Кто и откуда?
Народ давайте знакомится! рассказываем о себе немного)))
Об этимологии слова «Маршоу» и названии села Урус-Мартан.
В Советский период развития исторических исследований в Чечено-Ингушетии, основным направлением этой науки было обоснование присутствия на Кавказе русского населения, притом, чтобы считалось, что русское население есть исконное население Кавказа и Чечни. В этот период сочинялись такие мифы, которые живы и по сей день. Одним из подобных мифов было объяснения этимологии (происхождения) названия села Урус-Мартан, от некоего русского мужика Мартынова, который якобы первый поселился на этой территории, и из-за чего происходит название этой местности.
На самом деле между древними руссами и кавказцами существовали плотные взаимосвязи, вплоть до поклонения одним божествам. Однако, этимология название селения Урус - Мартан ни какого отношения к русскому мужику Мартынову не имеет, как и одноименная река Мартанка.
Согласно работе Ахмада Сулеманова этимология названия села Урус-Марта восходит к следующим корням, цитирую:
«Хьалха – Марта (Урус-Мартан) – районный центр Урус-Мартановского района, расположен в 35 км. к юго-западу от Грозного, на одноименной реке Марта (Марта-хи, река Мартанка).
На предгорной равнине известны два крупных селения – Урус- Мартан и Ачхой – Мартан. В народе селение Ачхой – Мартан называется 1ашхой-Марта и Т1ехьа –Марта, а Урус-Мартан- Хьалха-Марта. Название 1ашхой-Марта объясняется тем, что, по преданию оно было основано представителями чеченского тайпа 1ашхой (община, род), потомки которых и ныне живут в этом селе отдельным кварталом.
Фарта, Марта (Мартанка, Фартанка) – название двух рек, на которых расположены села. Слова «хьалха», «т1ехьа» в народных названиях этих сел в буквальном переводе означают «передний» и «задний».
Но эти же слова в народе употребляются и в значении «восточный» и «западный», как слова хьала – вверх и охьа-ввниз, которые обозначают так же «южный», «северный». По этому в смысловом переводе Хьалха –Марта (Урус-Мартан) означает Восточный Мартан. Т1ехьа – Марта – Западный Мартан.
В Восточном Мартане в X1X веке была построена русская крепость, которая получила название Урус-Мартан (Оьрсийн –Марта). Это название в русских источниках было перенесено и на село Хьалха-Марта. В настоящее время чеченцы пользуются двумя названиями – Урус-Мартан и Хьалха-Мартан, употребляя первое в официальных документах.
Слово «марта» до сих пор сохранилось в языках чеченцев и ингушей. Особенно часто оно встречается в лексиконе жителей Аргунского ущелья. Так, в речи представителей старшего поколения и в наши дни можно услышать выражения: мангалан марта (обед косарей), готанан марта (обед пахарей), кошан марта (могильная трапеза, пища для роющих могилу), пхьор – марта (ужин) и т. д.
Обычно пища определяемая словом «марта», отличается обилием. Селения Урус-Мартан и Ачхой –Мартан расположены на реках под названием Марта. Западная река Марта, на которой лежит Ачхой – Мартан имеет и другое название – Фартанга. Слово «фарта» на местном диалекте чеченского языка означает «обильная». Слово «марта» часто употребляется и в значении близком к русскому языку «тризна». Исходя из этих материалов, можно сказать, что предки чеченцев, называя эти реки, употребили слово «марта» в значении, близком или тождественном русским словам «изобильная», «благодатная». Такое определение названия оправдывается и тем, что по этим рекам располагались наиболее плодородные и удобные для обработки земли». [1]
Замечательный русский поэт М.Ю. Лермонтов в своих знаменитой поэме «Измаил-Бей» пишет о чеченцах:
«И дики тех ущелий племена,
Им бог — свобода, их закон — война…»
Множество раз я задумывался над тем, почему в этих стихах автор называет богом чеченцев «Свободу», что на чеченском звучит как «Маршуо». Известно, что чеченцы Богом называют «Делли», к примеру, в выражении «Далла некъ нис бойла» - «Пусть Бог выпрямит твой путь» (аналог русского выражения «Счастливого пути»), или «Дела реза хила хуна» - «Пусть Бог будет тобою доволен», которое говорится при выражении благодарности (аналог русского «Спасибо»).
Когда, как слово «маршуо» в чеченском языке имеет значение - свобода, это слово так же применяется в выражениях на подобии «Счастливого пути» - «Далла някъ нисбойла», но вместо «Делла» - Бог, здесь применяется слово «маршуо» - свобода.
К примеру:
Маршаг1ойла - Идите с миром!
Маршадог1ила – Добро пожаловать!
Марша1айла – Оставайтесь с миром!
Маршалла – Привет, приветствие! [2]
Где «Маршуо» означает – Свобода, или дословно - «Свободного пути», «Иди свободным», «Приходи свободным». По этой причине сложилось мнение, что чеченцы обожествляли свободу. На самом же деле, чеченцы не обожествляли свободу, а под словом –«Маршоу» - «свобода», изначально имелось в виду слово «Мертшо» - Бог.
Доказать эту версию происхождения слова «маршоу» - «свобода», от «Мертшо» - Бог, можно обратившись к грузинскому языку, который является родственным чеченскому языку. В грузинском языке до сих пор сохранилось слово Бог сходное с чеченским «Маршоу». Не смотря, что грузины - христиане поклоняющиеся богочеловеку Иисусу Христу (пророку Исе - мир ему), все же в своих молитвах на грузинском языке они не говорят «Иисус» имея в виду Бога, а говорят «Мерто». Такое же слово обозначающее «Бога» сохранилось и у чеченцев – кистинцев, живущих в Грузии, они говорят «Мертшо». Таким образом, древнее название Бога «Мерто» трансформировалось через «Мертшо» в «Маршуо» и у чеченцев приобрело значение - свободный, вольный, свободный – «божий человек».
Именно в таком его значение слова «маршуо» имеет логичное объяснение в выражении «Маршаг1ойла» - «Иди с Богом», или «Маршавог1ила» - «Приходи с Богом» и т.д.
Таким образом, объясняется не только изначальный смысл и происхождение таких топонимических названий чеченских сел, как «Урус-Мартан» и «Очхой Мартан», так и реки «Мартанки» - что значит Божьи места или возможно благословенные места. Известно, что в древности многие народы поклонялись деревьям, подобные культы существовали и на Кавказе. В частности в Панкийском ущелье Грузии до сих пор существуют «Священные рощи», в которых запрещают рубить деревья. Роща в чеченском языке звучит как «Марашка», к примеру в таких топонимических названиях как «Марашка хех» - «Рощи пещера». [3]
Река в древних верованиях всегда ассоциировалось как переход в иной мир. В греческой мифологии Харон (др.-греч. Χάρων — «яркий») считался перевозчиком душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Так что река «Мартанка» могла быть названа таковой, что считалась священной, ибо текла через священную рощу. У чеченцев в выражении «дал геч дойла» заложен так же смысл перехода по мосту ( через реку) в иной мир, где «геч» - мост. То есть река, как раздел между этим и загробным миром.
Именно этот смысл был вложен в стихотворение Лермонтова, где сказано - «Их бог – Свобода», который вероятно знал изначальное значение слова «Маршуо» или «Мершуо» аналогичное грузинскому «Мерто» - «Бог».
Однако, сказанное не означает, что этимология чеченского «Маршуо» - «Свобода» или «Мертшуо» - Бог, восходит к грузинскому языку.
То, что «Мертшоу» имеет чеченскую этимологию, указывают следующие примеры:
Если проследить далее этимологию слова «Мертшо» или «Маршуо» мы удивлению обнаружим, что они восходят к древним мифам, в том числе греков и даже шумерийцев.
«Мардук», в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилона. Он почитался как владыка богов, бог мудрости, мирового порядка, а так же считался богом солнца и света. Сравните с чеченским «Малх» - солнце, «Маарта» – восход (солнца).
Как не удивительно, но все эти названия божеств восходят к простому чеченскому слову «Мара» - нос. Казалось бы, что может быть общего между носом и божеством? Однако не спешите с выводами!
«Мара» в чеченском означает не только «нос», но и «Майра» – храбрый, то есть, тот кто встречает врага не поворачивая спину, как говорится - «Нос к носу».
Это слово в таком значение, вероятно, появилось еще доисторический период, когда люди наблюдали поединки животных. Животные свою очередь воспринимались как божества, к примеру, славянский бог межи «Чура» олицетворением которого был «медведь» (сравнить с чеченским «ча» - медведь), у финикийцев «Ваал» в образе быка и т.д.
И сегодня мы можем наблюдать, что когда животные (млекопитающие) вступают в схватку за самку, изначально перед боем обычно обнюхивая друг друга носом – «мара». Тот же кто побеждал, врага не поворачивая своего носа будучи смелым - «мейра» (чеч.яз), отвоевывал самку и становился «альфа самцом» - мужем - «майр» (чеч.яз.).
В подтверждение сказанному приведу следующую цепочку слов из чеченского языка:
Майр – муж; супруг
Майра – храбрый; храбро
Майралла – храбрость, мужество, отвага.
Майравоцург – незамужная (не имеющая мужа) [4]
Мар- муж, супруг
Мар – пирамида (символ божественной власти).
Мара – нос; объятие; лодка, судно
Марадолла – обнять
Маракхета – обняться (при встрече)
Марахдакка – отомстить; отплатить ( расплата за поражение в бою, за обладание самкой) [5]
Мариехьйолу – замужняя (срав. aнгл. married woman – замужняя женщина; замужем- married; замуж- marry) [6]
В древних мифах, особенно в греческих, «боги» выступают как воины, ведущие между собой борьбу за земных женщин, от которых последствии произошли такие греческие мифологические герои как - Геракл, Ахилл и т.д.
Пример следующих слов чеченского словаря говорит о том, что изначально от слова «мар»- нос, через «майр» - муж, произошли слова «Маршуо» - свобода, и «Мертшуо» - Бог.
В римской религии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон.
В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны.
Марс – серп (серп как символ войны и смерти)
Марса – вспыхнуть; взъерошиться, взбаламутиться
Марсадаккха – вспыхнуть; взбаламутить
Марсадаккар - расжигание
Марсадала – вспыхнуть; разжечь. [7]
Марсадаллар- вспышка; разжигание. [8]
Марсар- вспыхивание; росжиг
Марсхьакхар – жатва серпом
Март-смерть; место жертвоприношения; алтарь
«Малх» - солнце, «маарта» – восход (солнца), как известно в старину на Кавказе существовал культ поклонения солнцу.
Отсюда религиозный пост носит название «Марха» - пост, воздержание (сравнить с грузинским «мархва» - пост) [9]
С войной и божеством войны Марсом - красной планетой, связана и этимология слов обозначающих нечто красное, а также олицетворяющее войну: огонь, смерть.
К примеру:
Маржан – коралл (красный камень) [10]
Марца – спалить, опалить
Марчо – саван [11]
Матр – закат (солнца); угасание; смерть
Матьяр – порча; гноение [12]
Ислам Сайдаев
25 апреля 2012
Источники:
1. Ахмад Сулейманов «Топонимия Чечни» стр. 419.
2. А. Исмаилов «Дош» русско-чеченский словарь, изд. Соьжа-г1ала 2009 год. стр. 216.
3. Ахмад Сулейманов, «Топонимия Чечни» стр. 17.
4. А. Исмаилов «Дош» русско-чеченский словарь стр. 213
5. Там же, стр. 214.
6. Там же, стр. 215.
7. Там же, стр. 215.
8. Там же, стр. 216.
9. Там же, стр 21.
10. Там же, стр. 215.
11. Там же, стр. 216.
12. Там же, стр. 217.
Метки: история
Заходите в Группу и участвуйте в выборах Вайнахи
Заходите в Группу и участвуйте в выборах Вайнахи !!! http://my.mail.ru/community...
Ален Янаев,
12-10-2010 19:14
(ссылка)
Намаз
Намаз является вторым столпом Ислама. После произнесения формулы исповедания веры, означающего принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для мусульманина является совершение намаза. Совершение намаза является признаком наличия у мусульманина веры в Аллаха и поклонения Ему. Намаз как элемент поклонения Всевышнему был во всех монотеистических религиях.
Исламские молитвы (намазы) есть нечто отличное от молитв в христианском понимании, хотя моление и прославление Бога (называемое ду'а) также является весьма важной частью мусульманского поклонения.
Регулярное совершение намаза является самым основополагающим требованием Ислама, без которого мусульманин не выполнит даже своей основной обязанности перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в своей жизни - осознания и ощущения своей связи с Творцом. Пять промежутков времени, в которые следует совершать поклонение, соответствуют пяти частям суток и распределению различных видов человеческой деятельности: рассвет, полдень, послеполуденное время, конец дня и ночь. Помня об этом, мы можем теперь ответить на поставленный выше вопрос. Намаз - это многогранный акт поклонения. Регулярное его совершение периодически днем и ночью напоминает мусульманину о его отношении к своему Создателю и его месте в общей структуре Бытия.
Сам намаз предписан в Коране, а способ его совершения дошел до нас из Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому все мусульмане мира, вне зависимости от того, в каком уголке земли они находятся, совершают намаз практически так же, как это делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) около четырнадцати столетий назад.
Депортация чеченского народа.
Трудящиеся активно участвовали в создании Фонда обороны и других акциях, направленных на достижение победы над врагом. Колхозники Галанчожского района в ответ на решение IV объединенного Пленума Чечено-Ингушского обкома и Грозненского горкома ВКП(б) от 28-29 мая 1943 г. отправили освободителям Таганрога более 16 тонн мяса, 20- кг масла, 250 тонн брынзы и другие продукты питания. Наряду с этим для нужд фронта были поставлены 580 кг шерсти, 485 штук овчин. В селениях Ялхорой, Нашхой были собраны в Фонд обороны 135 тыс. рублей. В феврале 1943 года, секретарь Курчалоевского РК ВКП(б) Савченко сообщал: «В районе проходит массовая отправка на фронт подарков, сбор средств на постройку бронепоезда им. Асланбека Шерипова. Взносы колхозников к-за им. Ленина (с. Бачи-Юрт) Б.Солтанмурадова, А.Пашуева составили по 10 тыс. руб., У.Ахматова, А.Акбиева – 3 тыс.руб.».
В конце 1942 года наступление немецко-фашистких войск на Кавказском направлении было остановлено. 24 декабря 1942 года Красная Армия перешла в наступление. В начале января 1943 года немцы оставили Малгобек и Моздок. В течение января-февраля 1943 года почти весь Северный Кавказ был очищен от немецких оккупантов. Уже в 1943 году были намечены и начали проводиться в жизнь меры по восстановлению народного хозяйства Чечено-Ингушской АССР.
Одновременно началась разработка планов депортации ее населения. В ноябре 1943 года заместитель наркома внутренних дел СССР В.В.Чернышов провел расширенное совещание начальников УНКВД Алтайского и Красноярского краев, Омской и Новосибирской областей. Была сделана прикидка: сколько людей и куда переселять. Ориентировочно намечалось в Алтайский край, Омскую область и Красноярский край переселить по 35-40 тысяч человек, в Новосибирскую обл. – 200 тыс. человек.
Окончательно план принудительного переселения определился в середине декабря 1943 года. Он существенно отличался от ранее составленного, в частности изменилась география расселения. Для поддержания порядка в местах новых поселений намечалось открыть 145 районных и 375 поселковых спецкомендатур с 1358 сотрудниками. Был решен и вопрос о транспортных средствах. В целях обеспечения перевозок Наркомату путей СССР предписывалось с 23 января по 13 марта 1944 г. поставлять по 350 крытых вагонов, с 24 по 28 февраля – по 400 вагонов, с 4 по 13 марта – по 100 вагонов ежедневно. Всего формировалось 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, а в целом 14 200 вагонов и 1 тыс. платформ.
О готовящемся выселении чеченцев и ингушей знали руководящие работники на местах, и не только в Чечено-Ингушетии. Нарком внутренних дел Дагестанской АССР Р.Маркарян в докладной записке на имя Берии от 5 января 1944 г. сообщал, что еще в декабре 1943 г. начальник Орджоникидзевской железной дороги К.В.Ильченко на встрече с председателем Верховного Совета Дагестанской АССР Тахтаровым и сотрудниками обкома ВКП(б), состоявшемся в Беслане, уведомил их «о предстоящем выселении чеченцев и ингушей, назвав при этом, что для этой цели прибыли 40 эшелонов и 6000 автомашин». Аналогичные сведения содержатся и в докладах наркома внутренних дел Кабардино-Балкарской АССР Бзиавы.
Операция намечалась на 23 февраля 1944 года. Ее проведению было посвящено специальное решение СНК и Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) «Об обеспечении подготовки тактических учений войсковых частей Северо-Кавказского военного округа в горных условиях». В горные районы Чечено-Ингушетии были стянуты воинские формирования, войска НКВД, курсанты военных училищ.
31 января 1944 г. Государственный комитет обороны утвердил постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 21 февраля последовал приказ НКВД СССР, а 7 марта 1944 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР, подводивший итог ликвидации Чечено-Ингушской республики. 20 февраля 1944 г. в специальном поезде в Грозный прибыли нарком внутренних дел СССР Берия и его заместители генералы Б.З.Кобулов, И.А.Серов, С.С.Мамулов (Мамулян).
Транспортный отдел НКВД СССР в назначенные сроки подготовил железнодорожные эшелоны. Для подвозки выселяемых были использованы машины, поставленные через Иран по лендлизу из США. В так называемый период первых эшелонов, по данным Отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР, выселение должно было затронуть 310 620 чеченцев и 81 100 ингушей. Эти данные охватывают только тех из них, что проживали на равнинных и относительно доступных горных районах республики.
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 чел., включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в гор. Владикавказе». Л.Берия. 17.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. Утра вывезено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., погружены в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тыс. 23 человека. Берия. 23.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Докладываю о ходе операции по выселению чеченцев и ингушей. На утро 24.02. вывезено из населенных пунктов 333 тыс. 739 человек, из этого числа погружено в железнодорожные эшелоны 176 тыс. 950 человек. Во второй половине дня 23 февраля почти во всех районах Чечено-Ингушетии выпал обильный снег, в связи с чем создались затруднения в перевозке людей, особенно в горных районах. Берия. 24.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Операция по выселению чеченцев и ингушей проходит нормально. К вечеру 25 февраля погружены в железнодорожные эшелоны 352 тыс. 647 человек. Со станции погрузки отправлено к месту нового расселения 86 эшелонов. Берия. 25.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей. Погружено 177 эшелонов, из которых 157 эшелонов уже отправилены к месту нового поселения… Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались невыселенными 6 тыс. чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. За время проведения операции арестовано 1016 антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Л.Берия.1.03.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
В проведении операции принимали участие 19 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутые с различных областей, значительная часть которых до этого участвовала в операциях по выселению карачаевцев и калмыков и, кроме того, будет участвовать в предстоящей операции по выселению балкарцев… В результате проведенных трех операций выселены в восточные районы СССР 650 тыс. чеченцев, ингушей,…Берия. 7.03.1944».
В ходе проведения этой преступной акции в число переселяемых наряду с чеченцами попали и представители других народов края, в том числе 80 аварцев, 27 кумыков, 6 осетин, 2 лакца, 14 кабардинцев, 4 азербайджанца, 4 еврея. После обращения в НКВД СССР они были возвращены обратно. Переселенцы направлялись в Казахскую, Узбекскую, Таджикскую и Киргизскую ССР.
Из рассказа заведующего отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуша Х.Ахриева: «В переполненных до предела «телячьих вагонах, без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения… Пошел гулять тиф. Лечения никакого… Во время коротких остановок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте».
В середине марта 1944 г. на места назначения прибыли первые эшелоны с депортированными. Начальник ОСП НКВД СССР П.И.Мальцев докладывал, что из отправленных 180 эшелонов 152 прибыли и разгружены в Казахстане и Киргизии. В Казахстан из запланированных 147 эшелонов прибыло 124 (344 589 человек), в Киргизию из 33 эшелонов – 28 (75 342 человек).
Выдержка из справки о ходе перевозок спецконтингентов с Орджоникидзеской железной дороги на 11 марта 1944 г., подготовленная заместителем начальника 3-го Управления НКГБ СССР Д.В.Аркадьевым: «… было погружено 180 эшелонов, прибыли 171, в пути – 9. За отчетное время прибыли к месту назначения и разгрузки 468 583 человека; в Длалалабадскую обл. – 24 281 чел., в Джамбульскую обл. - 16 565 чел., Алма-Атинскую обл. - 29 089, в Восточно-Казахстанскую обл. - 34 167 чел., в Южно-Казахстанскую обл. - 20 808 чел., в Северо-Казахстанскую обл. - 39 542 чел., Актюбинскую обл. - 20 309 чел., Семипалатинскую обл. - 31 236 чел., Павлодарскую обл. – 41 230 чел., Карагандинскую обл. – 37 938 чел.».
Переселению подлежали даже те из чеченцев и ингушей, кто находился в местных лагерях НКВД СССР. В Конце июля 1944 г. В.В.Чечрнышов доложил Берии, что НКВД Северо-Осетинской АССР отправляет в Карагандинский лагерь всех осужденных чеченской и ингушской национальностей.
В апреле 1944 г. на одном из закрытых заседаний сессии Верховного Совета СССР было оглашено решение Политбюро ЦК ВКП(б) о переселении чеченцев и ингушей, как свершившимся факте. Однако акция эта продолжалась. Она также охватила чеченцев уволенных из рядов Красной Армии (после февраля 1944 г.). По фронтам были изданы специальные приказы, в которых предлагалось «всех чеченцев, ингушей и балкарцев направить в распоряжение отделов спецпоселений НКВД Казахской ССР – Алма-Ату».
Всего, по данным ОСП НКВД СССР, среди отозванных с фронта и подлежащих выселению было: офицеров – 710, сержантов – 1696, рядовых – 6488. А к спецпереселенцам были отправлены из армии 5943 офицера, 20 209 сержантов, и 130 691 рядовой. У всех бывших военнослужащих изымались военные билеты (их заменяли справками), им запрещалось ношение погон, холодного и огнестрельного оружия.
Операция по переселению продолжалась и в 1945 году. В начале 1945 г. в Ивановскую обл. прибыли на поселение 585 чеченцев и 79 карачаевцев. Предпринимались акции по выявлению оставшихся на местах прежнего проживания чеченцев… Эти меры касались не только Северного Кавказа. Еще в мае 1944 г. Берия указание местным управлениям НКВД провести в срочном порядке операции по выявлению лиц, принадлежащих к переселяемым «по государственному заданию» национальностям в рамках всего Кавказа, «не утаивая ни одного», и выслать их в Казахскую и Узбекскую ССР. Как сообщал 15 апреля 1945 г. Мамулов Берии, чеченцев было выселено 2741 человек из Грузинской ССР, 21 – из Азербайджанской ССР, 121 – из Краснодарского края, ингушей – 52 человек.
Варварская акция по переселению народов подходила к концу. По архивным данным НКВД СССР, на начало октября 1945 г. на спецпоселении числилось только 405 900 из выселенных более чем 650 тыс. чеченцев и ингушей. Положение спецпоселенцев было катастрофическим. В Акмолинской области к июлю 1946 года были построены только 28 из запланированной 1 тысячи домов. В Талды-Курганской обл. возвели лишь 23 дома из предусмотренных 1400. В Джамбульской, Карагандинской областях к строительству жилья для спецпоселенцев вообще не приступали. В Киргизии на начало сентября 1946 г. из 31 тыс. семей спецпоселенцев только 4973 были обеспечены жильем. Подавляющая масса из них ютились под навесами во дворах.
Чтобы стереть с географической карты память о чеченцах и ингушах, 19 июня 1944 г. Грозненский обком ВКП(б) принял решение о переименовании районов и районных центров и населенных пунктов области. Власти начали заселять опустевшие земли русскими и дагестанскими поселенцами.
По данным архивных материалов. «Вопрсы истории». 1990 год
В конце 1942 года наступление немецко-фашистких войск на Кавказском направлении было остановлено. 24 декабря 1942 года Красная Армия перешла в наступление. В начале января 1943 года немцы оставили Малгобек и Моздок. В течение января-февраля 1943 года почти весь Северный Кавказ был очищен от немецких оккупантов. Уже в 1943 году были намечены и начали проводиться в жизнь меры по восстановлению народного хозяйства Чечено-Ингушской АССР.
Одновременно началась разработка планов депортации ее населения. В ноябре 1943 года заместитель наркома внутренних дел СССР В.В.Чернышов провел расширенное совещание начальников УНКВД Алтайского и Красноярского краев, Омской и Новосибирской областей. Была сделана прикидка: сколько людей и куда переселять. Ориентировочно намечалось в Алтайский край, Омскую область и Красноярский край переселить по 35-40 тысяч человек, в Новосибирскую обл. – 200 тыс. человек.
Окончательно план принудительного переселения определился в середине декабря 1943 года. Он существенно отличался от ранее составленного, в частности изменилась география расселения. Для поддержания порядка в местах новых поселений намечалось открыть 145 районных и 375 поселковых спецкомендатур с 1358 сотрудниками. Был решен и вопрос о транспортных средствах. В целях обеспечения перевозок Наркомату путей СССР предписывалось с 23 января по 13 марта 1944 г. поставлять по 350 крытых вагонов, с 24 по 28 февраля – по 400 вагонов, с 4 по 13 марта – по 100 вагонов ежедневно. Всего формировалось 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, а в целом 14 200 вагонов и 1 тыс. платформ.
О готовящемся выселении чеченцев и ингушей знали руководящие работники на местах, и не только в Чечено-Ингушетии. Нарком внутренних дел Дагестанской АССР Р.Маркарян в докладной записке на имя Берии от 5 января 1944 г. сообщал, что еще в декабре 1943 г. начальник Орджоникидзевской железной дороги К.В.Ильченко на встрече с председателем Верховного Совета Дагестанской АССР Тахтаровым и сотрудниками обкома ВКП(б), состоявшемся в Беслане, уведомил их «о предстоящем выселении чеченцев и ингушей, назвав при этом, что для этой цели прибыли 40 эшелонов и 6000 автомашин». Аналогичные сведения содержатся и в докладах наркома внутренних дел Кабардино-Балкарской АССР Бзиавы.
Операция намечалась на 23 февраля 1944 года. Ее проведению было посвящено специальное решение СНК и Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) «Об обеспечении подготовки тактических учений войсковых частей Северо-Кавказского военного округа в горных условиях». В горные районы Чечено-Ингушетии были стянуты воинские формирования, войска НКВД, курсанты военных училищ.
31 января 1944 г. Государственный комитет обороны утвердил постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 21 февраля последовал приказ НКВД СССР, а 7 марта 1944 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР, подводивший итог ликвидации Чечено-Ингушской республики. 20 февраля 1944 г. в специальном поезде в Грозный прибыли нарком внутренних дел СССР Берия и его заместители генералы Б.З.Кобулов, И.А.Серов, С.С.Мамулов (Мамулян).
Транспортный отдел НКВД СССР в назначенные сроки подготовил железнодорожные эшелоны. Для подвозки выселяемых были использованы машины, поставленные через Иран по лендлизу из США. В так называемый период первых эшелонов, по данным Отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР, выселение должно было затронуть 310 620 чеченцев и 81 100 ингушей. Эти данные охватывают только тех из них, что проживали на равнинных и относительно доступных горных районах республики.
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 чел., включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в гор. Владикавказе». Л.Берия. 17.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. Утра вывезено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., погружены в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тыс. 23 человека. Берия. 23.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Докладываю о ходе операции по выселению чеченцев и ингушей. На утро 24.02. вывезено из населенных пунктов 333 тыс. 739 человек, из этого числа погружено в железнодорожные эшелоны 176 тыс. 950 человек. Во второй половине дня 23 февраля почти во всех районах Чечено-Ингушетии выпал обильный снег, в связи с чем создались затруднения в перевозке людей, особенно в горных районах. Берия. 24.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
Операция по выселению чеченцев и ингушей проходит нормально. К вечеру 25 февраля погружены в железнодорожные эшелоны 352 тыс. 647 человек. Со станции погрузки отправлено к месту нового расселения 86 эшелонов. Берия. 25.02.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей. Погружено 177 эшелонов, из которых 157 эшелонов уже отправилены к месту нового поселения… Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались невыселенными 6 тыс. чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. За время проведения операции арестовано 1016 антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Л.Берия.1.03.1944».
«Государственный Комитет Обороны. Тов. Сталину.
В проведении операции принимали участие 19 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутые с различных областей, значительная часть которых до этого участвовала в операциях по выселению карачаевцев и калмыков и, кроме того, будет участвовать в предстоящей операции по выселению балкарцев… В результате проведенных трех операций выселены в восточные районы СССР 650 тыс. чеченцев, ингушей,…Берия. 7.03.1944».
В ходе проведения этой преступной акции в число переселяемых наряду с чеченцами попали и представители других народов края, в том числе 80 аварцев, 27 кумыков, 6 осетин, 2 лакца, 14 кабардинцев, 4 азербайджанца, 4 еврея. После обращения в НКВД СССР они были возвращены обратно. Переселенцы направлялись в Казахскую, Узбекскую, Таджикскую и Киргизскую ССР.
Из рассказа заведующего отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуша Х.Ахриева: «В переполненных до предела «телячьих вагонах, без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения… Пошел гулять тиф. Лечения никакого… Во время коротких остановок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте».
В середине марта 1944 г. на места назначения прибыли первые эшелоны с депортированными. Начальник ОСП НКВД СССР П.И.Мальцев докладывал, что из отправленных 180 эшелонов 152 прибыли и разгружены в Казахстане и Киргизии. В Казахстан из запланированных 147 эшелонов прибыло 124 (344 589 человек), в Киргизию из 33 эшелонов – 28 (75 342 человек).
Выдержка из справки о ходе перевозок спецконтингентов с Орджоникидзеской железной дороги на 11 марта 1944 г., подготовленная заместителем начальника 3-го Управления НКГБ СССР Д.В.Аркадьевым: «… было погружено 180 эшелонов, прибыли 171, в пути – 9. За отчетное время прибыли к месту назначения и разгрузки 468 583 человека; в Длалалабадскую обл. – 24 281 чел., в Джамбульскую обл. - 16 565 чел., Алма-Атинскую обл. - 29 089, в Восточно-Казахстанскую обл. - 34 167 чел., в Южно-Казахстанскую обл. - 20 808 чел., в Северо-Казахстанскую обл. - 39 542 чел., Актюбинскую обл. - 20 309 чел., Семипалатинскую обл. - 31 236 чел., Павлодарскую обл. – 41 230 чел., Карагандинскую обл. – 37 938 чел.».
Переселению подлежали даже те из чеченцев и ингушей, кто находился в местных лагерях НКВД СССР. В Конце июля 1944 г. В.В.Чечрнышов доложил Берии, что НКВД Северо-Осетинской АССР отправляет в Карагандинский лагерь всех осужденных чеченской и ингушской национальностей.
В апреле 1944 г. на одном из закрытых заседаний сессии Верховного Совета СССР было оглашено решение Политбюро ЦК ВКП(б) о переселении чеченцев и ингушей, как свершившимся факте. Однако акция эта продолжалась. Она также охватила чеченцев уволенных из рядов Красной Армии (после февраля 1944 г.). По фронтам были изданы специальные приказы, в которых предлагалось «всех чеченцев, ингушей и балкарцев направить в распоряжение отделов спецпоселений НКВД Казахской ССР – Алма-Ату».
Всего, по данным ОСП НКВД СССР, среди отозванных с фронта и подлежащих выселению было: офицеров – 710, сержантов – 1696, рядовых – 6488. А к спецпереселенцам были отправлены из армии 5943 офицера, 20 209 сержантов, и 130 691 рядовой. У всех бывших военнослужащих изымались военные билеты (их заменяли справками), им запрещалось ношение погон, холодного и огнестрельного оружия.
Операция по переселению продолжалась и в 1945 году. В начале 1945 г. в Ивановскую обл. прибыли на поселение 585 чеченцев и 79 карачаевцев. Предпринимались акции по выявлению оставшихся на местах прежнего проживания чеченцев… Эти меры касались не только Северного Кавказа. Еще в мае 1944 г. Берия указание местным управлениям НКВД провести в срочном порядке операции по выявлению лиц, принадлежащих к переселяемым «по государственному заданию» национальностям в рамках всего Кавказа, «не утаивая ни одного», и выслать их в Казахскую и Узбекскую ССР. Как сообщал 15 апреля 1945 г. Мамулов Берии, чеченцев было выселено 2741 человек из Грузинской ССР, 21 – из Азербайджанской ССР, 121 – из Краснодарского края, ингушей – 52 человек.
Варварская акция по переселению народов подходила к концу. По архивным данным НКВД СССР, на начало октября 1945 г. на спецпоселении числилось только 405 900 из выселенных более чем 650 тыс. чеченцев и ингушей. Положение спецпоселенцев было катастрофическим. В Акмолинской области к июлю 1946 года были построены только 28 из запланированной 1 тысячи домов. В Талды-Курганской обл. возвели лишь 23 дома из предусмотренных 1400. В Джамбульской, Карагандинской областях к строительству жилья для спецпоселенцев вообще не приступали. В Киргизии на начало сентября 1946 г. из 31 тыс. семей спецпоселенцев только 4973 были обеспечены жильем. Подавляющая масса из них ютились под навесами во дворах.
Чтобы стереть с географической карты память о чеченцах и ингушах, 19 июня 1944 г. Грозненский обком ВКП(б) принял решение о переименовании районов и районных центров и населенных пунктов области. Власти начали заселять опустевшие земли русскими и дагестанскими поселенцами.
По данным архивных материалов. «Вопрсы истории». 1990 год
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу