Почему мартовские мимозы называют метелочками

Вот почему мартовские мимозы называют метелочками. К маю малышки подрастают. Кстати, 8 марта - это день, а ночь где? Праздничная весенняя ночь... Всех наших нежно любимых - с профессиональным! 8 марта - все-таки любительcкий праздник.
Метки: праздни, ladies first
Со дна

Наоллинклюкавшийся русский турист помахал со дна ручкой, прося спасателей довести его с пляжа до ужина, чтобы продолжить оллинклюнклюкало. Хотя бы без плавок, которые спасателям так и не удалось обнаружить.
Метки: апокрифиги
У храма просвещения цветет одичавшая вишня
Пока обсуждается проект концепции развития дошкольного образования, в Столярном переулке (под окнами МГПУ, Ин-т педагогики и психологии общего образования) цветет одичавшая вишня.


Метки: открытия сезона, экспрессии-импрессии, Aprieally!, УНИИвера, МГПУ, НА ПОСТУ
Две толпы в голове

Я встречал немало людей, у которых в голове живёт толпа. Мне сдается, сэр, что в вашей голове поселились две толпы. Соблаговолите, дайте вначале высказаться одной из них.
По мотивам собственного вольного перевода «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса
P.S. Бабушке Софии Павловне, профессиональной переводчице и исследовательнице творчества Диккенса (на фото) показывать бы не рискнул.

Метки: проза ветров, граждане моего сердца
В вакханалиях имеет значение не размер, а размах

Гвидо Рени. "А разговоров-то было..." ("Ни слова о любви"), около 1619 г. Интеллигенты, обделенные воображением, называют эту картину "Вакх и Ариадна"("Ах и Ариадна"). Не художники, а еще интеллигенты! Видимо, технические.
Надо сказать, что и у Вакха могут вопросы к Ариадне по части объема. В общем, не говорите мне об нём... Впрочем, в вакханалиях имеет значение не размер, а размах.
Метки: апокрифиги, живокисть
Будьте внимательны к серьезному

Все крылатые и окрыляющие – немного поклевывающие и покусывающие. Нежно, очень нежно. Но туда (там), куда (где) не ждешь. Психеи – тому не исключение. Правило. Как и моя коллега и друг Ольга Маховская. Со своим уникальным даром видеть серьезное в иронической оптике и этим делать его еще более серьезным. В весенний день 25 апреля наша Психея в очередной раз вылетела на свет. Будьте внимательны. К серьезному.
С Днем Рождения, Оленька!
Добро пожаловать в волшебный мир Елены Кравцовой!

Вебинар
«Воображение дошкольника – уникальный дар и норма детского развития»
Организаторы: издательство "Линка-Пресс", журнал "Обруч"
Форма участия: заочная (вебинар)
Дата проведения: 29 апреля 2025 года.
Время проведения: 13.00–14.30 (время московское).
Ссылка для подключения: будет отправлена после регистрации на мероприятие
Трансляция и запись вебинара: https://vkvideo.ru/@obruch_journal
Апрель 2025 года отмечен двумя событиями. 26 апреля исполнилось бы 75 лет выдающемуся детскому психологу доктору психологических наук, профессору Елене Евгеньевне Кравцовой (1950 – 2020). Педагогам ДОО Е.Е. Кравцова известна как автор развивающей образовательной программы «Золотой ключик». К юбилею Елены Евгеньевны издательство «Линка-Пресс» подготовило и выпустило в свет второе издание ее книги «Воспитание волшебников».
Первое издание вышло в 2019 году и практически сразу стало раритетом. При этом запросы на него постоянно исходили от психологов и педагогов. Заинтересовались книгой и родители. Теперь уникальная книга Е.Е. Кравцовой стала достоянием широкого круга взрослых, а значит и детей, с которыми взрослым предоставляется возможность поработать по этой книге.
Инициатива переиздания принадлежит молодому, но уже известному исследователю и практику-психологу Анне Николаевне Якшиной, ученице Е.Е. Кравцовой, которая проделала огромную работу в этом направлении. Мы признательны семье Елены Евгеньевны, продолжателям психологической династии Льва Семеновича Выготского оказавшей неоценимую помощь в работе над новым изданием, предисловие к которому написал Олег Геннадьевич Кравцов.
Человеческая культура – продукт волшебства. Об этом знают дети, но забывают взрослые. Ребенок спрашивает: кто повесил Солнце на небо? Ему понятно, что Солнце – это огромный фонарь, который освещает землю даже днем. А ночью он превращается в Луну и маленькие фонарики в виде звезд, и мы не плутаем по миру в кромешной темноте. А заодно создаем разного рода «искусственные» фонари, чтобы не плутать по тропинкам жизни. Это и есть человеческий (смысловой) подход к миру, взгляд на него «третьим» глазом под названием воображение.
Презентация книги задумана в форме вебинара, где будет рассказано о значении воображения в развитии ребенка, становлении его личности, формировании психологической готовности к школе и ко всей жизни в удивительном мире людей.
Автор: Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа и Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология», научный консультант журнала «Обруч»
Тематический план вебинара:
Вступительное слово – Якшина Анна Николаевна, научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
Воображение в развитии ребенка: «вишенка» или «торт»?
Воображать – значит, общаться.
Очевидное и неочевидное в детской игре. Зачем оживлять игрушки?
Образовательная ценность развития воображения.
Воображение на пороге школьного ученичества.
Почему взрослых нужно заново учить воображать, и как это делать.
Заказать книгу: https://linka.alltrades.ru/shop/item_899/Kravcova_E.E._Vospitanie_volshebnikov.htm
Вебинар бесплатный. По желанию можно заказать сертификат слушателя вебинара. Стоимость сертификата — 350 рублей. Ссылка на заказ придет в письме после регистрации на мероприятие.
Регистрация
Метки: сообщения-обращения, ПреКрасные даты, немножко психологии, Педагог-и-Я, детворения, червокнижие, Цеховое братство, граждане моего сердца
От "А так можно?" до "Так нужно"
Телеграм-канал Владимира Кудрявцева "Человеческое в человеке"
Никогда не знаешь, чего ждать от апреля

Апрель – это месяц-год. Целый год, компактно уложившийся в месяц.
В апреле бывает и 15-градусный мороз, и 27-градусная жара, и снегопад, и тропический ливень, и буран, и нежный бриз, и почти осеняя слякоть, и летняя засуха, и обычный лыжи, и водные. Причем переходы от одного к другому порой - на световых скоростях весны. Так непредсказуемо капризничать умеет только апрель.
Никогда не знаешь, чего ждать от апреля. Прогнозы погоды меняются вместе с погодой.
Одно неизменно – уверенность в том, что завтра снова будет весна.
Метки: открытия сезона, экспрессии-импрессии, метеопост, Заоконье, Aprieally!
Южное Заоконье. Типичный атипичный март 2025

Похоже, что в этом году "зимний", если верить синоптикам, в наших широтах месяц март[ отработал за всю весну. За всю "весну света", к тому же света теплого. Несколько фото из Южного Заоконья, сделанных мною 20 марта в день весеннего равноденствия. Это одновременно дата Всемирного дня счастья.

Южное Заоконье у нас "историческое", даже если просто посмотреть в окно, особо не высовываясь. Прямо напротив здание Управления Московской железной дороги. Его возведение завершилось 31 октября 1915 г.



А маленький домик, зажатый между Информационно-вычислительным центром Московской железной дороги и отелем "Мариотт Империал Плаза", - это электрическая подстанция для трамваев постройки 1913 г.
О прочих архитектурных достопримечательностях Южного Заоконья нужен особый рассказ. А я практически не высовывался из окна.
Еще раз - спасибо светлому и теплому атипичному марту!
Метки: Заоконье, открытия сезона, проделки Вильфанда, метеопост, фотоэкзерсисы Товиевича
Николай Вересов: новый апрель жизни

9 апреля отмечает свой День Рождения мой друг Николай Николаевич Вересов – психолог, профессор Университета Монаш (Мельбурн).
Дорогой Коля,
В дружбе нет ничего дороже дружбы, даже истина. Потому что и она – плод дружбы и дар друга, особенно, если речь идет о тебе. Поэтому не бывает «истинной» дружбы, а есть просто дружба. И я счастлив, что она меня с тобой связывает много лет.

Пусть и дальше истина обретается в нашей дружбе. А мы с тобой не будем отвлекаться на обсуждение ненужного вопроса о том, что дороже. Пусть тебе столь же талантливо творится рядом со всеми теми, с кем и для кого хочется творить, будь то друзья или ученики. И, разумеется, ты сам.
С новым апрелем жизни!
Не в штанах счастье

Чо пригорюнился, братан? Не в штанах счастье - в крыльях за спиной!
Метки: апокрифиги
Зачем я просил Петровну повернуться!

Метки: апокрифиги, инфернастики
Об умных домах и разных хозяевах

1 апреля – хороший повод прервать затянувшуюся с прошлого лета паузу в выпуске рубрики «Стенопись» на сайте tovievich.ru. Любит наш человек надписи на скалах, заборах и транспарантах. А мы любим нашего человека.



Весь выпуск рубрики
Полная подборка стенописи на сайте В.К.
Метки: праздни, экспрессии-импрессии, tovievich.ru
Иоанн Фейкоборец спешит на помощь

