Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

"У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ..."

Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности  Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала собой лук. Наши предки давали своим землям весьма образные имена. Со временем три слова «Лук у моря» слились в народной речи в одно слово Лукоморье, и в таком виде это слово попало в русские народные сказки: У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом...

  Мало кто знает, что у наших предков ДУБ почитался, как сакральное дерево, и обычно русы собирались у древнего священного дуба, чтобы выслушать речи своих духовных учителей-волхвов, которые несли людям просветление более ста тысяч лет. Только с приходом на русские земли греческой религии священные для русов рощи и дубы безжалостно вырубались, и только в глухих местах, одним из которых долгое время и был русский север - Лукоморье, эти священные для русов деревья ещё можно было найти.

Да и сам кот учёный в поэме ведёт себя, как волхв: «...идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит...» Ведь именно через песни и сказы из поколения в поколение на Руси Святой передавалась информация о прошлом русов и культуре; особенно это стало важно, после того, как греческая религия стала правительственной и почти все старинные книги были уничтожены. Дуб был выбран нашими предками сакральным деревом не случайно. Многим известно, что дубы могут жить более тысячи лет. И именно этот факт был причиной того, почему именно эти деревья стали священными для русов.

А причём здесь продолжительность жизни дерева, - спросит кто-нибудь? Самое, что ни на есть, прямое! Дело в том, что дерево хранит в себе информацию о событиях, которые происходили в непосредственной близости от того места, где оно растёт. Поэтому человек, умеющий считывать эту информацию с живого природного компьютера, получает возможность путешествовать в прошлое и воспроизводить в настоящем всё, чему стал свидетелем древний дуб. Но не только считывать, волхв или ведун может «записать» на таком природном «компьютере» любую информацию, любое сообщение для будущих поколений, и они (будущие поколения) получали оное. Настраиваясь на любое годичное кольцо дуба, волхв или ведун с точностью до года и даже дня могли воспроизвести переданную из прошлого информацию. Об этих живых «компьютерах» знали и враги наших предков, и именно поэтому они, наряду с древними книгами, наиболее остервенело уничтожали именно священные дубы и рощи...

Но и это ещё не всё. Иногда так бывает, что в знакомых с детства практически каждому русскому человеку сказках заключён такой глубокий смысл, что порой диву даёшься! Лук у моря... означает, что береговая линия побережья Белого моря своей линией напоминает форму лука - не репчатого лука, а боевого оружия. Но возникает закономерный вопрос: как наши предки узнали об этом, если для того, чтобы увидеть линию побережья, нужно было подняться высоко над поверхностью матушки-Земли? И не просто высоко, а очень высоко! Линию побережья в форме лука можно увидеть только с околоземной орбиты, примерно так же, как и сегодня

Еще одна певучая Наталья Гордиенко.Не из Молдавии,а из Украины!

Путешественник Сергей Гордиенко 27.12.2010г.уже в Крыму

Путешественник Сергей Гордиенко добрался до Крыма, передвигается он пешком катя за собой тележку со всем снаряжением. Уже пройденно 24 тысячи: старт из Владивостока в 2008 году. Преодолел БАМ, побывал в Новосибирске, затем на каяке сплавился по Оби до Салехарда.
Через полярный Урал направился в Республику Коми. Оттуда через Архангельскую и Вологодскую область добрался до Питера. Прошел Белоруссию, Украину и в настоящее время добрался до Симферополя

О дальнейших планах Сергей высказался довольно интересно:

Если у меня сложится со спонсорами, на пятиметровом пластиковом каяке морского типа из Севастополя отправлюсь в плаванье вокруг Европы. Каяк итальянского производства, он может ходить даже в шторм. Это плавсредство относится к топ-классу и называется  Лазер . Выйти в море я планирую в апреле 2011 года, и добраться до Босфорского пролива. Там я поставлю лодку на колеса и пройду по суше до Средиземного моря - турки не разрешают пользоваться проливом. Проплыву вдоль Северной Африки, выйду через Гибралтар. Обойду всю Западную Европу, войду в Западную Двину. После доберусь до Днепра и причалю уже в Севастополе. На все путешествие мне нужно 10 тысяч евро. Такого еще никто не делал.

Вера Предков

Привет! Родственники!
Хотелось бы провести анализ вероисповедания "нашего брата". Помню себя с детства, какой то неописуемый страх перед православной церковью... Позже, в юности, когда приходилось (по случаю) бывать в церкви, делал это с неохотой, либо точнее говоря с тяжким трудом. Вот так и всю жизнь, до зрелых лет не несли меня ноги в церковь...
Случайно познакомился с верой наших Предков - славян... представить себе не сможете, какая гора с плеч свалилась, что не надо каяться, бояться Бога, подставлять другую щеку для удара и т.д.
Напишите друзья, как с этим вопросом в Вашем Роду? Мои родители были, как и большинство в СССР - атеистами, хотя сейчас я понимаю, что каждый верует, даже если он далек от церкви.

ВАМ ЗДЕСЬ ИНТЕРЕСНО?



Всем приятнейшего времени суток!
Загружаю в сообщество истории об истории,фотографии.Ищу их, создаю.Изредка  
получаю Ваши комментарии, оценки и только сейчас задался  вопросом : как часто Вы здесь бываете, в данном сообществе? Что Вас привлекает здесь больше всего?
Когда заходите, на что обращаете внимание?Чего не хватает?
   Лично мне интересно было бы услышать о каждом из вас.Кому он непосредственно обязан своей фамилией.
   Предлагаю также начать фотоальбом-"Наша малая Родина" о местах,где мы появились на свет или где живем.
  

                     
 

Как найти родню по спискам репрессированных ,начиная с 1930г.?

Возможно,это не будет для вас новым путем поисков информации об истоках вашей родословной.Тем не менее,в период с 1930 по 1944 г.г. в результате репрессий многие Гордиенко оказались на Севере,Казахстане,Сибири и т.д.Обществом "Мемориал" подготовлены списки несколько миллионов людей с указанием года рождения,места изначального проживания,места ссылки или захоронения и т.д.В Интернете документ называется "Жертвы политического террора в СССР" с алфавитным указателем с дроблением гоо-гор.Адрес-http://lists.memo.ru/index4... Буду рад,если это вам поможет,я своих разыскал.

Маша и Медведь-Первая встреча

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ

Всю историю России можно описать как череду переселений. Начнем сначала, но очень кратко, для общего ознакомления - если ваша семья когда-то была переселенческой, первое, что вам нужно будет сделать - серьезно изучить краеведческую литературу, почитать о потоках переселенцев в интересные вам районы, о перемещении туда вольных поселенцев или помещиков, перевозящих крестьян из других мест. 
                                 НА ЮГ
   Со 2-й половины XVI века народ активно переселялся из центральных  районов в южнорусскую лесостепь.  С середины XVI века началось строительство и укрепление городов-крепостей, на которые опирались полевые полки (Ливны, Воронеж, Елец, Белгород, Оскол, Валуйки, Кромы, Курск и др.). Необходимость пополнения местных гарнизонов вынуждала принимать на воинскую службу вольных переселенцев, а очень часто и беглых крестьян и холопов. В южных уездах складывались две основные группы русского населения - крестьянство и служилые люди. В 1620-х происходило "сползание" военно-служилого населения путём административных переводов из приокских городов на юг. Одновременно преимущественно из приокских узлов туда же усиливался стихийный переселенческий поток. В 1640-х резко усилились переселения в бассейн верхнего Дона и Воронежа и примыкавшие к ним с севера Козловский и Тамбовский уезды. После принятия в 1649 Соборного уложения в южных городах практически игнорировалась статья об обязательном возвращении оттуда помещикам беглых крестьян.
С XVI века  бассейн нижнего Дона и Приазовье осваивало казачье население.
Во второй половине XVI века в Среднем Поволжье русское земледельческое население концентрировалось в р-нах возведённых на волжском правобережье городов - Чебоксар, Цивильска, Козьмодемьянска, Кокшайска, Санчурска, Лаишева, Тетюшей, Алатыря, где оно поселялось среди марийского нас. Приезжали туда преимущественно из верхневолжского района и "замосковных" уездов стихийным путём. Постепенно в этом краю стали появляться и "переведенцы", т. е. зависимое крестьянство, владельцам которого - светским феодалам и монастырям - раздавалась земля.
Заселение русскими Заволжья (луговой стороны) в массовом масштабе стало происходить лишь с XVIII в. В Башкирии и вниз по Волге русские селения вплоть до XVIII в. появлялись лишь около основанных городов - Уфы, Самары (1586), Царицына (1589), Саратова (1590).
В XVIII в народ двигался прежде всего на юг -  Южный Урал, Нижнее Поволжье, Причерноморье (Новороссия), Приазовье, Ставрополье, Крым, Северный Кавказ, а затем и Кубань. Этот процесс определялся расширением государственных границ империи в результате успешных войн с Турцией.
После вхождения в состав империи по Ништадтскому миру (1721) с Швецией Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале 19 века Финляндии и Бессарабии, а во 2-й половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти  регионы.
                            В СИБИРЬ                                                                                                                                            По реформе 1861 года  крестьяне были наделены землёй, но надельной землёй распоряжалась община. Крестьянские семьи росли, земли в общине становилось всё меньше. Начался голод, люди переселялись в города и на свободные земли. Активно заселялось Заволжье, Юг, Предкавказье, Сибирь, Дальний Восток. К концу XIX века степные губернии Новороссии, Предкавказья и Заволжья стали районами земледельческого капитализма.
В 1880-е главным районом переселения была Сибирь - там не было помещичьих хозяйств и существовали огромные массивы свободных земель. Проведение дорог до Челябинска, а после строительства с 1891 г. Великой Сибирской дороги дали толчок росту переселения в Сибирь и ее освоению. За 20 лет сюда переселились 1 млн. человек.
В 1892-1915 целый поток переселенцев с Украины и Белоруссии направился в Сибирь, в то время население только Енисейской губернии увеличилось на 500 тыс. человек, ровно в два раза.
Заселение немцами Сибири приходится на конец XIX - начало XX в., ехали они туда из Поволжья. В Сибири имеется два национальных немецких района: на Алтае и в Омской области.
Суть Столыпинской реформы состояла в том, чтобы принудить крестьян к выходу из общины с наделом, к развитию фермерских хозяйств, владеющих землей самостоятельно. В 1906 царь издал указ, который разрешал крестьянам выход из общины с наделом земли. В 1910 был издан закон, по которому выход обязательным из общины стал обязательным. Основные направления аграрной столыпинской реформы: разрушение общины; создание Крестьянского банка; переселение крестьян в Сибирь и Казахстан.
Было создано специальное Переселенческое управление, которое занималось проблемами переселения. Для переселенцев были установлены многочисленные льготы: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь.
За 10 лет в Сибирь переселилось около 3 млн. чел. За это время посевные площади в Сибири увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на внутренний и внешний рынок зерно, сливочное масло. Но не все смогли прижиться на новом месте, с 1907 по 1914 официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей "обратников". Например, с Дона в Сибирь переселились 45889 крестьян, на Дон возвратились 10 069 крестьян (остальные не померли, упаси бог, в Сибири остались).
В советское время тоже происходили массовые переселения людей -  индустриализация, "великие стройки социализма", освоение Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, оккупация Восточной Европы, европеизация национальных окраин (Туркестана, Казахстана, Кавказа и Закавказья), раскулачивание, репрессии и ссылка. В 1925 при Совнаркоме был создан переселенческий комитет, направлявший потоки переселенцев.
В 1941 году по сталинскому указу переселяют немцев Поволжья. В 1943 переселяют калмыков. Были и другие народности среди спецпереселенцев: украинцы, латыши, литовцы. После амнистии 1954-56 многие вернулись, но кто-то и остался.
                           ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? 
Но о советском времени мы сейчас говорить не будем. А будем мы говорить о том, что же делать, если, судя по всему, ваши предки переселились на место, где вы исследовали их родословную, неизвестно откуда и неизвестно когда. Что же делать?Поскольку те, кто добрался до прерывания линии предков, наверняка, люди уже опытные, будем не слишком многословны. Хотя некоторые не знают даже что такое столыпинская реформа, просто фраза "переселились по столыпинской реформе" существует в их семейных преданиях как клише, лишенное смысла. Поэтому еще раз говорим - сначала надо отправиться в библиотеку и почитать книги об интересующем вас регионе и периоде, обращая особое внимание на миграцию населения.
Но архивы...
Для начала попытайтесь определить, в каком именно году ваша семья появилась в этом регионе. Если в областном архиве сохранились исповедные росписи (вообще-то, это редкий случай), это очень удобно, потому что составлялись они ежегодно. Это посемейные списки, в которых отмечали: место жительства и социальное положение семьи, главу семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, "лет от роду" и прохождение исповеди и причастия. Если они есть, то хранятся в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей. А если нет, то печально... Чем менее точно вы определили цель своих исследований, тем больше вам придется просмотреть дел.
Всех переселенцев стремились регистрировать, даже таких, которые добрались на новое место жительства "самотеком" и до этого никогда фамилии не имели, уж не говоря о таких, которые переселялись официально. Поэтому в архивах существует масса документов, связанных с переселениями. Перечислю (по алфавиту) документы, которыми стоит поинтересоваться в региональных архивах:
  • АКТ О СМЕРТИ ПЕРЕСЕЛЕНЦА. Содержит фамилию, имя, отчество, место жительства и место прописки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие. возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти. место погребения. Региональные архивы, фонды переселенческих управлений.
  • БИЛЕТ ПЕРЕСЕЛЕНЦА. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.
  • ВОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.
  • КАРТОЧКА ПЕРЕСЕЛЕНЦА. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.
  • КНИГА ВОДВОРЕНИЯ. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений, полицейских управлений.
  • ПОСЕМЕЙНЫЙ СПИСОК. Региональные архивы: фонды перселенческих управлений, волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казенных палат, мещанских старост, участковых земских начальников.
  • СПИСОК КРЕСТЬЯН, ХОДАТАЙСТВУЮЩИХ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ. Региональные архивы: фонды участковых земских начальников.
  • СПИСОК ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений, полицейских управлений.
  • ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАЩЕНИИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ИЗ СИБИРИ. Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.
  •  О других переселенцах документы в архивах есть, только в других фондах. Например:
  • ВЕДОМОСТЬ (СПИСОК) О ПРИБЫВШЕМ НА ЖИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЕ. Региональные архивы: фонды полицейских управлений, губернских правлений.
  • ВЕДОМОСТЬ ОБ ИНОСТРАНЦАХ, ПРИНЯВШИХ РУССКОЕ ПОДДАНСТВО И ИСКЛЮЧЕННЫХ ИЗ ПОДДАНСТВА РОССИИ. Федеральные архивы: фонды III отделения Собственной е.и.в. канцелярии. Региональные архивы: фонды губернских правлений, канцелярий генерал-губернаторов.

КАК ГОРДИЕНКИ ЗА УРАЛ ПОПАЛИ (немного истории)

Всей семьей

Самыми хорошими хозяевами оказались ссылаемые в Сибирь старообрядцы. Например, в 1764 году русская армия захватила на территории Речи Посполитой старообрядческие поселения, и правительство Екатерины ІІ отправило их жителей в Забайкалье. Оно не просчиталось, видя в старообрядцах прекрасных колонистов. 5000 переселенцев смогли не только выжить (а это уже было нетривиальной задачей), но и, вспахав степь, стали собирать хорошие урожаи. По всей видимости, старообрядцы не читали трудов академика П.Палласа, который в 1772 году исследовал этот район и пришел к выводу, что для выращивания хлеба он почти не пригоден.
Декабрист А.Розен, меньше чем через 100 лет оказавшийся в Забайкалье, был совершенно потрясен видом старообрядческих сел: «Во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые, а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу; красавицы не хуже донских — рослые, белолицые, румяные. День был воскресный. Мужчины расхаживали в синих суконных кафтанах, женщины — в душегрейках шелковых с собольими воротниками, в кокошниках, из коих один лучше другого». Успех старообрядческой колонизации объяснялся не только тем, что староверы были привычны к тяжелому труду и общинной жизни, но и тем, что их ссылали семьями. Здесь практически не было острого дефицита женщин, свойственного большинству русских поселений в Сибири. Семьи были многодетными, и численность староверов-сибиряков удвоилась уже через 20 лет. Такое размножение неблагонадежного элемента раздражало правительство, но применять репрессии в отношении основных поставщиков хлеба на местные казенные склады было неразумно.
Постепенно стало очевидно, что для успешного хозяйственного освоения новых регионов туда надо переселять именно полноценные крестьянские семьи. В XIX веке государство пыталось склонить помещиков к отправке их крестьян на отвоеванные у Турции территории, выделяя там землю почти бесплатно. Кстати, как раз в Херсонскую губернию, где земля ничего не стоила, собирался вывезти свои мертвые души Павел Иванович Чичиков.

Своим ходом

В конце концов, государство решило сделать ставку на тех, кто готов добровольно отправиться на новые места. В 1851 году член Государственного совета Анненков подготовил записку, в которой указывал, что «Сибирь не есть страна для нас чуждая и предназначенная, как думают многие, исключительно для ссылки и наказания преступников... Ежели бы правительство нашло возможным, не нарушая общего спокойствия и порядка, облегчить свободный переход крестьян из внутренних губерний в Сибирь..., то нет сомнений, что вследствие этой меры мы вполне сознали бы всю выгоду нашего географического положения в отношении к Средней Азии и к Китайской империи, а вместе с тем и возможность решительного влияния нашего на весь Восток».
В 1857 году был принят «Устав о благоустройстве в казенных селениях», авторы которого считали необходимым «излишние руки в одних местах обратить к возделыванию пространств, впустую лежащих». Государственным крестьянам, которые бы захотели переселиться, этот документ гарантировал серьезные льготы. На дорогу выдавались продукты, организовывалась медицинская помощь, выделялись деньги на строительство жилья и приобретение хозяйственного инвентаря и скота. А в некоторых регионах к этому добавлялось еще и освобождение от воинской повинности. В 1859 году было принято решение о переселении в Приамурье 500 семей (3500 человек) государственных крестьян, причем на каждую семью казна выделяла по 200 руб. Однако охочих до перемены мест среди них оказалось меньше, чем планировалось: в 1860 году в Приамурье перебралось лишь 290 семей. Оставалось надеяться лишь на то, что освобождение крестьян резко увеличит число переселенцев.

На свободу с чистой совестью

Землевладелец, естественно, не был заинтересован в том, чтобы его бывшие крепостные разбегались кто куда. Только государство могло переломить эту ситуацию, однако оно явно не спешило.
Лишь летом 1889 года появились «Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли», которые сильно упростили получение разрешения. Теперь можно было уезжать, не спросясь ни у землевладельца, ни у общины, которой, кстати, приходилось отдавать долги тех, кто ее покинул. А на новом месте крестьяне на два-три года освобождались от налогов и имели право получить кредит на обзаведение хозяйством. Однако вся эта административная поддержка в значительной степени сводилась на нет сложностью соответствующей бюрократической процедуры, поэтому в 1889 — 1891 годах было выдано 17 289 разрешений на переселение, а фактически переселилось 28 911 семей. Самочинные мигранты, не рассчитывающие на помощь государства, захватывали землю, создавали хозяйства и только потом начинали думать о легализации. Эти «неформалы» действовали чиновникам на нервы, и периодически обсуждалась идея всех их отловить и вернуть назад. Только начало строительства Транссиба заставило государство полюбить всех переселенцев — и легальных, и нелегальных: прокладывать дорогу через местности, населенные русскими крестьянами (а не кочевниками, к тому же говорящими на непонятных языках), было намного приятнее.

По шпалам

Созданный в 1893 году Комитет Сибирской железной дороги решил поставить крестьянскую миграцию на службу строительству Транссиба. Для начала было необходимо разметить участки, на которых собирались расселиться крестьяне. Если в предшествующие годы на землеустроительные работы отпускалось по 40 тыс. руб. в год, то теперь эта сумма достигла 705 тыс. Однако именно землеустройство оставалось узким местом: составить более или менее долговременные планы расселения прибывших было страшно трудно. Нарезать участки среди тайги и в прочих малодоступных местах не имело никакого смысла, поскольку на них в любом случае никто не позарился бы. При этом нельзя было допустить самовольных захватов, так как они были чреваты смертоубийством. Профессия землеустроителя вдруг оказалась одной из самых востребованных. В результате множество людей срочно переучивалось в землемеры и, выдержав соответствующий экзамен, отправлялось делить участки. Работа шла в обстановке постоянного цейтнота, ни о какой предварительной рекогносцировке местности и речи не было. Землеустроители едва успевали выделять участки вновь прибывшим.
Непросто было и довезти переселенцев до их нового места жительства живыми и здоровыми. Так, на Дальний Восток ехали не менее 100 дней. Долгая дорога при отсутствии медикаментов и отлаженного снабжения продовольствием и в непривычно суровом климате многим оказывалась не по силам. По данным за 1894 год, в течение шести недель пути умирало 7,4% переселенцев, семи-восьми недель — 11,3%, а за все время переезда — более 12%. Последний показатель соответствовал уровню смертности в период эпидемии холеры.
Выпускать переселенческий поток из-под своего контроля государство не хотело, и в январе 1897 года губернаторы получили циркуляр, предписывающий им «наблюдать, чтобы не выселялись семьи, кои по малочисленности состава или по бедности не могут рассчитывать на успешное устройство своего быта в Сибири». Кроме того, циркуляр требовал информировать крестьян о том, что такое Сибирь, чтобы переселенцы не считали, что их ждет поездка на курорт. Чиновники должны были «заботиться о надлежащем подборе переселенцев из лиц и семей, приспособленных к естественным и хозяйственным условиям мест водворения».
Однако эти в принципе разумные меры привели лишь к тому, что резко увеличилось количество нелегалов. Их доля в общей численности тронувшихся с насиженных мест крестьян составляла примерно 30 — 40%. А в 1905 году выяснилось, что на нелегальном положении находится 92% новоприбывших в Сибирь. Это не лезло уже ни в какие ворота, и правительство решило примерно наказать нарушителей. Закон от 15 апреля 1906 года сильно урезал их права. Теперь самочинные переселенцы могли рассчитывать лишь на те земли, которые остались после переселяющихся по закону. Кроме того, им не полагались льготы ни по налогам, ни по воинской службе.

Стратегические задачи

Массовые переселения идеально подходят для решения социальных проблем, возникающих в связи с нехваткой земли. Но относительно того, как такие миграции влияют на развитие сельского хозяйства, бывают разные мнения. Ведь здесь альтернативой переселению могло бы стать вложение средств в традиционные сельскохозяйственные области. Сторонники переселения почему-то забывали, что урожайность зерновых культур в стране была в три раза ниже, чем во Франции или Германии. Однако ввиду социальных и геополитических проблем описанный экстенсивный путь развития сельского хозяйства становился практически неизбежным.
Дело в том, что территории Дальнего Востока естественно тяготели к Китаю, а не к России. Здесь было значительное количество переселенцев из Китая, Японии и Кореи. П.Столыпин писал, что «при наличии государства густонаселенного соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше туда не придет русский, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию».
Знаменитый столыпинский указ от 10 марта 1906 года о переселении крестьян решал не только эту проблему. Столыпин видел в переселении способ дать сильным хозяевам возможность выйти из общины и возделывать новые земли. Теперь право переселения было предоставлено всем крестьянам без ограничения. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В результате с 1906 по 1913 год население Сибири увеличилось на 150%. За четыре года реформы за Урал переехало более 2,5 млн человек. Характерно, что за весь советский период эти цифры так и не были превзойдены.

Ходоки и возвращенцы

Массовость переселения имела естественным следствием то, что среди отправившихся в путь оказывалось много людей, совершенно не представлявших себе, что их ждет на новом месте. Правительство тщетно пыталось рассказать крестьянам о тех трудностях, с которыми им придется столкнуться. Брошюрам, которые печатали «господа», крестьяне не верили. Куда большим доверием пользовались старинные рассказы о богатстве сибирской земли и о расположенной где-то на востоке «Белой Индии» — легендарной страны, до которой мечтали добраться многие странники.
На что рассчитывал крестьянин, собираясь в путь, хорошо видно из письма, которое переселенец Беляков отправил в редакцию журнала «Русское богатство». «Когда я записывался на переселение в Сибирь, — пишет Беляков, — то не имел ясного понятия о том, что такое за страна Сибирь, а когда пошло дело в ход, то я раздобыл календарь, приложенный к «Сельскому вестнику», из коего... узнал, как умные и ученые люди жалеют мужиков... Я не верил убеждениям чиновника Голубева, Марусинова, исследователя Западной Сибири полковника Надарова о Южно-Уссурийском крае. Я так думал, что эти исследователи не иначе как посланы из господских детей, они и конфузят больно ту Сибирь, чтобы народ не уезжал...»
А вот как передает Беляков разговоры будущих переселенцев: «Поедем да поедем в Сибирь. Там бают: вот вчера ночевал у Петрушки Малитинаго нищий, в Сибири был и сейчас оттуда, видел своими глазами, как казна строит для прибылых переселенцев целые села и деревни под одну крышу, а местами большие казармы, чтобы на первый раз поместить семей по десять, и потом казна выстроит на каждого по дому... Все говорили, что царь уже приготовил, только идите, дети, на землю от господ, они вас просят у меня. Я лучше, говорит, растворю один амбар с деньгами, а господам не дам опять крестьян».
Можно себе представить, до какой степени бывали разочарованы переселенцы, не обнаружив того земного рая, который рисовало им воображение. Во-первых, на обзаведение хозяйством были нужны немалые деньги: в некоторых уездах эта сумма составляла 400 — 500 руб. Во-вторых, далеко не всем хватало удобных земель, а вырубка леса и осушение болот в планы переселенцев не входили. К тому же отсутствие городов и помещичьих хозяйств не позволяло шабашить на стороне, в то время как в Центральной России такой приработок давал возможность в трудные времена свести концы с концами.
Еще в 1896 году было разрешено отправлять на разведку в дальние края ходоков, которые имели возможность застолбить приглянувшиеся участки. Вернувшись, ходок мог призвать немедленно тронуться в путь или же, наоборот, отбить всякую охоту двигаться куда бы то ни было. Тем не менее очень многим не удавалось устроиться на новом месте — они возвращались назад и оказывались без земли, скота и денег. Доля таких возвращенцев в общем количестве уехавших колебалось между 12% и 25%.

С ЛЮБОВЬЮ К ТЕМ,КТО ПОДАРИЛ НАМ ЖИЗНЬ

Наша фамилия

Один из вариантов
Гордя - уменьшительная форма имени Гордей; официальная форма - Гордий. От греческого Гордиас - так звался некий фригийский царь. (Ф). Существует и более прозаическое толкование: у курян гордей - вор, мошенник. (Э) Другое созвучное крестильное имя Гордиан - с греч. Гордион, древнейшая столица Фригии. (Петровский) Но Гордягин может быть образован и от прозвища гордяга в значении гордый. См. также Горденин. Гордусь - украинская фамилия от того же имени

кто знает иркутских усольских гордиенко отзовитесь


мой дед гордиенко василий алексеевич жил село александровское иркутской области
родился при царе откуда он прибыл вот загадка для меня

Хотелось бы...

Дорогие однофамильцы!
Хотелось бы больше активности.
Нас уже 144 человека. Но к сожалению, многие только формально вступили в сообщество.
Найдите 5 минут времени, расскажите о себе, о Ваших предках, откуда Вы родом. Загрузите фото.

Строим семейное дерево!

Чтобы меньше смотреть ужастики по ТВ,занялся семейным деревом.Помогает в этом сайт на google.Позывные www.myheritage.com
Семейные архивы и распросы позволили создать дерево из 202 родственников.Пять поколений вверх,самый старый-прапрапрадедушка Григорий Бобринский,1823 г.р.
Два поколения вниз.Сайт обешает связать разные деревья,если будут совпадения.Поддерживается он из Лондона на 26 языках,охватывает миллионы людей.А вдруг!
Многое я для себя открыл.Оказывается,есть и Герой Советского Союза,танкист ВОВ,есть член-кор.ВАСХНИИЛ.Плотники,геологи,бравые офицеры Маньжурии,Хасана
и ВОВ.Дерзаем вместе!

Наши гены пальцем не раздавишь!

Кажется,нам с вами не суждено заблудиться в глубокой истории наших родов.Ну не Романовы и не
Потоцкие.Бесполезно искать нам предков в списках Херсонского дворянства,12 Гусарского
Ахтырского полка или даже 30 пехотного Полтавского полка.Казацкая тема больше душу греет,
Вольный непокорный народ!Запорожский кошевой атаман Кость Гордиенко прославился тем,что и польскую шляхту,и московского царя люто ненавидел.Только воли да доли казацкой!Вон зато нас сколько!
Со слов отца,Ильи Ивановича,род наш от пращура Марка (1848-1884)с Решетиловки Полтавской губерни.Его жена,моя прапрабабушка(1848-1931),-Христина Григорьевна (в девичестве-Бобринская).Было целое
большое село однофамильцев и путаница великая.Там же родился в 1882г.прадед,Андрей Маркович.
   В 28 лет подался в теплушке с женой Прасковьей Михайловной(в девичестве-Ещенко,1878-1953) и сыном Иваном (моим дедом),а также конем,коровами,овцами и птицей на далекие сибирские земли в Новосибирскую область,с.Яминск Чистоозерного района.Вырастили детей-Михаила,Федора,Раису,Надежду.Слишком крепкий оказался хозяин.В марте 1930 года за кулачество  семью прадеда и молодую семью деда,Ивана Андреевича,с детьми Ильей,Колей,Петей,Таней,Зиной и Вовой сослали на спецпоселение в Томскую область,Парабельский район,с.Рогалево.Трое малышей умерли.Сейчас, читая"Список жертв",где о многих Гордиенко стоит-ВМН,т.е.высшая мера наказания,думаешь,чтомногим моим "кулакам"еще повезло.Но в целом за 37-38 года погибло из рода около 70 человек.Прадед умудрился на спецпослении стать бригадиром молодежной полеводческой бригады,затем мельником,где и погиб 8 октября 1939г.Дед,Иван Андреевич, погиб в первые дни наступления в Сталинградской битве,22 ноября 1942г.(в районе города Фролово).Отец,Илья Иванович, с 1943 года в армии.Фронтовик,танкист,полковник.Рассказывает,как сибиряки,как правило,не умевшие плавать из-за холодных быстрых рек,тонули сотнями в Висле,идя на выручку Варшавскому восстанию
Дядя мой,Николай Иванович,замечательный геолог,его полем был весь Красноярский край.Другой дядя, Владимир Михайлович из Бийска,замечательный строитель,целые заводы строил.Не зря мы все - Гордеи!
 

Сначала родилась ЛЕНЬ,а потом от нее ГОРДИЕНКИ ??

   Как хотите,а хочется услышать в ответ: Да,мы такие !Прекрасно,значит среди нас нет не умеющих рассказать,чем замечательны ваш отец,мама,брат или сестра.Вы хорошо помните,как зовут дедушку и бабушку.И вы припоминаете,что они на свадьбе в кругу родственнико рассказывали,как им жилось.Дай только слово для тоста,они такое расскажут!А у вас память классная ,еще с детства,наизусть знали "Конька-горбунка".
   А дальше,как я люблю говорить,я бы такое сделал,но мне лень не разрешает.Братцы (и сестры),тогда зачем мы записались в это сообщество?   Правильно,узнать друг о друге больше и подружиться,а некотрым и породниться,если близкие предки не успели раньше нас это сделать.А барышням как удобно будет,и паспорт не надо будет менять после ЗАГСа,спорить чья фамилия лучше.И двоек тут никто   друг другу за обращение в сообщество ставить не будет.Только,как в первом классе,солнышки будут рисовать.Наш главный,Александр Великий, обещал.      
      Есть,конечно и другие темы: о футболе,о путешествиях,о садистских и огородных увлечениях.Но сначала надо хотя бы представиться.Чей будешь,из каких таких краев?Чему тебя хорошему старшие научили?А чему плохому ты младших не научил?Особо ленивым можно без всяких запятых уложиться в ответы на эти вопросы.Говорливым с замечательной задней парты никто рот затыкать не будет.Сами такие.Ну а кому уж совсем лень поперек,но есть фотки на любые темы,присылайте в новый альбом "С приветом"
    Ну да,я знаю,что вы сейчас подумали о заголовке.Не надо,мы немножко ленивые,но не с приветом.Правда ведь? 

Придумаем эмблему

Дорогие однофамильцы! Очень рад, что Вы откликнулись на мое приглашение вступить в сообщество. Нас только в "мирах мэил ру" больше 500 человек. Давайте вместе придумаем эмблему нашего сообщества. И конечно прошу откликнуться родню. Точно знаю что есть. Но к сожалению связи потерялись.

Мы - Гордиенко

Мы Гордиенко и этим все сказано. Это старинная украинская фамилия, которой я горжусь.
Предлагаю в сообществе искать однофамильцев - ведь в конечном итоге мы родня.
Начну с себя. Мои предки с Кубани, с Усть Лабинского района. Отец -Владимир, родился на хуторе Вольный. Дед -Иван Степанович. Во время расказачивания ( перед войной) ушли, а точнее спрятались в Грузии.

настроение: Любознательное

Хотите знать истории о славных Гордиенко,а также о борще и сале?

   Тогда возьмите в руки славную книгу Владимира Павловича Супруненко "Запорожская вольница"вышедшая в 2008г. в Москве в издательстве "Вече" аж на 448 страницах.Скучно не будет,по себе знаю!А почему истории о Гордиенко?Да потому что мы все точно казацкого роду,в генах у нас шило в одном месте,а потому "дорогу указывают звезды",в душе и на деле все мы добытчики-охотники и рыболовы,у всех у нас в здоровом теле-здоровый дух,научены науке побеждать и  быть верными земле своей.А гулять как умеем,а песни петь всем застольем!А хозяюшки наши як справно могут нагудувати буквально из всего,что под ногами растет и бегает!Так это все про нас!Плюньте на те детективы,о которых через три дня забудете.Не удается далеко пройтись по родословной?Так начните с самого начала.По Днепру,за порогами в плавневой густянке Великого Луга нашли "горсть покоя" языческие жрецы -уходники..Осваивая рыбные промыслы,собирая травы,занимаясь звероловством и пчеловодством,дожидались появления вольного люда,запорожских казаков,которым они передали  тайные знания и секреты боевых искусств!История наша в мировом культурном наследии в одном ряду со скандинавскими викингами,средневековыми рыцарями,американскими ковбоями,японскими ниндзя.Найдите книгу и узнайте,не ленитесь,ибо это тоже в нашей крови! 

Вместо нашего общения-воспоминания старших.


      Мне повезло.В руках общая тетрадь,в которой поэма "Правда жизни",посвященная памяти родных,с фотографиями и рисунками.Автор-Гордиенко Федор Андреевич(изображен на рисунке вверху),мой двоюродный дедушка(младший брат деда Ивана Андреевича).Родился автор в Сибири в 1916г. в с.Яминск Чистоозерного района Новосибирской обл.    С семьей весной  1930 г.в порядке раскулачивания сослали  на спецпоселение в с Рогалево Пудинского района Томской обл.Был побег,вторая ссылка на речку Васюган,учеба и работа счетоводом в колхозе(Нижне-Таванга).А затем по доносу был арестован и через Томск отправлен во Владивосток,откуда путей немного-на Колыму в Магадан.Повезло,благодаря способностям  к рисованию,каллиграфическому почерку, определили в клуб художником.По окончании срока в 1938г.вернулся домой в с Рогалево.А потом Великая Отечественная,в 1943г. ранение,лишился части пятки,поэтому авторемзавод в Туле,переехавший во Львов в конце войны.Учеба в художественном институте,худмастерская в Доме Офицеров.бюро технической эстетики на львовском ПО"Злектрон".Поэма написана за 2 месяца в возрасте 80 лет.   

Стихотворные построения можно посчитать без большого искусства,но в них дорогие воспоминания родного очевидца.Масса фамилий людей в разные годы с комментариями автора,бытовые подробности тех лет увлекают при чтении.Не судите строго.Я постараюсь часть труда деда разместить ниже.

 

                                              


                                    Правда жизни
                                   семейная поэма (воспоминания)
            
                                                 Разберемся во всем,что видели,
                                                 Что случилось,что сталось в стране,
                                                 И простим,где нас горько обидели
                                                 По чужой и по нашей вине.
         1.Воспоминание у картины.                     С.Есенин


   Картина!Ты,моя картина,-
  Тебя по-свойски так назвал.
   Как ты и сам я сиротина,
   Зачем тебя я написал?
Ты мне даришь воспоминанья,                                                                                                                                                
Которые хранишь в себе:
Былой семьи благодеянья
В крестьянской трудовой судьбе.
   Передо мной родные лица
   Предстали памятью живой,
   Как должен каждый был трудиться,
   Чтобы не встретиться с нуждой.
В разгаре год был "переломный"
И благоденствие семьи.
Был дом и скотный двор укромный,
И ров с водою для свиньи.
   Амбары с хлебом,скирды сена,-
   Плоды труда за целый год,
   Но надвигалась перемена,
   Что всем нарушит жизни ход
Еще росли заделы НЭПа:
Хлеба в полях и скот в дворах,
Как вдруг нелепо и свирепо
Писать начали о врагах.
   Крестьян в колхозы загоняли
   С лошадкой,плугом,бороной.
   Кто не хотел,предупреждали,
   Что "прокатят на вороном".
А кто в труде имел удачу,
Имел машины,лошадей,
Того считали не иначе
Как - он кулак и лиходей.
   С таким расправа шла с размахом:
   Был сталинский налог введен-
   Взымались деньги,хлеб под страхом
   И был мужик всех прав лишен.
И вот гляжу я на картину
И разговариваю с ней.
Какую пережить годину
Пришлось нам с тех далеких дней?
  Сперва в залог арестовали
  За недоимку вдруг отца,
  В тюрьме ОГПУ держали,
  Пока не взяли жеребца.
Метиса Ваську от Рыжухи
Отвел сам брат Иван в район
И взял отца,как на поруки,
Чтоб никуда не скрылся он.
   Отцу сурово предложили
   Готовить сани в дальний путь.
   Маршрут в Нарымский край вручили
   И повезли нас как-нибудь
На двух санях семья вместилась,
На двух подводах- провиант.
За 10 дней мы очутились
В тайге,и нет пути назад.
   Двух лошадей нам оставляли,
   Но жеребца отец вернул,
   Чтобы в колхоз для племя взяли,
   Но конь домой не дотянул.
Был жеребец крови орловской
Блестящей масти вороной*        *-по кличке Сват,имел племенное свидетельство,дающее право
Со мною был покорно свойский,    отцу иметь случной пункт
На нем я ездил,как герой.
   Пал жеребец в селе Кордоне,
   Как мы,отвергнутый людьми
   Никто не дал приют в загоне,
   Охапку сена и воды.
 
          2.В ссылке на заимке Рогалево


День ссылки проходил с метелью,**      **это было 14.03.1930г.Односельчане не хотели
Брат Михаил тогда сбежал.                        нас высылать.Отказались дать подводы.Тогда
Вернулся в дом через неделю                    наряд милиции назначил подводы из
И сам хозяйство содержал.                        соседней деревни
   Кормил голодную скотину:
   Коров,овец и лошадей.
   Весной посеял десятину
   Овса,пшеницы даже две.
И баба Христя вместе с Настей
Ему готовили еду.
Своим трудом на наше счастье
Он снял голодную нужду.
   Мы в тот тридцатый год на ссылке
   Держались на скупом пайке,
   К режиму голода привыкли
   С прибавкой,что росла в тайге.
Однажды,как не стало хлеба,
Мать нас на ягоды свела
К кладбищу,где стояли вербы,
На склоне ягода росла.
   Внезапно нас гроза застала
   И дождь,как из ведра полил.
   Тут мать в отчаяньи вскричала,
   Прося,чтоб гром ее убил.
Мне было страшно ее видеть
В том состоянии лишь раз.
Казалось,будто чем обидеть
Ее мог кто-нибудь из нас.
   И мы,промокшие до нитки,
   Вернулись в темный свой барак.
   Отец сидел,как снятый с пытки-
   Не реагировал никак.
Как брат Иван сбежал из ссылки,
Устинья Петю родила
И,взяв его,собрав пожитки
Уйти решила,как могла.
   Но мать с отцом ей предложили
   Взять Раю с Надей в помощь ей
   В дороге дальней-все чужие,
   А вместе будет веселей.
Тогда я первый раз увидел
Как тихо плакал наш отец.
За что его и нас обидел
Всемилостивый бог-творец?!
   Они добрались до болота
   И, уж казалось,им теперь
   Для них представилась свобода
   И в дом родной открыта дверь.
Когда стемнело на болоте,
Едва костер могли развесть,
Как вдруг,уставшая в полете
Решила утка рядом сесть
   Она опомнилась,наверно,
   Три раза крякнула и в миг
   Взлетела прочь.Известье,верно -
   Решили беглецы - для них.
С тревогой мы их вспоминали-
Отец и мать,и с ними я.
Жаль было видеть,как страдали
За мамой Таня и Илья.
   Прошло так полторы недели,
   В природе стало холодней.
   Как вдруг,гляжу,шагает еле
   Устинья с Петей,сестры с ней!
     .......
Казалось,с плеч гора свалилась:
Теперь мы вместе собрались,
В нужде согласно примирились
И как-то обновилась жизнь.
   С отцом поехал я на Комбарс*    *Комбарс-таежная речка в кедровом бору.На ней                                              
   Орех кедровый собирать.             стоит заимка старобрядца по имени Регул.У него      
   Потом назначили в обоз нас          мы с отцом жили полторы недели,помогали
   Товар на базу доставлять.             копать картофель,а он предоставил нам полбочки
В то время брат Иван вернулся         меда.                                               
С побега,полный свежих сил.
Буквально в речке окунулся
Как в сказке вышел,стал красив!
   Тогда-то перед Новым годом,
   Чего не ждали мы никак,
   К бараку подошли подводы
   И впереди сосед Черняк.
С ним зять наш Гуртовой приехал
И Михаил с ним груз привез.
На двух санях,и без помехи
Перенесли большой мороз.
   Была мука,зерно и сало,
   Колбасы,булки,сухари...
   Сперва мы ели до отвала,
   Так,что бурчало всен внутри.
Потом мать завела порядок,
Готовила на всех еду.
К пайку давала всем додаток
И подавала на виду.
   
   


                  Наш отец, Гордиенко Андрей Маркович(1882-1939)
         Фото с рисунка,который я(т.е.ГордиенкоФ.А.) сделал в марте 1939 года


                 Мать,Прасковья Михайловна (Ещенко)  -(1878-1953)
                        Рисунок с фото,сделанного до замужества        


 
 
 
       3.Мираж возвращения и вторая ссылка
Отец с надеждой в перемену
Нас четырех* послал домой.         *-Михаила,Федора,Раису и Надю
Когда вернулись мы в деревню,
То оказался двор пустой.
   И Настя с бабушкой Христиной
   Встречали нас обильем слез.
   Весь инвентарь со всей скотиной
   Конфисковал чужой колхоз.
А земляки спешить не стали
И за уклад держались свой.
В Москву ходатайство послали -
Из ссылки нас вернуть домой.
   Но сделать это отступленье
   Уже Калинин сам не мог
   Не знал народ,что в преступленьи
   Был главным Сталин-царь и бог.
Над бурьянами тучи ходят
И дождь впустую моросит...
"Кто саботажем хороводит?"...
Власть новой ссылкою грозит.
   И вдруг гроза вначале мая,
   Когда ждала колхозы новь,-
   Милиция,как бы играя,
   Гнала людей на ссылку вновь.
Да,Тютчеву о том не снилось,
Что сочинение его
С восторга в скорбь переродилось
От боли сердца моего.
   Прости мне,тезка,я,конечно,
   Люблю еще зеленый шум.
   Ты,как Некрасов,будешь вечно
   В моем владеньи светлых дум.
Но я скажу здесь ради Феба,
Что кадры сталинских облав
Нам не давали глянуть в небо,
Губили наш крестьянский нрав.
   И бабушку арестовали,
   И нас свезли на ссыльный стан.
   По Иртышу на Обь загнали,
   В тайгу на речку Васюган.
И бабушка не стала верить
В людское счастье на земле.
Не суждено ей сына встретить
В глухой таежной стороне.
   Последний раз она заплачет.
   Как с баржи мы ее вели:
   "Я вже сыночка не побачу
   На цему свити на земли.
Мени прыснылося в цю ничку,
Неначе з зятем Гришей вдвох
Сундук несли мы через ричку-
Цэ я умру вид боли...ох!..."
   Так бабушка свою кончину
   По сну в день солнца предрекла.*   *-в воскресенье,30 июня 1931г.в полдень
   На низком берегу могилу                  тихо умерла бабушка,Христина Григорьевна
   Хранит лишь Васюган-река               Гордиенко(по отцу-Бобринская).Могила
Нам стало сиротливо-горько,               без гроба с подстилкой из бересты и
Куда теперь податься нам?                  настилом из бревен.Род.в 1848г.(83г.).
Нас повезли рекой Нюролька
И в лагерь высадили там.
   Мы с братом делали крючки,
   Удилища и лески.
   Хоть мы в рыбалке новички,
   Но в деле были дерзки
Хибарку сделав из жердей,
В себя наивно верили
И рисовали лошадей
Советской кавалерии.
   Свои произведения
   Творили с увлечением
   И это упоение
   Нам было облегчением.
Брат Михаил достиг тех лет,
Что должен был работать.
Ему для нас давали хлеб-
Ешь и не бойся "лопнуть"
   Раз вижу сон,как Рая,Надя
   Надели бабины пимы.*             * пимы-валенки по-сибирски
   Во сне их бил,ругал с досады,
   Что можем заболеть и мы.
Проснувшись,слышу охи жутки,
То Рая с Надей плачут так,
Что сильно их болят желудки,
И чтобы съесть им натощак.
   я на речку поспешил,
   Поймал на завтрак чебаков,
   В воде без соли их сварил,
   Без хлеба съели весь улов!
Здесь роль большая ремесла-
Их рыба пресная спасла.
Им натурально повезло-
Дезинтерию пронесло!
 
                   4.Дорога к родным.
 
   Июль и авсгуст голодали
   На мизерных пайках одних.
   Мы коменданту предлагали
   Нас переправить до родных
Но нет дорог в тайге дремучей,
Путь сообщения - река.
И комендант решил,как лучше-
Отправил нас до Каргаска.
   От Каргаска до Парабели
   Нас пароход "Карл Маркс" привез.
   Мы в Томск в детдом не захотели,
   Сойти на берег нам пришлось.
До Пудино от Парабели
500 верст надо плыть рекой.
А как добраться нам до цели,
У нас нет лодки никакой.
   На берегу искали место,
   Где ночь могли бы скоротать.
   И случай,как всегда,чудесно
   Помог проблему развязать.
Там у костра киржак* богатый         * Кунгурцев жил на своей заимке у речки Корча
Ладью тащить нам предложил.          в еловом лесу.В 1930 г. переселился в тайгу с
Кормить нас будет саламатой            зятем подальше от мирских людей.Они были
До места,где в тайге он жил.            староверы.
   Я,между тем,ему признался,
   Что он мне хорошо знаком,
   Как в Рогалево появлялся
   На вороном коне верхом.
На миг он словно бы смутился
Потом,как будто ни причем,
Нам предложил к костру садиться
И чай попить дал с калачом.
   А утром рано сел он в лодку
   И нам велел взять бичеву.
   А зять его был очень ходкий,
   Что мы с трудом шли вслед ему.
К концу пути мы отощали.
Тут сам он с зятем уволок
Ладью с мукою и вещами
В один впадающий приток.
   А мы на берегу остались
   Где был причал и две избы.
   Без провианта оказались 
   И в лес ходили по грибы.
И все же мы не унывали,
Резцом владея и ножом.
Жильцам мы ложки продавали
И хлеб для нас был платежом.           






Без заголовка

Привет однофамильцам  я  сам из Украины жыву в Чикаго  может есть родственники пишите мои корни по линии Гордиенко из Черкас

Разрешите представиться

Добрый день, однофамильцы. :)
Как оказывается Вас много и как раскиданы Вы по всему свету. Я представитель ветки Гордиенко, проистекающей от Гордиенко Никиты Ивановича, рожденного в Лютинском районе Киевской области. В 1916 году он вместе с семьей был репрессирован и переселен в Архангельскую область. С тех пор представители моей семьи проживают в России. К сожалению из моего поколения (среди моих двоюродных сестер и братьев) только я осталась носителем фамилии Гордиенко. Даже мой ребенок носит фамилию мужа. Но пока я ощущаю себя Гордиенко - я менять фамилию не собираюсь, даже живя в России и помня о трениях, возникших между Россией и Украиной в последние годы. Пишите все, кому интересно общаться - постораюсь ответить по мере появления (на работе) свободного времени ;) Всего Вам хорошего, Мария.

настроение: Спокойное

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу