Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

FUMSI и ПОСРЕДНИК


Эпиграф: Сказка - ложь. Да в ней намёк, добрым молодцам урок :)

Преподаватель Ангарского педколледжа Л.З.Сидорова в феврале 2008 г. реанимировала запись "Советы из британской Бесплатной пинты", скопировав её в свой блог. На эту инициативу живо откликнулись А.В.Шибин (Екатеринбург), А.А.Овсейцев (Зеленоград), Т.И.Ежевская (Чита), выпускница Ангарского педколледжа Н.Подъячих (Свирск), студентка того же колледжа Ольга Зонхоева.
Положительно оценив подход FUMSI, участники дискуссии высказались за уточнение и дополнение сценария работы с информацией. Для последующих ссылок обозначим предложения цифрами в скобках.
А.В.Шибин: добавить (1) "Планируй информационные ресурсы и потоки", (2) "Мотивируй эффективную работу с информацией", (3) "Контролируй инфо...
А.А.Овсейцев: Кроме трёх функций, которые предлагает добавить А.В.Шибин, нехватает еще двух: (4) Оценивай и (5) Выбирай (принимай решение).
Н.Подъячих: не хватает раздела по (6) целевым установкам для эффективности работы с информацией.
Л.З.Сидорова: (7) рефлексируй свои информационные потребности; ищи информацию, (8) выделяя значимую для себя... Хорошо бы ввести (9) установки к обеспечению информационной безопасности (четко дифференцируй ...,)
О.Зонхоева: самым первым должно быть (10) определение темы, или же какое-либо ключевое слово для поиска нужной информации.
Т.И.Ежевская: нужно не только знать и учитывать рекомендации, но и (11) уметь все это применять.

Рефлексия FUMSI и минидискуссии в блоге Л.З.Сидоровой привела к обобщению, которое можно обозначить аббревиатурой ПОСРЕДНИК. Расшифровываем так:

Проектируй - определяй цель, задачи и информацию, нужную для решения задач. С проекта начинает свою модель СФК А.А.Овсейцев. Та же суть обозначена в (6), (1) и (10).
Отбирай - Сегодня задача поиска информации по миллионам сайтов отдана машинам. Для информационной культуры личности важнее овладеть технологиями отбора нужной информации из результатов автоматизированного поиска. О том же пишут и А.А.Овсейцев (4), (5). Л.З.Сидорова (8). От Отбора информации зависит информационная безопасность личности (9).
Сохраняй - эта функция присутствует во всех моделях работы с информацией. Она в значительной миере передана программным агентам. Но человек постоянно стоит перед выбором, на что стоит затратить время для сохранения, где сохранять (в своей памяти, в базах данных - на ПК или в веб - и т.д.), как сохранять (зубрёжкой, осмыслением, другими способами)...
Рефлексируй - примеряй новую информацию к своим знаниям и практике, корректируй проект работы с информацией, снова и снова переосмысливай информацию... Эта функция прямо выделена Л.З.Сидоровой, косвенно (2), (3), (4) и другими участниками дискуссии.
Ежедневно (еженедельно, ежемесячно...) - цикл работы с информацией нужно воспроизводить с периодичностью, разной для разных задач. Этот принцип входит в фундамент функционирования.
Действуй - эта функция соответствует функции "используй" в схеме FUMSI и весьма разнообразна по содержанию. Это и строительство сетевых сообществ для развития в сотрудничестве, и реализация собственных проектов, и многое другое. Главное - информация важна не сама по себе, а для действий, для решения проблем жизни.
Накопляй - знания, опыт и другие составляющие интеллектуального капитала личности.
Информируй - обобщая все предыдущие функции, обогащая полученную информацию своим оригинальным и полезным для других вкладом, передавай информацию далее (в пространстве, во времени).
Конструируй - такая установка поддерживает инновационное развитие, не даёт успокаиваться на достигнутом, заниматься только ретрансляцией известного.

В целом формула ПОСРЕДНИК - один из многих вариантов для перевода искусства работы с информацией в науку и технологию, которые разные люди могут применять в разных ситуациях. Можно оспаривать отдельные составляющие, можно предлагать иные формулы. Но в масштабе истории каждый из нас - лишь ПОСРЕДНИК В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. И не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать свою роль ПОСРЕДНИКА на пути в новое общество.

Значение ИКЛ для человека и общества.

     В настоящее время основная масса людей не любит читать и чтение заменяет общением в социальных сетях. Общение основывается на уже  использованном в сети материале. Это не развивает  человека, а обедняет его. Хочется привести пример высказывания Дж.Мерфи:  " Кто умеет читать, у того есть ключ к великим делам, к безграничным возможностям, к ослепительно прекрасной жизни, полной смысла и счастья."   Дж. Мерфи автор многочисленных произведений. Чтение его книг помогает выработать в себе высокие нравственные качества, освободиться от дурных привычек. Каждый человек участвует в мировом разуме, связывающим все человечество.     Еще в древности, люди не имея качественных материалов, создавали примитивные книги.  Пример частичной поисковой работы ученицы 2 класса о создании книг в древности.   http://nsportal.ru/ap/libra...    http://nsportal.ru/node/166...   





    " Поверх всяких физических энергий есть энергия  души каждого человека...     Добрые сердца людей со своими энергиями любви ведут великую самоотверженную борьбу за сохранение и развитие жизни на Земле. Сердце стоит на страже эволюции человечества, в нем хранится путь эволюции."
 ( Ш.А. Амонашвили из книги " Вера и любовь"с. 162 )



12. ИКЛ - основа гео- и клио- культуры личности

Модуль 12.  Информационная культура личности - основа её гео- и клио-культуры

Тематика
Пространственно-временные ситуации в природе, обществе, природно-культурных системах. Актуальность комплексного развития человеком ХХ1 в. его информационной культуры, геокультуры, клиокультуры, других секторов личной культуры.

Источники
1. Мизюн В. Управление производственными системами и процессами (электронный ресурс http://www.cfin.ru/manageme...  доступ 11.11.2012)
2. Грибан О.Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета (электронный ресурс http://www.cspu.ru/uchenomu...  дата обращения 11.11.2012)

Вопросы и задания
1. Опишите один Ваш день как последовательность пространственно-временных ситуаций.
2. Представьте метапредметность в Вашей повседневной жизни.


11. Индивидуальная программа развития ИКЛ

Модуль 11.   Индивидуальная программа развития информационной культуры  

Тематика
Диагностика компетентностей в информационно-коммуникационных технологиях и в информационной культуре личности. Тесты продвижения от информационной грамотности через профессиональные компетентности в работе с информацией к общей рефлексии своей информационной культуры.

Определение пробелов в своей информационной культуре и планирование их преодоления. Выбор консультантов и сетевых сообществ. Разработка индивидуальной программы.

Источники
1.Диагностика компетенций (как это делается) (электронный ресурс http://metaver.ru/2010/diag...  дата обращения 11.11.2012)
2. Опыт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по накопительной системе в Одинцовском муниципальном районе  Московской области (сокращённая ссылка на электронный ресурс http://clck.ru/4RMqm  дата обращения 11.11.2012) 

Вопросы и задания
1.Определите свои потребности в профессиональном и/или другом росте в ответ на "вызовы жизни"
2.Разработайте программу развития своих жизненно необходимых способностей.

10. Автодидактика учащегося

Модуль 10.  Автодидактика учащегося

Тематика
От искусства к науке и технологиям автодидактики. От заучивания к личным открытиям. От формального образования в учебных заведениях к неформальному и «информальному» на рабочем месте, в дороге, на досуге, в общем потоке жизни. Соотношение И-Н-Ф в жизни педагога. Самоорганизация в суточном, недельном и других циклах жизни. Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава (5С).

Источники
1.Анненков В.В. Автодидактика... (электронный ресурс  http://pedsovet.org/forum/t...  дата обращения 14.12.2012)
2.Готовимся к конференции… (электронный ресурс http://www.openclass.ru/nod...  дата обращения 14.12.2012)

Вопросы и задания
1.Пользуясь автодидактикой, составьте конспект индивидуальной программы саморазвития.
2.Представьте Ваш опыт образования в потоке жизни


09. Личные круги общения

Модуль 9  Личные круги общения 

Тематика
Семья, школа, сообщества разной проблемной направленности и разного масштаба (от локальных до глобальных). Тренд от очного повседневного общения к очно-дистанционному и дистанционно-очному. Сетевые сообщества, их различение по интересам и по масштабам. 

Источники
1. Программа  повышения квалификации «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» (электронный ресурс http://www.openclass.ru/nod...  дата обращения 14.11.2012)2. Технологи образования в сетевых сообществах (электронный ресурс http://my.mail.ru/community...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1. Зарегистрируйтесь на сайте twitter.com, найдите, за кем следовать (following), «чирикните» ссылками на модули программы информационной культуры личности
2. Зарегистрируйтесь в openclass.ru, вступите в интересные Вам сообщества, установите контакты с единомышленниками, заведите ленты двусторонней переписки с ними.




08. Личная медиатека

Модуль 8  Личная медиатека

Тематика
Формирование личной медиатеки: письменный архив; библиотека печатных изданий и оттисков; электронные образовательные ресурсы (тексты, изображения, аудио, видео…) на своём компьютере, компакт-дисках, других носителях, в «облаках» (Интернет). Авторское право, цитирование, электронные копии.  Веб-портфолио источников и собственных трудов.
Каталогизация медиатеки по формальным и лично значимым признакам (проблемам, проектам, хронологии и др.). Поиск в личной электронной медиатеке. Значимые названия файлов. 

Источники
1.Мечева О.П. Web-портфолио как средство представления педагогического опыта. Нижневартовск, 2011 (электронный ресурс - http://clck.ru/4FXJs  дата обращения 14.11 2012)
2.Пичугина Н. В. Электронные ресурсы библиотеки. Руководство пользователя (электронный ресурс - http://clck.ru/4FXNs  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Составьте веб-портфолио по программе информационной культуры личности.
2.Представьте образчики структурирования личной электронной медиатеки со значимыми именами файлов.

07. Личный тезаурус

Модуль 7 Личный тезаурус 

Тематика
Общий и профессиональный язык человека, его структурирование и использование для поиска информации, объединения по интересам и пр. Тезаурусы, глоссарии и другие виды словарных баз. Присвоение меток источникам и продуктам. Интеллектуальные карты.
Становление личного тезауруса в процессе познания и социализации человека. Личный тезаурус в многоязычном мире. 

Источники
1.Викисловарь (электронный ресурс http://ru.wiktionary.org/wiki/ дата обращения 14.11.2012)
2.Метки… (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Укажите ключевые слова Вашего тезауруса а) профессионального, б) обыденного.
2.По ключевым словам найдите коллег, с которыми можете разрабатывать сетевые проекты.


06. Персональная среда познания

Модуль 6 Персональная среда познания

Тематика
Познание нового и социализация как главные направления саморазвития личности через всю жизнь. Познание через наблюдение, изучение источников, очное и дистанционное общение. Составляющие среды познания в ХХ1 веке: электронные устройства, пакеты компьютерных программ и веб-сервисов, информационные базы, круги общения от локальных до глобальных, социальные сети,  сетевые сообщества.

Источники
1.Анненков В.В., Стародубцев В.А. Диалоги… (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/blo... дата обращения 14.11.2012)
2.Пятко Л.А. Персональная образовательная среда (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/blo...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Представьте свою персональную среду познания как сочетание технической (используемые электронные устройства и их программное обеспечение, пакет предпочитаемых сервисов web 2.0), информационной (любимые источники и главные собственные продукты) и социальной (сообщества и персоналии) сред.

05. Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК

Модуль 5  Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК

Тематика
Проблематизация – Отбор информации для решения проблемы – Сохранение информации – Рефлексия (Ежедневные Действия) – Накопление – Информирование – Конструирование. Нелинейные связи и порядок этих действий. Участник учебного процесса как ПОСРЕДНИК. Сходство и различие ситуаций в труде учителя и учащегося.

Источники
1.Анненков В.В. FUMSI и ПОСРЕДНИК (электронный ресурс - http://my.mail.ru/community... дата обращения 14.11.2012)
1.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций… (электронный ресурс - http://standart.edu.ru/atta... дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Опишите учебную ситуацию освоения формулы ПОСРЕДНИК (по личному опыту)
2.Предложите модели учебных ситуаций в повышении своей квалификации. 

04. Интернет и сервисы web 2.0

Модуль 4  Интернет  и сервисы web 2.0

Тематика
Интернет как глобальная сеть компьютерных сетей, как виртуальный театр, как продолжение реального общества в сетевых сообществах, как глобальная медиатека, как проявление Ноосферы. Поколения технологий www. Социальные сети для досуга и для профессиональных действий.  Cравнение веб-сервисов в разных порталах и социальных сетях. Проблемы доступа в Интернет и совместной работы в сети.

