МИР ВХОДЯЩЕМУ!
Наше сообщество названо учебным, и многие авторы, уже достигшие успехов в области стихосложения, заглянув к нам на огонёк,могут неправильно истолковать его задачи. То есть, посчитав ЛигаРИФМ ликбезом для начинающих, поспешат к выходу. А нам хотелось бы, чтобы здесь каждый мог с пользой провести время: начинающие - получить дельные советы, знатоки – поделиться накопленным опытом, да и свои творения проверить на предмет коварных ляпов. Ведь даже у известных прославленных поэтов порою появляются строки, которые «смотрят искоса, низко голову наклоня». Так давайте же вместе постигать эту загадочную страну – Поэзию, обсуждать и полемизировать, вместе учиться «поверять алгеброй гармонию». Может быть, не случайно в названии нашего сообщества угадывается математическая нотка?
Новичкам настоятельно рекомендуем прочесть "Наши правила", а также ознакомиться с другими кнопками Бродилки.
Гимн сообщества, Напутствие стихотворцу и вход в наши личные блоги можно найти по следующим ссылкам:
Гимн лигаРИФМА: http://my.mail.ru/community...
Напутствие стихотворцу: http://my.mail.ru/community...
Наши блоги: http://my.mail.ru/community...
Метки: ВЕРА ГРИБНИКОВА
Любовь и нежность

Луга зеленые, все в ромашках,
А где-то в поднебесье облака,
Где-то с резвостью летали пташки,
И с нежностью кричали нам пока.
Твоя любовь и руки нежные,
Хранятся стойко в памяти моей,
И отношения не прежние,
А так хотелось, чтоб была родней.
Ты наколдовала эту нежность,
И в память подарила ее мне,
В чудесах я чувствую небрежность,
Даришь любовь, а счастья как-то нет.
Любовь потеряна, она прошла.
В памяти осталась только нежность,
И с лучами солнца заря взошла,
В этом была просто неизбежность.
Припев:
Твою любовь, часто вспоминаю.
Ее ты продолжаешь мне дарить.
И небеса часто заклинаю,
Твою нежность подольше сохранить.
Метки: Лидия Косабуко
Мысль поэта

Мысли поэта вспорхнули, как птицы,
И безмятежно летели на волю.
Внизу проплывали грустные лица,
Где расставались с безоблачным полем.
И оживала истории память,
И проносилась как горные реки,
И вновь душа кровоточила камнем,
И от музы тянулись к ней руки.
Вспоминались колыбельные песни,
Будто из прошлого чистые метки,
Что являло собою известие
Прошедшее сквозь колючие ветки.
Ну, а в душе зацвели опять розы,
С налетом ли капель слезы, ли росы,
И вновь рождались стихи, может проза,
А розы цвели небывалой красы.
Метки: Лидия Косабуко
А почему

А почему вдруг, стала я писать?
Возник вопрос!
Душа меня решила умолять,
Ответ здесь прост.
И не смогла я в просьбе отказать,
Что все всерьез.
И начала впервые я писать,
И был курьез.
Настойчива была моя душа,
И не сдалась.
Свои воспоминанья вороша,
Я поддалась.
С тех пор я с удовольствием пишу,
Душа права.
Конечно все проблемы не решу,
Но я скала.
А чувства возрастают с каждым днем,
Душа- в полет.
Где радость, слезы жгут глаза огнем,
Поэт в перед.
Любовь с душою я соединю,
И будет рост.
Я жизнь своей поэзии ценю,
Ответ мой прост.
Метки: Лидия Косабуко
О чем задумался поэт

О чем задумался поэт?
Как будет светлый мир воспет,
О том, что будет жизнь сладка,
Уйдет и грусть наверняка.
И правит балом наш поэт,
И в белый фрак он был одет,
Любви согласие дает,
А может быть ее клянет.
С природой он на брудершафт,
И может описать ландшафт,
И в руку он берет перо,
И теме он дает добро:
Луна висит на облаках,
А звезды пляшут гопака,
Вот странный юмор, этот, тот,
Но главное душа поет.
О чем задумался поэт?
Кто будет с ним встречать рассвет,
И как расширит горизонт
Литературный критик- фронт.
Спасибо, всем, кто есть поэт,
Неважно, кто во что одет,
С любовью пишутся стихи,
И в настроении легки.
Метки: Лидия Косабуко
НЕТ ПОТЕРЬ БОЛЬНЕЙ
Посвящается всем, погибшим в ужасной авиакатастрофе,
произошедшей 31 октября 2015 .
Приношу искренние соболезнования родственникам и близким погибших.
Светлая память...
НЕТ ПОТЕРЬ БОЛЬНЕЙ
под впечатлением блюза
W.H. Auden "Funeral Blues" /Похоронный блюз
Остановите время, господа!
Закройте зеркала гнетущей тканью,
Оркестры неуместны иногда,
Треск барабанов тяжестью за гранью.
Пусть вы [ Читать далее... → ]
Метки: НАТАЛИ РУ-БИССО
Я подарю Вам женщины веточку мимозы

Я подарю Вам женщины, веточку мимозы!
Она, как солнышко сверкает ярко и горит.
Забудьте, что вчера были жуткие морозы.
Сегодня в женский день, о любви надо говорить.
Пусть в душе у каждой распускаются мимозы,
Любовью обласкают и солнышком согреют,
А из души уходят тревоги и морозы,
И воспоминания о добром, Вам навеют.
Пускай напомнят Вам мужчины, что Вы любимы,
Умны, счастливы, и что для любви Вы рождены.
Подарят внимание и скажут, Вы красивы,
А Вы, растаете и с ними будете нежны.
Я подарю Вам женщины, веточку мимозы.
Она, как солнышко сверкает ярко и горит,
Прогонит все жуткие душевные морозы.
И в этот день о любви будем только говорить.
Метки: Лидия Косабуко
новый вариант...
большое спасибо..за критику!опять на работу бегу сломя башку
Уральск арбузный шар и дынный,
Пропитанный вареньевым куском,
Товаром полон дачный рынок,
На страже полицейский дом.
Дыра, дырой, а люб до боли.
Распахнутая пластика окон,
И дверь открыта, если просят соли,
С казачьих дедовских времен.
Уральск, покинутый родными,
На сотни километров нов,
Лежит на сердце и поныне
Дорог изогнутая бровь
В большой семье полно народу!
Казак исконный житель тут.
Мир тесен и толкают годы...
Но город страсти не берут!
Метки: Ирина Уральская
На обработку и критику.
в инете...
Опять даю на критику стихи ,надеюсь все же пойму почему две строфы первая и последнии правильные ,остальные нет!
Уральск арбузный, дынный,
Пропитанный вареневым душком.
Товаром полон дачный рынок,
Сентябрьским, желтеющим деньком…
Дыра, дырой, а люб до боли.
Распахнутая пластика окон,
И дверь открыта, если просят соли,
С казачьих дедовских времен.
Уральск, покинутый родными,
На сотни километров нов,
Лежит на сердце и поныне
Дорог изогнутая бровь
В большой семье полно народца.
У нас такие тут живут,
Которым и на дне колодца,
прекрасен будет без...уют
Метки: Ирина Уральская.
Наши нравы
30.7.2014
Сверкающая зеркалами станция метро встретила заезженно повторяющимся сообщением:
- По техническим причинам поезда следуют с увеличенными интервалами.
Как узнал позже, за "Таганской" час назад сбойнул светофор.
Спустя пять минут после отхода первого состава подошёл следующий. На очередной остановке от ближайшей двери слышится возмущённый женский голос:
- Вот куда вы на меня лезете?
- А куда мне ещё лезть? - удивляется мужской баритон.
Толпа оживляется. На унылых лицах появляются улыбки.
- Ждите следующего!
Половина тела мужчины, сумевшая втиснуться, возвращается на платформу.
На следующей остановке слышен тот же громкий женский голос. На сей раз ломящаяся массивная баба только усиливает натиск.
Из вагонных динамиков доносится: "Освободите двери, иначе всех высажу."
Натиск впихивающейся достигает апогея и завершается победным внедрением в вагон.
- Больная! - сдавленно произносит зажатая у двери.
- На себя посмотри, - привычно огрызается "вошедшая".
Едем дальше... Вспомнился стишок, написанный в начале века в поезде метро на той же линии.
Если мрачная толпа
По дороге на работу
Отирая пот со лба
Проклинает вновь кого-то,
Это значит, что для нас
Наступил пиковый час,
Час изысканного спорта.
...
А как пишется нашему сообществу в транспортных заторах и в иных экзотических ситуациях, ставших стандартными?
Я уже за порогом,
Значит, можно писать стихи,
Значит, снова дорога,
Так сказать, в перегонах лихих.
Только эти минуты
Для свиданий с прекрасным даны.
Не могу обмануть их -
Тех, что творческой силой полны...
Музыка любви

Там вдалеке тихо плещутся волны на рейде,
Ароматом весны воздух вновь напоён.
Это любовь своё скерцо играет на флейте,
Дарит музыку счастья всем тем, кто влюблён.
Чайки кричат – шлют приветы большим пароходам,
И прибоя волна ласки снова полна.
Дымкой сиреневой плещет волнуясь природа,
Вновь цветеньем пленяет влюблённых весна.
В грёзах волшебных, как в сказке с тобой пребываю -
Мы по пирсу гуляем и ночь, и весь день.
Чайкой счастливой, над морем, как прежде, летаю.
Обнимая меня, подарил мне сирень.
Запах цветочный застыл на губах поцелуем,
Гладишь плечи и грудь, прижимаешь к себе.
Флейтовы звуки пленяют, с тобою танцуем, -
Всё, что было во мне, подарила тебе.
Этим дурманящим,сладким напитком истомы
Ты меня напоил, своим сердцем согрел.
Благостным чувствам любви отдалась я ведомой -
Ты всецело душою и телом владел.
Жду критики
Метки: Н Ростова, (п/н) стихи, Визитная карточка
Скудеют души.
Всё больше наполняется им мир.
Сквозит великодушное бездушье.
Победу чаще празднует вампир.
Скудеют души доброту теряя,
Лелея свой убогий островок.
Но льётся зло от края и до края,
Проникнув в каждый маленький мирок.
Теряет власть любовь над злом и ложью.
А подлость восхваляют до небес.
И Ангелы летают осторожно
И ждут, чтобы Христос опять воскрес.
Метки: стихи Ирина Павловна
С мыслью о тебе

Луны печальный бледный свет
Пробрался в комнату нежданно.
Тоскливо мне, всё жду ответ,
Сама себе кажусь я странной.
Как призрачны мои мечты,
В них грезятся с тобой свиданья.
Ведь в складках времени всё ты,
И в этих сладостях страданья.
Всё угадать пытаюсь я,
Что скрыто за твоей улыбкой.
Порой корю в тиши себя
И точит мысль, что Ты ошибка.
Любовь теперь не для меня -
Как перст судьбина одинока.
Всё в прошлое ушло. Она -
Мерцание звезды далёкой.
Кто поможет полнее закончить стих?
Солнце жарит спину беспощадно,
Ближе к полдню надо уходить.
Красные тела так неприглядны!
Лучше в меру солнышко любить.
А народ наш жаден до загара,
Неподвижно на песке лежит.
Так недалеко и до удара,
Солнце устремляется в зенит.
Наконец, когда уже дымиться
Начинает бедная спина,
Кое-кто решает удалиться,
Шляпа зонтика спасительно видна.
Солнце – наш каратель и целитель,
Только кожу... лучше берегите!
ВАРТБУРГСКИЙ ЗАМОК
Запустить можно в чёрта чернильницей.
Мартин Лютер в бунтарском весёлом всесилии,
Не писал переводы с латинского...
Мефистофеля тень мнилась Гёте, и Фауста
Он заставил душою пожертвовать.
О, мгновенье застыло! Возникшая пауза,
Протянись до мгновения этого.
Здесь живые святые, а бесы – домашние,
Здесь в камнях отдыхает история…
Может, N здесь бывал, может, вспомнил вчерашнее…
Ах, как женщина глупо устроена.
-----------------
Сегодня написала это стихотворение, понимаю,
что сырое, но боюсь, что брошу его, не закончив.Рифма чернильницей-латинского, наверное, нерифма вовсе... и другим замечаниям буду благодарна. Прошу помощи.
PS: я переписала первый катрен.
Не боится ни Лютера чёрт и ни Библии -
Запустить нужно в чёрта чернильницей.
Любопытная нечисть – практически в келье! И
Так мешает порой сочинительству…
Метки: Наталья Седых
НЕСТРАШНЫЙ СВЕТ Александр Твардовский (1910―1971)
К ДНЮ ПОБЕДЫ ЭТО, НАВЕРНОЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ,
ПОСВЯЩЁННЫЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ПОЭТУ. ПРИВОЖУ НИЖЕ ОТРЫВОК
ИЗ "СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" ДМИТРИЯ БЫКОВА:
1
Перед юбилеем Твардовского несколько теле- и радиоканалов спрашивали вашего покорного слугу, как он относится к Твардовскому. В расспросах угадывалось не вполне объяснимое злорадство.
— Но ведь Твардовского не читают, — заявляли опрашивающие девушки, которые, если честно, сами вряд ли его когда-нибудь открывали. И тут уже впору орать, перефразируя Мандельштама: «А Гомера читают? А Иисуса Христа читают?».
Я бы еще понял, если б действительно возобладала лирика, которой Твардовского традиционно противопоставляют: ненарративная, суггестивная, метафоричная, асоциальная, а говоря по-русски — красивая и непонятная. Но давайте попросим первого встречного, да хоть бы и студента-филолога, прочесть наизусть по одному стихотворению — ладно, четверостишию — Цветаевой, Пастернака, Мандельштама: в лучшем случае вспомнят «Спасибо вам, что вы больны не мной» или остановятся на строчке «Тоска по Родине. Давно…». Поэзия Твардовского побеждена не другой поэзией, а общим врагом всей литературы — бессмыслицей: стихи читаются не во всякое время. Их задача во все времена — незаметно, исподволь формировать некоторые душевные качества, которые сегодня не просто не востребованы, а потенциально опасны. Стихи нужны в любви и на войне, в работе, в претерпевании невзгод, в настроении утопической мечтательности, но для имитации всего и вся, для перетерпевания жизни и спуска апокалипсиса на тормозах они излишни, а то и губительны. От них отдергиваешься, как от ожога. Задаваемый вот уж лет двадцать вопрос: «Почему не читают поэзию?» пора переформулировать: «Почему не живут?» Писать, как показывает опыт, можно во всякое время и почти в любом состоянии: это самая мощная аутотерапия, известная человечеству. Но вот читать — больно, это как напоминание о других мирах, из которых тебя низвергли.
На этом фоне Твардовскому еще вполне повезло, потому что — в отличие от Бродского, скажем, — он вызывает живое раздражение, а кое у кого и злобу. Лично знаю нескольких современных поэтов, считающих долгом публично заявлять: не люблю Твардовского, он не поэт, вообще не понимаю, что это за литература… Любопытно, что и Бродский, скажем, — который Твардовскому в числе прочих заступников был обязан досрочным освобождением, — отзывался о нем весьма скептически: было в нем, дескать, что-то от директора крупного предприятия… Ну было. А о Липкине, допустим, тот же Бродский говорил восторженно: «О войне… за всю нашу изящную словесность высказался. Спас, так сказать, национальную репутацию». Хотя масштабы, мягко говоря, несопоставимы, а у Липкина в самых неожиданных контекстах — в довольно слабых, например, «Размышлениях Авраама у жертвенника» — заговорит вдруг чистый Твардовский своим хромым четырехстопным хореем: «Наколол, связал дрова, нагрузил на сына… Исаак молчал сперва, смолкла и долина». Да что Бродский! Ахматова лестно отзывалась о том же Липкине, Тарковском, Петровых, а о «Теркине» говорила: что ж, в войну нужны веселые стишки…
Нет, я все понимаю: «Трифоныч» и сам был не подарок. Искренне сказал однажды Слуцкому о своем месте в поэзии: «Первый парень на деревне, а в деревне один я» (и Слуцкий расслышал за стенкой купе сардонический смешок Заболоцкого, которого Твардовский однажды до слез обидел, высмеяв гениальную строчку «животное, полное грез»). Он способен был ценить лишь вещи, написанные в его собственной или близкой эстетике, и, думаю, пределом его вкусовой широты был Блок; но корпоративность Твардовский соблюдал, Ахматову печатал, Пастернака не травил, Заболоцкому цену знал. Бродский, разумеется, не мог ему простить отказа напечатать норенские стихи — «В них не отразилось пережитое вами», — но ведь и тут бывают странные сближения. Легче всего сказать, что двустопный анапест ранней автоэпитафии «Ни страны, ни погоста…» воспринят Бродским — как и всем его поколением, Кушнером, скажем, — через пастернаковскую «Вакханалию»: «Город, зимнее небо, тьма, пролеты ворот…» Но вот вопрос — у Пастернака он откуда? Кто первым в русской лирике начал систематически разрабатывать этот размер с его вполне конкретной семантикой вечной разлуки и мысленного возвращения на место любви? «Поездка в Загорье» 1939 года: «Что земли перерыто, что лесов полегло, что границ позабыто, что воды утекло! Тень от хаты косая отмечает полдня. Слышу, крикнули: „Саня!“. Вздрогнул. Нет, не меня». Все это еще, конечно, прикидки, эскизы к главному — к одному из величайших, по любому счету, русских стихотворений XX века: «Я — где корни слепые ищут корма во тьме; я — где с облачком пыли ходит рожь на холме; я — где крик петушиный на заре по росе; я — где ваши машины воздух рвут на шоссе…» То есть напишешь «одно из величайших» — и сам себя окорачиваешь: да ладно, в том же «Ржеве» такие вкусовые провалы! Оно должно быть короче в три раза, и оставить бы от него первые сорок строк да последних столько же — цена ему была бы много выше. «Нет, неправда! Задачи той не выиграл враг» — ну зачем здесь это? Но с другой стороны — кто говорит-то? Поэт? Нет — солдат, наслушавшийся политработников, и немудрено, что в его монологе, даже посмертном, застряли газетные штампы. Все в этом стихотворении, любые длинноты прощаются за: «Я убит и не знаю — наш ли Ржев наконец?». Это уж я не говорю о том, что он первый вслух заговорил о ржевской катастрофе 1942 года, за правдивый рассказ о которой Алексею Пивоварову и в наши дни прилетело дай Боже.
Думаю, истоки раздражения, которое подсознательно вызывает Твардовский (подсознательно — потому что причина не так очевидна) не столько в его личности или манере, сколько в той самой эстетике, которую он сам же и определил: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Метод Твардовского исключает пускание пыли в глаза, пустые строчки, манерничанье, ложные красивости, многозначительные темноты, невнятицу: эта установка на ясность — так называемый кларизм — вообще не добавляет поэту друзей, ибо предполагает самую честную игру. Боюсь, массовая — со всех сторон — неприязнь к акмеизму связана была не с гумилевским высокомерием или кузминскими перверсиями, а вот с этой честной игрой, которую футуристы и символисты одинаково не жаловали, прибегая к массе внелитературных приемов. Твардовский, пользуясь выражением из «Свана», дотягивает ars poetica до светлого поля сознания, выводит это занятие из области авгурских перемигиваний, жреческих секретов, высокомерных умствований. Он не прибегает ни к традиционным поэтизмам, ни к выгодным лирическим сюжетам (любовной лирики вообще ноль, случай уникальный даже для советской лирики, где объекты любви бывали специфические — вождь, Родина, прокатный стан). Темы сниженные, средства аскетические — и вот поди ты с этим инструментарием, с этой сниженной тематикой сделай высокую лирику, от которой перехватывает дыхание. Твардовский манифестирует тот тип поэзии (его-то он и защищал с такой яростью, считая все прочее шарлатанством), в котором мастер сразу виден, нет спору, но ведь и бездарь сразу видна. Проблема Твардовского — в частности, его посмертной репутации, — не в том, что у него «все понятно» (понятно как раз далеко не все, многие подтексты утрачены безвозвратно, а ремеслом автор владеет лучше всех сверстников, и об этой технической стороне дела написано до обидного мало). Проблема в том, что при таком подходе к поэзии сразу понятно, кто поэт, а кто нет. Твардовский выгоняет стих, как солдата, из укромного окопа, где можно отсидеться, — из традиционных областей, где живет и вольно дышит лирика, — на открытое, простреливаемое пространство; и на нем, в самом честном бою, побеждает. Даже Слуцкий лучше вооружен — за ним опыт Маяковского и обэриутов, традиция европейского авангарда; Твардовский от всего этого отказался начисто, пошел врукопашную. Инструментарий самый простой — частушечный хорей либо гражданский пятистопный ямб. Это во всех отношениях солдатский, крестьянский, черный труд — вышедшие в «Прозаике» двухтомные дневники демонстрируют его интенсивность. И войну свою он выигрывает. Но многие ли так могут — и многие ли готовы это простить?
Написать эпос так, чтобы он все-таки оставался поэзией, запоминался, читался, звучал, попросту говоря, — задача, которая никому из этой генерации оказалась не по плечу. «Улялаевщина» Сельвинского — нет слов, вещь блестящая, но всенародной она не стала и на цитаты не разошлась, и мало кто сегодня всплакнет над ней. Песни Исаковского, за исключением, может быть, «Прасковьи», — простоваты и жидковаты. Одному Твардовскому оказалась доступна та мера эпичности и лиризма, демократизма и сложности, которая определяет классику. И не зря в его стихах — это отмечалось множеством пародистов — так часты указательные местоимения: «На той войне незнаменитой», «то был порыв души артельной», «дельный, что и говорить, был старик тот самый», «и по горькой той привычке», «мне сладок был тот шум сонливый», — примеров сто наберешь без труда. А это потому, что острейшее чувство «того», неназываемого, но всеми одинаково ощутимого уровня, той меры, той границы, — Твардовскому было присуще с молодости. Трудноопределимо — но то, то самое. Шаг — и сорвешься в упрощенную, водянистую песенность; шаг — и ушла музыка, началось жестяное скрежетание, по-своему, конечно, интересное, но наизусть не запомнится и слезу не выбьет. Вот по какому ножу он ходит — с великолепной естественностью; кто с ним сегодня сравнится — я не знаю.
Когда читаю Твардовского, часто плачу — не потому, что с возрастом, по-толстовски говоря, «слаб стал на слезы», а потому, что он умеет вызывать одну чрезвычайно тонкую и сильную эмоцию, которая в самом деле почти всегда разрешается слезами. Дать ей словесное определение особенно трудно — это почти значит научиться так делать самому; конечно, это уже скорей область физиологии, нежели филологии. Общеизвестно, что заплачешь не от всякого потрясения — надо еще разрешить себе заплакать, и сделать это можно лишь в условиях относительной расслабленности, или, точней, паузы после долгого и страшного напряжения. В бою-то не плачут. Вот нечто подобное улавливает Твардовский: сочетание тоски и силы, почти бабьей сентиментальности и абсолютно мужской надежности — то есть, грубо говоря, трагизма, но и поправимости всего, — как раз и позволяет читателю расплакаться, светло и облегчающе. И в стихах его в самом деле иногда мелькает нечто бабье, не в уничижительном, а в наилучшем, песенном и сострадательном смысле, но природа их, конечно, мужская; сочетается это в его лирике так же, как его собственное белое рыхлое тело, слабость к выпивке, отходчивый нрав сочетались с истинно мужской, даже мачистской силой и волей, с упорством, памятливостью, умелостью во всякой работе. Слабость сильных, нежность железных, надежность усталых и неприветливых — на этом контрапункте почти все у него держится. Это эмоция трудная, редкая, пожалуй, что и неприятная для «сердечников и психов», как он презрительно обозначил как-то городских жителей, санаторных обитателей. Но в поэзии она необходима — кто этого не умеет, тот не поэт. «И велик, да не страшен белый свет никому. Всюду наши да наши, как в родимом дому». Все наши, и нам не страшно. Страшно пусть будет «Нашим» в кавычках, а мы у себя дома.
…Типологически он, конечно, инкарнация Некрасова: демонстративно непоэтичный, а то и антипоэтичный, но при этом пронзительно сентиментальный, напевный, вспыльчивый и расчетливый, сильно пьющий, умеющий вести журнальные дела и неизбежно проигрывающий в тонкой схватке с цензурой и начальством. Потому что он умеет играть и выигрывать, а на него в какой-то момент просто наступают, и все. И ему при жизни довелось выслушать немало разговоров о том, что «это не поэзия» — любимый упрек непоэтов поэтам, осваивающим новые территории. И его журнал почти заслонил его собственную литературную работу в памяти современников, как некрасовский «Современник» в какой-то момент затмил его лирику. И его при жизни корили компромиссами, а после смерти провозгласили великим. И он открыл Солженицына — инкарнацию Достоевского: все роли в русском спектакле расписаны давно. Надо сказать, и Некрасова в какой-то момент вытеснили декаденты, но потом Ахматова честно повела от него свое преемство, да, впрочем, еще и Анненский пошел от этого корня. И у Твардовского будет свое возвращение — потому что серый русский нестрашный свет силы и терпения во тьме светит, и тьма не объемлет его.
2
Если говорить собственно о «Теркине» — более популярной, всенародно знаменитой поэмы, нежели «Теркин», в России не было: она не просто заслонила все прочие достижения Твардовского, которые в литературном отношении, может быть, гораздо интересней (скажем, «Дом у дороги» или поздняя лирика), но обогнала по славе и цитируемости даже «Жди меня». Любовь к «Теркину» носит характер особый, почти физиологический — поскольку цитаты из этого текста поразительно легко входят в речь, и самый ритм его, самое дыхание стиха идеально совпадают с войной, с самоощущением усталого, не первой молодости солдата (как-никак Твардовскому в момент окончания поэмы было 35). Хорошая поэзия всегда физиологична (проза тоже, но в прозе это трудней): она приноровлена к конкретному действию или физическому состоянию, она приходит на ум во время любви или после любви или при сильной физической нагрузке; мы повторяем сквозь зубы совершенно случайные, не относящиеся к делу строки — в том же состоянии, в каком они были написаны. Так, в минуты сильной любовной тоски я всегда повторяю Заболоцкого, «В этой роще березовой», хотя стихи эти написаны вроде бы совершенно про другое, но на уровне звука транслируют то состояние, которым продиктованы. Так толкиеновские лунные буквы проступают лишь в определенной фазе луны. «Теркин» написан так, что идеально приспособлен под дыхание усталого человека на долгом марше, или при толкании орудия по жидкой грязи, или при таскании снарядных ящиков и прочих тяжестей. В значительной своей части — особенно в первой половине поэмы, до перелома к победе, весьма отчетливого в интонации «Теркина», — это даже и не стихи, собственно, а бормотания, заклинания: с их помощью легче восстанавливается ритм вдоха-выдоха или ходьбы. Впрочем, физическое напряжение необязательно. В момент сильнейшей нервной перегрузки тоже ведь себе что-то твердишь, всякую ерунду, вроде как Верховенский-старший у окна вагона повторяет себе: «Век и век и Лев Камбек, Лев Камбек и век и век!» И в разведке, или в невыносимом ожидании атаки («самый страшный час в бою», по Гудзенко), или при получении холодного письма от возлюбленной — случались и такие казусы — можно бормотать «Теркина», тогда как вся другая поэзия, содержательно более богатая, отступает неизвестно куда. Что до содержания — тут «Теркин» предельно демократичен: есть удивительно точные куски, а есть именно повторы и заговоры, но ведь заговор и есть древнейшая народная поэзия, наилучший способ заклясть боль. Слушайте: «Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Это что такое? Ноль информации. Забалтывающее боль повторение ничего не значащих слов, чистое торжество ритма. Слово от повторения теряет смысл, как знаменитый теркинский «сабантуй»: «Сабантуй — такая штука: враг лютует — сам лютуй. Но совсем иная штука — это главный сабантуй. Повторить согласен снова: что не знаешь — не толкуй. Сабантуй — одно лишь слово: сабантуй! Но сабантуй…» В чем тут семантика, помимо созвучия с самым знаменитым русским шиболетом? Ни в чем решительно. «То-то оно, сладкая ветчина-то, — отвечал другой с хохотом. И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина». Или, у того же Толстого: «Запропала… да ежова голова, на чужой стороне живучи»… Что за еж на чужой стороне? Твардовский, которого иные считают консервативнейшим традиционалистом, возвращает поэзию не к фольклору даже, а к дофольклору, не к зауми, а к до-уми, идет в этом дальше Хлебникова, чье «Заклятие смехом» тоже ведь держится не на семантике, а на завораживающем повторе и на ветвящихся побегах одного корня. Солдатская жизнь эмоционально куда как богата — все время убить могут, постоянное пограничье, — но по фактам чрезвычайно бедна: мало кто поймал это в литературе, разве что, может быть, Казакевич и Некрасов, писавшие по горячим следам. Вот почему Теркин у Твардовского каламбурит почти бессодержательно, и рассказы его — «складно врет» — удивительно нескладны. Там не в содержании дело, и вся поэма — набор внутренних речевок на все случаи жизни. Вот, например, для драки: «В самый жар вступает драка. Немец горд и Теркин горд. Раз ты пес, так я собака. Раз ты черт, так сам я черт. Кто одной боится смерти, кто плевал на сто смертей. Пусть ты черт. Да наши черти всех чертей в сто раз чертей». Черт ногу сломит, но ритм драки дан предельно четко: бац! Бац! Бабац! «Мерзлый грунт долби, лопата. Танк — дави, греми — граната, штык — работай, бомба — бей»… И таких наговоров — полкниги, и с ними легче переносится как мирный труд, так и ратный, которого в российской мирной жизни всегда хватает, даже и с горкой.
Но, само собой, будь в Теркине только эта полуфольклорная — и даже дофольклорная — составляющая, не быть бы ему главной книгой про бойца. Наиболее значима здесь та исконно русская, крестьянская интонация, какой у Твардовского больше потом нигде нет, даже в «Доме у дороги», и которая наиболее прямо выражает собственную его суть: может, проблема в том, что Твардовский эту суть старательно прятал, до конца дней чувствуя себя в литературе — и среди литераторов — чужаком. Не знаю почему: может, так глубоко сидела в нем боль — неразлучная со стыдом — от собственного кулацкого происхождения, от обиды за семью, от самоненависти за то, что семью сослали, а сам он воспевал коллективизацию… А может, он действительно — и не без оснований — чувствовал себя лучшим поэтом, «первым парнем на деревне», как сказал он в итальянской поездке Слуцкому (и услышал, как желчно усмехнулся Заболоцкий). Как бы то ни было, Твардовскому в жизни и в поэзии не особенно присущ коллективизм, тот «порыв души артельной, самозабвенный, нераздельный», по которому он так ностальгирует в поэме «За далью даль» (довольно слабой на фоне прочих). Он за этим порывом ехал и в упомянутую сибирскую даль, к порогу Падуну, и ради этого же порыва проводит много часов в плацкартных вагонах, где все еще пахнет войной, теми теплушками и теми землянками. Это тоска по единому телу нации, которое вдруг напомнило о себе в войну, — о древнейших, архаических, по сути доисторических скрепах (ибо история всегда разобщает, делит на группы, на классы, а тут, перед лицом конца света, люди едины против нелюдей). Этот дух всеобщей связи, толерантности к чужим странностям, понимания чужих ошибок, это чувство своячины, повязанности, родства на уровне досознательном, молекулярном, пронизывает «Теркина», как радиация: по сути, это толстовская «скрытая теплота патриотизма», проницающая все общество и угаданная гениальным толстовским чутьем. На его собственной памяти такое ощущалось только под Севастополем, и очень недолго. Твардовский в этом жил четыре года, и потому от «Теркина» исходят лучи этого радия. Уловить их может только тот, кто вообще знает, что это такое, — в сегодняшней России, думаю, подобные эмоции крайне редки, — но генетическая память выручает: «Обнялись они, мужчины, генерал-майор с бойцом: генерал — с любимым сыном, а боец — с родным отцом». Где и когда было в советской действительности нечто подобное? Начальство уже было во-он где! Но на войне все свои — и это сладостнейшее, столь редкое в русской действительности чувство никогда уже не повторялось с той остротой. Собственно, там всего два разделения: одно — «Живые и мертвые». Второе — «Мы и они». И отсюда: «Своего несем, живого. Мертвый — вдвое тяжелей».
Твардовский отразил в «Теркине» — которого сама жизнь писала, потому что «на войне сюжета нет» и книга складывается из хронологически нанизанных глав, — все этапы превращения угнетенной и запуганной страны в величайшую и сильнейшую державу мира, которая фашистов задушила и еще кого хочешь теперь задушит; превращения неумелого штатского в опытного, по-теркински тертого жителя войны, который шилом бреется, дымом греется, в минуту окапывается, в две обустраивается, сливается с местностью, а дом воспринимает уже почти как абстракцию. Один из этих этапов — неизбежное и весьма трудное для русского понимание, что немцы не люди. Русский человек в принципе незлобив, долавливать и дотаптывать не любит, драться предпочитает до первой крови, а после можно мириться; но тут перед ним не человек, а нечто антропологически новое, иное. Это трудно было понять, но в главе про драку Твардовский сформулировал (у Симонова на эту же тему — «Убей его», называвшееся сначала «Убей немца»; в эту же точку прицельно бил Эренбург). Точно так же отчетлив у Твардовского переход от «пережидания войны», от веры, что ее можно пережить, не изменившись, закуклившись, к долгому вживанию в войну, к осознанию, что это на годы, что это отдельная жизнь, и от нее не упрячешься ни в какую оболочку. Она тебя все равно перепашет изнутри. И наконец — отчетливо видно, как разреживается, становится воздушней самое вещество книги: не так уже густо расставлены слова, не так ритмичны повторы, можно вздохнуть. Появляется смысл. Сначала ведь человек загнан, ему лишь бы бомбежку переждать, шепча молитву или, если молитвы не знает, заклинание; потом он приучается существовать в этом ритме, в этом вое и реве, оглядывается по сторонам, учится по этому вою определять недолет или перелет; наконец он становится человеком войны, который уже не убегает с трассы во время налета и даже голову может поднять, а там начинается и новый фольклор, и песни, и мысли о доме без боязни расслабиться. И наконец — появляется лирическое чувство, которого в раннем «Теркине» практически нет: заговор на наших глазах эволюционирует до песни (песня появляется, допустим, в главе «О герое», потом в «Генерале») — и наконец пробивается в самую чистую и высокую лирику. Повторов и многословия в последних главах как не бывало: большое пространство, огромная высота, видно далеко во все концы света. Словно взят тяжелейший подъем — и можно выдохнуть во всю широченную грудь. Лучшее, что есть в советской военной поэзии — так мне кажется, хотя вообще-то на таких вершинах уже нет иерархии, тут и Симонов, и Слуцкий, и Самойлов, и Гудзенко, и окопные гении вроде Константина Левина или Иона Дегена, — глава «По дороге на Берлин». Сколько б я ее ни перечитывал — слезы, куда денешься.
— Как же, детки, путь не близкий,
Вдруг задержат где меня:
Ни записки, ни расписки
Не имею на коня.
— Ты об этом не печалься,
Поезжай да поезжай.
Что касается начальства —
Свой у всех передний край.
Поезжай, кати, что с горки,
А случится что-нибудь,
То скажи, не позабудь:
Мол, снабдил Василий Теркин, —
И тебе свободен путь.
Будем живы, в Заднепровье
Завернем на пироги.
— Дай господь тебе здоровья
И от пули сбереги…
Далеко, должно быть, где-то
Едет нынче бабка эта,
Правит, щурится от слез.
И с боков дороги узкой,
На земле еще не русской —
Белый цвет родных берез.
Ах, как радостно и больно
Видеть их в краю ином!..
Пограничный пост контрольный,
Пропусти ее с конем!
Только в «Теркине» сохранилось в абсолютной неприкосновенности и полноте живое вещество войны — и Победы. Здесь не миф, не аргумент в споре, не поиск исторической правды, которой никогда не находят, — здесь как оно все было. И поскольку на «Теркина» продолжают отзываться и те, кто рожден через тридцать, сорок, пятьдесят лет после войны, — значит, то, чем выиграна эта война, до сих пор живо. Да куда оно и денется.
--------------------
С ДНЁМ ПОБЕДЫ, ДРУЗЬЯ!
Метки: беседка
ОНИ УХОДИЛИ ПО ЛУННОЙ ДОРОЖКЕ
По лунной дорожке, прижавшись друг к другу,
Они поднимались всё выше и выше,
Внизу оставались деревья и крыши,
А стрелки часов всё бежали по кругу,
В бесстрастную Вечность слагая мгновенья.
Устав от лишений, невзгод и ненастья,
По лунной дорожке, мечтая о чуде,
Они уходили всё дальше и дальше
От новых потерь, от предательств, от фальши
И верили в то, что у них ещё будет
Одно на двоих бесконечное счастье.
Друзья, жду ваших комментариев.
Метки: Татьяна Курманаевская, на анализ
Играю со внутренней рифмой...
Ранним утром серый ежик снова в норку на постой…
Месяц лучиком стреножен и отправлен на покой,
Исчезает мрак и сырость под ближайшею горой,
Солнце вновь являет милость, освещая лес зарей.
Птички арии щебечут, соревнуясь в красоте,
Устремляются навстречу поднебесной высоте…
Вся природа в пробужденье, травы моются росой,
И воскликнешь с наслажденьем: «Утро ясное, постой!».
Милым дамам в Женский день!!!
Метки: Владимир Ложкин, Поздравляем!
Родительный или винительный?
Наткнувшись в публикации proza.ru на фразу:
"Не буду этого делать", задал её поисковику яндекса - получил 55 млн ответов.
Не все ответы точно отражали вопрос, например, "Я не буду делать то, чего делать не хочу", но общая тенденция насторожила.
Может, я безнадёжно отстал от словесного прогресса? или надвигается новый расцвет неграмотности?..
Но хуже всего не то, что следы странного родительного падежа обнаруживаются даже в первой половине XX века, а то, что и в некоторых своих стишках обнаружил подобные выверты.
Предлагаю вместе разобраться в том, когда нужно употребить предпочитаемый родительный, а когда - иной падеж (винительный, творительный...).
Правило далёкой середины XX века учило: если слово отвечает на вопрос: кого, чего (нет), то родительный, а если: кого, что (вижу), то винительный.
Иногда понять трудно. Пробую подставлять вместо подозрительного слова существительное I склонения (в единственном числе: Вася, кошка...) - вроде бы, помогает.
Но люди, не владеющие формальной логикой, возражают: "При чём тут Вася или кошка - ведь речь идёт о другом".
Остаётся только извиниться и развести руками. Или развести руки? - Вот, сам себя запутал...
Ладно, ближе к телу, о котором говорил мой пацан Мопассан, т.е. к падежу, но не скота, а существительных и прилагательных.
Из следующей подборки предлагаю выписать те номера, которые соответствуют грамотным предложениям, и поместить их в отзыв. Решение желательно обосновать.
Начнём с наиболее легко извлекаемого из памяти - песен:
1) Помните самоцветные "Налетели дожди"?
Налетели вдруг дожди, наскандалили;
Говорят, они следов не оставили.
2) Вот фраза из шлягера 1970-ых:
И если скорбь дано мне превозмочь, не наноси удара из засады.
3) Также хорошо известна песня "Гляжу в озёра синие":
Не знаю счастья большего, Чем жить такой судьбой...
4) Ты скажи, ты скажи, не таи ответа: как бы так нам прожить, чтоб всё время лето...
(из песни о листопаде)
Теперь переходим к прозе:
5) И. Эренбург "Не переводя дыхания" (название романа), 1935
6) "Как бы они нам не устроили сюрприза."
(С. Гансовский, "День гнева")
7) "З`амки, построенные Брэнной, так и не раскроют своих тайн."
(телеканал "Культура")
8) А ниже - разговорный штамп:
"Я этого тебе не прощу!"
И вновь переходим к стихам:
9) ...Он хмурится с досады
И ждёт момента, чтоб верней
Ударить из засады.
(Вольт Суслов, "Древние греки", в сб. "Три тетради", Дет.лит., 1986)
10) Даже в час, когда дремал,
Он монокля не снимал.
(А. Дмитриев, "Мистер Смокли и монокль")
11) Ночь крадётся чёрной кошкой между лип и тополей.
(Владимир Бакатин)
Райский Сад
Я ПРОЖИВУ Белла Ахмадулина (1937―2010)
"Советская литература. Краткий курс". Очень интересно
написано о Горьком, Луначарском, Ахматовой, Катаеве и
других, рекомендую. http://coollib.com/b/232524...
Для примера приведу здесь хоть одну главу.
Поэт и время находятся в более сложных и трагических отношениях, чем принято думать; не обращают на тебя внимания — плохо, обращают — еще хуже. Советскому поэту труднее всего было в шестидесятые, когда вся страна смотрела на него в оба и тем непозволительно развращала, когда в силу этого внелитературные обстоятельства становились важнее литературных и качество текста в конечном итоге можно было игнорировать. Белла Ахмадулина едва ли не самая красивая женщина в русской литературе XX века, наделенная к тому же знаменитым хрустальным голосом, — в поэзию с такими данными входить опасно. Особенно в эстрадный ее период, когда поэта больше слушают, чем читают, и с большим интересом следят за динамикой его браков, нежели за темпами собственно литературного роста.
Этим и объясняется тот факт, что Белла Ахмадулина — персонаж не столько родной литературы, сколько общественного сознания, адресат бесчисленных читательских писем, объект либо нерассуждающих восхищений, либо гнусных сплетен, но не обстоятельных разборов. Женщины с незадавшейся личной жизнью, любительницы ЭСКЮССТВА, своими захлебывающимися и безвкусными хвалами совершенно засахарили поэзию Ахмадулиной. Очень красивая женщина, пишущая очень красивые стихи, — вот ходячее определение. Подлили масла в огонь два ее пишущих мужа — покойный Нагибин и здравствующий, дай Бог ему здоровья, Евтушенко. Нагибин успел перед смертью сдать в печать свой дневник, где вывел Беллу Ахатовну под неслучайным псевдонимом Гелла, и мы узнали как о перипетиях их бурного романа (своего рода лось и трепетная лань), так и о нескольких полуневольных, бессознательных изменах Б.А., осуществлявшихся скорее по ее знаменитой душевной щедрости, доходящей до неразборчивости. В свою очередь Евтушенко поведал о первом браке Б.А. — браке с собою — и о том, как эта во всех отношениях утонченная красавица энергично морила клопов. И хотя в дневнике Нагибина полно жутких, запредельно откровенных подробностей, а в романе Евтушенко «Не умирай прежде смерти» — масса восторженных эпитетов и сплошное прокламированное преклонение, разница в масштабах личностей и дарований дает себя знать: пьяная, полубезумная, поневоле порочная Гелла у Нагибина неотразимо привлекательна, даже когда невыносима, а эфирная Белла у Евтушенко слащава и пошла до полной неузнаваемости. Любовь, даже оскорбленная, даже переродившаяся в ненависть, все же дает сто очков вперед самому искреннему самолюбованию.
Но мы опять не о стихах.
В России, думаю, найдется немного людей, знающих наизусть хоть одно стихотворение Ахмадулиной (о поэтах речи нет, поэты не люди). Вызвано это отчасти тем, что она не писала детских стихов (а именно по ним массовый читатель лучше всего знает, например, Юнну Мориц, поэта огромного и сложного), отчасти же тем, что стихи Ахмадулиной попросту трудно запоминаются — в силу своей пространности, лексической сложности и определенной водянистости. Конечно, почти каждая провинциальная библиотекарша (из тех, которые зябко кутаются в шали, пишут письма писателям и являются символом культуры для Дмитрия Лихачева) знает наизусть «По улице моей который год» и «А напоследок я скажу» исключительно благодаря Эльдару Рязанову. Лично я всегда помню песню «Не знаю я, известно ль вам, что я певец прекрасных дам» из «Достояния республики», едва ли не самое изящное и внятное стихотворение Ахмадулиной тех времен. Остальных ее текстов даже я, знающий наизусть тысячи две стихотворений, при всем желании не упомню. А ведь именно запоминаемость, заразительная энергия, радость произнесения вслух — вот главные достоинства поэтического текста, по крайней мере внешние. Поди не запомни Бродского, ту же Мориц, лучшие тексты Окуджавы! Запоминаются лучше всего те стихи, в которых все слова обязательны, — необязательные проскакивают. Из Ахмадулиной помнятся строфы, иногда двустишия:
Например:
Мне этот год — вдоль бездны путь,
И если я не умерла,
То потому, что кто-нибудь
Всегда молился за меня.
Или:
Но перед тем, как мною ведать,
Вам следует меня убить!
Или:
Прохожий, мальчик, что ты? Мимо
Иди и не смотри мне вслед.
Мной тот любим, кем я любима.
К тому же знай: мне много лет.
Или:
Не время ль уступить зиме,
С ее деревьями и мглою,
Чужое место на земле,
Некстати занятое мною?
Может быть, я выродок (хотя боюсь, что я-то как раз норма), но я ищу в любом тексте прежде всего возможность самоидентификации, соотнесения его с собою, со своей (чаще) мукой и (реже) радостью. Человека всегда утешает и радует, что он не один такой. Подобные совпадения для читателя Ахмадулиной затруднены прежде всего потому, что тут многое аморфно, не названо, не сформулировано, безвольно… Последнее приведенное мною четверостишие про чужое место на земле, — как раз редкое и прекрасное исключение: всё стихотворение «Дождь и сад», которым оно замыкается, являет собою одну бесконечную длинноту, и даже взрыв заключительной строфы не окупает этой гигантской затраты поэтических средств, к тому же несколько однообразных. Не знаю, достоинство это или недостаток, но всякое ахмадулинское избранное производит на редкость цельное впечатление: особого движения тут нет. То ли потому, что поэт не любит переиздавать свои ранние стихи, еще романтически-розовые от рассвета пятидесятых, то ли потому, что поэт всю жизнь верен себе, то ли потому, что он не развива… и я в ужасе прикрываю рот рукою. Достоинства ахмадулинских стихов менялись: к семидесятым они стали суше, трезвей, в них появилась фабульность, временами даже балладность, но недостатки оставались прежними — экзальтация (часто наигранная, путем самоподзавода), обилие романтических штампов, монотонность (везде пятистопный ямб), более-менее постоянный словарь, многословие и все та же водянистость… И ранняя, и поздняя Ахмадулина — при неоднократно декларированной любви — нет! — обожании! — нет! — преклонении! перед Мандельштамом и Цветаевой — замешена все же на Пастернаке; и все грехи его ранней поэтики, весь захлеб и захлюп, которых он сам впоследствии стеснялся, вся экзальтация, все многословие перекочевало в тексты Ахмадулиной:
Среди гардин зимы, среди гордынь
сугробов, ледоколов, конькобежцев
он гнев весны претерпевал один,
став жертвою ее причуд и бешенств.
Эта густая спекторщина, даром что на дворе уже 1967 год, встречается и у поздней Ахмадулиной ничуть не реже. Неприхотливый русский читатель, так любящий поэзию, что для него всякие рифмованные строчки есть уже драгоценный подарок, часто неразборчиво глотал откровенную невнятицу, принимая ее за вещее косноязычие. Так многое прощалось раннему Пастернаку, так и Ахмадулина приобрела славу поэта «сложного» и даже «темного», тогда как в конце шестидесятых, поощряемая читательскими восторгами, она была попросту невнятна — при вполне здравых мыслях, вполне четкой фабуле и вполне очевидной иронии, составляющих сильную сторону ее поэзии. Слушать все это — упоительно, и хочется еще и еще этой музыки голоса; но читать — утомительно, скучно, путано. Читатель и критика сыграли свою роль: поощрили в поэте то, что было очень важной составляющей его индивидуальности, составляющей эффектной, но, увы, безвкусной…
Отсюда и неизменность ахмадулинского словаря: окрест, свеча, уж (в смысле частица, а не ползучая тварь), благодаренье, гортань, блаженство, прилежность, угоден, лакомство, мука (в смысле страдание, а не продукт), услада, лоб, жест (частое и очень неслучайное слово), плоды, дитя, легкость, вкушать, зрелище, свирель, метель, сей, труд, о, всяк, сотворенье, невнятный, нетленный, письмена, сиротство, друзья, судьба, торжество.
А в общем, неплохой набор — почти вся судьба поэта, — но узкий, узкий…
Пародировать, передразнивать, стилизоваться под Ахмадулину — исключительно легко (и опять не знаю, хорошо это или плохо: узнаваемость? — да, но и однообразие!). Допустим: «Дав моим глазам необременительный труд упереться в белесость потолка, я небрежно лакомила обленившуюся правую руку благосклонным покручиванием роскошно курчавой шерсти моей человекообразной собаки, которая издавала невнятный, но властный звук благодаренья и своими гениальными всепонимающими глазами являла столько доброты и мудрости» — что куда иному критику, покаянно закончу я уже своим голосом. А все-таки воспоминания Ахмадулиной о Набокове или ее предисловия к своим сборникам читать немыслимо. Впрочем, тут есть прием: двадцать строчек о себе, обо всем, ни о чем, то есть чистая демонстрация стиля, — и пять строк вполне по делу, здраво, четко и внятно. Так безметафоричный Бродский впаяет вдруг в сугубо прозаизированную ткань стиха что-нибудь афористичное и метафорическое — и метафора сияет, что твой бриллиант на фольге. Так и ирония или афористичность Ахмадулиной подчеркиваются аморфностью и невнятностью остального текста. Так что перед нами не дефект поэтической речи, а ее особенность, прием. В лучших текстах Ахмадулиной ирония возникает из вкрапления в густой, местами заштампованный поэтический делириум какой-нибудь обыденной реалии вроде метро «Аэропорт» или жаргонного словечка. Так намечается и проводится главная тема Ахмадулиной — болезненная, мучительная несостыковка с миром. Где есть такой свежий афоризм, или довольно жесткая ирония, или новая мысль — там этот прием работает. Где нет — там нечему и работать: трагическое безволие.
Ахмадулиной часто подыскивали аналог или генеалогию. Ассоциировали то с Ахматовой, которая очень ругала ее стихи (см. «Записки» Чуковской), то с Цветаевой, с которой у нее уж точно ничего общего… Ахматова и Цветаева — при всем различии темпераментов — поэты четкие, афористичные, ничего лишнего, мысль остра и напряжена. Только у поздней Ахматовой изредка промелькнет самоповтор или некая словесная избыточность, но и старческие ее стихи блещут оригинальностью и остротой мысли, беспощадностью ее… «Это недостаточно бесстыдно, чтобы быть поэзией», — ахматовская формула. У Ахмадулиной пафоса всегда столько, что ни о каком бесстыдстве не может быть и речи. Стыда — много, покаяния — тоже, но всегда красиво и пристойно. Так что поэтически ей ближе всего, как ни странно, ни Мориц, ни Матвеева, ни Слепакова (интересно, кстати, это удвоение согласных в именах блистательных поэтесс-ровесниц: Нонна, Юнна, Новелла, Белла, сюда же просится и посредственный поэт Римма). Самый близкий к Ахмадулиной поэт — Высоцкий, в любви к которому она часто признавалась и который ее боготворил.
Они похожи многим. И тем, что ровесники. И тем, что оба, по существу, — романтические поэты, причем книжно-романтические. «Книжные дети». Для обоих характерен пафос, а объектом иронии чаще всего становится именно повседневность. Оба много теряют, когда их тексты отрываются от голоса, от исполнительской, концертной стихии (не вижу в этом ничего оскорбительного — это просто другой род искусства). У обоих стойкая, мгновенно узнаваемая лексика, свой словарь. У обоих особо значимы темы дружества, братства, литературной честности. Оба фрондировали, хотя их фронда и не являлась самоцелью. Оба участвовали в «Метрополе». Оба не скрывали своей любви-ненависти к алкоголю и много пострадали от этого (и вообще оба жили бурно, но бурность этой жизни редко проскальзывала в тексты. Похождения Высоцкого, о которых столько пишут его псевдодрузья или квазиисследователи, — какое отношение они имеют к его стихам и песням, всегда исповедальным, никогда автобиографичным?). Наконец, и у Ахмадулиной, и у Высоцкого много произведений многословных, рассчитанных на устное произнесение и немедленное восприятие. Высокопарное многословие, увы, отяжеляет многие песни Высоцкого, в том числе его героические баллады. Правда, в его текстах больше фабульности, напряжения, но на то он и актер, и мужчина.
Вот смотрите:
Так дурно жить, как я вчера жила, —
в пустом пиру, где все мертвы друг к другу
и пошлости нетрезвая жара
свистит в мозгу по замкнутому кругу.
Какая тайна влюблена в меня,
чьей выгоде мое спасенье сладко,
коль мне дано по окончанье дня
стать оборотнем, алчущим порядка?
Господи! Да ведь этот же «стыд быть при детях и животных» испытывает герой песни Высоцкого, который вечером пел директору дома моделей, а утром смотрит похмельным трезвым взглядом на первого ученика, который «шел в школу получать свои пятерки».
Не надо подходить к чужим столам
и отзываться, если окликают, —
налицо, конечно, биографическое сходство (слава, полускандальность, в чужом пиру похмелье), но главное сходство — в отвращении романтического героя к тому, в кого он волею судьбы и саморастраты превратился. Впрочем, такая саморастрата, алкоголь, промискуитет, многобрачие, эпатаж — все было неким экзистенциальным вызовом. Не только Системе, не только ее властям и ее быдлу, но и миропорядку, установлениям человеческой жизни: романтическим поэтам они невыносимы.
Отсюда и безоглядная храбрость Ахмадулиной, полное отсутствие у нее инстинкта самосохранения, о котором влюбленно писал Нагибин: если в падающем самолете все устремятся в хвост как в наиболее безопасную часть, его Гелла не тронется с места. Будет грызть яблоко. Жест? Да. Но жест, оплаченный жизнью. Отсюда безоговорочно порядочное, отважное, красивое поведение Ахмадулиной во всех ситуациях, в которых пасовали мужчины (хотя красивейшей женщине русской литературы вряд ли что грозило, кроме непечатания, но ведь и многочисленным мужчинам ничего такого гулаговского не грозило за подписание честного письма, а сколько было подонков!). Ахмадулина была первым академиком, подавшим голос в защиту Сахарова (хотя состоит она только в одной из американских академий искусства). В том же ее письме содержался горький упрек советской академической среде, позорно молчавшей. Ахмадулина подписывала, по-моему, все письма: в защиту Синявского и Даниэля, Гинзбурга и Галанскова, Чуковской и Солженицына… Ореол гонимости, конечно, шел Ахмадулиной, и она сознавала это. Но и для того, чтобы делать рассчитанные и красивые жесты, нужна храбрость. И Ахмадулина вела себя храбро. Храбрость по большому счету и есть красота.
Это сейчас ее муж Борис Мессерер дает пошлые интервью пошлому «Московскому комсомольцу» — пошлые в том смысле, что в них идет речь о богемности московских артистических нравов и почти ни слова о том, каким творческим трудом оплачена эта богемность. Но когда-то мастерская Мессерера давала приют лучшим литературным силам Москвы, и не только Москвы. Ахмадулина никогда особенно не бедствовала, но и никогда ничего не жалела, с истинно романтической щедростью все раздавая и всем помогая. Она подбирала кошек и собак. Она дарила любимые вещи. Она привечала всех. И отголоски этой доброты, щедрой до безвольности, проникли и в ее тексты: здесь та же щедрость и избыточность дарения. Отсюда и многословие, с литературной точки зрения не слишком привлекательное, но по-человечески обаятельное и понятное. Это та же щедрость — при нежелании и неумении высказать простую мысль в двух словах растягивание ее на десять, двадцать, пятьдесят! Но в этой же словесной избыточности — что-то от многословия девятнадцатого века, в который Ахмадулина влюблена, как всякий истинный романтик. Тогда люди были многословны и высокопарны, ибо у них было время, а возвышенный ход их мысли еще не поверялся запредельно убогой и кровавой реальностью… Говорили не «дружба», а — «О возвышенное чувство, коего чудесный пламень…» Трезвый и лаконичный Пушкин над этим издевался (так что любовь Ахмадулиной к нему носит характер общекультурного преклонения, а не творческого освоения). Мы — умиляемся. Так же можно умиляться архаичности ахмадулинского словаря и словесной обильности ее поэзии.
А какая-нибудь восторженная поклонница с вот такими глазенками навыкате ляпнула бы сейчас, что и дождь щедр, и снегопад чрезмерен, и природа всегда избыточна, всегда через край… и полился бы поток благоглупостей, но поэт не в ответе за своих эпигонов.
Бесстрашие и трезвость самооценки, отсутствие иллюзий на свой счет — вот что привлекательно уже в ранней Ахмадулиной:
Не плачьте обо мне — я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне — я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.
Здесь есть самоуничижение, есть и самолюбование, но есть и то, чем стоит любоваться.
Перед нами замечательный феномен шестидесятничества — нерасторжимость человека и поэта. Оценивать их поврозь — занятие неблагодарное, от критериев чистой литературы здесь приходится отойти. Гораздо интереснее их столкновения, их сотрудничество, их диалог, составляющий главную тему ахмадулинского творчества. А для того чтобы делать чистую литературу, на свете достаточно не очень романтических мужчин и не очень красивых женщин.
Метки: БЕСЕДКА
***
Я себе простила все долги,
И надеюсь даже – Бог простит,
Даст покоя несколько минут.
Даст покоя несколько веков.
Буду каплей моря солонеть.
Будут рыбы песни петь луне,
ЗВЁЗДАМИ играть у берегов…
Отдохну немного и вернусь,
Сказочный придумаю сюжет,
Проживу…
Часы поддались рже –
Время заржавело.
Ну, и пусть.
Друзья, посмотрите, пожалуйста, может, у вас будут замечания.Плисс...
Метки: Наталья седых
Без заголовка
Помню ясно, это было
Да, затмение. Туман,
Росы пали, словно пылью,
Дом накрыло, луг.Обман-
Очертаний искажение
В час полуденный в июль.
В воду глянешь-отражение
Исчезает Маш и Юль.
Только лица Коли, Пети
Чуть видны на дне ведра.
Чудеса мне детства эти
Не прибавили добра.
Враль,-твердят при разговоре,
Веры нет до сей поры.
Не горит треух на воре-
Слов цепочка для игры.
Баловство одно на воле,
Кружева бессонницы.
Смех ли стон от этой боли
С колокольни-звонницы.
Метки: Юрий Бодров. разбор
Время на убыль...
Время на убыль,
память ослепла,
тяжесть легка:
Что-то меняется медленно грамм за граммом.
- Вот тебе рубль и
купишь два неба,
три молока,-
Голос Отца или бабушки, или мамы...
Это не сложно,
просто и свято -
жизни река,
Что вытекает из крана в стакан по-свойски.
Звон босоножек,
сухость асфальта
и облака:
Ловишь вприпрыжку ты небо сачком авоськи...
Метки: Дарья
Просыпаемся из зимней спячки, друзья?
Все искрят весёлые снежинки..
Воздух нынче был -ну, просто ах!-
Небеса, как радужные льдинки.
Минус-минус, только в звоне дня
Слышались уже запевки птичьи,
И, представьте, мне сегодня в "личку"
вдруг пришло посланье "жди меня!"
От весны, наверное, друзья?..

Метки: В.Артамонова, БЕСЕДКА
Шарпей Филиппка

Друг любимый у детей -
Это пёсик наш - шарпей!
Фил не лает, не кусает,
Деток просто обожает!
Он с детьми такая КИСКА,
Эту КИСКУ можно тискать -
Брать за брыли и за нос,
Филя - очень умный пёс!
Вместе с тем, он - шалунишка!
Разорвал на полке книжки,
Лапкой в миску наступил,
Молоко своё разлил!
Утверждают, что шарпеи,
Обучаться не умеют?!
Фил без всякого изъяна,
Произносит слово "МА-МА"!
Хвост кольцом, повсюду складки,
Пёс на ласки очень падкий,
Так и хочется обнять,
В чёрный нос расцеловать!
Филя знает своё дело -
Охраняет нас умело!
Не страшна любая драка,
Он - бойцовая собака!
Метки: Татьяна Голосова
На разбор
Плакала осень, теряя наряды,
Слезы лила, только не было толку.
Ветер рвал листья с ветвей без огляда
Да завывал в проводах без умолку.
Плакала осень, хотелось согреться
Ей под улыбчивым, ласковым солнцем
Да в голубые озёра смотреться,
Парком притихшим бродить с незнакомцем.
Только желанья её безнадёжны, -
Солнце закрыли свинцовые тучи,
И разогнать их уже невозможно.
Разве осилит их солнечный лучик?
Плакала осень и раненной птицей
Билась в окошко, зовя на подмогу.
Ей так хотелось ещё веселиться…
Поздно, – зима подступила к порогу.
С нетерпением жду ваших комментариев.
Метки: Татьяна Курманаевская
ПОЗДРАВЛЯЕМ НАТАШУ С ЕЕ ДНЕМ!

СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГУЮ НАТАШЕНЬКУ СЕДЫХ С ДНЕМ ЕЕ
РОЖДЕНИЯ! ПОЖЕЛАЕМ ЕЙ И ДАЛЬШЕ БЫТЬ
МОТОРЧИКОМ "ЛИГАРИФМА"!!!
ЗДОРОВЬЯ, ПОЗИТИВНОГО НАСТРОЯ НА ВЕСЬ ГОД,
НАША ТРУДОЛЮБИВАЯ ЛОШАДКА!
И ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!

Метки: ЛЮГОЛЬТ
Сочельник
О юной вечерней звезде,
о синем, кровавом и млечном
кругах на вселенской воде.
Младенец,так празднично спящий
в вертепе житейской трухи,
и будущее - в настоящем,
и выдуманные стихи.
Я верю, что ЭТО случилось -
святой Вифлеемский каприз...
Бессмертья нам дадена милость-
люби, человек, и молись.
настроение: Надеющееся
Метки: В.Артамонова, БЕСЕДКА
УКРАСИМ НОВОГОДНЮЮ ЁЛКУ, ДРУЗЬЯ!
хватит фантазии у творческих людей!
Подарки прошу помещать в комментариях.

Метки: БЕСЕДКА
ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
Как здорово встретить корзинку с цветами
Среди новогодних блестящих шаров.
В ней солнце играет цветными лучами
И свежестью лёгких весенних цветов.
Но там не пионы, но там не тюльпаны,
Не маки, и даже не россыпи роз,
А ворох подснежников с тёплой поляны
Из леса, где вьюги и сильный мороз.
ШАРИК
Я сказочный шарик красивый,
Вишу, потихоньку звеня,
Сегодня я самый счастливый,
Весь в блёстках,в сияньи огня.
Искрятся нарядные свечи,
Кружусь, словно в призрачном сне,
Я жду с нетерпением встречи,
Приветствую всех на земле!
Метки: Зинаида Силкина, Конкурс 48
Хочу ответить, или, Прощай, поэзия?..
Иль просто -недосуг?..
Кто вспомнит чудное мгновенье,
Когда вокруг -
Дел чехарда, и дни труда?..
А впрочем - это ерунда.
Поэзия, мой друг, живет,
Когда течет вода.
А нынче - вновь у нас застой,
И кризис прет стеной:
Нет мысли плодовитой,
И рифмы неизбитой,
И вместо жемчугов -слюда,
И кто куда...
Копите силы, господа,
Замечено давно уж,да, -
Безвременье нам дадено для прозы.
И может, где-то в уголке
Строчит, держа перо в руке,
Уж Чехов новый - поздний...
Вот порассуждаем, правы ли историки литературы?..
настроение: Лукавое
Метки: В.Артамонова, БЕСЕДКА
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу