Зайтуна Мухамедьярова,
20-08-2010 15:09
(ссылка)
Без заголовка
Табулда, Кутлуюлово, Яныбаево
Деревня Табулда (от башкирского \"табылды\" - \"нашлось\") возникла в середине XVIII века. Основал старшина Юрматынской волости Табулда Юлбердин (1755 г.). V ревизия показала в 36 дворах 233, VII - в 14 дворах 227, X - 387 человек. По ревизии 1816 г. известны сыновья основателя деревни Табулда. Старший из них, 1749 года рождения хорунжий Зайнагабдин (его дети Кулбай, внуки - Абдельман, Исмагил, Ишим, Сулейман). Второй - юртовый есаул Абдулвали (его сын Байгазы). Третий сын, 1764 года рождения, Абдулхалил. Младший сын с 1766 года - указной мулла Абдрахим Табулдин. Его дети Ибрагим, Рафик, Рахмангул. Табулда был правнуком главы тюбы - подразделения Юрматынской волости - Татигаса, получившего наряду с другими главами родов Азнаем, Кармышем, Ильсектимером царскую сберегательную грамоту на вотчинные земли волости в 7117 г., т. е. 1609 г.
На карте Уфимского наместничества 1786 г. было показано две деревни под названием Табулда, расположенные друг от друга на значительном расстоянии.
С трудом проникало земледелие в башкирское скотоводческое хозяйство. В 1842 г. на 370 человек засеяно озимого хлеба 200, ярового - 1808 пудов.
Из этой деревни в 1815 г. выделилась часть жителей и основала хутор Кутлуюлово. В трех дворах жили тогда 55 человек. Хутор, переросший в деревню, имел и другое название - Яныбаево, от имени переехавшего сюда из д. Табулда Яныбая Зиянгулова, 1764 года рождения. Известны его младшие братья Абдрахман и Алибай с сыновьями Киргизбаем, Хибатуллой, Губайдуллой, Мухаметуллой. Яныбай - тоже правнук родоначальника Татигаса. Таким образом, Яныбай и Табулда - двоюродные братья. Кстати, в этой деревне жил Абдулхалил Табулдин. В 1834 г. в деревне насчитывалось 83 человека.
Деревня Табулда (от башкирского \"табылды\" - \"нашлось\") возникла в середине XVIII века. Основал старшина Юрматынской волости Табулда Юлбердин (1755 г.). V ревизия показала в 36 дворах 233, VII - в 14 дворах 227, X - 387 человек. По ревизии 1816 г. известны сыновья основателя деревни Табулда. Старший из них, 1749 года рождения хорунжий Зайнагабдин (его дети Кулбай, внуки - Абдельман, Исмагил, Ишим, Сулейман). Второй - юртовый есаул Абдулвали (его сын Байгазы). Третий сын, 1764 года рождения, Абдулхалил. Младший сын с 1766 года - указной мулла Абдрахим Табулдин. Его дети Ибрагим, Рафик, Рахмангул. Табулда был правнуком главы тюбы - подразделения Юрматынской волости - Татигаса, получившего наряду с другими главами родов Азнаем, Кармышем, Ильсектимером царскую сберегательную грамоту на вотчинные земли волости в 7117 г., т. е. 1609 г.
На карте Уфимского наместничества 1786 г. было показано две деревни под названием Табулда, расположенные друг от друга на значительном расстоянии.
С трудом проникало земледелие в башкирское скотоводческое хозяйство. В 1842 г. на 370 человек засеяно озимого хлеба 200, ярового - 1808 пудов.
Из этой деревни в 1815 г. выделилась часть жителей и основала хутор Кутлуюлово. В трех дворах жили тогда 55 человек. Хутор, переросший в деревню, имел и другое название - Яныбаево, от имени переехавшего сюда из д. Табулда Яныбая Зиянгулова, 1764 года рождения. Известны его младшие братья Абдрахман и Алибай с сыновьями Киргизбаем, Хибатуллой, Губайдуллой, Мухаметуллой. Яныбай - тоже правнук родоначальника Татигаса. Таким образом, Яныбай и Табулда - двоюродные братья. Кстати, в этой деревне жил Абдулхалил Табулдин. В 1834 г. в деревне насчитывалось 83 человека.
Зайтуна Мухамедьярова,
20-08-2010 15:05
(ссылка)
Из сайта генеалогия и архивы
Стерлибашево
Районный центр Стерлибашево возник в верховьях р. Стерли на рубеже XVII-XVIII вв. Деревня была основана вотчинниками и безземельными башкирами Ильсек-тимеровой тюбы Тельтим-Юрматынской волости. В начале XVIII в. население по этническому составу стало многонациональным: были припущены ясачные татары. С 1751 г. здесь жили и торговые татары - выходцы из Сеитовского посада (Каргалы) под г. Оренбургом, когда они приобрели у башкир земли в собственность. На купленных ими землях были основаны деревни торговых татар Айдарали, Ибраево, Яширганово. На праве припущенников по договору 1809 г. в Стерлибашеве жили мишари, вошедшие в состав населения 2-го мишарского кантона, который был расположен в Стерлитамакском уезде. По VIII ревизии в д. Стерлибашево жили 92 безземельных башкира 9-го башкирского кантона, находившегося на территории Оренбургского уезда, 409 татар и 24 мишаря. В 1859 г. там насчитывалось в 125 дворах 360 мужчин и 307 женщин. Все припущенники. Перепись 1920 г. показала две деревни Стерлибашево - 1-я и 2-я, где жили башкиры и татары в количестве 1181 мужчины и 1438 женщин. Насчитывался 491 двор. Деревня переросла в село после 1925 года.
Жители д. Стерлибашево занимались земледелием, животноводством, торговлей, промыслами. 92 башкирами-стерли-башевцами из юрты № 41 9-го башкирского кантона в 1843 г. было засеяно 69 четвертей (552 пуда) озимого и 1 четверть (8 пудов) ярового хлеба. На душу приходилось по 6 пудов хлеба. 337 татар, временно причисленных в юрту № 23 7-го башкирского кантона, засеяли 520 пудов озимого и 3712 пудов ярового хлеба, т.е. на душу - по 12,6 пуда. Сведений о состоянии хозяйства других категорий татар в литературе нет.
Стерлибашево становится одним из центров подготовки кадров мусульманских священнослужителей. Вслед за открытием Четырмановского медресе в 1713 г., здесь оно стало функционировать с 1720 г.
VII ревизия 1816 г. показала содержателей Стерлибашевского медресе: 69-летнего Биктимера Тукаева и его сына 44-летнего муллу Нигматуллу Биктимерова, жившего с собственными детьми Харисом и Харрасом Нигматуллиными. Биктимер Тукаев жил с младшими сыновьями Сиразетдином, Хуснутдином, Сагытдином. 36-летний Хисматулла Биктимеров (его дети - Ибрагим, Абубакир, Гумер) служил юртовым старшиной в 7-м башкирском кантоне. Известный в мусульманском мире мударис Стерлибашевского медресе X. Биктимеров (1810-1870) ввел в 1869 г. в своем медресе преподавание русского языка.
Поэт Шамситдин Заки (1825-1865) был известным мугаллимом Стерлибашевского медресе (выходец из д. Изяк-Ишметово нынешнего Куюргазинского района). Он уделял много внимания преподаванию философии, владел восточными языками, хорошо знал литературу Востока.
Стерлибашево - родина башкирского ученого-просветителя Мирсалиха Бикчурина. Он родился в 1820 г. в семье безземельного башкира Мурсалима (1755 года рождения). Дед Мирсалиха Биккул Бикчурин жил в 1722-1790 гг. Мирсалих учился в Оренбургском Неплюевском военном училище. После его окончания в 1838 г. работал толмачом в Оренбургской пограничной комиссии. В 1841-1878 гг. он преподавал восточные языки (арабский, персидский и др.) в том учебном заведении, выпускником которого он являлся. Его учениками были башкирский ученый-просветитель Мухаметсалим Уметбаев и казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. За многолетнюю педагогическую деятельность Мирсалих Бикчурин награжден орденами св. Станислава III и II степени (1864, 1866), св. Анны II степени (1869), св. Владимира IV и III степени (1867, 1873). В чине советника вышел в отставку. За большой вклад в изучение языка, культуры и истории народов Востока Бикчурин избирается первым из башкир членом-сотрудником Русского географического общества.
Районный центр Стерлибашево возник в верховьях р. Стерли на рубеже XVII-XVIII вв. Деревня была основана вотчинниками и безземельными башкирами Ильсек-тимеровой тюбы Тельтим-Юрматынской волости. В начале XVIII в. население по этническому составу стало многонациональным: были припущены ясачные татары. С 1751 г. здесь жили и торговые татары - выходцы из Сеитовского посада (Каргалы) под г. Оренбургом, когда они приобрели у башкир земли в собственность. На купленных ими землях были основаны деревни торговых татар Айдарали, Ибраево, Яширганово. На праве припущенников по договору 1809 г. в Стерлибашеве жили мишари, вошедшие в состав населения 2-го мишарского кантона, который был расположен в Стерлитамакском уезде. По VIII ревизии в д. Стерлибашево жили 92 безземельных башкира 9-го башкирского кантона, находившегося на территории Оренбургского уезда, 409 татар и 24 мишаря. В 1859 г. там насчитывалось в 125 дворах 360 мужчин и 307 женщин. Все припущенники. Перепись 1920 г. показала две деревни Стерлибашево - 1-я и 2-я, где жили башкиры и татары в количестве 1181 мужчины и 1438 женщин. Насчитывался 491 двор. Деревня переросла в село после 1925 года.
Жители д. Стерлибашево занимались земледелием, животноводством, торговлей, промыслами. 92 башкирами-стерли-башевцами из юрты № 41 9-го башкирского кантона в 1843 г. было засеяно 69 четвертей (552 пуда) озимого и 1 четверть (8 пудов) ярового хлеба. На душу приходилось по 6 пудов хлеба. 337 татар, временно причисленных в юрту № 23 7-го башкирского кантона, засеяли 520 пудов озимого и 3712 пудов ярового хлеба, т.е. на душу - по 12,6 пуда. Сведений о состоянии хозяйства других категорий татар в литературе нет.
Стерлибашево становится одним из центров подготовки кадров мусульманских священнослужителей. Вслед за открытием Четырмановского медресе в 1713 г., здесь оно стало функционировать с 1720 г.
VII ревизия 1816 г. показала содержателей Стерлибашевского медресе: 69-летнего Биктимера Тукаева и его сына 44-летнего муллу Нигматуллу Биктимерова, жившего с собственными детьми Харисом и Харрасом Нигматуллиными. Биктимер Тукаев жил с младшими сыновьями Сиразетдином, Хуснутдином, Сагытдином. 36-летний Хисматулла Биктимеров (его дети - Ибрагим, Абубакир, Гумер) служил юртовым старшиной в 7-м башкирском кантоне. Известный в мусульманском мире мударис Стерлибашевского медресе X. Биктимеров (1810-1870) ввел в 1869 г. в своем медресе преподавание русского языка.
Поэт Шамситдин Заки (1825-1865) был известным мугаллимом Стерлибашевского медресе (выходец из д. Изяк-Ишметово нынешнего Куюргазинского района). Он уделял много внимания преподаванию философии, владел восточными языками, хорошо знал литературу Востока.
Стерлибашево - родина башкирского ученого-просветителя Мирсалиха Бикчурина. Он родился в 1820 г. в семье безземельного башкира Мурсалима (1755 года рождения). Дед Мирсалиха Биккул Бикчурин жил в 1722-1790 гг. Мирсалих учился в Оренбургском Неплюевском военном училище. После его окончания в 1838 г. работал толмачом в Оренбургской пограничной комиссии. В 1841-1878 гг. он преподавал восточные языки (арабский, персидский и др.) в том учебном заведении, выпускником которого он являлся. Его учениками были башкирский ученый-просветитель Мухаметсалим Уметбаев и казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. За многолетнюю педагогическую деятельность Мирсалих Бикчурин награжден орденами св. Станислава III и II степени (1864, 1866), св. Анны II степени (1869), св. Владимира IV и III степени (1867, 1873). В чине советника вышел в отставку. За большой вклад в изучение языка, культуры и истории народов Востока Бикчурин избирается первым из башкир членом-сотрудником Русского географического общества.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу