Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

W.A.Mozart - Piano Concerto nº20 KV466 D minor




Fabiane de Castro, piano
Francisco Maestre, conductor
OJPA - Orquesta Joven de la Provincia de Alicante
January 2011

Метки: W.A.Mozart - Piano Concerto n&#1

Дом,в котором родился Моцарт.

Для того чтобы оказаться в ином мире — живом, блестящем и куда более современном, — достаточно пройти всего лишь короткий Францисканский переулок. Он ведет в бурлящий жизнью Фестивальный район, включающий в себя респектабельную улицу Венской филармонии. Бывший Рыночный переулок открывает путь к Университетской площади, которая, вопреки академическому достоинству, каждое утро превращается в обычный, хотя и большой базар. Гуляя по Гетрайдегассе (Зерновой переулок), не стоит проходить мимо внутренние двориков, где скрываются лавочки местных ремесленников. Называясь переулком, он представляет собой полноценную улицу, наполненную модными магазинами, сувенирными киосками, лавками антиквариата. На многих домах Гетрайдегассе вывешены знаки гильдий — воспоминание о Средневековье и вполне современная реклама.

Гетрайдегассе
Гетрайдегассе

Расположенный в Зерновом переулке дом № 9, где родился Моцарт, не раз испытывал перестройку и теперь мало похож на то, чем был изначально. Однако его часть, обращенная фасадом к Университетской площади, все же сохранила первозданный вид, чего, к сожалению, не произошло с интерьерами. Коренная реконструкция миновала только Танцевальный зал, всегда соответствовавший вкусам моцартовской эпохи.

Зальцбург, дом Моцарта на Гетрайдегассе

МОЦАРТ - коммерческий бренд.

Сегодня лицо юного и зрелого Вольфганга и в профиль, и в анфас украшает пивные кружки, авторучки, пакеты, гостиничные салфетки: само явление под названием "Моцарт" — беспроигрышное средство заработка. В австрийских магазинах игрушек продаются деревянные "Моцарты" с веревочкой в интересном месте: если дернуть за нее, кукла помашет ручками и вздыбит ножки..., и никого такое не смущает. Почти в каждом супермаркете можно купить коробку конфет, вафель, шоколада или печенья с портретом великого композитора.
Моцарт
То, что его имя стало инструментом коммерции, подтверждает известное всей Европе лакомство, именуемое "Моцарткугельн". Созданное кондитером из Зальцбурга больше 100 лет назад, оно представляет собой шарик на деревянной палочке с марципаном, ореховым кремом и шоколадом. Сначала этот "шедевр" приготавливался вручную, но с ростом популярности фирма "Мирабель" поставила его производство на поток. Настоящие зальцбургские Моцарткугель легко узнать по красно-золотой упаковке. Для самих австрийцев они являются предметом подарка, для туристов — сувениром, а для многих еще и своеобразным символом Австрии. Кроме них с конвейера "Мирабель" нескончаемым потоком сходит Моцартталер, но не старинная монета, а очередное произведение кондитерского искусства, тоже приготовленное из марципана с шоколадом и тоже украшенное профилем легендарного зальцбуржца.
Создается впечатление, что Моцарт — больше не гений из глубокой истории, а близкий каждому человек, готовый прогуляться по Гетрайдегассе и оставить на ресторанной салфетке несколько нот, чтобы хозяин заведения мог продать ее за десяток евро.
Моцарт

Женщины в жизни Моцарта.

 Но.... Давайте вместе почитаем что наши люди об этом пишут. Вот, что пишет на эту тему в Новом венском журнале Екатерина Пирова ...Моцарт был невысокого роста, слегка неказистый, бледный и не очень симпатичный, зато веселый, сердечный и импульсивный. Несмотря на его внешнее несовершенство, ему рукоплескала вся Европа. Вращаясь в аристократическом обществе, он флиртовал со многими знатными дамами. Однако женщин, сыгравших существенную роль в судьбе влюбленного в музыку Вольфганга Амадея, было совсем немного.

Естественно, первой важной женщиной в жизни Вольфганга была его мать Анна Мария Моцарт, в девичестве Пертль.
Мать Моцарта была очень общительной, жизнерадостной женщиной. Она любила, когда ее окружали друзья, соседи, дети, собаки и кошки – и чем больше их было, тем лучше. Она охотно и часто сочиняла стихи, и ее вовсе не смущало, что они получались плохими и нескладными. Она обожала розыгрыши и не стеснялась крестьянских бранных слов и крепких выражений.
Она родилась неподалеку от Зальцбурга в деревне Санкт-Гильден, которая находится на северо-западном берегу озера Вольфгангзее.
Санкт-Гильген часто называют «Деревней Моцарта» (Mozart-Dorf). Хотя сам великий композитор никогда в городке (или деревушке?) не был, все же связь между Санкт-Гильгеном и В.-А.Моцартом существует. С 1716 по 1724 год должность окружного судьи в Санкт-Гильгене занимал Вольфганг Николаус Пертль. В 1720 году у него и его жены Евы Розины родилась дочь Анна Мария Вальбурга, вышедшая затем замуж за зальцбургского композитора Леопольда Моцарта.

Нам удалось побывать в Санкт-Гильгене здесь с Ирочкой несколько лет назад. Посмотрите несколько памятных фотографий этих мест.





Сестра Моцарта Наннерль была старше Вольфганга на четыре года. Она была талантливой пианисткой и все свое детство провела в поездках по Европе вместе с семьей. Анна Мария, как и Моцарт, была вундеркиндом, однако отец всегда выдвигал младшего сына на передний план. А Наннерль приходилось оставаться в тени своего гениального брата. Несмотря на это, между детьми Моцартов не было конкуренции, брат и сестра всегда очень искренне любили друг друга. Наннерль была тихой, скромной и домашней, постоянно заботилась о Вольфганге и отце. Когда ей исполнилось 33 года, Анна Мария вышла замуж за юриста Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбург, вместе с которым поселилась в доме матери в Санкт-Гильгене. У супругов родилось трое детей. После смерти мужа в 1801 году она снова вернулась в Зальцбург, где зарабатывала себе на жизнь уроками игры на фортепьяно.



Мария Анна Теклабыла двоюродной сестрой Моцарта. Он ее называл ласково «Bäsle» – кузиночкой. В 1777 году, незадолго до кончины матери Моцарта, они вместе побывали в Аугсбурге, где между Вольфгангом и его молодой кузиной завязалась озорная и крайне крепкая дружба.





Алоизия Вебер
В 1777 году Моцарт побывал в немецком городе Мангейме. Там он по уши влюбился в певицу Алоизию Вебер. 16-летняя Алоизия была дочерью театрального суфлера и переписчика нот Фридолина Вебера, который делал все возможное, чтобы прокормить свое семейство. Еще бы! У него подрастали четыре дочери, и две из них уже достигли возраста на выданье. Госпожа Вебер стремилась побыстрее пристроить своих девочек, и не просто так, а повыгоднее, и потому любой молодой человек, появлявшийся в их доме, рассматривался как потенциальный жених. О зяте-звезде супруги Вебер и не мечтали, но судьба распорядилась именно так. Чистый и нежный голос Алоизии, как и она сама, пленили Моцарта. Он сразу же понял, что перед ним девушка его мечты – именно на такой музыкант захотел жениться и провести с ней остаток своих дней. Для нее он написал несколько блестящих концертных арий, предвкушая, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Влюбленный Вольфганг даже сочинил музыку для своей свадебной церемонии.
Он, наивный, уже строил планы на будущее, позабыв спросить благословения у своего честолюбивого и строгого отца. Леопольд не задумывался о возрасте своих детей, когда он безжалостно в течение долгих лет заставлял их колесить по всей Европе от одного концертного зала к другому. Сейчас же он посчитал сына слишком незрелым для брака. Он гневно писал Вольфгангу: «Вместо того, чтобы тратить время на женщин, лучше занимайся своей дальнейшей карьерой». Леопольд приказал Моцарту немедленно уехать в Париж – подальше от Мангейма и возлюбленной. Пришлось послушаться отца. Вольфганг с тяжелым сердцем покинул Алоизию. А девушка не теряла времени даром: совместные выступления с Моцартом, его пьесы раскрыли перед ней двери желанных салонов, она стала известной певицей.
После Парижа Моцарт в пух и прах разругался с зальцбургским архиепископом. Поговаривали даже, что священнослужитель выставил Вольфганга за дверь в буквальном смысле при помощи хорошего пинка под зад. Тогда Моцарт подался в Вену, где поселился у госпожи Вебер, к тому времени перебравшейся в имперскую столицу. Она с радостью сдала ему комнату и окружила заботой и вниманием. Ему, недавно потерявшему мать, как раз это и было необходимо. Здесь Моцарт с ужасом узнал, что его возлюбленная Алоизия, ставшая актрисой придворного венского театра, не дождалась его и вышла замуж за другого. Тогда Вольфганг всю свою нереализованную любовь и нежность перенес на ее младшую сестру, Констанцу.
Констанца Моцарт, урожденная Вебер
В истории музыки не было еще ни одной женщины, в адрес которой литераторы, искусствоведы и музыканты излили бы столько желчи, сколько досталось Констанце Моцарт. Какими только эпитетами ее не награждали: глупая пустышка, присосавшаяся к гению; неверная, развратная кокетка, развлекавшаяся с мужчинами на венских курортах, в то время как ее муж боролся за выживание семьи; радостная и предприимчивая вдова, извлекавшая выгоду из торговли рукописями Моцарта, ни разу за 18 лет не посетившая могилу мужа. Ей даже приписывали соучастие в убийстве собственного супруга.Но это не так.
Она была младше Моцарта на шесть лет и влюбилась в него при первой же встрече, а он, увлеченный ее сестрой, этого даже не заметил. После болезненного разрыва с Алоизией именно Констанца оказалась рядом с отвергнутым музыкантом. Наконец-то пришел ее звездный час. Между девушкой и Моцартом разгорелся бурный тайный роман. Отец Моцарта Леопольд долго не давал своего благословения на брак сына с необразованной и далекой от музыки девушкой. Но, в конце концов, 4 августа 1782 года 26-летний Моцарт обвенчался с Констанцией в соборе Св. Стефана. Их счастливый брак длился девять лет.
Незадолго до свадьбыкомпозитор написал комическую оперу «Похищение из сераля», ставшую первым произведением национальной австрийской оперы. В год брака Моцарта настигла невероятная слава, даже император был в восторге от его музыки. После свадьбы молодые стали жить отдельно. Моцарт по-настоящему был счастлив. Супруги идеально подходили друг другу. Констанца не была тихой домохозяйкой, она оказалась темпераментной и веселой, как и сам Вольфганг.

Напряженная работа отбирала у Моцарта много сил. Если он куда-нибудь уезжал, то писал жене теплые и нежные письма почти каждый день. Вот одно из них: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».
Несмотря на эти любовные послания, Констанца ревновала мужа к каждой юбке. Вольфганга всегда окружали очаровательные дамы, а фрау Моцарт, истощенная болезнями и частыми неудачными родами, стала терять свою девичью свежесть. Моцарт пытался успокоить жену, он писал ей из поездок: «Не мучь ни себя, ни меня излишней ревностью! Умоляю! И ты увидишь, какими довольными мы станем! Лишь умное, ровное поведение женщины может возложить узы на мужчину. Пойми это!»
Поговаривали, что и Констанца иногда поглядывала в сторону других мужчин. После очередных родов она отправлялась в Баден, где в компании кавалеров восстанавливала силы и два раза в год лечилась от хронических запоров. В одной из таких поездок в Баден летом 1791 года Констанцию сопровождал красавец Франц Ксавьер Зюсмайр. Он был последним учеником Моцарта, а также другом и бывшим учеником Сальери. Вольфганг очень ревновал супругу к нему и не скрывал этого в своих письмах, адресованных ей. А Констанция тем временем ревновала мужа к его ученице Магдалене Хофдемель. В июле 1791 года у Констанции родился очень симпатичный малыш, которого она назвала в честь Зюсмайра – Франц Ксавьер, чтобы позлить мужа. И тут же злые языки стали упрекать ее в супружеской измене, усиленно намекая маэстро на то, что Франц Ксавьер на самом деле не его сын.
Из шести детей, родившихся у Констанции, выжили лишь два сына – Карл Томас и Франц Ксавьер.


В роковом 1791 году Моцарту исполнилось 35 лет. Его карьера достигла своего апогея, он наконец завершил «Волшебную флейту» – свою самую успешную оперу. В конце ноября Моцарт сильно заболел. У него начались бредовые состояния, головокружения, обмороки, рвота. Он сильно исхудал, а руки и ноги опухли так, что практически не шевелились. 5 декабря он умер. Констанца тем временем восстанавливала свои силы после шестых родов в Бадене. На следующий же день состоялись похороны Моцарта.
Историки склонны считать, что перечень возлюбленных гения был длинным. К ним причисляют пражскую певицу Йозефу Душек, берлинскую исполнительницу Генриетту Бараниус – фаворитку Фридриха Вильгельма II, британское сопрано Нэнси Сторейс, венских певиц Барбару Герл и Анну Готтлиб, а также дочь некого господина Мундбекена, которая из-за несчастной любви ушла в монастырь.
Поговаривали, что у Моцарта был роман и с его ученицей Магдаленой, супругой его приятеля-масона Франца Хофдемеля. Эти шуры-муры или просто сплетни привели к трагедии: на следующий день после смерти Моцарта Хофдемель набросился с бритвой на свою 23-летнюю беременную жену и тяжело ранил ее, а затем перерезал себе горло. Тогда же по Вене поползли слухи, что Хофдемель узнал о романе своей жены и отравил своего соперника Моцарта, чтобы потом убить свою супругу исебя самого. Стоит ли верить в реальность приписываемых гению романов? Сказать сложно. Остается верить самому Моцарту, который до брака с Констанцией в одном из писем отцу признался: «Всевышний даровал мне талант не для того, чтобы я погубил его из-за жены и прожил бездеятельно свою молодую жизнь. Я только начинаю жизнь, должен ли я ее себе портить? Я определенно ничего не имею против брака, но сейчас он явился бы для меня только злом. И ничем иным. Если бы мне пришлось жениться на всех тех, с кем я потешался, то у меня с легкостью могло бы быть 200 жен».

Вольфганг Амадей Моцарт.

С именем Моцарта мы привычно связываем воплощение истинной гениальности. Его образ послужил моделью гения и для А.С. Пушкина в "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери", где "гений и злодейство" разведены по разные стороны духовного бытия и названы "несовместными". И хотя в жизни все сложнее, а известный итальянский композитор Антонио Сальери, живший в Вене и обучавший в свое время Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Листа, не мог быть отравителем Моцарта, все же миф на то и миф, чтобы грубо и зримо воплощать примеры добра и зла, дабы люди даже со слабым духовным зрением и слухом не могли перепутать одно с другим.
Природа щедра на таланты, но скупа на гениев - другим Моцартом она человечество больше не одарила. Моцарт прожил всего 36 лет - срок жизни, который загадочным образом (плюс-минус один-два года) отмерялся и многим другим гениальным творцам - Джорджоне, Рафаэлю, Г. Перселлу, К.М. Веберу, Ф. Мендельсону-Бартольди, Ф. Шопену, Ж. Бизе, Дж. Байрону, А.С. Пушкину, А. Рембо, В. Ван-Гогу и многим, многим другим.
Гений - это, конечно, огромный дар, но и не меньшая трудоспособность. Творческое наследие Моцарта поражает своим объемом и многообразием. Написанного им хватило бы на десяток других творческих судеб - 19 опер, около 50 симфоний, 27 концертов для клавира с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, многочисленные концерты для флейты, фагота, кларнета, валторны, арфы в сопровождении оркестра, 27 струнных квартетов, 9 струнных квинтетов, 17 сонат для клавира, 43 сонаты для скрипки и клавира, а также фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира (одно перечисление которых займет немало времени) и, наконец, - бессмертный "Реквием".
Новаторство Моцарта сказалось во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве - от оперы до симфонии. Гений - это и есть способность все видеть внове, все преобразовывать. Прошло более двухсот лет со дня смерти композитора, но он по-прежнему с нами - его удивительная судьба продолжает привлекать многочисленных исследователей и просто любителей музыки, а любовь к его поразительным по красоте, свету и гармонии произведениям не угасает.

27 января 1756 г. в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп, в окружении живописных рек, садов и лесов родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт (родные и близкие стали звать мальчика просто Вольфгангом или Амадео - именно так звучало это имя по-итальянски).
В то время Зальцбург был столицей маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.
Вольфганг - седьмой ребенок в семье. Почти все его братья и сестры умерли в младенчестве. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года.
Начальное музыкальное образование Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. В восемь лет Наннерль начала учится игре на клавесине. Родителям не приходилось напоминать дочери о том, что ей нужно сесть за инструмент. Все чаще к клавесину стал подходить и маленький Моцарт. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.
Однажды Леопольд пришел домой вместе со своим другом Шахтнером. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос, что Вольфганг делает - мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это всего лишь детская шалость. Но, вглядевшись, Леопольд Моцарт воскликнул, вытирая слезы радости: "Смотрите, господин Шахтнер, как здесь все правильно и со смыслом!".
Период с шести до семнадцати лет юный Моцарт провел в непрерывных путешествиях и гастролях. А с 1773 г., напротив, вынужден был безвыездно находиться в провинциальном Зальцбурге, сочиняя по приказанию нового архиепископа церковную хоровую музыку. Лишь через пять лет с великим трудом удалось Моцарту добиться разрешения покинуть Зальцбург. Проездом через Мюнхен и Маннгейм он направился в Париж.
В Маннгейме молодой Моцарт встретил 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии был прекрасный голос. Для нее юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том, что девушка станет его женой и будет петь в его будущих операх. Намерение Вольфганга жениться на дочери бедного работника театра привело Леопольда Моцарта в негодование, и он потребовал, чтобы сын немедленно продолжил свой путь в Париж.
Однако в столице Франции работы для молодого композитора не нашлось. В течение многих месяцев Моцарт жил в грязном номере дешевой гостиницы, перебиваясь грошовыми уроками. Здесь его настиг страшный удар - тяжело заболела и умерла мать. Подавленный, он вернулся на родину - в ненавистный Зальцбург. К счастью, вскоре благодаря разрешению курфюрста Баварского Вольфганг смог отправиться в Мюнхен для сочинения и постановки большой героической оперы "Идоменей, царь Критский" на сюжет из греческой мифологии.
Премьера "Идоменея" состоялась 29 января 1781 г. С первых же аккордов опера покорила слушателей.
После блестящего успеха "Идоменея" жизнь в доме ненавистного архиепископа на положении лакея стала для Моцарта еще более невыносимой, и композитор уехал в Вену, где нашел пристанище в бедном доме госпожи Вебер, матери Алоизии. Одна из сестер Алоизии - Констанца - впоследствии стала женой композитора.
Вскоре после приезда в Вену Моцарту удалось найти трех-четырех учеников, и, главное, получить заказ на сочинение зингшпиля - комической оперы "Похищение из сераля" для Придворного национального оперного театра.
Премьера состоялась 16 июня 1782 г. Публика устроила композитору овацию. Очень скоро "Похищение из сераля" было поставлено на сценах других театров.
Однако, не смотря на это, жизнь в Вене складывалась не просто. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческих произведений "на случай", постоянная неуверенность в завтрашнем дне - незаметно подтачивали и без того некрепкое здоровье Моцарта.
1 мая 1786 г. состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», а в 1787 г. специально для оперного театра в Праге Моцарт вместе со своим другом либреттистом да Понте создал оперу "Дон Жуан".
Несмотря на происки завистников и недоброжелателей, император решил дать Моцарту должность камер-музыканта, вакантную после смерти Глюка. Но вместо 2000 талеров годового содержания, которые получал Глюк, Моцарту назначили только 800. Впрочем, Иосифа II мало интересовали творения великого композитора. За все то время, что Моцарт числился на придворной службе, ему заказали лишь несколько десятков танцев для придворных и городских балов.
"Слишком много за то, что я сделал, и слишком мало за то, что я мог бы сделать", - написал как-то Моцарт на расписке при получении своего жалкого жалованья.
К этому времени композатору перевалило за тридцать, а его финансовое положение оставалось весьма плачевным. С лихорадочной быстротой сочинял он одно за другим новые произведения: концерты для различных солирующих инструментов с оркестром, квартеты и квинтеты, арии и песни, небольшие танцы. Но издатели обманывали и обкрадывали композитора на каждом шагу. За свои последние ансамбли - шедевры камерной музыки, мало понятые современниками, Моцарт получил смехотворно низкий гонорар.
Изо дня в день писать "на случаи", разменивать свой огромный талант по мелочам, приспосабливаясь к отсталым вкусам аристократических невежд или обывателей-мещан, было невыносимо. Могучие творческие силы, вызванные к жизни созданием "Свадьбы Фигаро" и "Дон Жуана", искали выхода. Композитор задумал дать открытый концерт с программой из новых произведений, написанных не по заказу, а по собственному побуждению.
Устройство таких "творческих показов" - задача не простая. Не редко случалось, что выручка от концерта не покрывала расходов на его организацию. Поэтому подобные концерты устраивались "по подписке", с тем чтобы богатые любители музыки заранее оплачивали билет и, тем самым, обеспечивали сбор. А чтобы заинтересовать богачей, приходилось бесплатно играть в их салонах...
Однако, если еще совсем недавно концерты Моцарта привлекали широкую аудиторию, то теперь организаторы столкнулись с полным нежеланием знати идти на его концерт. Подписной лист ходил по рукам, но, за исключением размашистого росчерка известного мецената и друга Моцарта ван Свитена, оставался пустым. По неясным причинам интерес "высокой" публики к игре и музыке Моцарта заметно ослабел. Быть может, он и в самом деле стал писать так сложно, что современники перестали его понимать?
До последнего времени концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром пользовались широким признанием слушателей. Знатоки единодушно утверждали, что именно Моцарт довел эту крупную музыкальную форму до истинно классического совершенства. Ему удалось ярко индивидуализировать солирующие партии и заставить исполнителя-солиста вступить в своего рода творческое состязание с оркестром.
Моцарт скончался 5 декабря 1791 г.
Как только стало известно о смерти великого композитора поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная смерть композитора глубоко потрясла современников. Стал распространяться слух об отравлении посредством медленно действующего яда.
Согласно указанию мецената ван Свитена композитора хоронили по третьему разряду. Тело усопшего положили в гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Отдельной могилы для Моцарта не приготовили - ван Свитен не дал никаких распоряжений на сей счет. Седьмого декабря тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников.
Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но... безрезультатно...

Запись о смерти Моцарта



Музыкальное наследие: Оперы: духовный зингшпиль (сценическая оратория), "Долг первой заповеди" (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767 г., Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) "Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта" (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767 г., Зальцбургский университет); оперы-сериа: "Митридат, царь понтийский" (Mitridate, re di Ponto, либретто В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770 г.), "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант" (Idomenco, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781 г.), "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito, либретто П. Мeтастазио, переделка К. Маццолы, 1791 г.); serenata teatralе "Асканий в Альбе" (Ascanio in Alba, либретто Дж. Парини, 1771 г.), serenata drammatica "Сон Сципиона" (Il sogno di Scipione, либретто П. Метастазио, 1772 г.); dramma per musica "Луций Сулла" (Lucio Silla, либретто Дж. де Гамерры, переделка П. Мeтастазио, 1772 г.); dramma per musica "Царь-пастух" (Il re pastore, либретто П. Метастазио, 1775 г.);
оперы-буффа: "Притворная простушка" (La finta semplice, либретто М. Коль-теллини по К. Гольдони, 1768 г.), "Мнимая садовница" (La finta giardiniеra, либретто предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775 г.), "Каирский гусь" (L'oca del Cairo, либретто Дж. Вареско, 1783 г., не закончена; с новым французским либретто и дополнена из "Обманутого жениха" поставлен 1867 г., Париж), "Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного" (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783 г., не закончена), "Свадьба Фигаро" (Lе nozze di Figaro, либретто Л. Да Понте по комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, 1786 г.), "Все они таковы" (Cosi tan tutte, либретто Л. Да Понте, 1790 г.); dramma giocoso "Дон Жуан" ("Наказанный распутник, или Дон Жуан", Il dissolute punito, ossia Il Don Giovanni, либретто Л. Да Понте по испанской легенде, обработанной в комедии "Севильский обольститель, или Каменный гость" Тирсо де Молина, и частично по либретто Дж. Бертати из оперы "Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость" Дж. Гаццаниги, 1787 г.); зингшпили: "Бастьен и Бастьенна" (либретто Ф. Вайскерна по пьесе "Любовь Бастьена и Бастьенны" Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу "Деревенский колдун" Ж. Ж. Руссо, 1768 г.), "Заида" (Сераль, Zaide, Das Sеrail, либретто А. Шахтнера, 1779-1780, не закончена, 1866 г.), "Похищение из сераля" (Die Entfuhrung aus dem Serail, либретто К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782 г.); Komodiе mit Musik "Директор театра" (Dor Schau-spieldirektor, либретто Г. Стефани-младшего, 1786 г.);
большая опера "Волшебная флейта" (Die Zauberflote, либретто Э. Шиканедера по сказке "Лулу, или Волшебная флейта" К. М. Виланда с доп. из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчуганы", а также по либретто К. В. Хенслера из оперы "Праздник солнца у браминов" Венцеля Мюллера, драмы "Томас, царь египетский" Т. Ф. фон Геблера и романа "Сетос" Ж. Террасона, 1791 г.)

Балет-пантомима: "Безделушки" (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778 г.)

Мессы: 17 (1768-1780 гг., сочинены в Зальцбурге, в том числе так называемая Коронационная, 1779 г.), 2 (1775 г., сочинена в Мюнхене; 1783 г., сочинена в Вене, не закончена); реквием (1791 г., не закончен, с дополнениями Ф-Кс. Зюсмайра, исполнен 1793 г., Вена); 4 литании, 2 вечерни (Vesper), Купе, оффертории, мотеты и др.

Оратория (azione sacra) "Освобожденная Ветулия" (La Betulia liberata, слова П. Метастазио, 1771 г.)

Кантаты: итальянская - "Кающийся Давид" (Davidde penitente, 1785 г.), немецкая - "Надгробная музыка" (Grabmusik, 1767 г.), "Тебе, душа вселенной" (Dir, Scele des Weltalls, 1785 г.), "Радость каменщиков" (Die Maurerfreude, 1785 г.), "Вы, чтущие творца неизмеримого мира" (Die ihr des unermeblichen Weltalls Schopfer ehrt, для голоса с фортепиано, 1791 г.), "Маленькая масонская кантата" (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791 г.)

Произведения для оркестра: симфонии 1764-1765 гг. - Es-dur (К 16); 1765 г. - D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 г. - F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 г. - D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит другая, в той же тональности, приписывавшаяся отцу, так называемая Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 г. - C-dur (К 73); 1770 г. - D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 г. - B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 г. - G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163: из 3 частей первые 2 - увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 - C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouverture),B-dur (К 182), g-moll (К 183); 1774 г. - C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 г. - D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouverture, Mozart?); 1779 г. - C-dur (K 318, Ouverture), B-dur (K 319); 1780 г. - C-dur (К 338); 1782 г. - D-dur (К 385, Itaffner); 1783 г. - C-dur (K 425, Linzer); 1786 г. - D-dur (К 504, Prager); 1788 г. - Es-dur (K 543), g-moll (К 550), C-dur (K 551, Jupiter)

Концерты для фортепиано с оркестром: 1773 г. -D-dur (К 175); 1776 г. - B-dur (K 238), C-dur (К 246); 1777 г. - Es-dur (К 271); 1782 г. - A-dur (К 414); 1782-1783 гг. - F-dur (К 413), C-dur (К 415); 1784 г.
- Es-dur (K 449), B-dur (K 450), D-dur (K 451), G-dur (K 453), B-dur (K 456), F-dur (K 459, Kronungskonzert I); 1785 г. - d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (К 482); 1786 г. - A-dur (К 488), c-moll (K 491), C-dur (К 503); 1788 г. - D-dur (К 537, Kronungskonzert II); 1791г. - B-dur (K 595)

Рондо для фортепиано с оркестром: 1782 г. - D-dur (К 382), A-dur (К 386)

Концерт для 2 фортепиано с оркестром: 1779 г. - Es-dur (К 365)

Концерт для 3 фортепиано с оркестром: 1776 г. - F-dur (К 242)

Концерты для скрипки с оркестром: 1775 г. - B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) [принадлежность М. 3 других концертов для скрипки, в том числе D-dur (К 271 а, прим. 1777 г.), оспаривается]

Рондо для скрипки с оркестром: 1781 г. - C-dur (К 373)

Концерт для 2 скрипки с оркестром: 1774 г. - C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт)

Концерт для скрипки и альта с оркестром: 1779 г. - Es-dur (К 364, Sintonia concertante, Концертная симфония)

Концерт для флейты с оркестром: 1778 г. - G-dur (К 313)

Концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром: 1778 г. - D-dur (К 314)

Концерт для кларнета с оркестром: 1791 г. - A-dur (К 622)

Концерт для фагота с оркестром: 1774 г. - B-dur (К 191)

Концерты для валторны с оркестром: 1782 г. - D-dur (К 412); 1783 г. - Es-dur (К 417), Es-dur (K 447); 1786 г. - Es-dur (К 4115)

Кoнцерт для флейты и арфы с оркестром: 1778 г. - C-dur (К 299)

Серенады для симфонического оркестра: 1769 г. - D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 г. - D-dur (K 185); 1774 г. - D-dur (К 203); 1775 г. - D-dur (K 204); 1776 г. - D-dur (K 250, Haffner), F-dur (К 101, Standchen); 1776-1777 гг. - D-dur (К 286, Notturno для 4 оркестров); 1779 г. - D-dur (К 320)

Серенады для струнного оркестра: 1776 г. - D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 г. - G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik)

Серенады для духового ансамбля: 1781 г. - B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-1782 гг. - Es-dur (К 375, секстет); 1782 г. -c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет)

Дивертисменты для оркестра: 1771 г. - Es-dur (К 113, Concerto); 1772 г. - D-dur (К 131); 1773 г. - D-dur (К 205); 1776 г. - F-dur (К 247), D-dur (K 251); 1777 г. - B-dur (К 287); 1779 г. - D-dur (K 334)

Дивертисменты для струнного оркестра: 1772 г. - D-dur (K 136), B-dur (К 137), F-dur (K 138)

Дивертисменты для духового ансамбля: 1773 г. (?) - C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 г. - B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 г. - B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (K 213, секстет); 1776 г. - B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 г. - B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 г. - 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассeтгорна и фагот)

Разные пьесы для оркестра и ансамбля: 1766 г. - Galimathias musicum (Quodlibet, K 32, оркестра с клавиром); 1785 г. - Maurcrische Trauеrmusik, c-moll (K 477); 1787 г. - Ein musikalischer Spab, F-dur (K 522, 2 скрипки, альт, бас и 2 валторны); марши (некоторые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, "немецкие" и др.), части симфоний и др.

Церковные сонаты: для органа (?) и струного оркестра: 1772 г. (?)-Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69); для органа и струного оркестра: 1772 г. - D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 г. - B-dur (К 212); 1776 г. - G-dur (К 241). F-dur (K 224), A-dur (К 225), F-dur (K 244), D-dur (К 245); 1777 г. - G-dur (К 274); 1779 г. - C-dur (К 328); 1780 г. - C-dur (К 336); для органа и оркестра: 1776 г. - C-dur (К 263); 1779 г. - C-dur (К 278), C-dur (К 329)

Квинтеты: для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: 1773 г. - B-dur (К 174); 1787 г. - C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады для дух. инструментов К 388); 1791 г. - Es-dur (К 614); для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета: 1789 г. - A-dur (К 581); для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели): 1782 г. - Es-dur (К 407); для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота: 1784 г. - Еs-dur (К 452); для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели: 1791 г. - Adagio und Rondo, c-moll - C-dur (K 617)

Квартеты: для 2 скрипок, альта и виолончели: 1770 г. - G-dur (К 80); 1772 г. - D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772-1773 гг. - C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 г. - B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), В-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 г. - G-dur (К 387); 1783 г. - d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 г. - B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 г. - C-dur (К 465); 1786 г. - D-dur (К 499): 1788 г. - c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 г. - D-dur (K 575); 1790 г. - B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 г. (1783?) - 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405); для скрипки, альта, виолончели и флейты: 1777 г. - D-dur (К 285); 1778 г. - G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (K 298): для скрипки, альта, виолончели и гобоя: 1781 г. - F-dur (К 370); для фортепиано, скрипки, альта и виолончели: 1785 г. - g-moll (К 478), Es-dur (К 493)

Трио: для 2 скрипок и виолончели: 1777 г. - B-dur (К 266); для скрипки, альта и виолончели; 1782 г. - 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (переложение и присоединение к каждой фуге вступления, в четырёх номерах - Adagio М., в двух номерах - переложение Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 г. - Divertimento Es-dur (К 563); для фортепиано, скрипки и виолончели: 1776 г. - B-dur (К 254, Divertimento); 1783 г. - d-moll (K 442), 1786 г. - G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 г. - E-dur (К 542), C-dur (K 548), G-dur (К 564); для фортепиано, альта и кларнета: 1786 г. - Es-dur (К 498)

Дуэты: для фортепиано и скрипки: сонаты - 1762-1764 гг. - C-dur (К 6); 1763-1764 гг. - D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 г. - G-dur (К 9), В-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (K 12), F-dur (К 13), C-dur (K 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фортепиано и скрипки или флейты, по желанию с виолончели); 1766 г. - Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (K 29), F-dur (К 30), B-dur (K 31); 1778 г. - G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (K 305), C-dur (К 296), c-moll (K 304), D-dur (К 306); 1779 г. - B-dur (К 378); 1781 г. - G-dur (К 379), F-dur (K 376), F-dur (К 377), Es-dur (K 380); 1782 г. - C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 г. - B-dur (K 454); 1785 г. - Es-dur (К 481); 1787 г. - A-dur (K 526); 1788 г. - F-dur (K 547); вариации- 2 цикла, 1781 г.; вариации для скрипки и альта: duo - 1783 г. - G-dur (К 423), B-dur (K 424); для фагота и виолончели: соната - 1775 г. - B-dur (К 292); для 2 бассетгорнов: 12 duo - 1786 г. (К 487)

Произведения для фортепиано в 4 руки: сонаты - 1765 г. - C-dur (К 19d); 1772 г. - D-dur (К 381); 1774 г. - B-dur (К 358); 1786 г. - F-dur (К 497); 1787 г. - C-dur (К 521); вариации- G-dur (К 501)

Произведения для 2 фортепиано: соната: 1781 г. - D-dur (К 448); фуга - 1783 г. - c-moll (K 426)

Произведения для клавира (фортепиано): сонаты- 1774 г. - C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 г. - D-dur (К 284), 1777 г. - C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 г. - a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333): 1784 г. - c-moll (К 457): 1788 г. - F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a); 1789 г. - В-dur (К 570), D-dur (K 576); вариации-15 циклов (1766-91); рондо - 1786 г. - D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 г. - a-moll (К 511); фантазии - 1782 г. - c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 г. - c-moll (К 475);

Разные пьесы: Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш

Произведения для органчика: Adagio и Allegro (1790 г.), фантазия, Andante (1791 г.)

Произведения для стеклянной гармоники: Adagio (1791 г.)

Вокальные произведения с оркестром: арии (св. 50), ансамбли, хоры, песни

Вокальные произведения с фортепиано: песни (30), ансамбли: для нескольких голосов (или хоров)- каноны (40)

Музыка к героической драме "Тамос, царь египетский" ("Thamos, Konig von Agypten" Геблера, 1773 г., исполнена 1774 г., Вена (?); 2-я редакция 1776 или 1779 гг., Зальцбург).

Франц Ксавер Амадей Моцарт.

Франц Ксавер Вольфганг Амадей Моцарт — сын величайшего композитора — в свое время приехал в Галичину по контракту как гувернер. Вряд ли он предполагал, что свяжет свою жизнь с нашими краями почти на три десятка лет! Здесь сын Моцарта сочинял музыку. Здесь же создавал и фортепианные вариации ре-минор на тему украинской песни «У сусіда хата біла».
Всю жизнь — в тени отцаВо Львове справа от входа к собору Святого Юра недавно установили и освятили памятную таблицу с портретом Франца Ксавера Вольфганга Амадея Моцарта. Теперь не только львовяне, но и многочисленные туристы будут знать, что именно здесь, в греко-католической церкви, в 1826 году хор Святой Цецилии, созданный младшим (львовским) Моцартом, впервые исполнил католическую мессу — бессмертный «Реквием» — к 35-летию со дня смерти гениального Вольфганга Амадея Моцарта.
Во львовской музыкальной среде издавна существовала легенда о пребывании в Галичине Моцартов. Кое-кто даже утверждал, что в 1810 году во Львове было создано музыкальное общество, а его основателем был отец выдающегося австрийского композитора Леопольд Моцарт. Однако историки музыки доказали, что ни Леопольд Моцарт, ни его гениальный сын Вольфганг Амадей не имели ко Львову никакого отношения, а значительный вклад в европеизацию культурной жизни в Галичине внес младший сын великого Моцарта Франц Ксавер (1791—1844) — пианист, учитель музыки, дирижер и композитор.
Первый исследователь жизни и творчества Моцарта-сына — профессор Львовской музыкальной академии, председатель Львовского Моцартовского общества Дмитрий Петрович КОЛБИН — рассказывает, что из шести детей гениального австрийца Вольфганга Амадея Моцарта выжило лишь двое — Карл Томас (он не унаследовал способностей отца) и Франц Ксавер, который с малых лет проявил большие способности к музыке.
Мать Франца Ксавера Вольфганга надеялась, что сын продолжит славу великого отца. Игре на фортепьяно, композиции и пению его обучали пианист Йоганн Гуммель (ученик Моцарта), композиторы Зигмунт фон Нойкомм (ученик Гайдна) и Йоганн Георг Альбрехтсбергер (один из учителей Бетховена). «Отравитель отца» Антонио Сальери преподавал мальчику пение. Убедившись в блестящих музыкальных способностях сына, мать решила назвать его еще и Амадеем. Однако разве можно клонировать талант? Франц Ксавер всю жизнь просуществовал в тени гениального композитора: Моцарт-отец создал 626 произведений, а сын — 30 опусов. Вне всякого сомнения, он был талантливым, непревзойденным пианистом — уже нового стиля (не классического, скорее — романтического), но, в отличие от отца, не был гением, что очень его угнетало.
«Впрочем, разностороннее образование действительно способствовало успешной последующей деятельности Франца Ксавера Вольфганга Амадея Моцарта, — говорит профессор Колбин, — ведь он стал и композитором, и отличным концертирующим пианистом, и дирижером, и хорошим педагогом и организатором». А перед приездом в Галичину «лемберговский Моцарт» (так впоследствии называли его западные моцартоведы) уже имел опыт фортепьянных выступлений и компоновки музыкальных произведений в разных жанрах.
В 1813-м — уже по львовскому адресуДети Моцарта — Франц Ксавер (слева) и Карл Томас Дети Моцарта — Франц Ксавер (слева) и Карл Томас


Дети Моцарта — Франц Ксавер (слева) и Карл Томас
Переехал 17-летний юноша из Вены в глубокую провинцию (в усадьбу Виктора Баворовского в с. Подкамни, неподалеку от Рогатина), потому что, как писал сам Франц Ксавер приятелю, «ко мне дома не очень хорошо относились. Мне едва исполнилось три года, а требовали с меня как со взрослого, хотя я был самым младшим. В доме матери я был чужим, и все, что нужно для жизни, добывал сам, а мне это было очень тяжело. Богатый польский граф, подыскивая гувернера, предложил мне чрезвычайно выгодные финансовые условия, если я соглашусь…» Франц Ксавер тогда и не предполагал, что, прибыв в Галичину по контракту как гувернер, задержится здесь на 30 лет (1808 — 1838) и проведет на Львовщине (и в частности во Львове) самую большую и плодотворную часть своей жизни. После трехлетнего пребывания в семье Баворовских он год занимается музыкой с детьми камергера графа Янишевского в Сарках возле Бурштина, работает в семьях Потоцких, Чарторийских и Сапег. А с 1813 года обратным адресом на его письмах семье и друзьям значится Львов. В эти годы, по словам Колбина, Моцарт-младший с рядом фортепьянных, ансамблевых, вокальных произведений выступал во Львове как пианист, а также со скрипачами К.Липинским, Ф. Мазасом, Й. Качковским и др.
В 1818 году Моцарт отправляется в почти четырехлетнее турне по странам Европы, концертирует в 69 городах, а затем вновь возвращается во Львов. В октябре 1826 года Франц Ксавер учредил Хоровое общество им. Св. Цецилии. Оно стало первым музыкальным обществом во Львове европейского образца, и о его деятельности одобрительно отзывалась вся тогдашняя пресса. Общество положило начало развитию в городе хоровой музыкальной культуры и послужило общему подъему художественного профессионализма до европейских критериев. Именно этот хор 181 год назад, 5 декабря 1826 года, в 35-ю годовщину смерти Моцарта-отца, исполнил «Реквием», чтобы почтить его светлую память. Коллектив и позже исполнял это и другие произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а также Галлюса Медерича, Гайдна и самого Франца Ксавера — при участии театрального оркестра под руководством Кароля Липинского.
Похоже, самым счастливым и судьбоносным для Моцарта-младшего стало его длительное знакомство с семьей губернского советника итальянского происхождения Людвига Каетана Барони Кавалькабо, жена которого — графиня Йозефина ди Кастильоне — была певицей, меценаткой, совладелицей хора Общества Св. Цецилии и, возможно, как предполагают исследователи, возлюбленной Франца Ксавера, из-за которой он и задержался на столько лет в глухой провинции. Дочь супругов Кавалькабо Юлия была ученицей Моцарта и впоследствии выступала в концертах со своим наставником (о ее сочинениях одобрительно отзывался сам Роберт Шуман). Франц Ксавер многие годы жил во Львове в особняке Кавалькабо (к сожалению, дом не сохранился) — в бывшем Иезуитском переулке (теперь ул. Гнатюка).
Владыка помог увековечить память о сынеПамятная доска работы Олеся Дзындры Памятная доска работы Олеся Дзындры


Памятная доска работы Олеся Дзындры
Последние годы жизни Франца Ксавера прошли в Вене. Музыкальная карьера Моцарта-сына в родном городе не имела продолжения— он мало выступал и почти не сочинял. В начале лета 1844 года выехал на лечение в Карлсбад (теперь Карловы Вары), где умер. Там и похоронен. Моцарт-младший, как и его гениальный отец, достаточно рано начал выступать и импровизировать, а свой первый фортепьянный концерт написал в 14-летнем возрасте (в 1805 году). Наибольшее количество опусов создал именно на Львовщине. Многие произведения посвящены титулованным покровителям или приурочены к какому-то событию. Особый интерес представляют его камерно-инструментальные сочинения — фортепьянные миниатюры, циклы вариаций, Второй фортепьянный концерт Es-dur op. 25, Терцет op. 29, а также хоровые кантаты op. 28. Среди последних особенно популярной в Галичине была кантата «Первый весенний день», посвященная дочери австрийского императора Франца Йосифа Каролине Августе. Отразился в творчестве Франца Ксавера и его интерес к украинскому фольклору — это фортепьянные вариации ре-минор на тему украинской песни «У сусіда хата біла», а в нескольких публикациях упоминается также «Размышление на русскую тему».
Стиль Моцарта-сына сначала определяло влияние музыки отца, которого он боготворил. Но Франц Ксавер жил и сочинял музыку в переходный период между классицизмом и романтизмом, поэтому его творчество, считает Дмитрий Колбин, сложно уложить в рамки одного стиля: оно выявляет черты «брильянт» («brillant»), сентиментализма, раннего романтизма. Как отмечают исследователи, его музыка — это самостоятельное развитие моцартовских идей на пути к Шуберту.
С именем Франца Ксавера моцартоведы связывают немало художественных событий, а созданные им произведения и в наше время исполняются и доставляют слушателям большое эстетическое наслаждение.
Моцартовское общество во Львове учредили около десяти лет назад энтузиасты музыки В.-А. Моцарта и исследователи львовской музыкальной культуры, в которой важное место занимал младший сын Моцарта — Франц Ксавер. Сегодня структуру возглавляет профессор Львовской музыкальной академии им. Лысенко Дмитрий Колбин. Именно он, более 30 лет назад работая над кандидатской диссертацией «Скрипичные концерты В.-А. Моцарта», нашел в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки шесть песен львовского Моцарта. «Мы не могли не отдать должное его творчеству, его вкладу в развитие музыкальной жизни Львова. Не могли проигнорировать сам факт, что сын Моцарта жил на Львовщине. Ведь даже не все австрийцы об этом знают. Франц Ксавер, вне всякого сомнения, не достиг вершин творчества отца, но при этом был очень талантливым. Именно потому мы возродили его музыку еще в 70-е годы прошлого столетия — с моей подачи его произведения звучали и в консерватории, и по украинскому, по московскому, по варшавскому радио».
В настоящее время Моцартовское общество во Львове стремится работать эффективнее, привлечь спонсоров, строить свою деятельность, равняясь на лучшие западноевропейские общества.
Недавно в наш город (кстати, уже не впервые) приехал председатель немецкого Моцартовского общества, дирижер Георг Майс. Договор «скрепили», конечно же, моцартовским концертом. Камерный оркестр «Віртуози Львова», которым в тот вечер дирижировали маэстро Георг Майс и координатор проекта, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Бурко, исполнил произведения представителей трех поколений гениальной семьи: кроме музыки самого Вольфганга Амадея прозвучали композиции его отца — Леопольда и сына — Франца Ксавера.
Кстати…В ближайших планах Моцартовского общества — дать одной из улиц Львова, желательно в его исторической части, имя Моцарта. Заместитель городского головы Львова по гуманитарным вопросам Василий Косив пообещал подумать над этим вопросом. Хотя… Городская власть никоим образом не способствовала установлению памятной доски при входе в собор Св. Юра (мол, это памятник архитектуры. И вообще, зачем его портить?). Пришлось скульптору Олесю Дзындре обратиться непосредственно к владыке Игорю Возьняку, который из уважения к божественной музыке Моцарта позволил и исполнение в храме 5 декабря 2006 года «Реквиема» Вольфганга Амадея, и установление памятной доски его сыну.
Znuasmall Адреса матеріалу: http://www.zn.ua/articles/5...

Без заголовка

Помогите, пожалуйста! Очень нужны слова песни В.А. Моцарта "Наш союз прекрасен, братья!" на немецком языке!!!

Давид Самойлов Дуэт для скрипки и альта


Давид Самойлов

ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА

М.П.

Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
"Тара-тара, тили-тики,-
Думал он.-

Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта".

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд,-
Сколько требуется, столько
И отдаст...

Ox, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,

За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Метки: стихи о Моцарте

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. обыкновенный вундеркинд

Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
- Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
- Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.

2. трудное детство

Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами - отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:
- Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...

3. снизошел...

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.
- Вы так добры ко мне... - сказал юный музыкант. - Пожалуй, я на вас женюсь.
Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.
Императрица с улыбкой спросила маленького "жениха":
- Почему ты хочешь жениться на ее высочестве?
- Из благодарности, - ответил Моцарт.

4. поговорили...

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Ты так замечательно играешь! - сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться...
- Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
- Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
- Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.

5. простодушный

Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.
Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту "ты" - неудобно, слишком велика его слава, а сказать "вы" - слишком много чести, для мальчика...
После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.
- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? - спросил сановник.
- Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! - ответил ему простодушный Вольфганг.

6. желание академика

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет - первую оперу "Бастьен и Бастьена". В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...
Когда отец поздравлял его, он сказал:
- Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

7. рыцарь золотой шпоры

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...
Узнав о "похищении", Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...

8. чем взять аккорд?...

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.
- Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! - сообщил он приятелю.
Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:
- Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый темп...
Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял... носом!

9. уточнение

Однажды, составляя бумагу со сведениями о своих доходах, Моцарт указал, что как придворный композитор императора Иосифа он получает восемьсот гульденов жалованья, и сделал следующую приписку: "Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать"...

10. видите ли, в чем дело...

Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.
- Как написать симфонию? - спросил он.
- Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, - почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?
- Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...
- Да, - согласился Моцарт. - Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...

11. ответная любезность

Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и маленькой записки: "Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!"
Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: "Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!"

12. милостыня по-моцартовски

Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и... дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

13. совершенно с вами согласен!...

Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:
- Я бы так никогда не написал.
- Я тоже, - живо отозвался Моцарт, - и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы в голову эти прелестные мелодии...

14. некий музыкант готов поехать в россию...

Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка...

15. у меня есть констанция?...

Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно вынужден был занимать деньги. Получив за выступление на концерте тысячу гульденов (сумму баснословную!), он уже через две недели сидел без денег. Аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил:
- У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
- Но у меня есть жена Констанция! - весело напомнил Моцарт. - Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей...

16. замечательный бантик

Как-то ясным летним вечером Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.
- Какая нарядная! - воскликнула Констанция, - мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.
- Я рад, - жизнерадостно отозвался гениальный муж,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег...

17. а знаете ли вы...

Мало кому известно, что сын Вольфганга Моцарта - Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской консерватории имени Н. Лысенко звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Моцарта.

Без заголовка

Он дал обет: напишет мессу, если они с Констанцией поженятся. Так и сделал: "Большая месса до минор" является одним из лучших произведений Моцарта. Она перед алтарем пообещала всегда быть рядом. Но на могилу после его смерти пришла лишь 17 лет спустя… Точнее, попыталась прийти – место погребения Моцарта Констанции было неизвестно.......

Без заголовка

АМАДЕЙ-художественные фильмы о Моцарте!

Доброго времени суток, друзья! 
Поделитесь информацией, какие вам известны фильмы о Моцарте?
Я видела фильм "Amadeus" ("Амадей" режиссер Милош Форман): А также "Маленькие трагедии" по А.С. Пушкину ("Моцарт и Сальери"), где роль Моцарта исполняет Валерий Золотухин.

настроение: Творческое

О Амадей!

Жаль вокруг много попсы и мало классики, надоело!
Подскажите где можно скачать классику Моцарта в мп3?
Сейчас как раз настроение для классики.

Без заголовка

Моцарт самый гениальный композитор которого носила земля. и я уверен именно он и такие же сильные люди как он сделали нашу цивилизацию, правда которую мы пустили псу под хвост. но опять же именно он держит людей на на высоком духовном уровне, именно его музыка заставляет задуматься о Боге, изаставляет быть благодарным ему,

слушаю: Реквием.

Метки: моцарт

Вопросы о Моцарте

Пишите сюда всё, что вы хотели бы узнать о Моцарте. Тогда будет понятно, на какие темы интересно поговорть! Будем искать ответы вместе!

О Моцарте (из дневника П.И. Чайковского)

"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим Все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего "Дон -Жуана", ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка."

Из дневников П.И. Чайковского

Метки: моцарт, Чайковский

Шнитке о Моцарте

Очень понравилось высказывание Альфреда Шнитке : "Музыка Моцарта-драгоценный сплав глубины и простоты" По-моему,замечательно сказано!!!

Метки: моцарт, Шнитке

Любимое произведение Моцарта

Какое ваше любимое произведение Моцарта? Пишите! Делитесь вашими предпочтениями!

Метки: моцарт

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу