Все игры

Откройте свой Мир!

Sign up
Photos

КАМИЛЬ ШАЯХМЕТОВ

Альбом посвящается творчеству моего отца..... КАМИЛЬ ШАЯХМЕТОВ (15.10 1928-04.05 1995) родился в Кокчетаве в татарской семье. В 1948 году окончил художественное училище в Алма-Ате и с 1950 по 1956 годы обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина в Ленинграде в мастерской Ю.Непринцева. Шаяхметов со своими товарищами А.Галимбаевой, М.Кенбаевым, К.Тельжановым, С.Мамбеевым были самым ожидаемым поколением. Проблема острой необходимости профессиональных национальных кадров стояла с 1936 года, с момента создания Алма-Атинского художественного училища. Лучшие, кто был отправлен в столичные учебные заведения Ленинграда и Москвы, осознавали, что их учеба – не только огромный прорыв в творческой карьере, личностном росте, но и важный шаг для искусства республики в целом. С их приездом наступает новый этап ровного и поступательного развития художественной школы Казахстана, которая до этого оставалось провинциальной, даже при таких выдающихся персонах, как А.Риттих, А.Черкасский, Б.Урманче, С.Калмыков. На разных этапах своего художнического роста Камиль Шаяхметов создавал произведения, которые с абсолютной ясностью высвечивали главные тенденции в развитии живописи. Он единственный из казахских мастеров создал произведение, которое в точности повторило весь пафос, блеск и идейную программу культовых соцреалистических вещей на тему незабываемой встречи. Речь идет о масштабном полотне 1950 года «Встреча участников Декады казахского искусства с товарищем Сталиным в 1936 году». Шаяхметов показывает, как он усвоил уроки канонических образцов, повторяя обязательные иконографические схемы: обилие цветов, сверкающих улыбок и люстр, толпы восторженно внемлющих Сталину людей. Сегодня эта картина стала историческим документом эпохи, который позволяет воочию представить не только мифы того времени, но и реальных звезд, делавших свои первые шаги на казахской сцене. Облик персонажей передан приблизительно, с большой долей упрощения. Однако зрителю интересно угадать среди толпы энтузиастов К.Байсеитову, Ш.Жиенкулову, Ж.Шанина, Е.Брусиловского и др. Самым важным становится общий настрой, эмоциональный фон, который дает ключ для понимания сталинского времени. На новом витке своей карьеры, в середине века вместе со своими коллегами по цеху Шаяхметов обратился к жизни казахской степи и аула. Художник словно протянул мост между картинами визуализацией примет «сталинского рая» 1930-40-х годов и особенным мироощущением 1950-60-х. Мирочувствованием, действительно позитивным, без всякой указки свыше и бездумной верой в вождя, при которой жизнь воспринималась в свете яркого солнца, улыбок и личного достоинства. Об этом – дипломная работа Шаяхметова 1956 года «Победители». Зрителю опять интересно разглядывать и угадывать персонажей. Вот – победитель-беркутчи; девушка, стоящая рядом с ним, выиграла байгу, огромный борец-палуан и любопытный мальчик, наклонившийся почти до земли, чтобы увидеть церемонию награждения. Все фигуры и предметы вторят друг другу, «нанизываются» на композиционные диагонали, создавая ощущение огромного количества народа. Шаяхметов желал достичь эффекта многофигурной фрески, способной украшать огромные стены дворцов. После пафосного изображения встречи с вождем Шаяхметов овладевает новым языком. Кажется, что для него естественны и речь взахлеб, и желание передать все, что открывается его взору, когда он попадает в родной аул – людей, животных, палящее солнце, утварь. Художник будто пишет короткие рассказы об увиденном, в которых боится что-то упустить. Как разговорная лексика в тексте писателя, в его картины вкрапляется быт, немыслимые сочетания цветов платьев аульских женщин, подробное описание украшений и причесок, ваз, радиоприемников, беркутов и лисьих шкур. Шаяхметов акцентирует свою позицию наблюдателя, сопричастного действу, он – автор-повествователь, который является участником событий. Благодаря этой точке зрения его аульские полотна наделяются живым дыханием, подлинностью, сердечностью. Каждая из картин Шаяхметова способна стать иллюстрацией к литературному источнику. В этом художник повторяет путь, пройденный его учителем. После создания картины «Отдых после боя», написанной по впечатлениям поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», Юрий Непринцев проснулся знаменитым. До конца прошлого века школьники писали об этом полотне сочинения, а зрители – многотомные восторженные отзывы на выставках. Опора на рассказ, избрание сюжета на тему встречи, беседы, обязательного присутствия массы, народа вокруг главных персонажей оказалось логичным шагом для развития молодого живописца. Это не было конъюнктурным решением, сама атмосфера творчества была экстравертной, направленной на активный диалог со зрителем, на изображение таких ситуаций и событий, которые будут долго рассматриваться, горячо обсуждаться на выставке, и развернуто описаны в статье; вызовут живой эмоциональный отклик, ощущение сопричастности любого человека к изображенному. Тема беседы стала излюбленной в творчестве Шаяхметова. В п ...

Access denied.
This is not
a public album.
Other albums