Слава Бронислава

Сегодня отмечает свой День Рождения Бронислав Александрович Зельцерман, педагог, создатель и руководитель рижского центра «Эксперимент», мой добрый друг. Мы оба выходцы из школы В.В.Давыдова, школу развивающего образования (РО), где учатся не только дети, но и взрослые, где между наукой и практикой существует лишь условная перегородка.
И центр и школа «Иннова» - «умные дома», которые построил Бронислав остаются форпостами РО в Европе, да и во всем мире. Неутомим эмиссары Разум, посол доброй воли Мышления. Своими инициативами он не устает вдыхать новую жизнь в работу Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО), созданную нашим учителем В.В.Давыдовым.

Ему некогда задумываться о покое на пьедестале славы РО, хотя это во многом слава Бронислава. Он слишком куражен (по-давыдовски), а главное, есть, о чем думать и что делать, как умеет только он.
Новых дум и дел! С Днем Рождения, наш дорогой друг!
35



Метки: праздни, ПреКрасные даты, граждане моего сердца
Рука Москвы



Метки: Заоконье, Аллюзорные миры, фотоэкзерсисы Товиевича, экспрессии-импрессии
8 марта - бабья весна

Метки: Заоконье, праздни, открытия сезона, метеопост, проделки Вильфанда, экспрессии-импрессии, фотоэкзерсисы Товиевича
София Павловна Янишевская: жизнь и Диккенс в подарок

Сегодня вспоминаю о том, кого ни разу не видел, но с детство чувствую тепло родства. Родственный бриз веет со старых фотографий.
125 лет назад, 8 марта 1900 г. родилась моя бабушка София Павловна Янишевская (урожд. Филимонова. Прошло 75 лет, как ее не стало, в тот же день, через 50 лет, 8 марта 1950 г. Мы разошлись во времени на 11 лет.
Ее страстью и призванием были английский язык и английская литература. А именно – Чарльз Диккенс, которого она изучала и переводила. Видимо, это повлияло и на выбор моей – филфак МГУ.
Дедушка Николай Андреевич Янишевский увел молоденькую бабушку у известного питерского инженера-мостовика, первого мужа. Дед был старше ее на 9 лет, а пережил на 15. С ним 5 лет мы были лучшими друзьями.

Их встречу с точностью до деталей ему, по его же легенде, якобы нагадала цыганка. Я в сторонние гадания не верю - поэтому всегда загадывал женщин себе сам. Да и дед (а я - дедов внук), похоже, это умел - просто цыганка, видимо, выманила у него его собственный прогноз.
Спасибо дедушке, что увел бабушку. Говорят, это не очень благородно. Но за за излишнее благородство дедушки мне пришлось бы заплатить жизнью, которой просто не было бы. Или была бы, но чья-то другая.
А за Диккенса спасибо бабушке. Он стал нашим домашним писателем. Особенно его полюбил папа, ценитель классики. Выбор мамы был сделан в пользу «Домби и сына», папы – в пользу «Посмертных записок Пиквикского клуба». Папа цитировал их фразами и целыми фрагментам. С детства я пристрастился к этой книге вслед за папой, как и ко всему, что относится к Викторианской эпохе. Оскара Уайльда, правда, простить ей не могу. Но с ним практически тот час же ушла и эпоха.

.
А вот и выписка из «Записок»: «При жизни он стал так похож на мертвеца, что никто не заметил, когда он умер».
А бабушка родилась. И я запомнил 8 марта как день ее рождения.
Жизнь и Диккенс – в подарок…
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, ВеЛичности, проза ветров
Песок целовать надо уважительно!

Мне кажется, ты уже готов целовать песок, по которому я ходила, но еще не готов делать это достаточно уважительно!
Метки: праздни, ladies first, детворения, эскпрессии-импрессии
Не до расслабонов

Кто никто? Конь в пальто от Пако Рабана. Там серьезные люди в избе историю творят. Тихонько постучись, войдите и не отвлекайте. Не до расслабонов!
Метки: праздни, экспрессии-импрессии, ladies first
Рукотворение жизни

Все достойное вынашивается под сердцем, а потом в руках женщины. Из этих рук невидимой силой любви жизнь передает его в другие руки, тоже женские. В руки и сердце, а затем вновь под сердце. А сердце в руках женщины. Два сердца, затем три.
Таков круг жизни. Вечный цикл ее рукотворения.
И не приведи разорвать, отбиться от женских рук.
Даме принято целовать ручку, и это неслучайно.
С Праздником! Целую ваши руки!
Метки: праздни, ladies first
О взрослом и детском титанизме

7.03.2025
6 марта 1475 года, 550 лет назад родился Микеланджело Буонарроти, скульптор, живописец, архитектор, поэт, винодел. Титан Высокого возрождения, признанный гений. А… «ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей», как писал Максимилиан Волошин. Хотя вопрос: признали бы такие люди гением Микеланджело, если бы им не объяснили в школе?
«Отсечение лишнего»
Кто создал все, тот сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти...
В этих четырех строчках Микеланджело – вся суть «работы воображения». И взрослого, и детского.
Титан «берет глыбу мрамора и отсекает от нее все лишнее». А что лишнее? То, что заточает в камне ангела, уточняет Микеланджело: «Я видел ангела в куске мрамора и вырезал, пока не освободил его».
Творчество – это смерть и рождение глыбы. Камень – агрегатное состояние хаоса. «Замороженная» энтропия. В том, что осталось от каменной глыбы, избавленной от избытков неприкаянной материи, торжествует свою победу над законсервированным хаосом живая «глыба» – Личность освободителя.
Но ведь и он вовсе не подошел к каменной глыбе уже со своей готовой свободой, чтобы навязать ее. Он высек эту свободу из камня – отбрасывая неуместное и несвоевременное. А своевременным в творчестве бывает только будущее, уместным – то, что сейчас притягивает его. Преодоление окаменевшей избыточности (а это сложнее всего) становится работой с «пространством-временем», в котором рождается творец, освободитель, Личность. Это, значит, сделать, как говорил апокрифический Иисус, внешнее как внутреннее. Творчество – это всегда аскеза, в «психологическом» остатке, когда от человека (и от материала) остается не «кочерыжка», а гениальная простота.
Правда, это тоже Микеланджело (в переводе Федора Тютчева):
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
Это о Ренессансе. Да, в ценностном фокусе Возрождения – Человек в ореоле расцвета наук и искусств, но он же – привязанный к шесту и объятый пламенем на римской Площади Цветов. Это эпоха Итальянских войн с вовлечением многих европейских государств, одной из самых длительных и, возможно, самых кровопролитных междоусобиц – 30-летнего противостояния Алой и Белой Розы в Британии, первоначальной колонизации мира и т.д., и т.п. А рядом творят титаны, по которым иногда пылают костры…
Титанизм – экстремально развитая способность к «отсечениию лишнего». А что «отсечь» от самого Микеланджело Буонарроти? Поэта? Архитектора? Живописца (которым сам он себя на считал)? А, может быть… скульптора?! Может быть, стоит пожертвовать и скульптором. В пользу титанического мыслителя, которым он был и в скульптуре, и в архитектуре, и в поэзии, и в живописи. Титанизм – это не космическая всеядность. Это – цельность космоса внутри, откуда и приходит будущее, воплощаемое в любых пространствах и временах.
А что, кого «освобождает» ребенок? Палочка, в которой он вдруг «увидит» лошадку – сродни куску мрамора. Но «освобождает» малыш не ее, а наездника, которым станет в игре. Другого человека, который уже где-то притаился в нем, но не было волшебного жезла (палочки), чтобы вызволить… Этот «другой», как джинн, однажды выпущенный из сосуда, превращается в спутника на всю жизнь. Он может быть не только наездником, в нем бесконечный запас возможностей для самых разных воплощений. Воплощений человеческого в человеке. И уже за пределами игры.
Ведь воображение – это способность посмотреть на вещь, ситуацию, событие, другого человека, на себя самого больше, чем одной парой глаз. Такая виртуальная многоглазость, без которой не построить своего, самобытного – человеческого – образа мира. Концентрированный взгляд всех, но – мой, а потому ни на чей другой не похожий, способный проникнуть в то, что другие не видят. Но и я не увидел бы, если бы не «сконцентрировал взгляда».
Такие концентрации всегда уникальны и, как правило, спонтанны. Без них не бывает ни гениальных озарений, ни осмысления того, что повседневно творится вокруг и внутри.
Каждый из нас в воображении смотрит на мир «глазами человечества», у которого нет отдельных глаз, а наши глаза становятся для человеческого рода окулярами для проникновения в неизведанное (значимое или незначимое для него – другой вопрос). Это – главный пункт концепции выдающегося мыслителя Эвальда Васильевича Ильенкова, в развитие которой я около 40 лет назад, под началом, а потом и совместно с его другом, моим учителем Василием Васильевичем Давыдовым, начал работать над темой воображения.

«Сотворение Адама» Микеланджело – любимая фреска В.В. Давыдова, ее репродукция висела у него над рабочим столом в домашнем кабинете. Знаковый ренессансный образ. Адам не дотягивается своим указательным пальцем до указательного пальца Бога. «Недоданность» Божьего дара, который не передается готовым из рук в руки, а возникает в зазоре указаний и в самостоятельном усилии Адама дотянуться. «Искра Божья» вспыхивает без замыкания контактов. В напряженном поле воображения.
И – из того же стихотворения Микеланджело:
Лишь вашим взором вижу сладкий свет,
Которого своим, слепым, не вижу;
Лишь вашими стопами цель приближу
К которой мне пути, хромому, нет…
Дети хотят быть всем
Дети-дошкольники по-своему, «титаны». Они стремятся «видеть все», «творить все» и «быть всем», пусть и под определенным углом, который задает воображение. А взрослые, ничтоже сумняшеся, легко обходят эти углы, «отсекая лишнее» в них из соображений своей взрослой целесообразности. Без воображения (из коротких штанишек которого они выросли, не заметив, что «зарыли в себе» универсальную человеческую способность, конечно же, не только, и не столько своим руками – руками других взрослых), смыслового чутья и такта.
Как-то в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой, а теперь стоит на руках и одновременно поет в микрофон.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.
– Нет, – ответила малышка.
А еще до передачи ей задавали такой вопрос:
– Кем бы ты хотела быть?
– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.
Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.
Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. А взрослые радуются акробатическим и прочим достижениям.
Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, «школьные неврозы» еще до школы, эмоциональное неблагополучие, в целом, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых. Специалисты давно уже говорят о вреде ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, но большинство тех же родителей не подозревают об их масштабе. И вот, на потоке (и нарасхват) – очередная «Математика, не отрываясь от груди».
Дорожки к развалам с такой литературой вымощены благими намерениями и мифами о том, что «после трех лет уже поздно».
Дело даже не в когнитивных и прочих «передозировках», которые не соответствуют «возрастным возможностям». До определенного возраста дети вовсе не ориентируются на содержательную сторону усваиваемого (может быть, это и во спасение). Более того, поначалу взрослое педагогическое предложение воспринимается ими как шанс попробовать что-то интересное из желанного «всего». Но воображение тянется к другому «интересному», которое лишь в составе этого «всего» и «интересно», и вдруг упирается в ограничение.

Так во имя чего «отсекается лишнее» – взрослыми и детьми? Предварительный ответ – снова у Микеланджело:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, – вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, –
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, – но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Воображение – не только взгляд невидимыми глазами невидимых других. Это – еще и адресация к ним, как если они были видимыми и могли ее «прочитать». Но кто-то из них должен быть обязательно персонализирован и значим для воображающего. Для кого-то – это «благая Донна», для кого-то – мама, папа или детсадовский друг, воспитательница, учитель, Дед Мороз… разумеется, – всегда сам воображающий. «Референтный круг» адресатов сам собой постепенно расширяется и адресация становится общезначимой.
Мотив быть услышанным, понятым и при этом не остаться без ответа – лейтмотив детства и творчества. Он и «подсказывает», что оставить, а что отсечь – в логике реального положения вещей, которые объединяют «референтный круг», небезразличны для вовлеченных в него, пусть им условно будет хоть все человечество.
>
Понятое поначалу одним, ибо только ему предназначенное, становится понятным другим. Но если не понял он, главный адресат, не поймут и другие.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
Над естеством художник торжествует,
Как ни в упор с ним борется оно;
Так если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует, –
Повинен тот, кем сердце зажжено.
Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"
Метки: ПреКрасные даты, артикуляции, живокисть, безумие поэтов, Из-Мышления, детворения, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования
В Белграде отметили юбилей самого весеннего профессора-психолога

Сегодня в Белграде отметили юбилей самого весеннего профессора психологии - "профессора Ивы", выдающегося ученого-психолога Ивана Ивича. 20 февраля ему исполнилось 90 лет.
Фото предоставлены ученицей И.Ивича Весной Яниевич-Попович.


Читайте:
День Ивана Ивича на сайте В.К.
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца
Снова расцвел Цветок Вдохновения

5 марта снова расцвел Цветок Вдохновения. Так переводится с казахского имя Гульшат Уразалиевой, которая родилась сегодня.
С Днем расцвета – по любви и в любви! Вдохновляй и вдохновляйся. Вечным дыханием Весны!
Твои
Володя и Кирюша
Метки: новые люди, граждане моего сердца
Меньше дистанции в толщину волоса

Еще один дорогой мне новорожденный сегодняшнего дня - мой японский брат Эйдзи Камия, профессор факультета развития человека Университета Тачибана, доктор антропологической культурологи, педагог, психолог и историк психологии.
Мы давно не виделись, но твое присутствие на той самой московской кухне, на которой вынашивались наши лучшие мечты, я ощущаю ежедневно. И эта кухня, и твой японский садик в Киото обладают чудесным свойством – удерживать собеседников на десятилетия.

Пусть не всегда наступает желанная дзэн-буддистская муга - состояние, при котором намерение и действие «не разделяет даже дистанция в толщину волоса». Главное, что оно не разделяет нас с тобой, сидящих на кухне в Москве и в садике в Киото.

С Днем Рождения, брат!
誕生日おめでとう
Твой
Володя
с поздравлениями от сестры Гули и племянника Кирюши
Талант понимания и дар принятия

5 марта – День Рождения моего друга психолога, профессора ВШЭ Александра Борисовича Орлова.
Талант понимания сущности человека и дар (а это дар!) принятия человеческой личности – одно невозможно без другого. В лице Александра Орлова – возможно.
Пусть этот дар и этот талант остаются в прекрасном союзе, взаимопереплетении и слиянии.
С Днем Рождения, дорогой Саша!
Пряники растут на кнутах

Еще год назад председатель СПЧ Валерий Фадеев предложил вернуть в школу «оценки за поведение». Какое отношение к защите прав человека имеет эта дисциплинарная мера, неясно. Но министр просвещения Сергей Кравцов прислушался, осторожно заметив, что в его ведомстве не против возрождения этой практики, но надо определиться с критериями «оценки». (Все-таки отметки? «Оценивает поведение» сама жизнь, которая не нуждается в директивах «министерств и ведомств»).
Развернулась целая дискуссия. На время шум притих. Покой нарушили на Урале. Глава департамента образования мэрии Екатеринбурга Инна Гумбатова заявила: «Оценки за поведение — это практика СССР, вероятно, они не будут эффективны в новом формате. У детей новые коммуникации, способы завоевания авторитета. Самая эффективная мера — позитивная профилактика: мы должны не кнутом всегда наказывать и воспитывать, а пряниками» (подробнее).
Идея ставить отметки за поведение могла придти в голову не очень взрослым людям, которые не видят разницы между стимуляцией и мотивацией, дрессурой и воспитанием, отметкой и оценкой.
Замечу, что даже в СССР, во всяком случае, в мою школьную бытность, отметка за поведение была условностью. «Двоек» и «троек» («удовлетворительное» поведение?) не ставили, чтобы не унижать ребенка. Очень редко, в исключительных случаях ставили «четверку». Но это «хорошо» за поведение было равноценно «двойки». «Хорошее поведение» было позором для ребенка и стыдом для родителей.
Воплощение идеи «оценивать поведение» лишь затруднит взросление в современном мире, где и без того трудно взрослеть из-за плывущих критериев «взрослости», образ которой не всегда в состоянии продемонстрировать «взрослые по паспорту». Следствия этого там и сям мы наблюдаем повсеместно – в политике, экономике, в повседневной жизни, в образовании. Об этом свидетельствует само предложение ставить отметки «по поведению». Ведь взрослость – это когда не ведутся на отметку, а ведут – себя и за собой. И не на поводке, а по доброй воле. Обоюдно доброй.
Во многом солидаризируясь с позицией руководства екатеринбургским образованием, отмечу, что и «пряник» - тот же стимул («поводок»). Если, конечно, под ним не понимать атмосферу содействия, поддержки всего того хорошего, что делают дети для других людей, как для себя самих. Разумеется, специальные поощрения нужны и даже естественны, но лишь в этом жизненно-педагогическом контексте.
Много лет назад я обсуждал эту тему с замечательным философом Генрихом Степановичем Батищевым. Он сказал: пряник - это кнут, поросший пряниками. Да, пряники растут на кнутах.
У нас вовсю обсуждают, как «замотивировать» ребенка учиться, взрослого – трудиться, человека – жить, сделав привлекательной ту среду, в которой все это происходит. Такой стихийный «бихевиоризм», стимульно-реактивный подход. В академической сфере вносит путаницу и традиционное деление мотивов на внешние и внутренние. А мотивация приходит изнутри – только с воодушевлением, вдохновением, которое, конечно, же предполагает вдохновителя.
Стимулов кругом в избытке. Как и тех, кто «ведется» на стимулы, даже охотится за ними. И «симулякров», форму которых принимают порой их достижения (термин, введенный в постмодернистскую философию Жаном Бодрийяром и Жилем Делезом с опорой на более ранние философские традиции). Идея «оценивать поведение» - типичный симулякр, фикция социально-педагогической значимости.
А вот с «мотиваторами», вдохновителями во взрослом мире нынче не густо.
UPD. 5.03.2025. Опубликовано в колонке автора в электронной газете "Вести образования"
Метки: Педагог-и-Я, медиа, колонка в Вестях образования
Университет Роста

1 марта исполняется 30 лет Московскому городскому педагогическому университету. Именно в первый день весны 1995 года вышло постановление правительства Москвы о его учреждении.
30 лет – это много или мало для университета? Наверное, мерить надо не годами, а мерками шкалы профессионального и личностного роста.

На фото рядом со мной проректор МГПУ, мой бывший студент Роман Комаров. Вырасти за 30 лет от студента до проректора alma mater – это масштаб роста. Причем Роман Комаров не из первого выпуска. С ним рос и университет.
Росли те, кто в нем учится и учит. Работая, испытал на себе.
Мои поздравления друзьям и коллегам из МГПУ, с которыми меня по-прежнему связывает многое доброе, нужное и, возможно, «на вырост».
С молодым юбилеем, Университет Роста!
Метки: ПреКрасные даты, УНИИвера, МГПУ, Цеховое братство, граждане моего сердца
Первый певец среди психологов, первый психолог среди певцов...

1.03.2025
1 марта 2025 года — юбилей Вячеслава Андреевича Иванникова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженного профессора МГУ, Патриарха российской психологии.
Тот факт, что Вячеслав Андреевич Иванников пришел в мир в первый день весны, является по-своему знаменательным и символичным. У многих поколений студентов психфака МГУ его имя связано с «весной жизни». Легендарный замдекана — больше, чем замдекана, и даже больше, чем иной декан. Он станет профессором, академиком в статусе современного классика, но в этой ипостаси — лица факультета на каждый день — его забыть невозможно.
Тысячи психологов, студентов психфака МГУ (и не только они), почитают его своим наставником. Он их именно ВЫУЧИЛ, беря на себя все тяготы организации этого процесса и успевая служить науке. И читая наизусть Феликса Кривина студентам в лагере, на черноморском берегу, — в том числе. Эпиграфами из Кривина теперь предварены главы его курса «Основы психологии».
На фоне университетской вольницы он казался наместником дисциплины. Едва ли молодые психологи представляли, насколько свободен этот человек. Всех, особенно после школы, привлекала «вольница». А он давал первый урок психологии. Мы ведь тогда еще не знали формулы Роджерса: «Дисциплина — это от креативности». От креативности и смысла, трансформирующегося смысла действия — как показано в работах Вячеслава Андреевича о волевой регуляции. Это дисциплина не из-под палки, а от ума, без которого нельзя войти в науку. Та произвольность, без которой полеты научной мысли — просто импульсивные порывы ветра в голове. Та, которой движет смысл, а не внешний диктат. Классика культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологии, правду которой демонстрирует сама жизнь. Когда В.А. Иванников пишет о разноголосице в трактовке одних и тех же общепсихологических понятий, то это значит, что психологи рассуждают без опоры на «критерии» общей психологии, которые Л.С. Выготский сформулировал в «Историческом смысле психологического кризиса» и, в общем, на любые иные критерии научности. И осмысленная дисциплина — вовсе не рутина, а самоограничение мысли, «отсечение лишнего», чтобы оставить место для полета. Тут мало просто договориться о словах. Важно, чтобы договор был скреплен смыслом и мыслью. Иначе, выработка общих значений слов не поможет, да и едва ли будет возможной.
Воодушевить дисциплиной трудно, если ты молод и не знаешь, что за ней стоит. Вячеслав Андреевич раскрывался неофитам-психологам постепенно. Вначале на лекциях. Как-то, обсуждая трудный пункт концепции своего учителя А.Н. Леонтьева, он присел на краешек стола, задумался и вдруг выразительно распростер руки в направлении аудитории, произнеся: «Психика ведь не в голове, она здесь!» И аудитория наполнилась если не «психикой», то первым пониманием того, где ее искать. Где-то между нами, и не только в этой аудитории, «между» всеми людьми. После этого можно было приступать к чтению А.Н. Леонтьева, а потом Л.С. Выготского и Э.В. Ильенкова. Раскрывался В.А. и в цитировании Кривина по памяти, позднее — в изумительном пении.
Вячеслав Андреевич считает меня своим студентом. Хотя я не оканчивал психфака МГУ. А дело было так. Однажды мой отец психолог Товий Васильевич Кудрявцев попросил Вячеслава Андреевича разрешить мне посещать лекции на психфаке. Спасибо, alma mater (МГПИ им. В.И. Ленина, отделение педагогики и психологии педагогического факультета), в свою очередь, выдала мне тогда право на свободное посещение — чтобы спокойно занимался наукой. Вот я и примелькался. И почитаю за честь быть студентом Иванникова.
Первый певец среди психологов, первый психолог среди певцов. Просто первый.
Год назад мы в очередной раз «спелись». Хотя мои вокализации по праву рученьку В.А. было трудно назвать пением. Я — лишь его аккомпаниатор и, при необходимости, точнее, в порыве наглости, подпевала. А наглость — второе счастье, счастье изредка бывать бэк-вокалистом у Вячеслава Андреевича Иванникова. Первый раз это случилось на моем 50-летии. Я знаю его больше 40 лет, но только в тот день он меня подпустил подпеть.
И подарил мне тот самый курс. Удивительная книга. Читаешь — и как будто слышишь и слушаешь Вячеслава Андреевича. Вплоть до интонаций. Этого не передаст начитанная актерским голосом аудиокнига.
В тот же день в мой адрес из уст В.А. Иванникова прозвучало наставническое пожелание — возможно, одно из самых серьезных в моей профессиональной жизни. Настолько серьезное, что я пока не сумел его выполнить. Я ему тоже подарил свои скромные книжки. Он ответил: эти хорошие, но от тебя жду других. Другие были, но не те, чтобы выполнить пожелание Вячеслава Андреевича. Видимо, придется ждать его нового юбилея, написав те, которые было бы удобно подарить. Приемка пройдет, когда он скажет: ТО! И я тружусь, вдохновленный Вячеславом Андреевичем, моим очень важным читателем.
А пока — поздравляю. Стараюсь оправдать честь быть студентом. И люблю.

В.Т.Кудрявцев, профессор, доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа,
Московского государственного психолого-педагогического университета и
Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (г. Уральск, Республика Казахстан),
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»
Психологическая газета
Все поздравления в Психологической газете
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца
Весна – это шанс, который может стать вечностью

Первый день весны. Он же - день рождения того, кто создал ее живописный образ навеки.
580 лет назад, 1 марта 1445 г. во Флоренции родился Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. А на века в мир он вошел и с «Весной» (‘Primavera’), и с «Рождением Венеры», и с «Венерой и Марсом», и с многим другим под именем Сандро Ботичелли. Моделью для этих работ и нескольких портретов Сандро избрал Симонетту Веспуччи («Несравненную), флорентийскую музу, которая не давала творческого покоя многим художникам раннего итальянского Ренессанса, и не только художникам.
Часть специалистов считает, что в образе Флоры предстала Катерина Сфорца — графиня Форли, одна из последних представительниц правящей династии и одна из четырех внебрачных детей герцога Милана Галеаццо Марии Сфорцы. Но другие настаивают, что это именно Симонетта. Хотя овал лица, форма рта и выраженность ямочки на подбородке явно не в ее «пользу». Впрочем, тут сложно идентифицировать. Все свои известные изображения Симонетты художник писал по памяти, уже после ее ранней смерти от чахотки. Сандро пережил Симонетту на 34 года, но она не переставала его вдохновлять.

Сердце Симоннеты было отдано правителю Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного, но, как утверждают, отношения между ними оставались сугубо платоническими, носили характер куртуазной любви. На картине «Венера и Марс» Лоренцо запечатлен в образе Марса. Венера, естественно,- Симонетта.

И привычная нам Венера.

Увидим мы знакомое лицо и на фреске «Призвание и испытания Моисея» в Сикстинской капелле Ватикана.

Симоннета прожила всего 23 года, видимо, так и оставшись музой для выдающихся мужчин своего времени.
В музу не влюбляются, она и есть любовь. Как и весна, каждый год пролетающая порой с неузнаваемой изменчивостью сквозь три месяца, чтобы остаться на всю жизнь с теми, кто влюблен и любит. Впрочем, влюбляются – гении. А любящий, как писал философ Алексей Лосев, всегда гениален.
Весна – это шанс, который может стать вечностью. Ну, и с остальным – как повезет…
Ловите в весеннем полете!
Метки: ПреКрасные даты, открытия сезона, артикуляции, живокисть
Город - это «зачем», «ради кого» (к 85-летию В.Л.Глазычева)

Всевидящий, титанический Глаз. Сегодня архитектору, художнику, искусствоведу, мыслителю, урбанисту, поэту, переводчику, социальному конструктору, педагогу Вячеславу Леонидовичу Глазычеву исполнилось бы 85 лет
Урбанизм - это титанизм. Иначе город разрушает и размельчает человека.
Творчество Глазычева – о Смыслах города. Город - это «зачем», «ради кого», а «почему», «как» и «что» уже потом.
Город светится смыслом или скрывает его. Он существует в воображении жителей и приезжих. Это - «воображаемое сообщество» тех и других, по Бенедикту Андерсону. Город не бывает «тот» или уже «не тот» - только «тех» или уже не «тех». Ими положены его границы.

«Пока ширина улицы позволяет увидеть выражение лица знакомого на противоположной стороне, это улица людей-пешеходов, это пассаж, насыщенный разнообразием зрительных сигналов (коротенький Столешников переулок в Москве примерно в 400 раз превышает мерой разнообразия элементов в целом недурной 42 микрорайон Юго-Запада той же Москвы — это ориентировочный, но действительный подсчёт разных деталей фасадов, заполнения витрин, ракурсов и «пробоев» взгляда внутрь дворов). Пока ширина площади позволяет узнать знакомую фигуру на той стороне — это площадь людей, насыщенная их реальным или возможным движением», пишет В.Л.Глазычев в статье «Города людей».
Москвичи не видят друг друга не потому, что Москва слишком большая. Они не воображают (не доступны воображению) друг друга, в отличие от питерцев. Москва разрастается в нашем воображении, малые города исчезают в нем же. Детройт не канул вместе с автопромом, канул с привязкой к автопрому в сознании. Лондон постоянно ищет себя: реновации там происходят регулярно примерно раз в 20 лет, не затрагивая исторических.
Люди ищут Лондон, мечтают о Лондоне, воображают себя в нем. Лондон – коллективная проекция их воображения. Стоит сказать: «Лондон уже не тот, как в семидесятые», и воображение уступает место чьему-то шаблону, потому что вас в 70-е там не было. Нужно вообразить тех, кто был, кто жил в Лондоне, тех, кто мечтал о нем, кто не мыслил себя без него тогда, ради кого жил этот город.
Вячеслав Глазычев имел дар жить во всех мыслимых и немыслимых городах мира с тех пор, как был построен самый первый, проникая в мотивы и замыслы городского устройства человеческой жизни.
Метки: ПреКрасные даты
Ушла Татьяна Данилина, хозяйка «Замка детства»

Не стало Татьяны Александровны Данилиной, руководителя подмосковного садика «Замок детства», неутомимой подвижницы-практика дошкольного образования. Воспитателя и учителя воспитателей. Профессионально учила педагогов тому, что считала небезразличным для жизни ребенка, воспитывала само это небезразличие к детям и взрослым рядом. Ей были интересны не "направления образовательной работы" в детском саду (их она умела мастерски выстроить), а все, что затрагивает мир детства.
Она жила в своем «Замке» и жила им – ради детей. Все время что-то меняла, не зная покоя, с любовью искала лучшее для того, чтобы «Замок» сохранял и усиливал свои чудесные свойства территории детского счастья.
Дети шли к ней, как к маме, в которой невозможно было распознать бабушку. Она обладала даром быть молодой и делилась им даже с теми, кто был чуть помоложе, с педагогами, с родителями. Может, в этом ключ к ее педагогическому таланту.
Для детей – это страшная потеря. И для всех взрослых, которые, встретив Татьяну Данилину, не могли не загореться с ней ее делом, для многих ставшим судьбой.
Ты остаешься в моей любви, Таня!
Метки: уходящая натура, Цеховое братство, граждане моего сердца
Жизнь – не ответ на «рано» или «поздно»
22 февраля – День Рождения моего друга Александра Григорьевича Асмолова, психолога, культурно-исторического антрополога, мыслителя, который не нуждается в представлении в «статусах» и «регалиях». Тем более, он сам безразличен к тому и другому.
Александр Асмолов называет свой подход историко-эволюционным. Нет ли здесь противоречия? Историзм и эволюционизм в русле определенной традиции принято считать антонимами. Учитель А.Г. Асмолова А.Н. Леонтьев считал, что одному и другому соответствуют принципиально разные, несводимые друг к другу типы развития.
Можно, конечно, говорить о единстве их понимания. Припомнится Маркс с его гегелевской логикой: «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны», высшее - ключ к осмыслению (и изменению) низшего, развитого – к неразвитому. «Онтология» такова, что уже при строительстве фундамент и нижестоящие этажи должны удерживать вышестоящие и крышу, которых… еще нет! В архитектурном проекте есть, но ведь здесь вначале нет и архитектора, если смотреть на проблему не с позиций креационизма (которого пока тоже нет, как и взгляда). Откуда же берется «жизненный запас» силы и прочности мироздания?
Эволюция фатальна и финальна, история непредрешаема и непредсказуема. Но один из законов живого – преодоление избытков и, как следствие, энтропии. Значит, избытки не только должны быть в составе живого, но и накапливаться в процессе развития, иначе, энтропия убьет ее. В эволюционной биологии (И.И. Шмальгазен, А.Н. Северцов) уже давно обращалось внимание на то, что живое сохраняет в своем развитии не только готовые, многократно реализованные формы жизнедеятельности, прежде всего, поведения, но и «резервные», избыточные - для решения актуальных задач формы поведения. На потом, а точнее – на вырост, без гарантии, что пригодится. Даже в замечательных работах зоопсихолога Курта Фабри игры животных (не только детенышей) рассматриваются как отработка того, что рано или поздно будет востребовано обстоятельствами. Но жизнь – это не ответ на «рано» или «поздно», свои рано или поздно, вместе с обстоятельствами, она творит сама. И это большой вопрос для классического эволюционизма, вершиной которого стал дарвинизм и который воспроизводит все ограничения картезианского способа мышления о живом. Он позволяет понять не столько природу жизни, сколько природу выживания.
«Нам союзно лишь то, что избыточно», писал Мандельшатм. В этой тенденции жизни - производить больше, чем нужно и даже больше, чем может потребоваться для нее в отдаленной перспективе, Александр Асмолов усмотрел закономерность. Причем именно внутреннее накопление избытков в их разнообразии создает в жизни «рано» или «поздно». По словам Цветаевой, «дать можно только богатому».
И эти избытки - не просто адаптивные механизмы «про запас» (всего не предусмотришь!). Эволюционно нарастает готовность к изменениям, которых никак не ожидает вид и индивид, по Асмолову, способность к преадаптации. Если у животных это лишь дополнительный жизненный ресурс, то у человека – образ жизни. Ожидание неожиданного, даже несбыточного, придает ценность и обостряет смысл человеческой жизни. Оно занимает значительную часть жизни - «нет ничего печальнее сбывшейся мечты», как говорила героиня Юрия Визбора. Но результаты этого ожидания мы застаем в произведениях искусства, научно-теоретических открытиях, в любви, во встречах далеких людей, которые меняют судьбы, в том, что не объяснишь суетной прагматикой, но без чего нет жизни. Об этом Александр Асмолов.
«Конструирование готовности к изменениям — это самая великая задача. А для этого надо понимать природу человека — самое непредсказуемое на Земле существо, обладающее кодом непредсказуемости», говорит Александр Григорьевич.
Для того, чтобы быть не просто «анатомической отмычкой» к обезьяне, человеку нужно стать чуть человечнее. Не только к обезьяне, даже к зайцу.
Замечательный писатель, журналист, наблюдатель и повествователь-натуралист, когда-то ведущий телепередачи «В мире животных» Василий Песков рассказывал историю. Охотник идет по полю, прямо на него несется заяц. А зайца на низком полете преследует ястреб. Зверек буквально между Сциллой снизу и Харибдой сверху. Но заяц забивается под ноги охотника, прижимается к ним в дрожи. Ястреб пролетает. И заяц пулей летит в ближайшую рощицу.
Скорее, он встречал человека, рядом с которым нашел спасение, с ружьем, а не с веслом в образе деда Мазая. И все-таки, избрал его покровительство. А тот не выстрелил, хотя добыча бежала прямо в руки. Как заяц сделал свой выбор? Что потянуло его к человеку, а не сразу в рощу? Да, коротенькая, хотя и рискованная передышка, да расчет на то, что крылатый хищник не будет связываться с человеком и улетит… Но еще и что-то такое, что можно почувствовать лишь в человеке и чего нет в ястребе. В силу чего и заяц, и обезьяна предстает перед ним не только в виде «анатомии» или «добычи», а живое становится единым и даже в своих диких формах способным к нему привязываться. Читатель скажет: не одним же Дарвином с его борьбой за существования – П. Кропоткин считал взаимопомощь двигателем эволюции. Но то, что описывает Кропоткин, является лишь сложной формой межвидовой и внутривидовой кооперации для удовлетворения утилитарных нужд.
Во время калифорнийских пожаров хозяин дома однажды застал в прихожей олененка и рысенка – потеряв родителей, они искали защиты и вместе пришли под человеческий кров. Можно и нужно критиковать человека за сотни, если не тысячи истребленных видов животных, но именно люди создали биоэтику, задумались о правах животных, об «избыточном». Люди, которые не могут жить в мире бесправного живого, наделены даром «благоговения перед жизнью». Об этом даре писал А. Швейцера, о нем вспоминает А. Асмолов.
Пока существует хотя бы один человек, которому, по Экзюпери, нет покоя из-за того, что на неизвестной планете гипотетический барашек может съесть неведомую нам розу, которая именно поэтому вдруг стала для нас единственной, существует человечество. Этого человека ищет и находит Александр Асмолов. Без Диогенова фонаря, даже глубокой ночью.
Предки китов однажды вышли на сушу, превратились в средних хищников, у них отросли острые зубы. Но, не выдержав конкуренции с хищниками покрупнее, позубастее и поизощреннее, они вернулись в воду, оставив нам лишь свои окаменевшие зубы или их отпечатки. Тут все причинно детерминировано. Но почему современные киты группами выбрасываются на берег?
Есть масса «причинных» объяснений, с сильными аргументами и с не менее сильными контраргументами в ответ. Как заметил один зоолог-цетолог (специалист по китообразным), «причин, по которым киты выбрасываются на берег, может быть не меньше, чем китов». Это, конечно, невеселая ирония ученого. Но, возможно, причину надо искать не в изменении климата, дефиците планктона или загрязнении мирового океана (киты выбрасывались и выбрасываются, и не испытывая влияния этих факторов). В самих китах, интеллектуально развитых социальных животных, объединенных сложнейшей коммуникацией звуковой, в том числе, инфразвуковой, «сигналами жизни», которые передаются через сотни километров, в способе их связи и ее сбоях? Существует история (мем) про одинокого кита, который часто плавает рядышком с собратьями, но они его не слышат: какой-то анатомический изъян привел к тому, что он издает сигналы на частотах чуть ниже. Его для них нет, хотя кит их слышит. И он снова, запевая свою грустную «китовую песню» на низких частотах уходит один, в свободное плаванье. Его не раз встречали в разных точках океана.
Красивая выдумка? Исключать нельзя. Хотя случаи выпадения китов, в основном, детенышей и молодых особей, из китовых «сетей» известны. Не так давно юный кит, отбившийся от стаи, поднялся в Лондоне по пресноводной Темзе чуть ли не до Вестминстера, совершил две попытки выброситься на мелководье, неоднократно терялся в реке. Невзирая на все старания спасателей, его пришлось усыпить, чтобы избавить от мук.
А люди передают подобные сигналы - «знаки жизни» через тысячи километров и лет, не пользуясь частотами и одновременно наслаждаясь песнями китов, которые те используют для выживания в определенных обстоятельствах. Люди слагают свои собственные «песни» на человеческом языке, языке культуры друг для друга. И меняют в «песнях» обстоятельства жизни. Одна из прекрасных песен принадлежит Александру Асмолову.
Пусть дольше поется, дорогой Саша! Пусть дольше слышится!
С Днем Рождения!
UPD. 26.02.2025. Опубликовано в колонке автора в электронной газете "Вести образования
UPD. 3.03.2025. Опубликовано в "Психологической газете"
Метки: ПреКрасные даты, Человеческое в человеке, Из-Мышления, Цеховое братство, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования
Профессор Ива – садовник сербской психологии

21.02.2025
20 февраля исполнилось 90 лет профессору Ивану Ивичу, действующему лидеру сербской психологии, современному классику культурно-исторического и деятельностного подходов, которые он заново объединил в своем творчестве.
Только что звонил ему: у него и его жены Зоры прекрасное настроение. 90 – лидеру не время отправляться на покой. Движение психологической мысли обрело благодаря такой темп, размах и глубину, что уже не остановить. Прижизненных постаментов его не ставят. Профессора Ивича видят только на месте профессора Ивича.
Ива – так с любовью зовут классика коллеги, ученики и друзья. Ива – истинное весеннее дерево. Иногда его даже путают с вербой. Не беспочвенно: верба – из семейства ивовых.
Во многих культурах – символ продолжения жизни, кротости, упорства и женского начала.
Садовник сербской психологии и своего собственного сада в далекой деревне. Свои сады он продолжает взращивать и сегодня, в 90.

Мне повезло: я – тоже из семейства Ивовых. Иван признал меня своим «русским сыном», когда мы работали над русским переводом его замечательной книги «Человек как animal simbolicum» (1978, 1981). В итоге получилось 2-е, значительно расширенное автором издание, которое одновременно вышло в Казани (2016) и Белграде (2015). Презентировались оба в Белграде и Златиборе в мае весной 2016-го. Так мы и обращаемся друг к другу – «Папа» и «Сынок». Сегодня Иван пошутил, что он – молодой папа…

По ходу выяснилось, что это первая книга психолога из Сербии (и в целом, бывшей Югославии), изданная по-русски, а также то, что мысль издать ее у нас пришла 45 лет назад классику наук о детстве А.В. Запорожцу (в этом году 120-летие). Лишь в 2010-х удалось реализовать его инициативу. Ивана Ивича десятилетия связывали сотрудничество и дружба с крупнейшими отечественными психологами – А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, С.Л. Новоселовой и др. Эти традиции продолжаются. Профессор Ивич является постоянным автором журнала «Культурно-историческая психология».
История имела продолжение. В 2024 году книга опубликована на английском языке крупным международным издательством ‘Spinger’.
Пусть продолжается весна профессора Ивы! С Юбилеем, любимый «белградский Папа»! Долгих урожайных лет!
Володя Кудрявцев
Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"
Читайте на сайте:
Профессора Ивича видят только на месте профессора Ивича (к юбилею современного классика психологии)
"Мозг. Мысль. Слово" - Иван Ивич об историческом тесте для КИП
И.Ивич. Лев С. Выготский (1896-1934)
Профессору Ивану Ивичу – 90!
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования, немножко психологии
Профессора Ивича видят только на месте профессора Ивича

20.02.2025
20 февраля 2025 года исполнилось 90 лет выдающемуся сербскому психологу Ивану Ивичу. А он продолжает исполнять свою миссию в науке, оставаясь бесспорным лидером сербской психологии. «Современный классик» — в этом словосочетании оба слова ключевые.
Сегодня звонил ему: у него и его жены Зоры (она тоже психолог) прекрасное настроение. Молодые и веселые голоса в трубке. 90 — лидеру не время отправляться на покой. Движение психологической мысли обрело благодаря ему такой темп, размах и глубину, что уже не остановить. Прижизненных постаментов ему не ставят. Профессора Ивича видят только на месте профессора Ивича.
Ива — так с любовью зовут классика коллеги, ученики и друзья. Ива — истинное весеннее дерево. Иногда его даже путают с вербой. Не беспочвенно: верба — из семейства ивовых. Во многих культурах — символ продолжения жизни, кротости, упорства и женского начала.


Садовник сербской психологии и своего собственного сада в далекой деревне. Свои сады он продолжает взращивать и сегодня, в 90.
В свое время Иван Ивич совершил переход с позиций теории Ж. Пиаже (он по-прежнему остается одним из лучших ее знатоков в мире и испытывает к ней «критический пиетет») на позиции культурно-исторического и деятельностного подходов, которые в своем творчестве, по сути, интегрировал заново.
Ивана Ивича десятилетия связывали сотрудничество и дружба с крупнейшими отечественными психологами — А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, С.Л. Новоселовой и др. Эти традиции продолжаются. Профессор Ивич является постоянным автором журнала «Культурно-историческая психология».
К 80-летию он переиздал свою книгу «Человек как animal symbolicum» (1978, 1981), дописав к ней обширный по объему раздел под названием «Новые открытия». Книга вышла в Белграде в 2015 году, а затем и на русском языке в Казани — в 2016 году. Мотивом подготовить новое сербское издание для автора стало предложение издать книгу на русском языке. «Человек как animal symbolicum» оказалась первой монографией сербского психолога, изданной в России. Презентация обоих изданий состоялась в Белграде в 2016 году. История имела продолжение. В 2024 году, практически к новому юбилею, книга была опубликована на английском языке крупным международным издательством Spinger.
В фундаментальном труде представлена панорама становления символической функции в онтогенезе от ее истоков до развитых форм с позиций культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. В качестве заголовка своей книги избрал определение человека, которое дал философ Эрнст Кассирер: Animal Symbolicum — животное, создающее (использующее) символы. Человек, по Кассиреру, живет в особой символической вселенной, которую сам и создает в ходе своей истории. Но как возникает способность творить и использовать символы в онтогенезе? Когда и в связи с чем у ребенка возникает символическая функция? Как она влияет на организацию психических функций и психическое развитие человека, не только в детстве? Эти вопросы находились в центре внимания Л.С. Выготского и его последователей. Иван дает в этой традиции свои ответы на них для науки 21 века. Развитие теории деятельности мы найдем в отдельном цикле работ И. Ивича и его сотрудников — об «активном учении», которые высоко оценивал В.В. Давыдов, его единомышленник и ближайший друг.
Поздравляем Ивана Ивича с замечательным юбилеем и ждем новых, не менее замечательных, поводов для переиздания книги и издания новых.
В.Т. Кудрявцев

Из книги Ивана Ивича «Человек как animal symbolicum. Развитие символических способностей»
(Казань: ЦСГО, РОКС, редакционно-издательский центр «Школа», 2016)
Предисловие автора к русскоязычному изданию
Настоящая книга впервые издана в 1978 г., а переиздана в 1981 году. Она вышла крупным для такого рода печатных изданий тиражом, неожиданно для автора.
Предлагаемое новое издание является дополненным: содержание прежнего текста не изменилось, но добавлена новая, объемная часть — ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НОВАЯ ГЛАВА: НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ. Начало новой главы под названием Пролог связывает ранние издания с настоящим, дополненным изданием.
Новая глава имеет двойную функцию. Во-первых, в ней фундаментально пересмотрено прежнее издание, т.к. со времени его выхода в свет прошло 37 лет, и тем самым опубликованные результаты и заключения прошли серьезное испытание временем — вернейшее из всех испытаний для всего созданного руками человека. О результатах такого пересмотра судить самому читателю, поскольку в новой главе в сжатом виде изложены заключения раннего издания в их взаимосвязи и соотношениях с новыми релевантными исследованиями. Во-вторых, функция новой главы — в ее попытке синтезировать многочисленные новые исследования, касающиеся проблем, рассмотренных в настоящей книге.
Главная заслуга за появление нового, дополненного издания принадлежит моему российскому коллеге и другу В.Т. Кудрявцеву. А именно: он, будучи молодым исследователем, частично ознакомился с содержанием первого издания настоящей книги и уже тогда высказал мнение, что книгу следует перевести на русский язык. Несколько лет назад он, будучи уже директором Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, вновь предложил выполнить перевод книги на русский язык. После долгих раздумий над этой идеей я пришел к выводу, что переводить книгу в том виде, в каком она опубликована много лет назад, смысла не имеет, однако же согласился — при условии, что мною будет написана новая глава и предпринята попытка осуществить новый синтез избранных работ по вопросам, рассмотренным в книге. Не будь инициативы моего российского коллеги, я никогда не решился бы на такое «приключение» — взяться за работу над новым изданием. Вот почему я должен выразить глубокую признательность коллеге В.Т. Кудрявцеву.
Работе над этим я посвятил последних два-три года, и результат этой работы изложил в сжатом виде в новой главе дополненного издания.
Самим содержанием настоящей книги и ее переводом на русский язык я в некотором роде возвращаю свой личный долг. Ибо читатель может и сам убедиться, что все основополагающие идеи, на которых выстраивалась книга, принадлежат гениальному советскому (российскому) психологу Л.С. Выготскому. Разработкой этих идей я, по крайней мере, отчасти отдаю должное российской культуре и российской науке за их вклад в мое профессиональное развитие.
За перевод книги на русский язык выражаю особую признательность переводчику Ю.Л. Шапич. Благодаря ее компетентности в русском и сербском языках (филологическому образованию на родном русском языке и диплому мастера славистики на сербском), добросовестному отношению к переводу и преданности работе, идеи настоящей книги адекватным образом представлены вниманию российского читателя.
Автор
Белград, июнь 2015

«Культурный пропуск» в человеческий мир — большой и малый. Слово научного редактора
На обложке этой книги — фотография, сделанная ее автором сербским психологом профессором Иваном Ивичем, известным своим подвижничеством в разработке проблематики психологии развития, образования, детства с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Обложка оригинального сербского издания — с той же фотографией. И мы договорились с автором, что она станет и «лицом» русского издания.
На снимке схвачена самая первая «социальная», адресованная другому, взрослому человеку, маме Зоре улыбка дочери Ивана Ивича в возрасте 2 месяцев 10 дней. Она — составляющая того, что в 1920-е гг. выдающийся советский ученый-физиолог, врач и психолог Н.М. Щелованов назвал «комплексом оживления», через который проходит один из рубиконов детского развития. Всмотритесь: это — больше, чем улыбка. В ней и радость, и восторг, и чувство открытия чего-то чудесного, и какая-то недосказанная (а как досказать?) полнота бытия, и безграничное, безусловное доверие самому дорогому человеку. От которого ничего не надо, кроме того, чтобы он просто был рядом. Просто как «факт жизни». А за этим человеком — целый мир. И именно поэтому миру можно доверять, находить в нем источники радости и восхищения, открывать и переоткрывать его… И он уже не за спиной взрослого, а где-то в пространстве между двумя улыбками — взрослой и детской.
Улыбка — это пропуск во внутренний мир человека, который он выдает другим людям. С разными степенями доступа. Иногда — разовый, иногда — постоянный. Трудно сказать, насколько достоверна «сетевая» статистика, но гласит она о том, что в среднем ребенок улыбается 400 раз в день, тогда как взрослый — всего 17. И все же, «скупой» на улыбку взрослый дарит ее первым. Мой друг психолог Вадим Петровский однажды высказал идею о том, что улыбка — это своего рода возвращенный дар. Поначалу маленький ребенок «улыбается» непроизвольно, можно сказать, «самопроизвольно». Но взрослый прочитывает в «моторике мелких мышц лица» малыша экспрессию — улыбку и как бы подхватывает ее, улыбаясь в ответ. Улыбка возвращается малышу…
Как не вспомнить Марину Цветаеву: «Стихи? Да были ли они? Не помню ни слов, ни смыслов. И смыслы и слова растворялись, терялись, растекались в улыбке, малиновой и широкой, как заря. Да будь она хоть гением в женском естестве, больше о нем, чем этой улыбкой своей, она бы не сказала. Это не было улыбающееся лицо — их много, они забываются, это не был рот — он в улыбке терялся, ничего не было, кроме улыбки: непрерывной раздвигаемости — губ, уже смытых ею! Улыбка — и ничего кроме, раствор мира в улыбке, сама улыбка: улыбка. И если спросят меня о земле — на другой планете — что я там видела, что запомнила там, перебрав и отбросив многое — улыбнусь». Мир растворен в улыбке. Может ли он быть узнан и познан в ней и через нее? Хотя самое главное и непростое для понимания — конечно же, сама улыбка… Превратившаяся из интимной экспрессии в символ, выразитель человеческого в человеке, объединяющий людей не только очно, но и заочно. В глобальном пространстве и историческом времени мира человека. В улыбке Джоконды, писал мой учитель В.В. Давыдов, продолжают жить эмоции Леонардо. И не только виртуально — в наших с вами реальных переживаниях. Мы пять столетий «всем миром» бьемся над загадкой этой улыбки, пытаемся расшифровать ее как символ и в этом не столько приближаемся к разгадке, сколько сближаемся друг с другом. Искусство остается при своих «тайных символах», эмоционально сплачивая перед этими «тайнами» людей. Но и прочая, куда менее загадочная символика, как и культура в целом, выполняет «объединяющую функцию». И в этом объединении людей, которые, даже не будучи знакомыми, становятся уже не безразличными друг другу, символ превращается в инструмент изменения чего-то значимого, важного внутри каждого из них.
Улыбка дочери вдохновила отца-психолога. По «линии» детской улыбки прошел рубикон и в научной биографии Ивана Ивича. Как он рассказывал, эта улыбка буквально «развернула» его: от Жана Пиаже, в логике которого он изучал развивающуюся психику ребенка, ко Льву Выготскому, создателю культурно-исторического подхода в психологии развития человека.
Сегодня Иван Ивич уже сам стал классиком культурно-исторической и «дочерней» — теоретико-деятельностной психологии (хотя отношения между ними не всегда однозначны), основы которых заложены отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, одним из ведущих продолжателей их традиций за рубежом. Культурно-историческая психология Выготского — мировой тренд. Выготского переводят и читают во всем мире уже не только психологи («выготскианство», к примеру, дало свои всходы в практике образования Старого и Нового Света). Идеи Выготского подобны бумерангу. Они огибают земной шар, овладевая научными умами и превращаясь в язык реальных дел, социальной практики, возвращаются на родину. В виде переведенных книг, докладов наших зарубежных коллег на конференциях и семинарах. Бывает так, что возвратившийся бумеранг не всегда узнается. За время полета он «оброс» новыми смыслами. И с этим уже нельзя не считаться.
Такова и книга проф. Ивича, которую вы держите в своих руках. В мои собственные руки она, ее первое белградское издание попало больше 20 лет назад. И тогда же возникла мечта увидеть переведенной на русский. Мне показалось несправедливым, что одна из самых важных, прорывных работ о символической функции человеческого сознания (один из исследовательских акцентов Выготского, делавшийся многими и до, и после него, но у него — в высшей степени самобытный), грандиозная картина развития которой предстает в книге, до сих пор не встретилась с русским читателем. Предысторию этой «встречи» расскажет сам автор в предисловии к данному изданию. Примечательно, что она состоится в 2016 году, когда в России и во всем мире отмечается 120-летие Л.С. Выготского (кстати, это и год 120-летия Ж. Пиаже, помимо всего прочего, выдающегося исследователя символической функции и ее генеза).
Не могу не отметить: наш контакт с Иваном Ивичем был установлен благодаря его последовательнице — моей сербской коллеге и другу Весне Яниевич-Попович, за что я ей глубоко признателен.
Символ — одновременно «культурный пропуск» в человеческое сообщество и во внутренний мир человека. В том числе — инструмент открытия самого себя. Принципиально то, из чьих рук и при каких обстоятельствах его получают. Как и то, что умение «пользоваться» им формируется не по шаблону, а является особой способностью — в значительной степени, поисковой, «постигающей», творческой. Способностью, которая имеет свою специфическую линию развития в онтогенезе «человеческого в человеке».
Об этом — книга Ивана Ивича.
В.Т. Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор
Другие материалы книги
Психологическая газета
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, немножко психологии, Человеческое в человеке, Цеховое братство, tovievich.ru
Профессору Ивану Ивичу – 90!

20 февраля 2025 года отмечает свое 90-летие выдающийся сербский психолог, наш друг профессор Иван Ивич, а с ним – его многочисленные коллеги, соратники, последователи, ученики, друзья во всем мире. Он не просто патриарх сербской психологии. Профессор Ивич – ее действующий лидер, находящийся в центре научных событий, которым остается он сам и его творчество.
К своему 80-летию он переиздал свою его книгу «Человек как animal symbolicum» (1978, 1981), дописав к ней целый, обширный по объему, раздел под названием «Новые открытия». Книга вышла в Белграде в 2015 году, а затем и на русском языке в Казани – в 2016 году. Мотивом подготовить новое сербское издание для автора стало предложение издать книгу на русском языке. «Человек как animal symbolicum» стала первой монографией сербского психолога, изданной в России. Презентация обоих изданий состоялась в Белграде в 2016 году. История имела продолжение. В 2024 году книга опубликована на английском языке крупным международным издательством ‘Spinger’. В книге представлена панорама становления символической функции в онтогенезе от ее истоков до развитых форм с позиций культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. Эта беспрецедентная попытка оказалась чрезвычайно эвристичной и продуктивной.
Инициатором перевода выступил около 45 лета назад А.В. Запорожец, чье 120-летие мы отмечаем в 2025 году. Лишь в 2010-х удалось реализовать его инициативу. Ивана Ивича десятилетия связывали сотрудничество и дружба с крупнейшими отечественными психологами – А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, С.Л. Новоселовой и др. Эти традиции продолжаются. Профессор Ивич является постоянным автором журнала «Культурно-историческая психология».
От души поздравляя профессора Ивана Ивича с прекрасным юбилеем, надеемся на продолжение долгой и доброй истории наших контактов.
Редакция журнала «Культурно-историческая психология»
К поздравлениям присоединяется коллектив Московского государственного психолого-педагогического университета
Фрагмент книги Ивана Ивича «Человек как animal symbolicum. Развитие символических способностей»
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, немножко психологии, УНИИвера, МГППУ, tovievich.ru
Орбитальная одиссея Суниты и Барри

Фото: NASA
17.02.2025
Сообщения о них периодически появляются в новостных лентах еще с прошлого лета, даже в топе новостей. Появляются и исчезают. А, между тем, на орбите Земли разыгрывается одна из главных драм в новейшей истории человечества, которая касается каждого землянина 21 века. Ее герои – два опытных астронавт NASA 59-летняя Сунита Уильямс и 62-летний Барри Уилмор. Все это время они не могут вернуться на Землю, находясь от нее под боком, в поле всеобщего обзора. Восьмидневная космическая миссия превратилась в девятимесячную эпопею в духе голливудских фильмов. У них есть все или почти все, нужное для жизни, кроме самой нормальной человеческой жизни: вместо нее ожидание вернуться к ней. И обещания, что помогут вернуться. Теперь обещают в марте, но не факт, что выполнят. Впрочем, Сунита говорит: «Никогда не ожидали, что вернемся на Землю экстренно».
Не такси прислать
Первоначально Сунита Уияльмс и Барри Уилмор не планировали составить экипаж МКС. Они отправились на 8 дней с испытательным полетом. Тестировали корабль Воеing Starliner для отправки экипажей на МКС и обратно. Воеing вознамерился составить конкуренцию SpaceX Crew Dragon – детища Илона Маска, которое оправдало в качестве космического транспортника. Но Boeing начал барахлить по мере сближения с МКС: утечка гелия из двигательной, отказ 5 двигателей из 28 маневровых, с трудом состыковались со станцией. Конкуренты Маска, возможно, слишком спешили. Даже при условии ремонта возвращаться на таком корабле было небезопасно. Корабль вернулся пустым и благополучно приземлился в Мексике.
Почему бы не прислать Crew Dragon? Такой вариант рассматривался сразу, но боинговские скафандры плохо совместимы с теми, которые используют в полетах на других кораблях.
Для человека это принципиально. Возникли и другие обстоятельства, о них читатель знает из СМИ. Так или иначе, Суннита Уильямс с 22 сентября 2024 года официально стала командиром 27 экспедиции на МКС (она и раньше возглавляла такую экспедицию). Сначала до 17 ноября. Но срок увеличивался и увеличивался.

Фото: NASA
Стоит ли винить корпорацию «Боинг», как это делают некоторые? Или сетовать на то, что космос становится частным делом? Космическая область, тем более, современная – сверхзатратная, а по многим позициям убыточная «инвестиция в будущее» (если не видеть дальше настоящего). Вот и режут правительства самых богатых держав космические бюджеты. Выручает частный капитал… Пусть решают профессиональные эксперты. Я лишь к тому, что вызволить астронавтов со станции, – не такси прислать.
Адаптироваться к невесомости можно, если полюбить ее
Гравитация – ограничитель возможностей жизни на Земле, но она ее упорядочивает, структурирует, придает ей необходимую направленность и избирательность, гасит избыточные степени свободы. А тем самым – создает возможность для ее происхождения и существования. Условие «самостояния» живого (известных нам его форм), а у человека – прямохождения. Даже растения немыслимы без гравитации.
В космосе все наоборот – отсутствие гравитации ограничивает жизнь, как она сложилась на Земле, ставит ее на грань выживания. Космонавтами труднее всего там переносится именно ее отсутствие, невесомость.
Мы смотрим на парящих космонавтов и думаем: как это красиво, как это здорово! Но у всех, самые подготовленных космонавтов и даже летчиков возникают проблемы перехода от прямохождения и вообще движения в земных условиях к невесомости. То, что нас завораживает в их парении, ими испытывается порой мучительно. Сунита Уильмс забыла, как ходить пешком, как занять то или иное положение – сидя, лежа… Она «растворена» в невесомости. Утрачивается умение ориентироваться в пространстве. Где верх? Где низ? Где я? Мозжечковая железа, обеспечивающая ориентацию в пространстве, перестает нормально функционировать. Это сопровождается когнитивными искажениями и тошнотой. Если у испытуемого в барокамере через какое-то время возникают галлюцинации, то у космонавтов – красная пелена перед глазами. Одним из первых К.Э. Циолковский предположил, что в невесомости у человека могут возникать различные иллюзии и нарушения ориентации в пространстве. Однако, считал он, ко всему этому можно приспособиться, как минимум, в условиях космического жилища, корабля. Но любое жилище построено и обживается «по законам» гравитации.

К слову, Сунита, офицер ВМС США, астронавт НАСА с почти с 20-летним стажем – рекордсменка по пребыванию в космической невесомости среди женщин: 194 суток 18 часов, а всего в ее «налете» – 321 сутки 17 часов 15 минут 30 секунд (у Барри около 200 суток), 7 выходов в открытый космос продолжительностью 62 часа 6 минут. Тоже женский рекорд. Сейчас они регулярно «выходят на прогулку» за борт с Барри, не только по техническим нуждам – просто «размяться», «сменить обстановку». А куда еще? В январе этого года «гуляли» больше 5 часов.
Время, точнее, «внутренние часы», тоже сбиты. Хотя постепенно происходит частичное привыкание: для облегчения адаптации новичков какое-то время курирует прежний экипаж перед тем, как покинуть станцию. Но через 9 месяцев Сунита рассказывает о новых проблемах. Ей буквально трудно «найти себя».
Медики обеспокоены: тает мышечная и костная масса, исчезает жир. Есть специальные тренировки, но для требуемой нагрузки на мышцы и кости нужна гравитация. А даже если бы она и была, требуются силы, которых тоже нет. Но и без тренировок тоже нельзя. В космосе усиливается то, что называют «дефицитом калорий»: необходима энергия для поддержания температуры тела в холоде, а где ее взять, раз нет гравитации? Круг, замыкается на отсутствие гравитации. Гравитацию можно только имитировать. Выражение «нагрузить» на орбите лишено смысла.
Подобное, хотя и не в таких масштабах, случалось на заре истории космонавтики задолго до создания первой орбитальной станции. Станцию советским космонавтам Адрияну Николаеву и Виталию Севастьянову летом 1970 года заменил корабль «Союз-9». На его борту они пробыли более 17 суток. На Земле они восстанавливались 2 года, а поначалу не могли самостоятельно передвигаться при атрофии мышц, потере солей кальция и фосфора в костях, сосудистых нарушениях. За 17 дней командир Адриян Николаев расстался с третью мышечной массы и к полетам больше не вернулся.
Точки опоры весьма условны. Скорее, это «точки хватания за соломинку». Тверди под ногами нет. Ее все время приходится искать, хватаясь, цепляясь руками за что-то. Космонавт теряет схему тела.
А ведь в таком состоянии по несколько раз на дню необходимо искать и принимать сложные решения!
И…они не только привыкли к невесомости – полюбили ее, восхищаются ей. Вот слова Суниты: «Просто удивительно, что, когда вы снова подходите к люку: "О боже! Я помню, каково это! Я помню, каково это – парить!" И я думаю, что благодаря этому мы оба очень быстро адаптировались».
Ключевые профессиональные компетенции человека в космосе
Можно лишь поражаться силе духа немолодых астронавтов, которая заменила им в гравитационную силу, их мужественной мудрости и неугасающей вере в людей, в то, что они их не отставят и помогут восстановиться и вернуться к нормальной жизни.
Они на виду у всей планеты, коммуникация с ними не прекращается на расстоянии, по космическим меркам, ничтожном – 390-420 км. Это нормативная «вилка» для МКС в последнее десятилетие. Для сравнения: Гагарин поднялся на высоту 327 км – вместо расчетного апогея орбиты в 230 км.
Современные корабли типа «Союз» и «Crew Dragon», в отличие от прежних шатллов, доставляют астронавтов на высоту 400 км. В 90-х гг. отметкой для МКС были 300 км. с погрешностями – на большее шатллы не были рассчитаны. Атмосфера вокруг разряжена, но в силу трения о нее станция теряет скорость и снижается. Чтобы скорректировать орбиту, раз в месяца-два на МКС приходится запускать двигатели. Чем ниже орбита, тем дешевле каждый полет к МКС, но из-за уплотнения атмосферы сильнее трение станции с неизбежным торможением и необходимостью чаще корректировать орбиту. А коррективы эти затратны, прежде всего, в плане расходов топлива, которое, к тому же, надо доставить на МКС. Ремонт двигателей на 300-метровой высоте небезопасен: пока их ремонтируют можно безвозвратно свалиться ниже в атмосферу, – нужен запас высоты. 400 – оптимум еще и потому, что, начиная с 500 метров, «зашкаливает» уровень космической радиации, которая способна нанести катастрофический ущерб здоровью людей. Дополнительной радиационной защиты на станции нет: подчитали, что финансовые вложения в нее соизмеримы с расходами на строительство новой станции.
Хватает астронавтам радиации и на четырехсотметровой высоте. В данном случае дело не в отметке, а в длительности пребывания. Из-за радиации разных типов человек может прожить в космосе около 3 лет. При постоянном воздействии галактическая радиация губительна для центральной нервной системы, разрушает ДНК, лишает клетки способности регенерироваться. Солнечная, – также вызывая деформацию ДНК, увеличивает вероятность мутации нормальных клеток в раковые (доказано влияние протонной радиации на возникновение лейкемии). Земная (наша планета окружена радиационными поясами, поясами Ван Алена, это ее магнитная защита от космических частиц) – «обезвоживает» организм, расщепляя молекулы воды с включением их в другие химические соединения, которые несовместимы с жизнью. Грубо говоря, человек, который пробыл на орбите год, получает треть «критической дозы». Один из «главных космических конструкторов» Побиск Георгиевич Кузнецов, которого мне довелось знать, рассказывал, что это стало одном из препятствий при разработке модуля замкнутой системы обеспечения на Луне, предпринятой им вместе с физиологом академиком Василием Васильевичем Париным.
Если Парин и Кузнецов только предполагали, то ближе к нашим дням китайские ученые (2020) подсчитали, что на Луне радиация в 200 раз превышает земную.
Астронавты, разумеется, в курсе всего этого.
Но затворники МКС терпеливо ожидают, ожидают в активной форме, продолжая работу. И затворниками себя не считают. Работы невпроворот: от исследований до технического обслуживания станции. Нет времени ждать у моря погоды. Они то собирают образцы на корпусе на предмет выявления микрооганизмов, то испытывают и демонстрируют на борту новые системы коммуникации.
Более того, установку на непредсказуемость, непредвиденность, готовность понять и принять то, что не должно и не может случиться, но случилось, действовать в «сверхпроблемной ситуации» (термин психолога Алексея Зверика) Сунита считает ключевой профессиональной компетенцией астронавта: ««Мы приходим подготовленными и полными решимости. В этом и заключается программа пилотируемых космических полетов: она готовит нас ко всем возможным непредвиденным обстоятельствам».
Лучшие умы пытаются ускорить помощь, «все под контролем». При неопределенности творящегося и с непредрешенным исходом. Что немаловажно – с обеих сторон.
Наверняка с Сунитой Уильямс и Барри Уилмором работают психологи. Но что они могут сказать? С такой ситуацией психологи, как и все остальные, сталкиваются впервые. Ни опыт длительного пребывания на МКС, ни эксперименты с изоляцией в области космической медицины и психологии подсказок почти не дают: там все задумывалось с самого начала, хотя выйти могло по-разному. Ближе ситуации с захватом заложников, но это про другое. А астронавты продолжают думать не только о своем спасении, но и о людях, настоящего и будущего, когда человечество начнет преодолевать межгалактические расстояния. А пока Сунита рассказывает детишкам из школы, в которой училась, что они чувствуют с Барри. Возможно, это спасает ее саму.
Рассказывает объективно и честно, ничего не скрывая. Потому что честность – вторая «профессиональная компетенция» человека в космосе. Потому что космос рано или поздно может стать реальностью жизни большинства землян. И учит их жизни в непредсказуемости современного мира лучше, чем любая школа.

Фото из архива Звездного городка
Что явилось одним из оснований выбора Гагарина – «лучшего из лучших»? Небольшой эпизод. Кандидатов опрашивали после тренировки с тяжелыми нагрузками о самочувствии. Все рапортовали, что чувствуют себя прекрасно, хоть сейчас в космос. И только один – Юрий Гагарин, с риском быть отбракованным, заявил, что чувствует себя неважно. В таких случаях важна вся доступная правда о человеке. Врач и психолог Федор Дмитриевич Горбов, друг моих учителей в науке – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцева, готовивший первый космонавтов, сказал С.П. Королеву: «Лететь должен он».
Притяжение своих
Ситуация с Сунитой и Барри – проверка и для тех, кто остался на Земле, кто бьется над тем, как вызволить с орбиты «своих», которыми они стали для всего мира.
Проверка на осознание себя человечеством (а не группой людей «по интересам»). Нужно, чтобы кто-то из нас испытал острую нужду в нас вдали, хотя бы в ближайшем космосе, а мы помогали «всем миром», как если бы это произошло с каждым из нас. Ведь «лицом к лицу лица не увидать».
А люди все по-пещерному делятся на «своих» и «чужих», нередко избирая иллюзорные основания для деления. Даже космос делят между «своими» и «чужими», вступаем в космические гонки: кто первый – в пещере! Отторгают друг друга – вместо того, чтобы тянуться друг к другу перед лицом Космоса в его всеобщей связи, которую осознает только Разум.
И порой слышится из пещер: Гагарин не летал, американцы на Луне это фейк, русские (американцы) украли у нас технологии (кстати, свободный обмен в этом деле естествен и продуктивен).
Давид Тухманов и Роберт Рождественский написали известную песню о космонавтах – «детях галактики»:
Не изменится этот порядок вещей,
И настигнет меня, и припомнится мне:
Притяженье Земли, притяженье друзей,
Притяженье любимой в далеком окне.
В далеких окнах ждут наших героев: Сунниту – муж Майкл, Барри – жена Дианна и две дочери: Дэрин и Логан.
На них замыкается притяженье Земли.
Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"
Метки: Человеческое в человеке, испытания историей, медиа, колонка в Вестях образования
Догадайтесь по внешности мамы

Пока только по внешности мамы можно догадаться, кто у нее на руках. Скоро он будет очень похож на маму.
Метки: хуиззамистер, провоконкурсы
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу