Все игры
Фотографии

Сретенский Затон имени Самарина

Многие слышали, что был такой в позапрошлом веке граф Муравьев. Его стараниями левый берег Амура, который перед этим в XVII веке пришлось уступить китайцам, весь стал российским. Но то, что первая флотилия графа Муравьева строилась на Шилкинском заводе и базировалась в Сретенском затоне, известно, пожалуй, только искушенным краеведам. Начальник Амурской экспедиции 1850-1855 гг. Геннадий Невельской направил в Забайкалье двух блестящих морских офицеров – Петра Казакевича и Александра Сгибнева, которые провели гидрографические работы на реках Онон, Ингода и Шилка. Результаты двухлетних съемок и промеров показали, что Шилка является судоходной. Это они - Казакевич и Сгибнев весной 1852 года выбрали местом строительства флотилии село Шилкинский завод. К прибытию генерал-губернатора Муравьева весной 1854 года на воду был спущен невиданный до тех пор в «диких степях Забайкалья» пароход «Аргунь» и еще десятки судов для исторического похода – так Забайкалье стало родиной амурских пароходов. И не просто пароходов, а военных кораблей – Россия показала Китаю свой военно-морской Андреевский флаг, под которым шла «Аргунь», имея на борту два артиллерийских орудия-«единорога» и пару мортир. Так устроен мир: в кругу заклятых друзей не имеет Россия других союзников, кроме своей армии и своего флота. Флот также перевозил запас боеприпасов и продовольствия– кроме речного пути снабжения никаких других-то не было. 18 мая 1854 года русская флотилия вышла из Шилки в Амур. Как вспоминал Г.И.Невельской, "все встали в лодках и осенились крестным знамением. Генерал-губернатор, зачерпнув в стакан амурской воды, поздравил всех с открытием плавания по реке, раздалось восторженное "ура"". Через 160 с лишним лет после того, как китайцы сожгли на Амуре русскую крепость Албазин, Россия, опершись на наше Забайкалье, вернулась в Амурский край под Андреевским флагом. В начале 1897 года для обеспечения безопасности казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури, Аргуни и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Она состояла из пароходов “Казак Уссурийский” и “Атаман”, парового катера “Дозорный” и двух барж. Первым командиром флотилии и капитаном парохода “Атаман” был штурман дальнего плавания Пухманов. Экипажи пароходов состояли из строевых забайкальских, амурских и уссурийских казаков и урядников, знакомых с речным делом. В 1900 году военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке осложнилась. Начались военные столкновения русской стражи с китайцами. Эти события заставили царское правительство принять ряд срочных мер. Были переоборудованы в канонерские лодки пароходы Управления водных путей “Хилок”, “Третий”, “Газимур”, “Амазар”. На них установили по два орудия, пулеметы, навесили на борта листы железа и придали командам по 30 человек стрелков и артиллеристов. Вслед за ними были переоборудованы еще два парохода — “Селенга” и “Сунгари”. Морякам Забайкалья под огнем противника приходилось сопровождать по Амуру коммерческие пароходы. Оценивая роль вооруженных судов в защите Государственной границы и учитывая их боевой опыт, военное министерство в 1903 году приняло решение о создании постоянной военной флотилии на Амуре и постройке для нее специальных военных судов. 2 апреля 1905 года приказом по морскому ведомству канонерские лодки “Орочанин”, “Монгол”, “Бурят”, “Вогул”, “Вотяк”, “Сибиряк”, “Корел”, “Киргиз”, “Калмык”, “Зырянин” были зачислены в состав российского флота и сведены в отдельный отряд судов, причисленный к Сибирской флотилии. В разобранном виде канонерские лодки были переправлены по железной дороге в село Кокуй, расположенное на берегу реки Шилка. Сюда же прибыли экипажи лодок, сформированные из моряков Балтийского и Черноморского флотов. Командовать отрядом был назначен командир 7-го флотского экипажа в Кронштадте капитан 1 ранга Кононов, ставший затем и первым командующим Амурской флотилией. 16 мая 1907 года канонерские лодки “Бурят”, “Орочанин” и “Монгол” совершили свой первый поход в Благовещенск. К осени канонерки собрались в Муравьевском затоне города Сретенска. Затон был создан еще в 1861 году для зимовки судов. К этому времени там была построена мастерская с токарным станком. Наибольшее развитие Затон получил в первом десятилетии двадцатого века. В 1911 году после капитального ремонта ледозащитной дамбы в Затоне зимовало 68 разных судов. Имелись два здания для слесарных работ, кузница на 4 горна с ручными мехами. В мастерских к тому времени были строгальный станок, по два токарных и сверлильных станка. Фотография 1901 года. Скан Ивана Андреева. Взято с сайта "Транссибирская магистраль. Веб-энциклопедия" Опыт прошедшей русско-японской войны показал, что десяти канонерских лодок было явно недостаточно для обороны громаднейшего русского побережья и особенно устья реки Шилка. С этой целью был разработан проект дизельной башенной лодки. Заказ для постройки этих судов был передан Балтийскому судостроительному заводу, а десяти посыльных судов — Путиловскому заводу. Предварительно ...

Другие альбомы