Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка

Про Ярегу в газете
"...администрация города предложила погорельцам (пострадавшего после взрыва дома по Севастопольской) комнатушки площадью девять метров в общежитии поселка Ярега. От такого варианта жильцы отказались. По их словам, проживать там, особенно с детьми, опасно. Соседство с алкоголиками, бомжами и наркоманами вызвало настоящий ужас." http://progoroduhta.ru/news...

Метки: ярега, общество

отмена встречи выпускников в школе

Кто в курсе: почему отменили проведение встреч выпускников в здании школы? что за карантин?

Метки: Школа

112-й маршрут

Кого заботит проблема переполненности автобусов 112-го маршрута в "часы пик" сообщаю, что в начале года я обращался к Администрации Ухты по этому поводу.
Предложение мое было такое: «Хорошо бы поднять цены на проезд в автобусах пригородных маршрутов для пассажиров едущих по городу. Например, до Шуда-Яга автобусы, следующие до Яреги, едут переполненными, а люди, едущие на Ярегу, не могут влезть. Страдают и владельцы 5-го маршрута из-за нехватки клиентов.»

Ответ Администрации:
«...Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МОГО «Ухта», устанавливаются приказами Службы Республики Коми по тарифам. В настоящее время приказом Службы РК по тарифам №109/13 от 109.12.2012г. на территории МОГО «Ухта» с 01.01.20103г. установлена стоимость одной поездки в автобусах городского сообщения 16 руб., тариф на перевозку пассажиров и багажа в автобусах пригородного сообщения установлен 2,19 руб. за 1 км пробега. Администрация МОГО «Ухта» неоднократно указывала перевозчикам внутримуниципального автобусного маршрута городского сообщения №5 «Автовокзал-Шудаяг» на нерегулярное обслуживание маршрута, на частые срывы рейсов, а так же на имеющиеся случаи полного отсутствия обслуживания маршрута в летний период. Нерегулярное обслуживание маршрута №5 перевозчиками привело к тому, что население пгт. Шудаяг не надеясь на перевозчиков маршрута, пользуется услугами автобусного маршрута пригородного сообщения №112 «Автовокзал-пгт.Ярега», обслуживание которого носит регулярный характер.»

В другом моем предложении содержался другой вариант решения проблемы:
«...Предлагаю обязать все транспортные компании обеспечить свое присутствие на всех городских маршрутах, а не только на самых выгодных или тех, что остались после более сильного конкурента. И чтобы все вместе автобусы разных компаний соблюдали на всех маршрутах один интервал движения, Например если в городе интервал 5 минут, то и на Югор тоже 5 минут (ну пусть 10) должно быть между автобусами, даже если всего один пассажир на остановке. Иначе Югор и другие пригороды нужно сделать отдельными населенными пунктами...»

Ответ был такой:
«...Регулярная перевозка пассажиров автобусами в Российской Федерации отнесена к лицензируемому виду предпринимательской деятельности. Выдачу лицензий осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. На основании выданных лицензий обслуживание внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутов МОГО «Ухта» производят предприятие пассажирского автотранспорта ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки», объединение индивидуальных предпринимателей ООО «Транспортная группа «Доверие» и отдельные индивидуальные предприниматели. В условия рыночных отношений, действующих в сфере общественного транспорта, и в соответствии с действующим законодательством, вопросы обслуживания населения общественным транспортом на территории Российской Федерации, решаются операторами рынка транспортных услуг на основе конкуренции и экономических результатов предпринимательской деятельности. То сеть, затраты перевозчика на производимую работу по перевозке пассажиров автобусами должны окупаться или в лучшем случае приносить прибыль. Порядком организации автобусных маршрутов, при решении вопроса целесообразности открытия и действия маршрута, предусматривается наличие устойчивого пассажиропотока по всей трассе маршрута. Перевозчик должен разрабатывать расписание движения автобусов на мааршруте и предоставлять необходимое количество автобусов для его обслуживания, в соответствии с существующим на маршруте пассажиропотоком...»

Метки: общественный транспорт

дорога Ухта-Ярега

Почему из года в год при ремонте автодороги Ухта-Ярега работы прекращаются на развилке и дальше в поселок дорожники не идут?
Их знак смущает? А ведь согласно еще советских норм и правил любая дорога между населенными пунктами начинается и заканчивается возле центрального почтового отделения. Следовательно на Яреге это отделение Почты России. А так получается что до развилки с города дорога все лучше и лучше, а после все хуже и хуже каждый год. Кстати, судя по интенсивности движения (205 автомобилей в час я намерял 24.06.2013 с 19 до 20 часов), автодорога Ухта-Ярега относится к III категории, у которой, согласно СНиП 2.05.02-85 ширина проезжей части должна быть 7 метров, ширина обочин 2.5 метра, ширина укрепленной обочины 0.5 метров, ширина земляного полотна 12 метров, радиус поворотов при расчетной скорости движения 100 км/ч должна составлять минимум 600 метров.

Метки: дороги

Разруха на Яреге

Кто знает почему пустуют два здания на Советской 12 и Октябрьской 41? Вроде не аварийные, но уже стекла побиты. И что все таки решили с домом №3 по улице Строительной? Наши власти не слышали разве про "Теорию разбитого окна"?

Метки: Разруха

новые объекты на Яреге

Все видели проект нового генплана Ухты? На Яреге планируется в частности следующее: 3.1.2 Предложения по функциональному зонированию территории Проектом предлагается уплотнение существующей среднеэтажной и малоэтажной застройки за счет сноса ветхого и аварийного жилья и строительства новых многоквартирных домов. Предлагается уменьшение кварталов малоэтажной застройки в границах улиц Шахтинская, Октябрьская и Первомайская со стороны улицы Шахтинская на западе и на юге в связи с санитарно-защитными зонами от территории фермы и производственной территории. Существующую индивидуальную застройку по улице Дальняя предлагается ликвидировать, новые кварталы индивидуальной жилой застройки предлагается разместить в северной части поселка. Общественно-деловые зоны размещены в жилых кварталах и вдоль южной стороны улицы Октябрьская. Развитие общественных зон предлагается в северо-западной части жилой застройки и на пересечении улиц Октябрьская и Мира. Генеральным планом запланирована структурная реорганизация существующих производственных и коммунально-складских территорий, обеспечивающая соблюдение нормативных размеров санитарно-защитных зон от расположенных на них объектов. Проектируемая зона транспортной инфраструктуры под гаражи размещена в северной части улицы Строителей. На территории поселка Ярега предусматривается благоустройство общественного центра и размещение сквера рядом с санаторием по улице Нефтяников. ...
3.1.3 Предложения по размещению объектов местного значения. Планируемые объекты федерального, регионального значения. В поселке Ярега размещение объектов местного значения предлагается в центральной части застроенной территории. На пересечении улицы Мира и улицы Октябрьская размещен дом культуры на 150 мест, библиотека на 23 600 единиц, детская библиотека и детская игровая площадка. В северной части улицы Лермонтова предлагается разместить внешкольное учреждение на 480 мест и спортивный зал 1200 кв. м площади пола. Рядом с открытым стадионом севернее действующего дома культуры размещен плавательный бассейн на 800 кв. м зеркала воды.
Источник: http://sovetuhta.com/files/...
В связи с этим хочется услышать мнение жителей: нужны ли нам еще две библиотеки?

Метки: строительство

памятник героям Великой Отечественной войны

вопрос ко всем: памятник героям Великой Отечественной войны стоит теперь без звезды - это окончательный вариант или есть идеи?

Метки: Памятник

Благоустройство поселка

Для тех, кто хотел бы жить в благоустроенном поселке, кому не безразлична среда проживания своя и своих детей в качестве размышления предлагаю ознакомиться с моей схемой и расчетом стоимости благоустройства. Для этого я решил начать с нашего поселка, поскольку здесь важно: чем больше информации, тем больше точность расчетов.
Все знают, что автостоянок в поселке всего три возле новых домов. Остальные автовладельцы вынуждены каждую весну и осень выбирать места посуше или за свой счет заказывать кто щебень, а кто просто опилки, чтобы засыпать лужи. От грязи страдают не только автовладельцы, но и пешеходы, т.к. грязь с дорог переходит и на тротуары, которых, откровенно говоря, в поселке не хватает, с детской коляской проехать практически нигде невозможно нормально. А про дороги и так все знают.
Вот и решил я из чисто профессионального интереса построить схему благоустройства поселка:
http://maps.yandex.ru/?um=h...
(автостоянки показаны условно).
Учел не только улицы, но и тротуары, дворовые проезды, стоянки для личного автотранспорта у каждого дома с двумя заездами, парковки у магазинов, площади, а также тротуары во всех дворах, пешеходные дорожки (все тропинки предусматривается заложить тротуарной плиткой), все естественно с бордюрами, детские площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула собак, не забыл про объездную дорогу и беговую дорожку на стадионе.
Затем, как мог, посчитал стоимость воплощения всего этого исходя из расценок (правда прошлогодних: стоимость одно квадратного метра асфальта 1250 рублей) одной московской фирмы (других не нашел).
Стоимость благоустройства составила 397 млн. 584 тыс. 91 рубль. В эту сумму входит и стоимость снятия старого покрытия (кому интересно: могу предоставить свой расчет).
Сумма не малая. Но это на первый взгляд. Для наглядности ее можно сравнить с теми налогами, которые мы платим в казну: при средней зарплате по Коми Республике в 30 тысяч рублей и с учетом того, что ставка налога составляет 26% и количестве (по данным общероссийской статистики) трудоспособных людей в поселке 3485 человек налоги за год должны составлять 326 млн. 196 тыс. рублей. Я конечно не налоговый работник. Пусть специалисты меня поправят, если я ошибаюсь.
Получается, что годовая сумма налогов сопоставима со стоимостью благоустройства всего поселка. Это при том, что эта сумма нужна не разом, а с разбивкой на несколько лет, потому что в один сезон такой объем работ выполнять нельзя, иначе поселок превратится в одну сплошную строительную площадку. Да и срок службы всех покрытий и сооружений не один год.
Получается: деньги у государства должны быть. Но это при условии, что налоги платятся в полном объеме, а это далеко не так. Знаем мы также, что деньги местным властям приходится выбивать в Центре, который если и выделяет что то, то только крохи.
В любом случае, даже если благоустройство будет осуществлено, будут иметь место периодические траты на ремонт построенного: ничто не вечно. Асфальтовое покрытие периодически требуется капитально ремонтировать, а также оно требует ежегодных затрат на ямочный ремонт. В нашем случае они составят 102 млн. 224 тыс. 733 рубля.
На капитальный ремонт всех дорог каждые 5 лет (таков средний срок службы покрытий дорог в России) потребуется просить еще 311 млн. 660 тыс. 771 рубль.
Как вы думаете: реально ли что кто-то подобные суммы может выделить поселку?
Думаю что нет. А вы как считаете? Прошу предлагать варианты решения.
Все это я пишу для того, чтобы развеять иллюзии у одних и, одновременно вселить веру в свои силы у других, ну и конечно для поселковых властей (неважно на Яреге мы живем или завтра окажемся в другом населенном пункте). Да и, честно говоря, хочется прочитать отклики на это жителей и специалистов в разных областях. А может прав был Глазычев В.Л., что национальная идея, которую все ищут и которая может объединить и «правых» и «левых», в том и состоит, чтобы прибраться в стране (убрать «помойку» с улиц). Ведь что делает хорошая хозяйка, когда не ладятся дела в доме: моет полы или делает генеральную уборку. А ведь только наличие бордюров сократило бы количество грязи в поселке на порядок. Также уверен, что владельцам дорогих авто не доставляет удовольствие по пол года ездить на грязных машинах.
P.S.: в моих планах еще посчитать стоимость замены контейнеров для сбора мусора на пластиковые с крышками, устройства организованных водостоков на всех домах со скатной кровлей, установки фонарей, отвечающих требованиям городского дизайна, а также ограждений дворовых территорий. Хочу еще продумать как улицу Советскую сделать пешеходной. Но это пока мечты.
P.P.S.: профессионалов-практиков прошу сильно не смеяться над моими выкладками.

Метки: благоустройство

оцените ролик


Кабельное ТВ

Внимание! В сети кабельного ТВ п.Ярега добавились 7 HD каналов. Параметры настройки: частоты 458Мгц, 466Мгц, скорость потока 6931 MS/s, Модуляция 256 QAM. Настройте Ваши телеприемн

С Новым Годом!!!

Поздравляю всех с Новым Годом !Желаю счастья, здоровья ,успехов, море удачи и дачу у моря!!!

Всех с праздниками! Салюты на Яреге

Салюты на Яреге бодут в1 ч за клубом(?) и в1час 30мин у КПП 1ого 2013года

web-камеры Яреги-yarega.tv/cam

Посмотреть на Ярегу через 4 камеры в реальном времени на -yarega.tv/cam

25 11 2012г Яреге 80 лет

25 11 2012г Яреге 80 лет

настроение: Благодарное

ролик Ярега


победители!

1 место Наталья Шмидт 2 место Ирина Солодкова 3 место Дмитрий Денисов Призы будут вручаться на ближайшем концерте в Д.К.Предворительно все будут оповещены.Быть всем обязательно.

web-камеры Яреги

Aдрес: http://95.52.229.152/
Логин: operator
Пароль: operator

Для отображения видео на экране необходимо установить свежую версию Java (можно скачать с официального сайта http://www.java.com/ru/down...)

Метки: web-камеры Яреги

Без заголовка

пока в конкурсе фото  на 1 месте-Наталья на 2 -Денисов на 3 месте Наталья Антонова

www.yarega.tv

 создается новый сайт заходите и активно участвуйте -www.yarega.tv

Без заголовка

Меня интерисует как работаю камеры просмотра Яреги?
 адрес набрав в поисковике-
orikamikadze.mine.nu
log-operator
pass-operator

о поселке Ярега





Посёлок Ярега известен благодаря
тяжёлой нефти. 21 АВ 1929 началось освоение территории бассейна Чибью.
Здесь высадился этап заключённых, основавший лагпункт УСЕВЛОНа под
названием "База Ухтинской экспедиции ОГПУ". Среди 126 заключённых
были политические, уголовники, несколько горных инженеров,
инженер-геолог, инженер-технолог. Экспедиция положила начало новому
этапу освоения богатств Ухтинского района. К н.1931 в Ухтинской
экспедиции было уже 800 человек. В ИЛ 1931 экспедиция была
реорганизована в Ухто-Печорский ИТЛ. К этому времени в нём было уже 1982
заключённых.


В 1932 в междуречье
Яреги и Доманика скважина № 57 дала насыщенный нефтью песчаник, а скважина № 62
- 2 т густой нефти. В 1934 была завершена работа над проектом первой в СССР
нефтяной шахты. По постановлению СНК СССР от 8 АВ 1936 началась
закладка шахты для разработки Ярегского месторождения тяжёлой нефти.
Разработка этого уникального нефтяного месторождения должна была вестись силами
заключённых Ухтпечлага. В 1937 когда в Ухтпечлаге было уже 58
тыс.заключённых, в его составе было выделено 3-е лаготделение - нефтяное, с
центром в Чибью, куда входил и Яренский нефтепромысел № 31. На 3-м
нефтепромысле был создан отдельный лагерный пункт - ОЛП-4 с 2579 заключёнными.
В 1937-1938 в ходе разделения Ухтпечлага был организован Ухтижемлаг. Населённые
пункты получили наименования Ярега, Нижний Доманик и Первомайский. В 1939
начальником ОЛПа был младший лейтенант госбезопасности Векслер П.М., в 1940-1941
- старший лейтенант госбезопасности Спаринский А.Я. В годы войны
начальником ОЛПа и Нефтешахтстроя стал майор госбезопасности Оконов О.М.


В 1939 здесь имелось несколько
нефтедобывающих колонн, строительная колонна, автотранспортная колонна, колонна
горняков-шахтостроителей, механическая группа, электрогруппа, конюшни гужевого
транспорта. Непосредственно на ОЛПе-4, кроме производственных помещений,
имелись телефонная станция, радиоузел, санчасть, магазин, столовая и клуб для вольнонаёмных.
В качестве жилья использовались палатки и бараки. В 1941 в лагере имелось 32
барака (по 200 человек в каждом) и т.н. режимный барак, были построены
бетонитовый и кирпичный заводы, имелась своя электроподстанция.


Сам посёлок вольнонаёмных
состоял из 7 небольших домов-общежитий. Благоустройством посёлка занимались
сами. Дров не хватало, поэтому были организованы самозаготовки для отопления
бараков. Остро ощущалась нехватка чистой воды, электроэнергии, многих
строительных материалов, поэтому на ОЛПе был введён режим строгой экономии,
обязательный как для вольнонаёмных, так и для заключённых. Для заключённых были
установлены нормы выдачи хлеба в соответствии с процентом выработки. Талоны на
питание делились на 1-й котёл, 2-й котёл, талоны для слабкоманды. Тот, кто был
ослаблен и не мог выработать норму, питался очень скудно, не мог восстановить
силы и погибал. По нормам выдавался и сахар. Все остальные продукты выдавались
заключённым в столовой в виде завтрака, обеда и ужина. Продукты можно было
получать и посылками из дома. Но уголовники добиралась до посылок раньше
хозяев. Для стимулирования труда заключённых устанавливался стахановский
паёк за наличный расчёт. Для вольнонаёмных работала столовая. Они могли
покупать продукты в магазине. Но посёлок находился в глухой тайге, многих
продуктов не подвозили.


Жилищные условия были плохими.
Утепленными были 23 барака, оштукатуренными - 15. Некоторые бараки содержались
в антисанитарном состоянии, кишели клопами. Правда, санитарная служба пыталась
с этим бороться. Старались следить за чистотой и соблюдением санитарных норм на
кухне. Боясь эпидемий, всему лагнаселению делали прививки (в основном от
брюшного тифа и паратифа). За отказ от прививок полагался арест на 3 суток.
Больных, ослабленных и обмороженных нужно было лечить. Для этого стационар был
расширен до 36 коек, а для срочной госпитализации в приемном покое было
выделено 3 койки. Для соблюдения гигиены был составлен график посещения бани.
При этом для экономии воды в баню не пропускали тех, кто пользовался душевой шахткомбината.
Была и прачечная, но она работала плохо: бельё только прополаскивалось в воде
без кипячения и глажения. Некоторые заключённые продолжительное время не
посещали баню и не меняли белье, за что были наказаны начальник санчасти и
работник прачечной.


Одежда заключённых была
плохонькая. Некоторым доставались телогрейки и штаны 2 и 3 сроков службы. Плохо
обстояло дело и с обувью. Даже ношенные валенки и сапоги ценились очень высоко,
поскольку большинство заключённых были вынуждены обходиться самодельной обувью.

По ОЛПу был установлен 10-часовой рабочий день, причём даже
административно-технический и контрольно-счётный персонал из заключённых в
летнее время 7 часов работали в канцапярии и 3 часа на производстве (на
планировке площадки и устройстве дорог шахтного поля). В МЙ 1941 рабочий день
заключённых, работавших на поверхности, был удлинён на 1 час для производства
очистки строительных площадок и лагпункта от мусора и нечистот.


Работа была тяжёлая. Отношение
к ней среди заключённых было разным. Кто-то (чаще это были уголовники)
отказывался выходить на работу, в рабочее время играл в карты, кто-то был
уличён в членовредительстве, кто-то умудрялся напиться, учинял драки, не
подчинялся бригадирам. Заключённые, выполнявшие менее 60% производственной
нормы, приравнивались к отказчикам. Наказания были разными: арест на срок до 10
суток с выводом на работу или без, выговоры, перевод на общие работы,
постановка на вид с удержанием из премвознаграждения. В 1939 нарушителей было
не очень много, и на каждого составлялся отдельный приказ. Напр.: "за
продажу пайки хлеба, содержащегося в слабкоманде К. арестовать на 5 суток с
выводом на работу". Аргумент для определения наказания был такой - нарочно
хочет себя уморить, чтобы не работать на благо Родины.

Тяжёлая лагерная жизнь вела не только к смерти заключённых. Некоторые, теряя
здравомыслие, пытались бежать. Беглецов отлавливали, отличившихся при этом
награждали. Проводилась работа и по предупреждению побегов. Для этого
использовались агенты среди заключённых. Планировавших побег ждала режимная
зона или барак, а материал на них передавался в ОЧО (оперчекистский отдел) для
привлечения к уголовной ответственности.


Вольнонаемные получали
зарплату в зависимости от должности: от 200 (телефонистка и уборщица) до 2000
руб. (начальник промысла). Формально заключённые тоже получали зарплату. Но она
составляла всего лишь 20-50 руб., причём только начислялась, а не выдавалась на
руки. Премии тоже существенно различались: у вольнонаёмных - до 200 руб.,
у заключённых - до 50 руб.


Из премиальных вознаграждений
заключённых вычиталась стоимость сломанных деталей и инструментов, к примеру
стоимость замков аккумуляторной лампы - 5,5 руб., бура - 15 руб., крышки
бурмолотка и пробки - 3 руб., ремонта лампы -25 руб., очистки лампы -5 руб. и
т.д. А оборудование ломалось часто. Остаток составлял ничтожную сумму, на
которую, даже если бы она и выплачивалась, ничего существенного купить было
нельзя (напр., телогрейка стоила 34,65 руб., ботинки армейские - 43,85 руб., сапоги
бродовые - 200 руб.).


В 1939 Коми обком комсомола
принял решение о направлении на Ярегу 50 юношей и девушек. Воспоминания тех,
кто были первыми, свидетельствуют о том, что отбор среди молодёжи в коми сёлах
был очень строгий. По приезду на шахту молодёжь отправляли учиться, стараясь
дать не только элементарные профессиональные навыки, но и обучить основам наук
таких, как математика, физика, химия, геология. Занятия проводились ежедневно с
8 до 20 часов (5 часов теории и 4 часа практики). Обучавшихся делили на 2
группы: ученики, имеющие образование до 4-х классов, и те, кто имел
образование от 5-ти классов и выше.


Была ещё одна возможность
получить хорошую квалификацию. В Ухте с 1933 работал горно-нефтяной
техникум НКВД. Большая часть преподавателей была набрана из числа заключённых.
По воспоминаниям Семикина К.А., учившегося в техникуме в 1936-1940 "среди
студентов было несколько з/к". В ДК 1940 СМ Коми АССР для
подготовки квалифицированных специалистов из местного населения организовал в
Ухте школу фабрично-заводского обучения №3 для нефтяников. На нефтешахте
№1 был организован филиал школы, где готовили горняков, проходчиков, буровиков
как из вольнонаёмных, так и из заключённых.


Заключённые, прошедшие курс
обучения, по отбытии срока часто оставались работать на шахте, получая неплохую
зарплату. В первые годы работы Нефтешахтстроя квалифицированных
специалистов-вольнонаёмных не хватало, поэтому к работе привлекались
специалисты-заключённые. Заключённым доверялись даже важные руководящие посты -
от главного инженера по технике безопасности до коменданта лагеря.


В годы Великой Отечественной
войны ОЛП-4 продолжал рас и расширялся. К к.1941 вне зоны были построены 1
двухэтажный и 14 одноэтажных домов, 2 магазина, почта, столовая ФЗО, конюшня,
собачник, много производственных объектов. В зоне количество бараков
увеличилось до 40. Для обеспечения лагнаселения продовольствием на зиму был
создан лагпункт Синдор, где заготавливали сено, ягоды, грибы, выращивали
картофель. В связи с войной нормы питания заключённых уменьшились. Обед в
основном состоял из гороховой похлебки. Дополнительно за перевыполнение нормы
выдавалась пачка махорки. В 1943 были установлены нормы выдачи хлеба в
соответствии с нормой выработки: до 80% - 481, до 100% - 569, до 125% - 700,
свыше125% - 787 г в день. В 1944 нормы выдачи хлеба увеличились до 600 г
за выполнение плана на 80-90%, 800 г - 90-125%. Котловое довольствие выдавалось
по нормам 2-го основного котла. За нарушение трудовой дисциплины переводили на
1-й котёл. Существовал котёл отличников - для выполнявших план на 106-110%. При
перевыполнении плана на 180% заключённые получали премблюдо. В 1941 для
стимуляции труда буровиков, перевыполняющих план, был установлен стахановский
паёк. На бригаду из 20-25 человек приходилось: хлеба чёрного - 22 кг, хлеба
белого -11 кг, жиров - 4 кг, кондитерских изделий - 6 кг, сахара - 2,5 кг, махорки
- 22 пачки, папирос - 11 пачек.


Однако эти нормы зачастую не
соблюдались. Имелись случаи отказа в выдаче рабочим обеда и ужина,
разбазаривания продуктов (незаконный отпуск улучшенных обедов лицам, не имеющим
права на их получение, чаще всего уголовникам и начальникам из заключённых).
Виновные в этих нарушениях снимались с работы, арестовывались на трое суток.
Отмечены случаи, когда у вольнонаёмных рабочих за нарушение производственной
дисциплины изымались продовольственные и хлебные карточки, горячее блюдо, и
такие рабочие переводились на лагерное довольствие. Увеличилась
продолжительность рабочего дня для заключённых. В 1941 положение с одеждой
настолько ухудшилось, что было разрешено выписывать из дома личные вещи,
возвращать хозяевам изъятые ранее вещи, хранившиеся в кладовых. Зимой в целях
предупреждения обморожений был составлен следующий порядок вывода на работы: в
морозные дни запретить вывод при -35°С при отсутствии ветра, при -30°С при
умеренном ветре, при -20°С при сильном ветре. Невыход на наружные работы
компенсировали за счёт ближайших выходных или организовывали внутренние работы
в лагере. Физически ослабленные или имеющие обморожения на наружные работы не
выводились. От ослабленных, чей труд не м.б. использован на основном
производстве, избавлялись, переправляя на дальние командировки. В приказе № 506
от 18 ДК 1941  говорится: "Люди слабкоманды были направлены на
командировку Ыджид без уведомления хозчасти и без проверки вещевого довольствия
совершенно разутыми и в сожжённых бушлатах". И это в ДК 1941 Заведующий
УРСа за нарушение правил этапирования был арестован на двое суток с выводом на
работу.


Ухудшение положения
заключённых приводило к росту числа индивидуальных и групповых побегов. За
побеги и подготовку к ним наказывали арестом от 5 до 10 суток с выводом на
работу и последующим направлением в режимный барак командировки Ыджид. Имели
место случаи членовредительства и сожжения обуви, за что виновные наказывались
10 сутками ареста с выводом на работу с последующим переводом в штрафную зону
на 2 месяца.


В 1941 в приказах упоминается
применение к провинившимся заключённым следующих наказаний: привлечение к
уголовной ответственности (новый срок), водворение в штрафную зону сроком до 6
месяцев, лишение права получать посылки сроком до 3 месяцев, лишение права
переписки, помещение в изолятор, перевод в центральный штрафной пункт. В АВ
1941
завершилось строительство подконвойной зоны с изолятором и бараком
усиленного режима. Туда перевели злостных отказчиков и нарушителей режима.
Нарушителей трудовой дисциплины стало так много, что в приказах их помещали
списком от 18 человек и больше. В соответствии с указом Президиума ВС от 26
ИН 1940
чаще стали привлекаться к ответственности вольнонаёмные (за
опоздания, ранний уход с работы, невыполнение приказов начальства).


Бытовые условия вольнонаёмных
были не намного лучше, чем у заключённых. В 1941 проверяющий капитан
госбезопасности Здунис отметил: "Общежития в/н состава содержатся грязно,
рабочие и служащие, живущие в общежитиях, не соблюдают элементарных санитарных
правил, в столовой в/н состава грязно". Чистую питьевую воду вольнонаёмные
получали по талонам и за деньги. Стоило ведро очищенной воды 9 коп. В
общежитиях было много клопов, рабочие завшивели. Для борьбы со вшивостью
требовали организации санитарной обработки (3 раза в месяц) и поголовной
стрижки всех волосистых частей тела (это касалось и вольнонаёмных, и
заключённых). Для заключённых был установлен график "пропуска через
баню". Банные дни были обязательными для всех, мылись побригадно по графику.
Для заключённых отказ от бани грозил водворением в штрафную зону на 2 недели. В
1943 при КВЧ была создана санитарно-бытовая секция для проведения
систематической работы по санитарно-гигиенической профилактике.


С началом войны многие рабочие
были мобилизованы в РККА. Среди ушедших на фронт было немало
заключённых, освобождённых досрочно. Новые рабочие и инженерные кадры прибывали
по направлению НКВД. Возрастной ценз для устройства на работу по ряду профессий
был снижен до 16 лет при условии прохождения медосмотра и сдачи технического
экзамена. Для повышения трудовой квалификации проводились курсы, но, по
сравнению с довоенным временем, сроки обучения сокращались. Преподавали на
курсах и вольнонаёмные, и заключённые, но вольнонаёмных преподавателей стало больше.
Обучались вольнонаёмные и заключённые раздельно. В годы войны, как и прежде,
контакты м.ними разрешались только во время работы. За связь с заключёнными вне
работы вольнонаёмных сурово наказывали.


По-прежнему поощрялось
трудовое соревнование. Комсомольско-молодёжные бригады трудились под девизом:
"Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!" Лучшие бригады
получали звание фронтовых. В составе таких бригад были и заключённые. В 1945 в
соревновании участвовали 349 комсомольцев. Победившей бригаде вручали
переходящее Красное знамя Управления Политотдела и райкома Союза Нефтяников и
премировали бригадира на 500, а членов бригады на 250 руб. Для руководства
трудовым соревнованием и ударничеством создавались "тройки" в
составе председателя из вольнонаёмных и 2-х членов из заключённых. До 250 руб.
увеличились премии за рационализаторские предложения. Лучшим из
вольнонаёмных присваивалось звание "Мастер социалистического труда".
О них писали в газете "За ухтинскую нефть".


За годы войны лагерный
контингент несколько раз менялся. Среди заключённых были поляки (в АВ 1941
все они были освобождены по амнистии), китайцы, корейцы (ок.30 человек),
а также немки, мобилизованные в трудовую армию (формально они
заключёнными не считались). Здесь отбывали срок азербайджанцы, армяне, грузины,
турки, украинцы, белорусы, молдаване, евреи, финны (их было очень мало).
Судя по отдельным приказам, заключённые старались держаться своими
национальными группами. Мобилизованные немки были первыми, кто получил
возможность в 1944 поправить ослабленное здоровье в оздоровительной команде и в
оздоровительном пункте. После них начальство разрешило в качестве награды за
высокие показатели на производстве, соблюдение лагерного режима и примерное
поведение в быту зачислять туда на 15 суток и заключённых.


В годы войны, как и прежде,
экономили воду, электроэнергию, дрова, стройматериалы. В 1944 лагпункт
включился во Всесоюзное соревнование за экономию энергии под девизом:
"Каждый сэкономленный киловатт - удар по врагу". Продолжали поощрять
тех, кто занимался сбором металлолома. Ценилось, если из собранного металлолома
отбирали запчасти, которые ремонтировали и использовали для работы. Для
проведения в 1943 весенне-посевной компании собирали местные органические и
минеральные удобрения, т.е. навоз и золу.


В лагере были неграмотные,
которых обучали в школе. В 1941 в ней научились грамоте 40 человек.
Преподаватель школы из заключённых получил благодарность и премию 30 руб. с
отовариванием ларьковыми товарами на 50%. В 1944 стали проводить
соревнования по лыжам и футболу, в которых участвовали вольнонаёмные и
заключённые.


С начала войны в соответствии
с постановлением о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО были
организованы курсы противовоздушной и противохимической обороны для всего взрослого
вольнонаёмного населения от 16 до 60 лет. Несовершеннолетние обучались
пользованию средствами индивидуальной защиты. 23 ИЛ 1941 был сформирован
из числа рабочих и служащих взвод народного ополчения, который 3 раза в
неделю регулярно занимался военной подготовкой.


Результатом работы ОЛП-4 стало
создание мощной сырьевой базы на территории республики. В 1939 шахта № 1 дала
первую нефть, а в 1941 она давала по 2 тонны тяжёлой нефти в сутки. В 1942
началось строительство шахт № 2 и № 3. Из 550 тыс.т тяжёлой нефти, добытой в
республике за годы войны, 400 тыс.т дала первая в стране нефтяная шахта.[1]


Месторождение, расположенное рядом с посёлком
Ярега, уникально как по своему строению, так и по величине запасов высоковязкой
(тяжёлой) нефти и титановой руды, которые
представлены в одном мощном пологозалегающем пласте
кварцевых песчаников. Верхняя часть пласта нефтенасыщенная,
нижняя — рудная. Титановая часть пласта содержит более половины
разведанных к 2000 году запасов титана
России. Среднее содержание ТіO2 в руде составляет 10,50 %.


В посёлке — железнодорожная станция
Ярега Сосногорского отделения Северной железной дороги и пассажирский вокзал.


Из города Ухты до Яреги можно
проложена автомобильная дорога, транспортная связь между городом и посёлком по
ней осуществляется, в том числе, и общественным транспортом.


 












[1] http://www.emc.komi.com/02/...









В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу