Все игры
Запись

Алайку жана басма соз


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Edil Adigine      10-04-2011 16:35 (ссылка)
Re: Алайку жана басма соз
Туристический клуб "ЭНЕРГЕТИК"


Вернуться в раздел Туристический клуб "Энергетик"
05.09.2008 Тянь-Шань. По забытой реке Тар

image1.jpg (25570 bytes)Кончалось лето. Для похода выбираем Киргизию, горную страну, где много рек и тепло в сентябрьское время. Я, как в былые времена, решаю пойти участником в команде Рафаэля Илистанова. У него всегда маршруты подбирались достаточно интересные и напряженные. В группу вошли: Вячеслав Черепанов (т/к «Комета»), Михаил Сергеев, Марат Мустафин, Виктор Овчинников и автор очерка (турклуб «Энергетик»). Все из Уфы, два экипажа – четверка и двойка на катамаранах.

Первая часть маршрута – для схоженности, притирки и тренировки экипажей, и для километража – р. Кекемерен-Нарын (полная и нормальная 6). Со второй частью маршрута были некоторые разногласия, – вначале предполагалось пойти на Гульча-Куршаб, но Рафу вовремя отговорили от этой реки - слишком много завалов. Выбор пал на связку рек Терек - Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья. Общая протяженность водной части (двух частей) маршрута (без пешки) составила 308, 5 км. Протяженность второй части - 108 км.

Вторая часть маршрута, как было указано выше -108 км и если исключить нижний участок Кашка-Дол – г.Узген ( который без особого ущерба для маршрута можно исключить из водной части и добраться на автомобиле) - составит 78 км. Так вот эта часть маршрута была удачной и захватывающей, к тому же на р. Тар похоже туристов-водников да-а-авно не было. Впрочем, интересных и захватывающих моментов было достаточно и на первой части маршрута.

image2.jpg (20214 bytes)В очерке речь пойдет о реке Тар, неоправданно забытой водниками на долгие годы. Река сложная, красивая и очень интересная для любителей водного экстрима. Мы проходили ее опираясь на отчет 1989 г., и за этот промежуток времени произошли большие изменения в обстановке с препятствиями, так что пришлось проходить ее в режиме первопрохождения. Часть порогов не определялась к привязке на местности, появились новые препятствия, один из которых, наиболее значимый, мы назвали порог-водопад «Шах» и прошли его первыми. Потенциально опасные участки реки Тар: порог «Талдысу», № 8 «Цейтнот», №№ 9-11, № 13 «Шах», № 16 «Гроссмейстер», № 17, № 19 Капчигайский завал, № 24 селевой прорыв «Блиц» - 6 к.сл.



Препятствие 13. Порог-водопад «Шах» (6В)

Образовался по всей видимости недавно. Ориентир – свежий глиняно-конгломератный оползень, сошедший с горы на левом берегу. Когда-то он перекрыл всю реку. Река размыла оползень и образовала водопад с перепадом 4х8 м На входе – «бочка» под правым берегом, через 5 м горка заканчивается вертикальным сливом 2,5 м В центре вертикального слива – «зуб», делящий его пополам, в левой части выход из водопада на береговые камни, в правой пенный котёл длиной 4-5 м «зуб» с воды, даже при подходе не заметен. Ниже через 20 м навал на обливной камень у левого берега, дальше большое улово. Длина оползня по берегу 150 м. И это на спокойном участке, именуемом в отчёте Меандр. Перед прохождением, предварительно обнесли вещи, организовали страховку с воды катамараном К-2. Заходили по центру, ближе к входной бочке у правого берега. Перед водопадом набирали скорость и прыгали в правую часть. Левым баллоном задели край «зуба», левый кормовой чуть не вылетел вперёд, а правого - чуть не смыло. После прыжка К-4 погрузился в пенную яму и на некоторое время исчез из видимости. После непродолжительного времени кат появился на поверхности, и мы, на К-2, страхующие с воды, с удовлетворением наблюдали, что все члены экипажа на месте и интенсивно отрабатывают веслами выход из препятствия.

Ниже будут приведены описания наиболее ярких и характерных препятствий на реке Тар.



Препятствие 8. Порог «Цейтнот» (6В)

Находится чуть выше предыдущего, но по значимости не уступает ему.

Начинается в устье левого притока. Перед правым поворотом в русле камни, слева скальный обломок, под ним, на повороте, слив с гряды, за ним ещё один. Далее спокойный быстроток 40 м и слева хороший улов. Затем, после очередного слива с бочкой, на прямом участке два крупных центральных надводных камня, стоящие друг за другом, на которые ощутимо давит. Ниже этих камней водопадный слив с бочкой через всё русло, наиболее пологая часть находится под правой стеной, сюда можно попасть вдоль правого берега через ряд сложных ворот. К стене не сильный прижим, за ним короткий быстроток и начинается заключительная часть порога. Она образована обвалом стены и представляет собой очень крутую горку с тремя рядами бочек, уходящими в глубокий скальный коридор. Первая «бочка» выносит под левую стену, за горкой быстроток в каньоне. Горку можно посмотреть слева сверху, при этом слив и «бочки» скрадываются.

image4.jpg (18866 bytes)Разведав первую часть, прошли её тандемом, заходя по центру, через ряд сливов и бочек, затем ближе к левому берегу, через обливной «зуб». Чалка влево в улов. К-4 при прохождении занесло на обливной «зуб» и при почти вертикальном погружении ката, меня левого кормового, смыло практически под баллон, но я успел зацепиться за лямки. Помог и правый кормовой – Виктор. Зачаливались уже в нормальном режиме. Место симпатичное, но поставить палатку так и не удалось, спим на береговых камнях. Погода благоволит – дождей нет, ночью тепло, никаких мошек. Одно донимает - везде колючки – или подошву проткнет, или руки при сборе дров. Колючки - неотъемлемая часть похода в Киргизию. Времени много, ближе к вечеру разведали продолжение каскада, весь разведать невозможно, если только забраться высоко вверх, впрочем, оттуда мало что можно увидеть. На следующий день, 15 сентября, вышли в 12 ч. Вторую часть порога проходили в походном порядке К-2 - К-4. В заходной части оба ката шли по центру, через бочку, затем К-2 ушёл влево. К-4 не смог отработать влево и его прижало к камню в центре. Пришлось потрудиться и нас увело в правую часть порога, под стену. В заключительной части порога К-2 в первую пенную бочку вошёл ближе к центу, в итоге кат развернуло лагом, а во второй чуть не положило. К-4 заходил ближе к левому берегу, куда ощутимо давит, в итоге левого кормового, слегка «пошкрябало» по стене (задел каской за скальный выступ с отрицательным уклоном левого берега). Но это мне все-таки показалось лучшим вариантом, чем то, что испытала двойка. Дистанция между катами доходила в заключительном сливе до 5-8 м

Препятствие 16. Порог «Гроссмейстер» (6А)

Основная часть расположена на левом повороте. На правом берегу по срезу скалы в реку скользит ручей. Полная разведка порога невозможна. В его начале - мощная «бочка», перекрывающая почти всё русло, более пологая под правым берегом. Через 20 м кульминационная «бочка» по всему руслу, внизу в пенной яме «клык», через 3м ещё два последовательных «зуба», веером разрезающие воду. Далее река камнями с левого берега отжимается к скальным ребрам правого берега, ширина основного потока 6-8 м В русле образуется горка с большими валами, которая упирается в правобережный валун, отражаясь от него, и через 15 м упирается в ещё один камень посреди реки. Заканчивается порог навалом на огромный левобережный валун, с которого косым сливом вода падает вниз вправо. Ниже спокойный участок 50 м Общая длина порога 250-300 м. Зачалились на правом берегу, перед поворотом. Разведали до кульминационной «бочки», порог с берега смотрится сложнее, идётся проще. Проходили тандемом, интервал 20 м Первую «бочку» прошли справа; в основную падали по центру, немного зацепив кормой последний «зуб». От прижимов и навалов ушли легче, чем казалось. Это впечатления экипажа К-2. Четверке же пришлось изрядно попотеть, дабы сманеврировать и вовремя увернуться от прижимов и навалов, т. к. наше судно было и тяжелее и габаритнее. После прохождения таких порогов чувствуешь прибавление адреналина в крови, появляется сила и уверенность в общем успехе.

Препятствие 19. Капчигайский завал (6С) – (6В)

Препятствие, судя по описанию, никто не проходил. Очевидно, мы прошли его первыми. Сплавлялся К-2, четверка стояла на страховке чуть ниже двух основных сливов водопадного типа.

