Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Упражнения, которые подведут вас к освоению приемов Дзюдо

Дзюдоисты не устают говорить о первостепенной важности растяжки – иначе
вам угрожают проблемы с сухожилиями. В дзюдо используются резкие
движения, так что разогрейте мышцы, чтобы избежать растяжений. После
этого приступайте к этим упражнениям. Каждое из них выполняйте минимум
минуту.


1. Приводящие мышцы.


Обхватите голени руками и слегка наклонитесь вперед так, чтобы почувствовать напряжение на внутренней стороне бедер.


2. Подкаленные сухожилия.


Захватив полотенцем ступню, медленно поднимите прямую ногу на уровень груди. После этого повторите упражнение другой ногой.


3. Поясница.


Плотно прижав плечи к полу, перебросьте одну ногу через другую и
попробуйте дотянуться коленом этой ноги до пола. Повторите упражнение с
другой ногой.


4. Шея.


Встаньте прямо, расслабьте плечи. Наклоните голову к плечу и
задержитесь в этом положении. Сделайте такой же наклон в другую сторону.


Упражнения на силу.


На занятиях дзюдо много внимания уделяется силовой подготовке. Особое
значение имеют упражнения для развития мышц ног, брюшного пресса и рук.


1. Приседания


Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Спину держите
прямо, голову не опускайте. Медленно приседайте, пока ваши бедра не
окажутся параллельны земле, затем вернитесь в исходное положение.


2. Скручивания.


Лежа на полу, согните ноги о обхватите голову руками в районе висков.
Теперь сгибайте корпус, отрывая плечи от пола усилием мышц живота.
Задержитесь в верхнем положении, вернитесь в исходную позицию,
повторите упражнение.


3. Подъемы гантели в наклоне


Поставьте колено на скамью и упритесь в нее рукой. Спину держите прямо,
а свободной рукой поднимайте гантель вверх. Подтянув гантель к животу
задержитесь в этом положении и опустите вес


Упражнения на выносливость.


Не секрет, что мастера восточных единоборств поддерживают себя в
превосходной форме. Дзюдо дает набор простых упражнений, которые
позволят вам поддерживать себя на уровне, если вы будете выполнять их
регулярно. По мере того, как ваша тренированность будет улучшаться,
увеличивайте число повторов. Отдыхайте между подходами не более минуты.


1. Прыжки со скакалкой (90 секунд)


Подробно об упражнениях со скакалкой см. На специальной страничке нашего сайта


2. Отжимание (15 раз)


Держите тело прямым, как струна.


3. Нашагивание на степ платформу – 1 минуту.


Поднимайтесь и спускайтесь со степ платформы, следя за тем, чтобы
осанка была прямой. Занятия со степ платформой проводятся на степ
аэробике


4. Выпрямления ног из положения «упор - присев»


Займите показанное на рисунке положение, затем оттолкнитесь ногами и
выпрямите их. Затем подтяните их к себе. Старайтесь, чтобы в работу
включались мышцы брюшного пресса.


Только после такой тренировки можно начинать отработку приемов и захватов.


В дзюдо очень важна форма одежды. Позаботиться о ней нужно до начала тренировок


Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные
брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть
достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты
за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы
которого завязываются спереди узлом.

Ваш любимый прием???

А какой любимый прием у вас???У меня например подхват бросок, и т,д,,,,,,,,,,

Video


Техника дзюдо

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законовдвижения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук иног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.


Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать ("укэми").


Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка ("сиcэй"). Естественное положение тела ("сиcэй хонтай") – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.


В защитном положении ("сиго хонтай") ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения ("синтай"). Основное передвижение – "цуги-аси" – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.


Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата ("кумиката"). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.


При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты ("тайсабаки") и способы выведения противника из равновесия ("кудзуси").

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
- техника бросков (нагэ-вадза),
- техника сковывания (катамэ-вадза) и
- техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
- проводимые из стойки (тати-вадза) и
- проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
- проводимые в основном руками (тэ-вадза),
- проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
- проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:
- броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
- броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
- удержания (осаэкоми-вадза),
- удушения (симэ-вадза) и
- болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
- удары руками (удэ-атэ),
- удары ногами (аси-атэ) и
- удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.


Правила дзюдо

Дзюдо представляет собой ситуационный, сложно координационный, ациклический, скоростно-силовой вид спортивных единоборств, суть которого сводится к поединку двух спортсменов дзюдоистов, каждый из которых стремится одержать победу с помощью техники борьбы стоя (броски) или техники борьбы лежа (болевые приемы, удушающие захваты, удержания) в строгом соответствии с Правилами соревнований.

Поединки в дзюдо проходят на специальном ковре, который называется татами и состоит из совокупности отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м х8м и максимальными – 10м х 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называемая зоной безопасности, состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания. Любой поединок начинается и заканчивается поклоном обоих дзюдоистов друг другу.

Соревнования в дзюдо по своему характеру делятся на личные и командные. В личных соревнованиях определяются только личные результаты и места, в командных соревнованиях команды встречаются друг с другом и по результатам этих встреч определяются места команд.

В зависимости от системы выбывания участников соревнования проводятся по олимпийской системе с утешительными встречами от полуфиналистов или по олимпийской системе без утешительных встреч или по круговой системе или по смешанной системе.

Соревнования в дзюдо проводятся в определенных возрастных группах:
Младший возраст – мальчики и девочки до 12 лет.
Средний возраст – юноши и девушки до 14 лет.
Старший возраст – юноши и девушки до 16 лет.
Юниоры и юниорки (до 20 лет и до 23 лет).
Мужчины и женщины.
Ветераны (после 30 лет).

Участники соревнований делятся по весовым категориям. Для мальчиков и девочек, для юношей и девушек существует 9 весовых категорий, для юниоров и юниорок до 20 лет - 8 весовых категорий, для юниоров и юниорок до 23 лет, а также для мужчин и женщин - 7 весовых категорий. Кроме того для юниоров и юниорок, для мужчин и для женщин соревнования могут проводится в абсолютной категории, где вес участников не учитывается.

Продолжительность поединка определяется возрастной группой участников:
Младший возраст - 2 минуты.
Средний возраст - 3 минуты.
Старший возраст - 4 минуты.
Юниоры до 20 лет - 4 минуты.
Взрослые - 5 минут.
Ветераны до 60 лет - 3 минуты, старше 60 лет - 2,5 минуты.

Костюм дзюдоиста называется дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс, цвет которого определяет уровень технической подготовленности дзюдоиста. Дзюдога должна быть синего цвета у участника, вызванного первым, и белого цвета у второго участника. Дзюдога изготавливается из хлопка или подобного материала. Для спортсменок обязательной частью костюма должна быть футболка белого цвета. Костюм дзюдоиста должен соответствовать определенным требованиям. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее, чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Если костюм участника не соответствует требованиям Правил, судья на контроле или арбитр могут потребовать от участника поменять костюм.

Судейство поединка осуществляет бригада судей, в состав которой входит арбитр и два боковых судьи. Арбитр обычно находится в пределах рабочей зоны, руководит поединком и выражает свое отношение к действиям спортсменов, а также общее решение бригады судей специальными жестами и сигналами. Боковые судьи располагаются в противоположных углах за пределами рабочей зоны. Каждый боковой судья должен выражать свое мнение, если оно отличается от решения арбитра при объявлении оценок технических действий или наказаний с помощью соответствующих официальных жестов.

Поединок всегда начинается в положении стоя по команде арбитра «ХАДЖИМЭ». В случае необходимости остановить поединок арбитр объявляет команду «МАТЭ». После сигнала об окончании поединка арбитр дает команду «СОРО-МАДЭ».

В случае, когда оценки дзюдоистов после окончания поединка одинаковы или оценок нет, назначается дополнительный поединок «ГОЛДЕН СКОР», который продолжается до первой оценки или до первого наказания. Если поединок «ГОЛДЕН СКОР» закончился без преимущества одного из участников, победитель определяется решением бригады судей «ХАНТЕЙ».

При проведении командных соревнований в случае окончания поединка, когда оценки одинаковы или оценок нет объявляется ничейный результат «ХИКИ-ВАКЕ».

Оценки во время соревнований имеют четыре уровня.

Высшая оценка «ИППОН» (чистая победа) объявляется арбитром и поединок прекращается в том случае, если выполняемое техническое действие соответствует следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист бросает противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, осуществляя контроль атакуемого дзюдоиста;
б) когда атакующий дзюдоист удерживает своего противника в положении удержания в течение 25 секунд;
в) когда атакуемый дзюдоист дважды или более раз похлопывает рукой или ногой или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь) в результате удержания, удушающего захвата или болевого приема атакующего спортсмена.

Оценка «ВАЗА-АРИ» (пол победы) дается за выполненное техническое действие, отвечающее следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист бросает противника, осуществляя контроль, и в броске частично отсутствует один из других трех элементов, необходимых для оценки «ИППОН»;
б) атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 20 секунд и более, но менее 25 секунд.

Если один участник в течение одного поединка получает вторую оценку «ВАЗА-АРИ», арбитр объявляет его победителем с помощью команды «ВАЗА-АРИ АВАСЕТ ИППОН».

Оценка «ЮКО» объявляется в том случае, когда выполняемое техническое действие отвечает следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на бок;
б) атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 15 секунд и более, но менее, чем 20 секунд.

Оценка «КОКА» объявляется в том случае, когда выполняемое техническое действие отвечает следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на одно плечо или бедро (бедра) или ягодицы;
б) атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания 10 секунд и более, но менее чем 15 секунд.

Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований. Запрещенные действия подразделяются на незначительные (21 пункт) и серьезные (11 пунктов). При совершении незначительных нарушений спортсмен получает наказание «ШИДО», при этом, если это наказание объявлено спортсмену во время поединка впервые, то другой спортсмен автоматически получает оценку «КОКА», если же один из дзюдоистов получает второе наказание «ШИДО», его противник автоматически получает оценку «ЮКО», но оценка «КОКА» за первое нарушение автоматически убирается, и в случае третьего наказания «ШИДО» противнику автоматически дается оценка «ВАЗА-АРИ», но оценка «ЮКО» за второе нарушение автоматически убирается. Когда же участник поединка в четвертый раз совершает незначительное нарушение, ему объявляется дисквалификация «ХАНСОКУ-МАКЕ». Если спортсмен во время поединка совершает серьезное нарушение, он сразу же получает дисквалификацию «ХАНСОКУ-МАКЕ».

Соревнования по демонстрации техники КАТА одновременно судят пять судей. Четверо судей располагаются по углам за пределами рабочей зоны, а пятый судья располагается на одной из сторон площадки соревнований.

В соревнованиях по КАТА пара-победитель и все пары, следующие за победителем, определяются по наименьшему количеству штрафных баллов, которые начисляются бригадой судей в зависимости от серьезности ошибок:
а) небольшие ошибки (начисляются 2 штрафных балла за каждую ошибку);
б) средние ошибки (5 баллов);
в) большие ошибки (10 баллов);
г) неправильная техника (20 баллов);
д) забытая техника (40 баллов).

Изменения правил соревнований
Международной федерации дзюдо
действующие с 1 января 2009 года
1. ОЦЕНКИ
Все технические действия оцениваются тремя оценками : ЮКО,
ВАЗА-АРИ и ИППОН.
Комментарии:
1. Бросок с падением на ягодицы или бедро, за который раньше давалась оценка КОКА теперь может оцениваться ЮКО, если результат броска очевиден (хорошо сделанный бросок при наличии силы и контроля).
2. Броски с падением на ягодицы или бедро, выполненные не сильно или с частичным отсутствием контроля, не оцениваются.

2. ОЦЕНКИ ЗА УДЕРЖАНИЕ
За удержание от 15 до 19 секунд дается оценка ЮКО.
За удержание от 20 до 24 секунд дается оценка ВАЗА-АРИ.
За удержание в течение 25 секунд дается оценка ИППОН.

3. ШКАЛА НАКАЗАНИЙ
Первое замечание ШИДО - свободное наказание.
За второе замечание ШИДО оппоненту дается оценка ЮКО.
За третье замечание ШИДО оппоненту дается оценка ВАЗА-АРИ.
За четвертое замечание ШИДО спортсмен получает дисквалификацию
(ХАНСОКУ-МАКЭ).
Комментарии:
1. Первое замечание ШИДО фиксируется на судейском табло, но не фиксируется оценка оппоненту.
2. Во время дополнительной встречи (GOLDEN SCORE) первое замечание дается арбитром без консультации с боковыми судьями.
3. Первое замечание ШИДО не должно рассматриваться в дополнительной встрече при определении победителя по мнению судей (ХАНТЕЙ) за исключением ситуации, когда это является абсолютно единственным различием между двумя спортсменами.
4. Во время дополнительной встречи (GOLDEN SCORE) второе замечание можно давать только после согласования арбитра с боковыми судьями : если 2 судьи из 3 согласны дать наказание, арбитр объявляет замечание ШИДО и схватка заканчивается. Арбитр и боковые судьи до объявления наказания могут обратиться за консультацией к судейской комиссии. Если же 2 судьи из 3 против наказания, дополнительная встреча продолжается. При этом бригада судей может обратиться за консультацией к судейской комиссии.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА (GOLDEN SCORE)
Продолжительность дополнительной встречи для юниоров и взрослых составляет 3 минуты.


5. КРАЙ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
Все действия в положении Nage Waza действительны и могут продолжаться до тех пор, пока любой из спортсменов касается любой частью тела рабочей зоны соревнований (тот же критерий, что и в положении Ne Waza).
Комментарии :
1. Спортсмен, выполняя техническое действие, может продолжать его в зоне безопасности до тех пор, пока его соперник касается рабочей зоны соревнований любой частью своего тела. Любая пауза или остановка во время выполнения технического действия является основанием для команды МАТЭ.
2. Главные критерии при выполнении технических действий в положении борьбы стоя на краю рабочей зоны - непрерывность и активность действия.
3. В случае, если техническое действие начато в пределах рабочей зоны, иное техническое действие (комбинация или контратака) может выполняться и оцениваться при условии отсутствия паузы и наличия развития технического действия после его начала независимо от того, находятся ли спортсмены (один или оба) на рабочей зоне или в зоне безопасности.
4. Если арбитр ошибся и дал команду МАТЭ, а боковые судьи уверены, что техническое действие выполнено правильно, они должны отменить команду МАТЭ и оценить техническое действие. В таком случае бригада судей может обратиться за консультацией к судейской комиссии.

6. КОНТРОЛЬ ФОРМЫ
Участники соревнований несут полную ответственность за соответствие их формы (дзюдоги) требованиям правил проведения соревнований по дзюдо.
При наличии сомнений арбитр может проверить соответствие формы участника. Если форма не соответствует требованиям правил соревнований, арбитр после консультации с боковыми судьями и единогласном решении может дисквалифицировать участника, а при разногласии судей (2 : 1) необходимо получить консультацию у судейской комиссии и принять окончательное решение. Участник, получивший дисквалификацию за несоответствие формы требованиям правил соревнований, допускается к участию в утешительных схватках.
-3-


7. НЕГАТИВНОЕ ДЗЮДО

Негативное дзюдо необходимо наказывать по всей строгости. Тем не менее судьи должны быть уверены, что наказание дается только тогда, когда нарушение очевидно. Арбитр не должен быть «охотником за нарушениями».
Как правило, фраза «более, чем 5 секунд» означает интервал 6-8 секунд, но не 15-20 и более секунд. Повторные нарушения должны наказываться даже быстрее (4-5 секунд). Неведение борьбы оценивается по-прежнему в интервале времени 20-30 секунд.
А) Избегать захват или не давать сопернику брать захват.
Это нарушение включает блокирование, чтобы предотвратить захват, «закрытие» (захват своего собственного отворота для предотвращения захвата соперника) и т. п., теперь это также включает давление с помощью глубокого захвата на спине, чтобы поставить соперника в согнутое положение и не дать ему взять захват. Интервал времени такого нарушения более, чем 5 секунд.
Б) Принимать исключительно оборонительную стойку.
Это запрещенное действие должно наказываться в течение 6-8 секунд. Необходимо препятствовать тактике других стилей борьбы (самбо, вольная, греко-римская борьба).
В) Ложная атака.
Арбитр должен быть внимательным при использовании ложных атак, включая «нырки» в ноги без реальной попытки выполнения броска, прыжки на колени без реальной попытки выполнения броска и т. п. Сюда необходимо включить ложные попытки проведения TOMOE-NAGE, SUMI-GAESHI, когда целью является переход в положение Ne Waza, а не попытка бросить соперника. Такие попытки должны наказываться замечанием.
Использование TOMOE-NAGE, HIKKOMI-GAESHI c целью перехода на болевой прием возможно до тех пор, пока осуществляется атака.
Г) Захват за штаны.
Участнику не разрешается сначала захватывать штаны, а затем атаковать, но разрешается захватывать штаны в завершении уже начатой атаки или даже возможно одновременно с атакой захватывать штаны. Поэтому в случае, когда участник сначала захватывает штаны, схватка останавливается и ему объявляется замечание.
Захват ноги рукой без захвата штанов, как в случае MOROTE-GARI или KIBISU-GAESHI, разрешается и такие действия не должны останавливаться и наказываться, а в случае успешного завершения могут оцениваться.

Кодекс дзюдоиста

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:
вежливость,
смелость,
искренность,
честность,
скромность,
самоконтроль,
верность в дружбе,
уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:
Я не брошу учебы без уважительной причины.
Я не опозорю дзюдо и свою школу.
Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.
Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем.
В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни: 
владей инициативой в любом начинании;
внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
осмысливай полностью, действуй решительно;
знай меру;
держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

История дзюдо

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».


Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Храм Эйсёдзи

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.


В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Дзигоро Кано

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

Терминология


Рука (руки).Удэ-атэ 
Удары руками.


Удэ-гарами 
Болевой прием - узел руки.

Удэ-хисиги 
Болевой прием - рычаг локтя.


Удэ-хисиги-аси-гатамэ 
Болевой прием - рычаг локтя с помощью ноги.




Удэ-хисиги-ваки-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки под мышку.



Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки между ног.




Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя с захватом ногами "треугольником".




Удэ-хисиги-тэ-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через руку.




Удэ-хисиги-удэ-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя с фиксацией руки противника руками.




Удэ-хисиги-хара-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через живот.




Удэ-хисиги-хидза-гатамэ
Болевой прием - рычаг локтя при помощи колена.




Уки-вадза
Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной).




Уки-гатамэ
Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием - рычаг локтя.




Уки-госи
Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной).




Уки-отоси
Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной).




Укэ
Атакуемый.




Укэми
Приемы самостраховки при падениях.




Ура-нагэ
Бросок через грудь (бросок за свою спину).




Усиро-госи
Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади).




Ути-маки-коми
Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри.




Ути-мата
Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри).




Ути-мата-гаэси
Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок.




Ути-мата-маки-коми
Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).




Ути-мата-сукаси
Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия.




Уцури-госи
Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), "обратное бедро".




Хадака-дзимэ
Удушающий прием сзади плечом и предплечьем.




Хансоку
Дисквалификация дзюдоиста.




Ханэ-госи
Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника).




Ханэ-госи-гаэси
Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок.




Ханэ-маки-коми
Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи).




Харай-госи
Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги).




Харай-госи-гаэси
Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок.




Харай-маки-коми
Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).




Харай-цури-коми-аси
Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции).




Хидза-гурума
Подсечка в колено (колесо через колено).




Хики-коми-гаэси
Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо.




Хон-кэса-гатамэ
Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)




Цубамэ-гаэси
Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки).




Цуккоми-дзимэ
Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты.




Цури-госи
Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх).




Цури-коми-госи
Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции).




Чуй
(прав. «тюи») - замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.




Шидо
(прав. сидо) – замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.




Юко
Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.




Яма-араси
Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу