Все игры
Запись

Романсы и песни А.С. Даргомыжского










Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие. Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. 

Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 года  (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат - неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. 
Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях - все это способствовало серьезным изменениям  в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 1840-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Ее главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» - жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека - были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 1850-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).  

А.С. Даргомыжский - "Титулярный советник" . Поет Леонид Харитонов 



Наиболее, ярко прием контрастного сопоставления образов дан в песне «Титулярный советник» на слова поэта-искровца П.И.Вейнберга. В сатирическом рассказе от лица автора обрисовывается облик двух участников действия - скромного титулярного советника и генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. С самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире. При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен. 





В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобразная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства. Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. 

А.С. Даргомыжский - "Старый капрал". Поет Борис Гмыря.  



При воплощении поэтического образа в музыке Даргомыжский  по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными. 
Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами. 



А.С. Даргомыжский - "Мельник". Поет Леонид Харитонов. 




XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. "Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Мы с полным правом можем назвать классический романс одним из самых демократических жанров", - писала в своей книге "Русский классический романс" В. Васина-Гроссман. 

Русский романс — целый пласт отечественной музыкальной культуры XIX — начала ХХ века. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня.
Конечно, за более чем вековую историю романс менялся, впитывая новые интонации, подчиняясь новым вкусам. Неизменной осталась его тема — любовь, робкая или страстная, трагическая или счастливая, несбыточная или давно прошедшая. Неизменной осталась и любовь к классическому  романсу, в любые времена он находит своих исполнителей и слушателей.  

А.С. Даргомыжский вместе с М.И. Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка  для обоих композиторов  была одним из главных жанров творчества. 



М.И. Глинка. Романсы  http://video.mail.ru/mail/o...

Романсы М.И. Глинки звучат в исполнении С.Лейферкуса, И. Козловского, Н.Дорлиак, И.Архиповой, З.Долухановой, А.Ведерникова, С.Лемешева, Ф.Шаляпина. 


А.С. Даргомыжский - романсы и песни. 


Поет  Елена Образцова (меццо-сопрано)   
Партия фортепиано - Важа Чачава. 
Запись из Колонного зала Дома Союзов  
1987 год 



1часть 


01:55 Элегия "Я помню глубоко", стихи Давыдова
05:37 "Друг мой прелестный", на стихи В.Гюго
09:25 "Я все еще его люблю", стихи Ю.Жадовской
13:23 "Восточный романс", стихи А.Пушкина
16:36 "Лихорадушка", слова народные
18:57 "Не судите люди добрые", стихи Тимофеева
22:10 "Как мила ее головка", стихи Туманского
23:50 "Я вас любил", стихи А.Пушкина
26:57 "Вертоград" восточный романс, стихи А.Пушкина
29:37 Колыбельная песня "Баю-баюшки-баю", стихи Даргомыжской
33:55 "Шестнадцать лет", стихи Дельвига
37:08 Испанский романс
39:50 "Я здесь Инезилья", стихи А.Пушкина  


http://video.mail.ru/mail/o...




2 часть 

01:40 "Расстались гордо мы", стихи Курочкина
04:17 "Ночной зефир, струит эфир", стихи Пушкина
08:04 "Как у нас на улице" Песня Ольги из оперы Русалка
10:44 "О милая дева" польский романс, стихи Мицкевича
12:27 "Юноша и дева", стихи А.Пушкина
14:36 "Мне грустно", стихи М.Лермонтова
17:28 "Моя милая, моя душечка", стихи Давыдова
20:00 "Влюблен я, дева-красота", стихи Языкова
21:46 "На раздолье небес", стихи Щербины
24:37 Болеро "Оделась туманами Сьерра-Невада", стихи В.Ширкова
28:02 "Не скажу никому", стихи Кольцова
30:36 "На балу", стихи Вирса
36:39 "Чаруй меня, чаруй", стихи Ю.Жадовской
39:44 " У него ли русы кудри"
42:00 "Без ума, без разума", стихи Кольцова
46:58 "Ревнуешь ты"
50:00 "Друг мой прелестный", стихи В.Гюго 


http://video.mail.ru/mail/o...




Камерно - вокальную музыку А.С. Даргомыжский  сочинял на протяжении всей жизни: он написал свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей. Эти жанры были для Даргомыжского своеобразной творческой лабораторией - в них формировался его музыкальный язык. "Великим учителем музыкальной правды" называл А.С. Даргомыжского М.П. Мусоргский. По мнению известного музыкального критика В.В. Стасова романсы Даргомыжского, появившиеся в конце 50-х–начале 60-х годов, положили начало новому роду музыки. Он писал, что эти романсы выражают действительность, ежедневную жизнь, с такою глубиною, «с такою неподкрашенною правдивостью и юмором, какие есть у Гоголя, но какие еще никогда до сих пор музыка не пробовала». 

В настоящее время романсы и песни Александра Сергеевича Даргомыжского все чаще и чаще звучат в концертных залах. К творчеству композитора постоянно проявляют интерес  русские и зарубежные певцы, что говорит о неповторимости камерной лирики Даргомыжского, ее выразительности и красоте. 


http://rusklarom.narod.ru/dargomyzski.htm 

http://classic-online.ru/ru/production/7040





Приятного прослушивания ! 




Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Ирина Дружинина      19-02-2013 20:27 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Ольга, спасибо Вам большое за чудесный пост с романсами Даргомыжского. Романсы у него прелестные, интонационно очень теплые и проникновенные, сердце мастера вокального искусства чутко передает музыкой все прелести текста и чувств, с удовольствием слушаю любимые романсы в исполнении наших замечательных певцов, спасибо большое! ...
Елена Паскевич      19-02-2013 20:39 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
СПАСИБО за прекрасный пост
Марина Травникова      19-02-2013 21:44 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Большое спасибо за прекрасный пост!
Алексей Пугачёв      22-02-2013 13:27 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо Вы работате на несколько уровней лучше чем наши культурные чинуши!!!!! Спасибо Вам!!!!
Нинель *      22-02-2013 16:52 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
С большим интересом прочитала и ещё с большим удовольствием прослушала. Огромное спасибо за пост.
Татьяна Брагина      23-02-2013 11:09 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо!!! Замечательная подборка материалов!
Лиана Максимчук      23-02-2013 11:21 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо огромное за интересный пост! Обожаю этого композитора,особенно его романсы! Вечная память!
Люда Голубенко      23-02-2013 11:29 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
СПАСИБО,ОЛЬГА ЗА ТАКОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОСТ!
IKC NN      23-02-2013 11:36 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Ольга, благодарю за полученное удовольствие. Как всегда - глубоко и интересно.
Комментарий удален
Милый друг _________      23-02-2013 12:24 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ РАБОТА!!!! Благодарю Вас, Ольга, за такое огромное количество интересного материала!
irina s      23-02-2013 16:40 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо за прекрасную работу.
Любовь Ли - Титевалова      23-02-2013 17:14 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Замечательный пост. Благодарю!
Василий Зенкин      23-02-2013 22:36 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Ольга, спасибо за чудесную работу. Снимаю шляпу перед Вами за уровень и интеллект...
Tatiana Astahova      23-02-2013 23:39 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Ольга, спасибо большое! Прекрасный пост!
Татьяна Гусакова      24-02-2013 00:01 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо за пост Оля. Согласна со всеми коментариями на 200%. Его замечательные романсы можно слушать бесконечно. А ваш пост, как всегда, наполнен музыкой. Добавила в избранное.

     24-02-2013 02:29 (ссылка)
Re: Романсы и песни А.С. Даргомыжского
Спасибо большое!
Комментарий удален