Порог образован обвалом левого склона и падением глыб справа, обрушенных при строительстве верхней дороги. Где-то высоко вверху проходит та самая дорога, по которой мы и добирались в верховья и где кроме УАЗов, КАМАЗов и УРАЛов ничего не встретишь. В этом месте, ко всему, река прорывает отрог. Вход завален несколькими глыбами, упавшими справа, слева стена. Под стеной - щель, шириной до 3 м и два пологих слива. За последней глыбой, справа огромный улов – подпор перед водопадом

image3.jpg (48717 bytes)Водопад образован уступом русла. Высота падения около 2 м, ниже в центре обливник. Водная обстановка сложная. Чистого, незакрученного слива нет. Наиболее пологий - от правого берега, частью своей струи пробивает всю «бочку» и упирается в левобережный камень. Остальная струя через обливной камень валит вниз.

Сразу за водопадом крутое падение и хаотичные «бочки». Кульминационный момент через 70 м перед пологим левым поворотом, слив с «бочкой». Ниже русло густо засорено камнями, на которые сильно давит, между ними мощные сливы и «бочки», проходы узкие.

Ниже поворота река на протяжении 450 м поджимается к левой стене. Ширина реки сужается до 15-20 м., скорость возрастает, появляются валы. На этом участке имеются две глыбы в центре русла, на которые сильный навал, проходы справа. Порог заканчивается в районе остатков старого пешеходного моста, где через реку перекинуты две трубы, под ними - большое улово.

Просмотрев Капчигайский завал, решили К-4 провести вдоль берега, за кульминационный участок, т. к., ему там было бы тесновато. Во время проводки чалка зацепилась за камень, потратили 45 мин, чтобы освободить её. Пришлось обносить вещи по крутым, почти без троп, отвесным стенкам. Прохождение Капчигайского завала экипажем К-2 отложили на следующий день. К-2 оставили на входе в порог, К-4 в середине, а сами ночевали ближе к концу порога, под небольшой скалой, на камнях. Снова негде было поставить палатки, и вновь каждый выбрал себе по вкусу удобный камушек для сна. Погода позволяла. Не так далеко находится аул Капчигай, до порога и высоко вверху на правом берегу. Перед порогом есть большой железный мост, по которому местные жители ходят на другую сторону реки, где на крутых склонах пасутся горные бараны и коровы. В ауле много народу, и на нас местные жители смотрели как на космонавтов. Почти все не знают русского языка, особенно дети, лишь один учитель общался с нами вполне прилично. Нас угостили айраном и лепешками, а мы детишек - конфетами и печеньем. Первая ночевка была перед мостом Вторая - после разведки Капчигайского завала, через пару - тройку километров на выходе из завала. Договорились с местными взрослыми, чтобы каты, оставленные на входе в порог и середине порога не трогали. Весь вечер, да и утром местные рыбаки ждали когда суда пойдут в порог. Они никак не могли в это поверить.

Находясь в районе порога надо быть предельно внимательным, т. к. наверху постоянно чистят дорогу, сталкивая вниз камни. Также местные козлы и бараны, лазая по крутым склонам над порогом, периодически создают локальные обвалы.

17 сентября. Утром после завтрака экипаж К-2 отправился на прохождение завала, К-4 на страховку с воды, ниже кульминации. Входную часть от моста прошли вдоль левого берега. В водопад заходили по центру, слившись с него, правая струя придавила кат к левобережному камню. В прижатом состоянии находились около 5 мин, кат кренило под 45о. С трудом, оттолкнувшись от камня, ушли под правый берег. В «бочку» перед кульминацией заходили справа, затем прыгали через обливник, под правый берег, зачалились, для перемещения видеосъёмки. Закончили прохождение основной части завала вдоль правого берега, далее тандемом прошли до конца порога.

Препятствие 24. Селевой прорыв «Блиц» (6к. сл.)

Находится между двумя скотопрогонными мостами, протяженность до 1 км. Сель сошёл по обоим берегам реки. Перед прорывом вода стоит. Уреза с катамарана не видно. Разведка справа. Перед разведкой порога остановились на правом берегу, у моста. Дорога по нему соединяла два кишлака и была весьма оживленной трассой местного значения. Пока мы готовили обед, народ подходил и скапливался, удобно рассаживаясь на мосту и вдоль реки как на трибунах стадиона, предвкушая интересное зрелище. Через час начали прохождение. В пороге можно выделить 4 ступени:

1. На входе резкий перегиб, валы, сливы, «бочки», река смещается влево, потом через 100 м небольшой поворот направо. Здесь часть струи уходит влево, размывая завал, но основная масса воды идёт под правый берег. В центре русла образовался каменный остров из остатков селя. После поворота на прямом участке следующая ступень.

2. Самая мощная часть прорыва. Река проходит по стиральной доске – «бочки», валы, сливы - постоянно. Перед очередным правым поворотом, немного успокаивается.

3. Начинается за правым поворотом, очень похожа на 2 ступень, только короче и на выходе в центре камень. Ниже камня спокойный быстроток, где есть возможность зачалиться в устье ручья на правом берегу.

4. Последняя наиболее простая часть прорыва. На левом повороте река уходит в камни под правый берег, а более чистая струя идёт по центру. Заканчивается прорыв прижимом к левой скале, за пешеходным мостом.

Порог проходили после обеда. Входную ступень прошли по центру, во второй ближе к правому берегу, в третьей по центру, уходя от камня левее. Чалка ниже камня справа в устье ручья. К-2 все ступени прошёл по центру, во второй в одной из бочек кат развернуло полулагом, экипаж быстро сумел выровнять. Страховка спасконцом перед 3 ступенью. Чалка рядом с К-4. Несмотря на протяжённость порога скорость прохождения обоих судов высокая. Последнюю ступень шли тандемом

Последний каньон

image5.jpg (17403 bytes)Вход в каньон за вторым скотогонным мостом, сразу же за селевом прорывом «Блиц». Слева, вверху, на террасе, находится кишлак Чалма. Терраса обры¬вается к реке стеной. Каньон широкий, у одной из стен, как правило, галечная коса. Дальше порогов нет, хотя река довольно быстрая, появляются протоки в широкой галечной пойме.

С местом для лагеря в каньоне проблема, мало дров, много удобрения. Только через 40 мин сплава нашли уютную стоянку на левом берегу.

Сплав до автомобильного моста спортивного интереса не представляет. Река вскоре выходит из каньона, на левом берегу появляется большой кишлак. Вскоре после него впереди справа виден отрог, на который поднимается асфальтовая автодорога. Справа на горе стоит памятник горному козлу (очень похож на козла у Тура-Гоина на р. Кекемерен). От моста до пос. Кара-Кульджа 2,5 -3 км.

Сплав по рекам Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья

Из связки рек Ой-Тал - Тар – Кара-Дарья наибольший интерес в спортивном отношении представляет река Тар. Вышеописанные пороги - малая часть препятствий которые практически друг за другом следуют по реке. Большой каньон Тара (участок р. Акбель – р. Сарыбия, 3 км, 10 м/км), Меандр (р. Сарыбия – р. Аксай, 3 км, 6 м/км) - непредсказуемый участок каньона, теснина (р. Аксай – а/м мост Келынтангак, 12 км).

В верхнем течении река Ой–Тал имеет название Алай-Куу, после притока Терек меняет на Ой-Тал, после притока Кара-Бель река называется Тар, а после слияния с Кара-Кульджой – Кара-Дарья. Кара-Дарья сливаясь с Нарыном образует р. Сырдарья.

Сплав начинали 3-4 км выше пос. Кара-Таш – первое место, где дорога спускается близко к реке.

Река Алай-Куу – малорасходная, сложных препятствий не имеет, находится в закрытой зоне действия Ошского погранотряда, требуются спецпропуска.

Река Ой-Тал – протяженность 40 км, средний уклон 7,7 м/км Сложные препятствия в нижнем ущелье от р. Кулун до притока Кара-Бель, в основном селевого происхождения.

Река Тар течёт в основном одним руслом в живописном ущелье с шириной поймы до 300 м, ширина от 15 до 40 м. Объём воды 25-30 м3 в районе пос. Кара-Таш и постепенно возрастает к селевому прорыву «Блиц» до 50 м3. Долина U-образная, ровная, прямая. Ширина по дну до 1 км. Ре¬ка глубоко врезана в дно и проходит в основном вдоль левого борта, в верхней части которого видны скальные башни и снеж¬ники. По правому борту высоко от воды идёт основная автодорога. До пос. Алай-Талаа река зажата в очень узком ущелье, перехо¬дящем в скальные каньоны. Берега поражают количеством и красотой водопадов, почти на всём протяжении реки.

Река Кара-Дарья – течет в густо населённой местности, долина становится ещё шире, единого русла нет, постоянные разбои, много островов. Устья Кара-Кульджи не заметно, река постоянно петляет по широченной долине, основные препятствия - мелкие перекаты. Скорость течения довольно высокая.

Итоги и рекомендации

Нашей группой пройдены реки, совершенно разные по характеру препятствий. Река Тар была логическим завершением и второй частью маршрута. Наш путь проходил по живописной местности. Выбранный нами вариант прохождения маршрута оказался очень логичным - сплавляясь по Кекемерену и Нарыну на юго-запад, мы двигались ближе к Тару. От моста на Нарыне нас подобрал «Мерседес», заказанный по интернету в фирме г. Ош, на котором добрались в Узген. Откуда нам пришлось на «буханке» (УАЗ) добираться на р. Ой-Тал до поселка Кара-Таш. На других машинах никто не решался ехать в горы. Нами была пройдена связка рек, первая из которых – Кекемерен - часто посещается туристами-водниками, но мало кто проходит её до конца. Река Тар по нашим сведениям, не проходилась с 1989 г. Группа совершила первое полное и сквозное прохождение реки Тар вместе с вновь образованными двумя порогами.

Хочу отметить, что 80 % препятствий не соответствуют описанию 1989 г. Тар течет в глубоких каньонах с осыпными конгломератными стенками. Выбраться из каньонов можно не всегда. Район сейсмоопасный, часты оползни и сели. Возможно образование новых порогов, или изменение структуры старых. Любителей фотосъёмок река порадует фантастической красоты водопады, спадающих в реку по обоим берегам, их разнообразием и количеством. Они постепенно размывают рыхлую конгломератную породу. Оптимальное время для сплава август-сентябрь. Можно сплавляться на любых судах, но наиболее интересно на К-2. Сплав лучше заканчивать на автомобильном мосту, откуда 2,5-3 км до Кара-Кульджи.

Вдоль реки есть возможность автотранспортного сопровождения, только нужна хорошая машина и толковый водитель.

Спортивная хорошо подготовленная группа от Кара-Таша до Кара-Кульджи (примерно 62 км), может пройти за 3 дня. При составлении графика, мы опирались на отчёт Новосибирцев (рук. Д. Топчилов), они шли 7 дней, мы заложили те же сроки, плюс две днёвки. Фактически мы шли 7 дней, из них первые два - очень мало из-за болезни двух участников. День потеряли на Капчигайском завале из-за тяжёлого обноса (его можно сократить), и ещё день шли от Кара-Кульджи до Узгена. Если начать сплав выше, то придётся добавить 1-2 дня.

Геннадий СЕРГЕЕВ,
кандидат в мастера спорта по туризму.

Фото автора и Михаила Сергеева.
Edil Adigine      10-04-2011 16:54 (ссылка)
Алайку жана басма соз
Поездка в Алай-Куу, декабрь 2010
Автор: Нурлан Алымбаев, размещено в: Избранное, Личное, Новости.

Наконец, дошла очередь рассказать как мы пробивались через снежные заносы по трассе Кара-Кульджа – Алай-Куу. Это было что-то. Впечатления остались на всю жизнь.

Горы имеют крутые склоны. Вдоль проложена дорога. С другой стороны – крутой обрыв и течет река. Как появляются лавины? Из-за ветра или иногда достаточно, чтобы с ветки кустарника упал комок снега на склон горы, начинается эффект создания снеговика. Комок снега катится вниз по склону, обрастая по пути и увлекая вниз массы снега. В результате, на дорогу падает внушительная лавина. И вот сквозь такие сугробы пришлось пробиваться. Прокладывая дорогу лопатой и УАЗиками.

Что забавно – мы попали в сводку новостей. В надежде, что МЧС нам поможет и очистит дорогу бульдозерами, мы попытались просить помощи у них и у представителей райакимиата. Однако, кроме обещаний ничего не получили взамен. Зато через пресс-службу информация о нас попала в теле-новости и в Акипресс.

С этих безобидных комков начинает путь лавина:

2

Перед очередным броском через сугробы:

04122010005

В горячке (спешили, так как могли остаться на ночь в пути) забыли делать фотографии. Поймали момент и вот он я в кадре:

1

И, наконец, дорога из райцентра Кара-Кульджи до Алай-Куу заняла почти 12 часов. Столько же сколько дорога из Бишкека до Джалал-Абада.
Жазгуль Монолбаевна      15-07-2012 16:25 (ссылка)
Re: Алайку жана басма соз
Алайкуу дегенди туура жазып койгулачы,сураныч.!!!