Флоренцию нужно видеть с высоты птичьего полета. Например, с возвышенностей садов Боболи. А можно взобраться на купол Дуомо или на колокольню Джотто. Последний вариант мне показался предпочтительнее, купол Брунеллески перед глазами лежал, как на ладони… А за ним открывалось море черепичных крыш бегущих в сторону Арно и дальше до самых холмов.
Уже в самом имени города раскрывается букет цветов. Причем для каждого он свой, наособицу!.. Как говорили литераторы кватроченто: Флоренция – роскошный цветок Тосканы… А Блок в своём итальянском цикле писал – «Флоренция, ты ирис нежный…» Мне она открылась через июньский липовый цвет, который белокурой волной сбегал с холмов за рекой. Но есть здесь место и сиреневому врубелевскому цвету, стоит приглядеться к облакам, а вернее к их отражениям, уплывающим под мосты.
Неожиданно Флоренция может представиться – женщиной, одетой в такой сиреневый плащ. Она пробирается на непременное свидание по мосту Понте Веккио, единственному уцелевшему со времен Средневековья. Но не будем ее преследовать, а задержимся на мосту. Здесь во множестве расположены ювелирные лавки, где символично сошлись меценатствующее купечество и искусство мастеров, наследников великого Челлини. А напротив моста видны окна галереи Уфицци, вобравшей в себя все сокровища живописи треченто и кватроченто. Золотой век Флоренции возможно аукнулся в России веком Серебряным, недаром наши поэты и художники считали долгом чести совершить паломническую поездку на берега Арно… Тут можно вспомнить не только Блока, но и Анненского, Кузмина, Гумилева…
***
Когда тут уличный художник
рисует образ Боттичелли,
то, несмотря на скорый дождик,
мы обретаем, что хотели.
И пусть любое время года
стоит здесь на дворе сегодня,
Флоренции и непогода
к лицу – за пазухой Господней!..
Другие альбомы