Все игры
Запись

6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


ИВАНОВА СВЕТЛАНА      06-06-2021 12:40 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПИКОВАЯ ДАМА В ЧАСЫ ПИК. СТРИЖЕНОВ. ЧТО НАША ЖИЗНЬ - ИГРА....

"Что наша жизнь? - игра!" - Фильм "Пиковая дама"



Дмитрий Хворостовский - Баллада Томского (Пиковая дама)

ИВАНОВА СВЕТЛАНА      06-06-2021 12:40 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИВАНОВА СВЕТЛАНА      06-06-2021 13:06 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Фрагменты из опер русских композиторов, созданных по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин 6 июня 1799, Москва —10 февраля 1837, Санкт-Петербург — русский поэт, драматург и

прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы,

историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.


В своем драматическом произведении «Каменный гость» Александр Пушкин восклицает: «Из наслаждений жизни одной

любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» Занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте,

подобно Толстому, Грибоедову, Лермонтову? Можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями,

который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. Он был

любим выдающимися композиторами. Общался с Глинкой, Верстовским, Яковлевым, братьями Вильгорскими, Алябьевым,

Титовым, Варламовым, Булаховым и др. Отношения Пушкина к опере, в частности, к композитору Россини выражено в

следующем отрывке из «Евгения Онегина»:

Уже темнеет вечер синий,

Пора мне в оперу скорей.

Там упоительный Россини,

Европы баловень — Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый.

Он звуки льет, они кипят,

Они текут, они горят,

Как поцелуи молодые.

Все в неге, в пламенной любви,

Как закипевшего аи

Струя и брызги золотые.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина определило характер развития не только русской литературы, но и русской

музыки. Достоянием мирового оперного репертуара стали, по меньшей мере, десять «пушкинских» опер. Процесс

превращения литературного сочинения в музыкальное не всегда прост, но всегда увлекателен, интересен.
Михаил Глинка «Руслан и Людмила»

Михаил Иванович Глинка обратил внимание на поэму «Руслан и Людмила» еще при жизни великого поэта. Тогда же

композитор и решил написать оперу на этот сюжет, что весьма заинтересовало Пушкина, который активно начал

участвовать в обсуждении плана произведения. Однако внезапная гибель поэта прервала это сотрудничество. В

дальнейшем над либретто работал К. Бахтурин, В. Широков и сам композитор. Кроме того, над текстом оперы поработали

друзья Глинки – Н. Кукольник, на стихи которого было написано немало романсов, историк Маркевич и цензор М.

Гедеонов. В результате проделанной работы, сюжет спектакля был сильно изменен. В итоге вся тщательная работа над

спектаклем продолжалась несколько лет. В 1837 году композитор полностью завершил первый акт и даже представил его

дирекции театров. Примерно через год были исполнены отдельные номера в имении Каченовка, которые очень тепло

встретили слушатели. Работа же над всей партитурой закончилась в 1842 году. Эпическая опера из пяти действий

получилась действительно внушительной. В ней восхвалялся героизм и настоящее благородство. Кроме того, беспощадно

высмеивалась и критиковалась трусость, злоба и жестокость. Кроме того, это сказка, а значит главная ее идея – победа

добра над злом. Еще одна отличительная особенность оперы – удивительная галерея образов, созданных Глинкой. Среди

них встречается мужественный Руслан, трусливый Фарлаф, жестокий Черномор, добрый Финн и другие герои,

отличающиеся своими яркими характерами.
Фрагмент из оперы "Руслан и Людмила"




Александр Даргомыжский, «Русалка»

Драма «Русалка» была задумана Пушкиным в начале 1826 года, в Михайловском. Вплотную он начал работу над ней в 1829

году, в Петербурге. Сочинение осталось незаконченным, название «Русалка» дано издателями.
Даргомыжский, обратившись к пушкинскому тексту, вернул историю русалки в музыкальную «стихию».
Приступил к сочинению оперы предположительно в 1848 году. Он признавался, что писал ее для собственного

удовольствия, не рассчитывая на интерес публики. Премьера «Русалки» состоялась 4 мая 1856 года в Мариинском театре.

Даргомыжского огорчала небрежность постановки. Изрядно поношенные костюмы, ветхая бутафория снижали общее

впечатление. О финальной сцене композитор писал: «В конце оперы, вместо грациозного плавания живых русалок,

влекущих тело утопшего князя, спускаются перпендикулярно две деревянные морские чучелы».
Но публикой «Русалка» была принята тепло.
Критик Александр Серов с большим одобрением отзывался об опере Даргомыжского. Он сравнивал ее с «Русланом и

Людмилой» Глинки — первой русской оперой на пушкинский сюжет.

Ариозо Наташи из оперы "Русалка"




Петр Чайковский, «Евгений Онегин»
Пушкин приступил к работе над «Евгением Онегиным» в 1823 году. Отдельные главы издавались с 1825. Полностью роман

был опубликован в марте 1833 года.
Обратиться к пушкинскому роману в стихах композитору посоветовала певица Елизавета Лавровская. Чайковский

увлекся этой идеей. Он писал: «Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая

поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».
Многих удивлял выбор Чайковского. Его брат Анатолий писал: «Я решительно не могу себе представить оперу «Евгений

Онегин» и страшно огорчен, что ты избрал этот сюжет».
Новую оперу композитор назвал «лирическими сценами». Он доверил премьеру «Онегина» студентам консерватории: ему

хотелось, чтобы исполнители были юными, искренними, непосредственными. Студенческая премьера состоялась 17

марта 1879 года в Малом театре. Публика была в восторге. Тургенев в письме ко Льву Толстому назвал музыку

«несомненно замечательной». Изданный вскоре клавир оперы мгновенно раскупили: «лирические сцены» начали

исполнять на домашних музыкальных вечерах.

Ария Онегина из оперы "Евгений Онегин!

Ария Гремина из оперы "Евгений Онегин!



Петр Чайковский, «Мазепа»
Поэма Пушкина «Полтава» была опубликована в 1829 году. В 1840-х годах появились первые инсценировки поэмы, но они

были запрещены цензурой. Вероятная причина запрета – политически неоднозначные коллизии первоисточника. В 1859

году либретто Григория Кугушева для оперы Бориса Фитингофа-Шеля по «Полтаве» было одобрено: оно не имело

политической направленности.
Сочинять свою оперу Чайковский начал с лирической сцены юной Марии, дочери Кочубея, и стареющего гетмана Мазепы.

Постепенно его увлекла и историческая линия – противостояние Кочубея, преданного Петру I, и Мазепы, перешедшего на

сторону шведского короля Карла XII.
В мае 1882 года Чайковский писал брату Модесту, что работа над оперой идет с трудом, но «кое-что вышло порядочно». 3

февраля 1884 года в Москве, в Большом театре состоялась премьера «Мазепы». Чайковский был так расстроен холодным,

как ему показалось, приемом публики, что 6 февраля не смог присутствовать на петербургской премьере. Позднее он

понял, что его волнения были излишни. Он писал Надежде фон Мекк: «Здешняя критика (которая единодушно втоптала в

грязь мою бедную оперу) не есть отражение общего мнения и что все-таки и здесь немало людей очень мне

сочувственных».
«Мазепу» Чайковского хорошо приняли во Франции. Ее очень любил композитор Габриэль Форе. Он даже мечтал написать

оперу на этот же сюжет. К сожалению, французское прочтение истории трагической любви Марии и Мазепы так и не

появилось.

Ариозо Мазепы из оперы "Мазепа"



Ариозо Марии из оперы "Мазепа"



Петр Чайковский, «Пиковая дама»
Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным осенью 1833 года, впервые издана в 1834. В основе повести –

популярная в европейской романтической литературе тема азартной игры и карточных суеверий.
При обсуждении дирекцией Императорских театров возможности заказа оперы по пушкинской повести сразу был

обговорен перенос действия в XVIII век. В сентябре 1887 года Николай Кленовский, получивший заказ на оперу «Пиковая

дама», обратился к Модесту Чайковскому с просьбой написать либретто. Петр Ильич хотя и искал в то время материал для

новой оперы, писал брату: «Такой сюжет, как «Пиковая дама», меня не затрагивает».
Однако осенью 1889 года, после отказа Кленовского от работы над оперой, дирекция Императорских театров обратилась к

Чайковскому с просьбой взяться за «Пиковую даму». Чайковский согласился. Либретто писал Модест Ильич при активном

участии композитора. В отличие от повести Лиза в оперном либретто – наследница богатой Графини, Герман влюблен в

нее и терзается от того, что она знатна. У Пушкина Лизавета Ивановна выходит замуж за «очень любезного молодого

человека», у Чайковского героиня погибает.
Опера была написана весной 1890 года во Флоренции. Композитор настолько вжился в создаваемую оперную историю,

что стал бояться появления призрака Графини, а в сцене смерти Германа рыдал. Он писал брату: «Или я ужасно,

непростительно ошибаюсь, или «Пиковая Дама» в самом деле будет мой шедевр>».
Премьера оперы прошла с большим успехом в Мариинском театре 7 декабря 1890 года.

Ария Германа из оперы "Пиковая дама"


Николай Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» датирована Пушкиным 29 августа 1831 года. В ее основе – сказка, записанная поэтом в

Михайловском. Первый опыт перенесения «Салтана» на сцену относится к 1888 году, когда цензурой была разрешена к

представлению «на народных театрах» пьеса А. Н. Обольянинова по пушкинской сказке.
Обратиться к «Салтану» посоветовал Николаю Римскому-Корсакову критик Владимир Стасов. Композитор уже проявил

себя как мастер сказочных, фантастических образов, и неудивительно, что пушкинская сказка его заинтересовала.

Подробный план будущей оперы Римский-Корсаков разработал вместе с поэтом и либреттистом Владимиром Бельским

зимой 1898-1899 годов. Летом 1899 года опера в 4 действиях (шести картинах) была закончена.
Премьера оперы состоялась в Товариществе Солодовниковского театра 21 октября 1900 года. Товарищество состояло

почти полностью из артистов Частного театра Саввы Мамонтова. Яркие декорации и эскизы костюмов создавались

Михаилом Врубелем.
Из развернутых оркестровых вступлений к I, II, IV действиям композитор составил сюиту «Картинки к “Сказке о царе

Салтане”». Еще до того как опера была поставлена, «Картинки» с успехом исполнялись в концертных программах. После

премьеры оперы самостоятельную жизнь получил еще один оркестровый номер – «Полет шмеля».

Ария Царевны-лебедь из оперы "Сказка о царе Салтане"



"Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"


Галина Ковкова      06-06-2021 13:24 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА


Z Галина Ясная      06-06-2021 13:39 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обожаю стихи Пушкина!
galina nekipelova      06-06-2021 13:39 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
БЛАГОДАРЮ...
ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ КОСМИЧЕСКИЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК!
ЭТО ЯЗЫК БОГОВ!
Алевтина Демина      06-06-2021 13:54 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
МЫ ВСЕМ ЕМУ ОБЯЗАНЫ... ОН НАВЕЧНО С НАМИ...

Ірина Підлепич      06-06-2021 13:56 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Благодарю !
Алевтина Демина      06-06-2021 14:12 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
...Я нас возвысить не хочу.
Мы - послушники ясновидца...
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.

Надежда Козлова      06-06-2021 16:30 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Очень интересно было узнать подробности о А.С.Пушкина
Светлана Пирогова      06-06-2021 17:26 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Спасибо за статью! Очень понравилась.
Комментарий удален
Любовь ***      06-06-2021 18:26 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Людмила Киреева      06-06-2021 20:47 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Спасибо за прекрасный пост!


Мерцана Зорина      06-06-2021 20:54 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Благодарю за прекрасный пост! Получила огромное удовольствие от самого поста и от всех комментариев! Как же трогает эта прекрасная музыка вкупе с пушкинской поэзией! БРАВО!!!
Татьяна Сердитова      07-06-2021 00:23 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Спасибо большое, Светлана за прекрасный пост!!!
Комментарий удален
Slav Va      07-06-2021 14:36 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

МАРИНА ШУМАКОВА      07-06-2021 19:05 (ссылка)
Re: 6 ИЮНЯ - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ И ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
С праздником! Люблю Пушкина, русский язык и Россию!