Все игры
Запись

Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)



Подробнее о концерте.

Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61, 1806) наряду с «Крейцеровой» сонатой является вершиной скрипич­ной музыки Бетховена. Вместе с E-dur'ным концертом Баха и D-dur'ным Моцарта ему принадлежит выдающаяся роль в истории данного жанра. Обобщив развитие скрипичного концерта XVIII века, Бетховен во многом определил его пути в XIX веке, вплоть до скрипичного концерта Брамса (1877).

Мелодическая красота тем, кантиленная трактовка основ­ных партий сонатного allegro, глубина симфонического раз­вития, яркость народных образов определяют непреходящее значение бетховенского концерта. Написанный в один год с Четвертой симфонией, фортепианным концертом G-dur и квартетом F-dur, ор. 59, он близок им по настроению. В нем воплощено светлое начало бетховенского искусства, актив­ность его лирики. Жизнерадостная энергия, опора на народ­но-бытовые истоки, красота и стройность формы делают его ярким образцом венского классического стиля.

Образы радости, неомраченных раздумий, бурлящего ве­селья определяют облик этого сочинения, во многом сопри­касающегося с лирико-жанровой сферой бетховенских сим­фоний.

Симфоничность драматургии особенно проявляется в ор­кестровой партии, осуществляющей развитие, качественный рост образов. Скрипичная партия сосредоточивает в себе ме­лодическое и виртуозное начала, подчиненные общей симфо­нической логике произведения.

Сонатное allegro концерта принадлежит к числу лириче­ских и вместе с тем активных. Оно основано на кантиленных, взаимно дополняющих друг друга темах: более строгой, с чертами маршевости — главной и открытой лирической — по­бочной, отличающейся особой мелодической яркостью и кра­сотой.

Активное начало ярко выражено в собранности, четкости, ритмической упругости тематизма. Оркестровая экспозиция начинается маршеобразным мотивом литавр, играющим роль лейтритма в I части. Присущая этой музыке энергия момен­тами приобретает черты героичности — в связующей (фан­фарные ходы, секвентное развитие), в оркестровых tutti, в ор­кестровой партии разработки. Большую роль играют контра­сты мажора и минора (в побочной, в связующей), являющие­ся здесь выражением активности, но не конфликтности.

II часть — Larghetto, G-dur — новый аспект лирики, более мягкой, камерной. Особую поэтичность и красочность этой музыке придает перекличка тембров. Тема «лесных рогов» (кларнеты, валторны, фаготы) сопровождается гибкими ме­лодическими фигурациями скрипичных соло (вариационный тип развития).

Концерт заключает в себе блестящий образец финально­го ррндо — прототип народно-жанровых финалов во многих концертах XIX века. Облик финала определяет рефрен. В ос­нове его — деревенский лендлер, идущий на I, захватыва­ющий своей Темпераментностью, энергией, стремительностью. В нем яркие акценты, трезвучная структура мелодии. Здесь намечаются ритмы финала Пятого фортепианного концерта, 1 части Седьмой симфонии. Но в отличие от этих произведений в финале скрипичного концерта больше чистой жанровости.



http://dirigent.ru/componen...
 (428x50, 13Kb)





Галерея_Дефне




Метки: Классическая музыка, Бетховен, скрипичный концерт, Перлман

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


     05-01-2012 15:28 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Спасибо!
     05-01-2012 18:51 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Ирина, огромное спасибо! Ицхак Перлман - один из самых моих любимых скрипачей. Иногда приезжает в Москву.
1 комментарий
Григорий Катц      06-01-2012 17:26 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Ирина ! Спасибо за интересную информацию о гениальном концерте!
1 комментарий
Ольга Швед      06-01-2012 17:39 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Ицках Перлман - необыкновенный скрипач. Его игра завораживает любовью к жизни, теплым тоном скрипки, проникающей в душу интонацией. Быть может, в игре Ицхака Перлмана нет того надрыва и драматизма, которая присутствует в интерпретации Бетховенского концерта Леонидом Коганом. Но сколько в игре Перлмана страсти, эмоций, бетховенских взрывов, чувственности мелодий. Прекрасное исполнение !!! Спасибо, Ирина. Скрипичный концерт Бетховена - шедевр Мировой музыкальной культуры. Ицхак Перлман сумел передать через свою игру послание потомкам от Великого Венского Мастера. Чудесно ! Спасибо !
Андрей Офицеров      07-01-2012 12:14 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Это интересная интерпретация. Спасибо Ирина!
Геннадий Фетисов      07-01-2012 12:19 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Ludmila Demidova      07-01-2012 20:29 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
финальная часть просто переполнена ощущением радости жизни.
ольга бурлакова      17-01-2012 02:15 (ссылка)
Re: Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61)
Нравится.Спасибо.