Все игры
Запись

Михаил Анчаров и Владимир Высоцкий.



Начиная с 1963 года песни Анчарова обретают широкую известность и популярность, он выступает на вечерах самодеятельной песни в вузах, домах культуры, творческих клубах Москвы и Ленинграда, записывается на домашние магнитофоны.



Однажды, в ноябре 1965 года на квартире известного московского коллекционера Марка Дубровина, была произведена запись домашнего концерта, так называемый “квартирник”. Запись уникальная. Свои песни здесь исполнили - Владимир Высоцкий, Михаил Анчаров, Евгений Клячкин и Игорь Кохановский. Всего было записано 69(!!!) песен, из которых Анчаров спел 12, Клячкин – 7, Кохановский – 3, остальные Высоцкий.



С середины 60-х годов, Анчаров публикует первые прозаические произведения, повести “Теория невероятности”, “Этот синий апрель”, “Сода – солнце”. Пишет пьесы и киносценарии (в частности к фильму “Мой младший брат”, в соавторстве с Аксёновым). В 1971 году на центральном телевидении выходит первый советский сериал “День за днём” по сценарию Анчарова. В каждой серии звучала песня. Песни эти, как говорится моментально ушли в народ, - “Ты припомни Россия”, “Кап-кап”, “Об относительности возраста” и другие. Одну из них “Стою на полустаночке” исполненную Ниной Сазоновой, многие до сих пор считают народной.
После 72-го года Анчаров перестал писать песни и стал работать в других литературных жанрах. Константин Симонов когда-то подметил, что поэты, достигая определённого возраста уходят в прозу. Наверное, это так, вспомним Пушкина:

Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я ― со вздохом признаюсь ―
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие, хладные мечты,
Другие, строгие заботы
И в шуме света, и в тиши
Тревожат сон моей души.

Поэт с годами обратился к повествовательному жанру, да и Высоцкий в зрелом возрасте стал писать “Роман о девочках, который, к сожалению не закончил. Другое дело, что многие большие поэты просто не доживают до этого периода.
Работа над песней, многое дала Анчарову как большому писателю. Вот, что он сам говорит об этом.
“...Как писатель я многим обязан менестрельной песне. Она научила меня работать над словом. А слово в ней должно быть жестким, ясным и осмысленным; оно должно доходить до души, иначе песня не состоится. Ведь менестрельная песня это не музыкальное явление - это музыка со словом. Слово здесь главенствует. Ради слова песня и пишется; ради слова и возникло само менестрельное искусство, признанию которого у нас, кстати сказать, упорно сопротивлялись и продолжают сопротивляться именно потому, что менестрельная песня, в отличие от бездумных эстрадных шлягеров с примитивными текстами, несет в себе слово. Ну а слово-то это - вольное, неподконтрольное, личное... Сейчас, слава богу, менестрельное искусство все больше и больше заявляет о себе. А ведь было время, когда оно было сведено на нет: одни отказались петь, другие сгинули. Ни у кого не вызывает сомнения огромный и бескомпромиссный талант Владимира Высоцкого. А я хорошо помню те времена, когда его запросто отождествляли то с какой-нибудь мразью, то с какой-нибудь сволочью, которую он утонченно, весело и издевательски высмеивал, обладая настоящим художническим даром перевоплощения. Так в свое время было и с Зощенко, которого обвиняли в крамоле, называли мещанским писателем, ставя автора на одну доску с его персонажами...”
О влиянии творчества Анчарова на Владимира Высоцкого, говорит и Валентин Лившиц, с одной стороны близкий друг Михаила Леонидовича, а с другой тесно общавшийся с Высоцким и актёрами театра на Таганке.

“Я точно знаю, что имел в виду Владимир Высоцкий, когда говорил, что Михаила Анчарова он считает своим Учителем (недавно это же подтвердила и вторая жена Володи Высоцкого - Людмила Высоцкая - Абрамова). Дело в том, что до знакомства с Мишей у Володи шёл цикл, если можно так сказать, "псевдоблатных" песен. Песен, сделанных мастерски, очень интересных, однако только после того, как Высоцкий несколько раз спел песню "МАЗ" Михаила Анчарова (было такое, было!! хотя позже Высоцкий говорил "Я чужих песен не пою", но это позднее), после того, как Миша приехал по приглашению на труппу в "Таганку", после того, как Золотухин запел Мишину "Песенку о безногом" в спектакле театра, у Высоцкого начали появляться песни-баллады, песни-размышления.
Для меня, человека, знавшего творчество обоих бардов очень хорошо, ясно, что и ритм, и сценарный ход "Волков", и ритм, и сценарный ход "Коней", возникли неслучайно. И глубина тем, всё увеличивающаяся у Высоцкого, это и признак огромного таланта Володи Высоцкого, и отражение того, что увидел Высоцкий в песнях Анчарова. Как выяснилось после экспериментов Анчарова, высокий философский смысл вовсе не противопоказан бытовой, бардовской песне”.

Кстати, тот же Лившиц, вспоминает, что и Галич стал писать песни под влиянием Анчарова.
Вот этот случай похожий на анекдот.

“Кстати, могу вам рассказать, как начал писать песни и исполнять их под гитару великий Александр Аркадьевич Галич. Был он в Ленинграде по каким-то киношным делам, жил в гостинице "Московская". В этой же гостинице жил Миша, тоже приехавший в Питер по киношным делам, были они знакомы. Вечером Галич и Анчаров столкнулись в номере у одной дамы, так же проживавшей в этой гостинице. Оба "великих" пользовались успехом у дам. При этом, очень ценили свой успех и относились к этому весьма ревностно. (Если бы речь не шла о "великих", я бы посмел сказать, что были они оба "большие бабники"). В номере у дамы стояло пианино, и Галич (игравший на рояле) решил, что Мишина "песенка спета". Галич сел к пианино и спел несколько песен Вертинского и русских романсов (своих у него тогда ещё не было). Тогда, Миша сходил за гитарой. В результате Анчаров остался с дамой, а Галич ушел к себе в номер.
Затем Галич приехал домой в Москву, снял с антресолей гитару и начал писать песню. По свидетельству жены Галича (Ангелины), сказав при этом: "Если Анчаров может, я тоже это смогу". Ну а чем всё это закончилось, знают все. Должен сказать, что первая песня Галича "Леночка" ("Весенней ночью Леночка стояла на посту….") очень напоминает по своему балладному построению песни Миши Анчарова”.

Я впервые услышал песни Анчарова, в конце 60-х, не зная собственно, что это Анчаров. Это была песня , “Слава богу погода мглистая” – лишь много позже я узнал, кто автор и что называется она “Любовницы”, и речь в ней о судьбе женщин послевоенной поры, когда остро ощущался недостаток мужчин.
А тогда я слушал эту запись, многократно переписанную с магнитофона на магнитофон, поражаясь её немного таинственной, сексуально-гротесковой сути. Она совершенно не походила на песни Высоцкого, Кима, Окуджавы, тех авторов, которых я достаточно хорошо знал, и чьи песни пел в дворовых кампаниях.
Выучил я её моментально и тут же включил в свой репертуар.

Слава Богу, погода мглистая,
На дворе - шаром покати.
Покупаю "Герлен" за триста я,
За семьсот пятьдесят - "Коти".
Приходи ко мне ночью, ночью.
Я нужна тебе, я нежна.
Ляжем ночью, закроем очи...
А жена!.. Подождет жена.

Эй, вдовец, собери овец!
Где ты бродишь, чугун луженый?
Где ты спишь, молодой вдовец?
Незамужние стонут жены.
Половинки бредут в ночи -
Половинки сердец, быть может.
Я юна, я смела. Скачи!
Я смогу тебя растревожить.

Приходи, приходи скорей!
А не то на слепом рассвете
Ты услышишь хрип батарей
И меня не успеешь встретить.
И опять миллионы жен,
Разгребая руками ветер,
Будут лезть с тоски на рожон -
И опять не родятся дети...

Ты не плачь, девчонка, не плачь!
Ты капрон свой стирай в лохани.
Год пройдет, как мимо палач.
Не горюй - не придет коханый.
Вот окончится Новый год,
Новый год превратится в старый...
Возрастное. Это пройдет,
Как проходят вдали отары.
Слова были малоразборчивы, к тому же, что такое “Герлен” и “Коти” я тогда не знал, и у меня получалось, что-то спекулятивное.

Покупаю гирлянд за триста я.
За семьсот пятьдесят купи.

Песня мне и моим сверстникам нравилась безумно.

Я знал Анчарова как прозаика, ещё в школе c наслаждением прочёл его “Теорию невероятности” опубликованную в журнале “Юность”. Потом пришли песни из сериала “День за днём”. Песни совершенно меня потрясшие. Особенно в исполнении Валентина Никулина – “Ты припомни Россия”, “Товарищ”, “Об относительности возраста”, “О циркаче” и другие.
И когда вышла пластина с песнями из телефильма, она была немедленно мной приобретена.


В 1979 году выходит второй телесериал по сценарию Анчарова “В одном микрорайоне”, но такой популярности как у “День за днём” у него не случилось. Возможно потому, что там анчаровских песен уже не было.
В 80-е годы Анчаров окончательно переходит на крупную прозу, в это время выходят его романы "Самшитовый лес", "Записки странствующего энтузиаста", «Как птица Гаруда».
Эти книги о самом важном в человеческой жизни, и в них с невероятной мощью проявлена сила прозаического слова.
Скончался Михаил Анчаров 11 июля 1990 года и был похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.


Михаил Анчаров. Автопортрет

Эти размышления хочется закончить словами одной из самых пронзительных песен Анчарова - “Ты припомни, Россия”:
Я люблю и смеюсь,
Ни о чём не жалею.
Я сражался и жил,
Как умел - по мечте.
Ты прости, если лучше
Сказать не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!

В заключении даю ссылку на сайт где можно посмотреть картины Михаила Анчарова, почитать его стихи, скачать песни.
А также ссылку на документальный фильм о нём.

http://vale-patrushev.narod...

http://video.yandex.ru/user...

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.