Источники
1.Анненков В.В. 17 лет в Интернет (эл. ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения 14.11.2012)
2.Быховский Я.С, Коровко А.В., Патаракин Е.Д.и др.  Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / . – М: Интуит.ру, 2007. – 95 с.
3.Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах. Проект в Открытом Классе (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения - 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Сравните массовые социальные, а также педагогические сети (по выбору) по наборам веб-сервисов и по составу пользователей.
2.Зарегистрируйтесь в Открытом Классе и присоединитесь к сообществу по специальности.
3.Создавайте свой блог

03. Личный компьютер и ИКТ

Модуль 3  Личный компьютер и информационно-коммуникационные технологии

Тематика
Компьютеры стационарные и мобильные. Программное обеспечение и информационные ресурсы (словари, базы данных, базы знаний…).  Структурирование информационных ресурсов.
Изменения в учебном процессе школы: от классно-урочного обучения учителем к непрерывному мобильному познанию учащимся; от заучивания к личным открытиям; дополнение освоения школьных предметов овладением универсальными учебными действиям на всех ступенях образования.

Источники
1.Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. - Париж, ЮНЕСКО, 2005 (Электронный ресурс http://www.ifap.ru/library/...  дата обращения 14.11.2012)
2.В.А.Рыжов. Работа с плохо формализованной и слабо структурированной информацией (электронный ресурс - http://vladimir.socio.msu.r...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Как структурируете информацию на своём компьютере?
2.Каковы универсальные учебные действия в Вашей профессии ?

02. Информационная культура личности

Модуль 2  Информационная культура личности

Тематика
От информационно-коммуникационных технологий к информационной культуре личности. Мысленные модели и действия индивида с информацией. Познание и социализация. 
Общая информационная грамотность. Профессиональные информационные компетентности. Информационное мировоззрение.

Источники
1. Анненков, В. В. От информационно-коммуникационных технологий к формированию информационной культуры личности // Открытое образование: научно-практический журнал. 2006, № 6, с.67-68 (http://www.culturalnet.ru/m... дата обращения 11.11.2012)
2. Школа информационной культуры личности. Сетевое сообщество // Электронный ресурс http://my.mail.ru/community... дата обращения 11.11.2012)

Вопросы и задания
1.Нарисуйте модели познания и социализации (по личному опыту)
2.Представьте в презентации информационные компетентности в своей профессии

01. Личная культура в социокультурном поле

Модуль 1Личная культура в социокультурном поле.

Тематика
Множество пониманий культуры. Множество культур в современном мире. Культура учащегося учителя. 
Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей сознания, программ и технологий деятельности.
Информация в обществе, знания в головах. Знания и нравственность индивида. Личная культура как единство сознания и действий индивида. Личная культура как капитал.

Источники
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. 311 с. (электронный ресурс http://val--s.narod.ru/pec_... дата обращения 14.11.2012)
The Learning Revolution. United Kingdom 2009 (Электронный ресурс - http://www.bis.gov.uk/asset... дата обращения 14.11.2012)
В.В. Анненков, М.В. Воронов, М.Т. Громкова, Ю.И. Лобанов, А.А. Овсейцев, Ю.В. Сафрошкин, А.А. Шиян. Опыт синтеза представлений о культуре в междисциплинарном сообществе // Известия Международной Академии наук высшей школы, 2004, вып.4, с. 103-116 (Электронный ресурс -http://www.culturalnet.ru/m...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Приведите примеры толкований культуры социума и личной культуры.
2.Как «революция образования» в начале ХХ1 века влияет на Вашу жизнь?

00i. Введение в программу ИКЛ

Введение в программу "Основы и технологии информационной культуры личности"

Культура общества определяется культурой граждан. Формирование личных культур в непрерывном развитии граждан на протяжении жизни – стратегическая задача общества, государства и образовательных учреждений. 

На историческом этапе восхождения общества от индустриального к информационному фундамент личной культуры составляет культура информационная. С неё начинаем формирование универсальных учебных действий, нужных не только в школе, но и взрослым учащимся на протяжении жизни.

Цель предлагаемой программы: определить основы (понятийный аппарат, мысленные модели…) и ядро технологий работы с информацией о внешнем и внутреннем мирах человека. Эти основы и технологии человек расширяет и углубляет в течение всей жизни. У каждого они свои в соответствии с профессиональной деятельностью и жизненным опытом. Вместе с тем есть ключевые слова, мысленные модели, технологии работы с информацией, принятые многими. Если участники программы поделятся лучшим опытом, от этого выиграют все!

К культуре работы с информацией относим прежде всего личные стили мышления и общения. Как мозг отбирает, перерабатывает и хранит информацию? Как по поводу этой информации индивид вступает во взаимодействия с другими людьми? Как в ходе коммуникации формируется сознание индивида? Как мысли воплощаются в действия? Вопросы помогают представить личную культуру как единство сознания и действий.

Основы информационной культуры личности ищем в психологии и науке познания (гносеологии/когнитологии), в философии, науках о человеке и обществе – с одной стороны, в истории открытий и изобретений, в жизни замечательных людей, в собственном опыте – с другой. Технологии информационной культуры, необходимые и достаточные для конкретного человека, отбираем из арсенала информатики, инженерных наук, семиотики и семантики, других секторов деятельности в природе и обществе. 

Информационная культура ХХ1 века важна во всех профессиях. Все мы отбираем информацию, обрабатываем, передаём дальше или используем в своих делах. В программу включены знания и способы действий с информацией, полученные и проверенные автором в жизни. Эти знания и умения будем развивать вместе в учебных проектах по модулям программы, в научной разработке проблем неформального и информального саморазвития на разных этапах жизни, в инженерных проектах организации познания и общения по современным технологиям. 

В программе представлен учебно-методический комплекс, в каждом модуле которого  даны не только тематика, но и источники, вопросы, упражнения. На занятиях по модулям участники программы вместе дополняют и фильтруют источники,  тестовую базу, а наиболее продвинутые защищают предложения о расширении и перестройке тематики модуля. 

В результате освоения программы «Основы и технологии информационной культуры личности» её участники должны уметь самостоятельно строить и применять
•мысленные модели личной культуры, включающие её составляющие + процессы, объединяющие эти компоненты в единое целое и изменяющие личную культуру;
•мысленные модели информации о материальном мире и обществе, преобразовании информации в собственное знание;
•тезаурус собственных знаний об информационной культуре как систему ключевых слов своих занятий;
•проблематизацию действительности и структуризацию изучаемых лично проблем и материалов;
•проекты познания известных обществу (но ещё неизвестных лично) объектов и процессов внешнего мира (т.е. учебные проекты);
•проекты познания неизвестных обществу явлений и процессов (т.е. исследовательские проекты); 
•индивидуальные программы познания нового в общении;
•персональную образовательную среду, включая техническую базу и программное обеспечение своих занятий, места индивидуального поиска и совместной работы с информацией, письменные, печатные, электронные источники информации, людей и сообщества, дающих новую информацию.
•презентации результатов своей деятельности.

Информационная культура личности не сводится к ИКТ. Она включает гораздо более широкий круг знаний, умений, действий, занятий… Программа построена из модулей по ключевым понятиям, проблемам и технологиям работы с информацией в ХХ1 веке.

К модулю 1

АВТОРЫ БЛОГА

"Школа информационной культуры личности" (ШИКЛ) - это сообщество, в котором ценен каждый автор содержательных записей и/или комментариев, приближающих общий проект к его цели - новым программам формирования информационной культуры личности. Ниже - список авторов (в алфавитном порядке фамилий, в скобках - ник).

Абрамова-Хансен Галина - Дания
Анненков Владимир (vann) - Москва
Ахмадеев Анвар (кафедра социальной работы) - Уфа
Бедикян Надежда (Niki) - Одесса, Украина
Буторина Инна (Инна) - Новосибирск
Гранде Катрин - Санкт-Петербург
Ежевская Татьяна (Татьяна) -Чита
Комогорцев Сергей (magnitolog) - Красноярск
Левандовский Виктор - Луцк, Украина
Овсейцев Анатолий -Москва
Осмоловская Ирина - Москва
Посысаев Олег - Санкт-Петербург
Сазанов Владимир (СВМ) - Москва
Сидоренко Марина (sunflower) - Сальск, Ростовская обл.
Сидорова Людмила - Ангарск, Иркутская обл.
Симон (я - вечный) - Улан-Удэ
Сычев Олег - Москва
Суходоев Владимир -Звенигород, Московская область
Чудинова Людмила - с. Майя, респ. Саха
Шалин Иван - (свой город не указал)
Шапель Любовь - Красноярск
Шириязданова Фануза (Россиянка) - Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО
Юнтунен Ольга (Коктейль) - Хельсинки, Финляндия

Итого меньше 50% от добровольно вступивших в сообщество "Школа ИКЛ". Выходит - не каждый взрослый человек способен стать автором записи/комментария по тематике "информационная культура личности". Поклон авторам.

СОДЕРЖАНИЕ БЛОГА


Введение в блог-проект "Школа информационной культуры личности"



1. К СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Познакомимся? (участники блога о себе)


Регламент дистанционных взаимодействий в блоге "Школа ИКЛ" (вариант для обсуждения)




2. ФОРМИРУЕМ ЗАКАЗ ШКОЛЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Общественно-государственный заказ на развитие ИКЛ (кому и что заказывать)


Миссия Школы ИКЛ (в свете решений Совета Безопасности России 25.07.2007)


Техническое Задание на обновление блога «Школа ИКЛ»


Заказы "Школе ИКЛ"


Диалог с фининспектором об информационной культуре личности



3. ВАРИАНТЫ ПРОГРАММЫ "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"


Программа "Основы и технологии информационной культуры личности" (2012 г.)

01 Личная культура в социокультурном поле
02 Информационная культура личности
03 Личный компьютер и информационно-коммуникационные технологии
04 Интернет и сервисы web 2.0
05 Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК
06 Персональная среда познания
07 Личный тезаурус
08 Личная медиатека
09 Личные круги общения
10 Автодидактика учащегося
11 Индивидуальная программа развития информационной культуры
12 Информационная культура личности - основа её гео- и клио-культуры.


Программа курса ИКЛ, созданная в Кемерово


Программа курса информационной культуры старшекласника в Томске


Программа "Основы ИКЛ", созданная в Майинской гимназии


Программа "Информационная культура учащихся" (Петрозаводск)



"ЛЕСТНИЦЫ" (ступени формирования ИКЛ)



ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Ключевые слова в информационной культуре личности
Информация и знания
Опыт освоения сервисов web 2.0
Ежедневник в ИКЛ
Технология "шаблоны"
О форумах в интернете



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Стандарты ЮНЕСКО по ИКТ-компетентности для учителей
Знания и навыки документооборота в ИКЛ
Феномен Википедии



ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Советы из британской Бесплатной Пинты
FUMSI и ПОСРЕДНИК - сценарии работы с информацией
Наблюдаем переход в "информационное общество"
Этический кодекс для информационного общества
Мышление учителя
Внимание и память в информационной культуре личности
Слово в жизни и в ИКЛ
Диалог, дискуссия, мозговой штурм
Информационно-психологическая безопасность личности
Британские парламентарии о защите детей в Интернете
информационная безопасность и компетентность специалиста
Ваше отношение к спаму (15.08.08)
Где развивать сетевое сотрудничество? (6.08.08)




4. НОВОЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Сельская школа: сегодня и завтра (широкополосный Интернет и другие новинки в Якутии)
Где развивать сетевое сотрудничество?

Опыт информатизации личного труда



5. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Каталоги электронной библиотеки "Школы ИКЛ"


Алфавитный каталог э-библиотеки Школы ИКЛ 16-11-2007 (816)


Э-библиотека - Алфавитный каталог - Анненков В.В 16-11-2007 (2518)


Аннотированные ссылки по проблематике ИКЛ 1-12-2007


Библиография книг по информационной культуре личности - в комментариях накапливаем ссылки на книги, особо ценные для формирования ИКЛ.

Как создавать и использовать личную библиотеку на ПК?




Метки: информационная культура личности, грамотность, компетентности, мировоззрение, блог, сетевое сообщество

ЧТО ДЕЛАТЬ



Посвящается Галине Абрамовой-Хансен, Надежде Бедикян, Инне Буториной, Катрин Гранде, Татьяне Ежевской, Ирине Осмоловской, Марине Сидоренко, Людмиле Сидоровой, Людмиле Чудиновой, Любови Шапель, Фанузе Ширияздановой, Ольге Юнтунен и другим труженицам в саду жизни

Милые наши партнерши,
В авторах вас - половина
Мужчинам без вас - нет вдохновения.
Не покидайте же нас в инфокультуры рождении,
Чтобы исток не ушел в песок, питайте его течение

Сколько почек в весеннем саду
Набухли и ждут продолжения!
Когда же садовницы вновь придут
И поддержат к жизни стремление?

"Что делать?" - вы спросите: перечитать
То, что накоплено в блоге,
И в комментариях мысль развивать
В направлении общей дороги.

Где та дорога - никто не укажет:
Самим предстоит потрудиться -
Программу ПОСРЕДНИК к себе применить,
Из кирпичиков-модулей дом свой сложить
И в нем всей семьей поселиться


Метки: программа, посредник, стихи, текущее

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЖЕНЩИН В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ


Чей светлый образ грезится вдали?


Тихо, тихо ползи
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!



Метки: мультимедиа, на досуге

Путь к источнику

   Есть такая детская игра «глухой телефон». Люди садятся в цепочку, крайний придумывает какую то фразу и после этого быстро шепчет ее на ухо соседу, тот в свою очередь должен шепнуть то что понял следующему соседу и т.д. пока не дойдет до другого крайнего. Этот крайний озвучивает для всех, что до него дошло, а первый игрок говорит исходную фразу. Обычно все смеялись, удивляясь, как сильно искажается смысл сказанного в начале.
   В нашем обучении сегодня большую роль играет Интернет и тут в новостях и блогах сильно распространено явление копирования и аннотирования случайно попавшейся на глаза информации. Информационные цепочки от источника к читателю могут быть весьма длинными и витиеватыми и тогда они напоминают игру «глухой телефон». Это проявляется в новостях. «Глухой телефон» бывает даже в пределах одного новостного сообщения, в системе заголовок - текст. Интригующие заголовки иногда весьма условно соответствуют тексту (видимо текст и заголовки пишут разные люди). В этой связи уместно вспомнить замечания Андрея Конышева  о необходимости обращения к первоисточникам в обучении.


Итак, например, меня заинтересовала информация – но я хочу узнать ее в исходном варианте. Что делать?

Читать далее...  ]

Метки: достоверность текста, источник информации

СИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Если постулировать мышление и общение как главные факторы развития информационной культуры личности, то в программы формирования ИКЛ следует включить ТРИЗ А.С. Альтшуллера и, более широко, "теорию развития сильного мышления" (ТРСМ). Вот один из сайтов поддержки ТРСМ.
В комментариях добавляйте аннотированные ссылки на другие ресурсы по ТРСМ, а также аргументированные оценки значения ТРИЗ и ТРСМ для программ "Основы информационной культуры личности", ориентированных на те или иные аудитории.

Метки: информационная культура личности, мышление, ТРИЗ

Об экранном чтении


выдержки из статьи О.Б. Богомоловой (ГОУСОШ №2030 г. Москвы), размещённой в http://www.mgopu.ru/JOURNAL....

...Для образовательного процесса принципиально важны стратегии чтения, объединяющие чтение печатного и экранного текста: техника чтения, выбор и подбор ключевых слов, выбор и селекция информации для ведения записей, запись информации своими словами, т.е. суммирование информации в виде информационного текста [Н.Н. Сметанникова Стратегический подход к обучению чтению. – М: Школьная библиотека 2002 .-532с.]. Это означает, что хороший чтец информационных, деловых текстов может формироваться как в условиях печатной, так и электронной культуры, что информационные технологии повышают, а не уменьшают значимость чтения и письма. Обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).
При экранном чтение увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении. Именно теория схемы помогла исследователям взглянуть на текст с точки зрения имеющихся у чтеца знаний и культурного опыта, чтобы оценить его возможности в установлении связей между идеями, мыслями текста и актуализацией понятий, которые могут быть использованы при чтении.
При проведении обсуждений в режиме on-line... особую роль приобретает а) четкость инструкции, в которой должна быть сформулирована мысль, б) что именно является предметом обсуждения, в) как выразить основные мысли при проведении конференции.
Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. С экрана можно читать текст линейно, страницу за страницей, а можно выделить ключевое слово и просматривать отрывки из текста, где это слово употреблено, или можно высветить параллельно в два окна отрывки из текста (рис. 2). Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Использование Интернет в качестве формы организации свободного времени и досугового занятия можно рассматривать одновременно как удовлетворение познавательного интереса учащихся.
эффективность современного образования базируется на самостоятельной деятельности учащихся и находится в прямой зависимости от двух основных факторов: уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов, которые в свою очередь зависят от уровня экранного чтения, понимания и осмысливания его. Там же, где присутствует выбор, творчество, поиск, исследование, — там появляются интерес, воля, умения и готовность к саморазвитию, к самоизменению, к творческому преобразованию себя и мира.

Метки: интернет, чтение, ключевые слова

ИКЛ В КОНТЕКСТЕ ТРЕТЬЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Реферат статьи С. Трушкина в августе 2007 г.
1. Об элитах. От 2% в первобытном мире через 0,002% в мире аграрном феодальном до 0,000003% в современном технологичном мире. Вывод С.Трушкина:"Каждый эволюционный этап в развитии технологий уменьшает относительный процент элиты. Я утверждаю: в элиту входит тот, кто опирается на адекватные модели управления и кто совершает правильные действия. То-есть умеет пользоваться актуальными инструментами управления."
2. О производительности труда."Технологическая революция, выразившаяся в механизации труда, привела к значительному повышению производительности. Как следствие – к появлению огромной массы активов и ресурсов, с которыми старая система управления не могла справиться. За что и была замена новой системой управления. Пришла новая элита – меньшая по числу, более сильная по потенциалу управления... Но современный менеджер остается ремесленником в вопросе обработки информации".
3. О незамеченной революции. Основными ограничениями менеджера автор считает "фильтры восприятия, память и волю исполнителя". Примерно 50 тыс. лет назад у человека сформировались голосовые связки, и лидер смог отдавать понятные команды устно. Примерно 5 тыс. лет назад свершилась вторая информационная революция - изобретена письменность. Люди смогли полностью исключить фактор памяти и частично – фактор восприятия. Носители информации менялись, но все были ПАССИВНЫМИ. Обрабатывал информацию человек. 50 лет назад произошла третья информационная революция. Появился АКТИВНЫЙ носитель информации. Компьютер не только позволяет создавать электронный документ, но и умеет поддерживать его работу. У него нет проблем с памятью, фильтрами восприятия и волей исполнителя. Но мы пока не научились думать в терминах электронных документов и заставляем их работать по принципам, использовавшимся последние 5 тыс. лет. В компьютере база данных – пассивные записи. Менеджер – активный элемент системы, смотрит, решает, делает. "Настоящий же потенциал электронного документа заложен в его способности управлять менеджером и лишать его собственной воли".

Мой вывод из сказанного: ПК и Интернет меняют восприятие, память и волю человека. Чтобы быть ферзем, а не пешкой в современном мире, надо поднять свою культуру работы с информацией, особенно информационное мировоззрение, до адекватного восприятия и волевых действий сообразно меняющемуся внешнему миру. А ваши выводы, коллеги по "Школе ИКЛ"?

Метки: информация революция культура во

БРИТАНСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Доклад британской Палаты общин о проблеме вредного для детей контента в Интернете и компьютерных играх прокомментировал Валерий Артюхин.
В Докладе среди других мер предлагается:
- Сайты, публикующие информацию (видео, фотографии и так далее), полученную от пользователей (user-generated content), должны выработать четкие и ясные условия ее публикации и требования к содержимому, и публиковать эти правила таким образом, чтобы пользователю было как можно сложнее не заметить их, или не ознакомиться с ними досконально.
- Персонал упомянутых сайтов должен просматривать всю поступающую от пользователей информацию перед тем, как она станет общедоступной. Рекомендуется разработка стандартов для интернет-индустрии, регламентирующих зазор во времени между поступлением информации и ее публикацией.
- Саморегулирующимся интернет-компаниям рекомендуется выработать (или уточнить имеющиеся) стандарты (в отношении информации) в соответствии с рекомендациями Совета по интернет-безопасности детей для обеспечения большей прозрачности и контроля со стороны общества.

В комментариях ждём ответы на вопросы:
Как относитесь к этим и другим предложениям регламентировать представление информации в Интернет?
Какие меры предлагаете для защиты детей от информационных угроз в Интернете?

Метки: интернет, информационная безопасность дете, регламенты

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу