Все игры
Запись

Динара Асанова - Пацаны (1983), Никудышная (1980)



_____________________________________________________________________________



Динара Кулдашевна Асанова (1942 - 1985) - советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Автор фильмов о молодёжи: "проблемных" детях и подростках, адресованных широкому кругу зрителей. Исповедовала импровизационную, безыскусную манеру, сближавшую игровое кино с документальным.
За кинофильм "Пацаны" удостоена Государственной премии СССР. Премией Ленинского комсомола - за фильм "Ключ без права передачи". Картина Асановой "Милый, дорогой, любимый, единственный..." участвовала в конкурсе "Особый взгляд" МКФ в Каннах в 1985 году.
Динара Асанова открыла кинематографу Елену Цыплакову, Ольгу Машную, Марину Левтову, Валерия Приемыхова. Ее метод работы с актером нельзя было повторить. Она выбирала людей с внутренним надломом, и как режиссер-документалист вытаскивала наружу эту боль. Ее отношения с юными актерами и актрисами не заканчивались на съемочной площадке.




24 октября 1942 года в Киргизии, во Фрунзе, родилась Динара Асанова, выдающийся советский кинорежиссёр. Одна из именитых выпускниц уже теперь легендарной мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, Асанова оставила значительный след в отечественном кинематографе, след, который незаслуженно стирается в последние годы.
Кинодраматург Юрий Клепиков как-то рассказывал об одном случае, произошедшем при обсуждении будущего фильма по его сценарию, который должна была снимать Динара Асанова: "Считая себя и старше, и опытнее, я почему-то взял себе привилегию не только высказываться, но и судить. Говорить не только предположительно, но и безапелляционно. Динара отвечала мне своим знаменитым, непроницаемым молчанием. Сигарета дрожала в её руке. Молчание этой хрупкой, вечно будто зябнущей женщины поначалу казалось мне самолюбивым упрямством. Я вскакивал, размахивал руками, не жалел голоса. Позже я понял - молчание моего режиссёра не было упрямством, не было отказом от диалога, а было психологически сложным его продолжением. Сигарета в дрожащей руке Динары напоминает мне, что в споре совсем не обязательно прав тот, кто громче говорит, и что в искусстве старше и опытнее не тот, кто раньше поседел".

Молчание - не только характерная черта кинорежиссёра Асановой, но и лейтмотив, проходящий через всё её творчество. В её фильмах говорят не так много, а праздной болтовни в кадре нет и вовсе. Каждый эпизод её картин наполнен смыслом и глубиной. Но это не напыщенная и надуманная глубина, иногда свойственная для фильмов, которые принято причислять к арт-хаусу. Это глубина настоящего момента реальности, самого обыденного момента жизни за окном, глубина обычной неосторожной фразы.

В её фильме "Пацаны" есть эпизод, когда начальник спортивно-трудового лагеря для "проблемных" детей в исполнении Валерия Приёмыхова на лодке доставляет родителей одного из ребят на островок, на котором тот поселился.
— ...И сколько вы намерены их тут держать? - спрашивает мать.
— А мы здесь никого не держим. Вы своего можете забрать хоть сейчас, - отвечает Пиёмыхов.
— Вот ещё. У нас отпуск, между прочим.
— ...У вас отпуск? Ну вот возьмите его и воспитывайте.
— Да не будет этого!

Из подобных простых диалогов, до краёв наполненных драматизмом обыденности, и состоят фильмы Динары Асановой. Трагичной была и фигура её самой. Режиссёр глубоко ощущала скоротечность жизни, не раз повторяла, что долго не проживёт. Её мать рассказывала, что Динара отводила себе максимум 45 лет. Асанова словно чувствовала, что ей нужно спешить, что нужно ещё о многом рассказать зрителю. "У меня нет времени говорить неправду", - это её фраза. Часто повторяла Асанова и слова японского писателя Кэнко-хоси из "Записок от скуки": "Не держи двух стрел! Понадеявшись на вторую стрелу, ты беспечно отнесёшься к первой. Всякий раз считай, что другого выхода у тебя нет, и попасть ты должен этой единственной стрелой".

Именно поэтому трудно назвать какую-то картину из её фильмографии более слабой, а какую-то более сильной. Все они хороши и по-своему, и как части единого целого, той самой стрелы. "Не болит голова у дятла", "Пацаны", "Беда", "Ключ без права передачи", "Жена ушла", другие её фильмы - все они неразделимы и лишь по-разному говорят о самом главном. Без прикрас, но с нежностью и с надеждой.


______________________________________________________________________________



"Пацаны" - советская драма 1983 года режиссёра Динары Асановой по сценарию Юрия Клепикова. Впервые был показан на Московском международном кинофестивале в июле 1983 года. В широкий прокат картина вышла 5 ноября 1983 года.

В апреле 1984 года фильм занял второе место в списке "лучших фильмов 1983 года" по мнению читателей журнала "Советский экран", уступив первое место картине "Вокзал для двоих". Помимо этого актёр Валерий Приёмыхов был назван в числе "лучших актёров года". В мае 1984 года получил первый приз по разделу фильмов для детей и юношества на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве. Летом 1984 года получил приз жюри на XIX Всесоюзной неделе фильмов для детей в Алма-Ате. 11 сентября 1984 года режиссёр Динара Асанова и драматург Юрий Клепиков были удостоены премии имени Ф. Э. Дзержинского. В сентябре 1984 года фильм получил премию, а актёр Приёмыхов - награду за лучшее исполнение мужской роли на Международном кинофестивале молодых кинематографистов социальных стран в Кошалине (Польша).

По жанру фильм "Пацаны" - социальная драма, соединившая в себе художественное и документальное кино. Документальные вставки в фильме - интервью журналиста В. Коновалова с реальным молодым человеком Александром Фёдоровым, рассказывающим, как он попал в колонию для несовершеннолетних, как решил изменить свою жизнь, но снова сорвался и попал в тюрьму, как дал себе клятву не повторять ошибки. Да и сам ленинградский журналист, телеведущий, автор цикла телевизионных программ о трудных подростках, Коновалов, ведя беседы с реальными ребятами и вымышленными персонажами, честен и не наигран. Интервью в начале фильма документальны, они камертон всего происходящего в дальнейшем.




Страна: СССР
Жанр: драма
Режиссёр: Динара Асанова
Автор сценария: Юрий Клепиков
В ролях: Валерий Приёмыхов, Андрей Зыков, Сергей Наумов, Евгений Никитин, Олег Хорев, Александр Совков, Ольга Машная, Александр Харашкевич, Алексей Полуян, Виктор Михеев, Юлиан Груздев, Владимир Гусев, Владислав Коновалов
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Виктор Кисин, Виталий Черницкий
Кинокомпания: Киностудия "Ленфильм"


Бывший боксёр, подающий в своё время большие надежды спортсмен, Павел Антонов, уйдя из спорта собрал в летнем трудовом лагере подростков, совершивших правонарушения. Павел не имеет педагогического образования, но сумел найти "ключ" к трудным подросткам, в большинстве своём растущих в неблагополучных семьях. Для Антонова главное - честность и справедливость, умение держать слово и выполнять поставленные задачи. Основные события фильма происходят в лагере, расположенном в лесу, возле реки, недалеко от станции, где ребята в дневное время работают. В лагере чёткий порядок: днём работа или дежурство в лагере, вечером ужин, с обязательными ритуалами: ребята должны сами себе ответить на вопрос, что полезного они сделали за день, и поздравление с днём рождения именинников, а также танцы. Паша Антонов привозит с собой в лагерь Вову Киреева, мальчишку, которого он забрал прямо из зала суда. Двух отпетых хулиганов - Зайцева и Рублёва, с целью исправления, отправляет пожить и поработать отдельно от остальных ребят. Как и в пионерском лагере, в трудовом лагере есть родительский день, который подростки ждут с нетерпением, готовятся показать родителям свои творческие и спортивные таланты. Но не всё гладко в этот день, многие взрослые приезжают к своим детям, прихватив с собой алкоголь, а кто-то вообще забывает о существовании детей. К Вове Кирееву приезжает его сестра Марго, которую подросток нежно по-братски любит.

В один день ребята требуют танцы, Паша заходит в палатку за ракетницей, которой он даёт сигнал к развлечению, и не находит её. Выясняется, что ракетницу мог взять Киреев, решивший убить отца, обидевшего Марго. В едином порыве все подростки бегут на станцию, чтобы не допустить убийство и спасти Вовку от тюрьмы. Бегут все, даже отъявленные хулиганы и маленькие правонарушители. Фильм заканчивается на этом эпизоде, давая возможность зрителю представить продолжение событий.




___________________________________________________________________________



"Никудышная" - советский художественный телевизионный цветной фильм, снятый режиссёром Динарой Асановой на киностудии "Ленфильм" в 1980 году. Сценарий написал Валерий Приемыхов.
В центре сюжета картины - девочка-подросток с неуравновешенной психикой, которая не может найти взаимопонимание с окружающими.




Страна: СССР
Жанр: драма, социальная драма
Режиссер: Динара Асанова
В ролях: Ольга Машная, Михаил Глузский, Анвар Асанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Николай Лавров, Тамара Смыслова, Галина Сабурова, Мария Виноградова, Валерий Матвеев, Ирина Бразговка, Александр Демьяненко, Марина Крутикова, Любовь Тищенко, Елена Цыплакова
Оператор: Николай Покопцев
Композитор: Виктор Кисин


Трудный подросток Аня не может найти взаимопонимания с окружающими отчасти из-за своего заикания, отчасти из-за невнимания близких, занятых собственными проблемами. Спасаясь от ее агрессии, Аню отправляют в деревню, к родне отчима.

Там она встречает пожилого человека, инвалида войны, который принимает живое участие в судьбе девочки. Постепенно одинокие люди проникаются друг к другу симпатией, что способствует нравственному перерождению Ани. Дед, которого за глаза называли ведьмаком, сумел раскрыть в девочке доброе начало, заронить в ее душу семя любви к окружающему миру. И хотя для многих она так и осталась "трудным" подростком, но сама приобрела внутреннюю силу и независимость.




____________________________________________________________________________


Я вновь повстречался с Надеждой - приятная встреча.
Она проживает всё там же - то я был далече.
Всё то же на ней из поплина счастливое платье,
всё так же горящ её взор, устремлённый в века...
Ты наша сестра, мы твои непутёвые братья,
и трудно поверить, что жизнь коротка.

А разве ты нам обещала чертоги златые?
Мы сами себе их рисуем, пока молодые,
мы сами себе сочиняем и песни и судьбы,
и горе тому, кто одёрнет не вовремя нас...
Ты наша сестра, мы твои торопливые судьи,
нам выпало счастье, да скрылось из глаз.

Когда бы любовь и надежду связать воедино,
какая бы (трудно поверить) возникла картина!
Какие бы нас миновали напрасные муки,
и только прекрасные муки глядели б с чела...
Ты наша сестра. Что ж так долго мы были в разлуке?
Нас юность сводила, да старость свела.


Булат Окуджава.


___________________________________________________________________________



Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.