Все игры
Запись

Аннотированные ссылки по проблематике ИКЛ


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Владимир Анненков      01-12-2007 08:54 (ссылка)
Мышление учителя
Для "затравки" коллекции ссылок обращаю внимание на статью: Гильманшина С. И. , Вилькеев Д.В. Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект // Психологическая наука и образование, 2004, № 2 - http://psyedu.ru/view.php?i...
Аннотация: Рассматрены особенности профессионального мышления учителя-предметника (на примере химии). Отмечена необходимость творческой составляющей в профессиональном мышлении учителя (помимо специальной научно-методической). Представлена система заданий и задач для формирования профессионального мышления будущего специалиста-предметника.

Ключевые слова: В.Д. Шадриков, научное мышление, логическая культура мышления учителя.
Владимир Анненков      14-12-2007 18:08 (ссылка)
Ершов: инфо. безопасность и компетентность специалиста
В статье Д.А. Ершова под "информационной компетентностью" специалиста понимается "совокупность качеств и способностей личности, опыта деятельности в информационной сфере, позволяющих обеспечить информационную безопасность как собственную, так и своих подопечных".
"Информационная безопасность – это возможность человека удовлетворить свои потребности в информационной сфере без вреда для себя и других людей. Созданию информационной безопасности личности способствуют такие умения и качества, как: критичное отношение к любой воспринимаемой информации, способность ее анализировать; умение использовать информационные ресурсы общества без вреда для собственной личности; знание особенностей воздействия информации на психику человека, умение сопротивляться такому воздействию..."
Владимир Анненков      21-12-2007 11:49 (ссылка)
Как создавать и использовать личную библиотеку на ПК?
Как показывает опрос, тысячи личных э-библиотек размещены на персональных компьютерах их создателей. Чтобы обменяться опытом комплектования и структурирования личных собраний электронных ресурсов, в группе "Электронные библиотеки" на популярном сайте vkontakte.ru открыта специальная ветка дискуссии.
А здесь в "ответах" собираем ссылки на Интернет-ресурсы в помощь создателям личных э-библиотек (программные оболочки, социально-правовые и культурологические вопросы составления...). Как э-библиотеки дополняют (подчас - и замещают) традиционные домашние библиотеки?
Владимир Анненков      08-01-2008 11:11 (ссылка)
Используем шаблоны
Ищите и создавайте сами шаблоны опросов, планов анализа и т.п. для экономии времени. Пример: страница автоматической генерации анализа проведённого урока Автор страницы - Илья Смирнов; схема анализа - Т.А.Ильиной
Владимир Анненков      09-01-2008 12:58 (ссылка)
Стандарты ЮНЕСКО по ИКТ-компетентности для учителей
Читайте http://www.ifap.ru/library/... на русском и в оригинале:
1. http://www.ifap.ru/library/... - концепция
2. http://www.ifap.ru/library/... - модули
3. http://www.ifap.ru/library/... - руководство по применению
Владимир Анненков      19-01-2008 09:14 (ссылка)
В.Кудрявцев о пользе сверхпланирования
Доктор психологических наук размышляет в своём весьма популярном блоге о пользе личного плана, не уложенного в прокрустово ложе "здесь и сейчас".
Владимир Анненков      29-02-2008 17:32 (ссылка)
Л.Гребнев: умеем ли мы читать?
Статья профессора МГУ, посвящённая полемике по вопросам "Болонского процесса", включает суждения по азам информационной культуры:
"Умение читать, как известно, – одно из базовых в любой культуре, имеющей письменность. Часто ошибочно предполагается, что оно формируется уже в начальной школе и затем только используется. Одним из признаков умения читать в нашей школе, причем едва ли не важнейшим, является скорость чтения. При этом как-то в тени оказывается умение понимать прочитанное. Этот качественный параметр формируется гораздо дольше и, возможно, не имеет предела совершенствования. Тем не менее выпускники американских средних школ, собирающиеся поступать в вуз и сдающие для этого тест SAT, проходят проверку на навык «critical thinking» (critical reading), который как раз и проверяет умение читать качественно. У нас подобные проверки пока не проводятся, что оборачивается часто ошибками в, казалось бы, простых ситуациях".
Владимир Анненков      12-03-2008 10:25 (ссылка)
Как убрать рекламу
Предохранение от навязчивой рекламы - существенный (по меньшей мере для меня) элемент современной информационной культуры личности. В посте в сообщество "скорая почтовая помощь" Константин Бояндин рекомендует: Как "убить" рекламу на сайтах Mail.ru (при использовании Firefox и Opera).
Владимир Анненков      14-03-2008 08:07 (ссылка)
Диалог, дискуссия, мозговой штурм
Чтобы общение в группах (в том числе и учебных) шло эффективнее, А.Е. Лузин - эксперт учебного центра Международной организации труда - предлагает различать ДИАЛОГ и ДИСКУССИЮ. И то, и другое сочетается в мозговом штурме для инвентаризации и отбора идей.
Владимир Анненков      19-03-2008 10:39 (ссылка)
Этический кодекс для информационного общества
На сайте общественной организации в поддержку Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" опубликован перевод проекта ЮНЕСКО "Этический кодекс для информационного общества" - http://www.ifap.ru/ofdocs/u.... Кодекс адресован прежде всего государственным органам и бизнесу. Но содержит и элементы, необходимые каждому человеку:
* развитие информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) предоставляет возможности для улучшений в области свободного
распространения идей словесным и изобразительным путем, но также представляет
собой этические вызовы обеспечению всеобщего участия в глобальном
информационном обществе...
* использование ИКТ и создание контента должно уважать права человека и фундаментальные свободы других, включая неприкосновенность личной жизни и право на свободу мысли, совести и вероисповедания...
* Частным лицам следует принять меры для защиты своей частной жизни и
улучшения безопасности их данных.
* Тем, кто ответственен за творческую работу, которая является частью общего
культурного наследия или несомненной частью общественного достояния,
следует сделать эту информацию свободно доступной для людей.
* Всем заинтересованным сторонам следует иметь в виду пределы прав
интеллектуальной собственности и то, как они могут отказаться от части этих
прав, если того пожелают. Аналогично, справедливый баланс между интересами
правообладателей и общественным интересом должен поддерживаться и
уважаться. Как часть хода развития информационного общества, рекомендуется
разработка альтернативных лицензий ведущих к распространению информации.
* Всем действующим лицам в информационном обществе следует
стремиться поднять каждого участника на тот уровень, где он поймет как
работает система и как он может действовать коллективно со всеми,
разделяя ответственность за успех системы в целом.
* Открытое, интегрированное и межкультурное образование, совмещенное
с обучением навыкам информационного и коммуникационного
управления является решающим; не следует огранивать его получением
технических знаний, но также включать осведомленность о моральных
принципах и ценностях.
* Людям следует быть готовыми к получению базовых навыков в области
ИКТ и этики в информационном обществе.
* Гражданам следует ознакомиться с доступными средствами для контроля за
фильтрацией контента в собственных домах и бизнесе.

Вышеназванные и другие положения этического кодекса обсуждаем в форуме "Этика в информационной культуре личности" - http://infoclt.forum24.ru/?...
Владимир Анненков      24-03-2008 15:04 (ссылка)
Наблюдаем переход к новой цивилизации
На сайте общественной организации в поддержку программы ЮНЕСКО "Информация для всех" опубликована коллекция ссылок, отражающих переход в "информационное общество" или "общество знаний". Что же считают «краеугольным камнем» постиндустриального общества?
"В основе концепции информационного общества лежит информация, которая считается наиболее ценным ресурсом. Соответственно критически важной является доступность в широком смысле средств и линий связи и технологий хранения и обработки информации. Концепция общества знаний ставит во главу угла человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации." В жизни цивилизационный переход осуществляется во многих направлениях, что и показывает коллекция ссылок.
Владимир Анненков      14-04-2008 13:38 (ссылка)
Опыт освоения сервисов web 2.0

В блоге "Учащийся", который развиваю с лета 2007 г. в связке с Вебинаром А+А, собраны заметки об освоении сервисов web 2.0 и новых дистанционных технологий непрерывного образования. Сегодня из "россыпи" записей сделал структурированное "Содержание блога "Учащийся", которое всегда видно при входе.
Основные разделы содержания выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (хотя выглядят гиперссылками, никуда не ведут, а служат для структурирования содержания). ВНИМАНИЕ: открыв гиперссылку, видите "Содержание блога...", которое надо прокрутить до искомой записи под ним.
.
К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Что нас ждёт в web?
Майк Уэш об образовании на основе web 2.0
Обновление списка моих сайтов и страниц
Электронный портфель в учебном процессе
Высокое напряжение "вечных студентов"
Интернет-журнал для самообразования в объёме жизни
E-learning на Toodoo
Новая книга в поддержку учащегося
Как работать с почтой Gmail
Феномен ВКОНТАКТЕ
Обсуждение социальных сетей на toodoo
Рейтинг Технорати отражает Ваш авторитет среди блоггеров
Сетевые взаимодействия в Moodle
Twitter в дистанционных технологиях образования
К новой организации дистанционного научения
Зачем Вам голос?

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ
Знание и действие
"Двери" к ближнему в Интернет
Ссылка на самиздат А. Г. Войтова

НА ДОСУГЕ
Тест культуры
Геопривязка фотографий
Геосервис "Мир тесен"
Инфракрасный космоснимок Европы и Северной Африки
Вызов туристу
Condor pasa
Танец "1000 рук"

ЛИЧНОЕ
Познакомимся
9 мая
Песни войны: милая, не плачь...
Гендина: С Днем Победы!
Жаркий май 2007
Когда сидеть за компом?

В ответах приглашаю поделиться опытом использования сервисов веб2 и выразить суждения об их значении для информационной культуры личности. А комментарии по отдельным сюжетам уместнее в блоге "Учащийся"
Владимир Анненков      29-07-2008 21:29 (ссылка)
ИНФОРМОХРАНИЛИЩА
Так названа статья в журнале "Наука и жизнь" (2008, № 5), которая рассказывает, как люди научились хранить информацию, чтобы передавать её следующим поколениям, как они делали это раньше и как теперь.
Из оглавления: ИЕРОГЛИФЫ И БУКВЫ; ОТ ПЕРФОКАРТ ДО ДИСКЕТ; ЛАЗЕРНЫЙ ЛУЧ В РОЛИ ГРАММОФОННОЙ ИГЛЫ; О CD и DVD, ФЛЭШ-КАРТАХ.
Владимир Анненков      02-08-2008 09:44 (ссылка)
РУНЕТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Под таким названием в Летописи.ру помещены размышления Т.М.Романовой - учительницы биологии и информатики из г. Дзержинска Нижегородской области. Она отмечает:
1. возросшую мотивацию к освоению ИКТ у тех, кто работает в Интернет.
2. значение "информационной и коммуникативной культуры" ученика для его развития ("Без умения грамотно работать с информацией, анализировать информационные потоки, выделять главное, делать выводы и давать собственную оценку, невозможно освоить умения 21 века").
3. Интернет - "основной источник информации в современном обществе" ("Сегодня Интернет это место для социальных, педагогических и психологических экспериментов. Использование сервисов Веб 2.0 формирует у учеников критическое мышление и толерантность. Ведь им приходится отслеживать действия соавторов, обсуждать, править, дополнять новыми категориями документы и статьи. Работая в поисковой системе Google, в Letopisi.ru ученики активно создают документы, решают исследовательские вопросы, общаются в Чате друг с другом и координаторами проекта").
4. "Интернет-технологии призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования"
Подробнее

Владимир Анненков      11-10-2008 09:30 (ссылка)
Ю.Г. Коротенков об "информационной субкультуре"

В статье "Формирование информационной субкультуры в аспекте информатизации образования", опубликованной в журнале "Вестник Московского городского педагогического университета", Серия “Информатика и информатизация образования” 2005, № 1 (http://mf.mgpu.ru/main/cont...), кандидат физ-мат наук, доцент Института общего среднего образования РАО рассматривает информационную культуру субъекта образовательного процесса со стороны информатики и информатизации образования и со стороны культурологии.
Ю.Г. Коротенков считает, что "Информационная культура – это культура всей социально-информационной деятельности субъекта, а значит, это:
* культура его жизни, поведения, общения, труда, познания;
* культура производства (изготовления), культура процессов и культура отношений;
* культура восприятия и качественной оценки информации, дифференциации информационных воздействий среды, устойчивость по отношению к ее негативным воздействиям;
* культура творчества – культура мышления, восприятия знаний, формирования и использования внутреннего потенциала (физического, интеллектуального, психологического);
* культура познания и самопознания, образования и самообразования.
В общем плане, образование личности – это и есть формирование его информационной культуры, необходимой для ее адаптации к постоянно изменяющимся условиям социально-информационной среды, в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества и его интеллектуальными ресурсами, для ее и саморазвития. Это постепенный переход (в пространстве и времени) количества знаний и умений в качество этой личности и ее личной среды, в уровень ее развития и участия в развитии мира."
Владимир Анненков      24-03-2009 08:01 (ссылка)
О. Зайцев: Мошенничество в Интернете
По проблеме информационной безопасности пользователя Интернет полезный ресурс Олега Зайцева "Мошенничество в Интернете и защита от него". Рассмотрены:
Киберсквоттинг
Фишинг
Мошенничество с платежными системами
Hoax-программы
Динамическая подмена платежных реквизитов
SMS-голосование и оплата
Похищение платежных реквизитов пользователя
Взлом сайтов и DDoS-атаки
Блокировка компьютера и данных пользователя