Все игры
Запись

Новогодние прогулки по Екатеринбургу


Екатеринбург — удивительный город! Иногда на его улицах и переулках, там, где меньше всего ожидаешь, можно встретить интереснейшие историко-архитектурные объекты или достопримечательности.
Если, выйдя с железнодорожного вокзала Екатеринбурга, сесть на автобус 045 и, не доезжая до Макаровского моста, выйти на остановке «Управление дороги», то слева невозможно не заметить величественное здание, построенное в стиле рационального неоклассицизма и раннего сталианса. Это Управление Свердловской железной дороги.
Историю возникновения этого здания следует начать с непростой истории самого ведомства, которая ведёт отсчёт с 1888 года, когда Главному правлению Пермской железной дороги потребовалось создать на Урале вспомогательную управленческую структуру. Поначалу для этой цели рассматривали город Омск, но затем внимание членов правления привлёк Екатеринбург. Любопытно, что решение открыть отделение Пермской железной дороги в Екатеринбурге весьма активно лоббировал друг и соратник императора Александра III Илларион Иванович Воронцов-Дашков, министр императорского двора и уделов и тесть Елима Павловича Демидова. Сам Елим Павлович, искавший новые рынки сбыта в Центральной и Восточной Сибири и даже в Китае, безусловно, был заинтересован в появлении в Екатеринбурге отделения железной дороги. Другими интересантами были и такие уральские промышленники, как Сергей Строганов и Семён Абамелек-Лазарев, а также екатеринбургское купечество: братья Агафуровы и Ошурковы, Илья Симанов и Пётр Давыдов.
Вопрос строительства здания управления дороги был поставлен на контроль в Екатеринбургской городской думе и к 1912 году был тщательно проработан. Строить было решено на восточном окончании Главного проспекта, неподалёку от железнодорожных линий «Екатеринбург-1» и «Екатеринбург-2». Для временного же размещения управления дороги Екатеринбургская дума собиралась арендовать особняк Харитоновых-Расторгуевых в районе Вознесенской горки. Но главные акционеры акционерного общества Кыштымских заводов, которому принадлежал тогда особняк, всячески противились этому, каждый раз ища повод, чтобы сорвать переговоры об аренде.
С началом Первой мировой войны все намерения относительно строительства здания пришлось отложить до «лучших времён». Но «лучшие времена» не торопились наступать: затянувшаяся война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война...

Наконец, 8 августа 1919 года Народный комиссариат путей сообщения РСФСР, учитывая большой объём хозяйственных задач по восстановлению разрушенного войной железнодорожного хозяйства Зауралья, а также центральное положение Екатеринбурга в системе сложившихся железнодорожных направлений, принял решение образовать Екатеринбургское отделение Пермской железной дороги. Для нужд отделения горисполком выделил здание бывшей мужской гимназии (нынешний адрес — пр. Ленина, 33). Однако уже тогда стало ясно, что для такого многочисленного учреждения нужно здание, по меньшей мере в два-три раза большее.
Ранней осенью 1926 года разработка проекта нового здания была поручена проектно-техническому отделу Екатеринбургского отделения дороги, который возглавлял гражданский инженер Константин Бабыкин.Закладка фундамента будущего здания Управления Свердловской железной дороги состоялась 6 августа 1925 года на улице Северной (нынешний адрес — ул. Челюскинцев, 11). По этому случаю была изготовлена в двух экземплярах медная пластина с выгравированным текстом о закладке здания управления дороги. Первый экземпляр заложили в фундамент, а второй отправили в Музей истории науки и техники дороги, что находится на улице Вокзальной, 14.

Здание Управления Свердловской железной дороги примечательно прежде всего тем, что оно выстроено
не по «красной линии» застройки улицы Северной (Челюскинцев), а с отступом от неё внутрь участка на 30 метров. Таким образом, здание оказалось поднятым по рельефу, а перед его главным фасадом появилось благоустроенное и озеленённое пространство. Сдано здание было в 1928 году, и с тех пор оно ни разу не меняло своих хозяев.
В феврале 1974 года Совет министров РСФСР утвердил за зданием Управления Свердловской железной дороги статус памятника архитектуры республиканского значения и взял его под государственную охрану, о чём свидетельствует мраморная доска на главном фасаде.

Надо сказать, что в советский период находящиеся поблизости от Управления СвЖД скверики, переулки и дворы являли собой весьма непривлекательное зрелище и служили местами распития спиртных напитков и сбора асоциальных элементов. В начале нулевых руководство РЖД и СвЖД взялось за благоустройство прилегающих территорий. Теперь перед главным входом в здание разбит уютный скверик с фонтанами и ажурными заборчиками, а у самой лестницы установлены часы в ретростиле, оснащённые спутниковой системой GPRS.
Слева от управления ранее находились остатки зелёной зоны, сильно запущенной в прежние годы. Теперь здесь обустроен уютный сквер, ставший любимым местом отдыха горожан.

Метки: ОВП, Новый год

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.