Все игры
Запись

Моцарт. Черновик.



Леопольд хотел видеть своего сына композитором, и поэтому для начала решил представить Вольфганга музыкальному миру как исполнителя-виртуоза. Этого требовал негласный старинный обычай, сохранявшийся вплоть до времён Бетховена: тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был зарекомендовать себя как исполнитель.
Леопольд решил совершить концертные путешествия по королевским и княжеским дворам Европы. Началась пора странствий, длившаяся почти десять лет.
Слава о детях-виртуозах быстро распространялась, и, благодаря этому, желание знатных особ послушать игру Вольфганга было велико
В Париже Вольфганг и Наннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве — Наннерль равнялась с ведущими парижскими виртуозами, а Вольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа.
Результаты путешествия превзошли все ожидания: оно принесло Леопольду и детям огромный успех, о котором они и не могли мечтать. За три года отсутствия Вольфганг из обычного ребёнка превратился в десятилетнего композитора, что потрясло друзей и соседей Моцартов.

Семья Моцартов. На стене — портрет матери.
Художник Иоганн Непомук де ла Кроче, ок. 1780 г.


В 1780-е годы, Моцарт находится в зените славы, в это время им написаны лучшие из его сочинений. Моцарт получал огромные гонорары за концерты и издание своих сочинений, обучал множество учеников. Семья композитора поселилась в прекрасной квартире, доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху.


4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение Моцарта и Констанции Вебер.
Несмотря на счастливую для супругов женитьбу, на брак всегда падала мрачная тень отца: он хотя и смирился с женитьбой сына, но в душе относился к Констанции враждебно.
В 1783 году Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783—1785 годах. Эти квартеты, столь смелые и новаторские для своего времени, вызывали недоумение и споры среди венских любителей, однако Гайдн, осознававший гениальность квартетов, принял подарок с величайшим почтением. К этому периоду относится также и другое важное событие в жизни Моцарта: 14 декабря 1784 года он вступил в масонскую ложу «К благотворительности»



Процесс сочинения и записи собственных произведений у Моцарта, как и любого другого композитора, занимает особое место. Излюбленным временем для сочинения обычно было раннее утро, с семи до девяти часов. Сам Моцарт никогда не рассуждал о процессе сочинения музыки, однако, это настолько сильно занимало его внутренне, что мог сочинять у себя в голове, попутно занимаясь при этом совсем иным делом.

С 1787 года резко снизилось количество «академий» Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились — ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены. Денег едва хватало на жизнь, тем более что попытка устроить у себя на дому концерты по подписке так и не удалась. Констанция была тяжело больна. Её лечение также сильно истощало кошелёк Моцарта.
Благодаря лечению Констанция поправилась. Тем временем на венской сцене была восстановлена и имела большой успех «Свадьба Фигаро». Благодаря этому успеху Моцарт вновь с воодушевлением занялся работой для театра: писал вставные арии в свои оперы и в оперы других композиторов.
С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года.
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный «Реквием» (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема», но она настолько хорошо известна, что повторять её не стану.
Скажу лишь, что работу Моцарта над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над «Реквиемом». Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже до завершения «Реквиема» не принимать больше учеников. Но самочувствие Моцарта сильно ухудшалось и 4 декабря его состояние стало критическим. 5 декабря 1791 года Моцарт ушёл из жизни.

Возможно, самый последний
прижизненный портрет Моцарта,
написанный в 1790 году в Мюнхене.
Художник Иоганн Георг Эдлингер






В википедии огромная и очень подробная статья о Моцарте.
Я взяла от туда лишь малую толику, делая акцент на детские и молодые годы.


*********************************
Вряд ли по прочтении писем Моцарта можно сделать далекоидущие выводы о его отношениях с Сальери. Последнюю историю некоторые приводят как доказательство дружбы между композиторами. Однако очевидно, что друзьями они не были. Нет в словах Моцарта и какой-то неприязни или ненависти по отношению к коллеге, разве что обида, что Сальери всегда впереди…




Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.