Видео: А. Султанов (16лет) на VIII Конкурсе им. П.И.Чайковского
Алексей Султанов - Л. Бетховен. Соната № 23, 2-я часть
Алексей Султанов - Л. Бетховен. Соната № 23, 3-я часть
Алексей Султанов (16 лет) - Л. Бетховен "Аппасионата" III часть (отрывок)
Алексей Султанов (16 лет) - П. Чайковский "Времена года": "На тройке"
Алексей Султанов (16 лет) - П. Чайковский "Думка"
Алексей Султанов (16 лет) - Ф. Шопен. Скерцо № 2
Алексей Султанов (16 лет) - Б. Чайковский. Аллегро
![]() |
|
Татьяна Зубкова
19-06-2012 07:36 (ссылка)
«Комсомольская правда», 2 июля 1986 года
В Москве продолжается VIII Международный конкурс имени ПМ Чайковского. Рассказываем о шестнадцатилетнем пианисте Алексее Султанове.
ОДИН НА ОДИН СО СЦЕНОЙ
«Тройка против семерки, не считая Султанова».
В разгар конкурса Чайковского журналисты разговаривают между собой афоризмами. Сей означает: из одиннадцати советских пианистов трое — Ирина Плотникова, Наталия Трулль и Татьяна Климова — бросили смелый и громкий вызов нашим мужчинам (семерке). О шестнадцатилетнем Алеше Султанове разговор особый. Объявление гласило: его выступление переносится на заключительный день первого тура «в связи с болезнью». Все сомневались: выйдет ли вообще наш самый юный пианист?
Тамара Афанасьевна Попович ~ заслуженный педагог Узбекской ССР, преподаватель республиканской средней спецшколы при Ташкентской консерватории рассказывает о своем воспитаннике: – Алеша наделен масштабностью музыкального мышления, очень одарен эмоционально. И блестящие эстрадные данные: он совсем не боится сцены. Задатков у него много, остальное придет с кругозором, с общим развитием. Когда мы ездили на шефские концерты, Алеша всегда был нашим «центром». Он умеет залихватски рассказывать о прочитанном. Но о творческом отношении к музыке я пока промолчу. Обычно «находит» на него накануне концерта, он сидит, ищет что-то свое.
...Две «юные» «Аппассионаты» были на первом туре: 19-летнего Александра Сердара из Югославии и Алешина. Алеша подарил нам минуты высокого счастья, каких мало бывает в жизни. Почему столь выспренние слова?
Сломана кость мизинца. Отговоры не подействовали («сложное создание!») — решил играть. Накануне выступления сняли гипс. После каждого произведения уходил за кулисы — врач делал анестезию. То, что вложил в «Аппассионату» страдающий, мятущийся, вечно преодолевающий себя Бетховен, приобрело первичный смысл, какого не вычитаешь в учебниках по музлитературе.
– Алеша, как же можно было решиться на такое отчаянное выступление?
– Я был уверен, что сыграю, даже если отвалится рука. Столько готовиться, пройти столько отборов — и не играть?!
– Помните, в телепередаче «..До шестнадцати и старше» вас спросили: в чем вам в жизни повезло? А вы ответили:. «Повезло с педагогами».
– Я у Тамары Афанасьевны с «нулевки». Это она меня «сделала». Она всю себя отдает ученикам. Она только на первый взгляд такая хрупкая. У-у, это человек, у которого железная воля и железное слово. Я ведь маленький был довольно ленивый. Она меня после уроков , в классе запирала, чтобы я свои 4—5 часов отыграл с толком.
– А сейчас сколько?
– Часов семь-восемь.
– Мы все за вас переживали. Наверное, зал знал, что рука не в порядке.
– Надеюсь, не по моей игре узнали...
– А как же вы собираетесь играть на втором туре?
– Как? «Молча, скрипя зубами». Врач говорит, что дело идет на поправку. Он даже считает, что сейчас играть этим пальнем почти полезно.
– Ничего себе врач...
– Да нет, Владимир Яковлевич Сназин замечательный человек, он буквально от меня не отходит. За четыре дня кости прихватились на каких-то живинках. На первом туре он дал мне сыграть в полную силу.
– Как же вы всю неделю занимались? В гипсе, что ли?
– Левой рукой. Если левой играть в два раза больше, правая меньше выходит из формы.
Так что все оказалось просто. Ничего возвышенного...
Н. Коренева.