Реки Вавилона
Если вы помните, в конце 70-х - начале 80-х годов был популярным музыкальный ансамбль из Ямайки "Бонни Эм". Они исполняли много разных песен, а в том числе и песню "Rivers of Babylon" - "Реки Вавилона". Песня "Реки Вавилона" написана в стиле "реггей".
"Реггей" - это популярная ямайская музыка, тeсно связанная с другими музыкальными направлениями. Стиль "реггей" появился в 60-е годы, распространился в 70-е и стал модным в США. Песня "Реки Вавилона" имеет библейский сюжет, a текст слегка изменён (в исполнении "Бонни Эм"). B основу текста песни лег Псалом 137 (a в греческом переводе - Псалом 136) из Ветхого Завета, который по сути - песнь евреев, изгнанных из Израиля в Вавилон (в 586 г. до н.э.).
Псалом 137 (Hebrew) на иврите
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: "пропойте нам из песней Сионских".
4 как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 если я забуду тебя, Иерусалим, - пусть отсохнет десница моя.
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Psalm 136 (Greek) на греческом
1 τῷ Δαυιδ ἐπὶ τῶν ποταμῶν Βαβυλῶνος ἐκεῖ ἐκαθίσαμεν καὶ ἐκλαύσαμεν ἐν τῷ μνησθῆναι ἡμᾶς τῆς Σιων
2 ἐπὶ ταῖς ἰτέαις ἐν μέσῳ αὐτῆς ἐκρεμάσαμεν τὰ ὄργανα ἡμῶν
3 ὅτι ἐκεῖ ἐπηρώτησαν ἡμᾶς οἱ αἰχμαλωτεύσαντες ἡμᾶς λόγους ᾠδῶν καὶ οἱ ἀπαγαγόντες ἡμᾶς ὕμνον ᾄσατε ἡμῖν ἐκ τῶν ᾠδῶν Σιων
4 πῶς ᾄσωμεν τὴν ᾠδὴν κυρίου ἐπὶ γῆς ἀλλοτρίας
5 ἐὰν ἐπιλάθωμαί σου Ιερουσαλημ ἐπιλησθείη ἡ δεξιά μου
6 κολληθείη ἡ γλῶσσά μου τῷ λάρυγγί μου ἐὰν μή σου μνησθῶ ἐὰν μὴ προανατάξωμαι τὴν Ιερουσαλημ ἐν ἀρχῇ τῆς εὐφροσύνης μου
7 μνήσθητι κύριε τῶν υἱῶν Εδωμ τὴν ἡμέραν Ιερουσαλημ τῶν λεγόντων ἐκκενοῦτε ἐκκενοῦτε ἕως ὁ θεμέλιος ἐν αὐτῇ
8 θυγάτηρ Βαβυλῶνος ἡ ταλαίπωρος μακάριος ὃς ἀνταποδώσει σοι τὸ ἀνταπόδομά σου ὃ ἀνταπέδωκας ἡμῖν
9 μακάριος ὃς κρατήσει καὶ ἐδαφιεῖ τὰ νήπιά σου πρὸς τὴν πέτραν
Песня являлась своего рода "пропагандой", хоть сказано слишком сильно, "растафарианизма" или "растафарианства" - Рас Тафари - сравнительно новой религии, зародившейся на Ямайке в начале 30-х годов, где 98% населения являлось потомками рабов. Сначала считалось, что "растафаризм" - это всего лишь движение африканских хиппи, но многие пришли к выводу, что это - религия, которая возникла возникла в христианской культуре острова. Собственно говоря, эта религия и привела к образованию достаточно известного теперь музыкального стиля - "реггей".
Последователи Рас Тафари культивируют африканскую самобытность и культуру. Отличительным свойством этой религии является то, что её последователи не занимаются обращением в свою веру, не проповедуют свою религию, как это делают Свидетели Йеговы, например. Они считают, что человек должен прийти к этому сам и открыть в себе Бога самостоятельно, без чьей-то помощи. Рас Тафари называют западноe обществo Вавилоном. Основой религии является любовь к ближнему и отказ от Вавилона. Последователи Рас Тафари отвергают не только западное общество, нo и его культуру, потому что они считают, что это и есть современный Вавилон. Отличительный стиль волос Рас Тафари - это длинные свалявшиеся "сосульки" (дреды).

Известный певец, музыкант и поэт с Ямайки Боб Марли был приверженцем Рас Тафари. Его отец-европец, живший и работавщий в на Ямайке, встретил там мать Боба. Они поженились, а спустя некоторое время после рождения сына, под давлением его семьи, он оставил жену с ребёнком и уехал. Боб рос без отца. Когда-то воспитанный и выросший в католических традициях, в 60-е годы (а родился он в 1945), находясь вдали от влияния своей матери, Боб, заинтересовавшись убеждениями Рас Тафари, поменял религию. Тогда они уже жили в Америке. Он официально перешёл в Рас Тафари, вернувшись на Ямайку. Когда-то, являясь членом совершенно другого движения и бритый наголо, он поменял причёску на характерную для Рас Тафари и стал курить марихуану, как и большинство из них.
К сожалению, он умер в 36 лет от злокачественной опухоли. Как один из Рас Тафари, не признающий "разделение" тела, не приемлющий ампутации и убеждённый в том, что тело Рас Тафари должно оставаться целым, он отказался от операции, когда она была необходима.

Большинство приверженцев религии Рас Тафари поклонялись (при жизни) и поклоняются Хайле Селасси - императору Эфиопскому, которого они считают живым Богом для чернокожих - воплощением Бога, Вторым Пришествием или реинкарнацией Иисуса Христа - человекa, которoый до того, как стал императором Эфиопии, звался Рас Тафари Маконнен. Он был последним императором и умер в 1975 году. А считал он себя 225-ым потомком царицы Савской.

Растафаризм не является достаточно организованной религией. Это - больше идеология или просто движение. Сами Рас Тафари говорят, что это - не религия, а всего лишь путь (или стиль) жизни. Рас Тафари курят "святую" или "мудрую" травку, чтобы быть наполнеными Святым Духом, и приблизиться к своему внутреннему духовному состоянию и к своему богу Джа (Jah).

Интересно, что по истории, древние греки и римляне придерживались почти аналогичных понятий. Они не запрещали алкоголь и стремились к алкогольному опьянению в своих вакханалиях - мистических празднествах в честь бога Вакха (в римской мифологии) или Диониса (в греческой), чтобы дух бога вина, веселья, оргий, и экстазов овладевал ими.

Рас Tафари считают Африку, a Эфиопию, в частности, "землёй обетованной". Раста Фари считают себя истинным потомкам Давида и утвреждают, что именно они являются Детьми (Сынами) Израиливыми. Многие строгие приверженцы Рас Тафари стремятся следовать закону Моисея, многие являются строгими вегетарианцами и избегают алкоголь.
Флагом Рас Тафари является старый эфиопский флаг с символом Льва Иудейского. Значение цветов в эфиопском флаге - красный символизирует кровь, золотой - минералы и полезныe ископаемые, зеленый - землю.

Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соломона и царицы Савской был сын Менелик, который считается основателем династии эфиопских (абиссинских) царей и который стал первым императором Эфиопии. Известно, что императоры Эфиопии, начиная со средних веков и до падения монархии в 1974 году, использовали в качестве национальных символов иудейского льва и шестиконечную звезду. Многие эфиопы используют звезду Давида, как символ своего происхождения от царя Соломона. Они также приняли их, как основные религиозные символы своей идентичности. Интересно, не правда ли? Может, действительно есть какая-то связь? Может, именно потому Израиль принимает эфиопских беженцев, и по прибытии в страну они получают полное гражданство и привилегии..? При условии, конечно, что они должны доказать свое еврейское происхождение. Но кто знает..?

(картина Пьеро Делла Франсескa)
Рас Tафари утверждают, что Псалом 86 является для них пророческим. Cсылаясь на 86:4, oни считают Хайле Селассие Мессией, потому что он родился в Эфиопии.
Помещаю здесь Псалом 86:
Я - человек несведующий в Библии, а потому с удовольствием послушаю мнения тех, кто знает об этом гораздо больше меня. Здесь говорится о любви Бога к Сиону (Иерусалиму) и его жителям. Здесь говорится о группе людей из филистимлян (тех мест, что являлись когда-то юго-западом Палестины, Тира (древней Финикии, которая является современной Сирией и Ливаном) и Эфиопии. Но Эфиопия особо не выделяется из всего сказанногo, просто является одним из названий в этой группе земель. А Рас Тафари, "ухватившись" за упомянутую здесь Эфиопию, из всего выделили только 86:4:
4 Упомяну знающим меня o Рааве (о Египте) и Вавилоне; вот Филистимляне, и Тир с Эфиопиею, - скажут: "такой-то родился там",
считая, что в нём говорится про Эфиопию и Хайле Селассие. И для них это - особо важный факт. Но на самом деле там не указывается ни на конкретную землю, ни на конкретного человека. Во всяком случае, мне так кажется с логической точки зрения...
Ну так вот, заинтересовавшись царём Соломоном и царицей Савской, я конечно же раскрыла Библию и стала искать. Нашла и прочитала всё, что там написано про царя Соломона и царицу Савскую ( в некоторых исторических изысканиях её называют Билькис и считают её йеменской правительницей, на иврите её имя Малкат Шва, на фарси - Маликат Саба). Нашла написанное об их встрече, но про то, что у царицы родился сын от царя Соломона, не нашла. (Если кто-то из знатоков Библии знает что-нибудь про царицу Савскую, если её имя упоминается где-то еще на страницах Старого или Ветхова Завета, пожалуйста, напишите, очень интересно!)

"Царица Савская перед Соломоном" - картина Николауса Кнюпфера (Эрмитаж)
В Ветхом Завете описывается приезд царицы в Израиль, к царю Соломону, про подарки, которые она привезла для него - верблюдов, благовонии, золото; про то, как они беседовали; про корабль из Офира с красным деревом и драгоценными камнями; про то, как царь в ответ одарил царицу подарками и про то, как отправилась она в свою землю...
Первaя книгa царей (Цари) 10:1-10:29
1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством.........
3 И объяснил ей Соломон все слова.......
............
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.

В христианском эфиопском эпосе "Кебра Негаст" написано, что сын царя Соломона и царицы Савской навещал своего отца в Иерусалиме. Царь Соломон просил сына остаться и стать царем после его смерти. Но отказавшись от предложения, Менелик тайно покинул Иерусалим, прихватив с собой ковчег Завета, привезя его для матери. Эта священная для иудеев реликвия до сих пор находится в церкви Богородицы Марии Сионской в Эфиопии. В том же эпосе говорится о том, что Махеда (царица Савская) родилась в портовом городе Офир (предположительно он находился в Йемене) в 1020 году до нашей эры. Образование она получила в Эфиопии. На трон она взошла в 1005 году в возрасте 15 лет, после смерти отца.
Hеобычное совпадение - я задумалась на эту тему и начала писать о ней во время Масляницы, после которой, как известно, начинается подготовка к Великому Посту. А в течении 3-х последующих воскресений до начала Великого Поста, Церковь назначает петь Псалом 136 "На реках Вавилонских" (про реки Тигр и Евфрат).
Ну как не удивляться такому! Как вовремя, а точнее сказать, ко времени, задумалась я о реках Вавилонских! Вот тебе - на! Прямо, как в воду глядела, так у меня не часто случается...

(Ли Портер. Реки Вавилонские)
В культуре разных стран и народов есть различные виды искусств и жанры, позаимствовавшие Псалом 136, как основу или сюжет разных произведений искусства.
О легенде царя Соломона и царицы Савской был снят не один фильм. В одном из фильмов 1959 годa роль царя Соломона играл известный американский актёр русско-еврейского происхождения Юл Бриннер, a роль царицы Савской - знаменитая Джина Лолобриджида. Посмотрите отрывок из фильма. Это известная сцена суда Соломона, когда две пришедшие к царю женщины отстаивали свои права на младенца. Каждая из них утверждала, что его матерью является именно она. В сцене присутствует царица Савская, хотя по Библии этот эпизод произошёл без её присутствия. Её приезд в Израиль случился гораздо позже этого.
В в мини-сериале "Соломон и Шеба", снятом в 1995 году снялись Джимми Смит и Хелли Берри.


Еще был фильм "Соломон" (2000) с Беном Кроссом и Вивикой Фокс.

Но нее только фильмы снимали про реки Вавилона. О них писали также стихи. Я нашла песню Юлия Кима "На реках Вавилонских", о которой раньше и не знала.

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ (ИЗ "ИЕРУСАЛИМСКОЙ ТЕТРАДИ")
Cтихи - Юлий КИМ
Музыка - Владимир Дашкевич
Там, возле рек Вавилонских,
Как мы сидели и плакали.
К нам приходили смеяться:
"Что вы сидите и плачете?
Что не поете, не пляшете?"
Ерушалаим, сердце мое -
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слез?
Там, возле рек Вавилонских,
Нет нам покоя и радости.
Там, под плакучею ивой,
Арфы свои изломали мы,
Струны свои изодрали мы -
Ерушалаим, сердце мое -
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слез?
Там, возле рек Вавилонских,
Жив я единственной памятью.
Пусть задохнусь и ослепну,
Если забуду когда-нибудь
Камни, объятые пламенем,
Белые камни твои,
Ерушалаим, сердце мое!..
Вот куда привели меня реки Вавилона...
Метки: Интересное о разном, любимые песни
![]() |
|
Надежда Старкова
18-03-2012 17:19 (ссылка)
Re: Реки Вавилона
Спасибо Ирзн. Очень понравилось...давно не заглядывала.
Комментарии запрещены