Памяти...
//a-malyuitina.livejournal.com/1269781.html
Поминальная молитва ....
Это было в дни путча августа 91-го года...
Мне предстояло показать французам Москву, приехавшим увидеть столицу России, только для этого...
А попали французы в путч...
У меня были билеты на «Поминальную молитву» в Ленком.
Настроение было особое, было постоянное ощущение какой-то отчаянной победительности — терять было уже нечего, оставалось только беззаботно смеяться... Так смеются, когда закончились слезы...
Вот в таком нарочито отчаянно- беззаботном духе я и преподносила своим французам происходящее в Москве...
Что ж нам — плакать теперь каждую минуту?
Живы — и вот оно, счастье!
«Первооткрывателей» Москвы и России было трое : режиссёр-документалист, инженер из Дижона и молодой парижанин, тележурналист .
В этот вечер нам предстояло увидеть спектакль «Поминальная молитва» в театре Марка Захарова, в Ленкоме...
Это был очень жаркий, пасмурный августовский вечер...
Август путча 91-го года...
Танцующей походкой, с сияющим нипочему лицом я шла впереди, французы — следовали за мной...
Пушкинская площадь...
Мысленно я обратилась к Александру Сергеевичу и попросила у него моральной поддержки :«Смотрите, Александр Сергеевич, что у нас тут творится! Но мы не унываем! Знаем, что при Вас всё было намного хуже...»
Перед театром была плотная, угрюмо молчащая толпа, но я не обратила на это внимания... Природный оптимизм часто спасал меня от ненужной тревоги.
Не выходя из роли легкомысленной, уверенной в себе и окружающих хохотушки, я подняла руку с билетами в кулаке и громко проговорила: «А вот кому лишний билетик?»
....................................................................................
Предыдущая картина мира в моей голове изменилась в одну секунду.
Меня подняло и ударило об стену и я оказалась лицом к лицу с каменнолицей толпой жаждущих попасть на этот спектакль...
Театралы смотрели на меня с нескрываемой ненавистью.
Сильно изменившимся голосом я проговорила как можно громче:
«Это шутка ! У меня нет лишнего билета! »
Я была готова к тому, что в меня сейчас кто-нибудь выстрелит...
Но французы будто выросли рядом со мной и загородили меня своими телами...
Кто-то из толпы горько произнес:
«Девушка! ТАКИМИ ВЕЩАМИ НЕ ШУТЯТ!!! »
Я повернула голову налево — передо мной стоял Александр Абдулов ...
Он грустно взглянул мне в глаза и тихо-тихо проговорил:
«Пойдёмте, я вас проведу... Они могут вас разорвать за такие шутки. Больше так не шутите... »
...............................
На спектакле нам не пришлось сидеть в креслах, мы стояли...Зрителей было явно больше , чем мог вместить зрительный зал... Люди стояли в проходах...
Я переводила французам происходящее на сцене, синхронила...
И вот наступил момент в спектакле, когда отец просит дочь выйти замуж за богатого старика, чтобы спасти семью от голода...
На сцене было одна-единственная бутафорски -условная дверь в комнату дочери... И дочери за дверью не было.
Евгений Леонов вышел на сцену ОДИН...
В зале перестали дышать...
Пауза.
Я не смогла справиться со спазмом в горле....
Полный, грузный отец мягко, как огромный мешок с мукой, повалился на колени перед полураскрытой дверью...
Звенящая тишина в зале ...
У меня в груди все остановилось.
Он долго молчал ...
Потом заговорил...
Тихо-тихо...
Один на сцене.
На коленях. Перед бутафорской дверью...
В зале всполохами — рыдания...
У меня слезы лились градом и я едва сдерживала себя , чтобы не закричать от ужаса в голос...
Переводить я уже не могла...
Французы смотрели на сцену не мигая, с застывшими лицами ....
Зал дышал, как один человек...
Все 400 человек одновременно — вдох , и все одновременно — выдох...
Только глухие рыдания рвали эту тишину...
......................................................................
Спектакль закончился.
Потрясённые, зареванные зрители потихоньку выходили из зрительного зала на улицу...
Они крутили головами, смотрели по сторонам, впервые вглядываясь в лица окружающих, незнакомых им, случайных людей , случайно оказавшихся вместе с ними сегодня в этом зале... Они... протягивали друг другу руки для объятий... Они опять начинали плакать, обнимая друг друга... Они переживали катарсис...
Мне не забыть эти лица....
......................................................
Французы, так же потрясенные увиденным и пережитым, спросили у меня , сколько я заплатила за билеты на ТАКОЙ спектакль?
Названная цифра потрясла их во второй раз...
Они мне сказали, что, если бы спектакль ТАКОГО УРОВНЯ, с такими артистами был бы показан в Париже, цена на билет была бы ровно в тысячу раз больше.
А я равнодушно отмахнулась от этих рассуждений...
Перед моими глазами было лицо великого Марка Захарова и великого Евгения Леонова...
Не всё в этой жизни можно купить за деньги.
Они это отлично знали ....
Такая простая истина.
Как и то, что ТАКИЕ люди — бессмертны...
Метки: Захаров. Горин
![]() |
|