Иван Грозный спасает собачью голову от опричников и историков, которые ее присобачили к опричникам в качестве фейка.
На очереди - спасение Иваном Грозным:
- головы Ньютона - от яблока, которое далеко падает, хотя уже и это могло навести голову Ньютона на мысль;
- Евы - от другого яблока, которого она не ела, потому что в Ветхом завете речь идет просто о плоде, являющимся "злом" (возможна вторичная проекция другого - античного мифа о "яблоке раздора");
- собственного сына - от Ильи Репина, который того изувечил прямо в руках отца;
- Сальери - от Пушкина, который попытался отравить им Моцарта;
- Менделеева - от изобретения 40-градусной водки, которую он мог лишь утвердить в составе комиссии по акцизам;
- викингов - от боевых рогов, в которых воевать было невозможно - только участвовать в ритуалах и получать в награду за супружеское ожидание в тылу;
- первых ковбоев - от шляп, которые на высоких лошадиных скоростях срывал бы ветер, а ремешок резал бы и душил;
- Нобеля - от измены жены с математиком, в силу того, что Нобель являлся холостяком (премию по "абстрактным", не "опытным" наукам просто не дают);
- Ельцина - от усталости, хотя он заявил, что просто уходит;
- Фрэнка Заппу - от поедания на концерте экскрементов, которых он никогда не употреблял ни на сцене, ни за сценой;
- "Короля Артура" - от монархических полномочий, которые никогда ему не принадлежали;
- большинство святых - от святости, за которую церковь принимала обычную фриковость, поскольку всегда состояла в родстве с цирком (тема заслуживает отдельного исследования, но факт неоспорим и подтверждается даже некоторыми моими знакомыми священнослужителями);
- Розуэлл - от инцидента, а несчастных инопланетян - от услуг земных хирургов, тем более, предоставленных против их воли, ибо посмертно;
- быков - от красного цвета, который для них столь же фиолетов, как и зеленый, по причине дихроматического зрения.
Спаситель Иоанн Фейкоборец. Дорого и грозно.
Метки: праздни, апокрифиги
Игры без правил и человек совестливый

Нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга в книге ««Номо ludens» (Человек играющий») рассматривал культуру, культурную жизнь как своего рода игру с правилами. Там, где правила нарушаются, замечал он, гибнет культура.
Многих в концепции Хейзинги, по понятным причинам, привлекает «игра», а не «правила». Когда окончательно забывается об этом, культура как игра становится «игрой в культуру», «в историю». Возникает феномен «культурной заигранности». Или наоборот – недоигранности.
Прожитая нами почти что треть 21 века не устает демонстрировать тому свидетельства. По моему убеждению, мы все еще робко топчемся у его порога. Парализованные непрекращающимся футуршоком Тофлера еще с конца 20 века. Будущее давно наступило, но без нас. А мы – это сознание, в первую очередь. Быть в сознании – значит, не находится в шоке от будущего, настоящего и прошлого. Нет сознания – не миновать шока. Шоки приходят и уходят, сознание остается.
История вырвалась в свободное плаванье. Мы не управляем историей, тем более, не творим ее. И хотя тектонические сдвиги платформы цивилизации производны от нашей активности, сама она неуправляема. Нет рычагов, а рычаги – в правилах.
Потому что не сама по себе игра, а созданные и свободно принятые правила и есть культура. Хейзинга, по сути, это и сказал, но сделал все, чтобы приковать внимание к игре. Хотя он знал о культурной сакральности правила, так сказать, на генеалогическом уровне, будучи выходцем из рода фрисландских пастырей, а у фрисландцев, по его словам, сохранилось «древнее племенное сознание» с этим сакральным чувством.

Современность напоминает игру в крокет у героев «Алисы в Стране Чудес» Кэрролла. Вместо клюшек – фламинго, вместо мячей – ежи. К тому же, правила постоянно меняются. Читать новости невозможно - все время возникает вопрос: это о взрослых?
Сейчас многие признают, что с взрослением и взрослостью «что-то не так». Но психология продолжает заниматься популистской апологетикой нынешней взрослости (клиенты!). В лучшем случае, речь идет о трудностях идентификации, кризисе идентичности в современном мире, где так трудно «найти себя». Себя не нашел, а в руках сконцентрировал мощнейшие ресурсы, пытаясь влиять на судьбы мира, включая окружающих людей? А они доверчиво вверяют свои судьбы неопознанному властвующему (не собой – себя-то не нашел) субъекту: от политика и чиновника до педагога и родителя?
Разговоры об «инфантилизации» уводят в строну, в сторону клиники. Инфантильность – это симптом (кто-то считает, синдром) психического расстройства. Я всегда прошу студентов не употреблять это слово бездумно, а искать профессиональные основания для этого. Но даже если так, то человек нуждается в лечении, а не во вручении властных полномочий.
На днях один «взрослый» житель выкинул кошку из окна высокого этажа. Просто так. И зафиксировал ее полет и мучения внизу. Кошку медики спасли. В следующий раз выкинет человека? Не факт. А факт в том, что прокуроры «задумались» (!) о том, что стоит завести на него уголовное дело. Факт в том, что некий депутат думы (фамилии не помню, да и не имеет значения) предложил после уничтожения передержанных животных пускать их на мыла. И сослался на советскую практику. На что мылопроизводители разяснили: не было никогда такой практики в СССР, во всяком случае, на производстве – если только кустари-маргиналы отлавливали собак и варили из них мыло на продажу (я тоже слышал об этом в советские годы). Но что омандаченному дикарю, который не ушел дальше маргиналов? В думе вынашивается живодерский закон.
Или папаша выбросил из окна двух детей. Поссорился с женой. Отомстил, так сказать. Случай патологический. Но той же думой декриминализировано семейное насилие. В стране, где значительная часть преступлений совершается не бандитами, не ОПГ, а на бытовой почве. Это тоже патологический случай. Но семья-то сакральна, а первое сакральное лицо в ней отец, на чем настаивает православие.
На мой взгляд, нужна серьезная научная критика (в понимании немецкой классической философии и Карла Маркса) современного типа взрослости, а не оправдание «трудностей роста». В эпохи перелома человечества переживает острейшие кризисы взрослости. В 21 веке это необходимо осознать. Кризисы детства и подростничества производны, поскольку детское и взрослое сообщество нельзя разрубить надвое. И взрослый, любой, остается главным смысловым ориентиром в детской картине мира. Хорошо бы, чтобы и дети стали смысловыми навигаторами во взрослой картине.
Но пока мы от этого бесконечно далеки. Список людей типа Экзюпери, Корчака, Маргарит Мид (с ее концепцией о трех типах культуры в контексте отношений взрослых и детей), Александра Запорожца не столь уж длинный. Сюда я включил бы и Александра Асмолова, который показал, что «детоцентризм» (не путать с «педоцентризмом») – шанс человечеству выжить и жить по-человечески. Мы не знаем сегодняшних детей? А кто, собственно, МЫ?! Кто мы, чтобы знать детей? Кто мы, чтобы дети знали нас? Мы ведь все ищем. В том числе, правила, по которым жить. И все никак не заживем.
Дети старшего дошкольного возраста забывают об игре ради правил. Установление правил и контроль за их соблюдением становится для них серьезным занятием, хотя и остается частью игры. Сущностной частью. Попробуй нарушь – вон из игры! Особенно, если ты взрослый. Дети хотят разобраться в законах взрослый жизни, источниках их происхождения. А прочитать их можно только по правилам. Отсюда и интерес детей к играм с правилами. Сейчас он спадает в детском мире – во взрослом царит пресловутая аномия, оправданная взрослыми. И детям «не в кого» взрослеть. Они вслух признаются, что не хотят.
Мир переживает очевидный кризис управления, который ставит его на грань существования. Но этот кризис произвольности, свободы взрослых, считающих, что они «у руля». Но все по Вознесенскому:
Раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина — без руля...
Сплошное «реагирование на импульсы» в политике. Наши симметричные ответы Чемберленам. Всевластие над людьми при полном отсутствии власти над собой и ситуацией. Еще 40 лет назад трудно было прочитать заголовок: политик такой-то «взбесил» политика такого-то. Индукция «бешенства», а не международные отношения. Аффекты, обиды, месть, обвинения, извинения. Уровень глобальной коммунальной кухни. А рядом ломаются жизни, судьбы миллионов люди. Правила? Хотя бы взрослый этикет соблюдали.
Сейчас время предельной условности правил, которые не оговариваются даже ритуально. Их просто устанавливают - не столько сильные, сколько наделенные «силовым ресурсом», властью, а не волей, которая свободна, по определению. А нарушение мыслится (?) как данность, как «естественная норма». Для ее обозначения придумали словечко «вызов». Оно освобождает от всякой ответственности.
И «симулякры», «симулякры», «симулякры» - вместо свободной и ответственной деятельности на благо людей с вовлечением их в эту деятельность. Как в шутке: создается впечатление, что сегодняшние лесорубы отращивают бороды, чтобы нравиться другими лесорубам, забыв о лесе. За бородами леса не видно.
Впрочем, все это уже было. Вот что пишет Пастернак о 1918-м, предчувствуя, что за игрой в историю установится куда более жесткий и жестокий порядок, но без правил или по правилам, которые надиктуют избранные для всех:
Остаток дней, остаток вьюг,
Сужденных башням в восемнадцатом,
Бушует, прядает вокруг,
Видать - не наигрались насыто.
За морем этих непогод
Предвижу, как меня, разбитого,
Ненаступивший этот год
Возьмется сызнова воспитывать.
Но сейчас о другом.
Правила, нормы историчны, как и формы их нарушения, которое будет всегда, пока есть нормы, а значит - покуда существует культура. Ее самоотрицание в ней же, а не в сторонних варварах. Как говорится, диалектика. Диалектическая плата за культуру, увы.
Мы даже не подозреваем, сколько норм разрушили, двигаясь вперёд в истории. Чем-то можно и нужно было поступиться. С точки зрения дикарей-каннибалов, мы со своими запретами - сущий ад. Есть плоть - их священная норма, но не наша. Воскресни все предки, те, что подревнее, - они нам «спасибо» не сказали бы.
Но, к счастью, есть человек, не «луденс», просто человек, который знает, чем заведомо нельзя поступаться и не поступится. Потому что, если он, как утверждают, ещё и старый добрый sарiеns, то переплавил в своем разуме исторический опыт в коллективную совесть (со-весть) человечества. Пусть в лице отдельных людей, которых мы называем «личностями».
Личность – это, прежде всего, человек совестливый, даже если удобнее быть бессовестным. И в 10-м веке, и в 20-м, и в 21-м.
Метки: испытания историей, дебри культуры, Из-Мышления, Человеческое в человеке, детворения, ПолитЭССЫ, соц-и-ум, Хомылюденсы
Чувство недостроенности vs комплекс неполноценности

Когда пост Татьяны Волошко в телеграм-канале превратился в нашу большую совместную статью
28.03.2025
Люди часто приходят к выводу, что годы идут, а процесс самокопания по-прежнему в активной фазе. Чем дальше вглубь, тем реже бываешь довольным собой. Скорее наоборот – недовольство растет. Конечно, тут важен возраст. Одно дело подростковое самоедство перед зеркалом, другое – зрелая мудрость: «я знаю, что ничего не знаю». При этом человек проделывает определенную работу над собой, порой титаническую.
Не надо комплексовать
Плохо ли это? Отнюдь. Ведь планка, к которой мы тянемся, нами же и поставлена. Нами, а не кем-то. И это наше право на развитие, хотя мы этого не осознаём. Как на нас посмотрят другие? Но ведь о том образе, к которому мы стремимся, знаем только мы, но нам кажется, что он уже известен окружению, хотя и в нашем сознании не всегда отчетлив. И мы продолжаем совершенствоваться, совершенствоваться, совершенствоваться.
А совершенство – это еще и взгляд на ограничения. Отсюда и драма перфекционизма. Как показывают исследования психологов, зачастую (не всегда) перфекционизм – спутник одаренности, начиная с детства. Его драма – часть непростой истории одаренного человека и, в особенности, ребенка, детское самосознание которого не угоняется в своем развитии за выдающимися достижениями.
И вдруг нам говорят: как здорово то, что вы сделали, просто потрясающе! А вместо того, чтобы на время успокоиться, мы начинаем испытывать нечто вроде стыда перед другими: мол, обманули, мерки-то были совсем другие, у нас, разумеется. И мы опять совершенствуемся до изнеможения. Мы захвачены своим делом, и у нас просто не было передыха, чтобы прислушаться к себе и подумать о других, а оценки извне мы опять же домысливаем с опорой на наши «тайные» критерии, которые мы принимаем за общепринятые. Вот и бьет по голове планка. И в целом это совершенно нормально. Таков каждый человек, который умеет, склонен и любит делать что-то стоящее. И для себя, и для людей. Просто не надо «комплексовать». Этот глагол давно вошел в обиход и даже стал словарным. И это нельзя считать случайным. Хотя в обыденном языке глагол потребляется очень широко, как и выражение-антоним «без комплексов».
Человек – это от недовольства
«А мне всегда чего-то не хватает…» - пелось в старой песенке. Иногда спрашивают: «Вам больше всех нужно?» Да, больше всех, отвечает психолог, антрополог и мыслитель Александр Асмолов. Просто в этом суть человека – в биологическом плане существа весьма слабого, который едва ли выжил бы как примат, хватай ему всего от природы.
И в историческом, и в индивидуальном развитии «человеком становятся» не от «хорошей жизни». Не для того, чтобы улучшить или заместить «плохую» - из этого исходит, например, психоанализ. Для того, чтобы создать новую, культурную, человеческую во всей полноте. Человек – от вечного недовольства. Непрекращающееся восполнение – движение к целостности, которой из набора готовых частей не воссоздать.
Отсюда интерес Льва Семёновича Выготского, создателя культурно-исторической теории, к гештальтпсихологии, которая исходит из этой старой философской идеи. Гештальтпсихология – это не только о закрытии гештальтов, но и об открытии новых, которые предстоит закрыть силой мысли. Недаром главная тема крупнейших гештальтпсихологов: Верхаймера, Дункера, Секея – мышление, творчество.
Отсюда же сочувственная апелляция Выготского к Альфреду Адлеру, который он «наградил» человека этим комплексом. За чертой «абсолютной полноценности», будь она достижима, кончается человек и начинается, в лучшем случае, ангел, в худшем – муляж человека. Не только человек, но иногда и обезьяны предпочитают пищу, «приготовленную» на огне. Обезьяны – даже в естественных условиях. Так они достают с поверхности почвы и с удовольствием потребляют термитов в саване после пожара. Тут и легкость добывания, и определенные вещества, необходимые обезьянам для жизни, которые можно обнаружить в печеных термитах. А американский шимпанзе Бонобо, живущий в человеческом окружении, буквально собезьянничал – подсмотрел (его, конечно, подучили) процедуру готовки по фильмам и сам варит для себя обед в кастрюле на огне, помешивая ложкой. Но, увы, ни одна обезьяна не отшлифовала кусочек слюды или застывшую смолу, чтобы сфокусировать луч и поджечь савану. Ни одна обезьяна не укротила огонь и не передала орудие укрощения огня другой.
А человек способен «укротить» другого человека, чтобы решить свою задачу. Как беспомощный малыш, призывающий на помощь маму, чтобы восполнить, достроить себя, неумелого, усилив себя его возможностями.
Ученик Выготского Даниил Борисович Эльконин говорил, что младенец познает мир глазами, руками и ногами взрослого, изображая на лекциях характерное движение, когда малыша сажают на плечи. Поистине «карлик на плечах гиганта». И в «карлике» нет ничего уничижительного, потому что «карлик» - это Ньютон, которому принадлежит расхожая метафора.
Человеческая культура – это результат постоянного недовольства и восполнения возможностей. Птицы от века строят гнезда для потомства, бобры – плотины. И нельзя предугадать, чего человеку понадобиться в самом ближайшем будущем, чтобы восполнить себя. В конце 70-х интернет, его прообразы могли существовать только в фантастике и утопиях (см., к примеру, «Радио будущего» Велимира Хлебникова, прозрения 1922 г.). Удивительно не то, что он опутал мир через 20 лет. Удивительно то, что мы не можем ни дня прожить без него. Были ли мы в 70-е «неполноценными»? А еще раньше – Эйнштейн или Гаусс? В общем, скажи мне, чем ты недоволен…
На секунду представьте себе, если бы вы рассказали кроманьонцу о достижениях современной цивилизации, будь он в состоянии что-то понять. Он едва ли выразил бы недовольство собой. Или поведали бы создателю наскальных изображений, что его «последователи» — Леонардо, Веласкес и Репин… Тогда бы это даже не восприняли как миф — наподобие культа карго, приверженцы которого сегодня мастерят из палок и сучьев модели самолетов. До недовольства надо исторически созреть. И дело не только в неведанных возможностях, способностях, умениях. Ведь за ними стоят совсем другие люди, с другой картиной мира, с другим самоощущением. А ребенок выражает свое недовольство своими ограничениями и подключает «сверхсилы» взрослого (стоящего за ним человечества) одним писком. Для него это естественно.
Про комплексы, чувства и право на развитие
На одной из своих лекций «Практическая психология как мастерство неодинаковости» Александр Асмолов в интерактиве с аудиторией коснулся темы комплексов неполноценности и полноценности.
Тут важно разобраться в терминологии. По Адлеру (об этом также писал Штерн, с ним, как уже говорилось, солидаризировался Выготский и др.), есть «комплекс неполноценности», обратная сторона которого — мания величия или комплекс превосходства — собственно, способ компенсации комплекса неполноценности, он же комплекс полноценности. Много слов, но это важно.
А есть чувство неполноценности. Выготский пишет о «чувстве малоценности», причина которого даже в случаях органической патологии не биологическая (это лишь предпосылка), а социальная. Улавливаете разницу? Когда общество не готово к принятию инвалидов, прикрываясь лозунгом «Инклюзия», кто инвалиден, во всяком случае, социально? Когда группу детишек из специального интерната не пускают в кафе, чтобы не смущать посетителей, кто «неполноценен», хотя чувствует себя «без комплексов»? Тема намного шире и глубже – желающим углубиться рекомендуем начать с блестящего анализа Выготского в статье «Дефект и сверхкомпенсация» (1927), а затем почитать книги слепоглухого профессора психологии Александра Суворова.
Так вот, разница в том, что чувство неполноценности — нормальное ощущение собственной недостаточности, которое проявляется у человека с раннего возраста. Это чувство возникает из-за осознания собственных ограничений, слабостей и, да, зависимости от окружающих. Комплекс неполноценности — это патологическая форма чувства неполноценности, когда переживание собственной ограниченности становится навязчивым и глубоко укоренившимся, зачастую приводя к искажению самооценки и обеднению личностного потенциала.
Адлер считал, что быть живым человеком — значит обладать чувством неполноценности, ведь это источник роста. Торжество полноценности – только в местах, где принято поминать живых.
Продолжим мысль Адлера: абсолютно нормально, когда это чувство есть, но очень плохо, когда оно принимает патологическую форму, т.е. переходит в противоположный комплекс, и человек начинает себя считать истиной в последней инстанции, не сомневаясь в своём совершенстве. Всегда относить это к мании величия не совсем верно. Мания (или бред величия), мегаломания – это клинический симптом, которым занимаются психиатры, работая с пациентами, страдающими маниакально-депрессивным психозом, шизофренией, биполярным аффективным расстройством (в маниакальной стадии) и т.д. Но и клиническая и нормальная картина включает себя чувство превосходства. Это тот самый случай, который выражен в формуле психолога Бориса Братуся: психика здорова, а личность больна.
Про это есть «клинический» анекдот, впрочем, достаточно правдивый:
- Доктор, я страдаю манией величия, чувствую себя от этого неполноценным, глубоко несчастным.
- Не волнуйтесь, голубчик, мы вам поможем.
- И ты считаешь, что можешь помочь мне, жалкий докторишка?!
Соглашаясь с Адлером, Александр Асмолов говорит, что комплекс полноценности не только опасен, но и бесперспективен для личности. Куда развиваться? Ты уже вознёс себя на трон! А дальше – пустота и… провал. Асмолов замечает, что есть вещь пострашнее комплекса неполноценности – комплекс полноценности:
«Комплекс полноценности становится каноном социального поведения для многих представителей современного бомонда, ищущих свои идеалы и ценности в мире гламура. Особой мишенью для развития комплекса полноценности становятся различные социальные или политические лидеры, которые, может быть, и проходят через огонь и воду, но психологически глохнут и слепнут от звуков оркестра медных труб. Людей с комплексом полноценности поджидает горький финал, и они оказываются у разбитого корыта собственной биографии».
В общем, не стоит бояться чувства неполноценности (несовершенства), благодаря которому есть к чему стремиться, куда расти и развиваться. И очень важно разъяснить это подросткам. Они совсем неслучайно чувствительны к неполноценности – своей и чужой, реальной и надуманной.
У трехлетки, который рвется все делать сам, нет комплекса неполноценности. Ему просто хочется действовать, как действует взрослый. Тут на помощь приходит ролевая игра. И на время это стремление утихает: ребенок примеривает на себя образы отношений взрослых.
Иное дело - подростки. Их возраст – как известно, переход из детства во взрослость. Подросток, может, еще не вступил в нее, а только «занес ногу». Тут чувство предстоящего шага, который вот-вот будет совершен, вызывает чувство недовольство детством – нога, на которой он стоит еще в нем. Это неизбежно, и подростку нужно помочь смириться с этой неизбежностью (не только в увещевательно-детских разговорах, но и во вполне взрослых делах). Ее осознание – проблеск чувства взрослости. Предчувствие взрослости. Точка рывка к ней. И точка опоры. И «философия жизни» на всю жизнь.
Человек достроенный
Французы говорят: «Дом строится – жизнь продолжается». То же и с человеком. Он ведь сам себе дом, которым в итоге становится мир. Выходец из региона африканской пустыни Калахари заселил весь мир, достроив его по своему образу (по последним данным антропологов, древние европейцы имели темную кожу), улетел в космос… А в воображении и мысли – не без помощи аппаратуры – освоил такие дали, существование которых можно только предположить. Недаром правительства развитых стран часто урезают космические бюджеты – чего-то там недоставало, нет зримой отдачи. И мыслят не совсем по-человечески. Замечательный летчик-космонавт Георгий Гречко сформулировал жестко и безапелляционно: «Либо мы полетим на Марс, либо останемся животными».
Выдающийся физиолог и психофизиолог, последователь Н.А. Бернштейна И.М. Фейгенберг написал книгу «Человек достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни на Земле». Вот выдержка оттуда:
«Палка и камень в виде рычага усилили руку. Праща, копье, бумеранг, лук со стрелой… Рука человека становилась все сильнее и длиннее. Человек стал «достраивать» не только руку, но и другие рабочие органы, данные ему природой. Смастерив примитивный плот, он «достроил» свои ноги, научившись «ходить» по воде».
Ходим по морю аки по суху, летаем без крыльев от природы, летаем влюбленные и вдохновленные на крыльях песни и поэзии… Выбор «самодостроек» для полета фантастический. А в начале было чувство недостроенности, не всегда мотивированное повседневными необходимостями, хотя первотолчок, конечно, в них.
Возвращаемся к словам. Чувство – вместо комплекса, недостроенность – вместо неполноценности, если можно заменить. Чувство недостроенности vs комплекс неполноценности. «Человек есть то, что не есть», сказал Сартр. Не в «туманном будущем», а актуально, здесь и теперь. Существует известная история про Василия Шукшина, когда он поступал во ВГИК. В комиссии председательствовал его будущий учитель – кинорежиссер Михаил Ромм. На собеседовании выяснилось, что Шукшин не читал «Войны и мира». Ромм и вслед за ним все возмутились: вы же учитель, директор школы, и не читали?! Шукшин ответил: я директор сельской школы (на Алтае), мне нужно за дровами съездить, крышу подлатать, когда Толстого читать? Все затихли. И тут Ромм вынес решение: зачислить. Комиссия зашумела, но не посмела перечить. Обычно на этом месте историю обрывают. Но Ромм сказал при этом еще самое главное: «Вы не представляете, кем он станет, когда прочитает «Войну и мир»!» Гениальный режиссер и гениальный педагог, «диагност» зоны грядущего развития, он не ошибся.
Потом мать Шукшина вспоминала: «Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам… Однажды одеяло прожег». А Шукшин всё мучился «недостроенностью»: и учителем был неважным, без подготовки, и учиться во ВГИКе было трудно, и рассказы первые – никуда, хотя посылать в журналы их рекомендовал тот же Михаил Ромм. Свою мятущуюся, неуверенную, неугомонную, ищущую правду натуру он передал многим героям своих произведений. Правду о человеке, за которого, как писал он, нужно бороться до последнего, за его право быть достойным себя.
Человек всегда недостроен. А неполноценность – кто знает «полную цену», кто может ее «выставить» ее на своем примере. А достраивается каждый по своему «проекту», изредка поглядывая по сторонам. Но очень избирательно и пристально. У Шукшина было на кого смотреть: он даже мечтал о таком же книжном столе, как у Ромма, заваленном книгами. А «маньяков величия» в норме творим мы сами. Иногда в качестве кумиров, иногда просто из лучших побуждений.
Помните мудрую и грустную сказку Эрнста Гофмана «Крошка Цахес»? Ему, бедолаге, рожденному уродцем, помогали все – от доброй феи до окружающих. Только окружающие не поддерживали его самостоятельный «достройки», а наделяли несуществующими достоинствами. Было уже поздно, когда он стал нестерпим для всех. В итоге – провалился, буквально. Автор утопил его в собственной ночной вазе. Жестоко. Крошка Цахес – заложник, и это драма его жизни: другой он не знал. Но это и провал усилий доброхотов, может быть, в первую очередь.
Давайте окрыляться и окрылять друга.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Метки: Человеческое в человеке, медиа, колонка в Вестях образования, граждане моего сердца, немножко психологии
Помартуем?

Атипичный март сбил с толку котов и кошек. Как-то вяло они "мартуют". И вправду, по погоде, уже пора окота. Но все-таки в начале желательно "помартовать". Пару дней назад в Заоконье" я, правда, услышал кошачий глас вопиющего. Первый и пока единственный за весь март!
"Мартовать" - это, понятно, эвфемизм, на ходу сочиненный. И анекдот, старый проверенный. Мне его еще интеллигентная мама рассказывала (мы любили анекдоты). Значит, могу поделиться с вами, мальчики и девочки.
Матёрый котяра говорит маленькому котенку: "Пойдем на крышу, помартуем". - "А как это?" - "Там увидишь". Поднимаются на крышу, где полно кошек. Кот сразу приступает к мартованию. А на крыше промозглый ветер, холодина, дождь со снегом. Котенок смотрит на мартуюших замерзший, до шерстинки промокший, дрожащий, и произносит: "Можно я ещё немножко помартую и пойду домой?"

Метки: братья анималые, экспрессии-импрессии, открытия сезона, проделки Вильфанда, метеопост, граждане моего сердца
Доброе волшебство продолжается

Уже 5 лет, как не стало Елены Евгеньевны Кравцовой.
5 лет назад волшебства не получилось. Добрых волшебников не хватает на себя, да они о себе и не успевают думать. Лена Кравцова всю жизнь думала о людях вокруг (сплачивая их круг) и осталась в их счастливых судьбах.
И оставила секрет своего волшебства. Он в книге «Воспитание волшебников». Всех - маленьких и больших: без этого волшебства не получится. Это подарок всем детям, даже тем, которые еще не родились, ведь такие волшебные атрибуты не имеют срока годности. И взрослым – чтобы нашли себя в волшебстве. И по-настоящему – в своих детях.


Книгу ищут. И вот к предстоящему юбилею Елены Евгеньевны Кравцовой в апреле издательство «Линка-Пресс» готовит к выпуску новое издания. Теперь книгу смогут найти все ищущие.
Инициатива издания принадлежала ученице Е.Е.Кравцовой Ане Якшиной. Она провела колоссальную работу, хотя впереди защита диссертации – в развитие идей Елены Евгеньевны. Предисловие написал сын Олег Кравцов.
Лена – любовь и боль. «Люболь». И все-таки – просто любовь.
Потому что доброе волшебство продолжается.
Метки: боль и свет памяти, Цеховое братство, граждане моего сердца
Сад и школа: (не) все мифы о бесшовности

26 марта 2025 года в 14:00 (по московскому времени) в специальном выпуске проекта «Высшая лига. Задача со звёздочкой» нас ждёт интервью с экспертом в области психологии и педагогики, Владимиром Товиевичем Кудрявцевым.
Подробнее
Метки: Педагог-и-Я, детворения, сообщения-обращения, tovievich.ru, немножко психологии
Ш-куриный тест

Прежде чем жениться, надо предложить потенциальной избраннице жареную курочку. А не банан - из экономии или в угоду штампам желтого секспросвета. Или просто из-за банального отсутствия жизненного опыта! А если не прогнал возлюбленную по ш-куриному тесту, имеешь шанс неожиданно познакомиться с самой страшной категорией этого контингента. С теми, кто при вашей робкой попытке доесть за возлюбленную содранную шкурку (а это - высшая степень доверия), восклицают: "Там яд, болезни, муки, корчи, и, вообще, посмотри на себя, смертничек!". Тогда уноси ножки и, по возможности, недоеденную шкурку в клювике!
Метки: экспрессии-импрессии
Хрущевка на колесах

Нельзя не признать, что тысячи, десятки тысяч советских пилотов вышли на большую дорогу через дверцы "ушастого" и его собратьев. Для многих это был доступный прорыв. "Запорожцы" стали чем-то вроде хрущевок на колесах, в которые - пусть не столь массово - расселили пассажиров набитых автобусов, троллейбусов и трамваев.
В парке "Запорожцев" не так уж редко попадались надежные и выносливые экземпляры. В 70-е годы отделочные работы в одной московской школе-новостройке едва ли бы прошли оперативно, если бы не личный 968-й учителя труда, друга нашей семьи. А ведь полезная масса авто - всего 320 г. Поэтому машины нередко "гребли носом" - хозяева беспощадно загружали передние багажники. Гребли, но ехали!
Он остался

24 марта, как водится, незаметно прошло 60-летие Анатолия Германовича Крупнова. Крупнов прожил чуть больше половины этого срока. Свой день рождения не любил – считал самым несчастливым днем. Любил жизнь. Спешил любить, как если бы знал срок.
«Сообразно фамилии», он был намного крупнее своих талантливых реализаций в музыке, в театре и кино (а как он играл в своих песнях и клипах!).На радио, в поэтическом языке и повседневной, немыслимой по нынешним временам, литературной речи, в мудрости не по годам.
Продолжение в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"
Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"
Метки: ПреКрасные даты, Муз-ON, Музобраз, медиа
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу