RUSSIAN ART (Part 4)
Paul A. Fedotov (1815-1852), the Mulready of Russian painting, coupled genre-scenes with Tolstoyan interiors. An unpretentious, sincere and observant man, living on the meagre pension of a retired army officer, he took up painting only in his late thirties. Lack of training and a premature death hindered him from growing into a Russian Rowlandson, but his records of contemporary foibles are spiritually and temperamentally closely related to Gogol’s and Chekhov’s writings. His scenes are set in carefully reproduced interiors, and they are very well painted. His pictures, “The Fop” and “The Window” stand in the forefront of Russian “Purpose” painting.
(Talbot Rice T.)
Метки: art, russian art, советское искусство, Искусство
Из Российской истории. Временное правительство. В.Д.Набоков (15)
После всего сказанного едва ли кто заподозрит меня в пристрастии, если я все-таки не могу присоединиться к тому потоку хулы и анафемствования, которым теперь сопровождается всякое упоминание имени Керенского. Я не стану отрицать, что он сыграл поистине роковую роль в истории русской революции, но произошло это потому, что бездарная, бессознательная бунтарская стихия случайно вознесла на неподходящую высоту недостаточно сильную личность. Худшее, что можно сказать о Керенском, касается оценки основных свойств его ума и характера. Но о нем можно повторить те слова, которые он недавно - с таким изумительным отсутствием нравственного чутья и элементарного такта - произнес по адресу Корнилова. “По-своему” он любил родину, - он в самом деле горел революционным пафосом, - и бывали случаи, когда из-под маски актера пробивалось подлинное чувство. Вспомним его речь о взбунтовавшихся рабах, его вопль отчаяния, когда он почуял ту пропасть, в которую влечет Россию разнузданная демагогия. Конечно, здесь не чувствовалось ни подлинной силы, ни ясных велений разума, но был какой-то искренний, хотя и бесплодный, порыв. Керенский был в плену у своих бездарных друзей, у своего прошлого. Он органически не мог действовать прямо и смело, и при всем его самомнении и самолюбии, у него не было той спокойной и непреклонной уверенности, которая свойственна действительно сильным людям. “Героического” в смысле Карлейля в нем не было решительно ничего. Самое черное пятно в его кратковременной карьере - это история его отношений с Корниловым, но о ней я говорить не буду, так как знаю о ней только то, что общеизвестно.
К Керенскому мне придется еще не раз вернуться на протяжении моего рассказа. Покамест ограничиваюсь написанным и перехожу к другому лицу, на которого вся Россия возлагала такие колоссальные ожидания и которых он не оправдал.
Я знал кн. Г.Е.Львова со времени 1-ой Думы. Хотя он числился в рядах партии народной свободы, но я не помню, чтобы он принимал сколько-нибудь деятельное участие в партийной жизни, в заседаниях фракции или центрального комитета. Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что у него была репутация чистейшего и порядочнейшего человека, но не выдающейся политической силы. Он, после роспуска 1-ой Думы, также был в Выборге, но не принимал участия в совещаниях и не подписал воззвания. Я помню, что он остановился в тех же номерах, в которых жил я и Д.Д.Протопопов, и тотчас по приезде заболел и так и не выходил из номера до отъезда из Выборга. Протопопов приписывал болезнь тому волнению, в котором он находился. Подобно многим из нас, он в душе не сочувствовал воззванию, не верил в него, считал его ошибкой, но сознавал свое бессилие воспрепятствовать ему, не имея никакого другого приемлемого и яркого плана действий. Помню его бледное, расстроенное лицо, его беспомощную фигуру. С тех пор я его 11 лет не встречал. Как и все, я считал его отличным организатором, возлагал большие упования на его огромную популярность в земской России и в армии. Выше я уже упомянул о впечатлении, произведенном на меня первой встречей с кн.Львовым в Таврическом дворце, в день конституирования Вр.Правительства. Я бы сказал, что это впечатление было пророческое. Правда, в ближайшие дни кн.Львов внешне преобразился, загорелся какой-то лихорадочной энергией и, как мне казалось, - по крайней мере в первое время - какой-то верой в возможность устроить Россию.
Задача министра-председателя в первом Вр.Правительстве была действительно очень трудна. Она требовала величайшего такта, умения подчинять себе людей, объединять их, руководить ими. И, прежде всего, она требовала строго определенного, систематически осуществляемого плана. В первые дни после переворота авторитет Вр.Правительства и самого Львова стоял очень высоко. Надо было воспользоваться этим обстоятельством, прежде всего для укрепления и усиления власти. Надо было понять, что все разлагающие силы наготове начать свою разрушительную работу, пользуясь тем колоссальным переворотом в психологии масс, которым не мог не сопровождаться политический переворот, так совершенный и так развернувшийся. Надо было уметь найти энергичных и авторитетных сотрудников и либо самому отдаться всецело Министерству внутренних дел, либо - раз оказывалось невозможным по-настоящему совмещать обязанности министра внутренних дел с ролью премьера, - найти для первой должности настоящего заместителя.
Я не хочу сказать ничего пренебрежительного, - а тем паче - дурного о Д.М.Щепкине или о кн. С.Д.Урусове, но я думаю, что от них трудно было ожидать того, чего не мог дать сам кн. Львов. Щепкин - добросовестнейший и трудолюбивейший работник, прекрасный человек, полный энергии и bonne volon-te*. Но он не мог импонировать ни опытом, ни общественным авторитетом, ни личной своей индивидуальностью, - сам это прекрасно сознавал и в самостоятельных действиях был парализован этим сознанием. Князь Урусов видимо совершенно растерялся в новой обстановке, плохо ориентировался, чувствовал себя совершенно не на месте. Как-никак, вся его бюрократическая карьера протекла в условиях, радикально противоположных тем, в которых он очутился. И он прошел какой-то бледной тенью, тоже одушевленной самыми лучшими намерениями, но бессильной их осуществить. И он смог бы быть помощником и исполнителем, но нельзя было от него ожидать решимости, инициативы, творчества.
То обстоятельство, что Министерство внутренних дел - другими словами, все управление, вся полиция - осталось совершенно неорганизованным, сыграло очень большую роль в общем процессе разложения России. В первое время была какая-то странная вера, что все как-то само собою образуется и пойдет правильным, организованным путем. Подобно тому, как идеализировали революцию (“великая”, “бескровная”), идеализировали и население. Имели, например, наивность думать, что огромная столица, со своими подонками, со всегда готовыми к выступлению порочными и преступными элементами, может существовать без полиции, или же с такими безобразными и нелепыми суррогатами, как импровизированная, щедро оплачиваемая милиция, в которую записывались профессиональные воры и беглые арестанты. Всероссийский поход против городовых и жандармов очень быстро привел к своему естественному последствию. Аппарат, хоть кое-как, хоть слабо, но все же работавший, был разбит вдребезги. Городовые и жандармы во множестве пошли на пополнение большевистских рядов. И постепенно в Петербурге и в Москве начала развиваться анархия. Рост ее сразу страшно увеличился после большевистского переворота. Но сам переворот стал возможным и таким удобоисполнимым только потому, что исчезло сознание существования власти, готовой решительно отстаивать и охранять гражданский порядок.
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Метки: russian art, art, советское искусство, Искусство
Танец и балет Грузии (часть 3)
B. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, 3. М. Кикалейшвили, Т. М. Чабукиани, И. А. Алексидзе, Д. К. Багратиони, Е. С. Геловани; засл. арт. Груз. ССР — Е. Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, Г. В. Бархударов, В. К. Литвиненко, C. Г. Горский, С. Г. Векуа, В. А. Ивашкин, К. М. Надареишвили, Р. Р. Ма-галашвили, Э. В. Чабукиани, Г. М. Па-тарая, К. Э. Лоладзе и др. В 70-е гг. в балетной труппе театра: засл. арт. Груз. ССР—Л. И. Митаишвили, А. В. Два-ли, И. А. Джандиери, В. В. Гунашви-ли, Б. Г. Монавардисашвили, Т. Г. Санадзе и др.
В 1902 А. Г. Алексидзе организовал и возглавил студию груз, танца (руководил до 1934; с 1917— Студия груз. нац. танца). В 1916 М. И. Перини создала первую балетную студию, преобразованную в 1921 в балетную школу при Театре оперы и балета. В 1934 школа реорганизована в Хореографич. студию, с 1935— Гос. хореографич. уч-ще; с 1951 директор и ведущий педагог уч-ща В. М. Чабукиани. Лит.: Джавришвили Д. Л., Грузинские народные танцы, Тбилиси, 1958.
(E. Л. Гварамадзе, A. C. Чхеидзе)
Метки: russian art, Искусство, советское искусство, art
ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар
(19.7.1834, Париж,—27.9.1917, там же), французский живописец, график искульп-тор. В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854—59 подолгу жил в Италии; изучал иск-во итал. кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы.
Начал со строгих по композиции ист. картин и портретов («Семейство Беллелли», ок. 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Д. в кон. 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью гор. жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капигалистич. города («Площадь Согласия», ок. 1875; «Абсент», 1876, Музей импрессионизма). Д. показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на тероасе кафе», монотипия, пастель, 1877, «Гладильщицы», ок. 1884, оба произв.— в Музее импрессионизма); он выявляет механизм проф. жеста, позы, движения человека, их пластич. красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетич. значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра («Звезда»-, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца>, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произв. Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамич. фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость),сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусств, света. Напряжённый характер обретают произв. Д. 1880—90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные гл. обр. пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы», пастель, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). В кон. 1880-х — нач. 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лёпке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластич. цельность и конструктивность фигуры.
Лит.: Тугендхольд Я., Эдгар Дега и его искусство, М., 1922; [3 е р н о в Б. А.], Дега-[Альбом],Л. — М., 1965; Русакова Р., Дега, М., [1968]; Lemoisne Р. A.,
Degas et son uvre, v. 1 — 4, P., 1946 — 48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L’opera completa di Degas, Mit., 1970.
(О. В. Мамонтова.)
Метки: Искусство, советское искусство, art, russian art
Из истории общественных настроений: пассеисты (Часть 5)
Современные историки говорят о «потребительской революции» в XVIII веке. Для ее объяснения было предложено две концепции потребления: одна, восходящая к Т.Веблену (Thorstein Veblen), описывает взрыв потребления и жажду роскоши в терминах «броского накопления», когда вещи накапливались в целях демонстрации социального статуса (Neil McKendrick). Другая, больше развитая во Франции (Daniel Roche), выводит консьюмеристский взрыв из философских предпосылок, апологии чувственного опыта, свойственной философии Просвещения. Можно было бы сказать, что пассеистский взгляд круга «Старых годов» не случайно направился на «вещный» XVIII век, ведь коллекционирование было непременным спутником их жизненного стиля и ценностных ориентиров. Трубников закончил свои дни старьевщиком («татарином») в Париже, Бенуа коллекционировал детские игрушки подобно писателю А.Ремизову. Обращение Дягилева к изобразительному искусству в 1893 году было ознаменовано его твердым намерением организовать частный музей, для которого он даже начал скупать картины. От музея один шаг до выставок, и Дягилев, как известно, еще до издания «Мира искусства» организовал несколько выставок, из которых самой знаменитой стала «Русские и финляндские художники» 1898 года.
(Геннадий Обатнин, НОМИ)
Метки: Геннадий Обатнин, Искусство, советское искусство
Изобразительное искусство Грузии (часть 4)
Илл. см. на вклейках к стр. 392 и табл. XXXVI—XXXIX (стр. 384—385).
Лит.: Ars Georgica. Разыскания Института истории грузинского искусства, [т.] 1 — 5, Тб., 1942-1959; [т.], 6-А, 1963; [т.] 6-В
(вопросы нового и сов. иск-ва), 1964 (статьи на груз, и рус. яз.); Амиранашви-ли Ш. Я., История грузинского искусства, М., 1963; Чубинашвили Г. H., Северов Н. П., Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Джандиери М. И., Лежав а Г. И., Архитектура горных районов Грузии, М., 1940; Северов Н.П., Памятники грузинского зодчества, М., 1947; Ле-жава Г. И., Джан диери М. И., Архитектура Сванетии, М., 1958; Д ж а н-беридзе Н., Кинцурашвили С., Архитектура Советской Грузии, М.— Тб., 1958; Ч у б и н а ш в и л и Г. Н., Архитектура Кахетии, т. 1—2, Тб., 1959; Б е р и д-з е В., Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX века, Тб., 1967; 3 а-карая П., Древние крепости Грузии, Тб., 1969; Амиранашвили Ш. Я., История грузинской монументальной живописи, т. 1, То., 1957; Чуоинашвили Г. Н., Грузинское чеканное искусство, т. 1—2, То., 1959; Г о р д е з и а н и Б., Грузинская графика, Тб., 1963; Шервашидзе Л. А., О грузинской светской миниатюре, Тб., 1964; Амиранашвили Ш. Я., Грузинская миниатюра, М., 1966; Мхеидзе Л., Скульптурный портрет в Грузии, Тб., 1967. В. В. Беридзе, Т. Б. Вирсаладзе (средневековое искусство).
Метки: Искусство, russian art, art, советское искусство
Советская литература (Часть 3)
«Вдова солдата» (кн. 1—2, 1960) и Т. Г. Донжашвили (р. 1916) «На Алаза-ни» (1956). Историч. прошлое Г. отражено в тетралогии Гамсахурдиа «Давид Строитель» (кн. 1—4, 1946—58), в историч. романах Г. Г. Абашидзе «Долгая ночь» и «Лашарела» (кн. 1, 1957), Белиашвили «Бесики» (1946), Готуа «Удел героев» (кн. 1—4, 1958—62). Правдивые образы современников нарисованы в романе В. Ш. Авалиани (р. 1914) «Новые горизонты», в книгах повестей и рассказов О. Р. Чхеидзе (р. 1920), Г. К. На-грошвили (р. 1910), Г. С. Чиковани (р. 1910), Мревлишвили, Шатберашвили, А. И. Ломидзе (р. 1907), М. В. Асатиани (1909—70). Романы прозаиков Н. В. Дум-бадзе (р. 1928; «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», «Солнечная ночь», «Не бойся, мама!»), А. С. Сула-каури (р. 1927; «Золотая рыба»), О. Ш. Иоселиани (р. 1931; «Полдень» и «Кончилась зима»), Э. Л. Кипиани (р. 1924; «Красные облака») произв. Р. К. Инанишвили (р. 1926) заняли прочное место в груз, лит-ре.
Груз, поэзия конца 50-х и 60-х гг., освобождаясь от излишней помпезности, риторики и одописных тенденций 30— 40-х гг., глубже проникает в духовный мир сов. человека, многогранно отражает его чувства и мысли. Показательны книги стихов И. В. Абашидзе «Приближение» и особенно циклы «По следам Руставели» и «Палестина, Палестина», воссоздающие образ великого груз, поэта; последние поэтич. циклы Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма Каладзе«Отец», книги Маргиани «Пробуждение», Ноне-швили «По всему миру», новые стихи Гачечиладзе, Гомиашвили и др. Наряду с мастерами старшего поколения активно работают поэты А. П. Калан да дзе (р. 1924), М. И. Мачавариани (р. 1929), О. И. Чиладзе (р. 1933), Ш. Г. Нишниа-нидзе (р. 1929), Дж. А. Чарквиани (р. 1931), Ф. И. Халваши (р. 1925), М. Г. Квливидзе (р. 1925), В. С. Сула-беридзе (р. 1919), М. Ф. Поцхишвили (р. 1930), Н. В. Гурешидзе (р. 1927) и др.
Преодолевая отриц. влияние теории бесконфликтности, груз, драматурги создали ряд интересных пьес: М. Н. Мревлишвили «Лавина» (1956) и «Пламенный мечтатель» (1961), Бараташвили «Мое Квавилети», Г. Г. Абашидзе «Мать» и «Путешествие в три времени», М. В. Джапаридзе (1906—64) «Земляки» (1956), Вакели «Деловой человек», О. И. Чиджавадзе (р. 1909) «Крот» и «Счастливый неудачник». Появились историч. драмы Г. Н. Нахуцришвили (р. 1902) «Цицамури» и «Пиросмани», пьесы В. Л. Канделаки (р. 1918) и К. М. Буачидзе (р. 1914), Г. Л. Келба-киани (р. 1910) и др. Видное место в репертуаре груз, театров заняли пьесы Г. М. Хухашвили (р. 1926), А. И. Ге-цадзе (р. 1929), Иоселиани и др.
Метки: russian art, Искусство, советское искусство, art
Из Российской истории. Временное правительство. В.Д.Набоков (10)
Я уже упомянул о том, что работа наша затянулась до вечера. Когда мы вышли, было уже темно. Если память мне не изменяет, я не возвращался домой, а прямо поехал в Государственную Думу, чтобы увидеться с Милюковым, показать ему захваченный мною черновик акта, принять меры к его оглашению в печати. Но прежде всего, конечно, я должен был выполнить данное мною кн. Г.Е.Львову обещание - употребить все усилия, чтобы убедить Милюкова не выходить из состава Вр.Правительства.
Для меня, конечно, не было никакого сомнения в том, что, если бы Милюков настоял на своем решении, результатом были бы самые серьезные - может быть, даже гибельные -осложнения. Не говоря уже о впечатлении разлада с первых же шагов, о последствиях для партии, которая была бы сразу сбита с толку, - о тяжелом положении остающихся мини-стров-кадетов, - с уходом Милюкова Вр.Правительство теряло свою крупнейшую умственную силу и единственного человека, который мог вести внешнюю политику и которого знала Европа. В сущности этот уход был бы настоящей катастрофой.
Придя в Таврический дворец, я тотчас нашел Милюкова. С ним в этот день на ту же Тему уже говорил Винавер, также убеждавший его изменить свое решение. Я прочитал ему текст отказа Михаила. Его этот текст удовлетворил и, кажется, послужил окончательным толчком, побудившим его остаться в составе Вр.Правительства. Кто и когда повлиял в том же смысле на Гучкова, я не знаю.
С Милюковым по-прежнему была Анна Сергеевна. От нее я услышал трагическое известие об убийствах в Гельсингфорсе и о грозном положении на фронте. Она сама казалась совершенно подавленной этими событиями. Меня они чрезвычайно потрясли. Сразу же в радостное ликование врывались мрачные, скорбные ноты, не предвещавшие ничего хорошего. Я должен тут же отметить, что сразу же было высказано убеждение, приписывающее эти убийства немецкой агитации.
В какой мере германская рука активно участвовала в нашей революции, - это вопрос, который никогда, надо думать, не получит полного, исчерпывающего ответа. По этому поводу я припоминаю один очень резкий эпизод, происшедший недели через две в одном из закрытых заседаний Вр.Правительства. Говорил Милюков и, не помню по какому поводу, заметил, что ни для кого не тайна, что германские деньги сыграли свою роль в числе факторов, содействовавших перевороту. Оговариваюсь, что я не помню точных его слов, но мысль была именно такова и выражена она была достаточно категорично. Заседание происходило поздно ночью в Мариинском дворце. Милюков сидел за столом. Керенский по своему обыкновению нетерпеливо и раздраженно ходил из одного конца залы в другой. В ту минуту, как Милюков произнес приведенные мною слова, Керенский находился в далеком углу комнаты. Он вдруг остановился и оттуда закричал: “Как? Что вы сказали? Повторите?” - и быстрыми шагами приблизился к своему месту у стола. Милюков спокойно и, так сказать, увесисто повторил свою фразу. Керенский словно осатанел. Он схватил свой портфель и, хлопнув им по столу, завопил: “После того, как г. Милюков осмелился в моем присутствии оклеветать святое дело великой русской революции, я ни одной минуты здесь больше не желаю оставаться”. С этими словами он повернулся и стрелой вылетел из залы. За ним побежал Терещенко и еще кто-то из министров, но, вернувшись, они сообщили, что его не удалось удержать и что он уехал домой (в министерство юстиции, где он тогда жил). Я помню, что Милюков сохранил полное хладнокровие и на мои слова ему: “Какая безобразная и нелепая выходка!” - отвечал: “Да это обычный стиль Керенского. Он и в Думе часто проделывал такие штуки, вылавливая у политического противника какую-нибудь фразу, которую потом переиначивал и пользовался ею, как оружием”. По существу никто из оставшихся министров не высказал ни одного слова цо поводу фразы, вызвавшей негодование Керенского, но все находили, что его следует сейчас же успокоить и уговорить, объяснив ему, что в словах Милюкова не было общей оценки революции. Кто-то (кажется, Терещенко) сказал, что к Керенскому следовало бы поехать кн. Львову. Другие с этим согласились (Милюков держался пассивно, - конечно, весь этот инцидент был ему глубоко противен). Кн. Львов охотно согласился поехать “объясниться” с Керенским. Конечно, все кончилось пуфом, но тяжелое впечатление осталось. Впрочем, было ли хотя одно закрытое заседание, которое бы не оставило такого впечатления? Но об этом - позже...
В этот же вечер в Таврическом дворце (3 марта) Милюков сказал мне, что на меня рассчитывают для одного из открывающихся крупных постов, и спросил, согласился ли бы я принять должность Финляндского генерал-губернатора. Я сразу же и очень решительно отказался. Помимо всяких соображений личного характера, прежде всего необходимости уехать из Петербурга, мое отрицательное отношение вызывалось сознанием моей полной неподготовленности к заведыванию финляндскими делами. Я никогда ими специально не интересовался, у меня в Финляндии не было ни связей, ни даже близких знакомых, я плохо ориентировался в тамошних политических настроениях и партийных течениях.
Отказавшись от какого-либо административного поста, я сам предложил свои услуги в качестве “Управляющего делами Временного Правительства”, - должность, соответствующая прежнему управляющему делами Совета Министров. Я считал, что пост этот с внешней стороны как бы второстепенный, в условиях нового временного государственного строя, в функционировании которого оставалось так много еще неясного и неопределенного, - приобретал особое значение. Здесь, в сущности говоря, предстояло создать твердые внешние рамки правительственной деятельности, дать ей правильную, однообразную форму, разрешить целый ряд вопросов, которые никого из министров в отдельности не интересовали. Но помимо того, - не отдавая себе еще в то время отчета в той атмосфере, в которую я попаду, - связанный тесными партийными отношениями с рядом министров, я ожидал, что в заседаниях Вр.Правительства мне будет предоставлен совещательный голос. Впоследствии я вернусь к вопросу о том положении, которое для меня создалось и которое привело меня, при первом же кризисе, связанном с уходом Милюкова и Гучкова, решительно заявить о своем желании покинуть пост управляющего делами.
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Метки: советское искусство, art, russian art, Искусство
Из Российской истории. Временное правительство. В.Д.Набоков (17)
Гучков - и это характерно - первый из среды Вр.Правительства пришел к убеждению, что работа Вр.Правительства безнадежна и бесполезна, и что “нужно уходить”. На эту тему он неоднократно говорил во второй половине апреля. Он все
требовал, чтобы Вр.Правительство сложило свои полномочия, написав себе самому некую эпитафию, с диагнозом положения и прогнозом будущего. Известная декларация Вр.Правительства от 23 апреля (о которой я впоследствии буду еще говорить) ведет свое происхождение от этих разговоров. “Мы должны дать отчет, что нами сделано, и почему мы дальше работать не можем, - написать своего рода политическое завещание”. Декларация 23 апреля оказалась, однако, в иных тонах и с иными выводами. Я думаю, что она была той последней каплей, которая переполнила чашу и вызвала решение Гучкова уйти из состава Вр.Правительства.
За те два месяца, в течение которых Гучков занимал должность военного министра, роль его во Вр.Правительстве оставалась неясною. В заседаниях, как я уже сказал, он бывал редко. Высказывался еще реже. В возникавших конфликтах он старался вносить ноту примирения, но в том памятном столкновении между Керенским и Милюковым по вопросу о целях войны и задачах внешней политики он как-то остался в тени, не оказал поддержки ни той, ни другой стороне. Да и вообще, он как будто умышленно уходил в эту тень. Его уход из состава Вр.Правительства был неожиданностью. Помню, что Некрасов назвал этот уход - “ударом в спину”. Но сам Гучков решительно доказывал, что кн.Львов должен был ждать отставки военного министра, что он, Гучков, о ней категорически предупреждал.
В составе Вр.Правительства чрезвычайно характерной фигурой был И.В.Годнее, - государственный контролер. Я его совершенно не знал, даже в лицо, и впервые с ним встретился в заседаниях Вр.Правительства. Постоянно встречая его фамилию в думских отчетах в связи с разного рода юридическими вопросами и спорами по толкованию закона, я составил себе представление о нем как о знатоке нашего права, как о человеке, хотя, быть может, и не получившем юридического специального образования, но приобретшем соответствующие познания на практике и умеющем ориентироваться в юридических вопросах. Кроме того, я полагал, что Годнев - одна из крупных политических фигур Государственной Думы. Хорошо помню мое впечатление от первого знакомства с Годне-вым. На нем самом, на всей его повадке и, конечно, всего более на тех приемах, с какими он подходил к тому или другому политическому или юридическому вопросу, лежала печать самой простодушной обывательщины, глубочайшего провинциализма, что-то в высшей степени наивное и ограниченное. В его преклонении пред началом законности было нечто почтенное и даже трогательное, но, так как он был совершенно неспособен разобраться в постоянных столкновениях нового порядка с неотмененными правилами основных законов, то на каждом шагу он попадал в тупик, испытывал мучительное недоумение, искренно волновался. Как политическая величина, он держался совершенно пассивно; и также волновался во всех случаях, когда в среде правительства происходили какие-нибудь резкие пререкания и несогласия. Человек безусловно чистый, исполненный самых лучших намерений и заслуживающий самого нелицемерного уважения, он был - в среде Вр. Правительства - воплощенным недоразумением и, по-видимому, оставался на своем месте только по инерции и потому, что на это место не было желательных кандидатов. Как только выяснилась кандидатура Кокошкина (в июле), Годнев, безропотно сидевший с Церетели и Скобелевым, также безропотно и, наверное, с облегченным сердцем передал Ко кошкину свою должность.
Обер-прокурор Св.Синода В.Н.Львов так же, как и Годнев, был одушевлен самыми лучшими намерениями и также поражал своей наивностью да еще каким-то невероятно легкомысленным отношением к делу, - не к своему специальному делу, а к общему положению, к тем задачам, которые действительность каждый день ставила перед Вр.Правительством. Он выступал всегда с большим жаром и одушевлением и вызывал неизменно самое веселое настроение не только в среде правительства, но даже у чинов канцелярии.
Говоря о В.Н.Львове, я не могу здесь же не записать эпизода, случившегося гораздо позднее, но имеющего тесную связь с характеристикой Львова.
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Метки: russian art, art, советское искусство, Искусство
Из Российской истории. Временное правительство. В.Д.Набоков (2)
В 1904-1905 годах Набоков - делегат земских съездов, заместитель председателя ЦК конституционнодемократической партии (кадетов), член редколлегии журнала “Вестник партии народной свободы” и газеты “Речь”.
Партия кадетов была главной партией либеральномонархической буржуазии России. Первый ее съезд состоялся в Москве 12-18 октября 1905 года. В состав руководства партии вошли земские деятели, либеральные помещики, профессора, литераторы, юристы. В программе кадетов говорилось, что Россия должна стать конституционной парламентской монархией, выдвигались требования буржуазных свобод. До Февральской революции партия находилась в оппозиции, однако активно поддерживала империалистическую политику царя в первой мировой войне. После падения самодержавия стала правящей: ее лидеры заняли ключевые посты во Временном правительстве. Партия объявила себя сторонницей республики. В 1917 году главную цель кадеты видели в ограничении революции буржуазными рамками, организации борьбы “со всякого рода максимализмом и большевизмом”, после Октября - в свержении Советской власти.
В 1906 году В.Д.Набоков вошел в число членов 1-й Государственной думы как депутат от Петербурга и занимал там видное место. В одной из ярких речей он заявил: “Власть исполнительная да подчинится власти законодательной!” И эта формула на многие годы стала лозунгом партии кадетов.
После роспуска 1-й Государственной думы в июле 1906 года группа депутатов подписала документ, известный под названием “Выборгское воззвание”. В нем населению России предлагалось не давать “ни копейки денег в царскую казну, ни одного солдата в армию” до созыва новой Думы.
В.Д.Набоков, как один из авторов воззвания, был арестован. Особое присутствие Петербургской судебной палаты приговорило его к трем месяцам заточения в “Крестах”. И вплоть до свержения самодержавия он был лишен избирательных прав.
После вступления России в первую мировую войну В.Д.Набоков надевает серую шинель прапорщика. Только накануне революции его переводят в Петербург, в Главный штаб. Он активно сотрудничает в прессе, в составе делегации русских журналистов посещает Лондон, Париж, выезжает к местам сражений. Итогом такой поездки явилась книга “Из воюющей Англии”, увидевшая свет в Петербурге в 1916 году.
В первые дни Февральской революции Набоков, став управляющим делами Временного правительства, с увлечением принимается за организацию системы работы правительства, за создание целого ряда важнейших законодательных актов, но одновременно с П.Н.Милюковым и А.И.Гучковым выходит в отставку. Однако Набоков продолжает работать в Юридическом совещании при Временном правительстве и участвует в подготовке выдающегося документа русской юридической мысли - Положения о выборах в Учредительное собрание. Когда был создан Временный Совет Республики, Набоков становится заместителем председателя Совета. В ноябре 1917 года он избирается депутатом Всероссийского Учредительного собрания от партии кадетов.
Будучи убежденным конституционным демократом Набоков становится последовательным противником политики большевиков. Не принял он и Октябрьскую революцию. 23 ноября 1917 года Набоков был арестован как член Всероссийской комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание, отказавшейся исполнять приказы большевиков. Однако через несколько дней по указанию В.И.Ленина все арестованные члены комиссии были освобождены, и Владимир Дмитриевич с семейством эвакуируется в Крым. В Крыму Набоков вошел в состав Крымского правительства, где стал министром юстиции. Власть в Крыму переходила от белых к красным. При втором наступлении Красной Армии вместе с Крымским правительством Набоков эмигрировал за границу. Так завершился главный, российский период его жизни и общественной деятельности.
За рубежом Набоков вместе с Милюковым издавал журнал “Новая Россия”, недолго жил в Лондоне, Париже, в 20-м году обосновался в Берлине и стал редактором газеты "Руль”, а через два года, 28 марта 1922, спасая П.Н.Милюкова, погиб.
О его гибели много писали тогда в германских, английских и французских газетах. Факты, связанные с этим событием, таковы. 27 марта 1922 года в Берлин с лекциями приезжает П.Н.Милюков. Днем позже на его первую лекцию, назначенную в зале Берлинской филармонии, собралось множество
людей. Речь шла об Америке, откуда он недавно вернулся, и о русских связях с этой страной. Когда первая часть лекции закончилась, Милюков спустился в зал, сопровождаемый бурными аплодисментами. В этот момент в первом ряду вдруг поднялся человек и выстрелил ему в спину. Пуля прошла мимо, и сначала из-за шума не поняли, что произошло. Но последовали новые выстрелы. Зал пришел в движение, все в ужасе бросились к дверям. Кто-то в общей панике сбил Милюкова с ног, он упал. Тем временем стрелявший продолжал продвигаться в толпе по направлению к жертве...
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Метки: art, советское искусство, Искусство, russian art
RUSSIAN ART (Part 6)
The Wanderers, those who were in sympathy with them without being active members of the society and those who, though only indirectly affected, nevertheless inclined to becoming “Purpose” artists, can be divided into four groups. There were those like Ivan Kramskoy (1837-1882), their first leader, or Victor Vasnetsov (1848-1926) and Michael Nesterov (died 1862), who concentrated on Slavophile subjects; there were the followers of Vereshchagin, Repin and Surikov, who chose historical themes; others, like Basil Perov and Alexander Makovski (1869-1915), became genre-painters; finally, such painters as Isac Levitan (1861-1900), Arhip Kuinzhi and the seascape-painter, Ivan Ayvazovski (1817-1900), concentrated on naturalistic subjects and landscapes.
The work of The Wanderers was marred by their desire to proselytize. Thus their virtual leader, Kramskoy, grew to be too cerebral and too unemotional to achieve great things; his mind was too affected by Dostoevski, his feelings insufficiently so. His work lacked forcefulness, and notwithstanding his concern with the evils of the age, it fails to rouse deep feeling in the spectator. Nevertheless, Kramskoy will always retain his place in the history of Russian painting as one of the first of the positive painters, whose outlook characterized the third quarter of the nineteenth century.
Nesterov had the makings of an outstanding landscape-painter, but his determination to point a moral spoilt his pictures. Moreover, his figures are sentimental and unconvincing, and only obscure the lovely landscapes in which they are set.
Vasnetzov was a more gifted artist than either, but his work was again marred by the absence of spontaneity and passion, as well as by his poor eye for colour.
(Talbot Rice T.)
Метки: art, russian art, советское искусство, Искусство
Музыка Грузии (часть 3)
А. И. Чимакадзе (1952), «Дне моей Родины» А. Д. Мачавариани (1954). В 1960-е гг. написаны оратории «Слава Октябрю» А. В. Шаверзашвили (1959), «Родина моя» С. И. Насидзе (1967), «Революционная Грузия» Т. Л. Бакрадзе (1967). Глубиной и эпич. величавостью отличаются оратории О. В. Тактакишвили «По следам Руставели» (1964), созданная по одноим. циклу И. В. Абашидзе, «Бараташвили» (1970) — на стихотворения Н. М. Бараташвили.
Формирование жанра оперетты в Г. Тесно связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе (осн. 1934). В жанре оперетты работают Ш. Е. Милорава (автор 15 оперетт, в т. ч. популярной «Песни о Тбилиси», 1958) и Г. Г. Цабадзе, автор 10 оперетт («Великолепная тройка», 1963, «Мой безумный брат», 1965, и др.), А. П. Ке-реселидзе, Р. И. Лагидзе, С. ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди (автор одной из первых груз. муз. комедий), Ш. Е. Джоджуа, Л. М. Яшви-ли, И. А. Геджадзе, В. Ш. Азара-швили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе.
Новый этап развития груз, романса начался с конца 1940-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. Н. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Создаются вокально-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз, поэзии (О. В. Тактакишвили, А. Д. Мачавариани на тексты Важа Пшавела; Г. В. Табидзе и др.).
В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. И. Кокеладзе, В. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе и др. Важную роль в развитии песни сыграли киномузыка, эстрадная музыка и музыка к драматич. спектаклям (Р. И. Лагидзе, А. П. Кереселидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе,
A. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. М. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.).
Значит, место занимает музыка для детей. Созданы произв. разных жанров, среди них, кроме упомянутых детских опер, балет С. Ф. Цинцадзе «Сокровище голубой горы» (пост. 1956), фп. концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. сочинения разных форм Т. А. Шаверзашвили (основопололшицы этого жанра в груз, музыке), В. Г. Цагарейшвили,
B. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. III. Давиташвили.
(А. Г. Цулукидзе)
Метки: art, russian art, Искусство, советское искусство
ИСКУССТВО СИЛУЭТА (часть 2)
Замечательны среди работ Е.С.Кругликовой силуэты Александра Н.Бенуа, В.Э.Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд “домашних .сцен” (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты en face (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой.
В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я.Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.
Кругликова и Симонович - это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. “Мир Искусства”, положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные “реставраторы” старины - К.Сомов, Александр Бенуа и М.Добужинский - воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г.Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В.Замирайло, Шарлемана, М.Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С.Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В.Ленина и Г.Зиновьева), для издательства Коминтерна.
Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н.Левитского, Д.И.Митрохина, В.Д.Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в “скупые” черные пятна.
Октябрь 1922 г.
(Э.ГОЛЛЕРБАХ)
Метки: art, советское искусство, Искусство, russian art
Архитектура и изобразительное искусство (Часть 1)
7 вв.— период расцвета груз. ср.-век. архитектуры, для к-рой в это время характерны строгость стиля, уравновешенность форм, тщательная пластич. разработка фасадов, облицованных, как и интерьеры, гладко отёсанным камнем. Распространены своды, арки. Декор — сдержанный: резные оконные навершия и отдельные рельефы на фасадах.
Метки: art, советское искусство, Искусство, russian art
Кино Грузии (часть 2)
Новый этап в развитии груз, кино начался в сер. 50-х гг., увеличилось произ-во фильмов, расширилась их тематика. Наряду с фильмами известных режиссёров— «Кето и Котэ» (1948, реж. В. В. Таблиа-швили,_Ш. М. Гедеванишвили), «Стрекоза» (1954, реж. С. В. Долидзе), «Они спустились с гор» (1955, реж. Н. К. Сани-швили) и др.— появились интересные работы молодых режиссёров: «Лурджа Магданы» (1956, реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), «Наш двор» (1957, реж. Р. Д. Чхеидзе), «Чужие дети» (1958) и «Мольба» (1968, реж. Т. Е. Абуладзе). Значительное произведение груз, кинематографистов — «Отец солдата» (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, в гл. роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины: «Тайна двух океанов»(1957, реж. К.К.Пи-пинашвили), «Баши-Ачуки» (1957, реж. Л. Д. Эсакиа), «Отарова вдова» (1958, реж. М. Э. Чиаурели), «Последний из Сабудара» (1958, реж. III. И. Манагадзе), «Прерванная песня» (1960, реж. Н.К. Са-нишвили), «День последний,день первый» (1960) и «Палиастоми» (1963, оба—реж. С. В. Долидзе), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1962, реж. Т. Е. Абуладзе), «Белый караван» (1963, “реле. Э. Н. Шенгелая и Т. Г. Мелиава), «Свадьба» (1964, реж. М. Г. Кобахидзе), «Я вижу солнце» (1965, реж. Л. Л. Го-гоберидзе), «Хевсурская баллада» (1965, реж. Ш. И. Манагадзе), «Встреча с прошлым» (1967, реж. С. В. Долидзе), «Алавердова» (1967, реж. Г. Н. Шенгелая), «Тариел Голуа» (1968, реж. Л. И. Хотивари), «Необыкновенная выставка» (1968, реж. Э. Н. Шенгелая), «Листопад» (1968, реле. О. Д. Иоселиани), «Большая зелёная долина» (1968, реж. М. А. Кокочашвили), «Ну и молодёжь» (1969, реж. Р. Д. Чхеидзе), «Пиросмани» (1969, реж. Г. Н- Шенгелая), «Свет в наших окнах» (1969, реж. К. Г. Мгеладзе), «Десница великого мастера» (1—2-я серии, 1970—71, реж. B. В. Таблиашвили) и др.
Художественные фильмы создаются на киностудии «Грузия-фильм». На груз, студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов ряд значит, картин создали оператор-режиссёр Г. И. Асатиани («Разноэтажная Америка», «Мюнхен 25 лет спустя» и др.), режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенид-зе, Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия, Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры, работающие в мультипликац. кино: В. Д. Бахтадзе, А. Н. Хинтибид-зе и др.
Создана студия, выпускающая телевизионные фильмы (-«Серенада» реж. К. Л. Хотивари, «Кувшин» реж. И. М. Квирикадзе и др.). В 1957 осн. Союз кинематографистов Груз. ССР. В 1971 в Г. было 1826 киноустановок.
Метки: art, советское искусство, Искусство, russian art
Драматический театр Грузии (часть 2)
В 20-е гг. начинали свой творческий путь актёры: Т. И. Чавчавадзе, B. И. Анджапаридзе, У. В. Чхеидзе, А. А. Хорава, А. А. Васадзе, Г. М. Давиташвили, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жор-Жолианн, Э. Э. Апхаидзе, Ц. Р. Цуцу-нава, Ш. К. Гамбашидзе; режиссёры: А. В. Ахметели, Д. К. Антадзе, К. Е. Па-таридзе и др.
В 1928 в Кутаиси под рук. К. А. Марджанишвили был создан новый театр — 2-й Гос. драматич. театр (в 1930 театр был переведён в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя). К. А. Марджанишвили поставил здесь спектакли: <В самое сердце» Ш. Н. Дадиани (1928), «Кваркваре Тутабери» П. М. Какабад-зе (1929), «Рельсы гудят» В. М. Кир-шона (1929), «Хатидже» К. Р. Каладзе (1930), «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина (1931), «Страх» А. Н. Афиногенова (1932), «Светите, звёзды» И. К. Мики-тенко (1931). В 1929 он создал один из своих лучших спектаклей «Уриэль Акоста» К. ф. Гуцкова. Спектакли Театра им. К. А. Марджанишвили отличают психология. глубина и человечность, острая театр, образность.
Для Театра им. Ш. Руставели (в 1926— 1935 им руководил преемник Марджанишвили А. В. Ахметели) характерен приподнятый монумент, стиль спектаклей, это театр героико-романтич. направленности, героич. характеров, что особенно проявилось в спектаклях: «Разлом» Б. А. Лавренёва (1928), «Анзор» A. И. Шаншиашвили по мотивам пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» (1928), <Разбойники» (чИн тираннос») Ф. Шиллера (1933).
В конце 20-х и в 30-е гг. выдвинулись актёры: С. Д. Такаишвили, В. Д. Годзиа-швили, С. А. Закариадзе, Г.В.Шавгули-дзе, А. Л. Кванталпани, Т. Г. Цулукидзе, П. К. Кобахидзе, А. А. Омиадзе, Г. И. Сагарадзе и режиссёры: А. А. Васадзе, В. П. Кушиташвили, А. А. Такаишвили, Д. А. Алексидзе, III. Р. Агса-бадзе, Н. А. Годзиашвили, П. Я. Пран-гишвили, Г. Б. Журули, А. Е. Чхарти-швили, С. Ф. Челидзе, В. В. Таблиа-швили и др.
Образы современников были созданы вспектаклях: «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука (1935), «Поколение героев» C. Д. Клдиашвили (1937) — в Театре им. III. Руставели; «Далёкое» А. Н. Афиногенова (1936), «Свадьба колхозника» П. М. Какабадзе (1938), «Зависть» И. Л. Вакели (1938) — в Театре им. К. А. Марджанишвили. В 40-е гг. груз, театр подходит к решению сложной задачи — воплощению на сцене образа B. И. Ленина. Среди исполнителей роли В. И. Ленина — П. К. Кобахидзе («Кремлёвские куранты» Погодина, 1941, Театр им. К. А. Марджанишвили), К. К. Мюф-ке («Человек с ружьём», 1938; «Кремлёвские куранты», 1940, «Третья патетическая», 1958, Погодина, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова).
С особой наглядностью проявилась героико-романтич. направленность груз, театра в годы Великой Отечеств, войны 1941—45 и в первые послевоен. годы. Были поставлены спектакли о героич. борьбе сов. народа против нем. захватчиков («Батальон идёт на Запад», «Небо Москвы», «Партизаны» Г. Д. Мдивани, <0ленье ущелье» С. Д. Клдиашвили, «Победители» Б. В. Чирскова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Гора раздумий» Г. И. Шатберашвили, «Непобедимые» Л. П. Готуа, «Начальник станции» И. О. Мосашвили) и историч. спектакли («Царь Ираклий» Л. П. Готуа, «Георгий Саакадзе» и«Герои Крцаниси» А. И. Шаншиашвили, «Багратиони» А. А. Самсо-ния, «Киквидзе» В. А. Дарасели, «Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, и др.).
(Э.Н. Гугушвили)
Метки: russian art, Искусство, советское искусство, art
Из истории общественных настроений: пассеисты (Часть 2)
В начале XX века, богатом на исторические рифмы, угроза русской старине возникла гораздо раньше Октябрьского переворота. Первая русская революция проходила в дыме поджогов барских усадеб, что особенно стало популярным весной — летом 1906 года. Депутат первой Думы от партии кадетов адвокат М.Герценштейн 19 мая 1906-го произнес знаменитую речь о необходимости применить принудительное отчуждение усадеб, то есть законодательно отнять их у владельцев, дабы таким образом остановить «иллюминации», как он назвал крестьянские поджоги. Слово было подхвачено, стало расхожим и в конце концов попало в стихотворение Маяковского, не случайно, как видим, связавшись с образом отца. Правые восприняли мысль Герценштейна как оправдание беспорядков. Началась ожесточенная газетная перебранка, за которую Герценштейн поплатился жизнью. Через два месяца после этой речи члены Союза русского народа, решившие открыть, по примеру эсеров и анархистов, террор, избрали его в качестве первой жертвы.
Именно весной 1906 года в кругу петербургских арт-критиков и краеведов, точнее, у В.Верещагина и С.Маковского (позже они терпеть друг друга не могли) возникает замысел нового журнала, «Старые годы»: «...по нынешнему революционному настроению такой журнал нужен более, чем когда-либо», — писал Н.Врангель к А.Бе-нуа[6]. Руководясь этими же настроениями, позже, в 1909-м, они создадут Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, задачей которого было обобщить опыт как промышленного наступления на усадьбу, так и аграрных поджогов 1906 года. Именно в тревожную эпоху русского бунта усадьба начинает постепенно осознаваться как незамеченный ранее источник художественных ценностей. В начале 1905-го в Таврическом дворце, еще не отданном под Думу, Дягилев устраивает выставку портретов, собранных по поместьям России. Объезжать усадьбы становится важной частью деятельности круга «Старых годов». После очередного объезда помещичьих усадеб летом 1909 года Врангель опубликовал в «Старых годах» серию очерков «Искусство помещичьей России», которая стала основанием (по ходатайству А.Кони) для присуждения журналу медали им. Пушкина, дававшейся Академией наук. К 1910-м годам объезд усадеб стал своеобразной модой: в 1914-м Г.Лукомский опять посетил поместья России уже по заданию журнала «Столица и усадьба», сниженного, массового двойника «Старых годов». Результатом этого стала книга «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства» (1916).
(Геннадий Обатнин, НОМИ)
Метки: Геннадий Обатнин, советское искусство, Искусство
RUSSIAN ART (Part 5)
A completely different trend appears in the work of Alexander Ivanov (1806-1858), who lived at practically the same date as Venetsianov. Many of Ivanov’s paintings are religious in theme and essentially religious in approach, for they show a deeply sincere spiritual conception as well as a keen sense of form and composition. He was the first Russian to express his religious emotions effortlessly and tellingly in the Western medium, and to create religious pictures in the Western style no less moving than many of the panels painted at an earlier date in the iconographic tradition. His studies of nudes remain surprisingly modern and deserve to rank with the most advanced contemporary Western work of that type (Plate 24A).
Nicholas Gay (1831-1894), a poor draughtsman, but likewise a genuinely religious artist, followed in Alexander Ivanov’s steps, unconsciously, it might even be said automatically, combining in his religious pictures Western naturalism with the Orthodox disregard for physical as opposed to spiritual beauty. This endowed his distorted, emaciated, unlovely figures with an absorbing intensity, to be seen particularly in a painting of the Crucifixion in the Russian Museum at Leningrad. His portraits arc less vivid, yet more spontaneous. They are excellent likenesses and, for all their kindliness, they are neither mannered nor sentimental, as was much nineteenth-century portraiture. His portrait of Count Leo Tolstoy is one of the most interesting ever painted of the writer, for it clearly reflects the contradictory elements that went to form his turbulent character.
(Talbot Rice T.)
Метки: Искусство, советское искусство, russian art, art
Танец и балет Грузии (часть 2)
Первая балетная труппа в Г. начала формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах: «Пери» Н. Бургмюллера (1852), <Жи-зель» А. Адана (1853) и др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К. Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И. Чайковского,
A. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над к-рыми оказала существ, влияние на формирование груз, балета. В ведущих партиях часто выступали гастролёры: М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесин-ская и др. Первые попытки создать нац. балет сделаны композитором Т. Н. Вах-вахишвили («Иранская пантомима», 1914, «Любовное зелье», 1920, и др.). В 1920—22 балетную труппу возглавлял М. М. Мордкин. В 1921 на основе группы проф. танцовщиков окончательно формируется нац. балетный театр как самостоят. вид иск-ва. В 20—30-х гг. балеты поставили: М. М. Мордкин,
С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гам-сахурдия, Л. И. Лукин, В. И. Цаплин, B. А. Кононович и др. В 1936 танцовщик и балетмейстер В. М. Чабукиани поставил первый значит. нац. балет «Мзечабуки» А. М. Ба-ланчивадзе (позднее шёл в новой ред. под назв. «Сердце гор», 1938). В 1938 создан балет на совр. тему —«Мал-таква» Щ. М. Тактакишвили (балетм. Д. Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко). С 1941 труппу театра возглавляет Чабу киани (гл. балетмейстер и ведущий танцовщик). Ему принадлежат пост, почти всех классич. и нац. балетов: «Синатле» Г. В. Киладзе (1947; 2-я ред. 1965), «Горда» Д. А. Торадзе (1949), «Отелло»
(E. Л. Гварамадзе, A. C. Чхеидзе)
Метки: советское искусство, Искусство, russian art, art
Памяти учителя (часть 2)
Восприятие искусства для нее никогда не было привычной профессиональной обязанностью. Она искренне любила то, о чем писала. Ни преподавательская рутина, ни неизбежный объективизм научной деятельности не приглушили этой любви. В ее статьях на место отстраненного академического стиля заступала доверительная беседа с читателем, которому автор сообщал воодушевление, а не исторические сведения и от которого ждал ответного понимания. Так, один из ее знаменательных текстов — статья называлась «Искания в русской живописи...» 1890—1900-х годов» изобилует прямыми обращениями-вопросами («А сам автор? Был ли он убежден, что это удача?» и т. п.), открытыми ссылками на собственное мнение («Мне кажется...»). Говоря о тенденциях и проблемах — вещах сугубо теоретических, она умела эти отвлеченные материи отчетливо персонифицировать примерами перекрещивающихся судеб Левитана, Коровина, Серова и Врубеля... Мир художника — вот что более всего интересовало ее как исследователя: его радости, тревоги, сомнения. Так, в предисловии к сборнику врубелевских материалов Гомберг-Вержбинская отмечала: «Все эти документы не только дают нам ключ к творческой лаборатории художника. <...> Возникает как бы непосредственное общение с художником, которого мы знали только по результатам его труда. Он открывается нам в процессе, в пути, в муках, упорстве, пока достигаются или не достигаются эти результаты». Думаю, эти слова шире конкретной задачи, в них явно различим мотив личного выбора, некое профессиональное кредо. Вот это-то «непосредственное общение с художником», стремление сделать его «живым» было для Элеоноры Петровны главной темой, главным нервом собственного творчества.
Однако здесь стоит сказать и о другой сфере творческой активности моего учителя, приходившейся в основном на более ранние годы. Речь идет о книгах и статьях, посвященных истории передвижничества и художественному отражению первой русской революции. Сейчас подобные сюжеты менее популярны, но в 50—60-е года именно к ним в первую очередь было обращено пристальное внимание историков русского искусства, тем более что зачастую революционная тема была единственной возможностью для рассмотрения творчества художников так называемого «эстетского лагеря». Исследования в этой области отличала серьезная работа с источниками, многие из которых она впервые ввела в научный оборот, и хорошее структурирование разнородного материала. Книга о первой русской революции изобиловала малоизвестными именами и произведениями, о которых Элеонора Петровна сумела, по своему обыкновению, рассказать интересно и увлекательно. Эта работа Гомберг-Вержбинской была тогда по достоинству оценена коллегами и до сих пор является важным источником для всех, обращающихся к этой проблематике. Востребованной оказалась и рассчитанная на массового читателя книга о передвижниках, вышедшая двумя изданиями. Наполненная живой повествовательной энергией, она давала целостную и яркую картину деятельности Товарищества
Нынешнему профессиональному читателю многое в работах Э.П. Гомберг-Вержбинской может показаться устаревшим или пс меньшей мере общеизвестным. Однако нельзя не напомнить, чтс в свое время она нередко бывала первой. Тоненькая, похожая на брошюру, книжечка о Врубеле с черно-белыми картинками сегодня затерялась среди солидных изданий и масштабных концепций. Но в 1959 году она, несомненно, была знамением перемен — первой после долгого перерыва, пусть маленькой, монографией о художнике. Элеонора Петровна сама инициировала этот заказ, увидев в издательстве «Искусство» среди списка «разрешенных» тем имя любимого мастера (написать о нем было для нее давней мечтой). По свидетельству дочери, она всегда гордилась этой книжечкой больше, чем всеми последующими публикациями. Если сборник документов Врубеля и о Врубеле в какой-то мере продолжал дело, начатое сестрой художника, то подобная сомовская книга являлась стопроцентно уникальной и остается таковой до сих пор. Здесь впервые было собрано и мастерски превращено в цельное повествование почти полностью неизвестное литературное наследие художника. Как подлинное открытие воспринимались материалы эмигрантского периода — о русском зарубежье, понятно, тогда вообще говорили редко и скупо.
Судьба распорядилась так, что с декабря 1977 года и сама Элеонора Петровна оказалась частью этого русского зарубежья. К моменту отъезда ей исполнилось 65 лет: в таком возрасте трудно начинать все заново. В Вене у нее уже не было постоянной профессиональной работы, однако Элеонора Петровна всегда находила себе дело, не ограничиваясь домашним кругом. Она много читала, путешествовала, посещала выставки и музеи, театры и концерты. С серией докладов Э.П. выступает в университетах США (1979), преподает русский язык и литературу в университете города Кальяри на Сардинии (1980—1982, последнее официальное место ее работы), эпизодически читает лекции по русскому изобразительному искусству на кафедре славистики Венского университета, участвует в ряде конференций, водит экскурсии по выставкам, приезжающим из России, публикует несколько статей, дает консультации людям, проявляющим интерес к русскому языку и культуре. Более того, и в преклонные годы Элеонора Петровна продолжала учиться! Как вольнослушатель она посещала интересующие ее курсы в Венском университете (например, на отделении иудаи-ки); пока позволяло зрение, активно работала в семинаре переводчиков. После 85 Гомберг-Вержбинская стала страстной поклонницей приехавшего в Вену С.С. Аверинцева и регулярно, дважды в неделю, появлялась на занятиях, которые он вел на факультете славистики. Все это было более, чем серьезно, в ней постоянно совершалась внутренняя душевная работа.
На фотографии, помещенной в траурном объявлении, Элеонора Петровна выглядит жизнерадостной и даже задорной, словно бросает вызов своей собственной смерти. «Эта достойная восхищения, сильная духом женщина последовательно прошла свой путь и всегда верила в добро. Она пережила все взлеты и падения этого века и 17 октября 2002 года мирно ушла в свет».
(Ирина Карасик, 2004)
Метки: советское искусство, Искусство, russian art, art
Из Российской истории. Временное правительство. В. Д. Набоков. (
Он занимал пост министра юстиции при Александре II и Александре III. У Владимира Дмитриевича общественный темперамент проявился еще в студенческие годы. Во время учебы в Петербургском университете за участие в студенческих волнениях он был арестован. Петербургский градоначальник, желая избежать огласки, сам явился за сыном министра юстиции, однако Владимир Дмитриевич поставил условие: освободить и его товарищей, а получив отказ, остался. После окончания университета камер-юнкер В.Д.Набоков приобретает репутацию крупного специалиста уголовного права,становится профессором в Училище правоведения. Когда в 1898 году группа известных юристов образовала свой журнал “Право”, В.Д.Набоков становится его постоянным автором на два последующих десятилетия. Его избирают Секретарем юридического общества при Петербургском университете и Председателем Русской группы Международного союза криминалистов. После кишиневского погрома (1903 г.)
Набоков пишет в“Праве”гневную, разоблачительную статью “Кишиневская кровавая баня”, ставшую ярким произведением русской публицистики.
За эту статью он был лишен придворного камер-юнкерского звания.
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Из Российской истории. Временное правительство. В.Д.Набоков (16)
внутренних дел, - беспрерывно вызывали его по телефону, приезжали к нему в министерство и в Мариинский дворец. Первоначально я пытался установить час для ежедневного своего доклада и получения всех нужных указаний, но очень скоро убедился, что эти попытки совершенно тщетны, а в редких случаях, когда их удавалось осуществлять, они оказывались и совершенно бесполезными. Никогда не случалось получить от него твердого, определенного решения, - скорее всего он склонен бывал согласиться с тем решением, которое ему предлагали. Я бы сказал, что он был воплощением пассивности. Не знаю, было это сознательной политикой или результатом ощущения своего бессилия, но казалось иногда, что у Львова какая-то мистическая вера, что все образуется как-то само собой. А в иные моменты мне казалось, что у него совершенно безнадежное отношение к событиям, что он весь проникнут сознанием невозможности повлиять на их ход, что им владеет фатализм, и что он только для внешности продолжает играть ту роль, которая - помимо всякого с его стороны желания и стремления - выпала на его долю.
В избрании Львова для занятия должности министра-председателя - и в отстранении Родзянко - деятельную роль сыграл Милюков, и мне пришлось впоследствии слышать от П.Н., что он нередко ставил себе мучительный вопрос, не было ли бы лучше, если бы Львова оставили в покое и поставили Родзянко, человека, во всяком случае, способного действовать решительно и смело, имеющего свое мнение и умеющего на нем настаивать.
Тяжелое впечатление производило на меня и отношение кн. Львова к Керенскому. Мои помощники по канцелярии нередко им возмущались, усматривая в нем недостаточное сознание своего достоинства как главы правительства. Часто было похоже на какое-то робкое заискивание. Конечно, здесь не было никаких личных мотивов. У кн. Львова абсолютно они отсутствовали, он чужд был честолюбия и никогда не цеплялся за власть. Я думаю, он был глубоко счастлив в тот день, когда освободился от ее бремени. Тем удивительнее, что он не умел использовать тот нравственный авторитет, с которым он пришел к власти. Тоном власть имеющего говорил во Вр.Правительстве не он, а Керенский...
В естественной последовательности мне приходится теперь говорить о Гучкове, - но это мне всего труднее.
Прежде всего, я очень мало мог наблюдать Гучкова в составе Вр.Правительства. Значительную часть времени он отсутствовал, занятый поездками на фронт и в Ставку. Потом - в средине апреля - он хворал. Но главное: во все время его пребывания в должности военного и морского министра он был для внешнего наблюдения почти непроницаем. Теперь, оглядываясь назад на это безумное время, я склонен думать, что Гучков с самого начала в глубине души считал дело проигранным и оставался только par acquit de conscience*. Во всяком случае, ни у кого не звучала с такой силой, как у него, нота глубочайшего разочарования и скептицизма, поскольку вопрос шел об армии и флоте. Когда он начинал говорить своим негромким и мягким голосом, смотря куда-то в пространство слегка косыми глазами, меня охватывала жуть, сознание какой-то полной безнадежности. Все казалось обреченным.
(Ю.А. Зарубина, А.И. Разгона, 1990)
Метки: советское искусство, art, russian art, Искусство
Хоан Миро: счастливое свойство средиземноморского климата
Нынешняя выставка вся происходит из одного источника — фонда Маг, с чем связан и временной отрезок представленных работ. Фонд открылся в 1964 году, самая ранняя работа в экспозиции ГРМ датирована 1960 годом (полуметровая гуашь), а самая поздняя — бронзовый «Персонаж» — 1981-м. Это период мирового признания мастера, когда лучшие галереи Старого и Нового Света с радостью отдавали ему свои территории. Экспозиция Русского музея со-
ставлена из скульптуры, пяти больших холстов 1964 года, живописных работ на бумаге. В полутемном зале демонстрируется фильм, где престарелый мастер с помощниками коллажирует несовместимые предметы в непостижимо равновесную конструкцию, которая будет отформована и отлита в бронзе. Качество отливок, патинирование и чеканка бронзовых объектов поражают. Недаром на этикетках часто указывается название плавилен, где Миро в союзе с литейщиками создавал свои скульптуры. Таким образом словно утверждается тезис искусства XX века, что и анонимная «технология» тоже может стать безусловным соавтором. И мотив «олиричивания» обыденных предметов, насыщение их иной, сюрреальной жизнью, сепарирование неумирающего субстрата из мишуры мертвого мусора показался мне главным на этой выставке.
Живопись стареющего Мирр (кроме пяти заглавных холстов 1964 года) отступает здесь на второй план, предстает лишь проекцией его скульптур, хотя на самом деле все в его творчестве было ровно наоборот. И все же возможность обозреть тела «со спины», выведать внутреннее во внешнем делает скульптуру на этой экспозиции наиболее интригующей. Мотив равновесия заявлен и самим художником: «В моих собственных картинах существует нечто вроде кровообращения. Сместите одну из форм — и кровообращение прекратится: нарушено равновесие».
Обводки, любимые технологами-шриф-товиками 50-х, внятные этикеточные брэнды, полнокровно вошедшие в эстетическую жизнь, у Миро проявлены и в скульптуре. Его многочисленные бронзы вроде бы продолжают трактовать живописные сериалы «пти-цеженщин», но не как эпюры цветовых напряженностей (см., например, «Женщина-птица» 1964 года), а как вывернутость сокровенного, таинственного, фундирующего смешное страшным.
Одиссея по «женскому» архипелагу занимает на выставке чуть ли не ведущее место. Вот — «Женщина-собака», увенчанная за-бронзовевшим парикмахерским круассаном; просто «Женщина», развернувшая перед зрителем свое тело створкой черепашьего панциря; еще всяческие «Женщины», отличающиеся от «Мужчин» и «Персонажей» суетной мишурностью и прорезью вертикальной луны в нижней части тулова. Стоит заметить, что в своих жестких бронзах Миро словно запечатлел лакановскую идею другой феминной сути лучшей части человечества — аневротичной, уравновешенной в застывшей магме желания на одинаковом от-
делении от скабрезности и возвеличивания. Невзирая на «конструктивные» особенности женских скульптур, они всегда пребывают в потрясающем покое и благорасположенности, будто ожидают добрых вестей. Юмор и пафос все время переплавляют друг друга в новую удивительную изоморфность, и, совершенно не кощунствуя, я как будто проницаю в этих абсурдистских непугающих женщинах мягкие отсветы культа Девы.
Изначально собранные из мусора, женщины Миро совершенно лишены и тени фетишизма, может быть, из-за баснословного чувства равновесия, которым был беспримерно одарен художник. В плоском мире приспособлений, цветных и бесполезных отбросов одна женщина оказалась летучей, возвышенной и одновременно телесной. Обувные колодки маленького размера испещряют конструкции промельком шагов, как будто все женщины Миро — убегают. Как жизнь — от стареющего человека. И это ускользание, пожалуй, одна-единственная чуть печальная нота его искусства.
Не менее интересен мотив расколотого черепахового панциря, часто образующего «женские» тела; мотив кожи, ставшей скелетом, особенной внутренностью, обернувшей собою все внешнее. Именно в этом заложена суть понимания женщины Хоаном Миро — как особой сокровенности, которая одномоментно и внутри и вовне, так как по сути своей безгрешна, лишена доминант, пуглива, как нимфа, и устойчива, как Дебора.
Мир Средиземноморья, перемешивающий следы высокой античности (цитируемой в скульптурах как стопы, усохшие крылья и театральные маски) с объектами народных промыслов и осколками технологий, пред-стаету Миро затейливым лабиринтом, из которого уже изгнан Минотавр. Где произрастали неврозы и ужасы — теперь сад. Потому его работы всегда чувственно определенны, ясны и равновесны. Что это? Счастливое свойство климата, легкие вина, семейный покой? Миро активно использовал знаки агрессивности, отвоеванные сюрреалистами: кукольную расчлененку, обломки мебели, дачные рукомойники... Но художник словно бы не помнит об их политической или медицинской составляющей: чистая сущность нетревожащих форм, нега застывших теплых поверхностей составляют нестрашные правила игры, которой он очарован. Иногда даже начинает казаться, что Миро так и не ответил на вызовы века, ничего не зная об угрюмости. И это мнимое незнание оказалось самым внятным ответом, исчисленным выпадом, мощью абсолютной ценности.
(Николай Кононов, НОМИ)
Метки: советское искусство, Искусство, russian art, art
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу