Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

И еще, коль не надоело

         *    *    *

Истает молодость, как дым —
Вот стать бы снова молодым!
…Но быть таким, как есть, хочу:
Года как раз мне по плечу.

Стишок-съ...

       *     *     *

Не то с косой, не то с клюкой
Пришла опять старуха
И говорит мне: «На покой….»,
Желает мне: «Ни пуха…»

Но я бутылку-то до дна
Покудова не выпил:
— Иди, карга, гуляй одна
Да вой болотной выпью!

Мой двухтомник


     Так (уж не взыщите за качество снимка — бликует) выглядит мой двухтомник, выпущенный в рамках программы поддержки книгоиздания Правительства СПб.
     Первый том — это вышедшие наконец под родным названием, в исправленном и дополненном виде, а также с сопроводительными статьями Андрея Буровского «Учебники истории». Второй — избранное, построенное, так сказать, по археологическому принципу: том открывается первой книгой «Баек от Балабухи» (то бишь я сегодняшний), затем идет «Распечатыватель сосудов» (я двадцатилетней давности), после чего — «Люди кораблей» (то есть я давности сорокалетней). И за каждой частью следует отдельное послесловие: к первой — Сережи Удалина; ко второй — светлой памяти Виталика Бугрова, написанное еще к изданию, несостоявшемуся в 1992 году; к третьей — Антона Первушина.
     Надеюсь, со временем мне удастся выпустить еще сколько-то томов в таком же оформлении.
     А пока — если появится таковое желание, порадуйтесь со мной и за меня!

Делюсь радостью

     Недавно получил я получил наконец (причем даже с доставкой на дом и бесплатным приложением приятной беседы!) авторский экземпляр тома, обложку коего привожу ниже, — спасибо и поклон составителю сборника Никите Аверину.


     Сборник, на мой взгляд, сделан отменно. Что же до моего опуса, то здесь он (с моего ведома, разумеется) разделен на три независимых рассказа. Однако первоначально мыслилось (и, надеюсь, в какой-нибудь мой авторской книге так и будет), что это — цельное повествование под общим названием «Сага о Стукках», разделенное на три пряди. Так что, если кому-то доведется читать, имейте в виду...

Еще один стишок...

      *   *   *

Приносят утра
Благость утрат,
А вечера тени —
Страх обретений.

Делюсь радостью

На мои «Байки от Балабухи» опубликована еще одна рецензия — на этот раз на сайте «Питерbook’а». Если кому-то интересно, вот ссылка: http://krupaspb.ru/piterboo.... Автор — Дмитрий Вересов. Мне же остается лишь сказать: «Спасибо на добром слове, Дима!»

Эпитафия

   *    *    *

Лишь нежить
Он нежить
Стремился, увы,
И на́́ же
Она же
Осталась в живых…

И снова стих...

             *   *   *

Знает каждый идиот,
Что его в финале ждет,
Но не скажет никакой мудрец, когда,
И поэтому, дружок,
Не стенай, что крылья сжег,
А летай, пока не кончатся года.

А вот и еще один...

      *    *    *

Пал, конечно же, с небес
Светлый ангел, а не бес,
Но, живя в стране родной,
Стал помалу Сатаной.

Просто стишок

       *    *    *

Выбирает каждый сам:
То ли шастать по лесам,
То ли посидеть в родном болоте,
То ль молитвой тешить дух,
То ль весь день пахать за двух,
То ли ублажать веленья плоти.

Выбирает каждый сам:
То ли рваться к полюсам,
То ль на верблюда́х переть в Сахару,
То ли строить пароход,
То ль копать подземный ход
С призраком Стаханова на пару.

Выбирает каждый сам:
То ль дорогу к небесам,
То ли по земле сквозь дни и ночи…
Словом, выбор есть всегда,
И одна лишь тут беда —
Если вдруг окажется неточен.

Эпитафия человеку

        *     *     *

Вседневною болью согнутый,
Он зря не взывал к небесам,
А жил — до последней минуты,
И лампочку выключил — сам.

Случайные фразы

                 *   *   *

Цинизм — похмелье идеализма.

                 *   *   *

На переправе Харонов не меняют.

                 *   *   *

Разум разуму рознь.
 
                 *   *   *

Кто жив, тот лжив.

                 *   *   *

Вера проповедует любовь и рождает ненависть.

                 *   *   *

Никому не дожить до своей эпитафии.

И снова стих...

    К БЕГЕМОТУ АНДРЕИЧУ

Мой кот лежит себе на стуле,
Уйдя в кошаческие сны,
Клыки чуть-чуть обнажены —
Грозней мечей, страшней, чем пули.

Чем занят, черный мой малыш?
Рычишь — едва доступно слуху…
Ты там охотишься на мышь?
Иль ловишь дерзостную муху?

Нет, ты не мой, конечно, кот:
Живешь по собственным понятьям —
Коль захочу тебя обнять я,
Так разом когти пустишь в ход.

И осуждать тебя не стоит —
Все по природе таковы:
Для всех родители — святое,
Когда их нет уже в живых…

Давно тут не было стихов

         *  *  *

Хоть показаться может странным,
Душа — как тело, не тонка:
Свои залечивает раны,
Причем отнюдь не за века.

Обида — зверь во тьме живущий,
Разлей повсюду свет ума,
Оставь ее во мраке пущей —
И пусть подохнет там сама.

Увы, но нам не знать покоя.
Но мир кристальной чистоты,
Внутри себя свершив такое,
Вокруг себя увидишь ты.

Доброе слово и коту по душе...



                                        ЗАПОЗДАВШЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

     Как говаривал один вождь мирового пролетариата (ну, может быть, и не совсем так), «лучше позже, да лучше». И да простится мне кем-нибудь и когда-нибудь моя наглость, но автор «Баек от Балабухи»» сам меня спровоцировал: написал к своей книге «Несколько слов вместо предисловия». А место предисловия осталось вакантным. Так что я посчитал возможным и не предосудительным эту вакансию занять, поскольку тоже имею сказать пару слов обо всей книге вообще и его «вместопредисловии» в частности.
     Дело в том, что, ознакомившись с авторским вступлением (подчеркиваю — именно с ним, а не со всей книгой), читатель может испытать легкое чувство разочарования. От маститого писателя и критика он вправе был ожидать чего-то большего, чем хаотический набор в разной степени занимательных и поучительных историй, в структуре которого, по признанию самого автора, не стоит искать ни логики, ни хронологии.
     И если с хронологией ничего не поделаешь, то с отсутствием логики мириться ну никак не хочется. С одной стороны, Андрею Дмитриевичу (да-да, я запомнил фразу о том, что «у писателей отчеств не бывает», но перестроиться уже не смогу — так исторически сложилось), как автору, разумеется, виднее. Но с другой — логика в книге обязана быть. Тем более, у него. Пусть даже сам автор предпочел сделать вид, будто в упор ее не замечает. Что же, тем интереснее искать.
     Но для начала поговорим о самом жанре. Здесь автор вроде бы все объяснил. В том числе, и с помощью определения из толкового словаря Ожегова. К нему-то я и попрошу почтеннейшую публику присмотреться внимательней. Вот как объясняется там значение слова «байка»: басня, выдумка, побасенка. Правда, я здесь поменял слова местами, но сделал это неспроста. Последнее из них — ключевое. Им сказано если и не все, то очень многое.
     Даже если кто-то, подобно мне, не читал «Театрального разъезда» Н.Гоголя, то уж фильм Г.Александрова «Весна» наверняка смотрели все. И страстный монолог в исполнении артиста Н.Черкасова, конечно же, не могут не помнить: «Побасенки!.. Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души…»
     В сущности, к сказанному классиком добавить особо нечего. Разве что позволить себе маленькое лирическое отступление: в той сцене фильма, если я ничего не путаю, режиссер объяснял молодому артисту, как играть Гоголя. А если учесть, что до этого он по незнанию так же объяснял профессору Никитиной (артистка Л.Орлова), как играть профессора Никитину, то было бы весьма забавно, окажись Гоголь тоже настоящим. Вполне в духе литературных анекдотов и побасенок: «Однажды Гоголь переоделся Гоголем…».
     Однако вернемся к самой книге. Почему же все-таки у нее такая хаотичная структура? Тут и воспоминания автора о коллегах по литературному цеху, и его изыскания на стыке филологии с историей, и просто забавные… м-да, вот же беда с этим русским языком — опять истории. Или опять же байки. И эти разные фрагменты, конечно же, не равновесомы, неравноценны. Хотелось бы добавить — «как неравноценны прожитые человеком годы», но ведь это же неправда. На самом деле, человеку дорого каждое мгновение жизни, пусть и в разной степени насыщенное. И эта мысль могла бы, наверное, послужить оправданием для произвольного построения книги, но только оправданием, а не объяснением.
     К тому же с изысканиями Андрея Дмитриевича — серьезными, неожиданными, порой сенсационными — лучше знакомиться по книге «Когда врут учебники истории» (даст Бог, не последней, и уже с авторским названием, а не с придуманным в издательстве рекламным слоганом на обложке). А забавные случаи могли бы лечь в основу — или хотя бы послужить толчком к написанию — какого-нибудь фантастического рассказа. К примеру, байка № 28 «Кто кого и что родил…» очень для этого подходит. Но самое интересное в книге — то, чего больше никто и никогда не расскажет — это воспоминания о людях, давно уже ставших легендами для любителей фантастики. Или, наоборот, малознакомых, незаслуженно забытых. Пожалуй, о них рассказать даже важнее. Рискну предположить — важнее и для самого автора.
     Так почему было не составить книгу исключительно из них? Очевидно, что автор без проблем сумел бы выстроить эти воспоминания в хронологическом порядке и подогнать их под какую-нибудь концепцию. Но ничего похожего мы не наблюдаем. В чем же дело?
     Наивно полагать, будто во всем виновата леность автора. Ведь к написанию каждой байки в отдельности он — ничуть в этом не сомневаюсь — подошел со всей серьезностью, активно и эффектно используя свой богатый писательский арсенал. И не только в построении сюжета — а здесь нельзя не отметить, помимо всего прочего, изящные заключительные фразы, неожиданно объединяющие вроде бы случайно оказавшиеся в одной истории факты и события (как, к примеру, в байке № 5 «Кое-что о дубологии»). Высокое литературное мастерство выглядывает из каждой фразы, или даже отдельного точно
выбранного слова.
     Прошу прощения, но не могу удержаться и не привести хотя бы несколько доказательств.
     Вот, к примеру, хлесткая, емкая, убийственная характеристика персонажа байки № 15 «Почему не стоит петь при котах»: «Однако уже первый из трех аккордов, которыми владела Ахматесса…».
     Или фантастически правдивая, точная деталь из байки № 3 «Сводки с идеологических фронтов», рассказывающая о том времени гораздо больше некоторых пухлых томов: «в клюве оно [изображение голубя мира] волокло оливковую ветвь, согнутую из обрезка колючей проволоки».
     А вот, пожалуйста, обещанное отдельное слово «мстилось» из байки № 25 «Бойся шаманов, и в гости зовущих». Устаревшее слово, кто бы спорил. И в любом другом контексте оно смотрелось бы странновато. Но ведь использовано оно в эпизоде, описывающем процесс камлания великого мансийского шамана, а по совместительству еще и члена КПСС, и члена Союза писателей, лауреата Государственной премии, профессора Педагогического университета. Какие уж тут, после подобного совмещения, могут быть архаизмы!
     Да что там говорить, порой весь сюжет очередной байки оказывается одной развернутой метафорой (как уже упомянутый № 28 или № 16 «О словах и бабочках»).
     В общем, знакомство с текстом лишь усиливает подозрения — должна быть какая-то причина, не может ее не быть. И пусть это несколько самонадеянно, но, кажется, я нашел ответ в самой книге. В байке № 19 «Златоуст и коснописец», весьма, кстати, поучительной для каждого начинающего литератора: «Перечитывать его повестей и романов не стану. Зато устных рассказов не забуду вовек. Они были поистине прекрасны, ибо думал рассказчик о слушателях, а не о совершенстве».
     Согласитесь, было бы странно, если бы сам автор этих строк пренебрегал озвученным в них принципом. Да, он мог написать сборник одних воспоминаний, составленный с безупречной точностью и последовательностью, воистину ломящийся от бесценной информации. Но при этом неудобочитаемый, как и подавляющее большинство мемуаров. А читателю все-таки необходим какой-то отдых — паузы, антракты, вставные номера. Вот автор и примерил на себя — но заботясь о других — наряд этакого балагура-краснобая, то забегающего в своих рассказах вперед, то уходящего в сторону, а что-то и вовсе
обещающего рассказать в следующий раз. И очень хочется верить, что обещания эти Андрей Дмитриевич сдержит, побалует нас еще не одной порцией баек собственного приготовления.
     Впрочем, повторю вслед за автором, насколько хорошо у него получилось — судить читателю. А правильно ли я угадал причину такого построения книги? Да не так уж это и важно. Позаимствовав из «вместопредисловия» цитату еще одного великого человека, с легким апломбом заявлю: «Если это и не правда, то хорошо придумано».

Очередной стишок

           * * *

Немало развелось писак,
Твердящих истово о горнем,
Что мы попали все впросак
Затем, что позабыли корни.

Всё знай стараются внушить,
Что с жизнью в кости мы играем,
Совсем не думая о рае
И о спасении души…

Как муху сахар, многих тянет
Густой елей привычных фраз:
Мол, мы приходим в мир гостями
И, говорят, по многу раз…

…Мы рудокопы здесь — не гости,
За вредность впору молочко;
И не играем с жизнью в кости —
Как зэки, режемся в очко.

Опять стих

         ДРУГУ-ПОЭТУ

Легче быть бунтарем,
Легче быть отшельником, если надо,
Чем в тиглях души выплавлять
                        равновесие неба и ада!

                                           Василий БЕТАКИ

Фонтанов безделье —
Подобие взлета:
Лишь водопаденье
Свершает работу!
                   Василий БЕТАКИ

Равновесие неба и ада?
А кому оно надо?
Да скукожился весь бы я,
Обретя равновесие!
Ведь куда ты ни посмотри —
Перекосы асимметрий,
Несхожесть неравновесий…
Мир тем-то и весел!
Мыслью повсюду шарю я:
Равны ли в мозгу полушария?
Равновесны ли все поэты?
И жалеешь ли ты об этом?
Не достичь никакому гению
Равновесия смерти с рождением,
И замечу тут, Васенька, кстати-ка:
Равновесие — вечная статика,
Вспомни, друг и учитель, ежась,
Водопаденье свое же!
Для жизни нам с тобой надо,
Чтобы во всем перепады,
Чтоб, собою все бездны меряя,
Мы метались от веры к безверию,
Чтоб, ведя корабли свои утлые,
Безнадежность с надеждою путали,
Чтобы сладостно было жжение
И победы, и поражения,
Чтоб всегда понимали (мы ж ушлые!):
Равновесие — суть равнодушие.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу