Все игры
Запись

ОБРАЗЫ И МОДЕЛИ ИКЛ - часть 4 ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Владимир Анненков      25-10-2007 20:38 (ссылка)
Советы из британской "Бесплатной пинты"
На англоязычной странице http://www.freepint.com/fumsi/ помещены советы, как работать с информацией (перевод В.В.Анненкова - vann@mail.ru)

FUMSI – аббревиатура от английских слов find (ищи), use (используй), manage (организуй), share (раздели с другими), info (информация).

Ищи информацию
• Узнавай, собирай и организуй источники
• Взаимодействуй со знатоками
• Осваивай техники поиска в Сети и вне Сети
• Постоянно оттачивай навыки поиска
• Инвестируй интеллектуальный капитал в разные организации

Используй информацию
• Организуй и обозревай инфо
• Интерпретируй инфо для принятия решений
• Планируй, внедряй и измеряй действия с инфо
• Выявляй тенденции и проводи исторический анализ

Организуй информацию
• Создавай средства и системы хранения и извлечения информации
• Выявляй возможности улучшить качество информации посредством лучшей её организации
• Помогай людям, нуждающимся в инфо, найти и использовать её
• Интегрируй инфо в повседневные действия и стратегию организации

Поделись информацией с другими
• Связывай инфо с теми, кто в ней нуждается
• Передавай инфо соответственно потребностям тех, кто в ней нуждается
• Отбирай инфо соответственно нуждам аудитории
• Обобщай и представляй инфо в разных форматах и каналах

Приглашаю прокомментировать, какие из советов (или их свод в целом?) и каким образом стоит включить в программу "Основы ИКЛ".
Ирина Осмоловская      18-12-2007 15:12 (ссылка)
Re: ОБРАЗЫ И МОДЕЛИ ИКЛ - часть 4 ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Два замечания по поводу состава информационного мировоззрения:
1. Достаточно спорно выделение именно информационного мировоззрения. На мой взгляд, мировоззрение у человека одно, и делить его на направления не правомерно, иначе можно говорить и об этическом, и об эстетическом, и о методологическом мировоззрении и т.д., что несколько абсурдно.
2. Обратила внимание на то, что информационное мировоззрение включает в себя преимущественно освоенные знания. Традиционно считалось, что мировоззрение - это система убеждений человека. Значит, кроме знаний, должны входить ценностные установки, личностный опыт отношений к окружающему миру.
Владимир Анненков      24-02-2008 13:17 (ссылка)
Целенаправленная работа с информацией
Алгоритм FUMSI или Программу формирования ИКЛ рассматриваем не сами по себе, а в конкретных жизненных ситуациях, требующих той или иной работы человека с информацией. Такая постановка задачи влечёт за собой обращение к методологическим схемам типа "объект - проблема - ресурсы для её решения (в т.ч. время) - ограничения ресурсов и деятельности - цель как ожидаемый результат деятельности". К поискам информации переходить не ранее, чем поставлена конкретная цель.
Поищите примеры в собственной практике (приветствую ссылки на рефлексии в личном блоге).
     10-08-2008 20:33 (ссылка)
Re: ОБРАЗЫ И МОДЕЛИ ИКЛ - часть 4 ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Языковая информации в процессе обучения.
Когда-то звук “и” изобразили в русском языке на бумаге в виде комбинации черточек. В латинском алфавите он пишется “i”, в английском “е”. Сами комбинации черточек не содержат в себе информации. Но как только эти комбинации запоминаются с помощью обучения – они становятся информацией о звуках.
Так информация в алфавите (в звуковых знаках) возникла на основе случайностей в рамках ограниченных условий. Например, на камне зубилом сложно было выбивать такие символы, которые легко писать пером на бумаге. Когда алфавитом стали пользоваться между собой многие люди, то и произошло запоминание этого его случайного выбора. Именно эти случайные комбинации черточек и превратились в информацию.
Таким образом, именно в цепочке Случайности — Условия — Запоминание и формируется информация. В науке установлено, что количество информации есть логарифм того числа всех возможных случайностей, из которых запомнена единственная.
При этом однажды запомненный случайный выбор алфавита при сопоставлении окружающих предметов и явлений с символами-словами на основе разных алфавитов (и языков) может быть разный. Смена алфавита изменит единицу измерения количества информации, но не само её количество.
Набор человеческих звуков (условие) задан анатомией и физиологией организма в процессе его активной деятельности. Количество информации как физической переменной при первичном создании письменности огромно, так как включает в себя выбор из всех возможных комбинаций “точек, палочек, черточек, закорючек”. Однако после формирования символов письменности в народе, в рамках существования цели письменности, количество информации становится малым (имеющим свои ограничения).
Отличия разных вариантов языков и письменности в основном связаны с анатомическими и географическими условиями для разных народов. Запоминаются случайности. Поэтому об экономичности кодирования, об оптимальности в рамках случайно исторически выбранных алфавитов и говорить не приходится. Например, в английском языке один и тот же звук может изображаться настолько разными комбинациями символов, что количество букв его алфавита не имеет ничего общего с реальным “алфавитом” и приводит к избыточности кодирования в этом языке. Это связано с особенностями случайного выбора и запоминания, которые создавали островные условия Англии. Анатомия рта островного племени создала характерный звук, например, в артикле the. Приоритет мореплавания, вызванный островным положением, обусловил поступление многих слов обиходно, вне письменности стран, откуда они были заимствованы. Островная изоляция создавала условия, при которых любые искажения звуков и слов прочно запоминались. Их написание приходило позже. Закреплялось несоответствие первичных символов со звуками.
Русская же письменность возникла исторически относительно поздно. Поэтому в ней присутствовала попытка с помощью закономерностей уменьшить случайности при формализации звуков в виде изображений в алфавите. В качестве условия создания алфавита случайность подсказала суммирование близких географически и во времени алфавитов так, чтобы передать оттенки звучания похожих звуков.
В первичном русском алфавите Кирилла и Мефодия были символы греческого, римского языка и даже иврита (буква “ш”). Малые особенности анатомии южных народов почти исключили шипящие из звучания их языков и соответственно из их алфавитов. Разные специальные символы алфавита для шипящих – это сохранившаяся особенность русского алфавита. Избыточные символы, отражающие почти неразличимые детали звучания близких звуков, из русского алфавита постепенно исчезли. К ним относится твердый знак, “фита”, еще раньше аналог греческого “мю”. Кстати, упомянутый выше звук the есть определенный артикль – указание на существительное, то есть обозначение объекта, предмета. Обычно артикли (разные по звучанию краткие звуки) присутствуют во многих языках.
Кирилл и Мефодий, вводя условия логической обоснованности в случайность письменности, сочли артикль проявлением неспособности сформулировать мысли и убрали его. Ведь нечленораздельное “мычание” перед произнесением названия предметов (не столь редкое в обиходе) осуждается.
Подобные сочетания случайностей, условий и особенностей запоминания характерны для языков всех народов мира. Попытки, например, языка эсперанто оптимизировать кодирование успеха не имели из-за исторических и психологических препятствий. Но реальностью по отношению к английскому языку является трансформация его письменности, создаваемая народами других стран, использующими его как международный. Детальный анализ языков и письменности с точки зрения цепочки синтеза информации: Случайности – Условия – Запоминание дает много возможностей и в сфере овладения, как языком науки, так и инженерно-проективным языком в контексте деятельностного подхода в рамках той или иной предметной деятельности (деятельностный язык), соответственно, в той или иной сфере современной «образовательной среды».
Если же затронуть проблему информационного мировоззрения, то здесь особое внимание необходимо уделить проблеме "Энтропия- Информация", которая проявляет свои особенности в так называемом "хаосе рунета".

Информационный источник: Хансен А.М. «Разум природы и разум человека»
http://www.kirsoft.com.ru/i...
Владимир Анненков      04-04-2009 12:09 (ссылка)
Информационная культура философа

Такая ветка диалога стихийно возникла в во вспомогательном разделе этого блога - "Познакомимся". Поскольку там она отвлекает от задач взаимного знакомства, переносим дискуссию в ветку "Информационное мировоззрение".

vann 04-04-2009 00:12 Информационная культура философа
Анатолий Алексеевич, как участник сообщества "Школа ИКЛ" подумайте, пожалуйста, над темой "Информационная культура философа". В чем особенности работы с информацией в этом виде деятельности? Меняется ли деятельность философа в ХХ1 веке по сравнению с ХХ в.; если "да", то почему и как? Эти и подобные вопросы желательно обсудить в разделе блога, посвященном информационному мировоззрению

Anatoly Ovseytsev 04-04-2009 10:12 Re: Информационная культура философа
Владимир Владимирович, здесь вроде все просто, но и не так просто.
Могу лишь сказать, что Информационная культура личности (ИКЛ) не может рассматриваться в отрыве от Культуры мышления личности (КМЛ).
Если же говорить о Мышлении (или Размышлении), то эта Культура Личности находится в "предметной сфере" такой науки как ФИЛОСОФИЯ.
Если же заглянуть в историю развития ФИЛОСОФИИ, то мысль философа, затрагивая различные сферы предметного бытия человека (Личности), каждый раз находилась в "поле мыслительного процесса", которая имеет и свою "информационную логику", соответственно и культуру, которой каждый раз приходится овладевать. В том числе и в рамках "информационного мировоззрения" на соответствующей "методологической основе".
Например, на "деятельностной основе", которая в своем основании несет и соответствующую ЛОГИКУ. А здесь уже можно сказать, что это уже логика ХХ1 века в рамках Единой Науки, в состав которой входит как Философия, так и Математика....