Гульназ Зуфаровна,
05-02-2013 22:53
(ссылка)
Якутские аквалангисты установили подледный рекорд
Аквалангисты из Татарстана установили мировой рекорд, исследовав якутское озеро Лабынкыр. При температуре воздуха минус 50 и воды – плюс два дайверы провели в озере 23 минуты. При этом целью экстремального погружения стали не только научные исследования, но и поиск таинственного чудовища. Лабынкыр называют еще якутским Лох-Нессом.
Зона вечной мерзлоты. Погружение в одно из самых холодных озёр мира. Температура воды в якутском Лабынкыре не превышает двух градусов, а на столбике термометра — почти минус 50. Несмотря на суровые климатические условия, цель достигнута: дайверы из Татарстана первыми в мире добрались до дна озера.
"Вы не представляете, насколько интересный пейзаж – он просто тянет к себе, прямо зовёт, — рассказывает руководитель подводного исследовательского отряда Русского географического общества Дмитрий Шиллер. — Там просто сумасшедше интересно!"
За якутским Лабынкыром закрепилась слава второго Лох-Несса — здесь якобы не раз видели огромное неизвестное существо. Правда, за 23 минуты, что находились под водой, аквалангисты не встретили таинственного чудовища, зато успели взять пробы жидкости и грунта, чтобы исследовать особенности озера.
"Прибытие аквалангистов в близлежащие от озера деревни стало событием для местных жителей, — говорит биолог Герман Арбугаев. — И пусть сам факт погружения нисколько не удивил старожилов — говорят, что их дети в Крещение окунаются в воду и при более низких температурах, но приезд новых людей хоть как-то разнообразил их привычный быт".
"Три месяца здесь — как мёртвый сезон, а мы приехали, две недели пошумели, и народ ожил, задвигалось что-то", — добавляет Александр Долженков.
К погружению в зоне вечной мерзлоты да ещё в самое холодное время года казанские подводники готовились полгода: испытывали специальное подводное снаряжение, старались предугадать все внештатные ситуации, вплоть до отказа техники из-за резкого перепада температур. Теперь уже не вызывает сомнений, что их подлёдное плавание попадёт в Книгу рекордов Гиннес
Зона вечной мерзлоты. Погружение в одно из самых холодных озёр мира. Температура воды в якутском Лабынкыре не превышает двух градусов, а на столбике термометра — почти минус 50. Несмотря на суровые климатические условия, цель достигнута: дайверы из Татарстана первыми в мире добрались до дна озера.
"Вы не представляете, насколько интересный пейзаж – он просто тянет к себе, прямо зовёт, — рассказывает руководитель подводного исследовательского отряда Русского географического общества Дмитрий Шиллер. — Там просто сумасшедше интересно!"
За якутским Лабынкыром закрепилась слава второго Лох-Несса — здесь якобы не раз видели огромное неизвестное существо. Правда, за 23 минуты, что находились под водой, аквалангисты не встретили таинственного чудовища, зато успели взять пробы жидкости и грунта, чтобы исследовать особенности озера.
"Прибытие аквалангистов в близлежащие от озера деревни стало событием для местных жителей, — говорит биолог Герман Арбугаев. — И пусть сам факт погружения нисколько не удивил старожилов — говорят, что их дети в Крещение окунаются в воду и при более низких температурах, но приезд новых людей хоть как-то разнообразил их привычный быт".
"Три месяца здесь — как мёртвый сезон, а мы приехали, две недели пошумели, и народ ожил, задвигалось что-то", — добавляет Александр Долженков.
К погружению в зоне вечной мерзлоты да ещё в самое холодное время года казанские подводники готовились полгода: испытывали специальное подводное снаряжение, старались предугадать все внештатные ситуации, вплоть до отказа техники из-за резкого перепада температур. Теперь уже не вызывает сомнений, что их подлёдное плавание попадёт в Книгу рекордов Гиннес
Татар куате – бердэмлектэ, бердэмлеге -
Татар күәте – бердәмлектә, бердәмлеге – Чын тарихында
Русча язам — урыслаша барганнар да аңласыннар диеп.
Хорошее сообщество, Зур Рәхмәт!
Что я хотел сказать: нет былого в старину единства и могущества татар, поскольку разделились татары «по разным племенам» разными частями, как писал один летописец в XVвеке, и после уже татар тоже делили и ныне делят, и притом много, много чего татарского (включая историю в ее существенной части) раздали многим народам — как созданным после «Октябрьской революции», так и древним — типа китайцев (ханьцев).
Пока что мы, татары, так и не знаем самую существенную, огромную часть своей подлинной, при том богатой и интересной, и, главное, жизнеутверждающей истории, и многие и многие, увы, невольно повторяют мифы о том, что якобы в Истории “татары были полудикими язычниками”, а Первый всетатарский царь«Чынгыз ханбыл язычником,воевал с татарами», и т.п. выдумки врагов наших предков - татар.
Но по порядку. Видимо, мало еще кому известно (а кое-кому и выгодно «не знать» и «не замечать»), что вышли в последние годы замечательные труды (книги, статьи) независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) по истории татар.
Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».
См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
Немного информации по истории татар, изложенной и подтвержденной в книгах Г.Р. Еникеева с привлечением научно обоснованных, но малоизвестных фактов и сведений из трудов ученых-историков и исторических источников разных времен и разных народов (в том числе и татарских):
все еще много стараний прилагалось и прилагается кое-кем к тому, чтобы мы постепенно забывали, что татары — один из тюркских народов, известный, как выражались средневековые летописцы, «издревле своим могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от Черного до Желтого моря на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Сырдарьи и Тянь-шаня на юге.
Мало кому известно — даже многим профисторикам ныне неведомо — что на самом деле «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар",
и название это никоим образом не было исключительно общим названием разных племен — этническое название и самоназвание «Татар» принадлежало лишь одному народу. Притом ни Чынгыз-хан, ни его татары не говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» — писал русский академик-востоковед В.П. Васильев на основе сведений переведенных им древних восточных источников, еще в XIX веке.
Эти сведения некриводушного русского ученого согласуются и дополняются массой других сведений и фактов о подлинной истории татар, содержащихся в исторических источниках разных времен и разных народов, малоизвестных и зачастую вообще неизвестных «широкой публике». Но результаты трудов В.П. Васильева, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами» (подобными халха-монголам и китайцам), а являлись расой «европеоидов востока» (определение Л.Н. Гумилева), — как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских, притом значительная часть их была светловолосыми и светлоглазыми.
И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чынгыз-хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана «язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана» (В.В. Бартольд), «народом садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).
По сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разных времен, средневековые татары еще «до эпохи Чингиз хана» строили города с высокой культурой, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески «покровительствовали земледелию». Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности прозападные и прокитайские историки.
И в XVIII веке еще "Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…
Также не забудем, что наши Предки, татары-мусульмане, еще в XVII веке писали и говорили о своем соплеменнике Чингиз-хане: "Установления Аллаха он соблюдал, и мы считаем его мусульманином — например об этом свидетельствуют записи турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби» (независимый татарский историк-исследователь Гали Еникеев — Гали Еникәй).
См. сайт «Татары Евразии (подлинная история)» tartareurasia.ucoz.com/
Вводные, скажем так, статьи по содержанию книг Еникеева можно прочитать
здесь: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107 («Татары России: „незваные гости“ или оклеветанные соотечественники?»
И здесь: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары
(о том, кто, когда и зачем сочинил миф о «войне татар с Чынгыз-ханом», и какому народу принадлежал сам Чынгыз-хан)
Русча язам — урыслаша барганнар да аңласыннар диеп.
Хорошее сообщество, Зур Рәхмәт!
Что я хотел сказать: нет былого в старину единства и могущества татар, поскольку разделились татары «по разным племенам» разными частями, как писал один летописец в XVвеке, и после уже татар тоже делили и ныне делят, и притом много, много чего татарского (включая историю в ее существенной части) раздали многим народам — как созданным после «Октябрьской революции», так и древним — типа китайцев (ханьцев).
Пока что мы, татары, так и не знаем самую существенную, огромную часть своей подлинной, при том богатой и интересной, и, главное, жизнеутверждающей истории, и многие и многие, увы, невольно повторяют мифы о том, что якобы в Истории “татары были полудикими язычниками”, а Первый всетатарский царь«Чынгыз ханбыл язычником,воевал с татарами», и т.п. выдумки врагов наших предков - татар.
Но по порядку. Видимо, мало еще кому известно (а кое-кому и выгодно «не знать» и «не замечать»), что вышли в последние годы замечательные труды (книги, статьи) независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) по истории татар.
Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».
См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
Немного информации по истории татар, изложенной и подтвержденной в книгах Г.Р. Еникеева с привлечением научно обоснованных, но малоизвестных фактов и сведений из трудов ученых-историков и исторических источников разных времен и разных народов (в том числе и татарских):
все еще много стараний прилагалось и прилагается кое-кем к тому, чтобы мы постепенно забывали, что татары — один из тюркских народов, известный, как выражались средневековые летописцы, «издревле своим могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от Черного до Желтого моря на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Сырдарьи и Тянь-шаня на юге.
Мало кому известно — даже многим профисторикам ныне неведомо — что на самом деле «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар",
и название это никоим образом не было исключительно общим названием разных племен — этническое название и самоназвание «Татар» принадлежало лишь одному народу. Притом ни Чынгыз-хан, ни его татары не говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» — писал русский академик-востоковед В.П. Васильев на основе сведений переведенных им древних восточных источников, еще в XIX веке.
Эти сведения некриводушного русского ученого согласуются и дополняются массой других сведений и фактов о подлинной истории татар, содержащихся в исторических источниках разных времен и разных народов, малоизвестных и зачастую вообще неизвестных «широкой публике». Но результаты трудов В.П. Васильева, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами» (подобными халха-монголам и китайцам), а являлись расой «европеоидов востока» (определение Л.Н. Гумилева), — как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских, притом значительная часть их была светловолосыми и светлоглазыми.
И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чынгыз-хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана «язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана» (В.В. Бартольд), «народом садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).
По сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разных времен, средневековые татары еще «до эпохи Чингиз хана» строили города с высокой культурой, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески «покровительствовали земледелию». Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности прозападные и прокитайские историки.
И в XVIII веке еще "Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…
Также не забудем, что наши Предки, татары-мусульмане, еще в XVII веке писали и говорили о своем соплеменнике Чингиз-хане: "Установления Аллаха он соблюдал, и мы считаем его мусульманином — например об этом свидетельствуют записи турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби» (независимый татарский историк-исследователь Гали Еникеев — Гали Еникәй).
См. сайт «Татары Евразии (подлинная история)» tartareurasia.ucoz.com/
Вводные, скажем так, статьи по содержанию книг Еникеева можно прочитать
здесь: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107 («Татары России: „незваные гости“ или оклеветанные соотечественники?»
И здесь: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары
(о том, кто, когда и зачем сочинил миф о «войне татар с Чынгыз-ханом», и какому народу принадлежал сам Чынгыз-хан)
Марат Давлетов,
16-01-2011 09:07
(ссылка)
cделка ВР-Роснефть
Cделка BP-Роснефть.
Понятно, что Олигархи РФ торопятся увеличить свои капиталы за счет населения - это по сути такая же компания, как и ваучиризация Гайдара-Чубайса с технологически и экологически необоснованным расчетом. События в Мексиканском заливе показали, что ВР является компанией со слабым технологическим и управленческим контролем. Это при эксплуатации технических сооружений в северных морях может привести к огромным экологическим последствиям, даже сравнивая по условиям работы в северных широтах, стоимость аварийный работ будет в 3-5 раз выше, чем в Мексиканском заливе. Опыт Путина - контразведчика, не является показателем компетентности руководства в вопросах экологии РФ. Наибольший опыт эксплуатации нефтяных установок в северных морях у Норвегии. Поэтому привлечение компании, которая еще не справилась с последствиями аварии в Мексиканском заливе, это экологический экстремизм. Пока еще в РФ не создали атомных подводных лодок по устранению прорывов труб и ликвидации нефтяных катастроф на дне Ледовитого океана.
Понятно, что Олигархи РФ торопятся увеличить свои капиталы за счет населения - это по сути такая же компания, как и ваучиризация Гайдара-Чубайса с технологически и экологически необоснованным расчетом. События в Мексиканском заливе показали, что ВР является компанией со слабым технологическим и управленческим контролем. Это при эксплуатации технических сооружений в северных морях может привести к огромным экологическим последствиям, даже сравнивая по условиям работы в северных широтах, стоимость аварийный работ будет в 3-5 раз выше, чем в Мексиканском заливе. Опыт Путина - контразведчика, не является показателем компетентности руководства в вопросах экологии РФ. Наибольший опыт эксплуатации нефтяных установок в северных морях у Норвегии. Поэтому привлечение компании, которая еще не справилась с последствиями аварии в Мексиканском заливе, это экологический экстремизм. Пока еще в РФ не создали атомных подводных лодок по устранению прорывов труб и ликвидации нефтяных катастроф на дне Ледовитого океана.
Требуем сохранить посты президентов!
Требуем сохранить
посты президентов и восстановить их выборность в национальных республиках! На
сайте по адресу: http://mtss.ru/im6/
Гульназ Зуфаровна,
30-11-2009 18:30
(ссылка)
ЖИВУТ В ЯКУТИИ ТАТАРЫ...
Живут в Якутии татары...
Раис Ахмедович посвятил исследование своей родословной дорогим землякам и коллегам - татарским учителям, работающим в суровых условиях Якутии.
Далеко по России раскинула татар история. Есть они и в далекой Якутии. По переписи 1989 года, в Якутии поживало 17478 татар.
Как появились татары в Якутии? Какое влияние они оказали на местное население?
Еще в ХVII веке Россия устремилась в Северо-Восточную Азию - молодому развивающемуся государству необходимы были новые земли. Наиболее удобными путями освоения новых территорий были реки. Енисейские казаки-первопроходцы с сотником Петром Бекетовым срубили острог на реке Лене, давший начало городу Якутску, центру Якутского края.
Одна из отличительных черт Якутии - громадность ее территории. Здесь могут расположиться несколько крупных европейских государств или 45 республик наподобие Татарстана (Якутия - 3062,1 тыс. кв. км, Татарстан - 68 тыс.кв. км). Другая черта - ее климат: он резко континентальный. В долгую зиму морозы достигают более 60 градусов, лето быстротечно, жара - до 30 градусов. И третья черта - чрезвычайная отдаленность Якутии от центральной России. Эти особенности определили в дальнейшем историю края. На протяжении нескольких столетий сюда ссылали противников царской власти. Ссыльные называли Якутию тюрьмой без решеток.
Первые переселенцы татар и башкир появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них - несколько тысяч татар и башкир - вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение.
Как известно, восстание потерпело поражение, но участие в нем мусульман не прошло даром: в 1783 году была провозглашена веротерпимость, в 1784-м татарских мурз уравняли в правах с русским дворянством, в 1788-м было открыто Духовное управление мусульман.
Ссыльные татары были в основной своей массе крестьянами. Они и на новом месте занялись привычным делом: разводили огороды на вечной мерзлоте, занимались хлебопашеством, которого не знало местное население. Жаркое короткое лето позволяло выращивать даже овощи. Часть татар занялась торговлей, скотоводством, мелочной торговлей, торгово-посреднической деятельностью, разведением лошадей.
Сильное воздействие на переселенцев оказывали, с одной стороны, русификация и христианизация края, проводимая царским правительством, с другой стороны - влияние местного населения. Достаточно сказать, что русские землепашцы, основавшие постоянные поселения промышленных и служилых людей на Средней Лене забыли родной язык и полностью объякутились. Татары же сберегли свой язык, веру, обычаи. Они сохранили себя как этно-культурное сообщество благодаря исламу, который представляет собой не только веру, но и образ жизни мусульманина.
Бурные события начала XX века не обошли и якутских татар. Их изоляция от исторической родины, влияние ссыльных социал-демократов, отсутствие демократических свобод, произвол местных властей - все это создавало условия для обострения обстановки. В это время в Поволжье, Башкирии, Средней Азии получил распространение джадидизм, но якутам он знаком не был. Наибольшее влияние на местное население имели социал-демократы - представители РСДРП(б).
Якутия видела ссыльных народовольцев, 12 лет провел здесь Н.Г.Чернышевский. По архивным данным, в конце XIX века ссыльных вместе с членами их семей было 7284 человека, что равнялось почти половине всего русского населения Якутии (около 17 тыс. человек).
На формирование мировоззрения первых социал-демократов в Якутии оказала группа видных представителей РСДРП(б), которые были сторонниками новой революционной идеологии. Среди них выделялись Г.К.Орджоникидзе, Г.И.Петровский, Е.М.Ярославский. В нелегальных кружках последнего оформилась группа первых якутских революционеров. Среди них были и будущие организаторы новой жизни - Кабид Оскарович Баширов и Габид Ахметович Тахватуллин.
По воспоминаниям Баширова, самыми трудными были 20-30-е годы. Катастрофически не доставало подготовленных специалистов - учителей, врачей, фельдшеров. Отсутствовала материальная база. Очень тяжело было со снабжением населения товарами первой необходимости. В первые годы советской власти, когда в Якутии не было высших учебных заведений, большую помощь в создании местной интеллигенции и подготовке хозяйственных и партийных кадров оказали вузовские центры России, в том числе Казань. Для удобства якутян вступительные экзамены проводились в Якутске - будущим студентам оставляли определенное количество мест. Прошедшие по конкурсу обеспечивались общежитием и стипендией. Якутское правительство, находящееся в Москве, оказывало помощь землякам, в том числе и студентам, учившимся в Казани. После окончания вуза выпускники возвращались в Якутию. Такая практика подготовки кадров применялась и в последующие годы.
Первое высшее учебное заведение в Якутии - государственный педагогический институт - был создан в 30-е годы. Большая часть якутских учителей подготовлено в стенах этого вуза. Появились учительские кадры и среди татар, в том числе Башировы.
Родословная учительской династии начинается с Ахмеда Оскаровича Баширова. Он родился в 1908 году в Якутске, в начале 30-х окончил Коммунистический вуз в Казани, вернулся в Якутию, где проработал преподавателем политэкономии до пенсии. Выйдя на отдых, вернулся в Казань, где продолжал вести общественную работу. Его жена - Сара Измайловна - окончила педагогический институт в Якутске. Проработала учителем в школе №21 до выхода на пенсию. В этой школе обучались больные дети, которые не могли ходить. Она разработала методику преподавания в этих условиях. Школа находилась далеко за городом, и ей приходилось ходить на работу даже в суровые якутские морозы. Оба вели активную общественную работу. Их труд неоднократно отмечался правительством республики.
Одна из проблем, которая стоит перед татарами Якутии, - это сохранение своего языка и культуры. Революция выдвинула в руководство республики не только якутов, но и русских, а также представителей татарской диаспоры - К.О.Баширова и Г.А.Тахватуллина, которые много сделали для малых народов Якутии. В республике открылись русско-татарская школа, клуб татарской молодежи. Летом проводился Сабантуй, который очень любили и татары, и якуты. Развивалась художественная самодеятельность в виде хоровых коллективов, ансамблей. В Якутске и Олекминске появились драматические кружки, ставились пьесы. Однако к концу 30-х годов все сильнее сказывалась русификаторская политика. Закрывается русско-татарская школа, приходит в упадок самодеятельность.
Проводимая во второй половине прошлого века политика создания новой исторической общности "советский народ" сопровождалась постепенным закрытием национальных школ и культурных центров не только малых народов, но и местных титульных наций. Приехав в середине 70-х годов в Якутск для очередного сбора материалов о местных татарах, я стал свидетелем типичного случая. Местное телевидение готовило детскую передачу "Будь готов!". К тому времени в столице осталась одна школа, где преподавание велось на якутском. Работники телевидения не могли найти мальчика, который мог бы свободно говорить на родном языке. Что уж тут говорить о малых народах и диаспорах...
В последние годы руководство республики Саха Якутия прилагает усилия для возрождения культуры и языков малых народов. С ростом авторитета Татарстана усиливается интерес якутян к своей исторической родине. Все чаще бывают они в Казани. Есть и позитивные результаты. При поддержке мечетей Казани и ВТОЦ строятся мечети и в Якутии. Успешно прошла в Казани выставка якутских алмазов.
Знают якутские татары и о 1000-летии Казани и по-своему готовятся к этому событию. Активисты - татары, живущие в Якутске, предлагают властям города, где много лет жили (и живут) татары, одну из улиц столицы республики назвать Казанской - в память о юбилее Казани.
Раис БАШИРОВ.
Газета «Казанские ведомости», 2004 год.
Продолжение следует.
Раис Ахмедович посвятил исследование своей родословной дорогим землякам и коллегам - татарским учителям, работающим в суровых условиях Якутии.
Далеко по России раскинула татар история. Есть они и в далекой Якутии. По переписи 1989 года, в Якутии поживало 17478 татар.
Как появились татары в Якутии? Какое влияние они оказали на местное население?
Еще в ХVII веке Россия устремилась в Северо-Восточную Азию - молодому развивающемуся государству необходимы были новые земли. Наиболее удобными путями освоения новых территорий были реки. Енисейские казаки-первопроходцы с сотником Петром Бекетовым срубили острог на реке Лене, давший начало городу Якутску, центру Якутского края.
Одна из отличительных черт Якутии - громадность ее территории. Здесь могут расположиться несколько крупных европейских государств или 45 республик наподобие Татарстана (Якутия - 3062,1 тыс. кв. км, Татарстан - 68 тыс.кв. км). Другая черта - ее климат: он резко континентальный. В долгую зиму морозы достигают более 60 градусов, лето быстротечно, жара - до 30 градусов. И третья черта - чрезвычайная отдаленность Якутии от центральной России. Эти особенности определили в дальнейшем историю края. На протяжении нескольких столетий сюда ссылали противников царской власти. Ссыльные называли Якутию тюрьмой без решеток.
Первые переселенцы татар и башкир появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них - несколько тысяч татар и башкир - вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение.
Как известно, восстание потерпело поражение, но участие в нем мусульман не прошло даром: в 1783 году была провозглашена веротерпимость, в 1784-м татарских мурз уравняли в правах с русским дворянством, в 1788-м было открыто Духовное управление мусульман.
Ссыльные татары были в основной своей массе крестьянами. Они и на новом месте занялись привычным делом: разводили огороды на вечной мерзлоте, занимались хлебопашеством, которого не знало местное население. Жаркое короткое лето позволяло выращивать даже овощи. Часть татар занялась торговлей, скотоводством, мелочной торговлей, торгово-посреднической деятельностью, разведением лошадей.
Сильное воздействие на переселенцев оказывали, с одной стороны, русификация и христианизация края, проводимая царским правительством, с другой стороны - влияние местного населения. Достаточно сказать, что русские землепашцы, основавшие постоянные поселения промышленных и служилых людей на Средней Лене забыли родной язык и полностью объякутились. Татары же сберегли свой язык, веру, обычаи. Они сохранили себя как этно-культурное сообщество благодаря исламу, который представляет собой не только веру, но и образ жизни мусульманина.
Бурные события начала XX века не обошли и якутских татар. Их изоляция от исторической родины, влияние ссыльных социал-демократов, отсутствие демократических свобод, произвол местных властей - все это создавало условия для обострения обстановки. В это время в Поволжье, Башкирии, Средней Азии получил распространение джадидизм, но якутам он знаком не был. Наибольшее влияние на местное население имели социал-демократы - представители РСДРП(б).
Якутия видела ссыльных народовольцев, 12 лет провел здесь Н.Г.Чернышевский. По архивным данным, в конце XIX века ссыльных вместе с членами их семей было 7284 человека, что равнялось почти половине всего русского населения Якутии (около 17 тыс. человек).
На формирование мировоззрения первых социал-демократов в Якутии оказала группа видных представителей РСДРП(б), которые были сторонниками новой революционной идеологии. Среди них выделялись Г.К.Орджоникидзе, Г.И.Петровский, Е.М.Ярославский. В нелегальных кружках последнего оформилась группа первых якутских революционеров. Среди них были и будущие организаторы новой жизни - Кабид Оскарович Баширов и Габид Ахметович Тахватуллин.
По воспоминаниям Баширова, самыми трудными были 20-30-е годы. Катастрофически не доставало подготовленных специалистов - учителей, врачей, фельдшеров. Отсутствовала материальная база. Очень тяжело было со снабжением населения товарами первой необходимости. В первые годы советской власти, когда в Якутии не было высших учебных заведений, большую помощь в создании местной интеллигенции и подготовке хозяйственных и партийных кадров оказали вузовские центры России, в том числе Казань. Для удобства якутян вступительные экзамены проводились в Якутске - будущим студентам оставляли определенное количество мест. Прошедшие по конкурсу обеспечивались общежитием и стипендией. Якутское правительство, находящееся в Москве, оказывало помощь землякам, в том числе и студентам, учившимся в Казани. После окончания вуза выпускники возвращались в Якутию. Такая практика подготовки кадров применялась и в последующие годы.
Первое высшее учебное заведение в Якутии - государственный педагогический институт - был создан в 30-е годы. Большая часть якутских учителей подготовлено в стенах этого вуза. Появились учительские кадры и среди татар, в том числе Башировы.
Родословная учительской династии начинается с Ахмеда Оскаровича Баширова. Он родился в 1908 году в Якутске, в начале 30-х окончил Коммунистический вуз в Казани, вернулся в Якутию, где проработал преподавателем политэкономии до пенсии. Выйдя на отдых, вернулся в Казань, где продолжал вести общественную работу. Его жена - Сара Измайловна - окончила педагогический институт в Якутске. Проработала учителем в школе №21 до выхода на пенсию. В этой школе обучались больные дети, которые не могли ходить. Она разработала методику преподавания в этих условиях. Школа находилась далеко за городом, и ей приходилось ходить на работу даже в суровые якутские морозы. Оба вели активную общественную работу. Их труд неоднократно отмечался правительством республики.
Одна из проблем, которая стоит перед татарами Якутии, - это сохранение своего языка и культуры. Революция выдвинула в руководство республики не только якутов, но и русских, а также представителей татарской диаспоры - К.О.Баширова и Г.А.Тахватуллина, которые много сделали для малых народов Якутии. В республике открылись русско-татарская школа, клуб татарской молодежи. Летом проводился Сабантуй, который очень любили и татары, и якуты. Развивалась художественная самодеятельность в виде хоровых коллективов, ансамблей. В Якутске и Олекминске появились драматические кружки, ставились пьесы. Однако к концу 30-х годов все сильнее сказывалась русификаторская политика. Закрывается русско-татарская школа, приходит в упадок самодеятельность.
Проводимая во второй половине прошлого века политика создания новой исторической общности "советский народ" сопровождалась постепенным закрытием национальных школ и культурных центров не только малых народов, но и местных титульных наций. Приехав в середине 70-х годов в Якутск для очередного сбора материалов о местных татарах, я стал свидетелем типичного случая. Местное телевидение готовило детскую передачу "Будь готов!". К тому времени в столице осталась одна школа, где преподавание велось на якутском. Работники телевидения не могли найти мальчика, который мог бы свободно говорить на родном языке. Что уж тут говорить о малых народах и диаспорах...
В последние годы руководство республики Саха Якутия прилагает усилия для возрождения культуры и языков малых народов. С ростом авторитета Татарстана усиливается интерес якутян к своей исторической родине. Все чаще бывают они в Казани. Есть и позитивные результаты. При поддержке мечетей Казани и ВТОЦ строятся мечети и в Якутии. Успешно прошла в Казани выставка якутских алмазов.
Знают якутские татары и о 1000-летии Казани и по-своему готовятся к этому событию. Активисты - татары, живущие в Якутске, предлагают властям города, где много лет жили (и живут) татары, одну из улиц столицы республики назвать Казанской - в память о юбилее Казани.
Раис БАШИРОВ.
Газета «Казанские ведомости», 2004 год.
Продолжение следует.
..... ...........,
18-06-2009 16:43
(ссылка)
Tatarlar uz tugan, TATAR TELEna’ QARSHI bula ala mi song?
Tatarlar uz tugan, TATAR TELEna' QARSHI bula ala my song?
A'ye, bula ala. Qarshi gina tugel - ani qisuche, ani kimsetuche, ani uteruche da' bula ala.
Tel belgechla're a'jtmeshli, ( ber tel ikenchesen utermi, so'jla'shma'ga'nna're shulaj ita').
TATAR telena' TATARLARda ikhtiram, kho'rma't na'rsa' diga'n a'jber bar my?
TATAR telen "Min saqlarga tiesh" diga'n khis bar my?
TATAR telen "Min qullanirga burichly" diga'n fiker bar my?
A'ye, bula ala. Qarshi gina tugel - ani qisuche, ani kimsetuche, ani uteruche da' bula ala.
Tel belgechla're a'jtmeshli, ( ber tel ikenchesen utermi, so'jla'shma'ga'nna're shulaj ita').
TATAR telena' TATARLARda ikhtiram, kho'rma't na'rsa' diga'n a'jber bar my?
TATAR telen "Min saqlarga tiesh" diga'n khis bar my?
TATAR telen "Min qullanirga burichly" diga'n fiker bar my?
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу