Алексей Доманов,
08-10-2012 02:45
(ссылка)
Экология
ЯБЛОКО - ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ ТГД нужны экологи
Заметно
ухудшается в последние годы экологическая обстановка на жилых
территориях нашего города – в основном, за счет уплотненного
(точечного) строительства, роста числа автомашин, застройки (зачастую -
противозаконной) территорий природного комплекса – скверов, парков,
городских и пригородных лесов. В результате, площадь зеленых насаждений,
– один из важных показателей экологического благополучия городской
территории - не растет, а сокращается. Вырублена прекрасная липовая
аллея под автостоянку на проспекте Калинина у «Рубина», сквер со
старовозрастными деревьями между тверскими вокзалами под магазин
«Карусель», прекрасный парк на площади Гагарина напротив детской
поликлиники под автоцентр «Тойота», уничтожается защитная лесополоса
вдоль железной дороги у микрорайона «Южный»
Загрязнение воздуха ,
связанное с автомобилизацией и уничтожением зеленых насаждений, за
последнее десятилетия стало одной из главных причин ухудшения
экологической ситуации в Твери. . В то же время, опыт стран, в которых
число автомобилей на человека выше, чем у нас, а атмосфера в городах –
чище, - показывает, что развитие общественного транспорта, многоэтажные
стоянки, разноуровневые развязки, подземные переходы, качество топлива
могут существенно облегчить положение.
. Необходимо принятие
поправок в законодательство с целью безусловного запрета на изменение
режима, статуса или характера использования земель, занятых особо
охраняемыми территориями, на изъятие территорий защитных лесов и иных
особо охраняемых природных территорий и объектов для реализации любой
хозяйственной или иной деятельности, не связанной с целями и задачами
этих объектов.
В июне 2012 года XVII Съезд партии «ЯБЛОКО», по
предложению фракции «Зеленая Россия», принял решение о дополнении Устава
партии еще одним официальным кратким названием - партия «ЯБЛОКО
-ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ». Недавно это изменение Устава было согласовано Минюстом
РФ и вступило в законную силу.
Теперь в заявлениях, предвыборных и
любых других материалах, равно как и во всех видах деятельности можно и
нужно использовать название нашей партии «ЯБЛОКО - ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ».
По
реальным «зеленым» делам - организации и участию в разнообразных
экологических акциях, организации дискуссий, конференций, встреч по
экологическим проблемам, поддержке общественного зеленого движения,
защите экологических активистов, изданию экологической литературы,
официальным заявлениям по актуальным эколого-политическим проблемам
страны и др., - партия "ЯБЛОКО" резко выделяется среди всех остальных
российских партий.
Бюро Фракции «Зеленая Россия» считает принятие
дополнительного краткого названия партии отражением реального
«позеленения» партии «ЯБЛОКО», и призывает все региональные отделения
партии и фракции, активистов фракции и сочувствующих, активно
использовать этот новый бренд в политической работе.
Главная цель
тверских «зеленых»: обеспечение конституционного права граждан, жителей
и гостей города Твери, на благоприятную окружающую среду.
Наши основные задачи:
1 Сохранить природное наследие, запретить вырубку зеленых насаждений и уплотнительную застройку города.
2 Остановить рост и сократить загрязнение воздуха , связанное с
автомобилизацией и уничтожением зеленых насаждений за счет развития
общественного транспорта, строительства транспортных магистралей,
многоэтажных стоянок, разноуровневых развязок, подземных переходов,
улучшения качество топлива.
3 Очистить и возродить городские реки от Волги до Соминки
Необходимо придать экологическим проблемам приоритетное значение в
государственном и муниципальном управлении. Без учета важности
обеспечения экологического благополучия любое экономическое развитие
становится опасным
Заметно
ухудшается в последние годы экологическая обстановка на жилых
территориях нашего города – в основном, за счет уплотненного
(точечного) строительства, роста числа автомашин, застройки (зачастую -
противозаконной) территорий природного комплекса – скверов, парков,
городских и пригородных лесов. В результате, площадь зеленых насаждений,
– один из важных показателей экологического благополучия городской
территории - не растет, а сокращается. Вырублена прекрасная липовая
аллея под автостоянку на проспекте Калинина у «Рубина», сквер со
старовозрастными деревьями между тверскими вокзалами под магазин
«Карусель», прекрасный парк на площади Гагарина напротив детской
поликлиники под автоцентр «Тойота», уничтожается защитная лесополоса
вдоль железной дороги у микрорайона «Южный»
Загрязнение воздуха ,
связанное с автомобилизацией и уничтожением зеленых насаждений, за
последнее десятилетия стало одной из главных причин ухудшения
экологической ситуации в Твери. . В то же время, опыт стран, в которых
число автомобилей на человека выше, чем у нас, а атмосфера в городах –
чище, - показывает, что развитие общественного транспорта, многоэтажные
стоянки, разноуровневые развязки, подземные переходы, качество топлива
могут существенно облегчить положение.
. Необходимо принятие
поправок в законодательство с целью безусловного запрета на изменение
режима, статуса или характера использования земель, занятых особо
охраняемыми территориями, на изъятие территорий защитных лесов и иных
особо охраняемых природных территорий и объектов для реализации любой
хозяйственной или иной деятельности, не связанной с целями и задачами
этих объектов.
В июне 2012 года XVII Съезд партии «ЯБЛОКО», по
предложению фракции «Зеленая Россия», принял решение о дополнении Устава
партии еще одним официальным кратким названием - партия «ЯБЛОКО
-ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ». Недавно это изменение Устава было согласовано Минюстом
РФ и вступило в законную силу.
Теперь в заявлениях, предвыборных и
любых других материалах, равно как и во всех видах деятельности можно и
нужно использовать название нашей партии «ЯБЛОКО - ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ».
По
реальным «зеленым» делам - организации и участию в разнообразных
экологических акциях, организации дискуссий, конференций, встреч по
экологическим проблемам, поддержке общественного зеленого движения,
защите экологических активистов, изданию экологической литературы,
официальным заявлениям по актуальным эколого-политическим проблемам
страны и др., - партия "ЯБЛОКО" резко выделяется среди всех остальных
российских партий.
Бюро Фракции «Зеленая Россия» считает принятие
дополнительного краткого названия партии отражением реального
«позеленения» партии «ЯБЛОКО», и призывает все региональные отделения
партии и фракции, активистов фракции и сочувствующих, активно
использовать этот новый бренд в политической работе.
Главная цель
тверских «зеленых»: обеспечение конституционного права граждан, жителей
и гостей города Твери, на благоприятную окружающую среду.
Наши основные задачи:
1 Сохранить природное наследие, запретить вырубку зеленых насаждений и уплотнительную застройку города.
2 Остановить рост и сократить загрязнение воздуха , связанное с
автомобилизацией и уничтожением зеленых насаждений за счет развития
общественного транспорта, строительства транспортных магистралей,
многоэтажных стоянок, разноуровневых развязок, подземных переходов,
улучшения качество топлива.
3 Очистить и возродить городские реки от Волги до Соминки
Необходимо придать экологическим проблемам приоритетное значение в
государственном и муниципальном управлении. Без учета важности
обеспечения экологического благополучия любое экономическое развитие
становится опасным
Алексей Доманов,
08-10-2012 02:44
(ссылка)
Решение проблемы с детскими садами
Нехватка мест в детских садах.
Самая первая и самая главная
проблема, на мой взгляд, - это нехватка мест в детских садах. По разным
данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что
очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие
сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по
эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования
города.
Для того чтобы 1800 малышей в возрасте от 3 до 5 лет
пошли в детский сад, необходимо, чтобы в это же самое время из детских
садов города такое же количество детей в возрасте шести лет перешли в
здания школ. Создание так называемых «нулевых» классов в школах. В
результате в детских садах будут обучаться дети в возрасте до шести лет,
а шестилетние дети будут находиться в школах. Для реализации данной
программы понадобится изъятие некоторого числа классных комнат под нужды
детского сада. Часть учеников средних и старших классов должны будут
заниматься в свободных помещениях либо, в крайнем случае, во вторую
смену.
Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800
шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически
распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить
одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая
проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже
располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов
нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать
под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада
обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно,
строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе
будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет.
О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого.
Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы
осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И
самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей
уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого
оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.
Хочу
обратить внимание: в советские времена в городе было построено
несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов.
Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что
очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны
использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.
Подчеркну
ещё раз. Нужна полная инвентаризация зданий и помещений
образовательного сектора! Должен быть составлен реестр, подписаны и
согласованы конкретные графики освобождения различными федеральными
структурами помещений детских садов на территории города Твери. Конечно,
это меры скорее «пожарного» характера, и строительство новых детских
садов бесспорно необходимо! И бюджет Твери при определённых условиях
может себе это позволить.
Но здесь можно услышать 2 мнения:
-
Строить не надо, так как впереди «демографическая яма», и построенные
здания будут пустовать и превращаться в дома-призраки. (наплевательская
позиция)
- Надо строить детские сады несмотря ни на что. Сейчас
построим, ближайшие 5 лет они будут нужны, ну а потом чего-нибудь
придумаем. (недальновидная позиция)
И те, и другие и правы, и неправы одновременно.
Нужен принципиально иной подход! Новые здания не должны быть
исключительно детскими садами. Должна быть иная концепция в
проектировании, строительстве и эксплуатации этих объектов. Как таковые
это должны быть не детские сады, а многофункциональные детские
учреждения.
Сегодня малыши ходят в детский сад. Завтра, когда нас
«накроет» та самая демографическая яма, и детские сады будут не нужны,
дети ходят в это же здание как в детско-юношеский досуговый центр.
Таким
образом, мы не только сводим к минимуму проблему нехватки мест в
детских садах, но и создаём платформу для решения вопросов детства и
юношества вцелом.
Здания и помещения, находящиеся в муниципальной
собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном
случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться
рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие
организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского
образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это
друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим
организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие
помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного
образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим
организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на
текущее содержание данного помещения.
Не скажу, что частные
детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно
очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь
данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше
среднего.
Изучая сферу дошкольного образования, я столкнулся с
интересной проблемой. Некоторые родители, получив место в детском саду,
практически не пользуются этим своим правом. То есть ребёнок числится в
детском саду, место за ним зарезервировано, но фактически ребёнок в
детский сад не ходит — сидит с мамой дома. Место в этом случае родители
держат «на всякий пожарный». Тогда как другие семьи, для которых это
место является жизненно необходимым, ущемлены в этом своём праве.
В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я
считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания
специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях.
Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь
право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней
подряд.
Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос
нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а
особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло
стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь
фактически одиноким родителям.
Как добраться до детского сада?
Часто
я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места
жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место
предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно.
Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города
по всем пробкам и в переполненных маршрутках.
Сейчас школьников,
далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе
по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении
родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень
адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.
Обеспечение питания в детских садах.
Отдельно хотел бы
остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат
дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.
Финансовым
источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области,
муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.
Несомненно,
решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь
положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только
решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места.
Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в
данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это
упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных
категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть
продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных
предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего
региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники,
полностью соответствовать всем самым современным технологиям.
Одновременно
упростится решение одного из самых важных вопросов питания детей -
вопрос контроля приготовления еды. Санитарный и медицинский мониторинг
самой продукции, используемой для готовки еды, конечного продукта, а
также персонала в данном случае будет производиться в режиме «нон-стоп»,
а не «от случая к случаю», как это происходит сейчас.
Так же при
подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих
специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан
должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.
Поборы.
Отдельная
тема — это вопрос поборов в детских садах. Зачастую родители сами
«скидываются» на те или иные нужды детского садика для того, чтобы
купить, отремонтировать и т.п.
Я бы не расценивал данный факт как
однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у
руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные
учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично
меня очень огорчает.
Те «крохи», которые падают в сферу
дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут
кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен
контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты,
которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении,
должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного
образовательного учреждения. Мало того, родительский комитет должен
иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего
детского дошкольного учреждения.
На мой взгляд, никакая прокуратура,
гос. контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей,
как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как
можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По
сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут
нам непосредственно влиять на ситуацию.
Автор Артем Важенков - http://art-vazhenkov.livejournal.com/1577.html
Самая первая и самая главная
проблема, на мой взгляд, - это нехватка мест в детских садах. По разным
данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что
очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие
сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по
эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования
города.
Для того чтобы 1800 малышей в возрасте от 3 до 5 лет
пошли в детский сад, необходимо, чтобы в это же самое время из детских
садов города такое же количество детей в возрасте шести лет перешли в
здания школ. Создание так называемых «нулевых» классов в школах. В
результате в детских садах будут обучаться дети в возрасте до шести лет,
а шестилетние дети будут находиться в школах. Для реализации данной
программы понадобится изъятие некоторого числа классных комнат под нужды
детского сада. Часть учеников средних и старших классов должны будут
заниматься в свободных помещениях либо, в крайнем случае, во вторую
смену.
Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800
шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически
распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить
одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая
проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже
располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов
нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать
под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада
обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно,
строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе
будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет.
О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого.
Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы
осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И
самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей
уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого
оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.
Хочу
обратить внимание: в советские времена в городе было построено
несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов.
Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что
очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны
использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.
Подчеркну
ещё раз. Нужна полная инвентаризация зданий и помещений
образовательного сектора! Должен быть составлен реестр, подписаны и
согласованы конкретные графики освобождения различными федеральными
структурами помещений детских садов на территории города Твери. Конечно,
это меры скорее «пожарного» характера, и строительство новых детских
садов бесспорно необходимо! И бюджет Твери при определённых условиях
может себе это позволить.
Но здесь можно услышать 2 мнения:
-
Строить не надо, так как впереди «демографическая яма», и построенные
здания будут пустовать и превращаться в дома-призраки. (наплевательская
позиция)
- Надо строить детские сады несмотря ни на что. Сейчас
построим, ближайшие 5 лет они будут нужны, ну а потом чего-нибудь
придумаем. (недальновидная позиция)
И те, и другие и правы, и неправы одновременно.
Нужен принципиально иной подход! Новые здания не должны быть
исключительно детскими садами. Должна быть иная концепция в
проектировании, строительстве и эксплуатации этих объектов. Как таковые
это должны быть не детские сады, а многофункциональные детские
учреждения.
Сегодня малыши ходят в детский сад. Завтра, когда нас
«накроет» та самая демографическая яма, и детские сады будут не нужны,
дети ходят в это же здание как в детско-юношеский досуговый центр.
Таким
образом, мы не только сводим к минимуму проблему нехватки мест в
детских садах, но и создаём платформу для решения вопросов детства и
юношества вцелом.
Здания и помещения, находящиеся в муниципальной
собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном
случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться
рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие
организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского
образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это
друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим
организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие
помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного
образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим
организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на
текущее содержание данного помещения.
Не скажу, что частные
детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно
очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь
данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше
среднего.
Изучая сферу дошкольного образования, я столкнулся с
интересной проблемой. Некоторые родители, получив место в детском саду,
практически не пользуются этим своим правом. То есть ребёнок числится в
детском саду, место за ним зарезервировано, но фактически ребёнок в
детский сад не ходит — сидит с мамой дома. Место в этом случае родители
держат «на всякий пожарный». Тогда как другие семьи, для которых это
место является жизненно необходимым, ущемлены в этом своём праве.
В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я
считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания
специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях.
Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь
право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней
подряд.
Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос
нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а
особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло
стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь
фактически одиноким родителям.
Как добраться до детского сада?
Часто
я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места
жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место
предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно.
Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города
по всем пробкам и в переполненных маршрутках.
Сейчас школьников,
далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе
по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении
родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень
адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.
Обеспечение питания в детских садах.
Отдельно хотел бы
остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат
дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.
Финансовым
источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области,
муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.
Несомненно,
решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь
положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только
решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места.
Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в
данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это
упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных
категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть
продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных
предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего
региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники,
полностью соответствовать всем самым современным технологиям.
Одновременно
упростится решение одного из самых важных вопросов питания детей -
вопрос контроля приготовления еды. Санитарный и медицинский мониторинг
самой продукции, используемой для готовки еды, конечного продукта, а
также персонала в данном случае будет производиться в режиме «нон-стоп»,
а не «от случая к случаю», как это происходит сейчас.
Так же при
подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих
специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан
должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.
Поборы.
Отдельная
тема — это вопрос поборов в детских садах. Зачастую родители сами
«скидываются» на те или иные нужды детского садика для того, чтобы
купить, отремонтировать и т.п.
Я бы не расценивал данный факт как
однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у
руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные
учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично
меня очень огорчает.
Те «крохи», которые падают в сферу
дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут
кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен
контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты,
которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении,
должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного
образовательного учреждения. Мало того, родительский комитет должен
иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего
детского дошкольного учреждения.
На мой взгляд, никакая прокуратура,
гос. контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей,
как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как
можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По
сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут
нам непосредственно влиять на ситуацию.
Автор Артем Важенков - http://art-vazhenkov.livejournal.com/1577.html
Алексей Доманов,
08-10-2012 02:43
(ссылка)
Территориальное Общественное Самоуправление
На данный момент Территориальное Общественное Самоуправление (далее ТОС)
катастрофически не развито в городе Твери. Функционирование ТОС
регламентируется 21 статьей Устава города Твери. Значительное улучшение
работы органов ТОС, как элемента гражданского общества возможно при
осуществлении 4х шагов. Необходимый эффект будет достигнут только при
осуществлении всех 4х элементов реформы (они взаимосвязаны).
Создание социальной сети ТОС.
Это
должен быть современный интерактивный сайт, где каждый житель города
будет иметь возможность войти в «личный кабинет». Привязка аккаунтов
будет происходить по месту жительства (комната, квартира, частный дом).
Ядром системы станет интерактивная карта Твери, на которой будет
отмечаться месторасположение каждого участника системы (квартира/дом) +
границы ячеек ТОС, разных уровней. А так же, вопросы, подлежащие
голосованию/обсуждению на разных территориях. С помощью этой системы
органы ТОС смогут легко и быстро решать следующие вопросы:
1) выбирать управляющую компанию для своего дома (будет составлен рейтинг всех компаний города)
2)
выбрать услуги, необходимые для жителей дома (жильцы смогут сами
решать, платить им ежемесячную плату за капитальный ремонт дома или нет)
3)
заказать дополнительные услуги по ЖКХ с включением их в квитанцию
ежемесячной оплаты (дворник, уборщица подъезда, садовник и тп)
Благодаря
открытому рейтингу управляющих компаний, появится чистая открытая
конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг, а следовательно — цены
на эти услуги начнут снижаться (а их качество увеличиваться). Сейчас
территориально-общественное самоуправление фактически не работает,
потому что не существует простых и удобных инструментов, для работы
органов ТОС. Наша интерактивная социальная сеть как раз и станет таким
инструментом. Стоимость создания такой системы — 300-500тыс.р. Проект
можно сделать коммерческим — бесплатно запустить его в нашем городе, а
потом начать продавать данную систему в другие города (окупится меньше
чем за 1 год и принесет сверхприбыль инвестору).
Создание «Школы Управдома».
Муниципалитет
должен создать «Школу активистов ТОС», где каждый желающий бесплатно
сможет пройти курс лекций и изучить систему функционирования ТОС. После
чего – получить сертификат и «аккаунт управдома в социальной сети ТОС».
На
этих занятиях нужно подробно рассказать будущим руководителям Органов
ТОС – что это такое, как эта система функционирует, как зарегистрировать
ТОС и организовать его работу. Рассказать обо всех возможных трудностях
и научить работать с управляющими компаниями. После прохождения
образовательного курса именно эти люди будут создавать ячейки ТОС в
нашем городе. За несколько месяцев можно обучить 500-1000 человек,
которые организуют качественную работу системы ТОС в Твери.
Сам процесс обучения и внедрения этих людей в систему ТОС можно разбить на этапы:
- человек проходит образовательный курс
- получает аккаунт в Социальной сети ТОС
- собирает подписи жильцов и с помощью юристов Школы регистрирует свой ТОС
- получает грант от муниципалитета на развитие ТОС
- организует дальнейшую работу ТОС
Создание специального фонда финансирования грантов для ТОС.
Чтобы
создать стимул для появления новых ячеек ТОС в городе необходимо
точечное бюджетное финансирование этого проекта. Каждый месяц по типу
лотереи нужно разыгрывать 20-30 грантов стоимостью по 10тыс. рублей
среди органов ТОС по следующему алгоритму:
- принять участие в лотереи может любая зарегистрированная в социальной сети ячейка ТОС
- розыгрыш происходит по типу лотереи с одинаковыми шансами для всех участников
- потратить эти деньги Орган ТОС может только на определенную услугу, предлагаемую в муниципалитетом.
Услуги, на которые можно потратить этот грант (например) – ремонт
подъезда, замена всех лампочек в подъезде на энергосберегающие,
дополнительный дворник на 1 месяц, дополнительная уборщица на 1 месяц и
тп. А жильцы дома (территории ячейки ТОС) уже сами будут решать, на что
эти деньги потратить.
Кроме мощного стимула для развития
Территориального Общественного Самоуправление (где-то дают халяву, надо
срочно регистрировать ТОС) это станет наиболее эффективным инструментом
освоения бюджетных средств (люди сами будут решать, на что их тратить). А
2-3 миллиона рублей в год для городского бюджета – не такая уж и
крупная сумма.
Создание общественной организации, объединяющей все ТОСы.
Данная
организация должна иметь надпартийный характер, т.к. в условиях
отдельно взятого города не до политических идеологий. Сама организация
(пока назовем её для удобства "Союз") должна формироваться в системе
Территориального Общественного Самоуправления. Эта система, по сути
является параллельной к существующей административно-бюрократической и
не обязана подчиняться её "законам".
У «Союза» должен существовать
свой аппарат, постоянно занимающейся решением вопросов по достижению
целей и задач организации. Деятельность отдельных структурных
подразделений будет привязана к конкретным территориям (подъезды домов,
многоквартирные дома, кварталы, улицы и тп). Работа на 95% будет иметь
практических характер - решение хозяйственных проблем города. Союзу не
нужно какое-то единое руководство - в самом принципе его существования
заложено самоуправление.
Самой главной целью организации – будет борьба за политическую власть в городе. То есть – участие в муниципальных выборах.
Я
считаю, что система Территориального Общественного Самоуправления без
прямого представительства в органах муниципальной власти не сможет
реально развиваться. Социальная сеть ТОС станет реальным инструментом
контроля над депутатами от данной организации со стороны жителей города.
Организацию
такого типа невозможно будет «купить» - т.к. её уставной капитал, по
сути, будет недвижимым имуществом всех её членов. Организация будет
решать реальные проблемы в сфере ЖКХ, на принципе самоуправления. Союз
будет реально представлять интересы горожан, а не партийной верхушки,
сидящей в Москве. При достижении политической власти (должности Главы
города или депутатских мандатов) данная организация станет единственной,
реально не заинтересованной в коррупции (членство в Союзе привязано к
недвижимому имуществу и ТОС).
Автор - Алексей Доманов - http://alex-domanov.livejournal.com/42637.html
катастрофически не развито в городе Твери. Функционирование ТОС
регламентируется 21 статьей Устава города Твери. Значительное улучшение
работы органов ТОС, как элемента гражданского общества возможно при
осуществлении 4х шагов. Необходимый эффект будет достигнут только при
осуществлении всех 4х элементов реформы (они взаимосвязаны).
Создание социальной сети ТОС.
Это
должен быть современный интерактивный сайт, где каждый житель города
будет иметь возможность войти в «личный кабинет». Привязка аккаунтов
будет происходить по месту жительства (комната, квартира, частный дом).
Ядром системы станет интерактивная карта Твери, на которой будет
отмечаться месторасположение каждого участника системы (квартира/дом) +
границы ячеек ТОС, разных уровней. А так же, вопросы, подлежащие
голосованию/обсуждению на разных территориях. С помощью этой системы
органы ТОС смогут легко и быстро решать следующие вопросы:
1) выбирать управляющую компанию для своего дома (будет составлен рейтинг всех компаний города)
2)
выбрать услуги, необходимые для жителей дома (жильцы смогут сами
решать, платить им ежемесячную плату за капитальный ремонт дома или нет)
3)
заказать дополнительные услуги по ЖКХ с включением их в квитанцию
ежемесячной оплаты (дворник, уборщица подъезда, садовник и тп)
Благодаря
открытому рейтингу управляющих компаний, появится чистая открытая
конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг, а следовательно — цены
на эти услуги начнут снижаться (а их качество увеличиваться). Сейчас
территориально-общественное самоуправление фактически не работает,
потому что не существует простых и удобных инструментов, для работы
органов ТОС. Наша интерактивная социальная сеть как раз и станет таким
инструментом. Стоимость создания такой системы — 300-500тыс.р. Проект
можно сделать коммерческим — бесплатно запустить его в нашем городе, а
потом начать продавать данную систему в другие города (окупится меньше
чем за 1 год и принесет сверхприбыль инвестору).
Создание «Школы Управдома».
Муниципалитет
должен создать «Школу активистов ТОС», где каждый желающий бесплатно
сможет пройти курс лекций и изучить систему функционирования ТОС. После
чего – получить сертификат и «аккаунт управдома в социальной сети ТОС».
На
этих занятиях нужно подробно рассказать будущим руководителям Органов
ТОС – что это такое, как эта система функционирует, как зарегистрировать
ТОС и организовать его работу. Рассказать обо всех возможных трудностях
и научить работать с управляющими компаниями. После прохождения
образовательного курса именно эти люди будут создавать ячейки ТОС в
нашем городе. За несколько месяцев можно обучить 500-1000 человек,
которые организуют качественную работу системы ТОС в Твери.
Сам процесс обучения и внедрения этих людей в систему ТОС можно разбить на этапы:
- человек проходит образовательный курс
- получает аккаунт в Социальной сети ТОС
- собирает подписи жильцов и с помощью юристов Школы регистрирует свой ТОС
- получает грант от муниципалитета на развитие ТОС
- организует дальнейшую работу ТОС
Создание специального фонда финансирования грантов для ТОС.
Чтобы
создать стимул для появления новых ячеек ТОС в городе необходимо
точечное бюджетное финансирование этого проекта. Каждый месяц по типу
лотереи нужно разыгрывать 20-30 грантов стоимостью по 10тыс. рублей
среди органов ТОС по следующему алгоритму:
- принять участие в лотереи может любая зарегистрированная в социальной сети ячейка ТОС
- розыгрыш происходит по типу лотереи с одинаковыми шансами для всех участников
- потратить эти деньги Орган ТОС может только на определенную услугу, предлагаемую в муниципалитетом.
Услуги, на которые можно потратить этот грант (например) – ремонт
подъезда, замена всех лампочек в подъезде на энергосберегающие,
дополнительный дворник на 1 месяц, дополнительная уборщица на 1 месяц и
тп. А жильцы дома (территории ячейки ТОС) уже сами будут решать, на что
эти деньги потратить.
Кроме мощного стимула для развития
Территориального Общественного Самоуправление (где-то дают халяву, надо
срочно регистрировать ТОС) это станет наиболее эффективным инструментом
освоения бюджетных средств (люди сами будут решать, на что их тратить). А
2-3 миллиона рублей в год для городского бюджета – не такая уж и
крупная сумма.
Создание общественной организации, объединяющей все ТОСы.
Данная
организация должна иметь надпартийный характер, т.к. в условиях
отдельно взятого города не до политических идеологий. Сама организация
(пока назовем её для удобства "Союз") должна формироваться в системе
Территориального Общественного Самоуправления. Эта система, по сути
является параллельной к существующей административно-бюрократической и
не обязана подчиняться её "законам".
У «Союза» должен существовать
свой аппарат, постоянно занимающейся решением вопросов по достижению
целей и задач организации. Деятельность отдельных структурных
подразделений будет привязана к конкретным территориям (подъезды домов,
многоквартирные дома, кварталы, улицы и тп). Работа на 95% будет иметь
практических характер - решение хозяйственных проблем города. Союзу не
нужно какое-то единое руководство - в самом принципе его существования
заложено самоуправление.
Самой главной целью организации – будет борьба за политическую власть в городе. То есть – участие в муниципальных выборах.
Я
считаю, что система Территориального Общественного Самоуправления без
прямого представительства в органах муниципальной власти не сможет
реально развиваться. Социальная сеть ТОС станет реальным инструментом
контроля над депутатами от данной организации со стороны жителей города.
Организацию
такого типа невозможно будет «купить» - т.к. её уставной капитал, по
сути, будет недвижимым имуществом всех её членов. Организация будет
решать реальные проблемы в сфере ЖКХ, на принципе самоуправления. Союз
будет реально представлять интересы горожан, а не партийной верхушки,
сидящей в Москве. При достижении политической власти (должности Главы
города или депутатских мандатов) данная организация станет единственной,
реально не заинтересованной в коррупции (членство в Союзе привязано к
недвижимому имуществу и ТОС).
Автор - Алексей Доманов - http://alex-domanov.livejournal.com/42637.html
Алексей Доманов,
08-10-2012 02:41
(ссылка)
Стратегическое планирование
Впервые в регионах
России отработаны новые подходы к формированию и реализации
стратегических планов через инициативу жителей. Суть их заключается в
превращении территориального общественного самоуправления микрорайонного
масштаба в инструменты выработки и реализации стратегических планов
развития как самой территории ТОС, так и муниципального образования.
Серьезное
влияние на повышение интереса к стратегическому управлению, помимо
развития теории управления, как в Европе, так и в России, оказали
изменения в государственно-политическом устройстве, в основе которых
лежала идея субсидиарности. Она предполагает отказ от сугубо
иерархических отношений во властной пирамиде и повышение уровня
самостоятельности всех субъектов политики и управления, в частности,
городов, поселений, местных сообществ. Фундаментальным положением идеи
является требование: властные полномочия должны осуществляться на
уровне власти, которая находится ближе всего к гражданам. А
управленческие функции следует сохранять на верхнем уровне только тогда,
когда их выполнение на уровнях, расположенных ниже, менее эффективно.
Серьезное
переосмысление и развитие содержания регионального и муниципального
управления определили усложнение технологической стороны этих процессов.
Новые задачи потребовали резкого увеличения числа равноправных
участников реализации управленческих функций, их разносторонней
координации, новых средств разрешения конфликтов. В обществе появился
запрос на эффективные и в то же время «мягкие», консенсусные
управленческие технологии. Так, стал оформляться новый подход в
региональном и муниципальном управлении, который впоследствии получил
название стратегического. Его содержание варьируется в зависимости от
условий осуществления, но всегда при этом должен присутствовать главный
признак - наличие координации деятельности различных субъектов по
использованию ключевых местных ресурсов.
Для городского
муниципального округа идеология стратегического планирования
предполагает выработку увязанных между собой среднесрочных (на 2-5 лет) и
долгосрочных (на 5–15 лет) ориентиров его развития. Эти ориентиры, как
правило, выражены в экономических, хозяйственных,
архитектурно-планировочных и градостроительных,
инженерно-инфраструктурных, социальных и демографических показателях.
Стратегический план содержит информацию о том, как будут использоваться
городские территории, где и что будет строиться, что при этом происходит
с соседними территориями, как это отразится на людях, здесь живущих.
При
рыночной экономике в городах действует много разных, совершенно
независимых субъектов, оказывающих, тем или иным способом. влияние на
развитие их территорий. Ни один из них не может отвечать за всю полноту
процессов городской жизни и являться единственным реализатором программы
социально-экономического развития, даже муниципалитет. По данным
зарубежной и российской статистики, доля бюджетных денег в общем объеме
средств, обращающихся на территории муниципального образования, редко
превышает 15%.
В мировой практике существует мудрое решение этой
коллизии. При правильно организованном процессе стратегический план и
стратегические ориентиры вырабатываются исходя не только из
теоретических предпосылок, а формируются как раз теми субъектами
городской жизни, которые и будут в дальнейшем их реализовывать с выгодой
для себя и для города в целом.
В этой связи основой стратегического
планирования является демократический процесс вовлечения в него всех
заинтересованных целевых групп в форме диалогов, обсуждений,
общественных согласований, в которых участвуют население, представители
бизнеса и общественности. Благодаря этому роль стратегического
планирования в создании благоприятного политического климата в городе,
общественной консолидации и повышения доверия населения к местным
властям велика. Наличие стратегического плана способствует росту
уверенности горожан в будущем своего города, формирует видение
перспективы развития у предполагаемых партнеров (городов-побратимов,
крупных инвесторов, международных организаций и т.д.).
В результате, вся деятельность по развитию города должны совпадать с
интересами горожан. Однако, городское сообщество неоднородно. Так, в
социальной сфере для людей с невысоким достатком важным является широкий
доступ к стандартному набору услуг, а для более обеспеченных граждан
главную роль играет разнообразие услуг (частные детские сады, спа-салоны
и т.д.). Цели и задачи городского развития, приоритеты их решений
свидетельствуют об определенном порядке в стремлении муниципальных
властей ликвидировать проблемы различных групп населения. Названные
атрибуты составляют ядро политики самоуправления и должны
соответствовать общественной целесообразности.
Выявить общественную
целесообразность весьма не просто. Во-первых, население имеет свои
представления о работе городского хозяйства, о будущем города,
микрорайона, квартала, двора. И эти представления довольно часто
расходятся с мнением административных работников. Число выразителей
интересов населения велико. Это и отдельные жители, авторы жалоб, и
общественные организации, и инициативные группы или видные общественные
деятели, это могут быть и политические партии. Все они представляют
чьи-либо интересы, но лишь какой-то части населения, часто
противоречивые, очень частные и эгоистичные. У разработчиков
стратегического плана возникает закономерный вопрос: как со всеми ними
работать?
Во-вторых, свои интересы жители, как правило, формулируют
на бытовом уровне: чтобы было тепло и светло. Чтобы было безопасно,
удобно ходить и ездить и т.п. Планы же и проекты развития составляются
на языке профессионалов - управленцев, градостроителей, проектировщиков…
В-третьих,
жители борются за немедленное решение какой-то конкретной проблемы,
например, чтобы засыпали яму на их улице, убрали мусоросборник от
парадного подъезда. За не отключение горячей воды в разгар летней жары.
Они часто не видят, и не хотят видеть, проблемы всего города. Поиск
взаимоприемлемых решений, между прочим, ключевое понятие демократии. Это
умение жить вместе, не вытесняя другого со «своей» территории, а делая
уступку с обеих сторон, или находя решения, лежащие «в перпендикулярной
плоскости», сводить к минимуму
неудобства от совместного проживания (в одном дворе, в одном микрорайоне, в одном городе).
В
этом смысле механизмы прямой демократии изначально обладают рядом
преимуществ по сравнению с демократией представительной, т.к. вовлекают в
гражданскую жизнь всех заинтересованных жителей. В то время как
представительная демократия делегирует это право их представителям,
оставляя всех остальных в пассивном ожидании действий от выборных лиц.
Прямая демократия действует только в масштабах небольших территорий в
несколько тысяч жителей, где преобладает межличностное общение, где все
знают всех в лицо.
Этим требованиям в полной мере соответствует
организация территориального общественного самоуправления (ТОС). Так,
согласно Положению «О территориальном общественном самоуправлении в г.
Твери», утвержденном решением Тверской городской Думы от 26.05.2011 №
141, оно служит для реализации принципов народовластия на территории
города Твери. ТОС и их органы управления призвано обеспечить развитие
инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением
вопросов благоустройства территории деятельности ТОС, организации
досуга, обеспечения общественного порядка, социально-экономического
развития соответствующей территории, иных вопросов местного значения,
укрепления гарантии реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, организация территориального общественного самоуправления
в силу своей двойственной природы и включенности как в процессы
управления всем городом, так и в проблемы своей территории могла бы
стать той площадкой, на которой возможна встреча жителей и
профессионалов, мелких предпринимателей и чиновников, «стратегов» и
«тактиков».
Именно такой площадкой и стало территория деятельности
Совета ТОС на Рождественских горках. Впервые в России на его территории
отработаны новые подходы по формированию и реализации стратегических
планов через инициативу жителей, суть которых заключается в превращении
территориального общественного самоуправления микрорайонного масштаба в
инструменты выработки и реализации стратегических планов развития как
территории ТОС, так и муниципального образования.
В 2001 - 2002 гг. в
г. Твери на основе широкого общественного участия был разработан проект
Стратегического плана развития города до 2010 года. Одним из участников
этого процесса в качестве представителя от органов ТОС города Твери в
высшем органе по планированию - Координационном Совете стал Вячеслав
Михайлович Башилов, который бессменно руководит Советом ТОС на
Рождественских горках уже 15 лет. В этой связи организация разработки
Советом ТОС на Рождественских горках общественно-стратегического плана
развития своей территории деятельности представляет собой логическое
продолжение стратегического планирования развития города, а также может
рассматриваться как реализация данной управленческой технологии в
границах ограниченной городской территории (территории микрорайона).
В
2003-2005 гг. Совет ТОС организовал и провел ряд мероприятий по
инициации процесса стратегического планирования на территории
деятельности ТОС. Были разработаны регламентирующие Положения и созданы
общественные оргструктуры, участвующие в разработке стратегии развития
микрорайона: Координационный Совет по стратегическому планированию,
Экспертно-методический совет, Тематические комиссии.
Администрация г.
Твери поддержала эту инициативу. В марте 2004 г. было подписано
Постановление Главы города, которым данный проект определен как
подпрограмма стратегического планирования города (от 31.03.2004. №645).
Для обеспечения практической поддержки проекта и осуществления
коммуникационного взаимодействия в состав Координационного совета по
стратегическому планированию Совета ТОС был введен ряд руководящих
работников администрации города: первый заместитель Главы администрации,
главный архитектор, Глава администрации Пролетарского района, на
территории которого расположен Совет ТОС на Рождественских горках, и др.
Всего 11 должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
участвовали в составе общественных структур в разработке
Общественно-стратегического плана развития микрорайона (территории
деятельности Совета ТОС на Рождественских горках).
Помимо
представителей власти был проведен поиск заинтересованных лиц
(стейкхолдеров), чьи интересы существенно связаны с данной территорией, и
чьи ресурсы позволяют влиять на ее развитие. В результате 86 человек из
числа лиц заинтересованных в разработке Общественно-стратегического
плана развития микрорайона (предприниматели и представители деловых
кругов, общественных объединений и некоммерческих организаций, органов
государственной и муниципальной власти, ученые и студенты ВУЗов города,
жители), приняли участие в состав общественных структур в процессе
стратегического планирования.
1006 представителей от 1006 семей,
проживающих на территории деятельности Совета ТОС, были вовлечены в
разработку Общественно-стратегического плана посредством предоставления
им возможности выражения и реализации собственного мнения в данном
проекте. Кому как не им лучше знать, что необходимо построить в
микрорайоне, где проложить дорогу или открыть магазин, да и другие
нюансы, существенно влияющие на качество проживания.
В ходе планирования будущего микрорайона важно было выявить и учесть
мнение молодежи. В процесс планирования вовлекались старшеклассники,
учащиеся профессионального лицея и промышленно-экономического техникума,
расположенных на территории деятельности Совета ТОС. Приняли участие в
разных формах: конкурс сочинений, дискуссии по методике групповой
коммуникации «Открытое пространство» и др. около 250 человек.
Важные
результаты для определения стратегии развития микрорайона ТОС были
получены при выполнении научно-исследовательской работы
«Социально-экономическое зонирование территории деятельности Совета ТОС
на Рождественских горках», основной вклад в которую внесли учёные
Тверского государственного университета (Руководитель исследования -
доцент ТвГУ, к.г.н. Н.Ю. Сукманова).
Эта работа, как элемент
стратегического планирования, была нацелена на то, чтобы жители
микрорайона сами определяли главные направления своего развития,
намечали практические меры по их реализации. В ходе НИР на основе
анализа сложившейся социальной, экономической, культурной,
экологической, градостроительной обстановки в территориальном
образовании оказалось возможным дифференцировать пространство и провести
его социально-экономическое зонирование. Анализ позволил выделить пять
крупных социально-экономических зон с различным сочетанием функций и
характеристик развития. На основе выделенных проблемных и перспективных
ареалов внутри образования разработаны направления оптимизации и
гармонизации развития ТОС, приоритетные задачи развития, обеспечивающие
сохранение целостности и социально-экономической устойчивости его
территории, как законченного и самостоятельного внутригородского
комплекса.
Всего в этом проекте приняли участие более 1500 чел.
Проведены не менее 48 часов консультаций по вопросам участия в
разработке Общественно-стратегического плана развития микрорайона для
различных слоев городского сообщества (населения, общественности,
бизнеса, структур власти). Эта работа была отражена в 12 публикациях СМИ
(газеты «Тверская жизнь», «Вече Твери», «Тверской курьер»). Ход
разработки освещался и на Интернет-сервере «Стратегическое планирование в
городах и регионах России» (http://citystrategy.leontief.ru/), а также на сайте «ТОС на Рождественских горках» (www.tos-rg.tver.ru).
Совет ТОС на Рождественских горках стал членом Клуба городов и регионов
стратегов. (Это первый и единственный стратег субмуниципального уровня,
зарегистрированный в качестве действительного члена Клуба городов и
регионов стратегов при МЦСЭИ «Леонтьевский центр» /Свидетельство № 90 от
12.11.2006г./) Председатель Совета ТОС В.М. Башилов постоянный участник
ежегодных Общероссийских Форумов лидеров стратегического планирования
/2003-2011 гг./.
Консалтинговую и методическую поддержку проекту
обеспечивали высшие учебные заведения Твери, Департамент экономики и
промышленной политики администрации Тверской области, Ресурсный центр по
стратегическому планированию МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Опыт Совета
ТОС на Рождественских горках, приобретенный в процессе разработки
стратегического плана развития территории микрорайона по инициативе
жителей - это уже опробованная на практике технология взаимодействия
власти и территориальных форм самоорганизации граждан, это реальный путь
обеспечения участия населения в подготовке и принятии решений по
ключевым вопросам самоуправления, это школа демократии, которая
позволяет подготовить население к участию в публичных слушаниях по
бюджетному процессу, генеральному планированию города и в других
управленческих процедурах городского масштаба, наработать механизм
стратегического управления развитием территории своего района и города.
Этот опыт можно тиражировать не только на территории г. Твери и Тверской
области, но и в других субъектах Российской Федерации.
России отработаны новые подходы к формированию и реализации
стратегических планов через инициативу жителей. Суть их заключается в
превращении территориального общественного самоуправления микрорайонного
масштаба в инструменты выработки и реализации стратегических планов
развития как самой территории ТОС, так и муниципального образования.
Серьезное
влияние на повышение интереса к стратегическому управлению, помимо
развития теории управления, как в Европе, так и в России, оказали
изменения в государственно-политическом устройстве, в основе которых
лежала идея субсидиарности. Она предполагает отказ от сугубо
иерархических отношений во властной пирамиде и повышение уровня
самостоятельности всех субъектов политики и управления, в частности,
городов, поселений, местных сообществ. Фундаментальным положением идеи
является требование: властные полномочия должны осуществляться на
уровне власти, которая находится ближе всего к гражданам. А
управленческие функции следует сохранять на верхнем уровне только тогда,
когда их выполнение на уровнях, расположенных ниже, менее эффективно.
Серьезное
переосмысление и развитие содержания регионального и муниципального
управления определили усложнение технологической стороны этих процессов.
Новые задачи потребовали резкого увеличения числа равноправных
участников реализации управленческих функций, их разносторонней
координации, новых средств разрешения конфликтов. В обществе появился
запрос на эффективные и в то же время «мягкие», консенсусные
управленческие технологии. Так, стал оформляться новый подход в
региональном и муниципальном управлении, который впоследствии получил
название стратегического. Его содержание варьируется в зависимости от
условий осуществления, но всегда при этом должен присутствовать главный
признак - наличие координации деятельности различных субъектов по
использованию ключевых местных ресурсов.
Для городского
муниципального округа идеология стратегического планирования
предполагает выработку увязанных между собой среднесрочных (на 2-5 лет) и
долгосрочных (на 5–15 лет) ориентиров его развития. Эти ориентиры, как
правило, выражены в экономических, хозяйственных,
архитектурно-планировочных и градостроительных,
инженерно-инфраструктурных, социальных и демографических показателях.
Стратегический план содержит информацию о том, как будут использоваться
городские территории, где и что будет строиться, что при этом происходит
с соседними территориями, как это отразится на людях, здесь живущих.
При
рыночной экономике в городах действует много разных, совершенно
независимых субъектов, оказывающих, тем или иным способом. влияние на
развитие их территорий. Ни один из них не может отвечать за всю полноту
процессов городской жизни и являться единственным реализатором программы
социально-экономического развития, даже муниципалитет. По данным
зарубежной и российской статистики, доля бюджетных денег в общем объеме
средств, обращающихся на территории муниципального образования, редко
превышает 15%.
В мировой практике существует мудрое решение этой
коллизии. При правильно организованном процессе стратегический план и
стратегические ориентиры вырабатываются исходя не только из
теоретических предпосылок, а формируются как раз теми субъектами
городской жизни, которые и будут в дальнейшем их реализовывать с выгодой
для себя и для города в целом.
В этой связи основой стратегического
планирования является демократический процесс вовлечения в него всех
заинтересованных целевых групп в форме диалогов, обсуждений,
общественных согласований, в которых участвуют население, представители
бизнеса и общественности. Благодаря этому роль стратегического
планирования в создании благоприятного политического климата в городе,
общественной консолидации и повышения доверия населения к местным
властям велика. Наличие стратегического плана способствует росту
уверенности горожан в будущем своего города, формирует видение
перспективы развития у предполагаемых партнеров (городов-побратимов,
крупных инвесторов, международных организаций и т.д.).
В результате, вся деятельность по развитию города должны совпадать с
интересами горожан. Однако, городское сообщество неоднородно. Так, в
социальной сфере для людей с невысоким достатком важным является широкий
доступ к стандартному набору услуг, а для более обеспеченных граждан
главную роль играет разнообразие услуг (частные детские сады, спа-салоны
и т.д.). Цели и задачи городского развития, приоритеты их решений
свидетельствуют об определенном порядке в стремлении муниципальных
властей ликвидировать проблемы различных групп населения. Названные
атрибуты составляют ядро политики самоуправления и должны
соответствовать общественной целесообразности.
Выявить общественную
целесообразность весьма не просто. Во-первых, население имеет свои
представления о работе городского хозяйства, о будущем города,
микрорайона, квартала, двора. И эти представления довольно часто
расходятся с мнением административных работников. Число выразителей
интересов населения велико. Это и отдельные жители, авторы жалоб, и
общественные организации, и инициативные группы или видные общественные
деятели, это могут быть и политические партии. Все они представляют
чьи-либо интересы, но лишь какой-то части населения, часто
противоречивые, очень частные и эгоистичные. У разработчиков
стратегического плана возникает закономерный вопрос: как со всеми ними
работать?
Во-вторых, свои интересы жители, как правило, формулируют
на бытовом уровне: чтобы было тепло и светло. Чтобы было безопасно,
удобно ходить и ездить и т.п. Планы же и проекты развития составляются
на языке профессионалов - управленцев, градостроителей, проектировщиков…
В-третьих,
жители борются за немедленное решение какой-то конкретной проблемы,
например, чтобы засыпали яму на их улице, убрали мусоросборник от
парадного подъезда. За не отключение горячей воды в разгар летней жары.
Они часто не видят, и не хотят видеть, проблемы всего города. Поиск
взаимоприемлемых решений, между прочим, ключевое понятие демократии. Это
умение жить вместе, не вытесняя другого со «своей» территории, а делая
уступку с обеих сторон, или находя решения, лежащие «в перпендикулярной
плоскости», сводить к минимуму
неудобства от совместного проживания (в одном дворе, в одном микрорайоне, в одном городе).
В
этом смысле механизмы прямой демократии изначально обладают рядом
преимуществ по сравнению с демократией представительной, т.к. вовлекают в
гражданскую жизнь всех заинтересованных жителей. В то время как
представительная демократия делегирует это право их представителям,
оставляя всех остальных в пассивном ожидании действий от выборных лиц.
Прямая демократия действует только в масштабах небольших территорий в
несколько тысяч жителей, где преобладает межличностное общение, где все
знают всех в лицо.
Этим требованиям в полной мере соответствует
организация территориального общественного самоуправления (ТОС). Так,
согласно Положению «О территориальном общественном самоуправлении в г.
Твери», утвержденном решением Тверской городской Думы от 26.05.2011 №
141, оно служит для реализации принципов народовластия на территории
города Твери. ТОС и их органы управления призвано обеспечить развитие
инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением
вопросов благоустройства территории деятельности ТОС, организации
досуга, обеспечения общественного порядка, социально-экономического
развития соответствующей территории, иных вопросов местного значения,
укрепления гарантии реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, организация территориального общественного самоуправления
в силу своей двойственной природы и включенности как в процессы
управления всем городом, так и в проблемы своей территории могла бы
стать той площадкой, на которой возможна встреча жителей и
профессионалов, мелких предпринимателей и чиновников, «стратегов» и
«тактиков».
Именно такой площадкой и стало территория деятельности
Совета ТОС на Рождественских горках. Впервые в России на его территории
отработаны новые подходы по формированию и реализации стратегических
планов через инициативу жителей, суть которых заключается в превращении
территориального общественного самоуправления микрорайонного масштаба в
инструменты выработки и реализации стратегических планов развития как
территории ТОС, так и муниципального образования.
В 2001 - 2002 гг. в
г. Твери на основе широкого общественного участия был разработан проект
Стратегического плана развития города до 2010 года. Одним из участников
этого процесса в качестве представителя от органов ТОС города Твери в
высшем органе по планированию - Координационном Совете стал Вячеслав
Михайлович Башилов, который бессменно руководит Советом ТОС на
Рождественских горках уже 15 лет. В этой связи организация разработки
Советом ТОС на Рождественских горках общественно-стратегического плана
развития своей территории деятельности представляет собой логическое
продолжение стратегического планирования развития города, а также может
рассматриваться как реализация данной управленческой технологии в
границах ограниченной городской территории (территории микрорайона).
В
2003-2005 гг. Совет ТОС организовал и провел ряд мероприятий по
инициации процесса стратегического планирования на территории
деятельности ТОС. Были разработаны регламентирующие Положения и созданы
общественные оргструктуры, участвующие в разработке стратегии развития
микрорайона: Координационный Совет по стратегическому планированию,
Экспертно-методический совет, Тематические комиссии.
Администрация г.
Твери поддержала эту инициативу. В марте 2004 г. было подписано
Постановление Главы города, которым данный проект определен как
подпрограмма стратегического планирования города (от 31.03.2004. №645).
Для обеспечения практической поддержки проекта и осуществления
коммуникационного взаимодействия в состав Координационного совета по
стратегическому планированию Совета ТОС был введен ряд руководящих
работников администрации города: первый заместитель Главы администрации,
главный архитектор, Глава администрации Пролетарского района, на
территории которого расположен Совет ТОС на Рождественских горках, и др.
Всего 11 должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
участвовали в составе общественных структур в разработке
Общественно-стратегического плана развития микрорайона (территории
деятельности Совета ТОС на Рождественских горках).
Помимо
представителей власти был проведен поиск заинтересованных лиц
(стейкхолдеров), чьи интересы существенно связаны с данной территорией, и
чьи ресурсы позволяют влиять на ее развитие. В результате 86 человек из
числа лиц заинтересованных в разработке Общественно-стратегического
плана развития микрорайона (предприниматели и представители деловых
кругов, общественных объединений и некоммерческих организаций, органов
государственной и муниципальной власти, ученые и студенты ВУЗов города,
жители), приняли участие в состав общественных структур в процессе
стратегического планирования.
1006 представителей от 1006 семей,
проживающих на территории деятельности Совета ТОС, были вовлечены в
разработку Общественно-стратегического плана посредством предоставления
им возможности выражения и реализации собственного мнения в данном
проекте. Кому как не им лучше знать, что необходимо построить в
микрорайоне, где проложить дорогу или открыть магазин, да и другие
нюансы, существенно влияющие на качество проживания.
В ходе планирования будущего микрорайона важно было выявить и учесть
мнение молодежи. В процесс планирования вовлекались старшеклассники,
учащиеся профессионального лицея и промышленно-экономического техникума,
расположенных на территории деятельности Совета ТОС. Приняли участие в
разных формах: конкурс сочинений, дискуссии по методике групповой
коммуникации «Открытое пространство» и др. около 250 человек.
Важные
результаты для определения стратегии развития микрорайона ТОС были
получены при выполнении научно-исследовательской работы
«Социально-экономическое зонирование территории деятельности Совета ТОС
на Рождественских горках», основной вклад в которую внесли учёные
Тверского государственного университета (Руководитель исследования -
доцент ТвГУ, к.г.н. Н.Ю. Сукманова).
Эта работа, как элемент
стратегического планирования, была нацелена на то, чтобы жители
микрорайона сами определяли главные направления своего развития,
намечали практические меры по их реализации. В ходе НИР на основе
анализа сложившейся социальной, экономической, культурной,
экологической, градостроительной обстановки в территориальном
образовании оказалось возможным дифференцировать пространство и провести
его социально-экономическое зонирование. Анализ позволил выделить пять
крупных социально-экономических зон с различным сочетанием функций и
характеристик развития. На основе выделенных проблемных и перспективных
ареалов внутри образования разработаны направления оптимизации и
гармонизации развития ТОС, приоритетные задачи развития, обеспечивающие
сохранение целостности и социально-экономической устойчивости его
территории, как законченного и самостоятельного внутригородского
комплекса.
Всего в этом проекте приняли участие более 1500 чел.
Проведены не менее 48 часов консультаций по вопросам участия в
разработке Общественно-стратегического плана развития микрорайона для
различных слоев городского сообщества (населения, общественности,
бизнеса, структур власти). Эта работа была отражена в 12 публикациях СМИ
(газеты «Тверская жизнь», «Вече Твери», «Тверской курьер»). Ход
разработки освещался и на Интернет-сервере «Стратегическое планирование в
городах и регионах России» (http://citystrategy.leontief.ru/), а также на сайте «ТОС на Рождественских горках» (www.tos-rg.tver.ru).
Совет ТОС на Рождественских горках стал членом Клуба городов и регионов
стратегов. (Это первый и единственный стратег субмуниципального уровня,
зарегистрированный в качестве действительного члена Клуба городов и
регионов стратегов при МЦСЭИ «Леонтьевский центр» /Свидетельство № 90 от
12.11.2006г./) Председатель Совета ТОС В.М. Башилов постоянный участник
ежегодных Общероссийских Форумов лидеров стратегического планирования
/2003-2011 гг./.
Консалтинговую и методическую поддержку проекту
обеспечивали высшие учебные заведения Твери, Департамент экономики и
промышленной политики администрации Тверской области, Ресурсный центр по
стратегическому планированию МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Опыт Совета
ТОС на Рождественских горках, приобретенный в процессе разработки
стратегического плана развития территории микрорайона по инициативе
жителей - это уже опробованная на практике технология взаимодействия
власти и территориальных форм самоорганизации граждан, это реальный путь
обеспечения участия населения в подготовке и принятии решений по
ключевым вопросам самоуправления, это школа демократии, которая
позволяет подготовить население к участию в публичных слушаниях по
бюджетному процессу, генеральному планированию города и в других
управленческих процедурах городского масштаба, наработать механизм
стратегического управления развитием территории своего района и города.
Этот опыт можно тиражировать не только на территории г. Твери и Тверской
области, но и в других субъектах Российской Федерации.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу