RadhaKrishna das,
21-06-2011 19:54
(ссылка)
ШРИ ШИКШАШТАКА - 8 стих (Бхакти Тиртха Свами)
восьмой стих
Независимо ни от
чего Ты — мой Господь
чего Ты — мой Господь
Последний стих,
восьмая шлока, описывает достижение
лелеемой нами цели, прайоджаны. Этот
стих подводит итог молитвам «Шикшаштаки» и дает нам последнюю тему для медитации.
Содержание данной шлоки настолько
глубоко, что противоречит всем материальным стереотипам -- здесь описано
состояние сознания, диаметрально противоположное материальному сознанию. При
чтении этого стиха даже у преданных по спине пробегает холодок.
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам карату ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-нахтас ту са эва
напарах
«Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется
им вовеки, даже если грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, не появляясь
передо мой. Он волен поступать, как пожелает, ибо навсегда и независимо ни от
чего останется для меня Господом, которому я поклоняюсь».
У кого-то, после
этих слов, может возникнуть желание поскорее убежать из храма: «Я пришел не в
то Движение! Я думал, что, присоединившись к этому Движению, смогу осуществить
все свои желания и устремления. Бог — это любовь, и Он должен сделать меня
счастливым. Я молюсь Ему и повторяю Его Имя, чтобы Он побыстрее исполнил мои
желания». Здесь
Кришна дает исчерпывающее объяснение, как достичь
Его: «ты можешь грубо обнять меня или разбить мне сердце, не появляясь передо
мой. Ты волен поступать, как пожелаешь, ибо навсегда и не зависимо ни от чего
останешься для меня Господом которому я поклоняюсь». В «Бхагавад-гите» (18.66)
Кришна призывает отвергнуть все виды религии:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам
сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
Дав Арджуне
множество наставлений, Он призывает его оставить все виды религиозности.
Кришна предлагает Арджуне оставить попытки достичь Брахмана, следовать варнашрама-дхарме и даже пути религии.
Он говорит: «Не беспокойся ни о чем и не сомневайся. Я защищу тебя». Кришна просит
живые существа полностью довериться Ему и заверяет, что со Своей стороны
сделает все необходимое, если мы послушаемся Его совета.
В этой молитве,
произнесенной Господом Чайтаньей в умонастроении гопи, единственным мотивом является удовлетворение Кришны.
Социологи и психологи-материалисты охарактеризовали бы это состояние как
нарушение психики. Для них подобные утверждения могут показаться проявлением мазохизма:
«Поступай, как пожелаешь, но Ты всегда останешься моим, даже если заставишь
меня страдать. Это страдание станет источником величайшего счастья для меня,
если оно приносит радость Тебе». Поэтому мы объясняем, что сознание Кришны
трансцендентно; оно не имеет ничего общего с материальными концепциями «я» и
«мое». Оно не имеет ничего общего с наслаждениями, не связанными с высшим
источником наслаждений, Кришной. Таким образом, сознание Кришны замаскировано,
ибо в действительности оно позволяет достичь высшего уровня удовлетворения
чувств, намного превосходящего тупые и ограниченные материальные чувственные наслаждения.
Нас не интересуют временные физические тела, постоянно приносящие нам одни
беспокойства и разочарования, f-jac не интересуют отношения с так
называемыми «возлюбленными», которые в конечном счете разочаровывают нас или
не понимают нас. Мы не говорим о всех тех взаимоотношениях, в которых каждый
из партнеров имеет
свои тайны, не раскрываясь полностью. Кришна не просит у
нас того, чего у Него нет. Он лишь просит нас избавиться от иллюзии собственничества,
причиняющей нам страдания. И хотя каждый следует Его путем и находится под Его
властью, мы продолжаем придерживаться иного мнения, и потому страдаем.
Вследствие материалистического образа мышления мы считаем, что слово
«предаться» имеет оттенок поражения, нанесенного более сильным соперником,
вынудившем капитулировать более слабого. Обычно мы сдаемся, когда нас победили,
и у нас нет другого выбора. Если мы рассматриваем предание себя как реакцию на
опасную или безвыходную ситуацию, то подобное умонастроение будет мешать нам.
Однако если мы поймем, что уже находимся в опасном положении, то акт предания
себя подобен тому, как маленький ребенок бежит в объятия матери или отца,
чтобы обрести любовь и прибежище. В действительности, "предаться"
буквально означает снова полюбить Господа и вернуться в Его объятия. Такое
понимание предания себя имеет совершенно
иной смысл. Оно больше не
несет в себе оттенка враждебности,
когда человек думает: «Мы вынуждены поступить против своей воли, утратить свою
индивидуальность, поскольку они сильнее». На самом деле все наоборот - мы
возрождаем свою индивидуальность в наших вечных взаимоотношениях с Господом.
Последний стих
«Шикшаштаки» описывает, как снова в полной мере испытать реальность. В нем
раскрывается умонастроение человека, который уже обладает таким опытом. Если
мы хотим чего-то достичь, то должны следовать примеру тех, кто уже Достиг
этого. Господь Чайтанья говорит в умонастроении Шримати Радхарани
и девушек Враджа, в полной мере обладающих любовью к Кришне. Они думают только
о Кришне, и поскольку Он является всем для них, они являются всем для Него В
«Шримад-Бхагаватам» (11.29.34) Кришна говорит:
«Когда кто-то из смертных решает отказаться от всякой
кармической деятельности и ее результатов и полностью предается Мне, Я дарую
ему нектар бессмертия, возвышая до уровня одного из Моих, спутников».
Все — для Кришны
Сам Господь
Кришна утверждает в «Шримад-Бхагаватам» (10.32.22):
«Мои дорогие гопи, ради Меня вы разорвали все семейные узы,
что очень редко удается даже великим философам и йогам. Наши встречи совершенно
чисты и безупречны. Если бы Я захотел отплатить вам за Вашу любовь, преданность,
служение и отречение, то не смог бы сделать этого даже за вечность. Я — ваш должник из жизни в жизнь. Вы можете
пожелать освободить Меня от этого долга, поскольку вы наделены мягкой,
божественной натурой и, более того, — божественной
любовью. Однако Я буду всегда считать Себя вашим должником».
Итак, мы видим
силу этих чувств. Гопи являются всем
для Кришны, а Кришна — всем для них. Кришна провозглашает, что не может
отплатить им. Даже если они простят Ему этот долг, Он будет продолжать
чувствовать Себя их должником. Шри Кришна говорит в «Шримад-Бхагаватам»
(10.32.21):
«О возлюбленные гопи, нет никаких сомнений в
том, что ради Меня вы пренебрегли общественными запретами, ведическими
предписаниями и даже отказались от своих родственников и членов семьи. Я — единственный объект
вашей медитации; вы совершенно не думаете о собственной красоте и о
собственном семейном счастье. Чтобы усилить вашу любовь ко Мне, Я скрылся от
вас. Пожалуйста, не вините Меня за это проявление любви, ибо вы так же дороги
Мне, как и Я вам».
Кришна
объясняет, что Он намеренно скрывается, чтобы усилить любовь преданных, которую
они испытывают по Его милости, а также Свою собственную любовь к ним. Это более
подробно объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 20.48-52):
«Я — служанка лотосных
стоп Кришны. Он — олицетворение
трансцендентного счастья и сладости. Если Он пожелает, то может крепко обнять меня
и заставить почувствовать единство с Ним, или же сокрушить мой ум и тело, не
появляясь передо мной. Несмотря ни на что, Он — единственный владыка моей жизни. Мой дорогой друг, таково решение моего
сердца. Кришна — владыка моей жизни в
любых обстоятельствах, независимо от того, проявляет ли Он любовь ко мне или
убивает меня, делая несчастной».
«Иногда Кришна оставляет общество других гопи и оказывается
полностью в моей власти. Таким образом Он демонстрирует другим мою удачу и
доставляет им страдания, занимаясь любовными играми со мной. Затем Он, хитрый
и упрямый распутник, ищет общества других женщин. Он флиртует с ними прямо у
меня на глазах, просто чтобы привести в беспокойство мой ум. И, тем не менее,
Он остается владыкой моей жизни. Я желаю лишь того, чтобы Кришна был счастлив,
ибо это — цель моей жизни. Однако,
если мои страдания являются источником счастья для Него, это страдание — мое счастье».
Как уже
объяснялось ранее, поскольку гопи постоянно
думают о Господе, разлука для них и существует, и нет. Чем больще человек
думает о духовной реальности, тем больше он соприкасается с нею, поскольку
мысли и сама реальность — это одно ц то же. В материальном отношении нас могут
разделять время и пространство, однако в духовном — разлуки не существует. Например,
в духовном мире нет демонов, там лишь ходят слухи о них, поскольку эти слухи
усиливают преданность. Представления о так называемом «муже» Радхарани,
Абхиманью, также предназначены для того, чтобы усилить любовные чувства и дух
приключений. Когда эта реальность проецируется в материальный мир, мы имеем
дело с маленькой девочкой, которая возится с игрушечной кухней. Реальность ее
игре придает существование настоящей кухни. Поэтому наше чувство разлуки с
материальными объектами вызвано существованием
истинных, духовных эмоций. Когда мы размышляем о силе любви к Кришне, нам
хочется постоянно ощущать Его присутствие. Так, чистые преданные Кришны всегда
ждут новой встречи с Ним, осознавая, что
их отношения будут
все дальше развиваться. Кришна
хочет дать нам много, и когда мы больше отдаемся Ему, мы испытываем больше
духовных эмоций. Это постоянное соревнование все усиливает и усиливает эти эмоции.
В материальном мире происходит наоборот — с каждым мгновением все ухудшается, и
в конце концов приходит в упадок. Развлечения Кришны постоянно разворачиваются
все больше и больше, и даже Ананта-шеша не способен охватить их полностью. Даже
Сам Кришна не в состоянии охватить их, поскольку они непрерывно расширяются.
Материальный мир -место разочарований, постоянных беспокойств, постоянного
ожидания, заканчивающегося разочарованием. В противоположность ему духовный
мир — это обитель приключений, непрерывного роста и развития и постоянного
любовного соревнования, в котором каждая секунда несет новые переживания
любви к Кришне.
вопросы и ответы
Вопрос: Как не стать слишком нетерпеливым, находясь на
Промежуточной стадии между теоретическим и реальным осознанием? На чем
сосредоточить свои мысли, чтобы не думать: «Ну, Кришна, когда же это придет?»
Ответ: Об этом шла речь в предыдущих шлоках. Например, в первом стихе говорилось о важности совместного
пения святого имени Господа. Во втором стихе рассматривалась наша неспособность
повторять святое имя. Хотя имя может дать нам все, живое существо настолько
неудачливо, что не хочет и не может воспользоваться этой возможностью. В
третьей шлоке Господь Чайтанья дает ключ к тому, как стать удачливым. Шло-ка четвертая посвящена избавлению от
неблагоприятных желаний, некоторые Господь особенно выделяет: желание
богатства, желание обладать прекрасными женщинами и желание иметь много
последователей. Однако Он не хочет ничего этого, а желает только беспричинного
преданного служения Кришне. Здесь
названы некоторые из анартх, некоторые
виды пыли, покрывающей зеркало ума и мешающей нам видеть. Пятый стих дает нам
знание об изначальной духовной природе дживы,
чтобы мы могли осознать свое положение падшего слуги. В шестой шлоке описываются переживания
преданного, которому выпала удача соприкоснуться с Господом. Седьмая шлока выражает умонастроение
разлуки, присущее преданному, достигшему самого высокого уровня. В восьмой шлоке обсуждается метод Достижения
высшего совершенства, высшей цели. Мы хотим знать, что подлинно, а что
искусственно. Мы хотим знать, что правильно и что неправильно. Именно поэтому
Господь описывает здесь некоторые из признаков подлинной духовной жизни. Все
начинается с серьезного отношения к повторению святого имени. Это означает, что
мы не просто просовываем руку в мешочек и произносим языком какие-то слова - -
мы избегаем также десяти оскорблений
Вопрос: Кажется, что находящийся в здравом уме
не может сказать: «Ты волен делать со мной все, что пожелаешь, но независимо
ни от чего всегда останешься Господом, которому я поклоняюсь». В глубине души я
осознаю, что Кришна — Господь, и Он отвечает нам взаимностью, но при этом я не
имею в виду того, что говорится в данном стихе.
Ответ: Мы не имеем этого в виду, потому что не доверяем Кришне и
не верим в Него. Когда вы доверяете кому-то и знаете, что он позаботится о вас
даже лучше, чем вы сами, ваш страх рассеивается. Вы с радостью захотите общения
с такой замечательной личностью. Однако из-за нашего гнева, страха и зависти
по отношению к Кришне, такие проявления смирения кажутся нам слишком
отчаянными. Несомненно, подобные чувства с нашей стороны и являются причиной
того, что мы находимся в материальных телах в материальном мире.
Если кто-то
приставит к вашей голове дуло автомата и потребует, чтобы вы предались ему, вы
не будете испытывать большого энтузиазма. Однако, когда маленький ребенок
видит, как отец или мать идут к нему с распростертыми объятиями, он тотчас же
бросается навстречу им. Ребенок предается. Когда у нас будет понимание того,
что такое любовь и обмен любовью, наше желание предаться также возрастет.
Ребенок буквально несется навстречу родителям; влюбленные тоже бегут навстречу
друг другу, поскольку видят друг в друге множество замечательных качеств.
Однако совершенно противоположная ситуация возникает, когда вы имеете дело с
тем, кого боитесь, с тем, кто обижал вас или может причинить вам вред. Наш
страх перед Кришной, недостаток доверия и зависть приводят к тому, что мы
медлим. Материальная жизнь — это форма безумия, которая побуждает нас искать
всевозможные пути, как избежать любви Господа и Его объятий. Мы бежим навстречу
материальным удовольствиям, которые в конечном счете причиняют нам боль. Мы
можем делать это на протяжении многих жизней, пока, наконец, нам это не
надоест. Тогда благодаря опыту предыдущих жизней нас перестанут привлекать эти
вещи, ибо мы уже попробовали все и наша вера укрепилась. Возможно, мы
уже немного практиковали бхакти , и
благодаря этому опыту мы тоже теряем вкус к материальному.
Вопрос: Иногда люди отчаянно стремятся к Богу и
взывают к Нему, но утрачивают это чувство разлуки, когда приходят в наше
Движение. Теперь они, так сказать, «получили» Его. Означает ли это, что
вначале они были более продвинутыми?
Ответ: Отправьтесь в мечеть, церковь или синагогу и спросите: «О
чем вы молитесь?» Они вам скажут: «О моем дяде, моей двоюродной сестре, моей
племяннице, моей дочери, моей работе и т. д.» Они могут даже плакать,
беспокоясь о материальных вещах, препятствующих их наслаждению. Вы едва ли
найдете человека, который молится: «Мой дорогой Господь, да будет воля Твоя».
В действительности, люди плачут от разочарования. Что-то мешает их материальной жизни и удовлетворению
чувств, поэтому они обращаются к Господу, побуждаемые разочарованием и
депрессией. Они не говорят: «О Господь, Ты так удивителен. Поступай со мной,
как пожелаешь». Однако и Библия, и Тора, и Коран подчеркивают идею «Да будет
воля Твоя». Эти высшие истины есть во всех религиях, однако люди не воспринимают
их всерьез. Например, мы постимся, и материалисты (а также псевдо-спиритуалисты)
тоже постятся, но в другом умонастроении. Они хотят, чтобы Бог заметил их и
быстро удовлетворил их желания, поскольку, в конце концов, они ведь постятся
ради Него. Поэтому такие люди считают, что Бог должен что-то для них сделать.
Человек до некоторой степени стремится к Кришне, но не в полной мере. Вы
думаете, они постятся и молятся: «О дорогой Господь, Ты можешь разбить мне
сердце, Ты можешь появиться передо мной или не появляться до конца моей жизни,
все равно я Твой?» Нет. Даже преданные редко молятся таким образом. Шрила
Прабхупада говорил, что многие преданные попадут в райское царство, поскольку
их преданность по-прежнему основана на чувстве собственности и материальных
наслаждениях. Полубоги тоже хотят получить что-то от Кришны. Некоторые из них
даже общаются с Ним получают Его приказания и даже исполняют их, однако у них
все же остается своя «зона суверенитета», своя «сфера юрисдикции» и свое
жизненное пространство. Кришна так добр, что соглашается на это, однако когда
у них появляется желание изменить свое сознание, Он выполняет и это желание.
Если мы думаем о
Боге как об автократе, и особенно, если у нас были проблемы с руководителями в
материальном мире, нам будет трудно предаться. На самом деле, это Кришна предается
нам. Он становится колесничим Арджуны, а во время церемонии раджасуя Он даже омывает стопы всем
гостям. Когда Кришна узнал о тех трудностях, которые Пандавы преодолели ради
Него, Он плакал. Бояться Кришны и в течение множества жизней искать прибежище в
любых других объятиях, а не в объятиях Кришны -- поистине безумие. На
протяжении бесчисленных жизней мы искали чего-то прекрасного, хорошего общения
и хороших условий жизни, хотя Кришна всегда был рядом. Чтобы помочь нам,
находящимся в состоянии безумия, Кришна проявляется как арча-виграха, форма Божества, чтобы мы могли одевать Его, созерцать
Его облик, кормить Его, укладывать Его спать и будить Его. Эта деятельность
поможет нам избавиться от безумия отчужденности. Вместо того, чтобы играть в
игрушки, мы готовимся к общению с Кришной там, где все связано с Ним. Те из
вас, кто занимается поклонением Божествам, знают, что практически вся ваша
жизнь вращается вокруг Божеств. По причине служения вы не можете никуда выйти,
вы должны просыпаться в определенное
время, чтобы разбудить Божества, вы
должны одевать чистое дхоти или сари. Иногда вам приходится прерывать
разговор, потому что время проводить арати.
Вся эта деятельность предназначена для того, чтобы стать полностью
сознающим Кришну. Трудность лишь в том, что мы служим при помощи своего
ограниченного материального тела и сумасшедшего ума, однако, несмотря на многие
препятствия, мы можем постепенно посвятить себя Кришне. Даже деятельность тех,
кто не выполняет служения пуджари, во
многом связана с Господом. Эта община находится в сознании Кришны, поскольку
здесь присутствуют Божества. Благодаря Им мы слушаем о Господе, повторяем Его
имена, почитаем прасадам и т. д.
Вокруг Гита Нагари есть так много ферм, на которых живут благочестивые семьи,
однако у них нет Божеств, нет Кришны. Одного этого аспекта достаточно, чтобы
понять наше отличие от псевдо-религий. Философия, ритуалы и различные
церемонии есть у многих религиозных организаций, однако нигде в мире нет
установленных Божеств. Благодаря Божествам у нас есть особая связь с духовным
миром. Мы должны стараться все больше и больше думать, как удовлетворить Божества
тем, как развивается наша община. Таким образом, мы начнем осознавать, что все
предназначено для Кришны. Тогда Кришна будет постоянно думать о нас, и это
значит, что та самая Верховная Личность Бога, которая владеет и повелевает
всем, скажет, что наша любовь так сильна, что Он не в состоянии отплатить нам.
Он будет в вечном долгу перед вами. Замечательно, когда богатый человек в
долгу перед вами. Благодаря его состоянию вы можете ни о чем не беспокоиться до
конца своей жизни. Представьте себе, что Кришна, которому принадлежит все,
говорит вам: «В моей записной книжке отмечено, что Я должен тебе. Я принадлежу
тебе. Ты — Мой, и Я тоже вечно принадлежу тебе, Мой возлюбленный».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кришна приходит
в это адское место в облике Чайтаньи Махапрабху, чтобы насладиться Своим
собственным даром живым существам. Когда Он что-то отдает, Он бросает вызов Самому
Себе, но всегда побеждает. И поскольку Господь всегда побеждает, Он хочет
испытать ту любовь, которую дарует другим. Он приходит как Чайтанья
Махапрабху, чтобы понять, что чувствует Радхарани, поскольку Ее переживания
превосходят даже Его эмоции. В этом высочайшем состоянии Он и произносит Свои
молитвы «Шикшаштака». Если мы сможем уловить дух этих молитв и понять их смысл,
то поймем все, ибо эти восемь стихов содержат в себе все аспекты сознания
Кришны. В них дается полное описание милости Кришны и умонастроения тех, кто
обрел ее. Мы пытаемся подняться до этого уровня, и поскольку Господь Чайтанья
дал нам Свои молитвы, мы должны больше размышлять над их содержанием, чтобы
глубже проникнуться их духом.
Как мы уже
отмечали в начале книги, принимая во внимание то, что Господь Чайтанья
приходил сравнительно недавно, мы должны понимать, что живем в особое время.
Изучая различные духовные произведения и повествования, мы можем начать
осознавать, какое сокровище содержится в этих восьми стихах. Нам необходимо
понять, что у нас в руках ключ от дверей, ведущих в духовный мир. Ежедневно
декламируя эти шлоки, мы должны стараться все глубже проникать в их тайну.
«Шикшаштака» — это итог сознания Кришны и кульминация всего ведического знания;
это ожерелье, которое должны носить все вайшнавы.
Ожерелье носят на шее, и оно практически касается сердца. Эти стихи
настолько важны для нас, что мы должны постоянно хранить их в своем сердце.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу