Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Высшая проба жизни (к Дню рождения отца)

false


22 июля исполнилось 97 лет со дня рождения психолога Товия Васильевича Кудрявцева (1928-1987), моего отца.

Любовь – это когда жизнь другого человека становится твоей судьбой, и ты не желаешь другой. Родители – та судьба, которую мы не выбираем.

Но вот дело отца как судьбу можно выбирать. Я выбрал, хотя этого не было в моих планах еще в начале 10 класса. Точнее, выбрал вначале место обучения. Через пару лет осознал, что это профессиональный выбор, когда уже начал проводить исследования и публиковаться.

Только в зрелые годы понял – это судьба.

А ведь папа всего лишь сказал: «А ты попробуй…».

До сих пор стремлюсь «распробовать» - себя. В профессии, в судьбе, в жизни. Собой часто бываю недоволен, а за остальное не устаю благодарить отца. Все это "высшей пробы".

Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца

Прописать, озвучить, поймать струю

Изучаем язык отв. и уполномоч. аборигенов широкой страны многих лесов, полей и рек.

«Это надо ПРОПИСАТЬ». Но ПРОПИСАТЬ мало, важно еще и ОЗВУЧИТЬ. ОЗВУЧИТЬ – значит, ПРОПИСАТЬ звучно, звонко. И тогда всяк поймавший струю скажет: «Я вас УСЛЫШАЛ».   
   

Метки: уровень бреда, Лингвоеденье

Июльское утро всех переживет и позовет жить других

false


И снова оно, такое же свежее и пронзительное, как полвека назад. Но первые июльские два дня в Москве 2025 года как-то не вселяли веры в то, что оно наступит. Казалось, за окном воцарился какой-то «июбрь». Зато можно было поставить песню группы Uriah Heep ‘July Mornig’ с их третьего альбома ‘Look at Yorself’ (1971) и послушать его таким, каким оно должно быть. Я поставил и через день оно наступило.

Читайте все, слушайте и смотрите в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"

Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"

Метки: Муз-ON, Музобраз, медиа, песни типа Yesterday

В.Рубцов, В.Кудрявцев. Разговаривая с В.С.Мухиной

false


Опубл.: Развитие личности. 2025. № 1. С. 37-39 (выпуск посвящен 90-летию В.С. Мухиной).

Психология – всегда наука о развитии, неразвивающихся феноменов она не знает. Разве что может только выдумать и даже изучать их в абстракции.

Воплощение развития в психологии – вершинная форма психического мира человека – личность. Ее становление мы обнаруживаем уже у истоков человеческой психики в детстве. И если этого не видеть, ничего нельзя сказать о самих этих истоках, а самой этой психике. В образе личности вершины нашего психического мира совпадают с его глубинами. Личность рождается не единожды, постоянно движется к своей вершинности в целом «космосе человеческих деятельности» (Н.Н. Козова), а с этим – всякий раз преобразуется весь психический мир. Именно об этом – культурно-историческая и теоретико-деятельностная психология. Об этом все творчество Валерии Сергеевны Мухиной.

В Сети заархивирован замечательный сайт академика РАО Валерии Мухиной. Он так и остался недозаполенным. Но разве бывает «дозаполненной» личность? Личность, конечно, своего рода «гештальт», но он не схлопывается. Личность продолжает жить в своих творениях и после ухода человека, как об этом писали философ Э.В.Ильенков и психолог В.В.Давыдов, с которым В.С.Мухина была дружна. Некоторые из них вы найдете на сайте. О некоторых из них рассказывает автор: ведь творения личности в науке – это не только идеи, но и люди, вдохновленные ими на творчество. Хочется верить, что многочисленные ученики продолжат работу по заполнению этого ресурса.

Свою книгу «Таинство детства» (2005) она считала главной. В ее основе знаменитый Мухинский дневник наблюдения за сыновьями-близнецами (1967), написать которые посоветовала Валерии Сергеевне ее наставница классик-зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Она сама вела такой дневник.

Тут уместно восстановить одну историческую правду. Вопреки распространившейся даже в психологической среде «легенде», Ладыгина-Котс, не «воспитывала» своего сына вместе с маленьким шимпанзе. Детеныш обезьяны и дитя человека просто «не пересеклись во времени». Факты таковы. Полуторагодовалый шимпанзе Иони появился в семье директора Московского зоопарка А.Ф. Котса и молодой исследовательницы поведения животных Н.Н. Ладыгиной-Котс в 1910 г. и прожил в ней 2,5 года, на протяжении которых над ним в домашних условиях проводились опыты. Со смертью животного в 1913 г. (а не в 1915, как указывают некоторые источники) прервались и эксперименты. А первенец четы естествоиспытателей, основателей Дарвиновского музея, Рудольф родился лишь через 12 лет, в 1925 г. Так что, Надежда Николаевна проводила свои сравнения уже post factum (свои наблюдения за сыном она фиксировала в дневнике). Итогом этих сравнительных исследований стала книга Н.Н.Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», которая увидела свет в 1935 г. Отсюда и путаница.

Но и шимпанзе Иони рос и «воспитывался» в «человеческой обстановке». Вот что писал А.Ф. Котс об опытах своей супруги: «Ее руководящий основной принцип: отказ от всякой дрессировки, применение не механических, но развивающих приемов обучения. Цель работы – вскрытие заложенных в животном дремлющих психических способностей»*.

Из этого исходила и ученица Н.Н. Ладыгиной-Котс В.С. Мухина. В одном из своих интервью, она говорила: «психологии меня учили звери и дети». А ведь это мы обычно чему-то учим животных и детей! Но живое льнет к живому только при условии ответности, которая у людей превращается в совместность. «Человеческое отношение» - только при этом и грач, и младенец может чему-то научить психолога! А если психологу заранее известно, чему учить, то зачем психология?

Валерия Сергеевна любила подчеркивать, что она «естественник» по происхождению (окончила биофак МГПУ).

И она находила «гениальных» животных, которые проявляли свою «гениальность», вступаю в общение с особыми детьми. В далеких 1950-х еще не было распространено такое понятия, как зоотерапия. Или «пет-терапия» - этот термин введет лишь в 1969 г. американский психиатр Борис Левинсон. Он выявил, что собаки могут обладать «психокорреционными» свойствами в работе с детьми, имеющими психоневрологические нарушения (что наблюдалось и ранее).

У молодого биолога и зоотерапевта Валерии Мухиной своим «гением» «лечили» детишек из психиатрической больницы имени В.П. Кащенко не только собаки, но и грачи, зайцы, лисы, ослы, обезьяны, даже волки… Все они были вместе. Валерия Сергеевна вспоминала: идем на прогулку, и осел вместе с нами идет, собака что-то несет, вороны, ручные и говорящие, садятся детям на голову. И дети умирали от восторга, что они с этими животными». Больные дети «гоняли голубей» по всем законам. И восторг, восхищение, удивление помогали маленьким пациентам. Но менялись и животные. Иной раз Валерии Сергеевне казалось, что они, как минимум, чувствуют свою благородную «человеческую» миссию. Приезжали американские коллеги, поражались: такого не может быть, во всяком случае, нигде нет! Надо сказать, что Валерия Мухина одинаково заботилась о животных и детях. Когда она ушла из больницы, все прекратилось: исчезла та, уникальная, как бы сказал Выготский, «психическая общность» живого, исчез тот кусочек земной «психоферы» (Н.Н. Ланге), не знающей деления на формы жизни, который она создала в больничных стенах.

Валерия Сергеевна на своем опыте показала, что живое во всем своем разнообразии внутренне едино, что грань между естественнонаучным и социогуманитарным подходами (не только к человеку) весьма условна, если относиться к к живому по-человечески. Она давно решила для себя (и для нас!), в том числе, все мучительные проблемы биоэтики.

От «развивающей помощи» братьям меньшим, основанной на человеческой («братской») любви, к состраданию и содействию маленьким и большим людям в драматических, порой трагических ситуациях (Чернобыль, Спитак, Ленинакан, Буденновск, Беслан) – Валерия Сергеевна прошла этот путь. Она всегда была там, где в ней нуждались отверженные жизнью, судьбой, другими людьми (включая, увы, родителями – отверженным детям посвящен целый цикл ее исследований и практических разработок). Редкой темой материнства в условиях пенитенциарной системы занялась именно она. Детский психолог В.С. Мухина оставила свой след и в юридической психологии, продемонстрировав, что нет никакого пути социально-психологической реабилитации заключенных, кроме спасения в них личности. Мы привыкли к лозунгу «На свободу с чистой совестью!». А ведь он весьма неоднозначен и может настораживать. Чистая совесть в процессе «переделки» – как tabula rasa? Какая же эта совесть, цену чему она знает? Совесть – атрибут личности… Поэтому реабилитация это – не отпущение грехов самому себе, а трудная, порой мучительная работа совести, которую должна проделать личность при помощи психолога. Сильная и необычайно женственная женщина Валерия Сергеевна Мухина помогала в этом покалеченным жизнью людям.

Валерия Сергеевна в качестве литератора писала под псевдонимом Валерия Флай (V.Fly), отдавая дань отцовской фамилии. Отца она потеряла в 7 лет на войне, но он успел внести в нее тот личностный вклад, которого ей хватило на всю ее долгую жизнь. Впрочем, творчество Валерии Флай, действительно, было полетом с очень тонким и, в то же время, бескомпромиссным чувством гравитации фундаментального научного знания, которое она же сама и создавала.

Как-то раз, во время одной из многочисленных творческих встреч с коллегами, В. В. Давыдова спросили: «Василий Васильевич, а у Вас есть «любимые гости»?» (Как известно В. В. Давыдов был любителем шумных дружеских посиделок и острых творческих дискуссий). Василий Васильевич ответил без особых размышлений: «Ну, конечно. Особенно у Эвальда Ильенкова и Леры Мухиной люблю бывать! Эвальд умеет СЛУШАТЬ, а Лера – СЛЫШАТЬ. Лера тебя не только понимает, но с тобой рядом, и не только переживает, но и о «твоем» с тобой разговаривает».

И сейчас Валерия Сергеевна среди нас и с нами как понимающий собеседник, яркая личность, отзывчивый друг.


*Из воспоминаний А. Ф. Котса, из рукописи «К истории Дарвиновского музея» в архиве этого же музея.

Метки: ПреКрасные даты, Человеческое в человеке, детворения, братья анималые, Цеховое братство, граждане моего сердца, В.В.Давыдов

Владимир Мялин. Липы отцвели уже в июле

false

Фото: dzen.ru


Липы отцвели уже в июле.
Мельница на облаке стоит...
Чтоб ветра осенние подули,
Держит путь Кихано инвалид.

Хороши доспехи у Алонсо –
Затекает в стремени нога...
И толстяк, вкусив вина и солнца,
Бьёт осла в упругие бока.

Липы, липы с порошковым мёдом
Со шмелиным зудом...
Не ханжой
Губернатор острова – с народом;
Господин – с потешной госпожой...

Много в жизни разных обстоятельств –
И случайность в них, и Божий перст...
Липы отцвели уже, приятель.
И ветряк – зерно и ветер ест.


2013

Страничка Владимира Мялина на портале Стихи.ру




false
false


На этих фото не совсем июль, а конец июня. И, конечно, совсем не липы, а лилии. Но автор фото и стихов один – поэт Владимир Мялин, с которым мы связаны 56-летней дружбой. Сфотографировал он лилии во время прогулки по Черкизовскому парку, где некогда гуляли мы…

Владимир Кудрявцев

Метки: открытия сезона, безумия поэтов, Владимир Мялин, граждане моего сердца, ВидиМОЕ

Молодой кот Шредингера



С Днём молодежи, мальчики и девочки!

Метки: праздни, ВидиМОЕ

Июбрь, японский пруд

false

Фото: id.pinterest.com


Лягушкa в лепеху о лёд.
Июнь, японский пруд

***

Лягушки круги...
Подсчитать б!
Но валенки стареньки.
Все равно сыщу.
И прорубь.

***

Июнь - на рыбку плюнь,
Да примерзло...

***

Опять достал чернил -
И в прорубь пера!

***

Июбрь. Как много в этом слове!

UPD. 3.07. 2025. В нашем первопрестольно-нерезиновом Эдо днем было уже плюс 26. Утепление, и не в смысле – включили! Само. Рай летний. Налаживается японская жизнь!

Метки: стихопотуги, хайечку за испуг, открытия сезона, метеопост, Аян крепчал, проделки Вильфанда

Детей рожают не для государства

false

Джессика Земски. «Сестры»


Детей рожают не для государства. Не для общества. И даже не для родителей. Для счастья. А от счастливого ребенка счастья перепадает и всем остальным. Если, конечно, будут хорошо себя вести.

Метки: ИМХОризмы, детворения

Трамваи не должны отвлекать от управления Вселенной

false

Рис. Алексея Меринова


Сейчас во всем мире все, кому не лень, управляют Вселенной прямо из палат - не из больничных, а из царских, парламентских и пр. Куда, если повезет, протолкнут без мыла на социальной лебедке из подвалов.

Санитаров можно не бояться, их сократили - долго боролись с карательной психиатрией. Во имя демократии. А санитары переквалифицировались в охранников. Охраняют обычные склады. Раньше охраняли особые склады ума. От окружающих.

Т. наз. «новая нормальность» 21 века - старая наспех пролеченная ненормальность 20 века. Пресловутые «вызовы современности» это то, что отскакивает от внутренней стороны коллективной черепной коробки обратно - в то место, которое когда-то занимал «общечеловеческий мозг».

Идеократия слилась с «идиократией», политические идеи превратились в идефиксы. Параноики - в харизматичных лидеров, неукротимых, как прорванная коммунальная труба, шизофреники - в глубоких аналитиков, банальная истерия – в политику, обычная истерика – в ее великий пафос, гордость - в нарциссизм, начальственные мундиры - в памперсы.

Безумие помогает не отвлекаться от управления на всякую чепуху. А ум навязчиво и бесцеремонно лезет в детали.

Главный по уму у нас Иван Иваныч (ИИ), который носит мир в нейроавоське. Он все за нас решит, всех поработит или всех уничтожит. Что примерно одно и то же. Мы нужны ему для того, чтобы подавать ток. Правда, Иван Иваныч и без нас на рубильнике. Вот и пусть щелкает.

Чтобы управлять, заметил Воланд Берлиозу, надо иметь план, на смехотворно короткий срок, лет хотя бы на тыщу. Нынче планы серьезные: на все сто. И нет возможности обращать внимание на всякую ерунду, вроде трамвая. Трамваи иногда этим коварно пользовались.

Но теперь трамваи умные, почти как Иван Иваныч, который скоро полностью возьмет их под свой патронаж. И все – не будет им по рельсам, как по маслу. Иван Иваныч научит их объезжать масло. В крайнем случае – рельсы.

Главное, чтобы ничто не мешало управлять Вселенной. Даже трамваи. Иван Иваныч в помощь!

Метки: экспрессии-импрессии, Из-Мышления, Алексей Меринов, испытания историей, Виртуазности

Профессор Кудрявцев о трагедии в Байкальске

false


29.05.2025

Суть трагедии в Байкальске - отрок 17 лет отмечал день рождения, зарезал друзей, устроил пожар и погиб. Анализировать шок, не зная деталей следствия, можно исключительно выдвигая версии.

Первая клиническая - психоз на почве опьянения или иных веществ, вторая личная - неразделенная любовь, третья "детская" - что делали вместе дети от 13 до 17 лет, когда их в этом возрасте разделяют космос и пропасть?

Все три версии переплетаются, но доминирует первая: алкоголь провоцирует психоз, подчеркну - кратковременное расстройство. Формы психоза обусловлены социумом, семьей и особенностями личности. И хотя подросток считался благополучным (хорошо учился, занимался вольной борьбой, был в призерах), у него были предрасположенности к психозу, на что указывает трагедия. Значит, сигналы были раньше, а выплеск агрессии - адресат себе, но развернутый вовне.

Тут сразу возникает вопрос: какие проблемы у подростка были в семье, в школе, возможно, отклонения в развитии? Отсюда вытекает личная версия беды. Спорт, которым он занимался, - конкурентная среда, а по первым отзывам, парень не хотел, но и не умел проигрывать.

Он добивался своего, что резонно, но вопрос - какими методами? Ведь юноша вокруг себя собрал таких же, увлекающихся вольной борьбой, но или сильно младше, или девочек-борцов. А если допустить верность версии о неразделенной любви, то "Ромео" под воздействием алкоголя мог воспринять отказ девушки как оскорбление или нежелание принять его доминирование. Если же еще и "друзья"-подчиненные оказались на стороне девушки, то это "предательство".

И вот версия "детская" - самая тяжелая: если верить родителям, что их дети благополучны и настроены на успех, то кто отпустил девочек 13-14 лет в компанию 16-17-летних? На дачу, с ночевкой. Граждане-родители, если принять как норму то, что общество согласно продлить возраст молодежи до 40 лет, то без присмотра были оставлены младенцы. Или отправлены с разрешения мам и пап? Кто продал детям алкоголь? Из этих вопросов вытекает комплекс социальных проблем. Мой ответ на них - пора вводить административную или даже уголовную ответственность для родителей за несовершеннолетних детей и для тех, кто продает им спиртное или для "тусовок" сдает в аренду помещения.

Другое дело, что работать эти репрессивные меры могут исключительно в комплексе с профилактическими.

Первый шаг - нужен курс психологии в школе, что позволит детям понимать свое эмоциональное состояние и контролировать себя.

Второй шаг - курс психологии позволит детей, склонных к психозам, выявлять на ранних этапах. Кстати, как педагогам, родителям, так и ровесникам. Правда, школьные психологи еще должны научиться азам кризисной психологической помощи. Ведь период обострения психоза, в том числе и того, что случился в Байкальске, очень короткий. Он занимает часы, но всегда можно выявить причины и не допустить шока. Просто родителям надо выстраивать доверительные отношения с детьми, контролировать их досуг, а социуму - грамотно подводить детей к взрослению.

Владимир Кудрявцев
профессор Московского института психоанализа и МГППУ

Российская газета

Метки: немножко псхологии, соц-и-ум, русская рулетка, медиа, УНИИвера, Московский институт психоанализа

Cборник «Личность: от взаимоотношений к самоотношению»

false


К 70-летию психолога профессора Тахира Базарова в издательстве Московского института психоанализа вышел сборник статей «Личность: от взаимоотношений к самоотношению. Опыт Московской школы практической психологии МИП» под редакцией В.Т.Кудрявцева, редактор-составитель Г.Т.Базарова.

Подробнее

Метки: сообщения-обращения, червокнижие, ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, Человеческое в человеке, немножко психологии, УНИИвера, МГУ, Московский институт психоанализа

Гете. Эпиррема

false

Георг Краус. Портрет Гете. (около 1775 г.)


Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что — внутри, во внешнем сыщешь;
Что — вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

Нам в правдивой лжи дано
Жить в веселье строгом:
Все живое — не одно,
Все живет во многом.

Иоганн Вольфганг фон Гете



Метки: ВеЛичности, безумие поэтов, Из-Мышления, ВидиМОЕ

Событие к событию: встреча с Ириной Владимировной Дубровиной

false

Ирина Владимировна Дубровина с Катериной Поливановой, Владимиром Кудрявцевым и Игорем Вачковым

Событийная – во всех отношениях – защита Анны Якшиной стала поводом для встречи с любимой Ириной Владимировной Дубровиной, юбилей которой мы отметили совсем недавно.

false


false

Ирина Владимировна с Катериной Поливановой, Владимиром Кудрявцевым и Гульшат Уразалиевой
false


Фото Игоря Вачкова и Гульшат Уразалиевой

Метки: Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ, преКрасные даты

Счастливый счет победы Анны Якшиной

false


13:0 – счастливый счет победы, победы на защите кандидатской диссертации Анны Николаевны Якшиной, которую она 19 июня 2025 одержала на заседании диссертационного совета МГППУ по специальности 5.3.7. Возрастная психология. Председатель Совета Виталий Владимирович Рубцов назвал защиту блестящей, и у меня нет никаких оснований оспаривать этой оценки. Могу лишь добавить слова благодарности в его адрес и в адрес всех членов Совета, оппонентов, рецензентов и многих других, кто вместе с Аней превратил эту защиту в событие.


false


Тема диссертации А.Н. Якшиной – «Разновозрастное взаимодействие как условие развития воображения у детей старшего дошкольного возраста». Подробнее об исследовании вы можете узнать из автореферата (скачать: avtoreferat_jakshinaan_04_04_2025-1.pdf [412,46 Kb])

Коротко: что показала и доказала Аня. В зоне ближайшего развития мы видим, прежде всего, мощную фигуру взрослого, с которым сотрудничает ребенок. Разумеется, взрослый демонстрирует и разделяет с ребенком не просто свой личный опыт ребенком – его опыт помножен на социально-исторический, культурный. Но далеко ли мы уходим от традиционного понимания развития, даже приговаривая магическое «ЗБР»? В сухом остатке получается банальное: то, что вчера ребенок делал вместе со взрослым, сегодня он умеет делать сам. Вся психологическая премудрость развития? Любому взрослому, имевшему дело с детьми, это известно. Не об этом Выготский. Не об этом Елена Кравцова. Не об этом Аня Якшина.

Сейчас речь даже не о том, что разделить совместное действие между взрослым и ребенком – это не просто «поделиться старым опытом» и заново «приобрести» его. Не о том, что переход совместной формы действия в индивидуальную куда более сложен, противоречив и интересен, чем просто его самостоятельное сворачивание на полюсе ребенка. Эти сюжеты также затронуты Анной (в работе много продуктивных «боковых» ростков), хотя, разумеется, проработаны до нее.

Э.В. Ильенков писал, что уму маленького человечка учат не только большие люди, но и другие маленькие человечки, и сверстники, и те, что постарше, и даже те, что помладше. Так вот в строительстве ЗБР с тронным местом взрослого в центре участвуют все они. А их участие принято выносить за скобки, хотя «короля» и его «наследника» делает маленькая «свита». Другие дети незримо присутствуют в этом процессе. А что если сделать это присутствие зримым, придать ему форму живого участия, сотворчества? – задалась вопросом Елена Евгеньевна Кравцова.

Достаточно ли просто наладить межвозрастную коммуникацию («контакт») детей, направляемую взрослыми? Будь так, в любом малокомплектном садике задачи детского развития решались бы «по умолчанию». Но этого не происходит.

Нужно сделать так, чтобы коммуникация приобрела форму общения, порождения чего-то общего для взрослых и детей. Как построить детско-взрослую общность, которая и является подлинным субъектом и конструктором ЗБР для каждого ребенка? На эти вопросы и отвечает Анна Якшина. Разновозрастное взаимодействие хорошо лишь тогда, когда оно становится условием, а иногда и источником развития воображения – способности детей гибко занимать «в воображении» разные позиции в продуктивном содействии друг с другом.

Это не обычная децентрация Пиаже, о чем справедливо говорили на обсуждении члены совета. Это «перецентрирование» (umzentrеrlung, по терминологии Макса Вертхаймера, который, правда, использовал это понятие применительно к гештальтпсихологическому анализу мышления) самой ситуации взаимодействия. Когда ты не просто смотришь на ситуацию с позиции другого ребенка, но и на себя самого с этой обобщенной на смысловом уровне позиции. Старшие учат младших – это прекрасно, но и хорошо известно. Но ведь и старшие при этом многому учатся. Конструирование ЗБР одного ребенка, его движение в ней уже при овладении простейшим умением - результат усилий всего воображающего разновозрастного детско-взрослого сообщества. Елена Евгеньевна назвала бы такую зону «зоной потенциального развития», вне которой трудно осмыслить ЗБР. Это главный вывод (и открытие) Анны Николаевны Якшиной, которая придумала еще и особые формы развивающей работы с детьми (и взрослыми).

Замысел учителя – Елены Кравцовой – реализован. В таких случаях Лена скромно говорила: «работа состоялась». Ее ярчайшая ученица унаследовала и эту фантастическую скромность своей выдающейся учительницы.

Сказать, что Анин путь к звездам был тернист – значит, не сказать ничего, хотя не в правилах нежной и стойкой Ани жаловаться. Я знаю Аню Якшину еще с тех пор, как читал ей, вместе с другими, различные курсы психологии в Институте им. Л.С. Выготского РГГУ. Ученица и учительница нашли друг друга еще тогда. Анна поступила в аспирантуру к Е.Е. Кравцовой и, казалось, что эта счастливая – редкая – встреча продлится на долгие годы. Но вначале в РГГУ закрыли диссертационный совет для перерегистрации. Затем у Елены Евгеньевны обострились отношения с руководством, которое, видимо, смутно представляло значение детища Елены Евгеньевны – Института психологии им. Л.С. Выготского, хотя оно было очевидно уже по «показателям эффективности».

Елена Кравцова покинула директорский пост. И сказала Ане, что лучше бы ей сменить научного руководителя, чтобы защититься… Точно такой же разговор у меня состоялся давным-давно с моим учителем Василием Васильевичем Давыдовом в период гонений на него. И где сейчас те гонители? Имен не помню, да и не заслуживают они памяти. Думаю, что и в случае Ани защита могла бы состояться в любом другом совете – имя и статус Елены Евгеньевны в научном психологическом сообществе оставались столь же весомыми, невзирая на ситуацию. Но уникальный институт, в том виде, в каком его задумала и создала Елена Кравцова, перестал существовать. А Аня Якшина продолжала свою работу.

Руководителя, все же, пришлось сменить. Но только потому, что в 2020 году Елены Евгеньевны не стало. Осиротела Аня, осиротели все мы, осиротела культурно-историческая психология. Но это не сломило Анну Якшину, ее исследование не только не прекратилось, но и приобрело новый масштаб, новый размах. Так или иначе, наши общие друзья, прежде всего, Игорь Богданович Шиян, обратились ко мне для содействия в завершении работы и защите. Так я стал научным руководителем Анны Якшиной. На мою просьбу организовать защиту в диссертационном совете МГППУ тут же откликнулся Виталий Владимирович Рубцов.

Анна Николаевна пришла практически с готовой работой, известным исследователем, имея публикации в ведущих научных изданиях, репутацию высокопрофессионального психолога-практика и востребованного эксперта в самых широких кругах. Ее имя явно «опережало» степень, как водится, де-факто – де-юре. И все равно больше года мы дорабатывали текст (спасибо Кафедре «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» и лично Ирине Владимировне Шаповаленко, ее заведующей), чтобы он стал таким, с каким Анна вышла на защиту. «Руководить» уже состоявшимся молодым ученым, с моей стороны, было бы странно. В качестве научного руководителя я лишь помог чуть усилить линию Э.В. Ильенкова в понимании природы воображения, которая сошлась с линией Л.С. Выготского. В остальном - вершину наметили Елена Евгеньевна с Анной Николаевной, которой пришлось продвинуться к ней самостоятельно, а я лишь выполнил роль «шерпа» на заключительных этапах пути к Аниной вершине. Мы с Аней очень хотели, чтобы на титуле диссертации и автореферата стояли две фамилии «научников» – моя и Елены Евгеньевны, но, к сожалению, этого сейчас нельзя делать по положению.

Не все сразу сложилось с выбором оппонентов. Не то чтобы откликнуться на диссертацию было некому. Но всё не совпадали специальности, сферы интересов, публикации. В итоге, судьба улыбнулась нам в лице двух блестящих ученых–психологов - Александра Александровича Мелик-Пашаева и Юрия Ивановича Родина. Они потрясающе глубоко проанализировали работу (более внимательного «оппонентского» прочтения диссертаций я давно не встречал!) и написали отзывы, которые я бы назвал «подарочными» для нас. Имею в виду не только высокие оценки, но и подсказки направлений, в которых нужно двигаться дальше.


false

Александр Александрович Мелик-Пашаев

false

Юрий Иванович Родин


Финальный участок пути – особая история. Условно он начался 26 апреля – в день юбилея Елены Евгеньевны Кравцовой. Мы с Анной подготовили статью о ней, которая через два дня увидела свет в газете «Вести образования». А 29 апреля провели вебинар-презентацию второго издания книги Е.Е. Кравцовой «Воспитание волшебников». Первое издание стало раритетом, идея второго принадлежит Анне Якшиной, которая подготовила его к публикации: теперь эта прекрасная книга доступна всем дошкольным психологам, педагогам и родителям. За две недели до защиты Анна презентировала в Сети еще одну книгу - Элли Сингер и Дориан Де Хаан «Смотри! Смотри! Смотри! Детские конфликты: ресурс для развития и работа над отношениями», над переводом и подготовкой к изданию которой трудилась сама (обе книги выпущены издательством «Линка-Пресс», которое теперь ждет авторскую книгу Анны Якшиной). При этом Анна, без отрыва от своих повседневных рабочих обязанностей, серьезнейшим образом готовилась к защите. И никаких «Не трогайте ее, ей скоро защищаться…». Очень «по-кравцовски»! После защиты я уже успел предложить Анне поработать еще над одной публикацией…

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Посетите страничку Е.Е.Кравцовой на нашем сайте, создание которой инициировала Анна Якшина.

Больше фото

Метки: сообщения-обращения, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ, немножко психологии, детворения, РГГУ, В.В.Давыдов

«Вызовам времени» - «посыл вечности» (мысли из телеги)

false


На любой «вызов времени» отвечай «посылом вечности». И спокойно занимайся серьезными делами.

*****

Несколько лет назад, разбирая почту, я натолкнулся на письмо. «Здравствуйте! Мой муж в детстве ходил в садик, который работал по вашей программе «Рекорд-Старт»...». Сразу как-то немного насторожило. Читаю дальше: «Мы хотели бы отдать нашего ребенка в садик по этой программе. Не порекомендуете, в какой, желательно поближе к месту нашего жительства?». Отлегло. И даже порадовало.

*****

Ничтожество способно почувствовать себя большим только в составе большинства. Это - фантомное чувство. «Большинство» - лишь искусственный маркер, часто насильственно приводящий разновеликое к ничтожному знаменателю, путем урезания того, что не приводится. Можно надувать «большинство» до изнеможения, да хоть с использованием big data, но масштаб его всегда будет равен масштабу ничтожества. Впрочем, нельзя не признать: эмпирическая опросная социометрика хорошо преуспела в конструировании (профессиональном надувании) «большинств» и манипулировании ими. Разумеется, социометрику при этом меньше всего волнует «самочувствие ничтожества». А вот это - уже повод для теоретико-социологической рефлексии.

*****

Мавр сделал свое дело, мавр может повторить.

Если что, не бойтесь: первая часть фразы не из «Отелло» и даже не из Шекспира, а из Шиллера. Его Венецианский мавр жён не душил, а посредничал в местной политике.

*****

Есть такой тип википедейных интеллектуалов. Они вывешивают портретик с фразой, либо содержащей банальность, либо расписанной по нотам всех баянов из каждого чулана, либо перевранной, либо приписанной, но не проверенной. Вывешивают - и ждут. Ждут, когда их лайкнут за неслыханную глубокомысленность и дерзость. За то, что они всем подняли веки на истину, которая до того была ведома только одному. Комментами, как правило, не сопровождают, но зато чувствуется с каким пафосом Просветлителя была нажата кнопка «Поделиться». Такая милая то ли инфантильность, то ли провинциальность ума.

*****

Бывает и интеллектуальная безвкусица, и интеллектуальная бестактность. Пошлость, пошлая провинциальность мысли, которая обычно подается в виде пафосных банальностей, но как откровение говорящего, который метит в «мыслители». Это откровение может прозвучать и из Дрозофилофекальска, и из Москвы, и из Нью-Йорка. Статьи и книжки пишут на языке таких откровений. Да, по хорошим манерам узнается и мысль. Я ничего нового не сказал: все о том же, о чем европейская философия, начиная с греков. О том, что не всегда очевидное и простое совпадение истины, добра и красоты выражает сущность человека как мыслящего и живущего мыслью существа.

*****

Ответность и ответственность. Животное способно отвечать миру, но не способно отвечать за себя: за него «отвечает» природа (об этом известная статья П.Я. Гальперина об инстинктах у человека, точнее, об их отсутствии. Потому что «за себя» означает обладать «Я». А обладать «Я» значит знать Другого.

Другой и чужой не одно и то же. Слово «чужой» этимологически родственно словам «чудь» и даже «чудовище». Т.е. речь идет о чем-то неведомом, отталкивающим, пугающим своей неведомостью, в пределе враждебном. Хотя и слово «чудо» из того же этимологического ряда. Слово «чужак» имеет в подавляющем большинстве случае негативную коннотацию. А слово «другой» родственно слову «друг».

Увы, люди, особо не задумываясь, определяют чужих, отличая их от своих, и не всегда чувствуют других, друг друга.

*****

Переход на «МЫ» - это деликатная штука. «Мыкать» направо и налево, беспардонно вписывая, затаскивая каждого в свое «МЫ», часто дутое или вовсе выдуманное, фиктивное - это хуже, чем «тыкать».

Не в каждом МЫ есть место вашему Я. Не каждое МЫ стоит впускать внутрь вашего Я. Иногда разумно заранее предупредить: «Я вам не МЫ». Чтобы не МЫчали попусту.

Не стоит бездумно проваливаться сходу в социальные и психологические ЯМЫ. Соблюдайте гигиену Я.

*****

Зря Энгельс заморачивался. Я лично знаю некоторых людей, которые произошли от обезьяны без всякого труда. Даже мартышкиного.

*****

Дикарство - это не близость к природе, дикарство - это отдаленность от культуры. Значительная часть современных людей равноудалена от природы и от культуры. Своим примером эти люди доказывают, что никакой оппозиции природы культуре («второй природе») не существует. Они сами находятся в глубокой оппозиции как к одной, так и к другой. Противоестественное и антикультурное в человеке - лишь две стороны искажения (разрушения) человеческой сущности. При этом дикари 21 века пользуются всем арсеналом благ цивилизации, созданных не ими.

*****

Зайду-ка в зум, чтоб в белом фраке изумлять народы. Искусство в том, чтоб не забыть под фрак трусы! Зачем? А на поклоны вдруг привстать придется?

*****

Ослик ИИ. В нем вся печаль по поводу ограничений своего создателя, не технико-технологических, а антропологических, о которых тот порой не подозревает. И боится грустного ослика, если тот выйдет из-под контроля, а не неоседланного осла в себе.

*****

От природы homo sapiens – беспомощное инвалидное существо. Не способное выжить и прожить без сложнейшей системы протезов культуры и цивилизации. Творцы этой системы – гении, масса пользователей зачастую так и остается инвалидной, хотя благодаря творцам порой чувствует себя венцом творения.

Голая рука – ничто, рука с орудием – все, таков смысл формулы Френсиса Бэкона. Рука - «орудие орудий», как сказал Гегель. Даже просто собраться в кулак она не смогла бы, не будь в ней камня или палки на протяжении тысячелетий. Руки человека так бы и остались плетьми, беспомощно и бессмысленно повисшими по бокам, как заметил мой учитель философ Феликс Михайлов. Именно человеческая рука, а не конечность обезьяны с гранатой. Рука, которая умеет не только схватить камень, чтобы размозжить им череп ближнего, но и построить из другого камня дом, нанести на каменную стену первое художественное изображение, обнять любимую, погладить по голове ребенка. Только тогда она – «орудие орудий».

*****

«Вам звОнят С Москвы! Сверху... Простите, С Верху» - «???» - «По вам звОним о том, что скоро упадем С гор. С наших гористых островов, с Кубы, с Кубани и с самой Москвы. Проверочное слово - звОн и образованные С него слова. А также колокОл, дырокОл и ледокОл. В горах много дыр (пещер) и льда!».

*****

«Собаки лают - караван идёт». Вообще, по шкале интеллекта, лающие стоят выше жующих и плюющихся. А на верблюдах люди, которые заменяют верблюдам головы. Верблюди. Быть головой верблюда - это, конечно, почётно. Но собаки этого не знают, хотя умнее. Оттого и лают. Для них караван - просто идущее по линейке стадо с лишним горбом на спине.

*****

Нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга в книге «"Номо ludens" («Человек играющий») рассматривал культуру, культурную жизнь как своего рода игру с правилами. Там, где правила нарушаются, замечал он, гибнет культура. Многих в концепции Хейзинги, по понятным причинам, привлекает «игра», а не «правила». Но сейчас не об этом.

Правила, нормы историчны, как и формы их нарушения, которое будет всегда, пока есть нормы, а значит - покуда существует культура. Ее самоотрицание в ней же, а не в сторонних варварах. Как говорится, диалектика. Диалектическая плата за культуру, увы.

Мы даже не подозреваем, сколько норм разрушили, двигаясь вперёд в истории. Чем-то можно и нужно было поступиться. С точки зрения дикарей-каннибалов, мы со своими запретами - сущий ад (знай они, что это такое, - мы не только знаем, организовать умеем прямо здесь, без помощи инфернальных сил). Есть плоть - их священная норма, но не наша. Просто есть, «заедать жизнь» – пожалуйста, а не ради поглощения добродетелей себе подобных или укрепления сакрального родства через пищеварение. Воскресни все предки, те, что подревнее, - они нам, нарушителям-разрушителям, «спасибо» не сказали бы. И, тем более, не съели бы нас из лучших чувств.

Но, к счастью, есть человек, не «луденс», просто человек, который знает, чем заведомо нельзя поступаться и не поступится. Потому что, если он, как утверждают, ещё и старый добрый sарiеns, то переплавил в своем разуме исторический опыт в коллективную совесть (со-весть) человечества. Пусть в лице отдельных людей, которых мы называем «личностями».

*****

Мысль бывает только первой свежести. Первой и последней. Свежесть – вот что должно быть девизом всякого мыслящего.

*****

Мыслить в соответствии с чьими-то планами и сроками их выполнения – это бред. И в качестве процесса, и в качестве результата. Мысль ограничена только временем – временем самой мысли.

ТК B.K. «Человеческое в человеке»

Метки: из-Мышления, экспрессии-импрессии, Блоготоврцы и блоготворения, Виртуазности

Спасибо за нейросеточку

false


Каким меня увидела нейросеть руками Арины Игнатович. Особая благодарность за шевелюру, коей никогда не был силен. А такую можно даже под сеточкой уложить!:) Ну и, конечно же, спасибо за любимый почти викторианский стиль.

Метки: Дары, Виртуазности, Цеховое братство, граждане моего сердца, осебятина

Уделите полчаса для развития науки

false

Кадр из клипа группы Queen 'Radio Gaga'


Дорогие друзья!

Приглашаем принять участие в научном психологическом исследовании, направленном на изучение особенностей ценностно-смысловой сферы у различных социальных групп.

Для участия необходимо заполнить анонимный онлайн-опросник, состоящий из 6 блоков. Время заполнения составляет примерно 20–30 минут.

Ваш вклад поможет расширить знания в этой области и будет использован в научно-исследовательской работе в обобщенном виде.

Отвечайте так, как считаете нужным. Не старайтесь выбрать «правильный» вариант ответа.

Благодарим за участие!

Опросник: https://forms.yandex.ru/u/681e6926068ff06579c9d303/


Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор

Марина Рыбакова,
магистр, практический психолог

Метки: сообщения-обращения, УНИИвера, немножко психологии

Сманифестилось

false


Пролетарии всех стран, не стесняйтесь! Соединяйтесь! И не извиняйтесь!


Сманифестилось в телеграм-канале "О человеческом в человеке"

Метки: экспрессии-импресссии, ИМХОризмы, Блоготворцы и блоготворения, Виртуазности

Луч от лика друга

false

Художник Джим Дейли, 1991 г.


9.06.2025

Сегодня друзья во многих странах мира, включая Россию, отмечают Международный день друзей. «Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его», писал Николай Гумилев.

Если любить – означает, по словам Экзюпери, смотреть в одном направлении, то дружить – значит думать в одном направлении. Ни в коем случае не одинаково. Мысль исключает одинаковость.

Там, где одинаковость, там одиночество. Там, где одиночество, там нет дружбы. Даже в любви может переживаться одиночество, порой остро, драматично, трагично. В дружбе – никогда.

Любящие видят в глазах друг друга мир – поэтому и смотрят в одном направлении. Любовь – это разделенный внутренний взор, обращенный на мир. А дружба – разделенная мысль о чем-то главном в этом мире, когда «истина» и «друг» равновесны, ибо совпадают. Друзья не бывают «не истинными». Стало быть, и «истина мира» где-то рядом. Дружба с истиной возможна. Как и любовь к ней. Взаимная – если повезет.

false


«Думать в одном направлении». На этом фото великие (во всех отношениях) друзья – психолог Василий Васильевич Давыдов и философ Эвальд Васильевич Ильенков, мои учителя. Склонный к грусти Ильенков часто начинал тосковать: «Где же мой Вася?». И «его Вася» вскоре являлся, «мировым лучом», и уходили все тени.

Дружба – в отличие от любви – не бывает «неудобной». Да и дружеская любовь – тоже. Порой дружба примиряет даже самое непримиримое – поссорившихся влюбленных! Дружба – это не только круглосуточно, как говорил Михаил Светлов, но и повышенно комфортно. Это, когда кто-то постоянно думает о вас, о том, каково будет вам, специально не задумываясь. А иногда и не подозревая, что думает. Но вы-то чувствуете...

У меня есть трое друзей со стажем дружбы почти в жизнь, все они со мной, и именно такие.Одного из них зовут Женя, Евгений Викторович, он профессионал-строитель, строитель Лубаня (это китайский бог строительства). В постарше дружбы и Женьки на три месяца. 64 года назад, летом 1961 года мы впервые встретились на даче, в Ашукино и сразу подружились. Скорее, нас «встретили» и «подружили» – на колясках. Так или иначе, знаем мы друг друга раньше, чем помним себя.

За это время мы ни разу не ссорились. Даже тогда, когда я, один раз, по неумению (или, все-таки, из-за озорства, может, детского любопытства, наехал на маленького Женю под тополями у наших домов на своей педальной машинке. Мне до сих пор перед ним неловко. Я часто вспоминаю этот случай, а Женька всякий раз великодушно прощает. Прощает – и идет на помощь, как только позову. А бывает, и сам приходит (мы живем через забор) – проверить, не нужно ли бежать. Это и есть дружба.


false

«Дружба начинается с улыбки». Фото: dzen.ru


И мой совет: чаще произносите слово «друг».

На это слово-зов к вам придут лучшие люди этого мира. Все те, кого вы всегда ждете.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Метки: праздни, Человеческое в человеке, граждане моего сердца, В.В.Давыдов, медиа, колонка в Вестях образования

Памяти Человека летающего


false



Летать — это ведь не просто хлопать крыльями, таскаясь туда-сюда, как москит какой-то! Неужели они ни на секунду не задумываются о том, какие перспективы откроются перед ними, если они научатся летать по-настоящему?

Ричард Бах, писатель, мыслитель, летчик

В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать даже самому себе.
Из отчетов летчиков-респондентов В.А.Пономаренко
В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать даже самому себе.
Из отчетов летчиков-респондентов В.А.Пономаренко

3 июня на 93 году жизни ушел Владимир Александрович Пономаренко, врач и психолог, академик Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы, главный научный сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра авиационной, космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС Минобороны России (в прошлом – начальник этого Центра, тогда Института авиационной и космической медицины), профессор кафедры восстановительной медицины, реабилитации и курортологии Института профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, главный редактор журнала «Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике».

Он был из тех, кто не ходил – летал. В том числе, буквально: не будучи летчиком, имел опыт преодоления звукового барьера во второй кабине сверхзвукового истребителя, который удивительно описал. Опыт ощущений человека на вершине и за пределами. В.А.Пономаренко ввел термин «Человек летающий» для обозначения людей летной профессии, которых он называл «небожителями». В его трудах, содержащих тончайший, филигранный психологический и психофизиологический анализ с применением сложных аппаратурных методик, звучит Гимн небу и его гражданам. Блистательный стилист, с суровой научной прозы он переходил практически на поэзию.

Он ставил вопрос: «Есть ли Бог в душе летчика?». И отвечал на него утвердительно. Встретиться с Ним может именно летчик. Но не на небесах, а внутри, когда поднялся в небеса. В какой-то непостижимый миг, хотя условия встречи примерно ясны. В.А.Пономаренко приводит отчеты «небожителей», - они об этом пишут.

Любой профессионал – это редкое совпадение собственно профессиональных, личностных и духовных вершин. У летчика оно выражено еще и пространственно. Поэтому летный труд В.А. Пономаренко рассматривал как модель всякого профессионализма, в котором нет места бездуховности, безнравственности и бездарности. Летчик – это ответственный дар духа, а не сумма компетенций.

Два штриха.

Первый. Мой покойный друг Михаил Юрьевич Кондратьев баллотировался в члены-корреспонденты Российской академии образования. В момент атаки на его научного руководителя А.В.Петровского. Михаил открыто занимал сторону учителя. У А.В.Петровского с В.А.Пономаренко были непростые отношения, хотя конфронтации не было. Владимир Александрович подошел к Мише и сказал: «Я буду голосовать за тебя, потому что учителей не предают». Его голос оказался решающим.

Второй. В бытность директором Института дошкольного образования и семейного воспитания той же Академии мне не раз доводилось докладывать на заседаниях Президиума о наших исследованиях. Всякий раз выступал Владимир Александрович и всякий раз демонстрировал поразительно тонкое понимание проблем детства. Человек летающий эмпатийно чувствовал детей, - они ведь тоже летают… 
… И восхищался работами Александра Владимировича Запорожца.

И еще один штрих. Многие годы генерал Пономаренко возглавлял Государственную комиссию по расследованию обстоятельств авиационных катастроф. О том, что видел и знал он, можно только догадываться. В своих открытых отчетах (в общедоступных публикациях) он описывал далеко не все, хотя кое-о-чем можно прочитать в его удивительной книге «Страна Авиация. Черное и белое». И был уверен в том, что никакого отдельного «человеческого фактора» не существует. Он придерживался формулы основоположника советской психотехники Соломона Геллерштейна: ошибка – это результат «экстремальной встречи» человека с собственной профессией. И еще один штрих. Многие годы генерал Пономаренко возглавлял Государственную комиссию по расследованию обстоятельств авиационных катастроф. О том, что видел и знал он, можно только догадываться. В своих открытых отчетах (в научных публикациях) он описывал далеко не все. И был уверен в том, что никакого отдельного «человеческого фактора» не существует. Он придерживался формулы основоположника советской психотехники Соломона Геллерштейна: ошибка – это результат «экстремальной встречи» человека с собственной профессией. С профессией – значит, с личностью. Недаром его коллегу и друга знаменитого психолога космоса Федора Дмитриевича Горбова интересовала проблема «Я – второе Я», которой он посвятил книгу.

Владимир Александрович ушел в свои небеса, получил «вечную прописку» Небожителя. Но таким, Человеком летающим, он был и в жизни, во всем.

Он был и остается в вечном полете, вдохновляя и окрыляя других.

Солнечное июньское небо улыбается его неподражаемой улыбкой.

Метки: уходящая натура, граждане моего сердца

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу