«Обреченная на родины» — статья Хелависы для "Русский пионер"
В электронной версии журнала «Русский Пионер» вышла статья Натальи О'Шей о своей жизни на две страны. Полную версию статьи можно прочитать на странице журнала «Русский Пионер», а также здесь, на нашем сайте.
Рассказ Натальи О’Шей о родине, родном и жизни на две родины не оставит равнодушным даже самых изощренных читателей. Хотя бы потому, что, глядя на Наталью О’Шей, поющую под псевдонимом Хелависа, сложно предположить, какие пласты обыкновенных человеческих эмоций скрываются за этим голосом...
Честно говоря, сама постановка вопроса — жизнь на две родины — неверна. Дело в том, что я в первую очередь не некто-уехавший-из-России-куда-то, а жена дипломата. А это практически то же самое, что супруга кадрового военного, которого кидают с одного назначения на другое. И если бы не специфика работы мужа, я бы так и жила в России. Поэтому я крайне болезненно реагирую, когда меня представляют как человека, покинувшего страну, или, знаете, задушевно так обращаются в блоге: «Скажите, Хелависа, как эмигрант эмигранту...»
Сейчас наша ситуация такова: мы живем в Женеве, где муж работает в миссии Ирландии при ООН. Теоретически следующим пунктом для него должен быть Дублин и снова работа в министерстве иностранных дел (или, как это говорится по-ирландски, «министерстве приключений»), но, возможно, нас отправят куда-нибудь еще, совершенно неизвестно куда.
Мой муж Джеймс — большой патриот своей страны. Он нежно любит свою родину — как собственно республику Ирландию, так и маленькое графство Керри, которое его жители гордо называют королевством. Он великолепно знает как историю страны, так и местечковые предания и легенды, а уж при том, что в Ирландии все всем родственники или по крайней мере кумовья, история каждого графства оказывается для его жителей напрямую связана с историей его семьи. Вот и в случае моей семьи О’Шей — а я, конечно, считаю свекров и золовок своей семьей — получается, что кто-то ведет свой род от древнеирландских князей этой области, кто-то пришел как наемник из Шотландии, а еще возможно, что черные волосы и высокий рост у мужчин в Керри от испанцев, спасшихся при крушении остатков «Великой армады» после Трафальгарской битвы (да, «Армада» тоже разбилась о скалы у побережья Керри!). И еще выяснилось, что одна из прабабушек, ирландоговорящая учительница, преподавала в школе на полуострове Дингл знаменитой Пейг Сэйерс, автору-рассказчице книги «Пейг — история ее жизни», с которой, как считается, начинается возрождение литературы на ирландском языке. Да, и не надо забывать, что в Керри рождаются и живут лучшие поэты и певцы, и вообще те, у кого хорошо подвешен язык... Думаю, к дипломатам это тоже относится в полной мере! Кстати, Джеймс как честный керриец в юности сочинял песни и даже занимал с ними призовые места на всеирландских конкурсах. Я его талант тоже приспособила к делу — Джеймс поучаствовал в качестве гостя на записи альбома кельтской музыки в моем проекте «Кланн Лир», мы спели дуэтом две песни.
Хотела еще сказать о патриотизме — каждое лето во время законного отпуска муж отправляется минимум на неделю на сборы войск запаса. Не потому, что обязан или что все дипломаты, военные. Нет, просто он считает это правильным — служить своей стране. Вот такой непафосный, но искренний патриотизм — летние сборы в ущерб семейному отдыху, народная музыка в ирландских пабах по всему миру, неподдельный интерес к истории своего края, желание и умение говорить на своем языке, который не то чтобы умирает, но официально относится к числу малых языков Европы.
Хорошо, конечно, что я по профессии — кельтолог. Хорошо, что я изначально в силу специальности своей понимаю различия в диалектах, могу оценить специфические керрийские обороты в речи и музыке, понимаю местные шутки и говорю по-английски и ирландски с соответствующими акцентами. Хорошо, что я научилась петь в народной ирландской манере так, что многие не отличают меня от аутентичных исполнителей, и спасибо моим учителям за навыки в игре на арфе, которая стала моим другом, моим любимым инструментом — честно говоря, без всякой связи с тем, что на гербе Ирландии именно она, но это меня не заботит, главное, хорошо играть и получать удовольствие от игры. И хорошо, что мне действительно нравится эта страна, несмотря на ужасный ее климат. Все это очень помогает в контакте не только и не столько с мужем, но со всей семьей, друзьями, остальным Керри и прочей ирландской диаспорой где бы то ни было. Кажется, меня давно уже не воспринимают как иностранку, напротив, муж с гордостью меня рекомендует как «почетную керрийку». Должна сознаться — иногда в разговоре в пабе или аэропорту мне легче «подтвердить», что я ирландка, чем ударяться в долгие объяснения типа «видите ли, я русская, но лингвист, потому говорю по-английски без русского акцента, а еще у меня муж ирландец и вообще я кельтолог, отсюда ирландский акцент...» Лицемерие? Не знаю, я довольно просто к этому отношусь, мне зачастую удобнее быть незаметной англоговорящей девушкой с незаметным паспортом и арфой.
Но я никогда, никогда не назову Ирландию своей родиной.
Потому моя родина — только Россия, и мой первый паспорт был серпастым и молоткастым. Еще раз скажу, что ни в коем случае не считаю себя эмигрантом, я не покидала страну... Да вообще, я провожу в России половину времени. У меня здесь семья, то есть мама и бабушка, масса близких друзей, две хороших работы — научная ставка в МГУ и группа «Мельница». Я возвращаюсь сюда каждый месяц — домой, и не могу представить, как можно было бы иначе. Да, я поддерживаю контакт и с местными «московскими» ирландцами, с которыми мы дружили, когда жили в Москве постоянно, я могу повести зарубежных коллег смотреть в пабе ирландский футбол и болеть за команду Керри, но это не делает меня более ирландкой и менее москвичкой, а я москвичка, причем юго-западная, университетская, то есть гордящаяся своим районом.
И еще я на четверть кубанская казачка и считаю своей генетической родиной Краснодарский край и Северный Кавказ. Всегда, когда мы едем на гастроли в Карснодар, Ставрополь, Кисловодск, я безумно радуюсь, потому что знаю, что вдохну вот этот сухой ароматный воздух, посмотрю на симпатичные физиономии, которые так похожи на меня саму... Я набираюсь на Кавказе сил и здоровья, земля меня лечит от всех болезней.
Вот я сейчас думаю, что если у кого и будет две родины — это у моей дочери. Она и русская, и ирландка, и мы стараемся ей внушить, что ее дом — и в Москве, и в Керри (ну и еще сейчас в Женеве!). У Нины два паспорта, мы говорим с ней на двух (пока двух) языках. Будет страшно интересно наблюдать за развитием билингвы, живущей на стыке двух культур.
Рассказ Натальи О’Шей о родине, родном и жизни на две родины не оставит равнодушным даже самых изощренных читателей. Хотя бы потому, что, глядя на Наталью О’Шей, поющую под псевдонимом Хелависа, сложно предположить, какие пласты обыкновенных человеческих эмоций скрываются за этим голосом...
Честно говоря, сама постановка вопроса — жизнь на две родины — неверна. Дело в том, что я в первую очередь не некто-уехавший-из-России-куда-то, а жена дипломата. А это практически то же самое, что супруга кадрового военного, которого кидают с одного назначения на другое. И если бы не специфика работы мужа, я бы так и жила в России. Поэтому я крайне болезненно реагирую, когда меня представляют как человека, покинувшего страну, или, знаете, задушевно так обращаются в блоге: «Скажите, Хелависа, как эмигрант эмигранту...»
Сейчас наша ситуация такова: мы живем в Женеве, где муж работает в миссии Ирландии при ООН. Теоретически следующим пунктом для него должен быть Дублин и снова работа в министерстве иностранных дел (или, как это говорится по-ирландски, «министерстве приключений»), но, возможно, нас отправят куда-нибудь еще, совершенно неизвестно куда.
Мой муж Джеймс — большой патриот своей страны. Он нежно любит свою родину — как собственно республику Ирландию, так и маленькое графство Керри, которое его жители гордо называют королевством. Он великолепно знает как историю страны, так и местечковые предания и легенды, а уж при том, что в Ирландии все всем родственники или по крайней мере кумовья, история каждого графства оказывается для его жителей напрямую связана с историей его семьи. Вот и в случае моей семьи О’Шей — а я, конечно, считаю свекров и золовок своей семьей — получается, что кто-то ведет свой род от древнеирландских князей этой области, кто-то пришел как наемник из Шотландии, а еще возможно, что черные волосы и высокий рост у мужчин в Керри от испанцев, спасшихся при крушении остатков «Великой армады» после Трафальгарской битвы (да, «Армада» тоже разбилась о скалы у побережья Керри!). И еще выяснилось, что одна из прабабушек, ирландоговорящая учительница, преподавала в школе на полуострове Дингл знаменитой Пейг Сэйерс, автору-рассказчице книги «Пейг — история ее жизни», с которой, как считается, начинается возрождение литературы на ирландском языке. Да, и не надо забывать, что в Керри рождаются и живут лучшие поэты и певцы, и вообще те, у кого хорошо подвешен язык... Думаю, к дипломатам это тоже относится в полной мере! Кстати, Джеймс как честный керриец в юности сочинял песни и даже занимал с ними призовые места на всеирландских конкурсах. Я его талант тоже приспособила к делу — Джеймс поучаствовал в качестве гостя на записи альбома кельтской музыки в моем проекте «Кланн Лир», мы спели дуэтом две песни.
Хотела еще сказать о патриотизме — каждое лето во время законного отпуска муж отправляется минимум на неделю на сборы войск запаса. Не потому, что обязан или что все дипломаты, военные. Нет, просто он считает это правильным — служить своей стране. Вот такой непафосный, но искренний патриотизм — летние сборы в ущерб семейному отдыху, народная музыка в ирландских пабах по всему миру, неподдельный интерес к истории своего края, желание и умение говорить на своем языке, который не то чтобы умирает, но официально относится к числу малых языков Европы.
Хорошо, конечно, что я по профессии — кельтолог. Хорошо, что я изначально в силу специальности своей понимаю различия в диалектах, могу оценить специфические керрийские обороты в речи и музыке, понимаю местные шутки и говорю по-английски и ирландски с соответствующими акцентами. Хорошо, что я научилась петь в народной ирландской манере так, что многие не отличают меня от аутентичных исполнителей, и спасибо моим учителям за навыки в игре на арфе, которая стала моим другом, моим любимым инструментом — честно говоря, без всякой связи с тем, что на гербе Ирландии именно она, но это меня не заботит, главное, хорошо играть и получать удовольствие от игры. И хорошо, что мне действительно нравится эта страна, несмотря на ужасный ее климат. Все это очень помогает в контакте не только и не столько с мужем, но со всей семьей, друзьями, остальным Керри и прочей ирландской диаспорой где бы то ни было. Кажется, меня давно уже не воспринимают как иностранку, напротив, муж с гордостью меня рекомендует как «почетную керрийку». Должна сознаться — иногда в разговоре в пабе или аэропорту мне легче «подтвердить», что я ирландка, чем ударяться в долгие объяснения типа «видите ли, я русская, но лингвист, потому говорю по-английски без русского акцента, а еще у меня муж ирландец и вообще я кельтолог, отсюда ирландский акцент...» Лицемерие? Не знаю, я довольно просто к этому отношусь, мне зачастую удобнее быть незаметной англоговорящей девушкой с незаметным паспортом и арфой.
Но я никогда, никогда не назову Ирландию своей родиной.
Потому моя родина — только Россия, и мой первый паспорт был серпастым и молоткастым. Еще раз скажу, что ни в коем случае не считаю себя эмигрантом, я не покидала страну... Да вообще, я провожу в России половину времени. У меня здесь семья, то есть мама и бабушка, масса близких друзей, две хороших работы — научная ставка в МГУ и группа «Мельница». Я возвращаюсь сюда каждый месяц — домой, и не могу представить, как можно было бы иначе. Да, я поддерживаю контакт и с местными «московскими» ирландцами, с которыми мы дружили, когда жили в Москве постоянно, я могу повести зарубежных коллег смотреть в пабе ирландский футбол и болеть за команду Керри, но это не делает меня более ирландкой и менее москвичкой, а я москвичка, причем юго-западная, университетская, то есть гордящаяся своим районом.
И еще я на четверть кубанская казачка и считаю своей генетической родиной Краснодарский край и Северный Кавказ. Всегда, когда мы едем на гастроли в Карснодар, Ставрополь, Кисловодск, я безумно радуюсь, потому что знаю, что вдохну вот этот сухой ароматный воздух, посмотрю на симпатичные физиономии, которые так похожи на меня саму... Я набираюсь на Кавказе сил и здоровья, земля меня лечит от всех болезней.
Вот я сейчас думаю, что если у кого и будет две родины — это у моей дочери. Она и русская, и ирландка, и мы стараемся ей внушить, что ее дом — и в Москве, и в Керри (ну и еще сейчас в Женеве!). У Нины два паспорта, мы говорим с ней на двух (пока двух) языках. Будет страшно интересно наблюдать за развитием билингвы, живущей на стыке двух культур.
Где можно скачать музыку "Мельницы"
http://kaztorka.kz/index.ph... - последний альбом "Дикие травы".
если вы не знаете как пользоваться трекером пишите мне.
так же на megatorrents.kz можно найти все остальные альбомы.
для казахстана трафик с этих сайтов бесплатен.
если вы не знаете как пользоваться трекером пишите мне.
так же на megatorrents.kz можно найти все остальные альбомы.
для казахстана трафик с этих сайтов бесплатен.
История Группы мельница
История "Мельницы"
История группы "Мельница", рассказанная Алексеем Сапковым
Все началось с того, что Хелависа решила позвонить... Нет... Не с этого. На самом деле все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.
И вот что из этого получилось...
ПРЕДПРЕДыстория группы:
Для этого Руслан бросил родной монастырь где-то в Белоруссии и переехал в Москву, где стал искать музыкантов, а параллельно писать песни. Шел 1996 год. Ну, примерно так, если верить старожилам.
Идея была проста - камерный акустический состав и песни, напоминающие своим общим настроением и музыкой средневековые менестрельские баллады, песни, танцы... И ему удалось найти музыкантов, готовых поучаствовать в этой затее. Ими стали скрипачка Ольга Харитонова, флейтистка Наталья Филатова и виолончелист Эдик (чтоб я знал его фамилию; кто знает - сообщите). Сам Руслан играл на гитаре и пел. Группа сначала назвалась "Уленшпигель", но вскорости переименовалась в "Тиль Уленшпигель", ибо в Казани обнаружился "Уленшпигель", существующий уже давно. Почему Руслан именно так назвал свою группу - сие мне неизвестно, но название прижилось, и даже в какой-то момент стало восприниматься совершенно естественно, как-будто так оно и надо.
Группа играла, репетировала, набирала репертуар и даже записала 2 студийных альбома: "Герои" и "Вавилон". Песни об ту пору принадлежали исключительно перу Руслана, а все остальные участники по сути были сессионными музыкантами - просто получали небольшие деньги с каждого сыгранного концерта. И надо заметить, весьма небольшие, но об этом позже.
1998 год группа встретила имея неплохой багаж: 2 альбома и пачку концертов, сыгранных в различных клубах и на разных фестивалях. Но это все ПРЕДПРЕДистория. А ПРЕДистория начинается именно в этом году, потому что в этот год в состав группы вошли те люди, которые потом образовали костяк "Мельницы".
Случилось это так...
ПРЕДыстория группы:
Где-то в начале весны 1998 мой старый друг Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, толи для Russian Gothic Project, толи для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.
Первым, что я услышал, была легендарная песня "Портвейн и колбаса". Песня была забавная, и я поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - "Тиль Уленшпигель". Подивишись названию, я узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но... Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.
А через три дня после этого был концерт! Я там был, пива вроде пил, и группа мне понравилась, хотя концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов "Мельницы" - Алекандр Степанов.
И было 4 апреля 1998 года, и был первый шаг к нынешней "Мельнице".
Ушла зима, настало лето... И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусне (т.е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями (я еще раньше слышал парочку в исполнении магнитофона, но не впечатлился, ибо качество было ужасное, а некоторые из них до сих пор ведь ходят по рукам!), а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему "а не хотели бы вы...". Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.
Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе "Станиславский". Первыми песнями были "Горец" и, дай бог памяти, "Змей". Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре "Мельницы". И в очередной раз меня угораздило поприсутствовать при историческом событии. "Горец" мне понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее я понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.
И было 23 июня 1998 года, и был второй шаг к "Мельнице".
Далее был целый год чрезвычано успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа "Тиль Уленшпигель" достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы "Мора", "Оборотень", позднее утряная и ныне восстановленная "Ольга", "На север", "Лорд Грегори", "Рапунцель", "Зима", "Дорога сна"... Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий залуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе "Разнотравие" из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.
Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на коцерте у группы "Тиль Уленшпигель", и Аня опреметчиво согласилась... И хорошо, что согласилась. Что бы мы теперь без нее делали...
Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена... Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но... Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.
Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но...
ИСТОРИЯ группы:
Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников "Тиля" с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.
И настало 15 октября 1999 года, и появилась группа "Мельница".
Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: "Очень милое сказочное сооружение, нам подходит". Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами "милое сказочное сооружение", а именно - "обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо" и т.п. А тогда это была просто очень милая сказочная "Мельница".
Первый концерт состоялся в клубе "Форпост" 29 октября. Причем, в афише все еще значился "Тиль Уленшпигель", поэтому Хелависа начала концерт словами: "Здравствуйте. Мы вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что мы все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется мы сыграем." Не помню, чтобы кто-то ушел. И я, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.
И вскоре она была решена. В группу пригласили нашего старого друга Александра Степанова по прозвищу "Грендель", который почитался в наших кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась "светлая" идея пригласить в группу меня. Должен признать, что мой опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа "Мельница" вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, я в составе задержался надолго, постепенно совершеноствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать своей игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого. Толи он там где-то потихоньку тренировался весь год, надеясь присоединиться, толи просто момент был подходящий, но с тех пор он играет в группе.
Далее...
Было много концертов, много работы, поездок. Из группы ушла сначала виолончелистка Саша Никитина и присоединился волончелист Алексей Даниленко, потом ушел и он, а в группе успела поиграть нынешняя вокалистка и альтистка группы "Вилы" Василиса Введенская. В качестве второго вокала у нас поработали немного Дина Хацко и Ольга Лопина, но не сложилось. В группу пришла виолончелистка Дина Нигматуллина, которая теперь уже работает у нас больше года, чему мы все искренне рады, а потом мы расстались и с Деном и Машей и приобрели Наташу Масевнину в качестве скрипачки и Рому Лютославского в качестве перкуссиониста. Но это уже все новейшая история и ее писать пока что рано. Поэтому кончик истории я скомкаю, чтобы все облизнулись и обломались, но однако же...
TO BE CONTINUED
Автор: Алексей Сапков
История группы "Мельница", рассказанная Алексеем Сапковым
Все началось с того, что Хелависа решила позвонить... Нет... Не с этого. На самом деле все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.
И вот что из этого получилось...
ПРЕДПРЕДыстория группы:
Для этого Руслан бросил родной монастырь где-то в Белоруссии и переехал в Москву, где стал искать музыкантов, а параллельно писать песни. Шел 1996 год. Ну, примерно так, если верить старожилам.
Идея была проста - камерный акустический состав и песни, напоминающие своим общим настроением и музыкой средневековые менестрельские баллады, песни, танцы... И ему удалось найти музыкантов, готовых поучаствовать в этой затее. Ими стали скрипачка Ольга Харитонова, флейтистка Наталья Филатова и виолончелист Эдик (чтоб я знал его фамилию; кто знает - сообщите). Сам Руслан играл на гитаре и пел. Группа сначала назвалась "Уленшпигель", но вскорости переименовалась в "Тиль Уленшпигель", ибо в Казани обнаружился "Уленшпигель", существующий уже давно. Почему Руслан именно так назвал свою группу - сие мне неизвестно, но название прижилось, и даже в какой-то момент стало восприниматься совершенно естественно, как-будто так оно и надо.
Группа играла, репетировала, набирала репертуар и даже записала 2 студийных альбома: "Герои" и "Вавилон". Песни об ту пору принадлежали исключительно перу Руслана, а все остальные участники по сути были сессионными музыкантами - просто получали небольшие деньги с каждого сыгранного концерта. И надо заметить, весьма небольшие, но об этом позже.
1998 год группа встретила имея неплохой багаж: 2 альбома и пачку концертов, сыгранных в различных клубах и на разных фестивалях. Но это все ПРЕДПРЕДистория. А ПРЕДистория начинается именно в этом году, потому что в этот год в состав группы вошли те люди, которые потом образовали костяк "Мельницы".
Случилось это так...
ПРЕДыстория группы:
Где-то в начале весны 1998 мой старый друг Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, толи для Russian Gothic Project, толи для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.
Первым, что я услышал, была легендарная песня "Портвейн и колбаса". Песня была забавная, и я поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - "Тиль Уленшпигель". Подивишись названию, я узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но... Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.
А через три дня после этого был концерт! Я там был, пива вроде пил, и группа мне понравилась, хотя концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов "Мельницы" - Алекандр Степанов.
И было 4 апреля 1998 года, и был первый шаг к нынешней "Мельнице".
Ушла зима, настало лето... И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусне (т.е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями (я еще раньше слышал парочку в исполнении магнитофона, но не впечатлился, ибо качество было ужасное, а некоторые из них до сих пор ведь ходят по рукам!), а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему "а не хотели бы вы...". Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.
Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе "Станиславский". Первыми песнями были "Горец" и, дай бог памяти, "Змей". Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре "Мельницы". И в очередной раз меня угораздило поприсутствовать при историческом событии. "Горец" мне понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее я понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.
И было 23 июня 1998 года, и был второй шаг к "Мельнице".
Далее был целый год чрезвычано успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа "Тиль Уленшпигель" достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы "Мора", "Оборотень", позднее утряная и ныне восстановленная "Ольга", "На север", "Лорд Грегори", "Рапунцель", "Зима", "Дорога сна"... Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий залуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе "Разнотравие" из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.
Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на коцерте у группы "Тиль Уленшпигель", и Аня опреметчиво согласилась... И хорошо, что согласилась. Что бы мы теперь без нее делали...
Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена... Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но... Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.
Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но...
ИСТОРИЯ группы:
Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников "Тиля" с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.
И настало 15 октября 1999 года, и появилась группа "Мельница".
Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: "Очень милое сказочное сооружение, нам подходит". Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами "милое сказочное сооружение", а именно - "обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо" и т.п. А тогда это была просто очень милая сказочная "Мельница".
Первый концерт состоялся в клубе "Форпост" 29 октября. Причем, в афише все еще значился "Тиль Уленшпигель", поэтому Хелависа начала концерт словами: "Здравствуйте. Мы вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что мы все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется мы сыграем." Не помню, чтобы кто-то ушел. И я, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.
И вскоре она была решена. В группу пригласили нашего старого друга Александра Степанова по прозвищу "Грендель", который почитался в наших кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась "светлая" идея пригласить в группу меня. Должен признать, что мой опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа "Мельница" вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, я в составе задержался надолго, постепенно совершеноствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать своей игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого. Толи он там где-то потихоньку тренировался весь год, надеясь присоединиться, толи просто момент был подходящий, но с тех пор он играет в группе.
Далее...
Было много концертов, много работы, поездок. Из группы ушла сначала виолончелистка Саша Никитина и присоединился волончелист Алексей Даниленко, потом ушел и он, а в группе успела поиграть нынешняя вокалистка и альтистка группы "Вилы" Василиса Введенская. В качестве второго вокала у нас поработали немного Дина Хацко и Ольга Лопина, но не сложилось. В группу пришла виолончелистка Дина Нигматуллина, которая теперь уже работает у нас больше года, чему мы все искренне рады, а потом мы расстались и с Деном и Машей и приобрели Наташу Масевнину в качестве скрипачки и Рому Лютославского в качестве перкуссиониста. Но это уже все новейшая история и ее писать пока что рано. Поэтому кончик истории я скомкаю, чтобы все облизнулись и обломались, но однако же...
TO BE CONTINUED
Автор: Алексей Сапков
Мельница не участвует в Folkday 12 июня
Мельница не участвует в Folkday 12 июня
29.05.2009 13:43
Группа «Мельница» отменяет свое участие в анонсированном ранее фестивале «Folkday» 12 июня в «Зеленом театре». Приносим всем свои извинения.
29.05.2009 13:43
Группа «Мельница» отменяет свое участие в анонсированном ранее фестивале «Folkday» 12 июня в «Зеленом театре». Приносим всем свои извинения.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу