![]() |
|
Сергей Кондрулёв
23-04-2011 19:49 (ссылка)
Оксана Сашина
24-04-2011 20:09 (ссылка)
Re: КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК
У, какая игра категориями "живого" и "мёртвого", "мгновенного" и "вечного", "ужасного" и "прекрасного"!!
Поэтический текст требует - в данном случае - расстановки всех интонационно-логических знаков, иначе МОТИВ ПРОКЛЯТЬЯ теряется...
Поэтический текст требует - в данном случае - расстановки всех интонационно-логических знаков, иначе МОТИВ ПРОКЛЯТЬЯ теряется...
Комментарии запрещены
11-10-2011 20:41 (ссылка)
Re: КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК
Ты неправильно понимаешь слово „напряженность” в данном контексте!)))
Дольник - разновидность русского стихосложения, построенного при помощи ритмических долей внутри стиха. Отсутствие одного-двух безударных слогов внутри строки и создает особый ритм дольника, в частности усиливает паузы между долями (отсюда и другое название дольника - „паузник”). Ритмической основой дольника являются трехсложные размеры - дактилические, амфибрахические и анапестические.
Вот дольник Блока:
Я не предал/ белое знамя,
Оглушенный/ криком врагов,
Ты прошла/ ночными путями,
Мы с тобой/ - одни у валов.
Не трудно заметить, что в основе этих стихов лежит трехстопный анапест. Но это не анапест, ибо его ритмический рисунок сильно изменился в связи с выпадением безударного слога в середине каждой строки (выделено вертикальными черточками). Стихи разделились на две доли: „Я не предал” - „белое знамя”, „оглушенный - криком врагов” и т.д. Между ними образовалась пауза, усиливающаяся в момент декламации стихов. Это и есть дольник. В нем сохраняется строгая симметричность между ударными и безударными слогами до и после паузы.
Специфичность дольника усиливается, когда в стихах выпадают не по одному, а по два безударных слога. В этом случае его трехсложная основа существенно ослабевает, с трудом угадывается. Например, у Ахматовой:
Только глаза подымать/ не смей,
Жизнь/ мою/ храня.
Первых фиалок они/ светлей,
А/ смертельные для меня.
Перед нами „смешанный” вид дольника: в первой и третьей строках - по одному пропущенному безударному слогу, во второй и четвертой строках - по два слога. Стих сплошь разбивается на паузы. И чем больше пропусков слогов, тем длиннее, протяженнее паузы. Дольник Ахматовой звучит с сильным придыханием и ритмическими сбоями, свидетельствующими об особом душевном смятении лирического героя.
Дольник - это стих, как бы отколовшийся от своего прародителя - трехсложного силлабо-тонического размера. Потеряв по одному-два безударных слога внутри стиха, он приобрел иной ритмический строй, иное дыхание. Стихи стали ближе к разговорной, исповедальной речи, где большое значение имеют паузы между словами.
Чаще всего мы встречаемся с дольниками, в которых пропущены по одному слогу в строке, реже - по два слога. И это предел. Если в стихах обнаруживается более двух пропусков, то мы имеем дело не с дольником, а с какой-то другой системой стихосложения. И она она уже не имеет никакого отношения к силлабо-тоническим стихам.
Дольник - разновидность русского стихосложения, построенного при помощи ритмических долей внутри стиха. Отсутствие одного-двух безударных слогов внутри строки и создает особый ритм дольника, в частности усиливает паузы между долями (отсюда и другое название дольника - „паузник”). Ритмической основой дольника являются трехсложные размеры - дактилические, амфибрахические и анапестические.
Вот дольник Блока:
Я не предал/ белое знамя,
Оглушенный/ криком врагов,
Ты прошла/ ночными путями,
Мы с тобой/ - одни у валов.
Не трудно заметить, что в основе этих стихов лежит трехстопный анапест. Но это не анапест, ибо его ритмический рисунок сильно изменился в связи с выпадением безударного слога в середине каждой строки (выделено вертикальными черточками). Стихи разделились на две доли: „Я не предал” - „белое знамя”, „оглушенный - криком врагов” и т.д. Между ними образовалась пауза, усиливающаяся в момент декламации стихов. Это и есть дольник. В нем сохраняется строгая симметричность между ударными и безударными слогами до и после паузы.
Специфичность дольника усиливается, когда в стихах выпадают не по одному, а по два безударных слога. В этом случае его трехсложная основа существенно ослабевает, с трудом угадывается. Например, у Ахматовой:
Только глаза подымать/ не смей,
Жизнь/ мою/ храня.
Первых фиалок они/ светлей,
А/ смертельные для меня.
Перед нами „смешанный” вид дольника: в первой и третьей строках - по одному пропущенному безударному слогу, во второй и четвертой строках - по два слога. Стих сплошь разбивается на паузы. И чем больше пропусков слогов, тем длиннее, протяженнее паузы. Дольник Ахматовой звучит с сильным придыханием и ритмическими сбоями, свидетельствующими об особом душевном смятении лирического героя.
Дольник - это стих, как бы отколовшийся от своего прародителя - трехсложного силлабо-тонического размера. Потеряв по одному-два безударных слога внутри стиха, он приобрел иной ритмический строй, иное дыхание. Стихи стали ближе к разговорной, исповедальной речи, где большое значение имеют паузы между словами.
Чаще всего мы встречаемся с дольниками, в которых пропущены по одному слогу в строке, реже - по два слога. И это предел. Если в стихах обнаруживается более двух пропусков, то мы имеем дело не с дольником, а с какой-то другой системой стихосложения. И она она уже не имеет никакого отношения к силлабо-тоническим стихам.
Комментарии запрещены
Предлагаю вам следующее занятие, единственное чего оно потребует от вас - минуту для прочтения...
Итак, прочтите стихи В.Высоцкого "Ещё не вечер"... И вместо заданных в стихотворении вопросов, поставьте собственные ответы. Это должно быть увлекательным