Все игры
Запись

Торла О`Каролан (1670-1738). Ирландский арфист и композитор

Торла О`Каролан, странствующий арфист и, наверное, единственный, в полном смысле слова, национальный композитор Ирландии жил в весьма сложный период ирландской истории. Он родился немного позже того, как Оливер Кромвель окончательно уничтожил старинный Гэльский уклад, и жизнь Каролана совпала со временем расцвета Карательных Законов.
В 1691, когда Каролану был 21 год, разгром в битве у Орима (Aughrim) положил конец надеждам ирландцев на независимость и религиозную свободу. В 1695 был введен Карательный Кодекс, который продолжал действовать в полную силу на протяжении всей жизни Каролана и еще долго после его смерти в 1738 году. Кодекс этот был разработан и введен для того, чтобы принудить католиков либо отказаться от своей религии, либо лишить их собственности и любого шанса получить какое бы то ни было образование. Несмотря на все это, несмотря на постоянно усиливавшиеся притеснения ирландцев, удивительно, что Торла О`Каролан жил полноценной, успешной жизнью, имея возможность сочинять свежую и самобытную музыку, которая пользовалась признанием и популярностью среди всех жителей Ирландии - и среди Гэлов, и среди Англо-Саксов, и среди других.

В 18 лет Каролан заболел оспой и ослеп. Слепому в те времена было непросто найти достойное занятие, но Каролан обратился к музыке, музыке и арфе. Миссис МакДермотт Ро научила его играть, и, вскоре, когда он был немного подготовлен, снабдила его всем необходимым для странствий - инструментом, лошадью и проводником.

Многие ирландские арфисты были слепыми, так как музыка - одна из немногих профессий, где обладание зрением - не решающее качество. Может показаться, что овладеть игрой на арфе слепому трудно, однако, фактически, ведет музыканта не зрение, а интуиция, чувство. К тому же, металлические струны ирландской арфы натягивались очень близко друг к другу и найти нужную было достаточно просто. Традиция игры на арфе была полностью устной и, соответственно, не было необходимости читать ноты. Помимо прочего, арфиста всегда сопровождал помощник, который был проводником и носил арфу.

Проучившись игре на инструменте три года, Каролан и не помышлял о композиции, он был исполнитель, и весьма рядовой исполнитель, потому что 18 лет - поздний возраст начинать учиться игре на ирландской арфе, да и на любой другой. Из-за этого по началу собратья по ремеслу относились с презрением к игре Каролана, а те, для кого он играл, не находили в его музыке ничего особенного. Арфа в Ирландии, даже в период упадка традиции в 17 веке, оставалась первым и наиболее популярным инструментом. Арфисты оставались носителями древней благородной аристократической традиции, которой в свое время восхищалась вся Европа. Как правило, дома большинство ирландских семей держали арфу или две, так же как сейчас многие имеют фортепиано, все члены семьи немного играли, а некоторые даже весьма хорошо. Естественно, что профессиональному исполнителю были очень рады, и ждали качественной игры.

Первый дом, который Каролан посетил в своих странствиях - дом Джорджа Рейнольдса из Лу Сгур, в графстве Лейтрим. Вряд-ли Каролан играл хорошо, так как Рейнольдс посоветовал ему попробовать сочинять, сказав при этом, что "может быть, языком выйдет больше толку, чем пальцами". После этого, как гласит история, Каролан сочинил свое первое произведение "Si bheag, si mhor" (Ши вег, ши вор - маленькие эльфы и большие эльфы), взяв сюжет из местной легенды о войне двух эльфийских армий. Сквайр Рейнольдс высоко оценил эту композицию, таким образом вдохновив Каролана на дальнейшее сочинение.

С этого момента и до конца своей жизни Каролан сочинял музыку. Он остался бы неизвестен, если бы не стал композитором, так как странствующих арфистов было много, и обыкновенный исполнитель вряд ли бы оставил след в истории.

Сначала Каролан сочинял музыку, а потом слова. Обычно делалось наоборот, и способ Каролана стал вызовом вековой традиции.


Музыка вообще, и особенно музыка арфистов всегда играла большую роль в жизни ирландского общества, однако она всегда уступала первое место поэзии. Слова были всегда важнее музыки, и это до сих пор прослеживается в ирландской песенной традиции. По ирландски говорят - сказать песню (аbair amhran), а не спеть песню (сan amhran). Мелодия песни может быть прекрасна, но она все равно второстепенна по отношению к словам.

С точки зрения классической музыки мелодии Каролана легки и просты, но, тем не менее, это уникальное достижение. Эта музыка рождена слепым человеком, который не мог ни читать, ни писать ноты, и не имел никакого музыкального образования. Можно только предполагать, что мог бы написать Каролан, если бы получил академическое образование, подобно своему современнику Генри Пёрселлу. Музыка Каролана стала соединительным звеном между европейской классикой, музыкой ирландских арфистов и народной музыкой Ирландии. Соединив черты народной музыки и впечатления от классической, Каролан выработал свой стиль, но, в любом случае, все, что он написал, остается ирландским, хотя значение имеет интернациональное. Именно это дает Каролану право называться национальным композитором Ирландии.


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Tatsyana B.      10-07-2009 21:16 (ссылка)
Re: Торла О`Каролан (1670-1738). Ирландский арфист и композитор
Спасибо!
Ирдис Эваллё      15-08-2009 01:28 (ссылка)
Re: Торла О`Каролан (1670-1738). Ирландский арфист и композитор
Как вы относитесь к арфе? Кому нравится такая музыка? Вот недавно скачал себе Мелдис, нравится как на арфе играет Хелависа и Мелдис с Мервент... А подскажите ещё исполнителей на арфе!?