек и винта; у модели с поршневым двигателем
— из двигателя, подмоторной рамы (моторамы), системы питания (бачка и
топливопровода)  и винта.


Большинство моделей самолетов
оснащается одним механическим двигателем, а вот у резиномоторных может быть 2 и
даже 3 резиновых двигателя. Применение небольших зубчатых колес позволяет
соединить 2 или 3 двигателя в один и таким образом увеличить продолжительность
работы резинового двигателя.


В авиационном моделизме используют
2 типа микролитражных двигателей внутреннего сгорания: калильные и
компрессионные.


Воздушный винт — ответственный
узел, от которого во многом зависит полет модели. Лопасти винта, приводимые в
движение авиамодельным двигателем, вращаясь, отбрасывают поток воздуха назад.
На всех летающих моделях используют двухлопастные винты, только на кордовые
скоростные модели ставят однолопастные винты.


Крыло фюзеляжной (объемной) модели
состоит из каркаса и обтяжки. Каркас набирается из передних и задних кромок,
консольных закруглений (законцовок), продольных и поперечных планок  
(лонжеронов   и  нервюр).


Форма крыла — самая разнообразная:
прямоугольная, трапециевидная и т. д.


Хвостовое оперение летающей модели
состоит из горизонтально расположенного стабилизатора и вертикального киля. Но
встречается на моделях и двухкилевое, и V-образ-ное оперение. Стабилизатор
напоминает крыло, только меньшего размера. Киль, как правило, трапециевидный
или эллипсовидный.


И наконец, несколько слов о шасси.
У фюзеляжных моделей оно оборудовано колесами, а у моделей гидросамолетов —
поплавками. Шасси может быть убирающимся или неубирающимся. Если шасси не
убирается, его делают съемным. У тяжелых моделей шасси — двойное, усиленное
подкосами.


Летные качества модели, ее
способность парить в воздухе во многом зависят от веса модели, или, говоря на
языке авиамоделистов, от нагрузки на 1 дм2 несущей поверхности крыла и
стабилизатора. Любой, даже начинающий, моделист знает: чем меньше эта нагрузка,
тем легче модель и тем лучше она планирует.





 


 


 


 


На рисунке изображён экранолёт.


 


 


 


 





 


 


 


 


Планеры







 


 


 


 


 





Резиномоторная


 

Метки: Авиамоделизм, техника, Самолёты

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу