1994жылы битирген 1977жылгы Тулектерге Улкен Рахмет.
Мамытбаева Тогжан апаны умытпагандарынызга улкен рахмет! немереси Жанибек
Gulmira Sugirbekova,
04-09-2012 10:30
(ссылка)
ВСЕМ ПРИВЕТ ИЩУ Одноклассников 1988 года выпуска
Мой телефон сот.87019630923 87009619225
A. Maratovna,
09-12-2011 13:52
(ссылка)
Желтоқсан желі....
Смерть Спатаева Ербола.

18 декабря 1986 года Спатаев Е. был подобран работниками скорой
помощи Зинченко и Кристальниковым во дворе дома № 6 по ул. Сатпаева с
тяжелой черепно-мозговой травмой.
Официальными органами признана смерть лишь одного Спатаева Ербола,
студента Алма-Атинского энергети-ческого института. На одежде Спатаева
обнаружены волокна ткани образца шинели военнослужащего. Спатаев Е. умер
23 декабря от разможжения головного мозга. Тем не менее на Спатаева
было заведено уголовное дело по статье 65 УК КазССР, которое прекращено
в связи с его смертью. Убийцы Спатаева не установлены. Требуется
расследование.
Смерть Асановой Ляззат Оразхановны.

В списке лиц, задержанных и привлеченных к уголовной ответственности
за участие в "массовых беспорядках" по ст. 65, представлен
При загадочных обстоятельствах обнаруживается смерть Асановой и
прокуратурой КазССР оформляется совершенно другое уголовное дело. Вот
как это было сделано.
Выписка из показания следователя Чуприлина Ю.В.: "Для
расследования данного дела постановлением начальника следственной части
прокуратуры КазССР была создана следственная группа в составе меня,
следователя прокуратуры Советского района Алтыбаев, следователя МВД
Андреева. В кабинете прокурора Советского района Искакова я поставил
его в известность о том, что группа прокуратуры КазССР и в том числе
его следователь по указанию Мызникова и постановлению Волтунова будет
работать по делу о смерти Асановой. Искаков возражений не имел и выдал
документы, которые поступили из РОВД, о чем есть регистрационный номер. Я
возбудил уголовное дело по факту смерти Асановой. На третий или
четвертый день стало ясно, что Асанова страдала психическим заболеванием
и уже до этого неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством. Я
доложил об этом Мызникову и Волтунову и вышел из дела. Дело осталось в
производстве Андреева, т.к. необходимо было для объективности
расследования провести посмертную суд-психиатрическую, почерковедческую
экспертизу и выполнить ряд следствии, что и сделал Андреев и вынес
постановление о прекращении дела. Никакими данными о том, что она
задерживалась милицией ни я, ни Андреев не располагали. Номер уголовного
дела взял Андреев видимо у Волтунова, у которого был журнал
регистрации всех уголовных дел, в том числе и прекращенных".
Показания Алтыбева А.А. (стажер-следователь
прокуратуры Советского района Алма-Аты). "В декабре 1986 года я был
включен в следственную группу прокуратуры КазССР для расследования
уголовного дела по факту смерти Асановой. Указанный факт имел место
примерно 19 декабря 1986 года. В этот день прокурор Искаков вызвал меня в
свой кабинет, где находился член следственной группы прокуратуры
республики Чуприлин. Прокурор попросил меня поискать кабинет для
Чуприлина и решить организационные вопросы. Уголовное дело было
возбуждено в тот же день, но кем я не помню, вероятно Чуприлиным, т.к.
дело находилось в его производстве. Выставлялась при этом карточка формы
№ 1 на возбуждение уголовного дела в ИЦ МВД КазССР я не знаю. В
основном всех вызванных свидетелей допрашивал сам Чуприлин. Всю
указанную работу мы провели за один день. Какое решение по делу было
принято Чуприлиным мне не известно, моего мнения об этом никто не
спрашивал, да и я всех обстоятельств дела не знал, т.к. все материалы
находились с самого начала расследования у Чуприлина. О том, что ранее в
отношение Асановой было возбуждено уголовное дело по ст. 65 УК КазССР я
не знал".
Бывший прокурор Советского района г. Алматы Ж. Искахов
подтверждает показания А.Алтыбаева тем, что 19 декабря 1986 года ему по
телефону сообщили, что Л.Асанова задержана и её ищут преподаватели и
сокурсники.
Уголовное дело № 30484 закрыто по причине установления факта
самоубийства Асановой Л.О. со следующей формулировкой: "Проведенным
расследованием установлено, что Асанова Л.О. страдала
маникально-депрессивным психозом". Однако в акте № 157
судебно-психиатрической экспертизы от 14.02.87 г. зафиксировано, что
Асанова Л. при жизни не страдала хроническим душевным заболеванием и у
нее не было признаков психической аномалии. Установлен также факт
скрытия следователем учетной карточки по форме № 1 по уголовному делу №
30484, которая должна быть выставлена в ИЦ МВД КазССР, то есть это было
сделано умышленно с целью укрытия уголовного дела от учета. Не известно
также обстоятельство исчезновения уголовного дела в отношении Асановой
по ст. 65, вместо которого появилось уголовное дело № 30484 по факту
смерти.
Дело о смерти Асновой требует своего расследования.
Смерть Кайрата Рыскулбекова.

Обстоятельства смерти Кайрата Рыскулбекова проанализированы экспертом
рабочей комиссии В.В.Богдановым (см. раздел III, стр.158), который
сделал заключение, что смерть Рыскулбекова организована
правоохранительными органами: "смерть Рыскулбекова - это социальный
заказ, факт, практически, бесспорный. Его смерть была нужна тем, кто
давал добро на искусственное создание уголовных дел в отношении
ни в чем неповинных людей". При изучении экспертами причины смерти
Рыскулбекова остались вне поля зрения следующие обстоятельства:
а) Рыскулбекову было определено место отбывания в ИТУ в Свердловской
области (г.Ивдель), куда он должен быть доставлен этапом по маршруту
Алма-ата - Петропавловск - Свердловск. По неизвестной причине перед
самой отправкой Рыскулбекова этот маршрут был изменен на Семипалатинск.
Через Алматы в то время проходили два этапных маршрута: Алматы -
Караганда - Акмолинск - Кокчетав - Петропавловск далее на запад и Алматы
- Талдыкурган (ст. Уштюбе)
Семпалатинск-Новосибирск далее на восток. Между Ташкентом и
г.Новосибирск этап обслуживался новосибирским конвоем и первой
остановкой осужденных должна быть этапная тюрьма Новосибирска, а не г.
Семипалатинска. Как известно, осужденных, направляемых в ИТУ,
находящихся в Сибири и далее, никогда не высаживали в Семипалатинске,
ибо здесь этапы в других направлениях не производятся. Следовательно,
высаживание Рыскулбекова в Семипалатинске было заранее спланированной
акцией правоохранительных органов.
в) во время пребывания осужденных в промежуточных этапных
пунктах существует правило размещения их по камерам в строгом
соответствии с режимами отбывания наказания. Рыскулбеков должен был
отбывать наказания в ИТУ строгого режима. В семипалатинской тюрьме его
поместили в камеру, где находился рецидивист с особо строгого режима.
Дело о смерти Рыскулбекова К.Н. требует расследования и снятия с него посмертного грязного обвинения в самоубийстве.
Смерть Махамбетовой Бахыт. Из заявления гражданки Алибековой Балмерке в Комиссию Президиума Верховного Совета Казахской ССР.
В ноябре 1986 года она познакомилась с девушкой по имени
Бахыт и узнала, что она родом из села Гавриловка Рузаевского района
Кокчетавской области. В связи с тем, что она проживала в этой же
области, но в Арык-Балыкском районе, село Новосветловское, в дальнейшем
стали поддерживать дружеские взаимоотношения как "земляки".
В двадцатых числах декабря 1986 года, сразу же после
происшедших событий, она пришла в общежитие, где проживала Бахыт, позже
установила фамилию - Махамбетова, и узнала, что последней нет в
общежитии с 17 декабря 1986 года. Тогда она решила искать её и начала
поиски с Калининского РОВД города, так как знала, что многих
демонстрантов задерживали и доставляли в те дни в райотделы милиции.
Придя в Калининский РОВД она спросила у ответственного дежурного по
РОВД казахской национальности, майора в звании - нет ли в здании РОВД
девушек, задержанных в связи с происшедшими событиями. Получив от
дежурного отрицательный ответ, она прошла мимо дежурной части по
коридору к комнате задержанных РОВД (Алибекова точно описала
расположение дежурной части РОВД, комнаты для задержанных и коридора,
ведущего к этой комнате, что подтверждает её заявление). Пройдя в
комнату для задержанных, она увидела лежащих на полу двух человек, парня
казаха, лежащего лицом к полу без признаков жизни, и девушку казашку,
лежащую на боку, также без признаков жизни. Одежда на них была грязной,
местами порванной, виднелись части тела. Она сразу узнала лежащую на
полу Махамбетову Бахыт. В этот момент к ней подошел работник милиции
русской национальности и на его вопрос, что она делает, ответила: "Ищу
сестру". После этого она стала осматривать карманы пальто девушки и в
одном из карманов через имеющееся отверстие в подкладке, нашла
читательский билет, по фотографии на билете она узнала Махамбетову Бахыт
и попросила сотрудника милиции отдать труп Бахыт ей. Милиционер
отказал ей в этом и, забрав читательский билет, выгнал её из здания
РОВД, заявив, что труп будет выдан администрации по месту учебы. Через
несколько дней она пришла в общежитие и, узнав, что труп Махабетовой уже
увезен в Кокчетавскую область, ушла в свое общежитие.
Достоверность её заявления подтверждается также фактом
опознания ею фотографии Махамбетовой в семейном альбоме Махамбетовых,
проведенном членом рабочей комиссии Егембаевым в доме родителей
Махамбетовой Бахыт.
Комиссией также установлено, что студентка исторического
факультета КазГУ Махамбетова Бахыт действительно умерла. Следователь
прокуратуры Калининского района Дюдюкин в возбуждении уголовного дела по
этому факту отказал за отсутствием состава преступления. Дело о смерти
Махамбетовой подлежит расследованию.
Смерть Молданазаровой Кенжегуль. Заявление Молданазаровой Махпал, проживающей в совхозе Караспан, аул Акжол, Богенского района, Чимкентмкой области.
Моя дочь, Молданазарова Кенжегуль, 19.03.1965 года рождения
после окончания школы на золотую медаль в 1982 году поступила в
Алматинский медицинский институт. 18 декабря 1986 года она получила
тяжелую телесную травму от удара саперной лопатой по голове. Будучи не в
состоянии продолжить учебу она вернулась домой и находилась на лечении
сперва в Арысской, а потом в Чимкентской областной больнице. Врачи
рекомендовали ей сделать операцию. Вскоре после операции, сделанной в
республиканской больнице г. Ташкента, 18.03 1987 года она скончалась.
Достоверность фактов, изложенных в заявлении Молданазаровой
Махпал, подтверждена проверкой Комиссии Верховного Совета РК. Дело о
смерти Молданазаровой подлежит расследованию.
Свидетельские показания о жертвах восстания декабря 1986 года.
Волков А.В. (бывший прапорщик в/ч 7552) 17 декабря
1986 г. около 10 утра полк был поднят по тревоге. Я служил в то время
техником по ремонту вооружения. По вызову явился в бункер, к вечеру,
когда стемнело. Слышал переговоры по рации: перевернута спецмашина
"автозак" со спецсредствами и сожжена, перевернуты и сожжены несколько
легковых машин; демонстранты несколько раз захватывали трибуну, пытались
прорываться к зданию ЦК, били стекла.
В течение дня 17 числа я не выходил из бункера, там и
ночевал. Слышал о разгоне демонстрантов с помощью пожарных машин. Из
переговоров по рации слышал, что на площадь завезли две машины с водкой,
раздавали демонстрантам бесплатно. Машины были захвачены якобы
милицией.
17 декабря к вечеру прилетели из Москвы два генерала, фамилий не знаю. Один из них отдал приказ о разгоне.
Из переговоров по рации слышал, что на углу улиц Шевченко и
Шагабутдинова толпа девушек окружила группу милиционеров, одного
милиционера проткнули металлическим штырем насмерть. Прибывший наряд
милиции выхватил эту девушку и, взяв за руки, ударил её об бетонный
столб, тоже насмерть.
Из тех же переговоров по рации слышал, что пожарная машина "Ураган" насмерть раздавила девушку.
Операцию разгона я не видел - находился в бункере. Из других
офицеров, находившихся в бункере, помню полковника Щербатова.
Во второй половине дня 18 декабря я видел, как в бункере
люди в штатском одели наручники на двух или трех сотрудников ЦК, которые
там находились, посадили их в машину скорой помощи и увезли.
Когда я вышел на площадь, было темно, на асфальте лежало много людей, примерно 120 или 150 человек.
Из разговоров по рации я слышал, что демонстранты забили насмерть
курсантов-пограничников, и тогда они стали рубить демонстрантов
лопатами, хотя приказ был бить плашмя.
21 декабря утром в Управлении внутренних войск по Средней
Азии и Казахстану (угол улиц Горького и Амангельды) на операционном
совещании начальник оперативного отдела полковник Щербатов привел также
данные: всего погибло 168 человек, из них военнослужащих ВВ - 8
человек, курсантов-пограничников-4, из Алма-Атинского гарнизона
милиции-1.
Из присутствующих на совещании помню: Мясоедов Е.
(начальник оперативно-розыскной группы), Человенец Н. (помощник
начальника оперативно-розыскной группы), Костюков С., Абраменко В. На
совещании присутствовал весь взвод, оповестил о совещании командир
взвода старший лейтенант Самойленко.
Харитонов А.Б. (бывший работник КГБ, затем
военнослужащий группы войск в Германии). Сообщает, что он знал Волкова
много лет и ручается за правдивость его показаний.
Комиссии Верховного Совета КазССР
Я, (фамилия, имя, отчество, местожительство) 18 декабря 1986 года...
В автобусе ко мне подошел русский парень лет 30-35 и спросил
кто я по национальности. Узнав, что я казашка стал бить меня по голове, я
закричала. Парень казах, который сидел рядом со мной, заступился за
меня. Тогда все русские набросились на нас и стали избивать: Когда я
очнулась в милицейской машине, то увидел того парня, который заступился
за меня. Я посмотрела на него и увидела ужасное - у него язык вывалился
наружу. Я попыталась ему помочь, но не смогла, а милиционер, который
сидел рядом с ним сказал: "не видишь, что он мертвый". Я не поверила
ему и стала дергать парня за руки, но руки были безжизненные... .
В течение 3,5 лет меня мучает образ этого парня и вопрос:
почему после этого никто не интересуется судьбой этого парня и мною.
Ведь я была единственной свидетельницей, которая видела его мертвым в
милицейской машине и мои документы находились у этих милиционеров.
Сопредседателю Комиссии Шаханову М.
...(адрес, Ф.И.О.)
...Примерно 19-20 декабря 1986 года я находился в РОВД на дежурстве.
Около 21 часа подошел начальник милиции : (фамилия) и предложил, чтобы я
с ним поехал ... (указан конкретный адрес).
По пути заехали к участковому инспектору: (приводится
фамилия) и ему пояснили, что в его участке сегодня происходят похороны
молодого парня казахской национальности, который погиб при
демонстрации. В задачу входило успокоить, если есть у людей намерения
выйти на демонстрацию. Я зашел с участковым милиционером в дом, где
проходят похороны и немного посидел, при этом разъяснял людям, что ихние
действия не будут правильными, если они пойдут на эти демонстрации. Я
понял из разговоров людей, которые там находились, что парень погибший
участвовал в декабрьских событиях, по тому, как люди успокаивали
родителей.
Заявление Контураевой Акмарал Тургановны (поселок
Сары-Озек Алматинской области). 17 декабря 1986 года около 21 часа 30
минут она вместе со своей сестрой Балкен решили пойти из любопытства на
площадь. Когда они подошли к фонтану, расположенному на ул. Байсеитовой,
то увидели группу молодежи, убегающих в их направлении, За ними бежали
солдаты вооруженные саперными лопатками и дубинками. Она увидела как
один из солдат, подбежав к одной казашке ударил её саперной лопаткой в
область головы. Девушка тут же упала на землю, обливаясь кровью.
Контураева как медик не могла пройти мимо такого факта и решив оказать
ей помощь, подошла к ней и двумя руками стала поднимать голову девушки и
в это время почувствовала, как пальцы её рук провалились в её голову.
Она поняла, что голова девушки в затылочной части прорублена. Судя по
причиненному телесному повреждению и потере крови, она как медик
поняла, что эта девушка умерла.
Заявление Мамбетова Мейрам Рымбековича. 18 декабря
1986 г. он находился на площади. Через некоторое время на демонстрантов
напали вооруженные дубинками солдаты. Он в числе других демонстрантов
стал убегать. При этом увидел, как один из солдат ударил несколько раз
дубинкой убегающую от него девушку. Когда она упала на землю, то солдат
ударил её еще и ногой и побежал дальше. Мамбетов поднял её на руки и
понес к бетонному забору, расположенному недалеко от площади. Не доходя
до этого забора метров 15, девушка скончалась у него на руках.
Меньшикова Ирина Львовна (врач больницы скорой помощи,
заявление № М-456 от 20.05.90 г.). 17 декабря 1986 года в ночь в мое
дежурство в горбольнице № 2 поступил молодой парень казах. По словам
людей, привезших его, он был доставлен с площади. Вначале этого парня
определили в отделение черепно-мозговой травмой. Ему было лет 19-20. В
этот день поступило много людей с различными травмами. Этот парень в
реанимацию не был определен потому, что в первую очередь в реанимацию
определяли сотрудников милиции и о таком порядке было дано указание
руководством больницы. 20 декабря я узнала от сотрудников реанимации,
дежуривших до моего заступления на смену (их фамилии сейчас не помню, но
можно установить по графику дежурства), что тот парень скончался.
Заведующим отделением нейротравмы был Рославцев. В отделение
реанимации в то время, когда я отдыхала, поступил другой парень казах.
Он студент энергетического института. Этот парень скончался после моего
дежурства 20 или 21 декабря, а значит, по моим подсчетам 23 или 24
декабря 1986 года. Факт смерти в реанимации отражается в истории
болезни, а также в журнале движения больных, который ведется дежурной
медсестрой и хранится в архиве. За сохранность этого журнала отвечает
старшая сестра и заведующий отделением. Старшей медсестрой в то время
была Валентина Ивановна (фамилию не помню). Сейчас она работает в
горбольнице № 1.
Данные о смерти парня казаха, поступившего в смену Меньшиковой (17 декабря 1986 г.), администрация больницы не дала.
Факты доведения до самоубийства путем неправомерных действий
должностных лиц правоохранительных органов.
Смерть Мухаметжановой Сабиры Есимбековны.
26 декабря 1986 года в г. Усть-Каменогорске учащаяся педагогического училища Мухаметжанова Сабира Есимбековна,
1970 года рождения, покончила жизнь самоубийством, прыгнув с окна 5
этажа здания общежития училища. При расследовании уголовного дела
установлено, что Мухаметжанова вместе с другими учащимися своей группы
22 декабря 1986 года не пошла на занятия. Этот факт со стороны
администрации училища был расценен как "поддержка националистических
выступлений в г. Алма-Ате" и подвергся тщательному разбору. Сотрудник
областного управления КГБ Шушеньков собрав девочек в один из учебных
кабинетов держал их там до глубокой ночи, выясняя кто явился
организатором не посещения занятий. В 23 часа 22 декабря в результате
оказанного психического давления на подростков Мухаметжанова сообщила,
что является организатором не посещения занятий. Из классной комнаты
девочки были выпущены только благодаря настоятельным требованиям
директора училища Баранова. Эта процедура продолжалась и в последующие
дни, а 26 декабря в училище была приглашена мать Мухаметжановой, которая
в присутствии дочери стала объяснять неправильное поведение последней. В
ходе этого разбирательства Мухаметжанова выйдя из классной комнаты
прибежала в свою комнату заплаканная и, никому ничего не говоря, открыв
окно, выпрыгнула. От полученных телесных повреждений она скончалась на
месте. Дело о смерти Мухаметжановой осталено без рассмотрения.
Айгерим Керимбекова,
06-06-2011 19:25
(ссылка)
Без заголовка
Кульмаш Акылбаевна
Бахыт Бексултановна
Гуля Кудековна
Бахыт Бексултановна
Гуля Кудековна
Мұқағали Мақатаев
МАКАТАЕВ Мұқағали
(9. 2. 1931. Алматы обл., Нарынқол ауд., "Қара саз", қазіргі
"Энгельс" к-зы, - 5. 3. 1976, Алматы) -
ақын. Орта мектепті бітірген
соң, ауылдық Кеңестің хатшысы, Қызыл отаудың меңгерушісі, комсомол
қызметінде болды. 1954-62 ж. Қазақ
радиосында диктор, пед. жұмыста, 1962-72 ж. "Социалистік Қазақстан"
(қаз. "Егемен Қазақстан"), "Қазақ
әдебиеті" газеттерінде "Мәдениет және тұрмыс" (қаз. "Парасат") "Жұлдыз"
журналдарында бөлім меңгерушісі 1972-73 ж. Қазақстан Жазушылар одағына әдеби
кеңесші. Тұңғыш өлеңі 1948 ж. Нарынқол ауд.
"Советтік шекара" (қаз.
"Хан Тәңірі") газетінде басылды. М. есімі көпшілікке
"Аппасионата" (1962) поэмасы арқылы танылды. "Ильич (1964),
"Мавр" (1970) поэмаларында ұлы көсемдеріміз Ленин мен Марксті
жырлады. Дәуір улылығын, замана шындығын шалқар шабыт, асқақ азаматтық пафос,
терең филос. ой, шынайы үлкен сезіммен бөйнеленген. "Қар-лығашым келдің
бе?" (1968), "Дариға-жүрек" (1972), "Аққулар
ұйықтағанда" (1974), "Шуағым менің" (1975),
"Әмір-дастан" (1976), "Өмір-өзен" (1978),
"Бәсіре" (1981), "Соғады жүрек" таңда-малы 2 томдық,
(1982), "Шолпан" (1984), "Қош махаббат" (1988) атты
поэзиялық жинақтары ұлттық әдебиетімізге, қазақ поэзиясының асыл қазынасына
қосылған үлкен үлес болды. Оның шыгармалары негізінен Отанға, елге, туган
халқына деген сүйіспеншілігін, махаббаттың, өмірге деген құштарлығын жырлауға
арналған. Көптеген өлеңдеріне ән шығарылды. Д. Дантенің, У. Шекспирдің, У.
Уитменің жекелеген шығармаларын қазақ тіліне аударған. Қазақстан Жазушылар
одағы 1985 жылдан бері үздік әдеби шығарма авторларына берілетін М. Мақатаев
атынд. сыйлық тағайындаған.
Мукагали
Макатаев знал, что его поэзия всегда найдет своего читателя. И это будут не
только его современники. В дневниковой записи, сделанной незадолго до смерти,
есть такие строчки: «Пройдут года, придет новое поколение, и они поставят
каждого из нас на свое место. Испокон веков так было, так есть, так будет! О
себе я вот что скажу: я ровесник поколения ХХI века, а может быть, родственник
еще дальних поколений». Ему сегодня исполнилось бы 75. Его нет на свете уже 30
лет. Это те даты и сроки, которые определили истинное величие и поэтическую
силу его гения.
Мукагали...
Сегодня это имя символизирует казахскую поэзию.
Мукагали...
Это имя вызывает в душе образы казахской земли: бескрайние степные просторы,
величественно-неприступные Хан-Тенгри и Алатау, могучие деревья, в кронах
которых кроется прохлада звенящего летнего дня. Оно несет в себе свет и радость
понимания бесконечности природы.
Мукагали...
Великий сын великой казахской земли и казахского народа, щедро одаренный их
любовью и сам одаривший их ярким талантом.
Вот
одна из последних записей в дневнике Макатаева: «Дорогие товарищи мои! Если вы
действительно намерены исследовать мою биографию, мое творчество, то не
забудьте прочесть все, что написано мною, где я через свое «Я», не утаивая, в
стихах вел летопись своей жизни». Покоримся воле поэта и отправимся с ним в до
боли короткий и полный драматизма жизненный путь, как в зеркале отразившийся в
его поэзии.
«Я
вырос в песенном разнотравье Карасаза»
Макатаев
родился 9 февраля 1931 года в селе Карасаз Нарынкольского (ныне Раимбекского)
района Алматинской области. Заповедная красота Карасаза стала источником
поэтического дара Мукагали. Как он воспевал «счастливый край» своего детства:
«Мой Карасаз! Мое невысказанное чувство, Ты счастье, которое я искал!»
nbsp;
Карасаз
— малая родина Макатаева, помогавшая ему в самые трудные минуты жизни. Она дала
ему крылья и предначертала судьбу поэта: «Пой обо мне», — словно просила темная
вода, «Пой обо мне», — словно просил густой камыш».
Полное
имя поэта — Мухаметкали, но его с детства ласково называли Мукагали, считая,
что бремя ответственности (нелегко носить имя Пророка) может осложнить жизнь
маленького ребенка. У молодых родителей Макатаевых, Сулеймена и Нагиман, он был
первым из троих детей. Отец поэта, скромный и работящий человек, за год до
войны стал председателем колхоза. Первоначально детство Макатаева было
безоблачным. В стихотворении «Родная земля», обращаясь к Карасазу, он так
вспоминает о нем: «Коня, сделанного из прутика, я оседлал, я рыбу ловил, В реке
и лесах твоих резвился». Только шалости и проказы, связанные с ощущениями
детства, могли оставить счастливый след в душе человека, уже ставшего взрослым:
«Мы были босоногими детьми, когда гоняли коз, Когда кидали в окна камни».
Макатаев любил мир своего детства и искренне тосковал по нему: «О детские годы
мои, соскучился я по вас!» И именно воспоминания о детстве породили многие
образы его поэзии:
Смотри,
плача и рыдая, детство стоит
На
обрыве, с которого мы прыгали в воду.
Война
все изменила в жизни Мукагали. Ему было 10 лет, когда отец ушел на фронт, и все
тяготы жизни легли на плечи подростка. Как все мальчики военного поколения, он
рано стал взрослым, осознав, что в доме, где одни женщины и дети, теперь
остался за мужчину. И как горько поэт восклицал, вспоминая то время: «Помню все
— и землю мою, и жизнь мою, Только не помню — смеялся ли, плакал ли я. Только
не помню — Было ль детство у меня?»
Отец
Макатаева погиб на фронте. И с тех пор Мукагали никогда на забывал, что он —
«солдатом зажженный огонь», — не имеет права просто так погаснуть и исчезнуть.
Может быть, именно в этот момент к нему пришло неосознанное понимание
бессмертия, воплотившееся позже в творчестве.
По
воспоминаниям матери поэта, в четырнадцатилетнем возрасте Макатаев серьезно
увлекся поэзией. Вдохновение он черпал из окружающего мира и из книг. Мукагали
очень любил читать Абая, Ауэзова, Сейфуллина, Мусрепова. Прекрасно зная русский
язык (выучил самостоятельно), запоем читал русскую литературу, особенно поэзию
Пушкина, Есенина, Блока. Из зарубежной литературы интересовался творчеством
Гейне, Гете, Дюма, Гюго, Байрона, Драйзера, Стендаля, но предпочтение все-таки
отдавал Бальзаку, Лондону и Шекспиру. В одном из писем Макатаев признается:
«Да, я люблю литературу. Превыше нее для меня ничего нет».
В
1948 году Макатаев окончил в Нарынколе школу-интернат. Он несколько раз успешно
поступал в институты: на филологический факультет КазГУ, затем в институт
иностранных языков и вновь в КазГУ, но уже на юридический факультет. В 1973
году он стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, но
по семейным обстоятельствам на первом году оставил учебу. Легкость, с которой
Макатаев поступал в высшие учебные заведения, свидетельствует о его огромных
способностях, а желание получить образование — о стремлении к знаниям.
Возможно, это связано и с отцовским наказом, который навсегда остался в сердце
Мукагали: быть не только опорой бабушке Тиын, матери, младшим братьям, но и
обязательно учиться (стихотворение «Наказ отца»).
Макатаев
рано женился. Это событие произошло весной 1949 года. Со своей будущей женой
Лашын Алимжановой Мукагали познакомился в ауле Шибут, где он в то время
работал. Появились дети: Ляззат, Майгуль, Жулдыз, Айбар, Алмагуль, Шолпан.
Оставаясь в ауле, Мукагали работал в конторе, потом был учителем русского языка
в школе, корреспондентом районной газеты. После переезда семьи в 1962 году в
Алматы его профессиональная деятельность тесно связана с литературным
творчеством: диктор на Казахском радио, журналист в газете «Социалистiк
Казакстан», сотрудник журнала «Жулдыз», руководитель совета по делам молодежи в
Союзе писателей.
Несмотря
на смену внешних обстоятельств, постоянен Макатаев был в главном — беззаветной
любви к поэзии. Он все время пишет стихи и часто публикуется на страницах
журналов и газет. Начиная с 1962 года, когда вышла первая книга, до 1976-го —
последнего года жизни Макатаева, увидели свет восемь стихотворных сборников
поэта. Среди них — «Приветствую вас, друзья!», «Когда лебеди спят», «Свет мой»,
«Печаль сердца», «Жизнь-поэма» и другие. За двадцать пять лет работы в
литературе Макатаев написал более 1 000 стихотворений. Он стал автором таких
поэм, как «Ильич», «Раимбек! Раимбек!», «Горный орел», «Беглец», «Мавр», а
также рассказов и повестей, пьесы «Прощай, любовь», статей по вопросам
современной казахской поэзии. Перевел первую часть «Божественной комедии»
Данте. Занимался переводами из В. Шекспира, У. Уитмена, восточных поэтов,
русских поэтов-современников. Художественный талант его проявился многогранно.
С
первых же отдельных стихотворений и поэтических книг определился неповторимый
макатаевский голос. Чистота и ясность, простота в выражении самых глубинных
человеческих чувств и переживаний поражают читателя, прикоснувшегося к чуду его
поэзии.
«Я
всегда пою Отчизну мою - Казахстан»
Макатаев
воспевал любовь и дружбу, поэзию и природу. Но особое место в его творчестве
занимает тема Родины. В стихотворении «Мысли, рожденные родной землей» Макатаев
говорит, что открыл двери в большой мир через мир своей маленькой Вселенной —
золотую колыбель Карасаза. Рожденная здесь поэзия — свидетельство его огромной
любви к родной земле, которая его, птенца, вырастила и помогла обрести крылья:
Родная
земля, когда смотрю на твои просторы,
У
меня, у моей песни вырастают крылья.
Макатаев
никогда не переставал восторгаться красотой родного края. В дневниках он
нередко писал о влиянии родной природы на его душу: «О, мой создатель,
благодаря тебе я впервые увидел величие и красоту природы! Моя первая любовь —
родная моя земля, чистая, как родник!».
Поэзия
Макатаева несет в себе огромный заряд патриотизма, основными составляющими
которого являются любовь к своему народу и родному языку. В стихотворении
«Родина моя» поэт говорит: «Я всегда пою Отчизну мою — Казахстан». На этой
священной земле все народы (казахи, русские, узбеки) — это друзья-братья.
Мудрость дружбы и родства была завещана казахам их великими предками.
Написанное почти сорок лет назад стихотворение Макатаева сегодня, на новом
витке исторического развития, звучит очень современно.
Поэт
считал, что человек в долгу перед Отчизной и обязан отдать ей огонь своего
сердца. И он посвятил жар своей поэзии Родине. Поражает то, что высокий
патриотизм является абсолютно органичным свойством его стихов. Макатаев учит,
как по-настоящему надо беречь Родину, которая взрастила его душу, стала
источником вдохновения: «Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина».
Что
такое Родина по Макатаеву? Ответ можно найти в стихотворении «Моя Родина». Дух
и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ —
это Родина. Казахская земля жива потому, что на ее страже всегда стояли великие
казахские сыны, перед которыми поэт склоняет голову. Он счастлив и горд, что
родился на этой земле. При мысли об этом сердце поэта, как птица, рвется из
груди, а в душе его песней звучит слово «Родина!».
Родина
для Макатаева — это и казахский народ: «Народ мой! В тебя я влюблен!» Поэт
ласково называет его «Мой народ-младенец». С теплотой говорит о нем:
«добродушный мой народ». Народ — его защита и опора, его крепость: «Мой Дом —
Народ мой». Поэт не может жить без него: «Мой родной народ, В разлуке я
скучаю». Народ — его единственный друг. Макатаев ведет неустанный разговор с
ним: «Судьба, ты меня пока не тревожь, Дай поговорить по душам со своим
народом!» Именно народ по-настоящему понимает и ценит поэта. И связь между ними
неразрывна: «Во мне твой голос, твои песни, Мысли твои во мне живут».
Макатаев
верит в казахский народ, в его будущее и старается быть нужным ему. В дневнике
он пишет: «В моих мыслях есть лишь одна мечта. Это быть полезным своему народу.
Только ему хочется рассказать всю правду. Народ мой, как донести мне до тебя
свой голос?». Поэзия, рожденная в недрах национальной традиции и национального
сознания, — единственное, что может дать поэт своему народу, и в этом он видит
способ служения ему.
Счастье
Макатаева заключается в том, чтобы жить в своем Отечестве со своим народом. Но
превыше этого для него — счастье самого народа и родной земли. Сколько в этом
благородства и настоящего патриотизма! Неиссякаемая любовь поэта к родной
земле, к своему народу глубоко трогают душу. Поистине — нам есть чему учиться у
Макатаева!
«Я
родился Человеком и останусь им»
Один
из современников Макатаева сказал о нем так: «Сердце великого поэта было
по-детски чистым». Добрый и искренний, скромный и дерзкий, наивный и щедрый,
открытый и простой, прямолинейный и справедливый, поэт часто говорил: «Люди
рождаются для того, чтобы понимать друг друга, жить в мире». Он любил людей и
мог с каждым найти общий язык. Он всегда стремился прийти на помощь.
Как
сложилась судьба Макатаева — поэта и человека? Ответ можно найти в его
дневниках. Исповедь перед самим собой требовала искренности, огромной работы
души и, конечно же, мужества. Поэтому звучащие в дневниках откровения позволяют
по-настоящему проникнуться судьбой поэта. К началу 1972 года Макатаев уже
десять лет как живет в Алматы. В это время к нему приходит слава, и
одновременно на его долю выпадают тяжелые испытания, которые сыграли не последнюю
роль в ранней смерти поэта. Трагическая гибель старшей дочери:
одиннадцатилетнюю Майгуль сбил мотоцикл. Ощущение неустроенности:
многочисленная семья Макатаевых долгие годы скиталась по съемным квартирам.
Отсутствие работы: «7 декабря 1973
г. В новом году исполнится год, как я остался без
работы». Потеря в ноябре 1969 года портфеля с рукописями. Травля в писательских
кругах («2 мая 1974 г.
Что же такого я сделал им?»), исключение из Союза писателей Казахстана. И
борьба с самим собой, со своими слабостями, и страшная, неизлечимая болезнь.
«31 января 1975 г.
Никак не могу вспомнить хотя бы одного дня, который бы оставил радостный след в
моем сознании. Вот уже пошел сорок четвертый год, как я появился на этот свет,
а вся жизнь выглядит так оскорбительно, так омерзительно, что порой хочется
покинуть все добровольно. Откровенно говоря, я раньше не знал, что такое
здоровье, что такое болезнь. Оказывается, судьба моя не лишила меня возможности
и в этом отношении. Раньше не знал, а теперь пришлось познать все недуги».
Читая
дневники Макатаева, понимаешь, что он не только большой поэт с тонкой и ранимой
душой («25 мая 1974 г.
Не держите душу нараспашку, как ни горько, в наш век это к хорошему не
приведет»), но и одинокий, страдающий человек ( «10 июня 1974 г. Как поэта
волей-неволей меня понимают люди, а как человека едва ли кто понимает, даже
самые близкие мне. Так поймите же, я родился Человеком и останусь им, а поэтом
я стал, понимаете, стал...»).
Запись
от 20 марта 1973 года содержит размышления поэта о том, что друзья-товарищи
распространяют о нем много слухов, порою приукрашивая и переиначивая факты. К
этой человеческой слабости он относится снисходительно: «Пусть говорят».
Макатаев по натуре был человеком деликатным, поэтому две вещи в жизни давались
ему с большим трудом. Во-первых, было унизительно изобличить человека в
непорядочности, во-вторых, ответить отказом, сказать «нет». И, может быть, это
было главной причиной страданий поэта. «Мягкосердечность — мое слабое место.
Вероятно, из-за этого я часто и спотыкаюсь».
При
знакомстве с дневниками Макатаева словно прикасаешься к обнаженной душе поэта.
Вместе с ним переживаешь его страдания. Охватывает отчаяние, когда читаешь
такое признание: «Будь ты проклята, моя поэтическая судьба! Будь ты трижды
проклята, среда, окружающая меня! Среда, которой душой и сердцем я отдался,
поверил, надеялся на лучшее. Коротаю свои униженные дни, дни, которые ничего
мне не принесли, кроме горечи да страданий. Теперь-то я понял, что нет человека
на свете несчастнее меня».
Записи,
касающиеся творчества, имеют иной характер. Читатель оказывается свидетелем
радостей и открытий Макатаева, они несут в себе свет его души и счастье
созидания.
Раздумья
о поэте и поэзии
«Поэзия,
начинаясь с любви, должна заканчиваться размышлениями».
«Поэзия
— наука. Если и есть сила, исследующая человеческие чувства всесторонне, то это
— только поэзия».
«В
одно я твердо верю, что поэзия умрет вместе с естеством, т. е. с человеком и
природой. Пусть очерствеет душа человечества, все равно останется один разумный
человек. Это — поэт. Последнее слово за ним».
«Стихотворения
— прежде всего напряженнейший труд, труд кропотливый, нервный».
***
«Да,
все проходит через сердце поэта».
«Обязанность
поэта — не обрисовывать, не описывать, а раскрыть тайну красоты, что именно
спрятано за этой красотой. Как опытный диагностик, современный поэт должен
нащупывать пульс времени, должен болеть болезнью эпохи, общества».
«Что
должен иметь поэт, чтобы быть поэтом?
Первое
— талант. Талант с образованием, с эрудицией (диплом не обязательно).
Второе
— совесть, чтобы стыдиться самому перед собою, прочтя слабые вещи.
Третье
— простоту. Пусть не гениальную, как у Пушкина и Абая, но простоту
человеческую, чтобы быть понятным другим. Не умничать, не рассуждать, а воспевать.
Четвертое
— интуицию. Чего не видят другие, увидеть и познать.
Пятое
— труд, чтобы постоянно совершенствоваться.
Шестое
— дух. Всегда держать себя духовно богатым».
***
«Какой
я человек, откровенно говоря, не знаю. Слабохарактерный, это правда. Но душа
моя слишком добрая, сердце очень мягкое».
«Дни
без стихов — для меня мертвые дни. Хвала Всевышнему, давшему мне это утешение в
жизни. У поэта есть свое государство, свое общество, своя вселенная. Это не
мало. Значит, я ради этого живу, ради этого борюсь».
«Храни
свое достоинство! Береги имя поэта, ибо ты истинный поэт, будь достоин этого!
Будь простым, как сама природа, но и будь непреклонным, как она. Так будь же
гордым! Выше голову, брат!».
«Сегодня,
27 января 1974 г.
написана поэма под названием «Чили, свет мой!» за один присест, без перерыва,
без единой помарки, с 10 утра до 12 ночи. Попробуйте-ка, сразиться со мной».
«Я
не исследователь, а поэт. Горечи и радости людские меня интересуют больше, чем
сам человек. Плох ли, хорош ли он, не мне рассуждать, ибо сам отношусь к отряду
таковых. Меня увлекают судьбы людские, окружающая их действительность, время, в
котором они живут, общество, которое управляет ими».
«Понимая
людей, сам хочу быть понятым. Вот она — суть всей моей поэзии. Для меня поэзия
— крик души. Больше ничего».
«Я
не привык писать стихи урывками, когда как, где попало. Нет! Поэзия — это порыв
души. Когда порыв появляется, надо сидеть, не отрываясь от работы. Кому как, а
я не встану, пока не иссушу, не выжму все соки вдохновения. Болезнь болезнью,
но работалось отлично. Иногда даже оно (творчество) исцеляет меня от всех
недугов».
«Удивительно
то, что написанное мною 10—20 лет тому назад, читается как новое. Все на
месте».
Последняя
запись сделана 28 февраля 1976 года — ровно за месяц до смерти Макатаева.
Тонкое понимание вещей, чутье, свойственное поэту, позволили ему определить
самое главное качество не только своей поэзии, но и поэзии в целом — это
современность, основой которой является Дух.
«Поэзия
моя, если умру я - ты живи»
Последняя
прижизненная книга стихов Макатаева «Жизнь-поэма» вышла в середине марта 1976
года. Сразу же начав подписывать ее самым близким людям, поэт почему-то ставил
дату «27 марта 1976 года». В этот день его не стало.
В
тот мартовский день 76-го друг Макатаева — М. Жомартбек, находясь в
командировке в Актюбинской области, стал свидетелем случайной сцены в автобусе.
Красивая юная казашка обнимала газету и горько плакала. Он спросил у нее, что
произошло. В ответ она сказала: «Умер поэт, чьи стихи я очень люблю». Это была
газета с некрологом о смерти Макатаева. В те весенние дни вместе с этой
девушкой плакали все, кто любил Мукагали.
Значение
поэзии Макатаева в ХХI веке наиболее точно определяют слова одного из его
почитателей: «Началась вторая жизнь поэта. Мукагали сегодня — легенда. Мукагали
сегодня — истина. Мукагали сегодня — Коран». Вся поэзия Макатаева — это
гармония любви и созидательного смысла, в которой отражается личность поэта,
творившего бессмертие. И эта поэзия всегда современна и вечно живет в мире,
который поэт любил и которому завещал в любви вспоминать о нем.
Когда
буйствует весна,
Когда
идет проливной дождь,
Когда
грохочущие тучи
Пронзает
молния,
Вспомни
обо мне.
Когда
плывут легкие облака,
Когда
летом очутишься в лесу,
Мечтай
обо мне, мечтай!
Когда
останешься наедине с собой,
Вспомни
обо мне.
Когда
наступит октябрь,
Когда
в садах, одетых в багрянец,
Кураи
тоскливо запоют,
Когда
опадет листва,
Вспомни
обо мне.
Когда
белый снег накроет землю,
Когда
деревья принарядятся,
Когда
наступит серого февраля
Бледный
рассвет,
Вспомни
обо мне!
Вспомни
обо мне!
1966
Все
подстрочные переводы поэтических текстов с казахского на русский сделаны
автором статьи. Дневники, начиная с декабря 1973 года, Макатаев вел на русском
языке.
настроение: Бодрое
АЗИАТСКИЕ ИГРЫ Эстафета олимпийского огня
АЗИАТСКИЕ ИГРЫ
Эстафета олимпийского огня
Дирекции Эстафеты доверено провести первую в истории зимних
Азиатских Игр
полноценную Эстафету Олимпийского огня. Данный проект по своему
масштабу и значимости не уступает самой Азиаде. 11января 2011 года в
Эль-Кувейте, в городе, где находится штаб-Квартира Олимпийского Совета
Азии, в ходе торжественной церемонии будет зарожден огонь нашей
Эстафеты. Планируется организовать трансляцию церемонии зажжения Огня,
с вещанием на республиканских каналах.
12 января Огонь будет доставлен в республику Казахстан, в город
Алматы. После торжественной встречи Огня, Эстафета пройдет по улицам
южной столицы, а затем отправится в регионы. В течение 20 дней Огонь
будет путешествовать по областным центрам Казахстана и финиширует 30
января в Астане на футбольном стадионе "Астана-Арена" в кульминационный
момент церемонии открытия Азиатских игр.
В ходе всего путешествия Огонь будет сопровождать съемочная
группа с
передвижной телевизионной студией, которая ежедневно будет передавать
сюжеты об Эстафете в эфир одного из центральных телевизионных каналов.
Таким образом, Эстафета имеет все шансы стать всенародным
проектом - миллионы
казахстанцев в самых отдаленных уголках нашей страны смогут
почувствовать свою сопричастность с Азиадой - крупнейшим спортивным
форумом.
Эстафета огня при должной организации станет мощнейшим толчком
в развитии
спорта, в первую очередь, детского. Именно поэтому в требованиях к
факелоносцам снижена возрастная планка (традиционно - 16 лет), чтобы
участниками эстафеты стали спортивно одаренные дети.
В общей сложности планируется избрать 1 020 факелоносцев.
Как и на казахстанском этапе эстафеты олимпийского огня Пекин-2008, факелоносцы Азиады-2011 отбирались на конкурсной основе.
Главный критерий: активная спортивная и жизненная позиция, приверженность идеям
олимпизма.
Эстафета олимпийского огня
Дирекции Эстафеты доверено провести первую в истории зимних
Азиатских Игр
полноценную Эстафету Олимпийского огня. Данный проект по своему
масштабу и значимости не уступает самой Азиаде. 11января 2011 года в
Эль-Кувейте, в городе, где находится штаб-Квартира Олимпийского Совета
Азии, в ходе торжественной церемонии будет зарожден огонь нашей
Эстафеты. Планируется организовать трансляцию церемонии зажжения Огня,
с вещанием на республиканских каналах.
12 января Огонь будет доставлен в республику Казахстан, в город
Алматы. После торжественной встречи Огня, Эстафета пройдет по улицам
южной столицы, а затем отправится в регионы. В течение 20 дней Огонь
будет путешествовать по областным центрам Казахстана и финиширует 30
января в Астане на футбольном стадионе "Астана-Арена" в кульминационный
момент церемонии открытия Азиатских игр.
В ходе всего путешествия Огонь будет сопровождать съемочная
группа с
передвижной телевизионной студией, которая ежедневно будет передавать
сюжеты об Эстафете в эфир одного из центральных телевизионных каналов.
Таким образом, Эстафета имеет все шансы стать всенародным
проектом - миллионы
казахстанцев в самых отдаленных уголках нашей страны смогут
почувствовать свою сопричастность с Азиадой - крупнейшим спортивным
форумом.
Эстафета огня при должной организации станет мощнейшим толчком
в развитии
спорта, в первую очередь, детского. Именно поэтому в требованиях к
факелоносцам снижена возрастная планка (традиционно - 16 лет), чтобы
участниками эстафеты стали спортивно одаренные дети.
В общей сложности планируется избрать 1 020 факелоносцев.
Как и на казахстанском этапе эстафеты олимпийского огня Пекин-2008, факелоносцы Азиады-2011 отбирались на конкурсной основе.
Главный критерий: активная спортивная и жизненная позиция, приверженность идеям
олимпизма.
Мукагали Макатаев
Золотой человек
Золотой человек!..
Золотой Человек!..
Человека-то нет…
Только золота остался желтый свет.
Кто он — полководец иль купец,
Ростовщик, дрожавший над монетой!
Золото — лишь символ, труда венец,
Где же человек дороже денег?..
Нету!..
Кто он, что из золота отлили всего?
Кем он был?.. Злодеем, царем, воротилой?..
Кем бы ни был,
золото не спало его,
Дни прошли, и смерть его не отпустила,
Жизни ему золото не возвратило,
Он лежит, не чувствуя
ни-че-го,
В золотом убранстве, в золотой могиле…
Золото украли...
О, дней великий бег!
Слышу, как шумит столетий суховей,
Не вернуть наследия моего вовек,
Всех богатств, украденных из моих степей!..
Если был казахом
Золотой Человек,
Значит, знал он цену жизни своей!
Автограф
Кто я?
Огонь, охвативший полмира,
Иль уголек?
Рифмоплет иль поэт?
Нет здесь коварного хана Джангира,
И потому Махамбета здесь нет.
Разве ты понял, с каким мужиком
Сел ты сегодня
Беседовать, пить!
Я, к сожаленью, не стал Спартаком,
А ты разве пробовал Цезарем быть?
Тайны мои,
Песни мои
Знают народы огромной Земли.
К векам обращаюсь,
Но нет мне ответа,
Нет здесь Магжана, нет Махамбета,
Есть их наследник по крови, по праву —
Я — Макатаев Мукагали!
* * * Родится, родится еще настоящий поэт,
Он медом и ядом стихов напоит белый свет.
Он вдов обнадежит, поможет им в скорбном пути,
Жестоких заставит заплакать — пусть держат ответ!..
Родится, родится еще настоящий поэт!
И люди, его прочитав, заучить захотят,
Стихи засверкают на трассах небесных дорог,
Немые язык обретут и заговорят,
Слепые прозреют от света огненных строк.
* * *
Что такое? Откуда? Зачем-то
Грустный голос в вечерней тиши:
“Даже если выгодно это,
Друг мой, подлости не соверши…”
И сегодня вечером тоже
Слышу голос: “Коль будет беда,
И товарищ предаст тебя, все же
Ты его не предай, не продай!..”
Кто мне азбучные долбит истины?!
Что-то чувствует мозг?.. Вот три дня
Где-то друг мой, товарищ единственный,
Предает иль уж предал меня…
Может быть, слетаю с ума я,
Нынче вечером мне все о том
Этот голос: “Жизнь — это прямая,
Коль свернешь, не вернешься потом”.
Что такое? Откуда? Зачем-то
Снова по истечении дня
К огорчению, к подлости чьей-то
Грустный голос готовит меня.
Мукагали Макатаев. Мир тебе, Алатау
Ты приковал мой взор.
Блещет, горит под солнцем
Цепь белоснежных гор
Мир тебе Алатау
Мир тебе, Алатау,
Небо, покой, простор!
Мир тебе,
Алатау,
Блеску твоих годин!
Старый трудяга, землю
Щедро ты напоил.
Дремлешь, здоровый, бодрый,
Славься, мой исполин!
Дремлешь после работы —
Это и
любо мне.
Благо сулишь в радость
Людям — своей родне.
Вечно живи, мой гордый,
В мире и тишине!
Золотой человек!..
Золотой Человек!..
Человека-то нет…
Только золота остался желтый свет.
Кто он — полководец иль купец,
Ростовщик, дрожавший над монетой!
Золото — лишь символ, труда венец,
Где же человек дороже денег?..
Нету!..
Кто он, что из золота отлили всего?
Кем он был?.. Злодеем, царем, воротилой?..
Кем бы ни был,
золото не спало его,
Дни прошли, и смерть его не отпустила,
Жизни ему золото не возвратило,
Он лежит, не чувствуя
ни-че-го,
В золотом убранстве, в золотой могиле…
Золото украли...
О, дней великий бег!
Слышу, как шумит столетий суховей,
Не вернуть наследия моего вовек,
Всех богатств, украденных из моих степей!..
Если был казахом
Золотой Человек,
Значит, знал он цену жизни своей!
Автограф
Кто я?
Огонь, охвативший полмира,
Иль уголек?
Рифмоплет иль поэт?
Нет здесь коварного хана Джангира,
И потому Махамбета здесь нет.
Разве ты понял, с каким мужиком
Сел ты сегодня
Беседовать, пить!
Я, к сожаленью, не стал Спартаком,
А ты разве пробовал Цезарем быть?
Тайны мои,
Песни мои
Знают народы огромной Земли.
К векам обращаюсь,
Но нет мне ответа,
Нет здесь Магжана, нет Махамбета,
Есть их наследник по крови, по праву —
Я — Макатаев Мукагали!
* * * Родится, родится еще настоящий поэт,
Он медом и ядом стихов напоит белый свет.
Он вдов обнадежит, поможет им в скорбном пути,
Жестоких заставит заплакать — пусть держат ответ!..
Родится, родится еще настоящий поэт!
И люди, его прочитав, заучить захотят,
Стихи засверкают на трассах небесных дорог,
Немые язык обретут и заговорят,
Слепые прозреют от света огненных строк.
* * *
Что такое? Откуда? Зачем-то
Грустный голос в вечерней тиши:
“Даже если выгодно это,
Друг мой, подлости не соверши…”
И сегодня вечером тоже
Слышу голос: “Коль будет беда,
И товарищ предаст тебя, все же
Ты его не предай, не продай!..”
Кто мне азбучные долбит истины?!
Что-то чувствует мозг?.. Вот три дня
Где-то друг мой, товарищ единственный,
Предает иль уж предал меня…
Может быть, слетаю с ума я,
Нынче вечером мне все о том
Этот голос: “Жизнь — это прямая,
Коль свернешь, не вернешься потом”.
Что такое? Откуда? Зачем-то
Снова по истечении дня
К огорчению, к подлости чьей-то
Грустный голос готовит меня.
Мукагали Макатаев. Мир тебе, Алатау
Ты приковал мой взор.
Блещет, горит под солнцем
Цепь белоснежных гор
Мир тебе Алатау
Мир тебе, Алатау,
Небо, покой, простор!
Мир тебе,
Алатау,
Блеску твоих годин!
Старый трудяга, землю
Щедро ты напоил.
Дремлешь, здоровый, бодрый,
Славься, мой исполин!
Дремлешь после работы —
Это и
любо мне.
Благо сулишь в радость
Людям — своей родне.
Вечно живи, мой гордый,
В мире и тишине!
Анекдоты про школу
- Мальчик! Почему не на занятиях?! Ты еще и куришь?! Какой класс?!
- Буржуазия...
Идет школьное сочинение. Ученица поднимает руку и спрашивает:
- Марь Ванна, а как пишется слово "забеременела"?
- Иванова, не выеживайся, я тебе уже говорила, не пиши про лето, пиши по Пушкину.
Учитель математики, заглянув в тетрадь ученика, был потрясен замысловатыми вычислениями:
- Один из нас сошел с ума, Сидоров!
На следующий день Сидоров кладет на стол конверт.
- Что в нем? - спрашивает учитель.
- Справка о том, что я не сумасшедший.
Встречаются на том свете двое школьных учителей. Один говорит:
- Наконец-то здесь можно отдохнуть от этих сумасшедших классов.
- Здесь так спокойно!
Второй:
- Действительно. И это притом, что мы не в раю!
Маленькая девочка приходит из школы домой и говорит:
- Мама, ты представляешь, меня мальчик на перемене поцеловал прямо в губы!
Мама, наполовину возмущенная, наполовину изумленная, спрашивает:
- И как же это произошло?
- Это было очень нелегко, но три подружки помогли мне его удержать.
- Папа, не ходи завтра на родительское собрание в школу!
- Это почему? Там будут плохо говорить о тебе?
- Да нет, папа, о тебе!
Заходит учительница в класс и говорит:
- Вот наш новый ученик, познакомьтесь - Семен Мудаков.
Весь клас плачет от смеха:
- Мудаков! Мудаков...
Один мальчик падает со стула и в истерике бьет руками по полу, приговаривая:
- Ой не могу, Мудаков!
Учительница:
- Все дети успокоились, Пиздоглазов встал с пола.
Учитель слышит, как в соседнем классе ученики шумят и, соответственно, мешают ему вести урок. Тогда он бежит в кабинет, хватает за ухо самого главного крикуна и тащит его к себе. Тот возмущается:
- Как вы смеете!
Через некоторое время в кабинет заходят ученики:
- Пожалуйста, верните нам нашего преподавателя!
Встречаются две учительницы. Вид у одной из них, несмотря на полугодовую задержку зарплаты, весьма респектабельный. На вопрос подруги, как ей это удается, она ответила:
- Мне удалось издать в качестве сборника анекдотов сочинения моих учеников...
- Папа, тебя в школу вызывают.
- Зачем?
- Помнишь, я тебя просил написать за меня сочинение?
- Ну?
- Завучу не очень понравилось про стриптиз на столе.
Отец по вызову. Строгий, внимательный мужчина приедет к директору школы и выслушает жалобу на клиента.
Дос болам десең
Дос болам десең
Дос болам десең,
Досымды сыйла, қымбаттым!
Досыңа сонда,
Досыммен ғана қымбатпын.
Дос болам десең,
Мендегі доспен достасқын,
Сендегі доспен дос болып сонда тұрмақпын.
Достарың көп пе?
Апырау неткен жақсы едің?
Досым аз менің...
Досым-ау менің, тапшы емін?
Достарыңменен достастыр мені, асылым,
Достастыр мені?
Болайын құлың нақ сенің!
Досым, саған сенемін. Сеніп өтем!
Жолы бөтен демеймін, жөні бөтен.
Достық деген – адамның серігі екен,
Достық деген- адалдық серігі екен.
Қыран күлкі-тамаша – бәрі осында,
Отырмын думан-тойдың арасында.
Береке бойдан асып жатқанымен,
Олқы тұр көңілім менің, нанасың ба?
Ұйытқып жатыр көңілде құйын-дауыл,
Неге сен келе алмадың жиынға бұл?!
Жыраққа жалғыз мені жібермеші
Жаныңа жаманшылық бұйырмағыр!
Әне, жұрт өзді-өзімен, сөйлеседі,
Өзімсіп: – Ей! – деседі, – өй! – деседі.
Шіркіндер-ай, даурығып тындар емес!
Есіме ап, тост көтерсем, кейде сені.
Сенсіз көңіл қашан да хош тұрған ба?
Сенсіз думан – қызылсыз бос қырман да.
Өсіре ойнап ќайтемін, өсіре күліп,
Сенің орның кұлазып, бос тұрғанда.
Дос болам десең,
Досымды сыйла, қымбаттым!
Досыңа сонда,
Досыммен ғана қымбатпын.
Дос болам десең,
Мендегі доспен достасқын,
Сендегі доспен дос болып сонда тұрмақпын.
Достарың көп пе?
Апырау неткен жақсы едің?
Досым аз менің...
Досым-ау менің, тапшы емін?
Достарыңменен достастыр мені, асылым,
Достастыр мені?
Болайын құлың нақ сенің!
Досым, саған сенемін. Сеніп өтем!
Жолы бөтен демеймін, жөні бөтен.
Достық деген – адамның серігі екен,
Достық деген- адалдық серігі екен.
Қыран күлкі-тамаша – бәрі осында,
Отырмын думан-тойдың арасында.
Береке бойдан асып жатқанымен,
Олқы тұр көңілім менің, нанасың ба?
Ұйытқып жатыр көңілде құйын-дауыл,
Неге сен келе алмадың жиынға бұл?!
Жыраққа жалғыз мені жібермеші
Жаныңа жаманшылық бұйырмағыр!
Әне, жұрт өзді-өзімен, сөйлеседі,
Өзімсіп: – Ей! – деседі, – өй! – деседі.
Шіркіндер-ай, даурығып тындар емес!
Есіме ап, тост көтерсем, кейде сені.
Сенсіз көңіл қашан да хош тұрған ба?
Сенсіз думан – қызылсыз бос қырман да.
Өсіре ойнап ќайтемін, өсіре күліп,
Сенің орның кұлазып, бос тұрғанда.
Райымбек Хангелдиулы
Райымбек - великий казахский батыр XVIII
века, сын Туке,
внук прославленного Хангельды батыра из рода албан Старшего жуза.
Легендарный
борец за свободу казахов от джунгарских захватчиков, освободивший
Семиречье. В
юные годы Раимбек проявил свой военный талант и уже в 17-летнем возрасте
отличился в одной из битв с джунгарами. Подобно своему деду Хангельды,
который
сразил в сражениях немало джунгарских воинов, Раимбек бился с заклятыми
врагами
геройски и удостоился чести стать батыром. Имя прославленного деда
Раимбек
батыра вошло в анналы истории казахского государства: в 1733 году
Хангельды
вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би,
Сатай-батыром и
Болек-батыром отправил послов к российской императрице Анне Иоанновне с
согласием о вхождении Старшего жуза под покровительство России.
Собравший вокруг себя всех народных батыров Абылай хан сделал Раимбек
батыра
одним из своих полководцев.
В честь Раимбека названы одна из центральных улиц Алма-Аты, на которой
находится его усыпальница, посёлок в пригороде Алма-Аты, одна из станций
строящегося в Алма-Ате метрополитена.Будучи полководцем, Раимбек не
только
руководил тактическими действиями казахского войска, но и сам лично
участвовал
в сражениях, уничтожая врагов в многочисленных поединках. В Семиречье
между
хребтами Торайгыр и Согет есть место, которое называют Ойран-тобе
(«ойран»
означает «гибель джунгаров»), где сражался Раимбек батыр со своими
воинами и
одержал победу над джунгарами в жесточайшей битве.
О славном герое народ сложил еще одну трогательную легенду. Как-то раз
после
одного из ожесточенных сражений Раимбек батыр зашел в ущелье на перевале
Айырлы
в Торайгырских горах, чтобы утолить жажду. Не обнаружив воды, батыр
вознес руки
к небесам и в отчаянии воскликнул: «О, Аллах Всевышний! Если ты дал мне
правду
жизни, то дай мне и воды!». После этого он вонзил свою саблю в землю,
которая,
словно услышав его, ударила фонтаном холодной и чистой воды. В народе
этот
источник носит имя Раимбека. Сюда приезжают люди с разных концов
казахской
земли, так как источник считается святым.
Сказывают, что перед смертью Раимбек батыр обратился к людям с просьбой
похоронить его там, где остановится верблюд, на которого было водружено
его
тело. Дата кончины батыра неизвестна. Имя Раимбек батыра после его
смерти
превратилось в символ и честь рода албан. Мавзолей славного сына
казахского
народа находится в Алматы.
В 2005 году в Казахстане торжественно отмечалось 300-летие со дня
рождения
Раимбека.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу