Нургаяз Камилҗан,
31-05-2011 14:30
(ссылка)
Валиахмад-хазрат Гаязов — председатель ДУМ Республики Коми
Информация по http://www.islamrf.ru/news/...;
Валиахмад-хаджи, председатель Духовного управления мусульман Республики Коми, 07.02.2011 дал интервью порталу islamrf.ru.
---
Валиахмад-хаджи Гаязов: в Республике Коми проживает 60-70 тысяч этнических мусульман
В нынешнем году мусульманской общине Республики Коми исполняется 20 лет. Все эти годы ее возглавляет Валиахмад-хаджи Гаязов. Свои первые проповеди он читал в дачном домике поселка Парма, который группа из нескольких инициативных людей (Надима Шайхутдинова, Рифката, Зинии Гаязовых и других) своими силами приспособила для осуществления обрядов. Сегодня Валиахмад-хазрат – председатель Духовного управления мусульман Республики Коми, член общественного совета при МВД по Республике Коми, член Совета муфтиев России, награжден медалями «За единение», «За заслуги», «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», а также почетной грамотой главы Республики Коми. Он является лауреатом первого Всероссийского конкурса проповедников ислама, посвященного 145-летию со дня рождения крупнейшего исламского богослова и просветителя Ризаетдина Фахрутдинова. Валиахмад-хаджи Гаязов ответил на вопросы нашего корреспондента:
- Уважаемый Валиахмад-хазрат, как шло формирование мусульманской общины Республики Коми?
- В 1991 году в нашей республике была создана первая мусульманская община. Тогда только что вышел закон «О свободе совести и религиозных организациях», и дело шло сложновато. Когда мы пришли с пакетом документов в Министерство юстиции, принесли заявление с просьбой зарегистрировать нашу общину, был такой интересный момент: люди выходили из кабинетов и смотрели на нас, удивлялись, тогда еще не принято было говорить открыто, что ты мусульманин. Были и неприятные моменты. Помню однажды, пришли на почту, отправлять нашу рабочую корреспонденцию. На конвертах была эмблема нашего Духовного управления с арабской вязью. Письма отказались принять. Мы обратились в прокуратуру, и тогда уже по звонку эту ситуацию уладили. Сейчас уже таких моментов непонимания или настороженности нет. С руководством республики у нас нормальные отношения, люди хорошо относятся. На праздник Ураза-байрам в прошлом году мы собрали 90 тысяч рублей, раздали деньги Обществу ветеранов, Обществу инвалидов, детскому дому. На Курбан-байрам собрали 60 тысяч. Тоже все раздали. Работу в социальном плане мы ведем большую.
- По численности общины у вас есть данные?
- Трудно назвать сейчас точные цифры. Но мы считаем, что в республике проживает 60-70 тысяч этнических мусульман. Больше всего их в Усинске, Сыктывкаре и Воркуте. В первые годы по национальному составу это были в основном татары, башкиры, азербайджанцы, это те, кто приезжал на нефтяные и угольные разработки, на лесопромышленные предприятия. Сейчас состав поменялся – приезжает много из Средней Азии, чеченцы, представители дагестанских народов – аварцы, лезгины, кумыки, ногайцы.
- Все приходят в мечеть в Усинске, она единственная в Республике?
- Как изолированное здание в республике одна мечеть, но много молельных комнат. В Печорах есть тоже изолированное здание, но это бывшая лыжная база, небольшое помещение. Там очень активно работает община. В Усинске под мечеть было выделено здание бывшего «Детского мира», мы его переоборудовали, ремонт делали, возвели минарет. В прошлом году приезжал глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов и было принято решение строить новую мечеть. Сейчас решаются чисто технические вопросы, земельный участок выбран, идет сбор разрешительной документации по проектированию здания мечети. В целом администрация города, глава республики очень положительно относятся к этому, чтобы между людьми разных национальностей был мир и согласие. Тяжело созидать, если есть непонимание.
- Вы возглавляете общину с момента ее создания, какие задачи вы считаете приоритетными для себя?
- Конечно, удовлетворение духовных потребностей мусульман, их объединение. Мусульмане живут в обществе, и в их среду проникли пороки – курение, алкоголизм, наркомания. Мы стараемся, чтобы религия стала тормозом для этих пагубных явлений. Мы должны сначала среди мусульман порядок навести, чтобы наши единоверцы были подальше от всего пагубного. Мы в материальном плане ограничены. Нам нужны средства на то, чтобы, например, обеспечить в мечети тепло. У нас же не Саудовская Аравия. Недавно только поставили теплосчетчик, поэтому сейчас платим не по площади, а по факту. Это снизило расходы, но финансовые трудности не дают возможности работать в полную силу. Чтобы сайт создать, газету издавать – нужны средства. Мы и свою деятельность не можем осветить в полной мере, потому что нет возможностей.
- Благотворители помогают?
- Конечно, помогают, но наша работа ведь постоянно расширяется. Раньше мы только обрядами занимались – бракосочетание, имянаречение, похороны, а сейчас мы в общественные структуры входим, много выезжать приходится. Проводим «Караван милосердия», сняли фильм об общине. Я благодарен компании «ЛУКОЙЛ-Коми», которая нам здорово помогает. Азат Равмерович Хабибуллин, когда был на посту Генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми», понимал наши проблемы. Но один ЛУКОЙЛ не может все решить. Сейчас у нас хорошие отношения с Монди Сыктывкарским леспромышленным комплексом. Они помогли нам провести научную конференцию «Исламская культура: наука, поэзия, общество» в Сыктывкаре в марте прошлого года. На конференции мы вручили медаль от имени Равиля Гайнутдина заместителю гендиректора Монди Сыктывкарского ЛПК Фариду Ибрагимову. Кстати, я бы хотел поблагодарить председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за помощь, за работу, за мудрость, которой мы у него учимся. На конференции было много докладов – «Ислам и медицина», «Ислам и самокритика» и др. Были приглашены представители общественно-культурных объединений, религиозных организаций – очень хорошо выступал представитель иудейской общины, Немецкого общества. Конференция проводилась при поддержке Министерства национальной политики РК и с одобрения руководства Республики и имела большой резонанс. Правда, во время обеда ворвались бритоголовые, начали разбрасывать листовки, это омрачило праздник.
- А исламское учебное заведение в республике есть?
- Воскресная школа только, к сожалению. Пока большее для нас не по силам. Мы хотим, конечно, чтобы учебное заведение было, потому что образование – очень важный момент. Мы проводили молодежные мусульманские лагеря, первый раз его организовали в 93 году. В одной из школ три класса оборудовали, и ребята занимались изучением Корана и арабской графики.
- Валиахмад-хазрат, чтобы вы пожелали единоверцам?
- Чтобы они больше задумывались о смысле жизни, определили свои ориентиры. Всевышний сказал: «Я создал вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга». Познавали, значит – сотрудничали, помогали, а не враждовали и ссорились. Желаю всем духовного здоровья!
IslamRF.Ru — http://www.islamrf.ru/news/...
Валиахмад-хаджи, председатель Духовного управления мусульман Республики Коми, 07.02.2011 дал интервью порталу islamrf.ru.
---

Валиахмад-хаджи Гаязов: в Республике Коми проживает 60-70 тысяч этнических мусульман
В нынешнем году мусульманской общине Республики Коми исполняется 20 лет. Все эти годы ее возглавляет Валиахмад-хаджи Гаязов. Свои первые проповеди он читал в дачном домике поселка Парма, который группа из нескольких инициативных людей (Надима Шайхутдинова, Рифката, Зинии Гаязовых и других) своими силами приспособила для осуществления обрядов. Сегодня Валиахмад-хазрат – председатель Духовного управления мусульман Республики Коми, член общественного совета при МВД по Республике Коми, член Совета муфтиев России, награжден медалями «За единение», «За заслуги», «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», а также почетной грамотой главы Республики Коми. Он является лауреатом первого Всероссийского конкурса проповедников ислама, посвященного 145-летию со дня рождения крупнейшего исламского богослова и просветителя Ризаетдина Фахрутдинова. Валиахмад-хаджи Гаязов ответил на вопросы нашего корреспондента:
- Уважаемый Валиахмад-хазрат, как шло формирование мусульманской общины Республики Коми?
- В 1991 году в нашей республике была создана первая мусульманская община. Тогда только что вышел закон «О свободе совести и религиозных организациях», и дело шло сложновато. Когда мы пришли с пакетом документов в Министерство юстиции, принесли заявление с просьбой зарегистрировать нашу общину, был такой интересный момент: люди выходили из кабинетов и смотрели на нас, удивлялись, тогда еще не принято было говорить открыто, что ты мусульманин. Были и неприятные моменты. Помню однажды, пришли на почту, отправлять нашу рабочую корреспонденцию. На конвертах была эмблема нашего Духовного управления с арабской вязью. Письма отказались принять. Мы обратились в прокуратуру, и тогда уже по звонку эту ситуацию уладили. Сейчас уже таких моментов непонимания или настороженности нет. С руководством республики у нас нормальные отношения, люди хорошо относятся. На праздник Ураза-байрам в прошлом году мы собрали 90 тысяч рублей, раздали деньги Обществу ветеранов, Обществу инвалидов, детскому дому. На Курбан-байрам собрали 60 тысяч. Тоже все раздали. Работу в социальном плане мы ведем большую.
- По численности общины у вас есть данные?
- Трудно назвать сейчас точные цифры. Но мы считаем, что в республике проживает 60-70 тысяч этнических мусульман. Больше всего их в Усинске, Сыктывкаре и Воркуте. В первые годы по национальному составу это были в основном татары, башкиры, азербайджанцы, это те, кто приезжал на нефтяные и угольные разработки, на лесопромышленные предприятия. Сейчас состав поменялся – приезжает много из Средней Азии, чеченцы, представители дагестанских народов – аварцы, лезгины, кумыки, ногайцы.
- Все приходят в мечеть в Усинске, она единственная в Республике?
- Как изолированное здание в республике одна мечеть, но много молельных комнат. В Печорах есть тоже изолированное здание, но это бывшая лыжная база, небольшое помещение. Там очень активно работает община. В Усинске под мечеть было выделено здание бывшего «Детского мира», мы его переоборудовали, ремонт делали, возвели минарет. В прошлом году приезжал глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов и было принято решение строить новую мечеть. Сейчас решаются чисто технические вопросы, земельный участок выбран, идет сбор разрешительной документации по проектированию здания мечети. В целом администрация города, глава республики очень положительно относятся к этому, чтобы между людьми разных национальностей был мир и согласие. Тяжело созидать, если есть непонимание.
- Вы возглавляете общину с момента ее создания, какие задачи вы считаете приоритетными для себя?
- Конечно, удовлетворение духовных потребностей мусульман, их объединение. Мусульмане живут в обществе, и в их среду проникли пороки – курение, алкоголизм, наркомания. Мы стараемся, чтобы религия стала тормозом для этих пагубных явлений. Мы должны сначала среди мусульман порядок навести, чтобы наши единоверцы были подальше от всего пагубного. Мы в материальном плане ограничены. Нам нужны средства на то, чтобы, например, обеспечить в мечети тепло. У нас же не Саудовская Аравия. Недавно только поставили теплосчетчик, поэтому сейчас платим не по площади, а по факту. Это снизило расходы, но финансовые трудности не дают возможности работать в полную силу. Чтобы сайт создать, газету издавать – нужны средства. Мы и свою деятельность не можем осветить в полной мере, потому что нет возможностей.
- Благотворители помогают?
- Конечно, помогают, но наша работа ведь постоянно расширяется. Раньше мы только обрядами занимались – бракосочетание, имянаречение, похороны, а сейчас мы в общественные структуры входим, много выезжать приходится. Проводим «Караван милосердия», сняли фильм об общине. Я благодарен компании «ЛУКОЙЛ-Коми», которая нам здорово помогает. Азат Равмерович Хабибуллин, когда был на посту Генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми», понимал наши проблемы. Но один ЛУКОЙЛ не может все решить. Сейчас у нас хорошие отношения с Монди Сыктывкарским леспромышленным комплексом. Они помогли нам провести научную конференцию «Исламская культура: наука, поэзия, общество» в Сыктывкаре в марте прошлого года. На конференции мы вручили медаль от имени Равиля Гайнутдина заместителю гендиректора Монди Сыктывкарского ЛПК Фариду Ибрагимову. Кстати, я бы хотел поблагодарить председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за помощь, за работу, за мудрость, которой мы у него учимся. На конференции было много докладов – «Ислам и медицина», «Ислам и самокритика» и др. Были приглашены представители общественно-культурных объединений, религиозных организаций – очень хорошо выступал представитель иудейской общины, Немецкого общества. Конференция проводилась при поддержке Министерства национальной политики РК и с одобрения руководства Республики и имела большой резонанс. Правда, во время обеда ворвались бритоголовые, начали разбрасывать листовки, это омрачило праздник.
- А исламское учебное заведение в республике есть?
- Воскресная школа только, к сожалению. Пока большее для нас не по силам. Мы хотим, конечно, чтобы учебное заведение было, потому что образование – очень важный момент. Мы проводили молодежные мусульманские лагеря, первый раз его организовали в 93 году. В одной из школ три класса оборудовали, и ребята занимались изучением Корана и арабской графики.
- Валиахмад-хазрат, чтобы вы пожелали единоверцам?
- Чтобы они больше задумывались о смысле жизни, определили свои ориентиры. Всевышний сказал: «Я создал вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга». Познавали, значит – сотрудничали, помогали, а не враждовали и ссорились. Желаю всем духовного здоровья!
IslamRF.Ru — http://www.islamrf.ru/news/...
Нургаяз Камилҗан,
31-05-2011 14:22
(ссылка)
Альфис Гаязов — министр образования Башкортостона
Информация по http://www.bashkortostan.ru...;
---6 Марта 2011---
Гаязов Альфис Суфиянович
Должность: Министр образования Республики Башкортостан
Телефон: (347) 273-39-24
Альфис Суфиянович Гаязов - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования
Альфис Суфиянович родился в 1956 году в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана. В 1977 году окончил Бирский педагогический институт. Трудовую деятельность начал в 1977 году в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ Бирского педагогического института. После службы в рядах Советской Армии работал младшим научным сотрудником Бирского педагогического института.
В 1983 – 1986 годах - аспирант кафедры педагогики Челябинского педагогического института.
В 1986 – 1987 годах - старший преподаватель кафедры педагогики Бирского педагогического института.
В 1987 – 1989 годах - декан биологического факультета Бирского педагогического института.
В 1989 – 1997 годах - декан факультета педагогики и психологии Бирского педагогического института.
В 1998 – 2000 годах - заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета.
С 2000 года по 2011 год - директор Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета.
С 05.03.2011 года - министр образования Республики Башкортостан.
Круг научных интересов Гаязова А.С. – теория и методология формирования гражданина в этнонациональном пространстве через разнообразные виды деятельности, конструирование моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях динамично обновляющейся российской государственности.
Эти проблемы напрямую связываются с методологическими аспектами развития и модернизации современного образования.
Опубликованные монографии содержат методологию и теорию этнонационального образования:
Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск: ЧГПУ, 1995.–238 с.;
Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ, 1998. – 90 с.;
Социализация личности гражданина в пространстве муници-пального образования. – Уфа: БГУ, 2000. – 197 с. (в соавторстве);
Общество, государство: воспитание гражданина. – Изд. 2-е, доп. – Уфа: БГПУ, 2001. – 117 с.;
«Образование и образованность гражданина в современном мире» – М.: Наука, 2003. – 258 с.;
Управление системой подготовки педагогических кадров в регионе. – Уфа: МО РБ, 2003. – 108 с. (в соавторстве);
Образование и образованность гражданина в современном мире: М.: Наука, 2003. – 256 с.
Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Уфа: ДПС, 2005 (в соавторстве);
Образование как пространство формирования личности гражданина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006;
Семь проблем современного образования – Уфа: Вагант, 2008. – 236 с.
В учебном процессе вузов и школ используются три учебных пособия, рекомендованные Минобразования и науки РФ в качестве учебного пособия для педагогических учебных заведений:
Формирование гражданских качеств школьников в процессе трудовой деятельности. – Куйбышев: Куйбышевский пединститут, 1990. – 93 с.;
Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи. – М., 1996. – 169 с.,
Профессионально-личностное становление будущих школьных медицинских сестер при подготовке к нравственно-половому воспитанию учащихся. – Уфа: БГМУ, 2007 – 133 с. (в соавторстве).
---
---6 Марта 2011---

Гаязов Альфис Суфиянович
Должность: Министр образования Республики Башкортостан
Телефон: (347) 273-39-24
Альфис Суфиянович Гаязов - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования
Альфис Суфиянович родился в 1956 году в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана. В 1977 году окончил Бирский педагогический институт. Трудовую деятельность начал в 1977 году в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ Бирского педагогического института. После службы в рядах Советской Армии работал младшим научным сотрудником Бирского педагогического института.
В 1983 – 1986 годах - аспирант кафедры педагогики Челябинского педагогического института.
В 1986 – 1987 годах - старший преподаватель кафедры педагогики Бирского педагогического института.
В 1987 – 1989 годах - декан биологического факультета Бирского педагогического института.
В 1989 – 1997 годах - декан факультета педагогики и психологии Бирского педагогического института.
В 1998 – 2000 годах - заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета.
С 2000 года по 2011 год - директор Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета.
С 05.03.2011 года - министр образования Республики Башкортостан.
Круг научных интересов Гаязова А.С. – теория и методология формирования гражданина в этнонациональном пространстве через разнообразные виды деятельности, конструирование моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях динамично обновляющейся российской государственности.
Эти проблемы напрямую связываются с методологическими аспектами развития и модернизации современного образования.
Опубликованные монографии содержат методологию и теорию этнонационального образования:
Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск: ЧГПУ, 1995.–238 с.;
Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ, 1998. – 90 с.;
Социализация личности гражданина в пространстве муници-пального образования. – Уфа: БГУ, 2000. – 197 с. (в соавторстве);
Общество, государство: воспитание гражданина. – Изд. 2-е, доп. – Уфа: БГПУ, 2001. – 117 с.;
«Образование и образованность гражданина в современном мире» – М.: Наука, 2003. – 258 с.;
Управление системой подготовки педагогических кадров в регионе. – Уфа: МО РБ, 2003. – 108 с. (в соавторстве);
Образование и образованность гражданина в современном мире: М.: Наука, 2003. – 256 с.
Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Уфа: ДПС, 2005 (в соавторстве);
Образование как пространство формирования личности гражданина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006;
Семь проблем современного образования – Уфа: Вагант, 2008. – 236 с.
В учебном процессе вузов и школ используются три учебных пособия, рекомендованные Минобразования и науки РФ в качестве учебного пособия для педагогических учебных заведений:
Формирование гражданских качеств школьников в процессе трудовой деятельности. – Куйбышев: Куйбышевский пединститут, 1990. – 93 с.;
Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи. – М., 1996. – 169 с.,
Профессионально-личностное становление будущих школьных медицинских сестер при подготовке к нравственно-половому воспитанию учащихся. – Уфа: БГМУ, 2007 – 133 с. (в соавторстве).
---
Нургаяз Камилҗан,
07-04-2011 15:16
(ссылка)
О монетах XV в., отчеканенных от имени Гийас ад-Дин Сар хана
Полный текст доклада Евстратова И. В. (г. Волгоград) на 11-й Всероссийской нумизматической конференции в Санкт-Петербурге (2003 г.).
Гийас ад-Дин Сар (?) хан – новый золотоордынский эмитент XV века
Изучение истории Улуса Джучи сопряжено со значительными трудностями, в первую очередь, из-за крайней скудности письменных источников. Собственные хроники Джучидов до нас не дошли, а сообщения современников из других государств отрывочны и не всегда точны. В этих условиях важная роль отводится нумизматическому материалу.
За несколько столетий изучения джучидских монет помещенная на них информация зачастую была единственно достоверным источником для реконструкции событий в Улусе. Это особенно справедливо в отношении имен, времени пребывания у власти и последовательности смены золотоордынских правителей.
Каждое новое имя ордынского эмитента, открытое нумизматами, позволяло увеличить общий объем знаний по истории Джучидов, и иногда приводило к необходимости пересмотра сложившихся представлений о событиях, происходивших в те далекие времена.
Сегодня я выношу на Ваш суд, коллеги, свою атрибуцию одной джучидской монеты, точнее, одного монетного типа. В результате многолетнего изучения этих монет, я пришел к выводу, что на них присутствует новое, не известное доселе, имя джучидского эмитента.
Первая монета попала мне в руки в 1997 году. Экземпляр был хорошей сохранности, прочеканенный, и легенды обеих сторон читались на нем однозначно, без вариантов. На лицевой стороне надпись в три строки: “Султан/Гийас ад-Дин/ [на третьей строке – сначала - значок, буква или короткое слово, в своем начертании схожее с арабской буквой “син” и в конце строки - слово] “Хан”. На оборотной стороне, так же в три строки: “Чекан/Ас-Сарая/ [и две цифры года чеканки] “8” и “2”.
С тех пор до настоящего времени мне удалось обработать 41 монету этого типа из 6 частных коллекций. Большинство из них происходят с Селитренного городища в Нижнем Поволжье и Камаевского городища в Татарстане.
Поштемпельный анализ позволил выявить использование 13 штемпелей лицевой стороны и 12 – оборотной. Несмотря на графическую вариативность, легенды лицевой и оборотной сторон неизменны, за исключением написания даты, на чем я подробнее остановлюсь ниже.
Монеты медные, но на большинстве экземпляров сохранились следы поверхностного серебрения. Массовость этого явления для этих монет и отсутствие полностью серебряных экземпляров не позволяет говорить о деятельности фальшивомонетчиков. Скорее всего, перед нами плоды использования нетрадиционной для Джучидов технологии изготовления медных посеребренных дирхемов. Монеты на ханском монетном дворе сознательно изготавливались из меди, серебрились и предназначались для использования в сфере серебряного денежного обращения. Кроме следов серебрения на это указывает стилистика легенды лицевой стороны и наличие на нескольких экземплярах надчеканов “`Адл”, характерных для дирхемов XV века.
Вес имеющихся экземпляров варьирует от 0,51 до 0,96 г. Значительная часть изученных монет плохой сохранности – либо с окислами, либо уже очищенные химическим способом. И окисление и чистка, безусловно, повлияли на истинный вес монет и, при таких обстоятельствах, определение весовой нормы чеканки чревато получением недостоверной величины. Вес 22 экземпляров сосредоточен в пределах 0,65 - 0,85 г .Не исключено, что где-то в этом интервале находится величина, отражающая законный вес монет этого типа.
О дате чеканки. Монеты чеканились в XV веке. Все три цифры года чекана видны лишь на одном экземпляре – это либо 824, либо 829 год хиджры. Проблема в том, что небольшой крючок у головки крайней правой цифры делает её похожей на четверку и не позволяет однозначно говорить о том, что это девятка. На шести экземплярах проставлены только две цифры года – 8 и 2. Причем в некоторых случаях можно быть полностью уверенным в том, что третья цифра отсутствовала вообще – на штемпеле было вырезано только 8 и 2. Подобные наблюдения делают возможными два предположения. Первое – так обозначался 820 г.х. или, второе – цифра единиц по каким-либо причинам была пропущена, и дату следует интерпретировать как "восемьсот двадцать какой-то" год хиджры.
На нескольких экземплярах среди цифр года странным образом присутствует значок, очень похожий на арабскую букву “йа” в обособленном состоянии. Первое, что приходит в голову, что это опущенный на строчку ниже “йа” из слова “Сарай”. Но, минимум на двух монетах, при “йа” среди цифр, “йа” из слова “Сарай” стоит на своем месте, хотя и в несколько уродливом виде. Возникло предположение, что, возможно, перед нами не зафиксированный ранее в джучидской нумизматике случай комбинированного обозначения даты – при помощи цифр и хронограммы одновременно. Повторяю – это лишь предположение.
Числовое значение буквы “йа” - десять. Таким образом, на той монете, где рядом стоят "8" и “йа”, можно предполагать "восемьсот десять какой-то" год. Еще одна монета дает такое сочетание – 8 + 2 + “йа” + 9. Что здесь лишнее? Если “йа”, то 829 год у нас вроде как есть, хотя и с вопросом. Если лишняя 2, то часть оставшейся даты – 8 + “йа” - тоже есть.
Подытожив, можно предположить: наиболее вероятные даты чеканки – 820 и 829 годы хиджры. Не исключаются 819, 824 или какой-то еще из 820-х годов.
Переходим к главному – к атрибуции графического значка в начале третьей строки лицевой стороны. Этот значок, похожий на арабский “син”, так или иначе виден на 12 экземплярах их 41. И везде он занимает одно и то же место – в начале третьей строки, перед словом “хан”. Графика этого значка, несмотря на некоторые отличия, неизменна. Он состоит из равного количества одинаковых элементов. Наибольшую вариабельность проявляет последний, третий элемент этого значка, но это не ставит под сомнение равнозначность всех графических вариантов.
Иными словами, этот значок не случаен и его появление на монете оправдано необходимостью. Следовательно, этот графический элемент, специально помещенный в легенде в строго определенном месте, является её неотъемлемой частью, несет конкретную смысловую нагрузку и что-то означает.
Что? В синтаксическом плане легенды лицевых сторон джучидских дирхемов XIV и, отчасти, XV века практически неизменны. Я бы даже сказал, консервативно традиционны. Начинались они обязательно с титула верховного правителя государства “Султан” с эпитетом “ал-`Адиль”, “ал-`Азам” или без таковых. Далее следовало имя эмитента, состоящее, фактически, из одного или нескольких имен. Сразу после имени помещалось слово “Хан”. Оно являлось признаком династийной принадлежности эмитента к правящему роду. Заканчивались легенды либо этим словом “Хан”, либо следовавшим за ним благожеланием типа “Хулиде мулькугу”. Таким образом, титулу “Хан” предшествовало имя правителя.
“Монетные” имена джучидских ханов представлены либо только личным именем, данным при рождении – аламом, либо почетным прозвищем – лакабом в сочетании с аламом. Реже имя эмитента состояло из трех имен – лакаба, второго, т.н. “мусульманского” имени и алама, например, Джелал ад-Дин Махмуд Джанибек хан. Во многих случаях на монетах мы наблюдаем “двойные” имена, например, Менгу-Тимур, Хайр-Пулад, Пулад-Ходжа, Орду-Малик и т.д. Некоторые исследователи не безосновательно полагают, что одно из этих имен является аламом, а второе почетным прозвищем, даваемым специально, для того, чтобы отличать одноименных потомков Джучи друг от друга. Не во всех случаях, однако, бывает ясно, какое из двух имен алам, а какое - почетное прозвище.
Глубокое проникновение ислама в культуру и повседневную жизнь Улуса Джучи во второй XIV века находит свое отражение и в изменении традиций имянаречения. В среде потомственных Джучидов появляются личные мусульманские имена, встречаемые ранее лишь в качестве “вторых” имен или лакабов. Правда, не всегда есть полная уверенность, что, например, ханы Мухаммад или Джелал ад-Дин, вошли в историю под своими личными именами, а не под “вторым” мусульманским именем и лакабом соответственно.
Учитывая сказанное, у нас есть все основания видеть в загадочном значке имя, точнее, одно из двух имен эмитента. Первое имя – Гийас ад-Дин – сомнений не вызывает. Предположение некоторых моих коллег о том, что рассматриваемый значок есть не что иное, как ненормативно и не на месте прописанное окончание слова “Гийас”, снимается наличием нормативного “са” на своем месте – над лигатурой “гайна” и “йа”. Точно в таком же графическом виде “са” прописано, например, в аналогичном лакабе Токтамыша, на некоторых его монетах.
Имя не может состоять из одной буквы. Следовательно, наш значок есть ни что иное, как лигатура из двух или более букв. Теоретически графика значка допускает множество вариантов чтения, но наиболее реальной мне представляется лигатура “сина” (или “шина”) с одной из букв, написание которых в конечной позиции схожи - “ба”, “та”, “са”, “ра”, “зай”, “нун” или “йа”. Не все возможные сочетания этих букв представлены в качестве слова в лексике восточных языков. Из словарных же слов, типа “сар” - главный; “синн” - возраст; “шатт” - рассеянный; “шарр” - плохой; “шай” - вещь, ни одно, насколько мне известно, не отражено в качестве имени в джучидских генеалогиях. В этой связи выбор любого имени, в пределах допустимого чтения, без опоры на другие источники может считаться произвольным.
Чисто интуитивно, руководствуясь лишь логикой, благозвучием (в моем понимании этого слова) и солидностью значения, соответствующему “царскому” уровню, я остановил свой выбор на слове “Сар”. Это слово в арабском, персидском и тюркском языках означает “глава”, “главный”, “старший”. Входит в состав сложносоставных слов, означающих главенство, главную роль в чем-либо, например, "главнокомандующий, предводитель, глава купцов" и т.д. Мне показалось, что слово с таким значением вполне подходит для имени человека со столь высоким социальным статусом.
У Н. И. Ашмарина среди чувашских имен есть имена с компонентом “Сар” - Сартуан и Сархун. “Сар” Николай Иванович этимологизирует как “русый”. Не все с этим согласны и, как знать, может быть, этот чувашский Сархун унаследован от нашего Сар хана.
Итак, полное имя эмитента – Гийас ад-Дин Сар хан. Если первое имя – Гийас ад-Дин – лакаб, нередко встречающийся у джучидских ханов, а второе – Сар – личное имя, то перед нами монеты неизвестного по средневековым хроникам правителя. Если же Гийас ад-Дин – алам или какое-то другое имя, под которым наш эмитент был известен своим современникам, а Сар – почетное “отличительное” прозвище, то это, возможно, один из двух одноименных потомков Тука-Тимура, 13-го сына Джучи.
Известны серебряные монеты с именем Гийас ад-Дина, чеканенные в Булгаре в первой трети XV века. А. Г. Мухамадиев, впервые описавший эти монеты, справедливо полагал, что эти монеты принадлежат Гийас ад-Дину б. Таш-Тимуру, отцу Хаджи Гирея, основателю династии Гиреев Крыма. Кроме того, он приходился сыном, внуком и правнуком наместникам Крыма XIV-XV веков. На его булгарских монетах впервые появляется лировидная тамга, которая позже, в несколько измененном виде, получила название тамги Гиреев Крыма.
Могли ли наши Сарайские посеребренные дирхемы выпускаться от его имени? В принципе – да. Но отсутствие на монетах лировидной тамги, иная технология их изготовления и, самое главное, присутствие в монетной титулатура второго имени – Сар – делает такое предположение маловероятным. Скорее всего, эмитент Сарайских монет - другое историческое лицо, носившее аналогичное имя – Гийас ад-Дин.
Джучидские генеалогии знают Гийас ад-Дина, сына Шадибека, джучидского хана первых лет XV века. Вполне вероятно, что именно этот чингизид воцарился в Сарае через несколько лет после своего отца. Не располагая достаточной мощью, чтобы удерживать под собою и Нижнюю Волгу, и Булгар, как это удавалось некоторым его предшественникам и последователям, Гийас ад-Дин Сар хан не имел и достаточных ресурсов серебра для чеканки. Это вынудило его прибегнуть к выпуску непривычных для джучидского денежного рынка посеребренных дирхемов.
Эти тщедушные монетки с его именем дошли до нас и поведали о нем, ранее неизвестном. У меня все. Спасибо.
Источник: http://www.archeologia.naro...;
Гийас ад-Дин Сар (?) хан – новый золотоордынский эмитент XV века
Изучение истории Улуса Джучи сопряжено со значительными трудностями, в первую очередь, из-за крайней скудности письменных источников. Собственные хроники Джучидов до нас не дошли, а сообщения современников из других государств отрывочны и не всегда точны. В этих условиях важная роль отводится нумизматическому материалу.
За несколько столетий изучения джучидских монет помещенная на них информация зачастую была единственно достоверным источником для реконструкции событий в Улусе. Это особенно справедливо в отношении имен, времени пребывания у власти и последовательности смены золотоордынских правителей.
Каждое новое имя ордынского эмитента, открытое нумизматами, позволяло увеличить общий объем знаний по истории Джучидов, и иногда приводило к необходимости пересмотра сложившихся представлений о событиях, происходивших в те далекие времена.
Сегодня я выношу на Ваш суд, коллеги, свою атрибуцию одной джучидской монеты, точнее, одного монетного типа. В результате многолетнего изучения этих монет, я пришел к выводу, что на них присутствует новое, не известное доселе, имя джучидского эмитента.
Первая монета попала мне в руки в 1997 году. Экземпляр был хорошей сохранности, прочеканенный, и легенды обеих сторон читались на нем однозначно, без вариантов. На лицевой стороне надпись в три строки: “Султан/Гийас ад-Дин/ [на третьей строке – сначала - значок, буква или короткое слово, в своем начертании схожее с арабской буквой “син” и в конце строки - слово] “Хан”. На оборотной стороне, так же в три строки: “Чекан/Ас-Сарая/ [и две цифры года чеканки] “8” и “2”.
С тех пор до настоящего времени мне удалось обработать 41 монету этого типа из 6 частных коллекций. Большинство из них происходят с Селитренного городища в Нижнем Поволжье и Камаевского городища в Татарстане.
Поштемпельный анализ позволил выявить использование 13 штемпелей лицевой стороны и 12 – оборотной. Несмотря на графическую вариативность, легенды лицевой и оборотной сторон неизменны, за исключением написания даты, на чем я подробнее остановлюсь ниже.
Монеты медные, но на большинстве экземпляров сохранились следы поверхностного серебрения. Массовость этого явления для этих монет и отсутствие полностью серебряных экземпляров не позволяет говорить о деятельности фальшивомонетчиков. Скорее всего, перед нами плоды использования нетрадиционной для Джучидов технологии изготовления медных посеребренных дирхемов. Монеты на ханском монетном дворе сознательно изготавливались из меди, серебрились и предназначались для использования в сфере серебряного денежного обращения. Кроме следов серебрения на это указывает стилистика легенды лицевой стороны и наличие на нескольких экземплярах надчеканов “`Адл”, характерных для дирхемов XV века.
Вес имеющихся экземпляров варьирует от 0,51 до 0,96 г. Значительная часть изученных монет плохой сохранности – либо с окислами, либо уже очищенные химическим способом. И окисление и чистка, безусловно, повлияли на истинный вес монет и, при таких обстоятельствах, определение весовой нормы чеканки чревато получением недостоверной величины. Вес 22 экземпляров сосредоточен в пределах 0,65 - 0,85 г .Не исключено, что где-то в этом интервале находится величина, отражающая законный вес монет этого типа.
О дате чеканки. Монеты чеканились в XV веке. Все три цифры года чекана видны лишь на одном экземпляре – это либо 824, либо 829 год хиджры. Проблема в том, что небольшой крючок у головки крайней правой цифры делает её похожей на четверку и не позволяет однозначно говорить о том, что это девятка. На шести экземплярах проставлены только две цифры года – 8 и 2. Причем в некоторых случаях можно быть полностью уверенным в том, что третья цифра отсутствовала вообще – на штемпеле было вырезано только 8 и 2. Подобные наблюдения делают возможными два предположения. Первое – так обозначался 820 г.х. или, второе – цифра единиц по каким-либо причинам была пропущена, и дату следует интерпретировать как "восемьсот двадцать какой-то" год хиджры.
На нескольких экземплярах среди цифр года странным образом присутствует значок, очень похожий на арабскую букву “йа” в обособленном состоянии. Первое, что приходит в голову, что это опущенный на строчку ниже “йа” из слова “Сарай”. Но, минимум на двух монетах, при “йа” среди цифр, “йа” из слова “Сарай” стоит на своем месте, хотя и в несколько уродливом виде. Возникло предположение, что, возможно, перед нами не зафиксированный ранее в джучидской нумизматике случай комбинированного обозначения даты – при помощи цифр и хронограммы одновременно. Повторяю – это лишь предположение.
Числовое значение буквы “йа” - десять. Таким образом, на той монете, где рядом стоят "8" и “йа”, можно предполагать "восемьсот десять какой-то" год. Еще одна монета дает такое сочетание – 8 + 2 + “йа” + 9. Что здесь лишнее? Если “йа”, то 829 год у нас вроде как есть, хотя и с вопросом. Если лишняя 2, то часть оставшейся даты – 8 + “йа” - тоже есть.
Подытожив, можно предположить: наиболее вероятные даты чеканки – 820 и 829 годы хиджры. Не исключаются 819, 824 или какой-то еще из 820-х годов.
Переходим к главному – к атрибуции графического значка в начале третьей строки лицевой стороны. Этот значок, похожий на арабский “син”, так или иначе виден на 12 экземплярах их 41. И везде он занимает одно и то же место – в начале третьей строки, перед словом “хан”. Графика этого значка, несмотря на некоторые отличия, неизменна. Он состоит из равного количества одинаковых элементов. Наибольшую вариабельность проявляет последний, третий элемент этого значка, но это не ставит под сомнение равнозначность всех графических вариантов.
Иными словами, этот значок не случаен и его появление на монете оправдано необходимостью. Следовательно, этот графический элемент, специально помещенный в легенде в строго определенном месте, является её неотъемлемой частью, несет конкретную смысловую нагрузку и что-то означает.
Что? В синтаксическом плане легенды лицевых сторон джучидских дирхемов XIV и, отчасти, XV века практически неизменны. Я бы даже сказал, консервативно традиционны. Начинались они обязательно с титула верховного правителя государства “Султан” с эпитетом “ал-`Адиль”, “ал-`Азам” или без таковых. Далее следовало имя эмитента, состоящее, фактически, из одного или нескольких имен. Сразу после имени помещалось слово “Хан”. Оно являлось признаком династийной принадлежности эмитента к правящему роду. Заканчивались легенды либо этим словом “Хан”, либо следовавшим за ним благожеланием типа “Хулиде мулькугу”. Таким образом, титулу “Хан” предшествовало имя правителя.
“Монетные” имена джучидских ханов представлены либо только личным именем, данным при рождении – аламом, либо почетным прозвищем – лакабом в сочетании с аламом. Реже имя эмитента состояло из трех имен – лакаба, второго, т.н. “мусульманского” имени и алама, например, Джелал ад-Дин Махмуд Джанибек хан. Во многих случаях на монетах мы наблюдаем “двойные” имена, например, Менгу-Тимур, Хайр-Пулад, Пулад-Ходжа, Орду-Малик и т.д. Некоторые исследователи не безосновательно полагают, что одно из этих имен является аламом, а второе почетным прозвищем, даваемым специально, для того, чтобы отличать одноименных потомков Джучи друг от друга. Не во всех случаях, однако, бывает ясно, какое из двух имен алам, а какое - почетное прозвище.
Глубокое проникновение ислама в культуру и повседневную жизнь Улуса Джучи во второй XIV века находит свое отражение и в изменении традиций имянаречения. В среде потомственных Джучидов появляются личные мусульманские имена, встречаемые ранее лишь в качестве “вторых” имен или лакабов. Правда, не всегда есть полная уверенность, что, например, ханы Мухаммад или Джелал ад-Дин, вошли в историю под своими личными именами, а не под “вторым” мусульманским именем и лакабом соответственно.
Учитывая сказанное, у нас есть все основания видеть в загадочном значке имя, точнее, одно из двух имен эмитента. Первое имя – Гийас ад-Дин – сомнений не вызывает. Предположение некоторых моих коллег о том, что рассматриваемый значок есть не что иное, как ненормативно и не на месте прописанное окончание слова “Гийас”, снимается наличием нормативного “са” на своем месте – над лигатурой “гайна” и “йа”. Точно в таком же графическом виде “са” прописано, например, в аналогичном лакабе Токтамыша, на некоторых его монетах.
Имя не может состоять из одной буквы. Следовательно, наш значок есть ни что иное, как лигатура из двух или более букв. Теоретически графика значка допускает множество вариантов чтения, но наиболее реальной мне представляется лигатура “сина” (или “шина”) с одной из букв, написание которых в конечной позиции схожи - “ба”, “та”, “са”, “ра”, “зай”, “нун” или “йа”. Не все возможные сочетания этих букв представлены в качестве слова в лексике восточных языков. Из словарных же слов, типа “сар” - главный; “синн” - возраст; “шатт” - рассеянный; “шарр” - плохой; “шай” - вещь, ни одно, насколько мне известно, не отражено в качестве имени в джучидских генеалогиях. В этой связи выбор любого имени, в пределах допустимого чтения, без опоры на другие источники может считаться произвольным.
Чисто интуитивно, руководствуясь лишь логикой, благозвучием (в моем понимании этого слова) и солидностью значения, соответствующему “царскому” уровню, я остановил свой выбор на слове “Сар”. Это слово в арабском, персидском и тюркском языках означает “глава”, “главный”, “старший”. Входит в состав сложносоставных слов, означающих главенство, главную роль в чем-либо, например, "главнокомандующий, предводитель, глава купцов" и т.д. Мне показалось, что слово с таким значением вполне подходит для имени человека со столь высоким социальным статусом.
У Н. И. Ашмарина среди чувашских имен есть имена с компонентом “Сар” - Сартуан и Сархун. “Сар” Николай Иванович этимологизирует как “русый”. Не все с этим согласны и, как знать, может быть, этот чувашский Сархун унаследован от нашего Сар хана.
Итак, полное имя эмитента – Гийас ад-Дин Сар хан. Если первое имя – Гийас ад-Дин – лакаб, нередко встречающийся у джучидских ханов, а второе – Сар – личное имя, то перед нами монеты неизвестного по средневековым хроникам правителя. Если же Гийас ад-Дин – алам или какое-то другое имя, под которым наш эмитент был известен своим современникам, а Сар – почетное “отличительное” прозвище, то это, возможно, один из двух одноименных потомков Тука-Тимура, 13-го сына Джучи.
Известны серебряные монеты с именем Гийас ад-Дина, чеканенные в Булгаре в первой трети XV века. А. Г. Мухамадиев, впервые описавший эти монеты, справедливо полагал, что эти монеты принадлежат Гийас ад-Дину б. Таш-Тимуру, отцу Хаджи Гирея, основателю династии Гиреев Крыма. Кроме того, он приходился сыном, внуком и правнуком наместникам Крыма XIV-XV веков. На его булгарских монетах впервые появляется лировидная тамга, которая позже, в несколько измененном виде, получила название тамги Гиреев Крыма.
Могли ли наши Сарайские посеребренные дирхемы выпускаться от его имени? В принципе – да. Но отсутствие на монетах лировидной тамги, иная технология их изготовления и, самое главное, присутствие в монетной титулатура второго имени – Сар – делает такое предположение маловероятным. Скорее всего, эмитент Сарайских монет - другое историческое лицо, носившее аналогичное имя – Гийас ад-Дин.
Джучидские генеалогии знают Гийас ад-Дина, сына Шадибека, джучидского хана первых лет XV века. Вполне вероятно, что именно этот чингизид воцарился в Сарае через несколько лет после своего отца. Не располагая достаточной мощью, чтобы удерживать под собою и Нижнюю Волгу, и Булгар, как это удавалось некоторым его предшественникам и последователям, Гийас ад-Дин Сар хан не имел и достаточных ресурсов серебра для чеканки. Это вынудило его прибегнуть к выпуску непривычных для джучидского денежного рынка посеребренных дирхемов.
Эти тщедушные монетки с его именем дошли до нас и поведали о нем, ранее неизвестном. У меня все. Спасибо.
Источник: http://www.archeologia.naro...;
Метки: Гийас ад-Дин Сар
Нургаяз Камилҗан,
01-04-2011 11:03
(ссылка)
Написание и значение имени Гаяз (Гыйяс)
Арабское написание не содержит первого гласного, есть только "алиф" (здесь: как "а"):
"Г" стоит "гайн" — т.е. "Г" однозначно читаем везде.
Условно "Й"/"И", а за ним алиф — имеем "Я".
Последняя буква заднеязыковое "С" (по-татарски — "сакау С", как по-башкирски "С" с хвостиком внизу, что по-турецки означало бы "Ч", но здесь у нас кириллица, конечно). Можно сравнить с английским 'th" в глухом произношении.
Последний звук упростили до обычного "С" — получилось "Гйас".
То есть изначально скорее : ГЫЙЯС/ГЫЙАС.
Потом уж:
Гияс.
Гаяс.
Гаяз/Гияз.
Озвончание "С" до "З" — обычное дело для казанских татар. Чег не скажешь о сибирских татарх или чувашах. Хотя у чувашей (я имею ввиду чувашей-мусульман) навряд ли это имя есть.
----------
Значение имени "ГАЯЗ/ГАЯС/ГИЯЗ/ГИЯС" и А.Гафуровым, и Г.Саттаровым трактуется просто. Ссылки в Сети крутятся вокруг книги «Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов.
Антрополексема.
Арабское:
- помощь;
- спасение (видимо, в узком смысле — дополнение Гарипова);
- помощник;
- тот, который помогает;
- спаситель (видимо, в узком смысле — дополнение Гарипова).
------------
В Интернете много текстов, в которых говорится:
=== "Гаяс" по арабски означает «знать». ===
Не нашел реального подтвержения. Может кто найдет?
Хотя сомнительные сайты (типа гороскопических)...

Условно "Й"/"И", а за ним алиф — имеем "Я".
Последняя буква заднеязыковое "С" (по-татарски — "сакау С", как по-башкирски "С" с хвостиком внизу, что по-турецки означало бы "Ч", но здесь у нас кириллица, конечно). Можно сравнить с английским 'th" в глухом произношении.
Последний звук упростили до обычного "С" — получилось "Гйас".
То есть изначально скорее : ГЫЙЯС/ГЫЙАС.
Потом уж:
Гияс.
Гаяс.
Гаяз/Гияз.
Озвончание "С" до "З" — обычное дело для казанских татар. Чег не скажешь о сибирских татарх или чувашах. Хотя у чувашей (я имею ввиду чувашей-мусульман) навряд ли это имя есть.
----------
Значение имени "ГАЯЗ/ГАЯС/ГИЯЗ/ГИЯС" и А.Гафуровым, и Г.Саттаровым трактуется просто. Ссылки в Сети крутятся вокруг книги «Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов.
Антрополексема.
Арабское:
- помощь;
- спасение (видимо, в узком смысле — дополнение Гарипова);
- помощник;
- тот, который помогает;
- спаситель (видимо, в узком смысле — дополнение Гарипова).
------------
В Интернете много текстов, в которых говорится:
=== "Гаяс" по арабски означает «знать». ===
Не нашел реального подтвержения. Может кто найдет?
Хотя сомнительные сайты (типа гороскопических)...
Метки: гаяз гияз гияс гаяс нургаяз
Нургаяз Камилҗан,
01-04-2011 08:37
(ссылка)
Знаменитые Гаязы
Тут будет дополняемый всеми нами список известных Гаязов (условно всех нас назовем так, если не обидетесь).
--- Рабочий язык группы, наверное, будет русский (?) ----
Подробности пишите в комментариях 1-го уровня (т.е. выбираем "Комментировать"/"Написать комментарий", а не "Ответить").
1. Гаяз Исхаки, писатель.
2. Гаяз Закиров, муфтий (Нижний Новгород).
3. Гаяз Фаткуллин, муфтий (Красноярск).
3. Нургаяз Гарифьянов, ученый.
4. Гаяз Баймурзин, летчик, Герой Советского Союза.
5. Гаяз Шарипов, директор "Башмедь".
6. Гаяз Алимов, журналист.
7. Гаяз Насыров, ветеран войны.
8. Гыйяс-эд-дин, хан Золотой Орды.
9. Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури — или просто Омар Хайям.
10. Альфис Гаязов, министр образования Башкортостана.
11. Миргаяс Ширинский, дипломат.
--- Рабочий язык группы, наверное, будет русский (?) ----
Подробности пишите в комментариях 1-го уровня (т.е. выбираем "Комментировать"/"Написать комментарий", а не "Ответить").
1. Гаяз Исхаки, писатель.
2. Гаяз Закиров, муфтий (Нижний Новгород).
3. Гаяз Фаткуллин, муфтий (Красноярск).
3. Нургаяз Гарифьянов, ученый.
4. Гаяз Баймурзин, летчик, Герой Советского Союза.
5. Гаяз Шарипов, директор "Башмедь".
6. Гаяз Алимов, журналист.
7. Гаяз Насыров, ветеран войны.
8. Гыйяс-эд-дин, хан Золотой Орды.
9. Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури — или просто Омар Хайям.
10. Альфис Гаязов, министр образования Башкортостана.
11. Миргаяс Ширинский, дипломат.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу