Через полгода весна
Не закрытая за ушедшим летом калитка. А чего закрывать - через полгода весна...
Метки: У дачи и внутри, открытия сезона, экспрессии-импресссии
Сочинение - "работа воображения"
Метки: Педагог-и-Я
Задержки в развитии пацана
Метки: уровень бреда
Яблоко, притянутое силой мысли
Ньютон получил яблоком по голове (согласно «школьной» легенде, выдуманной то ли самим Ньютоном для племянницы, то ли родным братом, то ли Вольтером), потому что буквально притянул его «силой мысли», думая о чем-то большем. С такой грандиозной «силой» можно было бы обтрясти все яблони на свете, и не только. Правда, это упражнение не прибавило «силы мысли». Бессильные умом в таких случаях думают только о яблоках, причем плохо думают.
Метки: ИМХОризмы, У дачи и внутри
Утренняя звезда октября
Первый день октября совпадает с Всемирным днем музыкии днем рождения солистки группы Shocking Blue Маришки Вереш. В этом году ей исполнилось бы 78 лет.
Маришка родилась в Гааге в семье цыганского музыканта Лайоша Вереша, уроженца Венгрии, под именем Мария Элизабет Эндер. Имя и фамилию она унаследовала от мамы Марии Эндер русско-французского происхождения, которая была родом из Германии. Папа играл на скрипке и руководил небольшим цыганским оркестром, куда привлек дочерей: Илонку – играть на фортепьяно, а Маришку – петь. Маришка не связывала свою судьбу с музыкой, она хорошо рисовал и мечтала о карьере дизайнера. Но на дворе стояли 60-е, и она стала вокалисткой одного из гаагских ансамблей.
Однажды на пати в честь Golden Earning, первой голландской команды, снискавшей всемирную рок-н-ролльную славу, она повстречала гитариста начинающей группы Shocking Blue гитариста Робби ван Леувена, который пригласил ее попеть в ансамбль. Именно с Маришкой Shocking Blue стали второй голландской командой, вошедшей в пантеон рок-классиков далеко с не одной песней, о которой речь пойдет ниже.
Чистая, чувствительная, мечтательная, хорошо воспитанная Маришка сразу отвергла рок-н-ролльный образ жизни: она никогда не принимала алкоголя и наркотиков, не курила, сразу уходила домой после концертов и репетиций, с коллегами и фанатами за пределами сцены и студии держалась на расстоянии, любила кошек.
Но о песне. 970-й, точнее 1969-й…
Берем «голову» (рифф, который чуть-чуть изменяем) песни гремевшей тогда во всех смыслах группы The Who – мощного хвоста первого «британского нашествия» - ‘Pinball Wizard’. Благо, она в том же 1969-м была записана в качестве ключевой темы рок-оперы ‘Tommy’.
Далее спускаемся на 6 лет, в 1963-й: пристраиваем «туловище» - целиком композицию ‘The Banjo Song’ куда менее известного и уже давно подзабытого американского фолк-трио The Big 3 (оно промелькнуло в музистории, впустив всего 2 альбома). И даже крик «туловища» не забываем воспроизвести там, где нужно.
А еще лучше подойдет ‘Oh Susannah’ в переработке признанного рок-мэтра из Торонто Нила Янга. Правда, он предпринял ее уже в 2012 г. на альбоме ‘Americana’, где она стоит заглавной. Правда, Янг избрал для старта своей пластинки песню, которая была издана в 1843 г., получила статус народной и неоднократно перепевалась. Собственно, она же скопировна и в виде ‘The Banjo Song’.
И, в итоге, получаем эвергрин, рок-н-ролльный гимн Венере.
Все просто, можете попробовать сами. Только вначале уберите автора и гитариста Робби ван Леувена и вокалистку Маришку Вереш. Не все же за вас делать! Как в советском анекдоте про занятия в военном училище: "Что вы все, товарищи курсанты, справшиваете, как это, товарищ полковник, а как то? Ведь когда война начнется товарища полковника с вами не будет, нет, не будет!".
А утренняя звезда Shocking Blue (хотя песня одновременно про девушку, от имени которой и поет Маришка) - ‘Venus’ – осветила мировой небосклон с первой позиции Billboard Hot 100 55 лет назад еще в начале февраля 1970 г. (записана на сингле в 1969-м). Свет ее добил и до просторов советской страны, где она получила имя «Шизгара» - так расслышали припев: ‘She's got it. Yeah, baby, she's got it’.
О ее популярности в СССР свидетельствует уже скромный факт из моей биографии. Эта была первая песня, которую я (видимо, не один я) разучил на гитаре около 50 лет назад. Солнце, которое взошло над домом, пропустило вперед Венеру: ‘The House Of The Rising Sun’ я выучил следующим.
Судя по всему, и канадец Нил Янг, превращая старинную фолк-песню в рокн-ролльный боевик, ориентировался на голландский стандарт.
Маришка и Shocking Blue просто сделали из хорошей песни великую, неумолкающую в веках, буквально. (То жесамое проделали Animals с ‘The House Of The Rising Sun’, песней, которую пели, как минимум еще в 19 веке, хотя есть предположение и более ранних корнях.) И не утихает спинной ветерок при тысяче первой прослушке. Как и магия голоса, глаз, движений скромной домашней девочки из Гааги.
Метки: открытия сезона, праздни, ПреКрасные даты, Муз-ON, песни типа Yesterday
Родина там, где хочется взлететь, а не там, где упасть
Метки: У дачи и внутри, экспрессии-импрессии, природственное, ИМХОризмы
Открывший «Белую дверь». Памяти Юрия Чернавского
Ушел композитор Юрий Александрович Чернавский, один из первооткрывателей в поп-музыке.
Все 7 нот известны, все стили и жанры укоренились, все великие (на данный момент) песни написаны. Но музыка продолжает держаться на первооткрывателях, продолжает звучать их силами: неважно, будет ли это консерваторский маэстро, уличный музыкант или степной акын. Музыка существует только в первозданном виде, в первозданном дыхании творца звука, поймав которое, уже нельзя дышать иначе. Таким был Юрий Чернавский.
Создавая песню, он всегда думал, как заново состояться в ней исполнителю неожиданно для самого исполнителя.
Вот он (вместе с другим первооткрывателем Леонидом Дербеневым написано лучшее) и рисовал свои «Белые двери», за которые могла заглянуть и удивиться Алла Борисовна. Или «Зурбаганы» - в их снах открывали себя подросток Владимир Пресняков, а с ним и его сверстники из 80-х. Для этого Мастер научил его еще танцевать брейк и петь фальцетом. И в общем - петь, по большому счету: недаром знаменитые папа и мама для продолжения дела передали сына в его руки, как это принято в династиях.
И тут вопрос: Чернавский подхватил молодежное движение или, наоборот, продвинул его в молодежь через Володю Преснякова? Так и в остальном.
Именно Чернавский придумал мальчика Бананана для магнитоальбома «Банановые острова» (1982), а Сергей Соловьев лишь позаимствовал его образ в фильме «Асса», который вначале должен был называться «Здравствуй, мальчик Бананан!». В отличие от фильма, альбому, к слову, продвигался с трудностями, не говоря уже о возможностях официального издания. Но Чернавский всегда верил в будущность того, что делал и заражал этой верой тех, кого вовлек в исполнение своей мечты. Независимо от масштаба проекта, а он творил именно проектами.
К чему бы ни прикасался Юрий Чернавский (джаз, рок, поп, электроника и пр.), это начинало звучать по-новому и неподражаемо «по-чернавски». Не все это сразу понимали, но в какой-то момент осознавали себя, как вспоминала Алла Пугачева, попавшими в короткие штанишки Чернавского, который он уже перерос, стремясь в какие-то свое неизведанное. Дорогого стоит это воспоминание. Чернавский был наставником и для выдающихся взрослых, и для детей. Продюсирование переплеталось у него с педагогикой.
Он вовлекает в круг своих музыкальных поисков (продолжая их по всему миру, где бы ни жил) талантливых начинающих и при этом сотрудничает с теми, кто достиг всемирных и бесспорных вершин в музыке – джазовой певицей Дайон Уорвик (теткой Уитни Хьюстон) и Джермейном Джексоном из легендарного семейного клана.
Перу Юрия Чернавского принадлежит около двух сотен песен. Большинство из них написано для «закрытых помещений» - от комнаты до дворца спорта. Но есть и песни, которые звучали и изо всех форточек – как например, «Маргарита» в 80-х. В фантастическом стилевом разнообразии всегда угадывался Автор.
Послушаем часть «Золотой коллекции» Юрия Чернавского.
Пусть пока не видно трещинки нигде,
И нигде на свете нет стены прочней,
Но час придёт, придёт и день, чуть дрогнув в этот час и день,
Белая, белая дверь вдруг откроется в ней.
Метки: уходящая натура, Муз-ON
«Потребность в порядке»: Фет – Толстому, Толстой – Фету
Под видом цитаты в Сети уже не первый год гуляет вот такое «признание» Афанасия Фета другу Льву Толстому:
Все чинно, даже год написания письма указан. «Редакция» цитаты замечательная: написано и соединено, органично. Но гений русской лирики, соперничество которого Пушкину допускал Некрасов, 16 апреля 1878 года писал Толстому в Ясную Поляну из своей усадьбы в Будановке буквально следующее:
"Ах! как бы это было хорошо. Но, к сожаленью, этого далеко нет. У меня есть потребность порядка. Дайте мне щей с говядиной, творогу со сливками, душистого кофею, и я не попрошу ничего более. Но чтобы это было хорошо. Кажется, на что проще? а как трудно этого добиться.
Я люблю, чтобы лошади, собаки, коровы, экипаж соответствовали своему названью. Легко ли это, да еще у нас в России, где никто не подумает, можно ли тонкой серебряной ложкой доставать крутую кашу из горшка, не прогнув ложки. Вот теперь я обнес парк оградой, а народ становится ногами на засов и лезет через палисадины. Поставили сторожа у ворот и поймали его с женой, готовых пройти в охраняемые вороты. С другой стороны: мы сердимся, зачем он выливает тут нечистую воду, а дали ли ему, куда ее выливать? В Европе, где чисто, все это прилажено и близко".
А ниже речь идет о стихах, как, впрочем, и выше.
Совсем иной смысл, пусть и с утратой иронии сетевой «цитаты» 21 века.
Впрочем, Фет великодушен и к шалостям потомков:
Господь велик! он старость успокоил.
Гуляйте, детки, тешьтесь в добрый час!
И милосердный милость тем удвоил,
Что взрослыми мы не увидим вас.
И все-таки, прежде всего – «потребность порядка». Если уж очень хочется побыть Фетом. Хотя бы в прозе. Но для начала полезно прочитать стихотворные строчки Льва Толстого:
Как стыдно луку перед розой,
Хотя стыда причины нет,
Так стыдно нам ответить прозой
На вызов Ваш, любезный Фет…
Метки: безумие поэтов, проза ветров, ВеЛичности
Педагогика счастья, радости, развития и любви
Сегодня вместе с коллегами, отмечающими День воспитателя и всех работников дошкольного образования, особо поздравляем всех, кто делает и читает журнал «Обруч», которому в этом году исполнилось 30 лет.
Предлагаем вашему вниманию статью Владимира Кудрявцева, открывающую свежий «юбилейный» номер «Обруча» (2025. № 3).
Метки: сообщения-обращения, праздни, ПреКрасные даты, детворения, немножко психологии, Педагог-и-Я, Обруч, tovievich.ru
Не стесняйтесь и не бойтесь жить
Одна замечательная исследовательница, классик педагогики раннего детства, блестящий знаток возрастной физиологии говорила молодым мужчинам, коллегам по институту (все они потом тоже стали классиками), в моменты, когда те слишком глубоко надышались своей молодостью:
- Ребята, не стесняйтесь, блюйте. Пока блюешь – живешь!
Это известно: один из симптомов тяжелой формы алкогольной зависимости – отсутствие тошноты и рвоты при передозировках.
Многое несовместимое с жизнью выводится через естественные отверстия еще до вмешательства врача.
Так или этак – пора начинать жить. Не стесняйтесь и не бойтесь жить.
Метки: экспрессии-импрессии
Санкт-Петербург – Петроград, далее тупик
101 год назад один из самых бездарных, импульсивных и бессмысленно кровавых русских монархов Николай II велел переименовать Санкт-Петербург в Петроград. Царь страдал не только алкоголизмом, но и квасным патриотизмом, а также массой других «измов».
Не без удовольствия заносит записи в дневник, наподобие этой: «Объехав все столовые низших чинов и порядочно нагрузившись водкой, доехал до офицерского собрания». Тем не менее, именно он ввел (не для себя) сухой закон в 1914 г., когда началась война с Германией. Тогда он и заявил: кончилась немецкая полоса в русской истории. Это было особо забавно, если учесть немецкую составляющую крови Романовых. Впору писать труд «Рюриковичи, Романовы. Невероятные приключения иностранцев в России».
Даже Сергей Юльевич Витте пытался его вразумить: вы что, батюшка, это же Петр Великий городу имя дал! Но что Витте - по отцу он наполовину немец, да еще и с примесью по матери крови белорусских евреев Шафировых, самого знаменитого из которых – Петра Павловича Петр Великий произвел в бароны и сделал вице-канцлером. Хотя Витте сделал для России больше, чем многие русские на обе «чистопородные» половины. Путешествуя по железным дорогам, мы до сих пользуемся плодами его трудов вплоть до металлических подстаканников, а Витте нет уже 100 лет. Как нет ни одного поезда его имени.
А Петр дал городу вовсе не свое имя, а имя своего небесного покровителя - Святого Петра, отсюда и «Санкт». Петр, как к нему ни относись, начал строить российскую цивилизацию с окна, которую он порубил в Европу. Т.е. по сути, - к корням: предки всех славян - европейцы по происхождению. Подобным образом, с прорубки «окон» с глухих стенах начинались многие государства - читайте «Постижение истории» Арнольда Тойнби.
А Николай разваливал Россию, втягивая в бессмысленные и, в итоге, бездарно проигранные войны, начиная с Японской, сгущал внутри нее депрессивно-репрессивную затхлость, доверял только мракобесным попам, охранке и проходимцам, притормозил могучий рывок российского капитализма, впустил в политику всякую муть при довольно сильном составе правительства (тот же Витте).
Вот эпизод. Россия Первую мировую, фактически не проиграла: ни один вражеский сапог не ступил на исконно русские земли. Ставка верховного главнокомандующего располагалась в Бобруйске, это нынешняя Могилевская область на востоке Беларуси. Линяя фронта километров на 500 западнее. Царь любил наведаться в ставку, чтобы нарциссичино погарцевать перед солдатами и офицерами на коне, толкнуть пару-тройку пустых речей за державу (архивные записи оцифрованы, вы можете послушать их в Сети). Ему было глубоко наплевать, что творится в его стране.
А в стране в 1914 г. случился голод. Официальная версия: неурожай. Это было враньеем. Как раз в этом году в России был получен один из лучших урожаев за последние годы. Проблема голода носила логистический характер. Хлеб вырастили, а ввести и развести - не хватало путей. Страна была опутана сетью железных дорог, но, в основном, это были одноколейки. И вот, пока царь предавался державному словоблудию в Бобруйске, в Москве собралась группа ведущих предпринимателей и приняла решение построить на собственные средства дополнительные пути. Что и было сделано в кратчайшие сроки, а проблема голода - решена.
А царь с попами все так бы и молился за Россию, которую стоило бы отпевать благодаря его правлению. Советский анекдот о том, что Хрущев посмертно присвоил Николую II звание Героя Советского Союза за создание революционной ситуации в России был правдив. Конечно, Николай выразил лишь обреченность русской монархии, поезд которой несся в тупик истории.
Больше ничем петроградский царь не прославился. А судьба царской семьи, которую он разделил, оказалась трагичной по его вине. Если в Санкт-Петербурге, началась «великая Россия» Петра, то в Петрограде она бесславно кончилась, так толком и не пройдя путь своего становления. Становление ее величия ушло в литературу, художественную культуру и попытки экономической модернизации после реформы 1861 года до начала 20 века, неслучайно связанные с меценатством в сфере искусства.
ТК «Человеческое в человеке»
Метки: испытания историей, ПолитЭССЫ, Блоготворцы и блоготворения
Первые звезды поэта. К дню рождения Владимира Мялина
И мне поверь: я не рожден пиитом
И не витаю в неземных просторах, -
Как жил, так и пишу о пережитом…
Циприан Норвид
Сегодня День Рождения моего друга – поэта Владимира Мялина, с которым мы бредем вместе по дорожке жизни уже 56 лет. Трамплином для нас стала зимняя горка во дворе на Большой Черкизовской, где мы принимались второклассниками сочинять свои безумные миры, после чего благополучно съезжали на картонке в этот, лучший из миров. И он становился еще лучше. Эта «езда в незнаемое» у Володи стала поэзией, а у меня – наукой.
Володя любит Блока еще со времен наших общих «черкизовских» времен (он по-прежнему живет в Черкизово с окнами на тот дворик), а я люблю, - и в этом не одинок, - Володю как поэта и, конечно, как друга.
Что за чудо! Сгораю я в общем огне;
Рядом – Пушкин, Гомер и Овидий.
И тихонько Попов улыбается мне,
И сквозь пламя тоску мою видит.
Что за чудо! Живу, не сгорая горю,
Что за сон передутренний это?
И ко сну отхожу, и встречаю зарю,
Где, как первые звёзды – поэты.
Мои любимые и где-то близкие (мне-то точно во всем!) поэты – Циприан Норвид и Владимир Мялин родились в один день.
Его слова порой печальны, как писал о своих стихах Лермонтов, но его печаль по-лермонтовски светла и, я бы сказал, необыкновенно тепла. Как наше детство, как и те, кто был рядом с нами. И остается благодаря стихам Володи, где биография волшебно превращается в историю, по которой он легко странствует не как турист.
Кто-то сказал, что история переносится на кончиках пальцев. Можно добавить: и на острие легких поэтических перьев, если их сжимают эти пальцы. Переносится не дух, а душа истории, которая всякий раз неповторимо вдыхается в наши биографии, в наши лучшие времена. Поэты все это пишут не меньше, чем мы сами. А Володя Мялин, несомненно, соавтор моей жизни. Он написал про нас:
Два подростка, два орешка,
Но под разной скорлупой,
Не смогли сдержать усмешку,
Над седою головой.
Орешки и скорлупки разные, а усмешка одна, да и голова, во многом. И седина.
Долгих светлых и воздушных поэтических прогулок (о, прогулки – это наше особое с детства!) и в тенденции – запаса «световых лет» для этого! Пусть длится наша Большая Черкизовская Магистраль чудес! Она продолжение моей, когда-то почти твоей Краснопрудной… Мы ведь и родились рядом, нас возили и водили в одну детскую поликлинику, возможно, мы даже виделись. Только два Володи, один с Ольховки, другой с Русаковки, об этом не знали. Узнали, встретившись на Преображенке. И на всю жизнь, хотя один вернулся в свой район, а другой в своем остался.
Пусть снова зажигаются твои первые звезды поэта!
С Днем Рождения!
Твой
Володя Кудрявцев
Страничка Владимира Мялина на портале Стихи.ру - откройте, если еще не открыли.
Метки: новые люди, граждане моего сердца, Владимир Мялин, безумие поэтов
Веление души
Человек - это единственное существо, которое способно страдать без боли. И радоваться от одной мысли, что кто-то важный для тебя существует. Возможно, он научил этому самых своих близких друзей, например, собак. Во всяком случае, не все в их взаимоотношениях можно объяснить природной собачьей привязанностью, которая в среде людей вырастает из древних стайных инстинктов .
Федор Решетников именно это стремится показать, а не очередную "двойку". Мама в тягостной печали, сестра (наверняка, отличница) осуждает, младший брат, возможно, слегка злорадствует ("Ага, влип!"). И только собака рада другу, который для нее совсем не двоечник. Он снова домой пришел! - это главное. Опять будем играть, резвиться - они чего, не понимают? Может, не он ее кормит и выгуливает. Она-то выбрала без всяких условий его. Этот выбор можно называть "велением души", которое угадывается и в вилянии хвоста! Очень напоминает щеловановский комплекс оживления у младенцев. Собаке ничего от мальчишки не надо просто друг вернулся. Это и есть душа.
Душа - это психика без корысти. И даже у собаки такая психика есть, во всяком случае, бывает. А душа - это психологические ворота личности.
Метки: Человеческое в человеке, братья анималые, живокисть, детворения, немножко психологии
Почему музыка не дает повода для ностальгии
В плане встречи с музыкой я принадлежу к удивительному поколению. Я начал ее слушать, а потом и любительски поигрывать, тогда, когда уже все, на чем будут воспитаны мои уши, уже написали и записали. Битлы распались несколько лет назад. Это были 74-75 годы. Рок-н-ролл уже возлежал на одре. Какие-то слабенькие остаточные рефлексы жизни пробивались примерно до 77-78 включительно. А дальше уже чувствовалось дыхание 80-х, которые, по идее, и должны были стать периодом моего музыкального возмужания, но не стали. Панк, постпанк, новая волна, электронные расчёски, унисексуальные рокеры с залаченной лепниной на головах - все это было уже не моим. Мне ближе, скорее, 90-е с их возвращением к живому гитарному звуку и внятным выразительным пением... А тогда в 70-х мне, школяру, мне предстояло заново открыть все, начиная с 50-х. У кого рок-н-ролл был мертв, а у меня, в моих растущих ушах он рождался, развивался, нагуливал свое классическое великолепие. С возрастом я начал спускаться ниже, в 40-е, 30-е, даже в "свингующие 20-е", в тогдашний блюз и джаз. И зрелые уши раскрылись на такое, чего им никогда не охватить!
Музыка не дает повода для ностальгии, только для восхищения и вдохновения талантом, который, как известно, всегда нов. Старым можешь быть только ты, но всегда есть шанс помолодеть до двадцатых...
ТК МузОбраз Владимира Кудрявцева
Метки: Муз-ON, Блоготворцы и блоготворения, МузОбраз
Глупое чувство умных людей
Ашукино, 17.08.2024
Любовь - это глупое чувство, к которому способны умные люди. Дураки не любят (только самих себя), они слишком серьезны, чтобы совершать глупости, т.е. творить безрассудства. Но ведь противоположность рассудка - не дурость. Они хорошо уживаются: дураки складно рассуждают и, особенно, судят - обо всем и обо всех. Причем - окончательно. Обжалованию, как говорится, не подлежит. Противоположность рассудка - разум. А он не застрахован от глупостей, хотя бы из молодой влюбленности в коварную, кипящую противоречиями и играющую парадоксами истину.
Метки: ИМХОризмы, любовь добра, У дачи и внутри
Мы всего лишь энтомологи...
Мы всего лишь энтомологи, которые изучают тараканов в головах. Но иногда и бабочек-Психей. И как дивно на психологической душе становится, когда нам начинает казаться, что мы же их и выращиваем из гусениц!
Метки: ИМХОризмы, немножко психологии, У дачи и внутри
Чему мы учимся друг у друга. Разговор с Вадимом Петровским
14.08.2025
75 — говорят, «красивая дата». Но я не силен в нумерологической эстетике. Одно знаю точно: дата обозначает юбилей человека красивой мысли — моего друга Вадима Артуровича Петровского. Просто красивого Человека, коль он существо мыслящее. Мыслящее и улыбающееся. Все, что мы делаем в науке, обронил как-то серьезный мыслитель и ученый-полигстор Готфрид Лейбниц, делается для радости, для веселия. А другой философский гений, Эвальд Ильенков, написал: личность дарит другим естественную радость. Умножать печали, в том числе через познания, может всякий (порой уже своим подходом к познанию). Так, как улыбается Вадим (и в текстах!), мало кто умеет. Да, пожалуй, и мыслить (не только в текстах!). И дарит удивительную радость в мысли, в улыбке — друзьям, коллегам, ученикам. И свою красоту.
Однажды он подарил мне строки (позволю себе процитировать):
1. Мы, в земноводной суете,
не думаем о высоте:
не часто нас влечет сюрприз
вдруг, оступившись, рухнуть вниз.
Так отчего ж, друзья, играя,
мы все же достигаем края,
и даже тянет нас за край?
Всё — ты,
the catcher in the rye*.
Ведь знаем твердо: там, где ты,
не страшно падать с высоты
2. И зябко, и зыбко
в пространстве пустом.
А если б — Улыбка,
а Слово — потом?
(и мне Володя — в ответ:
«Слово — дитя улыбки»).
О чем речь? Вадим Петровский однажды высказал идею о том, что улыбка — это своего рода возвращенный дар. Мы не раз обсуждали ее с ним. Поначалу маленький ребенок «улыбается» непроизвольно, можно сказать, «самопроизвольно». Это, говоря словами Гегеля, еще «улыбка в себе», но не «улыбка для другого» (щеловановский «комплекс оживления» возникнет чуть позже) и уж тем более не «улыбка для себя». Но взрослый прочитывает в «моторике мелких мышц лица» малыша человеческую экспрессию — улыбку и как бы подхватывает ее, улыбаясь в ответ. Улыбка возвращается малышу… Улыбка — это пропуск во внутренний мир человека, который он выдает другим людям. С разными степенями доступа. Иногда — разовый, иногда — постоянный. Трудно сказать, насколько достоверна статистика, но гласит она о том, что в среднем ребенок улыбается 400 раз в день, тогда как взрослый — всего 17. И все же, «скупой» на улыбку взрослый дарит ее первым.
Разве мы не знали об этом с детства, со слов Михаила Пляцковского из известной песенки в известном мультике:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Улыбка — не просто выражение открытой Вадимом Петровским «отраженной субъектности», это форма ее жизни в живых людях, которую они дарят друг другу, часто при первой встрече.
В улыбке Джоконды, писал мой учитель Василий Васильевич Давыдов, продолжают жить эмоции Леонардо. И не только виртуально — в наших с вами реальных переживаниях. Мы пять столетий «всем миром» бьемся над загадкой этой улыбки, пытаемся расшифровать ее как символ и в этом не столько приближаемся к разгадке, сколько сближаемся друг с другом. А это уже новая тема Вадима — трансвитальность (о ней же и Давыдов, и Ильенков, но другими, более привычными словами). С субъектностью через улыбку, через радость, через мысль передается жизнь. В этом же себя жизнь воспроизводит. В этом же дарит себя другим. Бессмертная человеческая жизнь. Иная — смертна. Потому что не знает улыбки, радости, мысли. Красоты, пока ее не увидит и не отразит в улыбке человеческая, личностная жизнь.
А это у Марины Цветаевой: «Стихи? Да были ли они? Не помню ни слов, ни смыслов. И смыслы и слова растворялись, терялись, растекались в улыбке, малиновой и широкой, как заря. Да будь она хоть гением в женском естестве, больше о нем, чем этой улыбкой своей, она бы не сказала. Это не было улыбающееся лицо — их много, они забываются, это не был рот — он в улыбке терялся, ничего не было, кроме улыбки: непрерывной раздвигаемости — губ, уже смытых ею! Улыбка — и ничего кроме, раствор мира в улыбке, сама улыбка: улыбка. И если спросят меня о Земле — на другой планете — что я там видела, что запомнила там, перебрав и отбросив многое — улыбнусь».
Мир уместился и растворился в улыбке поэта — вместе со всеми звездами, планетами и той самой «планидой» заодно... Не разумнее ли любить и помнить поэтов улыбающимися? Улыбка сильнее оскала любой «планиды». Потому что ею улыбается любовь, накопленная поэтом, — за всех живших, живущих и даже за тех, кому только еще предстоит родиться и полюбить. За «сорок тысяч братьев».
А поэты часто недополучают пустякового, несоизмеримого с этим возврата. В виде самой обычной человеческой любви. За то, что просто живут. Может, в этом вся «планида»?
Мир растворен в улыбке. Может ли он быть узнан и познан в ней и через нее? Хотя самое главное и непростое для понимания — конечно же, сама улыбка… Превратившаяся из интимной экспрессии в символ, выразитель человеческого в человеке, объединяющий людей не только очно, но и заочно. А у символа, писал А.Ф. Лосев, есть «энергийная сила». Улыбка — ее неоспоримое и ярчайшее воплощение.
«Шепот раньше губ», — сказал О.Мандельштам. Улыбка раньше шепота. Слово — это уже артикулированный шепот. А пока нет губ — нет артикуляции. Хотя, нет, губы были — раздвигаемые улыбкой и ею же смытые (тут Цветаева и Мандельштам про одно и заодно).
Всмотритесь в улыбающийся мир. Вначале была улыбка.
Человечество делится на тех, кто улыбается, и тех, кто лыбится. Лыбишься — дальше только оскал. И рык. А не рок, речение, слово. Ну, а слово — и вправду потом, оно — дитя улыбки. Мы продолжаем с тобой учиться улыбаться друг у друга, дорогой Вадим! Но учитель, конечно, ТЫ.
Из «Эпирремы» Гете:
Что внутри — во внешнем сыщешь,
Что вовне — внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
И снова Вадим (в научной прозе):
«Вот здесь как раз проблема Другого, потому что эвристичен этот Другой, он видит по-другому, ждет иного. Возможна не только внешняя коммуникация с значимыми другими, но и внутренняя коммуникация. Личность — мультисубъектна. И в некоторых математических моделях, которые я строил, один субъект не справлялся с задачей на уровне своих ожиданий. Но если он вступает во взаимодействие с внутренними Другими, то он решает задачу».
«Значимый Другой» Гарри Салливана… Он никогда не станет Значимым, покуда не станет «Значимым Своим». «Свое» — в данном случае не принадлежащая тебе часть, а достроенное собственное целое, к которому принадлежишь ты, как кантовское «эмпирическое Я», и вне которого себя не мыслишь и даже толком не чувствуешь. Потому что так мыслить и чувствовать себя можно только с позиций «трансцендентального Я», кантовского же (и, разумеется, своего). Это — не «идеальная форма», не «образ», тем более не лекальный образец, по которому отстругают жизнь. Это — твое лучшее, но вынесенное вовне в лице дорогих тебе людей, в которых ты не равен самому себе. Его не нужно «интериоризировать», пусть остается вблизи и вдали тем, в чем, в ком ты свободно, преодолевая гравитацию саморавенства, трансперсонализируешься.
Трансперсонализируешься — сойдясь, сблизившись с самим собой в Лучшем и Значимом, но не до равенства, как бы ни любить Фихте. До свободного (не путать со сводным) братства — да! Вадим Петровский — давно мой «Значимый Свой». Думая о нем, я всегда заглядываю внутрь себя и вижу лучшее. По имени Вадим. В остальном — тянусь, как ростки, к улыбающемуся где-то впотьмах души Солнцу.
И ответ Вадима:
«Лицо» и «лик» — найди отличье!
Границы стерты. Безграничье.
Но до чего же дорогое
мое в тебе «своё-другое»!
Я вроде Я, да только вроде,
по сути, я, как есть, Володя.
С красивой датой, Красивый Человек!
* ‘The Catcher in the Rye’, рус. «Над пропастью во ржи» — роман американского писателя Джерома Сэлинджера (1951).
Психологическая газета
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, безумие поэтов, немножко психологии
Избранные августы разных лет и мест (II)
В этом частном домовладении на итальянском острове Торчелло останавливался Хемингуэй и даже, по легенде, работал над романом "Прощай, оружие!"
Метки: открытия сезона, Вольный ветер странствий, У дачи и внутри, Заоконье, фотоэкзерсисы Товиевича
Избранные августы разных лет и мест (I)
Вена
Москва
Братислава
Венеция
Метки: открытия сезона, Вольный ветер странствий, Заоконье, фотоэкзерсисы Товиевича
С чего начинается фашизм
Метки: экспрессии-импрессии
Дева и валенки
Вернулась Дева.
Я ж в валенках все прею.
Что валенок - одёжа Водолея.
А значит, пару надо под засов.
И не забыть из-под засова
Взять трусов!
Метки: стихопотуги, экспрессии-импрессии, У дачи и внутри, открытия сезона
Хрен вам от Товича!
Хрен вам, друзья, от Товича! Друзья просят наковырять на хреновуху. Ради них и держу. Настоящую хреновуху из пятилитровой бутылки я пил лет 15 назад в вологодском ресторанчике после конференции, где выступал для российских тележурналистов.А мой заборист, недаром жмется к заборам.
Метки: У дачи и внутри, экспрессии-импрессии, природственное
4 Д и трость профессора Янишевского
134 года назад, 14 августа 1891 года родился мой дед - Николай Андреевич Янишевский, профессор, основоположник нового направления в гидромелиорации, создатель ирригационных систем, один из строителей Ферганского канала (в Википедии о нем).
Человек, напоивший водой Голодную степь Узбекистана (разумеется, не один, со всей своей кафедрой, со всем своим институтом, со всеми, кто воплощал в жизнь их замыслы), он значительную часть своей жизни прожил в Ташкенте. Это не только утоление всеобщей жажды. Прежде всего, жажды земли. Высохшие почвы зацвели – прекрасный труд декхан, которые так ждали этого. Людей нужно было еще и одеть. Плюс валюта: хлопок – нефть Узбекистана, активно экспортировался. Побочно – условия для ликвидации страшных эпидемий: смертельной заразой кишили вонючие лужи, откуда черпали воду за неимением других источников.
Большой Ферганский канал построили за рекордный срок - всего около месяца. Уникальная гидротехническая система, в итоге, охватила Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан и юг Казахстана. Уже минул 37-й. Уже прорыт Беломорканал, уложенный жизнями узников БелБалтлага. Но заключенных практически не привлекали, во всяком случае, массово (я изучал этот вопрос, но конкретных данных не нашел). Не из особого гуманизма - в этом не было особой нужды. Люди, измученные жаждой (цена воды равнялась цене бриллиантов, как говорили в Узбекистане), голодом и болезнями, взялись сами, зная, что строили для себя, путем, известном на Востоке как большой хашар, строительства всем миром. С невиданным энтузиазмом и песнями. Кстати, строительство инициировалось именно снизу, по коллективному обращению декхан. Сверху его просто поддержали и подтянули инженерно-научные силы. К счастью, они уже сложились, в том числе, силами деда. И, что очень важно, в лице национальных кадров. А рекорд говорит о том, что и проект, а это более 1000 гидротехнических сооружений, был очень неплох.
Воды стало залейся. Но Николай Андреевич предупреждал: не заливайтесь, берите в меру: он-то лучше всех понимал, что Аральское море полнится Сырдарьей и Амударьей и предвидел картинки экологического апокалипсиса конца века, хотя не дожил до этого несколько десятков лет. И писал методички по рациональному водоиспользованию, они хранятся у меня в дачной библиотеке. Задолго до того, как Арал сам превратился в горстку цветущих луж, от которых спасал сушу канал.
А государство продолжало возгонять производственные мощности. Дед писал письма в Москву, в правительство. К его авторитету прислушивались, говорят, даже Сталин одобрял его оценки (по другим вопросам), а Калинин вручал ордена. Но стране нужен был хлопок и люди, которые, не зная жажды, голода, болезней и прочих лишений, смогут за ним ухаживать и его собирать. Проф. Янишевский не только предупреждал, он разработал план подстраховки, уменьшения водозабора и его восполнения за счет иных ресурсов. Ученый был высокопрофессиональным инженером, которым и начинал работать после Петровской академии (потом Тирирязевки).
Дедушка и бабушка настолько юны, что еще не знают друг друга. Дедушка был на 9 лет старше, но пережил бабушку на 16, она ушла в 50 лет. Я ее уже на застал, "разошелся" с ней во времени на 11 лет.
А бабушка София Павловна давно приготовила котомку с необходимыми вещами. Дедушке в любой момент могли вспомнить не только предупреждения, но и (на пару с бабушкой) дворянское происхождение. Или неприкрытый скепсис в отношении агробиологии Лысенко, крестьянского (лучше сказать «колхозного», чтобы не обижать крестьян) академика. Да много, что можно было бы припомнить. Друга деда писателя Бруно Ясенского, который восславил строителей канала (роман «Человек меняет кожу»), расстреляли. Как и раньше, большевики расстреляли его младшего брата 16-летнего юнкера Романа. А когда-то в ссылку за участие в антицарском Польском дворянском восстании угодил его собственный дед вместе с бабушкой. На сей раз обошлось. Дед старался держаться осторожнее, тревожась за жену и дочерей. Да и за то большое дело, которое он начал и в которое вовлек столько людей.
Мне довелось общаться с ним первые 5 лет жизни. Но я многое запомнил, потом узнал от мамы, его дочери, додумал сам. Я до сих пор его люблю, до сих пор восхищаюсь им: как он находил в сутках 48 продуктивнейших часов по разным поводам. Спал ли он? Знаю от няни-бабы Симы (она меня, по сути, воспитала, пока родители были не работе), что днем приходил из своего института обедать, нередко в компании сотрудников и аспирантов (ташкентский особняк с большим двором почти не покидала его огромная научная школа) и потом около часа дремал, чтобы продолжить свою титаническую вахту. Все вокруг его считали титаном. Он даже управлял домашним хозяйством, занимался расчетом семейного бюджета, освободив от этого бабушку, переводившую Диккенса и музицировавшую на рояле, привыкшую к аристократическому богемному образу жизни. А дед в 16 лет ушел из своей обедневшей, хотя и родовитой польской дворянской семьи (род ведет отсчет с 1448 года), работать и учиться в Курске на землемера, прежде чем он поступил в Петровскую академию.
Во время своих многочисленных поездок по Средней Азии дедушка постоянно снимал. Делал это он с филигранной точностью профессионального геодезиста. В дачном архиве десятки его снимков, которые все еще не оцифрованы. На этом - карагач в 12 километрах от Сталинабада (Душанбе).
Но что моя любовь, мое восхищение в сравнении с его обожанием? Когда он прилетал в Москву на какое-нибудь совещание или заседание Сельскохозяйственной академии (ВАСХНИЛ), где состоял, старался первым делом заскочить на Русаковку, чтобы увидеть меня. Урывал ради меня время из своего безумного графика. Если любовь слепа, то это и вовсе была любовь с выколотыми глазами.
Мои родители смеялись и умилялись, когда мощный, мужественный, мудрейший человек с немыслимым самообладанием (никто не слышал, как он хотя бы чуть повышает голос) и нулевым индексом суеты, непробиваемая зашита для очень многих и многого, буквально творивший чудеса в науке и жизни, вдруг становился воплощением неуверенного, тревожного, сверхзаботливого трепета при виде маленького внука. Однажды, а ему было за 70, и он прихрамывал, одна нога от рождения была на два сантиметра короче, Николай Андреевич привез мне на дачу из Москвы педальную машину. Я до сих пор вижу его фигуру вдали улицы с машиной на себе.
4 Д – Дед, Дом, Дача, Дух. Его дар (5-е Д) – Дом для меня не жилищно-коммунальная единица. Он включает в себя московское жилье, которое не раз меняло адрес, и дачу по одному и тому же адресу. Для меня это обитель духа деда, который объединил разные поколения моей семьи. И именно на даче в Ашукино этот дух сконцентрировался в подмосковном воздухе. Поэтому день рождения деда и дачи мы отмечаем в один день. В этом году исполнилось 66 лет с тех пор, как ее приобрели на средства, которые выделил дед.
Я стал испытывать некоторые проблемы с передвижением. Когда они только начинались, покойная Жанна Марковна Глозман, психолог, ученица Лурия, с которой мы находились в очень теплых отношениях, сказала мне: «Владимир Товиевич, да возьмите же вы палочку, я ходила с палочкой, теперь обхожусь…». Я был тогда относительно молод и подумал: я и с палочкой? И тут, на даче, нашлась волшебная палочка – удивительная трость деда. Ей больше 100 лет. Она столь необычна, что даже на улице незнакомые люди делают ей комплименты. А однажды некая юная особа особо подошла ко мне и попросила разрешение сфотографироваться с тростью, а заодно со мной. Похоже, скоро у нее будут брать автографы. Уже год она меня выручает повсеместно.
Профессор Янишевский не был кабинетным ученым. Он постоянно бродил под палящим среднеазиатским солнцем по степям, контролируя то, что придумал в кабинете. Я и сейчас вижу деда уходящим к степному горизонту. Мне хочется окликнуть его:
- Дед, скажи, как это у тебя получилось найти точку опоры, чтобы перевернуть мир?
Но он уже за горизонтом. Приходится искать самому. Возможно, что кто-то сверху гомерически хохочет. Но дед-то попробовал…
Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, испытания историей, У дачи и внутри
Научить делать другого играючи
38 лет назад не стало моего отца и первого учителя в науке психологии Товия Васильевича Кудрявцева (1928-1987).
Сегодня я решил не писать привычного слова памяти, а немного поразмышлять о другом. Размышление – лучшее воспоминание, мышление – лучшая память. Тем более, что отец изучал именно мышление, и меня, собравшегося, было, исследовать память, вдохновил обратиться к анализу мышления и творчества. Этим я занят и поныне. А папа остается соавтором (и буквально: у нас есть несколько совместных публикаций) моих поисков, к руководству которыми еще при папиной жизни приступил его самый близкий друг Василий Васильевич Давыдов. С тех пор я испытываю такое сыновнее родство с обоими, в котором не трудно разделить их. В этом родстве и живу. О Т.В.Кудрявцеве мы вспоминаем и думаем c В.В.Давыдовым в этой статье , опубликованной в журнале «Вопросы психологии». Моя память – это мышление и любовь.
Чем раньше уходит твой родитель (а мне было 26, когда ушел папа), тем ближе память к детству. Вот о нем бы я и хотел вспомнить, точнее, подумать.
У каждого человека вовсе не одно детство, и в этом его счастье. Одно дело – детство с мамой: с моей – Татьяной Николаевной мы до конца ее жизни оставались одним целым. Другое – детство с папой, которое, скорее, напоминало сеанс волшебства с самым любимым в мире волшебником. Конечно, оба детства сливались в одно счастливое, и силу этому слиянию придавало взаимное обожание. Но все-таки они были разными, даже не всегда проницаемыми друг для друга. С каждым сложился свой мир общения.
Открытая мама – это такой хотя и огромный, но очень понятный, изведанный космос любви, который знаю, как себя (что не значит хорошо). Внешне куда более закрытый, самоуглубленный, казалось, временами уходящий пожить в какие-то свои измерения, оставлял в любви тайны, частичный доступ к которым в семье имел только я. Мама захватывала своей любовью. Папа проявлял свою – не меньшую! – любовь чудесными порциями, так, что оставил массу загадок, недосказанностей, сомнений, вдохновений, которые я ношу с собой.
Неудивительно, что именно он рано приобщил меня к поэзии (Пушкин, Маяковский, Есенин и его любимый Блок) и театру. Сам был поэтом и даже сначала пошел «учиться на поэта» на филфак Калининского пединститута со своим школьным другом Андреем Дементьевым, для которого поэзия стала ремеслом. Любительски, но талантливо актерствовал в знаменитом студенческом театре МГУ (например, с красавицей-студенткой истфака Ириной Скобцевой, еще не успевшей стать женой Сергея Бондарчука), а затем в театральной студии Психологического института на Моховой. Неудивительно, что он же пригласил меня в свою науку, куда я вовсе не собирался, просто раз сказав с доброй интригой в глазах: «А ты попробуй!».!». Он знал, как делать только те предложения, от которых нельзя отказаться. Если хотите, это педагогический дар.
Он меня ничему не учил в привычном смысле слова, как и мама не «воспитывала» (у нас в семье это было не принято). Папа создавал притягательное поле мысли, а уроки извлекались из мышления, если ты уж туда попал, а не попасть с ним было трудно! О некоторых отцовских «уроках мышления» я уже писал в другой статье о нем - «Припоминание как понимание».
Разделять полномочия между мамой и папой можно лишь условно и с массой оговорок. Это стоит целой книжки писать. И ни в каком договоре нельзя предусмотреть. Но, все же, о главном, если уж попытаться обобщить.
Мама «учит» любви, великодушию, доверию, вере и самоотдаче.
Папа «учит» свободе, пониманию, решительности, мудрости, влюбленности, дружбе, уважению, такту и вкусу, самоиронии, вдохновению, наслаждению делом, способности вызывать чувство защищенности даже в его отсутствии, скромности, страсти и бесстрашию.
Вот что еще важно.
Папа говорил: «Ты это легко сделаешь. Но должен сделать так, чтобы НАУЧИТЬ ДРУГОГО».
Мама постоянно говорила: «Ты это сделаешь ИГРАЮЧИ».
В этом вся суть.
Да, тема учения и игры.
Но, между прочим, научиться и научить играть - это самое трудное, если хотя бы на секунду задуматься, как это сделать. Здесь отсылаю читателя к работам Елены Кравцовой. И просто к жизни, о которой и ее работы.
За мамой меньше, чем за папой? Но не забывайте: за ней еще и папа.
Метки: боль и свет памяти, граждане моего сердца, Т.В.Кудрявцев, В.В.Давыдов
От грибницы за окошком к Микосмосу
Мы с ним не просто похожи - двое, заброшенные в ашукинскую осень. Кто-то из нас угодит в суп. Грибной рай становится гастрономическим для человека и сущим адом для грибов в кастрюле или на сковородке. Радует (не желудок) только одно.
У нас тотемное родство. И Сергей Курёхин со своим замечательным микологическим мифом о Ленине здесь ни при чем. Просто, сколько живу в Ашукино, столько помню грибницу подберезовиков в берёзах за окном. Она родилась до меня и меня переживет. А, в строгом микологическом смысле грибом считается вся грибница, большая часть которой залегает под землёй, может весить тонны и занимать сотни квадратов. А жить - многие десятки и даже сотни лет. Однажды в Канаде нашли опенка (грибницу) весом в 15 тонн.
А те вершки, которые срезают ножичком грибники, ножку со шляпой, по сути, являются органами размножения гриба, в которых содержатся грибные поры. Это можно уподобить кастрации. Но вскоре из-под земли прорываются новые грибные фаллосы.
Владимир Кудрявцев
Эту заметку я разместил 09.09.2025 в своем ТК «Человеческое в человеке». В тот же день на нее неожиданно (во всех смыслах) откликнулся в комментариях мой коллега и друг профессор Юрий Вячеславович Громыко. Магия гриба известна не только грибникам. Ею пронизана мировая культура. Главное в этой магии то, что не человек находит грибы, а грибы находят человека. И тут возникает вопрос: кто на кого охотится? И охота ли это? Например, в грибных прогулках хорошо думается. И чем лучше, тем быстрее грибы находят грибника, буквально притягиваясь его мыслью, как яблоко мыслью Ньютона. К тому же, история яблока Ньютона до сих пор многими считается красивой легендой (не без оснований), а грибные истории настоящие. И как полагается настоящим историям, создали вокруг себя многовековую мифологию.
В тот же день на эту тему между нами с моим другом завязалась интересная утренняя беседа, текст которой размещаю с его любезного согласия.
ЮГ: Грибница - это делезовская ризома, скрываюшая тайную любовь-симбиоз с большим деревом.
А есть еще недавно изобретенный «наркотик» для любовного угара грибницы и дерева. Его сделал умная тетка-иолог. Наркотик-добавка называется – эмистим.
ВК: Да, он (Делез) так и писал!
ЮГ: Есть грибки-фаллосы, а есть грибочки-вульвы. Женско-мужское в грибах в его опознании восходит по В.Н.Топорову к позднему палеолиту.
Природа родит, различает и скрепляет...
ВК: Юра, нам с тобой надо бы как-нибудь сходить по грибы: и собрали бы, и обсудили. И написать текст «По грибам с Фрейдом, Делезом и Топоровым». Кстати, интересная микомифологии у финно-угров (она описана Лехтисало и Карьялайненом).
ЮГ: Финно-уграми – ХАНТАМИ - мы занимались специально, вогулами( манси) меньше. Ханты хотели забрать себе Андрюшкова, переназвав его Вёндер.
У хантов четырехчасьная перерождающаяся душа. Душа, которая переходит от человека к человеку как тулку у тибетцев называется хяксун - Карьялайнен ее тоже описывает.
ВК: Какая прелесть! И твой ученик Андрюша Андрюшков пренебрег перспективой вёндеризации? Ханты и манси лучше не склонять, хотя у нас принято склонять, но им это очень не нравится, а то ханты нашлют шестипалую ведьму пырнэ (что так и переводится - ведьма). Нам и пятипалых достаточно.
Эту переписку надо опубликовать в телеге. И не упустить на будущее сюжета поездки Аллена Гинзберга с Андреем Вознесенским за грибами в Сибирь, по настоянию Гинзберга.
И тема античного микоса, фактически и микосмоса... Надо копнуть в классические этномикологические труды Роберта Уоссона. Тема резомы, по существу, сливающейся c Мировым Деревом (что ты и отметил), безбрежна как и сама резома!
ЮГ: Главное, чтобы это не было на медвежьем празднике, когда медведя свежуют, и он становится похож на человека.
ВК: Это похоже на поглощение личности человека личностью гриба у Курехина...
ЮГ: Так в палеолите родовая грибница моделировалась через грибную грибницу и поглощала, плюс половые связи в племени.
Дерево и ризома это постделезианство. И тогда надо заново писать «машину войны» против кочевой науки Делеза-Гватари. Оседлые мудрее кочевников.
ВК: Именно! Грибы прорастают во всех мировых мифологиях. Но не столько как отельные объекты, сколько как модели конструкции куда более важных мифологических объектов и даже их ключевых оппозиций - начиная со сьедобного-съедобного и кончая верхом-низом, сакральным-профанным.
ЮГ: Точно. И почти неразличенность ( андрогинность) мужского-женского, затем с резкой дифференциацией.
ВК: Публикуем!
www.tovievich.ru
Метки: У дачи и внутри, экспрессии-импрессии, природственное, дебри культуры, Заоконье, Цеховое братство, граждане моего сердца, Блоготворцы и блоготворения
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу