Все игры
Запись

К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха




Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров. Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы:

вокально-инструментальная музыка;
органная музыка,
музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).

Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали.

Ярким примером может служить Хроматическая фантазия d-moll. Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.


Samuil Feinberg plays Bach: Chromatic Fantasy and Fugue in D minor, BWV 903



Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени – оперу. Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa. Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке». Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Круг образов и идейное содержание


Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление.

Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи – первой половины XVIII века, однако иные – не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни – о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти.


Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках – немецком и латинском – была его настольной книгой.

В начале своих сочинений он обычно проставлял обращение – «Иисусе, помоги», а в конце – «Всевышнему одному слава!".

Иисус Христос у Баха – главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха – это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.

С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни – и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах – органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.

Воистину музыка для Баха - богослужение.


А искусство было для него религией, потому и не имело ничего общего с мирским успехом. Религия у Баха входит в определение искусства. И он поднимается над концессиями и деноминациями: протестант пишет полную католическую Мессу! Пройдут годы, и под влиянием Баха Роберт Шуман перед смертью создаст латинскую Мессу...


«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь малейшая часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора.
Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество, поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).


ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО


1685

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе.


1700

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

1703

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения – для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата»), первые духовные кантаты.


И.С. Бах - Хоральная прелюдия фа минор, BWV 639 ("Взываю к Тебе, Господи!")



Хорал “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») написан ок. 1529 г. Иоганном Агриколой. Полный текст его таков:
"К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе! Прошу, услышь мои мольбы, Даруй мне благодать Твою, Не дай мне пасть духом. Истинной веры, Господи, молю. Даруй мне, Господи, истинной веры,Чтобы я жил для Тебя, Помогал ближнему. И нес слово Твое."



Bach J.S. Cantata BWV 10




1708

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.
Годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор, а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.


J.S. Bach: Toccata and Fuga d minor, BWV 538 (dorian)



Karl Richter - Passacaglia & Fugue In C Minor - BWV 582



Orgel-Büchlein или «Органная книжечка» И.С. Баха - собрание миниатюр на темы протестантских хоралов, во­площающее широкий спектр об­разов и настроений, связанных с христианским вероучением и духовно-эмоциональным пережива­нием событий Священного Писания. Музыкальный язык «Книжечки» ха­рактеризуют лаконизм формы и про­никновенность образного содержа­ния.

«Органная книжечка» имеет значение не только в истории развития хоральной прелюдии, но является одним из величайших достижений музыки вообще. Никто, кроме Баха, не смог так точно передать содержание текста в «чистой музыке», да еще столь простыми средствами.

«Органная книжечка» И.С. Баха – это более 40 органных хоральных прелюдий. Основная часть из них была написана И.С.Бахом приблизительно в 1714 году в веймарский период жизни в служебных и педагогических целях для одного из его сыновей — Вильгельма Фридемана на темы литургических немецких хоралов и вошла в сборник, известный как «Маленькая органная книжечка» («Orgel-buchlein»). 
 Многие из прелюдий, помимо органного звучания, исполняются в переложениях для различных инструментов, ансамблей, в киномузыке (например, хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ», интересно прозвучавшая в кинофильме «Солярис» А.Тарковского в прекрасной обработке Э.Артемьева).



J. S. Bach- Orgelbüchlein (Pequeño libro para órgano) - BWV 599 -- 644 - T. Koopmann (Органная книжечка)




1717

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).



Maurizio Pollini - Bach Well Tempered Clavier Book 1




Thurston Dart plays Bach Six French Suites, Clavichord



J.S. BACH, Brandenburg Concertos Nos. 1-6, I Barocchisti/D. Fasolis



Bach / Jascha Heifetz, 1935: Partita No. 2 in D minor, BWV 1004 - Complete



1723

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД


Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы.
Время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).


Bach - Mass in B minor (Proms 2012)




Музыкальный жанр Страстей (на немецком — Passion, в русской транскрипции пассионы) складывался на протяжении многих столетий. Содержанием пассионов являлись последние дни жизни, страдания и смерть Христа. Отсюда и название — страсти, то есть страдания, муки, телесная боль, душевная скорбь, тоска.

Очень глубокий, богодухновенный характер носит музыка Баха в «Страстях» — проникновенному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех Евангелиях. Бах выбрал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал Христа, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе Его матери, растерянность и страх учеников.




Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго — грубы и надменны.

Кроме канонического , церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления — арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом — скрипкой, флейтой. Замечательный  пример — ария   альта   из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении  одного  из учеников Иисуса — Петра. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.

Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.

Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим  нигде  в музыке того времени. Тем более, что такая музыка вечна.


Bach - St John Passion, BWV 245 - Norrington ("Страсти по Иоанну")





Bach, Matthäus-Passion BWV 244. Herreweghe ("Страсти  по  Матфею")



RICHTER, Bach "THE WELL-TEMPERED CLAVIER" BOOK Ⅱ (1)




Sokolov - Bach Italian Concerto BWV.971.wmv




Bach - Cantate BWV 78 - Jesu, der du meine Seele



Glenn Gould plays Bach Partita No.2 in C-minor (FULL)



Bach Partita No 3 A minor BWV 827 András Schiff



Bach Partita No 6 E minor BWV 830 Murray Perahia Piano




Johann Sebastian Bach - Goldberg Variations | Glenn Gould



Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение".


J. S. Bach - Musikalisches Opfer (Ofrenda Musical) : BWV 1079 - N. Harnoncourt("Музыкальное приношение").



Последнее по времени и самое сложное произведение Бaxa — созданный им перед смертью в 1749—1750 годах огромный полифонический цикл в ре миноре — «Die Kunst der Fuge» («Искусство фуги»). Он состоит из четырнадцати канонов на одну тему. Поставив задачей создать своего рода высшую школу контрапунктического мастерства, Бах назвал эти фуги «контрапунктами», подчеркнув тем самым целостное единство этого, по существу своему полифонически-вариационного, цикла.
«Искусство фуги» по праву можно считать вершиной полифонического мастерства И. С. Баха.



Glenn Gould-J.S. Bach-The Art of Fugue (HD).Die Kunst der Fugue-Arte della Fuga-Contrapunctus I-IV (HD video)





Glenn Gould.Art of fugue(Contrapunctus XIV)




Johann Sebastian Bach - Glenn Gould ‎– The Art Of The Fugue.Organ – Glenn Gould
Piano – Glenn Gould







Творческий вклад Баха в сокровищницу мирового искусства огромен и включает в себя  более 1000 музыкальных произведений, а именно: кантаты (духовные кантаты - сохранилось 199,около 30-ти светских кантат) , концерты (Бранденбургских концертов  Бранденбургских концертов, 5 увертюр-сюит,
концерты для различных инструментов с оркестром)
 , оратории, произведения для органа, мессы, хоральные прелюдии, пассионы и магнификаты, фуги ,Сочинения для ансамблей, для клавесина (в том числе — «Хорошо темперированный клавир»: 48 прелюдий и фуг) и  пр.

Музыкальный стиль Баха характеризуется необыкновенным владением мелодическим строем,  при котором единая музыкальная идея доминирует в движении мелодии, а также  экстраординарным мастерством  техники контрапункта, позволяющей двум или нескольким мелодиям одновременно взаимодействовать. Бах является непревзойдённым мастером полифонии, его отличают склонность к импровизации на клавиатуре, блестящий виртуозный стиль, включающий использование всех пальцев обеих рук.




Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Елизавета .      21-03-2015 00:54 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха




*Милена* Милена*      21-03-2015 01:12 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо за прекрасный пост!!!!
Галина Кухно      21-03-2015 02:39 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо за интереснейший пост! Спасибо за прекрасную музыку!
Нина А      21-03-2015 02:54 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо за музыку
Татьяна Брагина      21-03-2015 03:22 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо! Этот пост будет для меня одним из самых востребованных. Великолепная работа! Благодарна судьбе, что несколько раз слушала органную музыку Баха в Домском соборе, в Риге.
sunrise sunshine      21-03-2015 03:23 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Сердечное спасибо за музыку и постинг!
Людмила Шаповал      21-03-2015 07:22 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Светлана Оганесова      21-03-2015 08:33 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Галина *** ^^^^^ ***      21-03-2015 09:28 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо за прекрасную музыку !!!
Раиса Маккар      21-03-2015 12:20 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Великолепный пост! Люблю произведения Баха,особенно его органные произведения! Спасибо за доставленную радость!
☆*´¨`☽Светлана ✿ ღ ✿      21-03-2015 12:49 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Неумолимо сыплется песок в песочных часах,отчитывая убегающие в вечность секунды.Еле различимая глазами падающая песчинка свидетельствует о необратимости утраченного времени.Глядя на медленно осыпающийся песок,можно зрительно представить себе,как бежит время.Мудрая пословица древних гласит: "Помни о смерти"----Memento mori! ,она звучит почти как угроза,ибо напоминает о том,что жизнь человеческая коротка и быстротечна,что перед лицом неотвратимой смерти будет предъявлен счёт каждому..........330- летие празднует народ со дня рождения И.С.Баха. Эти произведения навсегда останутся в памяти людей, истинно признающих искусство классической музыки.И мы слушая эти произведения,и плачем и замираем от восхищения,и вся наша жизнь за миг проносится перед глазами, и мы можем их слушать не замечая времени,.Да время уходит,но жизнь не останавливается, Оно живёт в наследии оставленным людям,и мы говорим ОГРОМНОЕ СПАСИБО ТАКИМ ЛЮДЯМ,ПОДАРИВШИМ НАМ КРАСОТУ И ВЕЛИЧИЕ,ДУХОВНОСТЬ,И СОЕДИНЕНИЕ ДУШ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ,Я НИЗКО КЛАНЯЮСЬ ВАМ, НАШИ ЛЮБИМЫЕ И НЕЗАБЫВАЕМЫЕ КОМПОЗИТОРЫ!
❤️✿ Галина *** Ухина✽♥ℒℴѵℯ ♥✽❤️      21-03-2015 13:07 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Комментарий удален
Нелли Лифантьева      21-03-2015 13:13 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Божественная музыка! Интереснейший человек! Красивый и познавательный пост! Спасибо большое!
Аксункар Калмуратова      21-03-2015 13:19 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
21 марта 1685 года в Айзенахе, семье Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Лэммерхирт родился будущий великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Виолончель изящной дамой,
Прижалась робко к музыканту,
Глубинно исходит гаммой,
Она от мерного анданте.

Как никогда я сердцем чист,
Мне протежирует фортуна.
В блаженный миг, когда артист
Смычком расчесывает струны

Дрожат серебристые струны,
как тонкие прутики вербы,
по квинтам настроены думы,
по квартам взволнованы нервы

Виолончелист, виолончелист,
растягивает вширь напевы,
из сердца шоколадной девы,
поток гармонии струит…

Разлит вокруг дремотный гель,
Вновь спит душа в прохладном гроте,
Слух ворожит виолончель,
На баритоновых частотах.

В ком суеты дух не изжит,
Кого сомненья червь изводит,
Послушать пусть скорей спешит,
Как Бах мелодии возводит!
Влад Гамов
нинель *******      21-03-2015 13:20 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
спасибо за чудесный пост...
Татьяна Горбачева      21-03-2015 13:46 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
ГРОМАДНОЕ СПАСИБО!!!
Лидия Соловьева      21-03-2015 14:28 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Огромное спасибо за пост и гениальную музыку И.С. Баха!!
Александра Маврина      21-03-2015 14:30 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
СПАСИБО.ВИКТОР. ЗА ТАКОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ!
tamara moskalenko      21-03-2015 14:51 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ЧУДЕСНЫЙ ПОСТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ!
Ольга *      21-03-2015 14:51 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
спасибо!!!!
Комментарий удален
nina Konisidi      21-03-2015 16:05 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
CPACIbO OGROMHOE!
Михаил Курило      21-03-2015 16:27 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха

....признанный гений, неповторим в своем величии!)
Раиса Ледовских      21-03-2015 16:28 (ссылка)
Re: К 330 - летию со дня рождения И.С. Баха
Спасибо за прекрасную музыку.
Мне довелось , несколько лет назад, послушать музыку И. Баха в Домском Соборе в Риге. Сильнейшее впечатление.

· 1 ·  2   3   4   Далее ›