Неизвестно Неизвестно,
15-06-2009 22:50
(ссылка)
Ворота средневековой Евпатории
Крепостные ворота Гезлева
Средневековый Гезлев имел 5 городских ворот: Портовые, Лошадиные, Белого муллы, Дровяного базара, Земляные. Макет средневекового Гезлева можно увидеть на 3-м этаже "Крепостных ворот".
Портовые ворота
С юго-востока, со стороны моря, располагались Портовые ворота (Искеле-капусу) с двустворчатой аркой; на внутренней стороне этих ворот было изображение человеческой головы с сильно удлиненным черепом. Со стороны моря крепость и ворота не имели рва, т.к. сюда подступали грунтовые воды моря и соленых озер. На этих воротах брали пошлину со всех кораблей в казну падишаха.
Лошадиные ворота
Лошадиные ворота (Ат-капусу) располагались на западе Гезлева.
Назывались они так потому, что были настолько узки, что пройти в них мог только пеший или всадник. В современной Евпатории место расположения этих ворот отмечено стилизованной композицией "Лошадиные ворота" на перекрестке улиц Демышева, Пионерской и Дм. Ульянова. Позднее ворота были заложены и названы Инад-капусу (Упорные ворота).
Ворота Белого муллы
Ворота Белого муллы (Ак-мулла-капусу) выходили на северо-запад Гезлева.
Они располагались в районе современного перекрестка Евпатории: улиц Караимской и Дм. Ульянова. Над воротами был изображен человеческий живот. Живительная вода поступала в город через Ворота Белого муллы на больших повозках в бочках.
Ворота Дровяного базара
На перекрестке улиц Каримской, Матвеева и Караева восстанавливаются одни из пяти ворот древнего Гезлева - ворота Дровяного базара (Одун-базар-капусу).
Над калиткой этих ворот висело изображение двух грудей. Эти ворота так же не просто так названы. Сразу за ними начинался дровяной базар.
Это первые ворота древнего Гезлева, которые очень сильно похожи на те, что возвели на этом месте в XV веке. Они простояли на этом месте 500 лет и были разоушены только в 1959 году. Многие евпаторийцы, кому за 60, еще помнят историческое сооружение Евпатории.
В XIX веке их называли "Кемер-капу" - арочные ворота. Их ширина составляла 12 метров, длина проезда 13 метров, ширина проема 3,75 метра. Ниши внутри проезда служили помещениями для стражи. Восстанавливаемые крепостные ворота Гезлева являются одной из исторических достопримечательностей современной Евпатории и окончанием туристического маршрута "Малый Иерусалим". [Около крепостных ворот]
Земляные ворота
Следующими были Земляные ворота (Топрак-капусу), связанные, по приданию, с существующими и поныне подземными ходами Евпатории. Они располагались в районе современного перекрестка улиц Интернациональной и Больничной.
В средние века внутри крепости Гезлев располагалось четыре цитадели. В районе ворот Одун-базар-капусу (ворота дровяного базара) находилась одноименная цитадель, окруженная поясом оборонительных стен и башен.
В районе караимских кенас стояла Кыз-Кале (Девичья крепость): на одной из ее стен было изображено женское лицо. Крепостные стены Кыз-Каде были усилены четырьмя башнями.
Между мечетью Джума-Джами и нынешним собором Св. Николая располагалась трехэтажная башня-цитадель Канлы-Куле (Кровавая башня).
На севере существовала четвертая цитадель. Помимо цитаделей в городе было большое количество ташханов (караван-сараев).
Снаружи они производили впечатление крепости: с высокими стенами и единственными воротами. В первом этаже находились складские помещения, стойла для скота; во втором - жилые комнаты для купцов.
Средневековый Гезлев имел 5 городских ворот: Портовые, Лошадиные, Белого муллы, Дровяного базара, Земляные. Макет средневекового Гезлева можно увидеть на 3-м этаже "Крепостных ворот".
Портовые ворота
С юго-востока, со стороны моря, располагались Портовые ворота (Искеле-капусу) с двустворчатой аркой; на внутренней стороне этих ворот было изображение человеческой головы с сильно удлиненным черепом. Со стороны моря крепость и ворота не имели рва, т.к. сюда подступали грунтовые воды моря и соленых озер. На этих воротах брали пошлину со всех кораблей в казну падишаха.
Лошадиные ворота
Лошадиные ворота (Ат-капусу) располагались на западе Гезлева.

Назывались они так потому, что были настолько узки, что пройти в них мог только пеший или всадник. В современной Евпатории место расположения этих ворот отмечено стилизованной композицией "Лошадиные ворота" на перекрестке улиц Демышева, Пионерской и Дм. Ульянова. Позднее ворота были заложены и названы Инад-капусу (Упорные ворота).
Ворота Белого муллы
Ворота Белого муллы (Ак-мулла-капусу) выходили на северо-запад Гезлева.

Они располагались в районе современного перекрестка Евпатории: улиц Караимской и Дм. Ульянова. Над воротами был изображен человеческий живот. Живительная вода поступала в город через Ворота Белого муллы на больших повозках в бочках.
Ворота Дровяного базара
На перекрестке улиц Каримской, Матвеева и Караева восстанавливаются одни из пяти ворот древнего Гезлева - ворота Дровяного базара (Одун-базар-капусу).

Над калиткой этих ворот висело изображение двух грудей. Эти ворота так же не просто так названы. Сразу за ними начинался дровяной базар.

В XIX веке их называли "Кемер-капу" - арочные ворота. Их ширина составляла 12 метров, длина проезда 13 метров, ширина проема 3,75 метра. Ниши внутри проезда служили помещениями для стражи. Восстанавливаемые крепостные ворота Гезлева являются одной из исторических достопримечательностей современной Евпатории и окончанием туристического маршрута "Малый Иерусалим". [Около крепостных ворот]
Земляные ворота
Следующими были Земляные ворота (Топрак-капусу), связанные, по приданию, с существующими и поныне подземными ходами Евпатории. Они располагались в районе современного перекрестка улиц Интернациональной и Больничной.
В средние века внутри крепости Гезлев располагалось четыре цитадели. В районе ворот Одун-базар-капусу (ворота дровяного базара) находилась одноименная цитадель, окруженная поясом оборонительных стен и башен.
В районе караимских кенас стояла Кыз-Кале (Девичья крепость): на одной из ее стен было изображено женское лицо. Крепостные стены Кыз-Каде были усилены четырьмя башнями.
Между мечетью Джума-Джами и нынешним собором Св. Николая располагалась трехэтажная башня-цитадель Канлы-Куле (Кровавая башня).
На севере существовала четвертая цитадель. Помимо цитаделей в городе было большое количество ташханов (караван-сараев).
Снаружи они производили впечатление крепости: с высокими стенами и единственными воротами. В первом этаже находились складские помещения, стойла для скота; во втором - жилые комнаты для купцов.
настроение: Внимательное
хочется: прогуляться
слушаю: турбомода - мама
Метки: История Евпатории, ворота
Неизвестно Неизвестно,
15-06-2009 23:01
(ссылка)
Караимские кенасы
Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII – X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов – Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер, Мангуб-Кале, Бахчисарай.
В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов.
В конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез из Крыма в Литву около 400 семей крымских караимов. В основном это были семьи воинов. Крымские караимы составили гвардию Витовта, охраняли его резиденцию в г. Тракае. Совместно с крымскими татарами принимали участие в Грюнвальдской битве. Впоследствии часть караимов переселилась в Польшу.
До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Джуфт-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военоначальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам. В Кырк-Ере находятся два наиболее древних храма караимов (кенасы). Там же распологались ханский монетный двор, которым заведовали караимы и, основанная ими в 1731 г. первая типография в Крыму. В Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением, были освобождены от многих налогов и податей.
После присоединения Крыма к Росии, когда край умиротворяется, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское првительство предоставило караимов все права русских граждан, а также ряд льгот.
Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала. Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др.
До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов.
С 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установления советской власти в городе действовали два храма, духовное училище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган. Государственная политика духовно-культурного геноцида привела к тому, что к 30-м годам XX века все караимские учреждения ликвидируются.
В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250.
Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенаса (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории.
С 1837 года Евпатория и караимские кенасы в Евпатории – духовный центр караимов России.
Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на сторительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.
В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение состоялось 4.09.99 г.
Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения.

В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов.
В конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез из Крыма в Литву около 400 семей крымских караимов. В основном это были семьи воинов. Крымские караимы составили гвардию Витовта, охраняли его резиденцию в г. Тракае. Совместно с крымскими татарами принимали участие в Грюнвальдской битве. Впоследствии часть караимов переселилась в Польшу.

До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Джуфт-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военоначальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам. В Кырк-Ере находятся два наиболее древних храма караимов (кенасы). Там же распологались ханский монетный двор, которым заведовали караимы и, основанная ими в 1731 г. первая типография в Крыму. В Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением, были освобождены от многих налогов и податей.
После присоединения Крыма к Росии, когда край умиротворяется, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское првительство предоставило караимов все права русских граждан, а также ряд льгот.

Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала. Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др.
До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов.

В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250.
Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенаса (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории.
С 1837 года Евпатория и караимские кенасы в Евпатории – духовный центр караимов России.
Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на сторительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.
В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение состоялось 4.09.99 г.
Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения.
настроение: Внимательное
хочется: Черуреков)))
слушаю: Казантип...
Метки: История Евпатории, караимские кенасы
Неизвестно Неизвестно,
03-09-2009 19:25
(ссылка)
Городская библиотека
В 1911 г. С.Дуван, в то время член городской Думы, предложил построить первую в Евпатории публичную, т.е. бесплатную, библиотеку в память о 19 февраля 1861 г., дне отмены крепостного права в России.
Так как город не мог выделить необходимые средства (планировалось на строительство и оборудование библиотеки затратить 25 тыс. руб.), Дуван взялся реализовать идею на собственные деньги. Строительство и оборудование библиотеки по проекту, разработанному П. Сеферововым, было в полном объеме завершено в год празднования 55-летия отмены крепостничества.
25 июля 1916 г. состоялось открытие городской публичной библиотеки имени императора Александра II. Библиотека представляет из себя здание с полукруглым фасадом, обрамленным колоннадой и по своему стилистическому образу является одним из вариантов парковой архитектуры, которое характерно для стиля Ампир.
Круглое в плане, здание выполнено в виде ротонды и повторяет древнегреческий круглый храм. Внутри - великолепно исполненный купол. Полукруглые окна в верхней подкупольной части и прямоугольные в нижней наполняют здание ровным рассеянным светом. С восточной стороны к ротонде примыкает прямоугольное помещение для хранения книг, а с запада расположен главный вход, который оформлен полуциркульной арочной нишей, заполненной двумя пилястрами, а в верхней части - декоративными вставками (подобный прием решения фасадов был характерен для творчества известного архитектора, представителя русского классицизма Д.Жилярди).
Здание библиотеки окружено зеленью деревьев и кустарников, создающих тот фон, который еще более подчеркивает стройность архитектурных форм.
В 1937 г., когда отмечалась одна из трагических дат в истории русской культуры - 100-летие со дня гибели А. Пушкина, самой крупной библиотеке города было присвоено имя великого русского поэта.
Во время фашистской оккупации Евпатории более 10 тысяч томов бесценных книг было расхищено, однако благодаря усилиям библиотечных работников и помощи горожан в считанные месяцы после освобождения города книжный фонд превысил 40 тыс. томов. В последующие годы фонд вырос и составил 90 тыс. томов. Библиотека обслуживает около 7 тыс. читателей. В настоящее время Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, как и много лет назад, остается для жителей и гостей города одним из основных центров культурной и просветительной жизни и деятельности Евпатории.
Городская библиотека гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Театральной площади Евпатории наряду с городским театром, покрытой брусчаткой собственно Театральной площадью, барельефами исторических персонажей, связанных с именем Евпатория, и началом улицы Дувановской с памятником С.Э. Дувану.

Так как город не мог выделить необходимые средства (планировалось на строительство и оборудование библиотеки затратить 25 тыс. руб.), Дуван взялся реализовать идею на собственные деньги. Строительство и оборудование библиотеки по проекту, разработанному П. Сеферововым, было в полном объеме завершено в год празднования 55-летия отмены крепостничества.
25 июля 1916 г. состоялось открытие городской публичной библиотеки имени императора Александра II. Библиотека представляет из себя здание с полукруглым фасадом, обрамленным колоннадой и по своему стилистическому образу является одним из вариантов парковой архитектуры, которое характерно для стиля Ампир.
Круглое в плане, здание выполнено в виде ротонды и повторяет древнегреческий круглый храм. Внутри - великолепно исполненный купол. Полукруглые окна в верхней подкупольной части и прямоугольные в нижней наполняют здание ровным рассеянным светом. С восточной стороны к ротонде примыкает прямоугольное помещение для хранения книг, а с запада расположен главный вход, который оформлен полуциркульной арочной нишей, заполненной двумя пилястрами, а в верхней части - декоративными вставками (подобный прием решения фасадов был характерен для творчества известного архитектора, представителя русского классицизма Д.Жилярди).
Здание библиотеки окружено зеленью деревьев и кустарников, создающих тот фон, который еще более подчеркивает стройность архитектурных форм.
В 1937 г., когда отмечалась одна из трагических дат в истории русской культуры - 100-летие со дня гибели А. Пушкина, самой крупной библиотеке города было присвоено имя великого русского поэта.
Во время фашистской оккупации Евпатории более 10 тысяч томов бесценных книг было расхищено, однако благодаря усилиям библиотечных работников и помощи горожан в считанные месяцы после освобождения города книжный фонд превысил 40 тыс. томов. В последующие годы фонд вырос и составил 90 тыс. томов. Библиотека обслуживает около 7 тыс. читателей. В настоящее время Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, как и много лет назад, остается для жителей и гостей города одним из основных центров культурной и просветительной жизни и деятельности Евпатории.
Городская библиотека гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Театральной площади Евпатории наряду с городским театром, покрытой брусчаткой собственно Театральной площадью, барельефами исторических персонажей, связанных с именем Евпатория, и началом улицы Дувановской с памятником С.Э. Дувану.
настроение: Бодрое
хочется: Читать
слушаю: прото слушаю
Метки: евпатория
Неизвестно Неизвестно,
03-09-2009 19:45
(ссылка)
Дом Дувана
Одной из исторических достопримечательностей Евпатории является дом Дувана. Это здание раположено напротив Свято-Николаевского собора и представляло собою доходный дом, квартиры в котором сдавались в наем. Сам С.Э. Дуван не жил в нем, это была одна из доходных статей Городского Головы Евпатории. Удачное размещение, рядом с основным собором Евпатории и морским портом, по моему, не давало простаивать пустыми квартирам в этом доме.
Нынче здесь живут евпаторийцы, на лето сдавая квартиры для отдыхающих. Но здание это по прежнему называется "дом Дувана" и пользуется популярностью у отдыхающих.

Нынче здесь живут евпаторийцы, на лето сдавая квартиры для отдыхающих. Но здание это по прежнему называется "дом Дувана" и пользуется популярностью у отдыхающих.

настроение: Влюбленное
хочется: петь
слушаю: хелависа
Метки: История Евпатории
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу