Все игры
Запись

Господа юнкера

Метки: юнкера

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Михаил Гололобов      23-02-2011 12:21 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Одним из нововведений императора Александра II в период Крымской войны стала военная реформа. Важной составляющей преобразований было введение всеобщей воинской повинности. Формирование такой армии неизбежно требовало и создания офицерского корпуса на принципах всесословности. Для этого и были образованы юнкерские училища. Чугуевское пехотное юнкерское училище было сформировано осенью 1865 года для подготовки офицерских кадров для Харьковского военного округа.

В отличие от губернского центра в Чугуеве в то время уже существовали богатые военно-учебные традиции и материальная база, оставшиеся в наследство от военных поселений. В здании бывших штабов до того уже располагались школа военных топографов и начальная школа военного ведомства для детей поселян. Это и предопределило выбор места для училища. Будущее показало справедливость такого выбора. Чугуевское юнкерское училище оказалось единственным в России, расположенным не в шумных и пыльных губернских городах, а в тихом и экологически чистом месте — на круче над Северским Донцом, обжитой еще в седой древности. За все время существования училища среди его воспитанников не было отмечено ни одной эпидемии, что говорит о прекрасных условиях проживания. Более того, Чугуевское училище, пусть невольно, но заботилось и о моральном здоровье юнкеров. В тихом патриархальном Чугуеве они были лишены всех соблазнов, неизбежных в крупных городах — кафешантанов, домов терпимости и прочих злачных мест. Это не только позволяло не отвлекаться от учебы, но и заставляло юнкеров и офицеров проявлять изобретательность в создании развлечений внутри училища. Оно славилось балами, проходившими несколько раз в году. Обучение юнкеров танцам не входило в программу, тем не менее училище ввело его как обязательный предмет, для чего специально приглашался танцмейстер из Харькова. В училище ставились юнкерские спектакли, устраивались литературные чтения с «волшебным фонарем», музыкальные вечера и концерты заезжих артистов, выставки. Последнюю традицию, появившуюся в относительно поздний период существования училища, характеризует документ, сохранившийся в эпистолярном наследии Ильи Репина — письмо с просьбой к замечательному художнику предоставить для училищной выставки свои работы.

Нашли воплощение в училище и богатейшие боевые и строевые традиции Чугуева. Строевая подготовка и выправка чугуевских юнкеров славилась далеко за пределами Харьковского военного округа. После упразднения последнего в 1889 году и присоединения Чугуевского училища к Киевскому военному округу между Чугуевским и Киевским юнкерскими училищами возникло негласное соперничество. Киевляне лидировали на балах, преуспевая в изящных манерах, тогда как в военно-строевой подготовке, по отзывам современников, пальма первенства неизменно оставалась за чугуевцами. Высокому уровню их подготовки немало способствовало тесное соседство с частями других родов войск, расквартированными в Чугуеве, с которыми у училища установились самые теплые отношения. Ингерманландский гусарский полк и две Донские казачьи батареи обеспечивали практическое ознакомление юнкеров с устройством, бытом и вооружением конницы и артиллерии, а совместные маневры давали навыки взаимодействия с этими родами войск. Блестяще показывали чугуевцы себя и на поле брани, покрыв славой родное училище: считалось, что из него выходило больше кавалеров Ордена Святого Георгия Победоносца — высшего боевого ордена Российской Империи, чем из любого другого юнкерского училища.

Тем не менее положение выпускников окружных юнкерских училищ (по сравнению с выпускниками училищ военных) долгое время считалось незавидным. Отсюда (в отличие от военных училищ) выпускались подпрапорщики, которым офицерский чин присваивался не автоматически, а лишь при наличии вакансий в полку, а тех приходилось иногда ждать годами. Все это время бывшие юнкера считались нижними чинами, занимая промежуточное положение между солдатами и офицерами. Таким образом офицерский корпус делился на два сорта. Нужно было устранить эту несправедливость, уравняв в правах военные и юнкерские училища. Судьбоносную роль в этом процессе в масштабе всей Российской Империи сыграло именно Чугуевское училище, став инициатором новой огромной реформы в военно-учебных заведениях. Первостепенная заслуга в этом принадлежит Иннокентию Зыбину, отдавшему Чугуевскому училищу около 30 лет жизни. В 1901 году, возглавляя учебную часть училища, он с благословения начальника на свой страх и риск, в обход всех инстанций, подал новому военному министру Куропаткину собственноручно составленный доклад с описанием проблем военно-учебной отрасли и положений будущей ее реформы. Результатом стал созыв комиссии по проведению реформы. Последовавшая в том же году сама реформа де-факто уравняла юнкерские и военные училища. Чугуевские юнкера получили собственную форму, новую программу и отныне стали выпускаться офицерами. Завершающей формальностью этой реформы стало последовавшее через несколько лет переименование всех юнкерских училищ в военные.

Еще одной неоспоримой заслугой И. Зыбина стала солидная постановка возглавляемой им учебной части в Чугуевском училище. Будучи сам выпускником Академии Генерального Штаба и лично отбирая и привлекая лучших преподавателей, он добился того, что процент академиков в Чугуевском юнкерском был выше, чем во многих столичных военных училищах. Многие учебники, написанные чугуевскими преподавателями, и приборы, ими изобретенные, были приняты во всех училищах. При Чугуевском военном училище действовал отдел Общества ревнителей военных знаний, проводивший лекции и доклады с разбором боевых действий и обсуждением новинок военного дела. Отдел возник в 1911 году, но подобная практика существовала в училище и раньше, что, в частности, отмечал в своих письмах один из слушателей лекций — Илья Репин.

В 1914 году Германия объявила войну России. Как и большинство двадцати с лишним военных училищ России, Чугуевское было переведено на ускоренный четырехмесячный курс подготовки, а штатное количество юнкеров постепенно увеличено с 400 до 1200 человек. Всего за годы войны училище выпустило более 7000 офицеров. В 1915 году начальник училища генерал Враский выступил с ходатайством о переименовании Чугуевского военного училища в «Военное ордена Св. Георгия Победоносца училище». Рассмотрение вопроса было отложено до окончания войны, но последовавшие вскоре события перевернули все планы.

Февральская революция в первое время не внесла заметных перемен в жизнь училища. На фоне стремительного разложения армии училище оставалось островком порядка и дисциплины. Приказ № 1, отменивший отдание чести, в училище не привился. Появившиеся как дань революции комитеты возглавляли офицеры. Редкие училищные митинги не носили резко революционного характера, касаясь больше вопросов внутреннего распорядка. Покой училища нарушали только частые посещения делегатов Харьковского совета солдатских и рабочих депутатов, который всячески старался расшатать еще сохранявшуюся в училище дисциплину. В июле 1917 года, когда на передовой организовывались ударные части, около 150 юнкеров добровольно отправились на фронт. Между тем русская армия стремительно теряла славу «доблестной». Чугуевским юнкерам пришлось усмирять и разоружать ближайшие бунтующие полки. А когда начались октябрьские бои в Москве, офицеры и юнкера Чугуева единодушно решили немедленно отправиться на помощь сражавшимся с большевиками московским юнкерам. Но… саботаж харьковских железнодорожников сорвал планы, и москвичи, не дождавшись помощи, потерпели поражение. Одновременно захлебнулось выступление петроградских юнкеров. Одно за другим терпели поражение другие военные училища, юнкера которых первыми осознали гибельность для России большевистских идей и с оружием в руках выступили на защиту Родины.

Чугуевские юнкера держались дольше всех. Разоружив рабочую милицию, распустив созданный было местными большевиками совет депутатов, они взяли власть в городе в свои руки и были готовы к дальнейшим решительным действиям. Зная это, харьковские большевики спешно готовились к возможной обороне от чугуевских юнкеров, представлявших внушительную силу и серьезную угрозу большевистской власти в Харькове. А училище в это время искало союзников. Отправленные на Дон делегаты привезли отказ атамана Каледина принять у себя училище. К концу более чем полуторамесячного «боевого сидения» в условиях отсутствия союзников Чугуевское училище формально перешло под власть украинской Центральной Рады. Но обещанной боевой помощи так и не дождалось. И 15 декабря 1917 года в одиночестве встретило прибывший в Чугуев отряд вооруженных до зубов матросов и красногвардейцев, численно вдвое превосходивший юнкеров. Завязался бой, появились убитые с обеих сторон. Большевики пустили в ход пушки и угрожали разрушить Чугуев. Перепуганные горожане умоляли юнкеров уступить требованиям большевиков и сдать оружие. Иного выхода, как отдать соответствующий приказ, у генерала Враского не было. Юнкера разбрелись кто куда, те офицеры, кто не успел скрыться, были арестованы, а здание училища — разграблено мародерами. Бесценная библиотека, мебель, посуда, утварь разошлись по солдатским мешкам и крестьянским скрыням. В годы гражданской войны попытки восстановить Чугуевское училище поочередно предпринимали гетман Скоропадский, Петлюра и Деникин, у которого служило большинство училищных преподавателей-офицеров. Но ни одна власть сделать этого так и не успела.

26 ноября 1921 года, в день Святого Георгия Победоносца, выпускники и преподаватели Чугуевского училища — эмигранты, осевшие в гостеприимной Сербии, в количестве 22 человек собрались в русском храме Белграда и поклялись направить все силы на восстановление Родины, а по возвращении домой — всеми мерами стараться восстановить родное училище. Так появилось Объединение бывших юнкеров и преподавателей Чугуевского военного училища, которое возглавил Иннокентий Андреевич Зыбин. Избрав девиз «Все за одного и один за всех!», чугуевцы стали воплощать его в жизнь. Объединение создало кассу взаимопомощи и учредило «Посмертный фонд» для взаимного страхования жизни своих членов. Но главной миссией организации стал сбор материалов по истории Чугуевского училища. Сотни страниц воспоминаний, документов, десятки фотографий, собранных у разбросанных по всему миру чугуевцев, скопились у генерала Зыбина. Незадолго до смерти, в огне начавшейся второй мировой войны, Иннокентий Андреевич передал это бесценное собрание на хранение в русский эмигрантский архив в Праге, который через несколько лет был захвачен советскими войсками и вывезен в СССР.

До последнего вздоха жили юнкера мечтой о возвращении на Родину. Незадолго до войны на одном из своих общих собраний они постановили: «По возвращении на Родину все чугуевцы, которым будет известно настоящее постановление, обязаны по собственному почину, не ожидая никаких извещений, независимо от расстояния и времени явиться на первый училищный праздник, который мы будем справлять в стенах родного училища». Тогда же одним из выпускников было написано стихотворение:

Святой Великомученик Георгий

В родном Чугуевском значке —

Ревнитель Доблестный и строгий

Хранит Чугуевцев везде!

Хранил он предков в

Службе царской,

Хранит в изгнании и нас...

Пусть для других то будет сказкой,

Мы верим, что уж близок час,

Когда родное знамя снова

Взовьется над рекой Донцом,

И юнкера «Гнезда Орлова»

Войдут в родной и милый дом!..

Михаил Гололобов      23-02-2011 12:25 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Училище было открыто в 1864 г. как пехотное юнкерское училище.

Учебный курс разделялся на старший и младший. Первоначально штат училища был определен в 200 юнкеров. С 1874 г. штат был увеличен до 300 человек. Здесь нужно подчеркнуть, что с 1868 г. в училище, наряду с пехотными юнкерами, готовились к получению офицерского звания казачьи урядники. В 1876 г. они были выделены в особый конный взвод – казачий отдел – со штатом в 35 юнкеров, а три года спустя открылся приготовительный класс для вольноопределяющихся со слабой подготовкой. Однако в 1885 г. казачий отдел и приготовительный класс были закрыты.

В 1901 г. училище переформировали в трехклассное, программы по главным предметам уравнены с военными училищами, юнкера стали выпускаться подпоручиками. В 1904-1905 гг. штат училища был увеличен до 400 юнкеров, с разделением на 4 роты. В 1906 г. к поступлению в училище для прохождения курса наук были допущены подпоручики, прапорщики, произведенные в эти чины за боевые отличия по обстоятельствам военного времени. В 1910 г. училище было переименовано в военное.
Отличительной чертой виленцев всегда было равенство.

Ежегодный праздник училища отмечался 1 ноября.
С началом Первой мировой войны в училище был введен четырехмесячный ускоренный курс обучения. Штат увеличен с 500 до 900 юнкеров.
В 1915 г. училище было эвакуировано в Полтаву.
Официально училище прекратило свое существование 2 января 1918 г.
Юнкера носили синие погоны, с белой выпушкой, без шифровки.

27.01.1903 г. - пожаловано простое знамя обр. 1900 г. Кайма светло-синяя, шитье золотое. Навершие обр.1857 г. (гвардейское). Древко черное. Изображен Спас Нерукотворный. Судьба знамени неизвестна.



Девиз: "Виленец один - и тот в поле воин!"


--------------------------------------------------------------------------------
И еще из старого путеводителя по Вильно:

..Виленское пехотное Юнкерское училище — старейшее из военно-учебных завидений.
29 Сентября 1864 г. последовало Высочайшее повеление об учреждении в Вильне и Москве первых юнкерских училищ. Начальником Виленскаго училища был назначен лейб-гвардии Гатчинскаго, ныне Егерскаго, полка полковник Малахов, впоследствии командир гренадерскаго корпуса.

Помещение для училища предполагалось отвести в отделении военво-временнаго отделения госпиталя Св. Якова, на Погулянке, где оно и помещается в настоящее время, или же в так называемом, "Сапежинском дворце", где в то время находился Александровский кадетский корпус, закрытый въ 1863 г. '). Но последнее предположение было оставлено, такъ какъ Сапежинския здания были расположевы въ отдаленной части города.

Юнкерское училище поместилось въ первом здании, (которое было значительно расширено и приспособлено к нуждам училища, и за наем платила в квартирную комиссию 1500 р. в год. Только в 1869 г., по соглашению министра внутренних дел с военным, здание это стало собственностью юнкерскаго училища, которое должно было уплатить за него 26,634 р. 58 1/4 к.

В 1865 г. была заведена библиотека из 843 томов, преимущественно учебных. пособий и руководств, а равно и сочинений исторических, географическихъ, этнографических и статистических. В 1866 г. библиотека училища пополнилась многими книгами из Полоцкой и Петербургской военных гимназий.

В 1881 г., с Высочайшаго соизволения, последовало отчуждение за особую плату участка земли, расположенная около училища, близ Закретнаго леса, в количестве 4-х с лишним десятин. Здесь был устроенъ для юнкеров лагерь, выстроены бараки, разсажены деревья и кустарный растения.

В этом же году была сооружена в здании училища и церковь, освященная 25 марта, во имя св. безсеребренников Косьмы и Дамиана. Оборудование церкви обошлось до 6000 р. Иконостас ея был изготовлен местнымъ скульптором Зимодро, а иконы—художником Ремером. Преподаватель юнкерскаго училища полковник Островинский написал две большия иконы на золотом фоне в византийском стиле: св. митрополита Петра и св. Александра Невскаго, которыя и поднес в дар училищу.





По распоряжению Главнаго Штаба, па стене праваго клироса повышены две доски из чернаго мрамора с именами офицеров, бывших воспитанников училища, убитых в турецкую кампанию 1877—1878 г.г. Такая же доска, с именами офицеров — воспитанников Рижскаго юнкерскаго училища, помещена на левом клиросе, после закрытия училища в Риге.

В настоящее время Виленское юнкерское училище значительно расширено пристройкою целаго корпуса в 3 этажа, и имеет лучшую в Северо-Западном крае метеорологическую и змейковую станции, с самопишущими аппаратами, устроенныя в память быв. преподавателя естественных наук А. А. Полозова.

Для поступления в юнкерское училище, требуется знание курса неменее 5 классов гимназии или реальных училищ обучение и содержание казённые...

Вилли волхв      23-02-2011 12:36 (ссылка)
Re: Господа юнкера
я благодарю моего постоянного оппонента Михаила Гололобова за комментарии, но не могу понять - что они подтверждают или опровергают в моём посте? в нём говорится о юнкерах, которые противостояли "пьяной матросне", ведь, судя по публикациям "разоблачителей красного террора", это были романтически настроенные мальчики
Михаил Гололобов      23-02-2011 12:51 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Виталий спорить с Вами это процесс трудоемкий и сложный как и полет на Марс -- но ссылаясь в посте на песни Вертинского это конечно круто
Никеша N      23-02-2011 13:26 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Пораженческая политика большевиков привела к тому,что положив миллионы русских людей мы остались у "разбитого корыта"после победы стран Антанты над Германией и Австро-Венгрией,Более того-заключив с врагом "похабный мир"и выплачивая ему огромные контрибуции облекли СВОЙ народ на страдания и лишения ("...Из войны империалистической в войну гражданскую" Ленин)...Это я,Виталий,на Ваш выпад "о ратующих за продолжение войны" ".. Дак какая война по-Вашему была выгоднее России?
"...Что такое эта ваша «разруха»?
Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах».("Собачье сердце"М.Булгаков)
Профессор точно подметил, что советская пропаганда делала из разрухи неуловимую мифическую злодейку, стараясь скрыть, что первопричина — в проводившейся большевиками политике военного коммунизма, из-за которой люди отвыкли честно и добросовестно работать, утратили стимулы к производительному труду, нравственно деградировали.
Михаил Гололобов      23-02-2011 16:34 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Самое удивительное в этом материале это сравнение школ прапорщиков и юнкерских училищь --более крупной ошибки представить трудноК сожалению автор поста как и автор материала с темой не знаком
Михаил Гололобов      23-02-2011 16:39 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Школы прапорщиков в основе своей были образованы в период Великой войны для пополнения убыли офицерского состава --так Ташкентская школа появилась если память меня не подводит в 1915 -- то есть в разгар войны и естественно там учились далеко не мальчики
Михаил Гололобов      23-02-2011 16:42 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Офицерские школы были краткосрочными учебными заведениями, предназначенными для повышения квалификации офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей.
Офицерская стрелковая школа находилась в Ораниенбауме и предназначалась для пехотных капитанов не старше 45 лет, командовавших ротой не менее 2 лет и готовившихся к занятию штаб-офицерских должностей (командиров батальонов). Срок обучения составлял 7 месяцев, штат- 167 человек. С началом мировой войны занятия были прекращены.
Во время мировой войны для восполнения больших потерь офицерского состава армии открыты краткосрочные военно-учебные заведения по подготовке офицеров военного времени - прапорщиков. К концу 1914 г. уже насчитывалось 11 таких школ с 3-4-месячным сроком обучения. Выпускники их не пользовались правами офицеров действительной службы (кадровых офицеров), не могли производиться в штаб-офицерские чины и по демобилизации армии подлежали увольнению в запас или ополчение. Комплектовались школы прапорщиков лицами с высшим и средним образованием, годными к военной службе, студентами и вообще любыми лицами, имевшими образование хотя бы в объеме уездного или высшего начального училища, а также отличившимися на фронте солдатами и унтер-офицерами. В школы могли поступать и гражданские чиновники призывного возраста. Школы прапорщиков готовили в основном офицеров пехоты, но было также по одной школе прапорщиков инженерных и казачьих войск. В 1916 г. для подготовки офицеров из воспитанников высших учебных заведений выделено 12 пехотных школ прапорщиков и 1 школа прапорщиков инженерных войск на 500 человек каждая. Имелось в виду построить обучение исходя из высокого образовательного уровня юнкеров. Но после одного выпуска эти школы были переформированы в школы прапорщиков общего типа. Всего за время войны была открыта 41 школа прапорщиков. К началу 1917 г. действовали: 1,2,3,4-я Петергофские, 1-я, 2-я Ораниенбаумские, 1, 2, 3, 4, 5, 6-я Московские, 1, 2, 3, 4, 5-я Киевские, 1-я и 2-я Казанские, 1, 2, 3-я Саратовские, 1, 2, 3-я Иркутские, 1-я и 2-я Одесские, Оренбургская, Чистопольская, 1, 2, 3, 4-я Тифлисские, Горийская, Душетская, Телавская, Ташкентская, Екатеринодарская казачья и Петроградская инженерная школы. Кроме того, существовали школы прапорщиков ополчения, школы прапорщиков при фронтах и отдельных армиях, при запасных пехотных и артиллерийских бригадах. В мае 1916 г. открыты временные школы прапорщиков (для подготовки одного выпуска) при 10 кадетских корпусах: четырех Петроградских, трех Московских, Киевском, Одесском и Тифлисском.
Вилли волхв      23-02-2011 18:29 (ссылка)
Re: Господа юнкера
кстати, Михаил, если бы прошли по второй ссылке (под фотографиями), то Вы бы прочитали про Владимирское военное училище... о том, кто там учился и кто выпускался, и тогда бы не было необходимости Вам нести ту ахинею, в которой Вы пытались меня убедить... не зная сами материала
Никеша N      23-02-2011 18:56 (ссылка)
Re: Господа юнкера
А сторонники завершения войны,конечно же были большевики во главе с кайзеровским наймитом Ульяновым?...Сильно сомневаюсь что этим людям дюже хотелось воевать-ведь не генералы же,в окопах отсидеться не улыбалось,а вот послужить царю и Отечеству..
Всматриваюсь в фотографии-отличная солдатская выправка,подогнаная форма-что предрассудительного Вы,Виталий, нашли?
Юсупов Артур      23-02-2011 21:32 (ссылка)
Re: Господа юнкера
На самом деле "безнаказанно резать" можно кого угодно. При одном условии - если тот, кого режут безоружен или разобщен.
Павел Митлин      24-02-2011 11:21 (ссылка)
Re: Господа юнкера
Давайте разберёмся в понятии"юнкер".В кадетских корпусах и военных училищах чин юнкера присваивался на старших курсах.(Кроме морского корпуса и Пажеского корпуса.В морском корпусе присваивали звание гардемарина,и на последнем курсе корабельного гардемарина.В "пажах"- от "младшего пажа"до"старшего пажа"в выпускном классе)Но чин юнкера присваивался и вольноопределяющимся армии и флота имеющим образование не ниже гимназического.По прохождении специального экзамена такой юнкер получал звание прапорщика. По окончании кадетских корпусов и военных училищ первый чин-подпоручик,корнет или мичман.В связи с огромными потерями в Первой Мировой войне обер-офицерского состава была понижена образовательная планка для зачисления в юнкера(соискатели первого офицерского чина).О чём,собственно, и говорит фотография и многочисленные комментарии.