Все игры
Запись

Олимпийский чемпион из консерватории



Драммонд:
«Должен признаться, что большинство итальянских песен мне не особенно нравятся, и я считаю, что их музыкальное достоинство не оправдывают их появления на пластинках. Однако, пение Карузо в данном случае слушать приятно, хотя сама запись не блестящая.»

Neil Kurtzman:
«В декабре 1906-го Карузо записал две песни – “Triste Ritorno” Ричарда Бартелеми и "Идеал" Паоло Тости. Обе прекрасно исполнены; первая демонстрирует баритональный нижний регистр Карузо, вторая - удивительную вокальную линию и чистоту тона. Они показывают тенора в начале периода его вокальной зрелости и мастерства.»


Adorables tourments («Сладкие муки»), слова - Enrico Caruso, музыка - Riccardo Barthélemy, записана 10 января 1908 года, Нью-Йорк.



Драммонд:
«Карузо приписывается авторство текста на музыку, сочиненную его приятелем и репетитором Ричардом (Ришаром) Бартелеми...
Мое личное мнение об этой записи, что она – трата воска, трата таланта и трата времени. Карузо и до этого записывал пустяки, но то были типичные итальянские или неаполитанские канцонетты. В данном случае перед нами – чисто коммерческая поделка, к тому же не совсем удавшаяся. Голос на этой пластинке звучит хорошо, но жаль, что Карузо зря расходовал свой талант и силы, когда находился в зените вокальной формы.»

Viktorov K:
Как чувственно здесь поет Карузо, и какая прекрасная музыка!

65attila:
Величественный звук и фразировка.


Энрико Карузо сохранил о своем друге не только музыкальную память. Великолепный карикатурист, Карузо, среди череды созданных им шаржей – от Наполеона до Шаляпина – оставил нам и зрительный образ Бартелеми, возможно, единственный.




Некоторое представление о Бартелеми можно получить, читая биографию Карузо:
<<
... в обычной жизни Карузо был далек от легкомыслия. В Лондоне он ежедневно занимался с превосходным музыкантом и аккомпаниатором — французом Ришаром Бартелеми, оттачивая каждую фразу и выполняя дыхательные упражнения, рекомендованные еще Ломбарди. Несмотря на горячие споры певца и аккомпаниатора о том, как нужно исполнять какой-либо фрагмент, занятия с Бартелеми очень много дали Карузо. Образованный человек, с прекрасным чувством вкуса, Бартелеми открывал в музыке нюансы, на которые тенор раньше не обращал внимания. Бартелеми, кстати, настоял и на том, чтобы Энрико тщательнее выбирал сценические костюмы. Тенор остался очень доволен этим сотрудничеством и пригласил Бартелеми работать с ним в следующем, нью-йоркском сезоне.
>>

<<
С помощью Бартелеми Карузо готовил партию Пинкертона со всей тщательностью, и результат не замедлил сказаться. Премьера прошла с большим успехом.
>>

Напомню, что премьера "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини в феврале 1904 года закончилась провалом. Миланская публика не была готова воспринять трагические взаимоотношения японской гейши и американского морского офицера из пьесы Дэвида Беласко, превращенные в оперу последним гением этого жанра.

Но здесь речь идет об американской триумфальной премьере "Мадам Баттерфляй" 11 февраля 1907 года.

Век с лишним назад американцы обожали и драматурга из Калифорнии, и лучшего оперного композитора той эпохи. Американцы вообще очень любят, чтобы у них было все самое лучшее (или чтобы им так казалось). Поэтому через несколько лет и еще одна опера, написанная Пуччини на сюжет Беласко, была обречена на успех, тем более что на премьере пел Карузо.



Возможно, самая известная песня Бартелеми – “Chi se nne scorda cchiù?” (Кто же сможет забыть?»





Chi se nne scorda cchiù?

Chi se nne scorda cchiù de chella sera?
Senza nu sciore chella trezza nera,
Senza n'aniello chella mane'e cera:
Core che abbruce cchiù de na vrasera.
Addó' vaje?
Sott' 'a bannera
De Rosina a spantecà?

Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!
Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!

Che succerette
E chi ne sape niente.
Saccio che mò mme fatti 'o tradimento
E 'o core tuo l'ài dato a' nu tenente
Ma nun mm'importa, la donna è comme un vento
Te carezza e te turmente,
Te trarisce e se ne va!

Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!
Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!

Te carezza e te turmente,
Te trarisce e se ne va!

Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!
Core, uh quante fantasie:
Una vene e n'auta va.
Vi, che ppoco'e bbene e' Ddie
Dint'a chella scurità!


Кто же сможет забыть?

Кто же сможет забыть тот вечер?
И те чёрные волосы без цветка?
И белые руки без кольца?
И сердце, которое жгло сильнее, чем огонь?
Но куда же ты уходишь, подражая Розине?
Чтобы заставить меня страдать?

О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!
О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!

И что же случилось?
Никто не знает ничего об этом.
А я знаю только, что ты изменила мне,
И отдала своё сердце лейтенанту.
Но мне всё равно,
Потому что я знаю: женщина - словно ветер!
Ласкает тебя и мучает,
А потом изменяет тебе и уходит!

О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!
О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!

Ласкает тебя и мучает,
А потом изменяет тебе и уходит!

О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!
О, сердце, сколько фантазий
Приходят одна за другой!
И только Бог может вывести
Из этой темноты!



(перевод с сайта неаполитанской песни Наташи Чернега)

Тито Скипа



Аркадий Погодин




Еще одну песню Бартелеми - Pesca d’Amore – тоже поет Тита Скипа (1889-1965), считающийся лучшим легким тенором с тех пор, как изобрели звукозапись. Запись середины 1920-х.




В недрах интернета нашелся еще один исполнитель этой песни – неаполитанец Франческо Дадди (1864-1945).

Дадди начинал как тенор, но с годами его голос стал ниже. В 1907 он уехал в Америку, где выступал как «компримарио» - исполнитель небольших, обычно характерных партий в операх, которые нужно не только спеть, но и сыграть.

Если Вы слышали «Богему» Пуччини, то не можете не вспомнить квартирного хозяина Бенуа в первом акте или продавца игрушек Парпиньоля во втором – типичные партии для компримарио. Эти маленькие партии (во второй - всего две фразы) вплетаются в основную сюжетную линию, оттеняя и дополняя ее.

Голос Дадди остался на абсолютно уникальной записи, вошедшей в историю музыки как «семидолларовый секстет». Эта 4-минутная односторонняя пластинка с фрагментом из «Лючии», вышедшая в 1908 году, действительно шла в Америке нарасхват по 7 долларов, что соответствует сумме долларов в двести на нынешние деньги. Впрочем, сегодня 7-долларовый секстет можно послушать совершенно бесплатно.

Энрико Карузо, Франческо Дадди, баритон Антонио Скотти - половина участников этой знаменитой записи, сделанной в Америке, были родом из Неаполя!


Но тут мы слушаем сольный номер Дадди на музыку Бартелеми.




5 ноября 1937 года в "Бельгийском Музыкальном Ревью" появился некролог на "Lt. Colonel Barthélemy". Усопший возглавлял радио-ассоциацию "Solidra" и был основателем издания "Tribune Radiophonique des Combattants".
<<
Все бельгийские музыканты должны быть благодарны Barthelemy за его усилия в возрождении бельгийской музыки.
>>

Впрочем, историки музыки, как и историки олимпийского движения, не до конца уверены, что речь идет о том же самом человеке мира, который родился в Турции, учился в Неаполе, представлял Италию на Олимпиаде в Швеции и сопровождал великого тенора-неаполитанца в триумфальных мировых турне. Поэтому год его смерти - 1937 - обычно пишется с вопросительным знаком.


Ришар Бартелеми – "Sérénade Coquette"







Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Алена Алена      29-03-2016 01:51 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории

Ирина Николаевна      29-03-2016 02:04 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Спасибо..!!!!!

Александр Головач      29-03-2016 05:02 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Евгений! Огромное спасибо за такой замечательный пост! Браво!
Елена Бурова      29-03-2016 07:32 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Интересно
Ника Дан      29-03-2016 10:13 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Благодарю Вас, Евгений, за такой интересный пост.
Алевтина Копытова      29-03-2016 11:22 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Спасибо огромное за прекрасную авторскую работу ! Спасибо за редкие записи! Спасибо за доставленное удовольствие!
Александр Деев      29-03-2016 12:23 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Proud Lioness Time      29-03-2016 13:48 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
прекрасный пост
Марина Мелихова      29-03-2016 16:09 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Очень интересный материал... С громадным интересом его прочитала и послушала уникальных исполнителей. Спасибо за Ваш труд! Каждый раз читаю ваши посты и узнаю для себя что то новое.
клава козлова      29-03-2016 16:31 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Спасибо Вам большое за интересный и очень познавательный пост!!!!
Асылтас Масабаева      29-03-2016 17:59 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
Асылтас Масабаева      29-03-2016 18:00 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории
☜♡☞ МадаМ☜♡☞ ......      01-04-2016 19:55 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории


☜♡☞ МадаМ☜♡☞ ......      01-04-2016 19:57 (ссылка)
Re: Олимпийский чемпион из консерватории