Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:
Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
Владимирская-Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря)
Оранская Владимирская
Красногорская (Черногорская) Владимирская
По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами”. По преданию Православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как “Владимирскую”.
Икона Владычицы до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия - Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.
Другие альбомы