Все игры
Запись

Рокотов.Портреты под вуалью таинственной дымки.


До середины 60-х годов Рокотов Ф.С. жил в Петербурге. Уже тогда у него было так много заказов, что, хотя он работал очень быстро, второстепенные детали портретов приходилось дописывать его ученикам. Великолепный портрет А П Сумарокова был создан всего за три сеанса.

Портрет Александра Петровича Сумарокова 1777

Обаяние детства чувствуется в портрете маленького царевича Павла Петровича, живого и капризного.


Из Петербурга художник переехал в Москву. Возможно, лишившись покровительства попавшего в опалу Шувалова, он не желал больше служить ещё кому-либо и добиваться чинов и званий.

Рокотов не писал мелких людей, вернее, умел в каждом, кто ему позировал, разглядеть его глубину. Живые глаза смотрят на нас то насмешливо, то грустно, то с мучительной тревогой. В них всегда тайна, загадка неведомой нам судьбы. Невозможность разгадать ее, беспокоит, заставляет вглядываться снова и снова…
Николай Заболоцкий писал :

…Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…

Портрет Александры Петровны Струйской
Устроившись в Москве и установив хорошие отношения с влиятельными дворянскими семьями, живописец создал свои самые знаменитые творения, среди них «Портрет Н.Е. Струйского» и «Портрет А.П.Струйской».
Струйские – чета богатых пензенских помещиков, известная своей образованностью и оригинальностью.Александра Петровна Стуйская, в девичестве Озерова, которую в своей новой, «дымчатой» манере и запечатлел художник, являлась второй женой поэта-дилетанта Струйского. Существует легенда, что Рокотов якобы был безнадёжно влюблен в Струйскую и именно поэтому портрет получился столь нежно-сентиментальным. Александра Петровна не ответила ему взаимностью. В счастливом браке за 24 года она родила Николаю Еремеевичу 18 детей.

Ф.С. Рокотов портрет Н.Е. Струйского
Портрет Александры Петровны Струйской
Говорят, счастливые супруги чем-то похожи друг на друга. Прожив долгую жизнь, героиня полотна оставила потомкам оба этих портрета и наказала хранить их в семье. Только в начале XX века правнуки Струйских передали их в Московский исторический музей.

Портрет неизвестного в треуголке изображает насмешливого благородного юношу в темном изысканном костюме и богато украшенном головном уборе. Если внимательно всмотреться в образ, а главное, обратить внимание на то, что на протяжении десятилетий мастер создавал чувственные камерные портреты женщин и чаще всего холодные, официальные изображения мужчин, то можно предположить следующее: в данном произведении художник изобразил молодую даму, одетую в карнавальный костюм. В те времена мужчин на портретах принято было изображать с непокрытой головой.
С помощью рентгена и специальных исследований удалось доказать, что на самом деле, на портрете изображена женщина с татарскими чертами лица и поверх нее написан «неизвестный в треуголке». Художник Рокотов написал первую жену Н.Е. Струйского Олимпиаду, которая умерла при родах. Видимо, Николай Еремеевич велел переделать женщину в мужчину, чтобы не смущать нежных чувств новой молодой жены и не возбуждать ее ревности.

Ф.С.Рокотов Портрет княгини Е Н Орловой
К концу 1770-х в творчестве художника появились овальные портреты. «Портрет княгини Е.Н.Орловой». Екатерина Николаевна Орлова, урожденная Зиновьева, приходилась двоюродной сестрой графу Григорию Орлову, которую граф «снасильничал» в 13-летнем возрасте. В данном случае признаки принадлежности дамы к высокому сословию и знаки императорского покровительства представлены на портрете с определенным умыслом. Императрица и Церковь, запрещавшая родственные браки, пытались сделать всё, чтобы Орлов не женился на своей кузине, но тот, очевидно был в нее влюблен. В портрете Рокотов намеренно акцентирует ярко-красную ленту ордена святой Екатерины, а также бриллиантовый портрет императрицы, прикрепленный к её атласному платью.


Слева – А. Рослин. Портрет Н. П. Голицыной, урожденной Чернышевой
справа Ф.С.Рокотов Портрет неизвестной в белом чепце.
Именно Голицина являлась прототипом "Пиковой дамы"Пушкина,выдавшей Герману секрет выигрышных карт.
Удивительно, но в творчестве Рокотова образы женщин, написанных чувственно, с любованием их природной красотой, сильно отличаются от дошедших до нашего времени портретов мужчин.

Ф.С.Рокотов Портрет князя Г.С. Волконского
Мужские парадные портреты с демонстрацией боевых наград.

Портрет неизвестного.


Рокотов Ф.С. Обнаженная девочка
Нехарактерным для Федора Степановича является «Обнаженная девочка», похожая на фарфоровую куколку. Это своеобразная дань моде на статуэтки Амуров и Психей, созданных скульптором Фальконе, в то время заканчивавшим памятник Петру I в Петербурге.

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Ольга Александровна      27-02-2016 08:50 (ссылка)
Re:
Тайну рождения Ф.С.Рокотова Вы можете обсудить на страницах моего блога (приглашаю стать участником группы)
http://my.mail.ru/community...
наталья иванова      27-02-2016 20:49 (ссылка)
Re:
спасибо за прекрасную экскурсию.....