Все игры
Запись

О. Роден - ваятель


Подписка на сооружение статуи Бальзака была открыта Обществом литераторов в 1888г.Шапю,приступивший к работе умер в 1891г и заказ по инициативе его председателя Золя передали О.Родену, который дал неосторожное обещание выполнить статую к 1894году.
Завершение работы над Бальзаком было для Огюста наслаждением. Бесформенная масса под его ловкими и уверенными руками оживала, появлялись ноги, бедра, торс завершался большой головой с пышной шевелюрой. Голова вобрала в себя все мастерство скульптора. Руки Огюста легко и проворно лепили статую и легкими движениями искусно ткали рясу, пока она не составила с фигурой единого целого. Каждая складка – новый каскад движений и достижение новой высоты. Тело, которые многие подвергали осмеянию, сейчас, облаченное в рясу, производило величественное впечатление.
Настали последние дни работы над руками Бальзака. Чтобы достичь предельной выразительности, он сложил руки Бальзака на животе. Бальзак придерживал рясу «Это сильные руки. Сам Бальзак с его уважением к силе оценил бы их по достоинству»-думал скульптор. Он потратил на них больше времени, чем на все остальные детали. Он показал свою работу Камилле, Бурделю и Дюбуа. Бурдель,лучший из его учеников, честно высказал свое мнение. «Бурдель прав, - печально подумал Роден,-руки доминируют надо всей фигурой, и тут может быть только один выход» .Он резким ударом отсек обе кисти.
Теперь все выражение сконцентрировано на голове. Это действительно окаменевший облик стихии. Пряди волос, дуги бровей, глаза, нос, рот, подбородок — чудовищно громадны, выступают словно отроги скалы. Лицо Бальзака несколько вздернуто. Он словно взирает с высоты на жизнь, весь ушедший внутрь себя, в свои творческие мечты.
В 1989г «Бальзак» был выставлен в Салоне Национального Общества изящных искусств.
На критическое восклицание заказчиков во главе с Пизне: «Рассматривать этого гипсового тюленя! У него даже рук нет! Как же он писал книги? Видимо пальцами ног, единственной частью тела, которую нам дозволено видеть?» Огюст ответил: « В гипсе он потому, что вы не дали денег на отливку в бронзе. Я не хотел, чтобы Бальзак выглядел как герой-любовник или опереточный тенор. Я хотел изобразить человека глубокой мысли, исследователя жизни.»
Ожесточенная полемика, которую вызвал «Бальзак», побудила Родена выступить в прессе со следующим заявлением: «Я больше не сражаюсь за свою скульптуру. Уже давно она умеет себя защищать. Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства,- оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования. .. Если истина должна умереть – последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели – я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь… Это произведение, над которым издевались, которое постарались осмеять, так как не могли его разрушить, оно – результат всей моей жизни, основной стержень моей эстетики…
Что касается публики, ее нечего осуждать. Вина падает на её воспитателей. Смысл красоты и чувство разума утрачены. Громадное большинство не интересуется больше искусством, смотрит на искусство глазами нескольких присяжных арбитров. Я, знающий, что жизнь коротка и задача громадна, я оставляю вещи идти своим чередом и продолжаю свою работу, стоя выше полемики.»
Лишь после смерти Родена, в «Осеннем салоне» 1919г, а затем в 1929г вновь была выставлена гипсовая модель Бальзака. Она произвела огромное впечатление на молодых художников, прежде её не видевших. Однако прошло ещё много лет, прежде чем памятник Бальзаку, отлитый в бронзе, был наконец в 1939г установлен в Париже на перекрёстке бульваров Распай и Монпарнасс.


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.