![]() |
|
18-01-2010 11:55 (ссылка)
20-01-2010 09:56 (ссылка)
Re: Су-27
Су-34
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск
Су-34
Russian Air Force Su-34.jpg
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель ОАО «НАПО им. Чкалова» (Новосибирск)
Главный конструктор Мартиросов Р.Г.
Первый полёт 13 апреля 1990
Начало эксплуатации 4 января 2007[1]
Статус в производстве
Основные эксплуатанты ВВС РФ
Единиц произведено 16[2]
Стоимость единицы US$36 миллионов
Базовая модель Су-27
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе
Су-34 (по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — истребитель-бомбардировщик, разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.
Содержание
[убрать]
* 1 История
* 2 Поставки
* 3 Тактико-технические характеристики
o 3.1 Технические характеристики
o 3.2 Лётные характеристики
o 3.3 Вооружение
* 4 Примечания
* 5 Ссылки
* 6 См. также
[править] История
Первый полёт — Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) — состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов Анатолий Александрович[источник?]. Су-27ИБ представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новый истребитель-бомбардировщик Су-34 призван заменить более старые Су-24.
Самолёт имеет практически неограниченную дальность полета при использовании дозаправки в воздухе. Без неё и без применения дополнительных подвесных топливных баков он пролетает более четырёх тысяч километров.
Главный конструктор — Роллан Гургенович Мартиросов, общее руководство осуществлял Михаил Петрович Симонов.
[править] Поставки
Су-34
Стоит отметить некоторую путаницу с индексами, которая окружает этот самолёт. Так, в определённый момент машина получила два новых названия — Су-32 и Су-34. Поставляемые в ВВС России носят индекс Су-34. На официальном сайте ОКБ «Сухого» в каталоге продукции фигурирует название Су-32 — скорее всего, оно будет использовано для экспортного варианта, продажи которого начнутся в 2010-12 годах.
ВВС России закупили в декабре 2006 два Су-34. До конца 2010 планируется приобрести 24 самолёта. Всего, согласно ГПВ-2015, до 2015 года будет закуплено 48 самолётов Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 400 самолетов этого типа, полностью заменив парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
Первый Су-34 был официально передан в состав ВВС 3 августа 2007. Он поступил в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Второй был передан в 2008 году. 19 декабря 2009 года получено ещё два Су-34 , (бортовые номера "04" и "05").
Серийное производство самолёта разворачивается на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Кроме того, НАПО участвует в производстве российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100, а также в программе холдинга «Сухой» по созданию истребителей пятого поколения.
представитель холдинга «Сухой»:
В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 50 млн евро, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.[3]
[править] Тактико-технические характеристики
Sukhoi Su-34.png
Источник данных: Михеев А., Фомин А. Су-34.[4]
[править] Технические характеристики
* Экипаж: 2 человека
* Длина: 23,3 м
* Размах крыла: 14,7 м
* Высота: 6,0 м
* Площадь крыла: 62 м²
* Угол стреловидности: 42o
* Коэффициент удлинения крыла: 3,5
* База шасси: 6,63 м
* Колея шасси: 4,4 м
* Масса пустого: 22500 кг
* Нормальная взлётная масса: 38240 кг [5]
* Максимальная взлетная масса: 45 000 кг
* Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных АЛ-31Ф с форсажной камерой
* Тяга:
o максимальная: 7600 кгс (74,6 кН)
o на форсаже: 12500 кгс (122,6 кН)
* Степень двухконтурности: 0,6
[править] Лётные характеристики
* Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)
* Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
* Дальность полёта: 4000 км
* Боевой радиус: 1100 км [6]
* Практический потолок: 15 000 м
* Нагрузка на крыло: 629 кг/м²
* Тяговооружённость: 0,68
* Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9 [7])
[править] Вооружение
* Пушечное вооружение: 1× 30 мм пушка ГШ-301
* Точек подвески: 12
* Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск
Су-34
Russian Air Force Su-34.jpg
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель ОАО «НАПО им. Чкалова» (Новосибирск)
Главный конструктор Мартиросов Р.Г.
Первый полёт 13 апреля 1990
Начало эксплуатации 4 января 2007[1]
Статус в производстве
Основные эксплуатанты ВВС РФ
Единиц произведено 16[2]
Стоимость единицы US$36 миллионов
Базовая модель Су-27
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе
Су-34 (по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — истребитель-бомбардировщик, разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.
Содержание
[убрать]
* 1 История
* 2 Поставки
* 3 Тактико-технические характеристики
o 3.1 Технические характеристики
o 3.2 Лётные характеристики
o 3.3 Вооружение
* 4 Примечания
* 5 Ссылки
* 6 См. также
[править] История
Первый полёт — Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) — состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов Анатолий Александрович[источник?]. Су-27ИБ представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новый истребитель-бомбардировщик Су-34 призван заменить более старые Су-24.
Самолёт имеет практически неограниченную дальность полета при использовании дозаправки в воздухе. Без неё и без применения дополнительных подвесных топливных баков он пролетает более четырёх тысяч километров.
Главный конструктор — Роллан Гургенович Мартиросов, общее руководство осуществлял Михаил Петрович Симонов.
[править] Поставки
Су-34
Стоит отметить некоторую путаницу с индексами, которая окружает этот самолёт. Так, в определённый момент машина получила два новых названия — Су-32 и Су-34. Поставляемые в ВВС России носят индекс Су-34. На официальном сайте ОКБ «Сухого» в каталоге продукции фигурирует название Су-32 — скорее всего, оно будет использовано для экспортного варианта, продажи которого начнутся в 2010-12 годах.
ВВС России закупили в декабре 2006 два Су-34. До конца 2010 планируется приобрести 24 самолёта. Всего, согласно ГПВ-2015, до 2015 года будет закуплено 48 самолётов Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 400 самолетов этого типа, полностью заменив парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
Первый Су-34 был официально передан в состав ВВС 3 августа 2007. Он поступил в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Второй был передан в 2008 году. 19 декабря 2009 года получено ещё два Су-34 , (бортовые номера "04" и "05").
Серийное производство самолёта разворачивается на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Кроме того, НАПО участвует в производстве российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100, а также в программе холдинга «Сухой» по созданию истребителей пятого поколения.
представитель холдинга «Сухой»:
В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 50 млн евро, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.[3]
[править] Тактико-технические характеристики
Sukhoi Su-34.png
Источник данных: Михеев А., Фомин А. Су-34.[4]
[править] Технические характеристики
* Экипаж: 2 человека
* Длина: 23,3 м
* Размах крыла: 14,7 м
* Высота: 6,0 м
* Площадь крыла: 62 м²
* Угол стреловидности: 42o
* Коэффициент удлинения крыла: 3,5
* База шасси: 6,63 м
* Колея шасси: 4,4 м
* Масса пустого: 22500 кг
* Нормальная взлётная масса: 38240 кг [5]
* Максимальная взлетная масса: 45 000 кг
* Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных АЛ-31Ф с форсажной камерой
* Тяга:
o максимальная: 7600 кгс (74,6 кН)
o на форсаже: 12500 кгс (122,6 кН)
* Степень двухконтурности: 0,6
[править] Лётные характеристики
* Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)
* Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
* Дальность полёта: 4000 км
* Боевой радиус: 1100 км [6]
* Практический потолок: 15 000 м
* Нагрузка на крыло: 629 кг/м²
* Тяговооружённость: 0,68
* Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9 [7])
[править] Вооружение
* Пушечное вооружение: 1× 30 мм пушка ГШ-301
* Точек подвески: 12
* Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске
Комментарии запрещены
20-01-2010 09:59 (ссылка)
Re: Су-27
Су-33 (Су-27К) (по кодификации НАТО: Flanker-D) — российский палубный истребитель четвёртого поколения. Был принят на вооружение в России в 1991 г. Один из основных самолётов Авиации Военно-морского флота Российской Федерации.
Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-33 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил посадку «по-самолётному» на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. Во время производства предсерийных образцов, в конструкцию были внесены изменения, в том числе и дополнительное горизонтальное оперение, превратившее самолёт в интегральный триплан. Формально можно развести самолёт на две модели: Су-27К — машина основанная на Су-27, отличающаяся усиленным фюзеляжем и шасси, наличием гака, складывающимися крыльями и стабилизаторами; и Су-33 — машина с дополнительным передним горизонтальным оперением, измененным РЭО, усиленным фюзеляжем и шасси, гаком, и складывающимися крыльями и стабилизаторами. Основное боевое применение — палубный истребитель большого радиуса действия. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33. Официально принят на вооружение 31 августа 1998 года.[1]
Содержание
[убрать]
* 1 Происшествия
* 2 Тактико-технические характеристики
* 3 Примечания
* 4 Cм. также
* 5 Ссылки
o 5.1 Видеозаписи
[править] Происшествия
28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.
11 июля 1991 года из-за отказа СДУ (система дистанционного управления) потерян один из самолетов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.
11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 71), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолете произошел отказ бортовой системы управления.
17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне "Остров" под Псковом, упал Су-33 (б/н 70), которым управлял Тимур Апакидзе. Пилот погиб.
5 сентября 2005 года потерян самолет Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу АК «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.
[править] Тактико-технические характеристики
Источник данных: А.Фомин «Су-33»[2], Gordon «Sukhoi Su-27»[3]
Технические характеристики
* Экипаж: 1 пилот
* Длина: 21,185 м
* Размах крыла: 14,698 м
o со сложенным крылом: 7,40 м
o с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
* Высота: 5,72 м
* Площадь крыла: 67,84 м²
* Профиль крыла: П44М
* Коэффициент удлинения крыла: 3,48
* Коэффициент сужения крыла: 3,76
* Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
* База шасси: 5,87 м
* Колея шасси: 4,44 м
* Масса пустого: 19 600 кг
* Масса снаряжённого: 20 440 кг (с 2×Р-27Э и 2×Р-73)
* Нормальная взлётная масса: 29 940 кг (с полной заправкой)
o с частичной заправкой: 26 000 кг
* Максимальная взлётная масса: 33 000 кг
* Предельная посадочная масса: 26 000 кг
* Нормальная посадочная масса: 22 400 кг
* Масса топлива во внутренних баках: 9 500 кг
o основной вариант заправки: 5 350 кг
* Объём топливных баков: 12 100 л
* Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф сер. 3
o Бесфорсажная тяга: 2 × 7 670 кгс (75 кН)
o Форсажная тяга: 2 × 12 500 кгс (122,6 кН)
o Чрезвычайный режим: 2 × 12 800 кгс (125,5 кН)
* Степень двухконтурности: 0,57
Лётные характеристики
* Максимальная скорость:
o у земли: 1 200 км/ч
o на высоте 11 000 м: 2 300 км/ч (2,17 М)
* Посадочная скорость: 235 - 250 км/ч
* Практическая дальность:
o у земли: 1 000 км
o на высоте: 3 000 км
* Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.
* Практический потолок: 17 000 м
* Нагрузка на крыло: 486,4 кг/м² (при макс. взлётной массе)
* Тяговооружённость: 0,84 / 0,76 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
* Длина разбега: 105 м (с трамплином)
* Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером)
* Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8 g
Вооружение
* Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
* Точки подвески: 12
* Боевая нагрузка: 6 500 кг (максимальная)
o вариант воздух-воздух: 3 200 кг (8×Р-27Э и 8×Р-73)
* Управляемые ракеты:
o ракеты «воздух-воздух»:
+ 4-6 × Р-73
+ 6-8 × Р-27Р/ЭР
+ 2 × Р-27Т/ЭТ
o ракеты «воздух-поверхность»: нет
+ Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)
* Неуправляемые ракеты:
o 80 (4 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 или
o 20 (4 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
o 4 × 266 мм С-25
* Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
o 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
o 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
o 32 × 100 кг
Авионика
* РЛС: РЛПК-27К
o Антенна:
+ Тип: Н001К
+ Диаметр: 1075 мм
o Зона обзора:
+ по высоте: ±50°
+ по азимуту: ±60°
o Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=3 м²:
+ навстречу: 100 км
+ вдогон: 40 км
o Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
* ОЭС: ОЭПС-27К
o Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
o Зона обзора:
+ по высоте: -15°/+60°
+ по азимуту: ±60°
o Поле обзора: 120×75°
o Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
o Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
+ навстречу: 40 км
+ вдогон: 100 км
o Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
* Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1»
Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-33 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил посадку «по-самолётному» на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. Во время производства предсерийных образцов, в конструкцию были внесены изменения, в том числе и дополнительное горизонтальное оперение, превратившее самолёт в интегральный триплан. Формально можно развести самолёт на две модели: Су-27К — машина основанная на Су-27, отличающаяся усиленным фюзеляжем и шасси, наличием гака, складывающимися крыльями и стабилизаторами; и Су-33 — машина с дополнительным передним горизонтальным оперением, измененным РЭО, усиленным фюзеляжем и шасси, гаком, и складывающимися крыльями и стабилизаторами. Основное боевое применение — палубный истребитель большого радиуса действия. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33. Официально принят на вооружение 31 августа 1998 года.[1]
Содержание
[убрать]
* 1 Происшествия
* 2 Тактико-технические характеристики
* 3 Примечания
* 4 Cм. также
* 5 Ссылки
o 5.1 Видеозаписи
[править] Происшествия
28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.
11 июля 1991 года из-за отказа СДУ (система дистанционного управления) потерян один из самолетов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.
11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 71), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолете произошел отказ бортовой системы управления.
17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне "Остров" под Псковом, упал Су-33 (б/н 70), которым управлял Тимур Апакидзе. Пилот погиб.
5 сентября 2005 года потерян самолет Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу АК «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.
[править] Тактико-технические характеристики
Источник данных: А.Фомин «Су-33»[2], Gordon «Sukhoi Su-27»[3]
Технические характеристики
* Экипаж: 1 пилот
* Длина: 21,185 м
* Размах крыла: 14,698 м
o со сложенным крылом: 7,40 м
o с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
* Высота: 5,72 м
* Площадь крыла: 67,84 м²
* Профиль крыла: П44М
* Коэффициент удлинения крыла: 3,48
* Коэффициент сужения крыла: 3,76
* Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
* База шасси: 5,87 м
* Колея шасси: 4,44 м
* Масса пустого: 19 600 кг
* Масса снаряжённого: 20 440 кг (с 2×Р-27Э и 2×Р-73)
* Нормальная взлётная масса: 29 940 кг (с полной заправкой)
o с частичной заправкой: 26 000 кг
* Максимальная взлётная масса: 33 000 кг
* Предельная посадочная масса: 26 000 кг
* Нормальная посадочная масса: 22 400 кг
* Масса топлива во внутренних баках: 9 500 кг
o основной вариант заправки: 5 350 кг
* Объём топливных баков: 12 100 л
* Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф сер. 3
o Бесфорсажная тяга: 2 × 7 670 кгс (75 кН)
o Форсажная тяга: 2 × 12 500 кгс (122,6 кН)
o Чрезвычайный режим: 2 × 12 800 кгс (125,5 кН)
* Степень двухконтурности: 0,57
Лётные характеристики
* Максимальная скорость:
o у земли: 1 200 км/ч
o на высоте 11 000 м: 2 300 км/ч (2,17 М)
* Посадочная скорость: 235 - 250 км/ч
* Практическая дальность:
o у земли: 1 000 км
o на высоте: 3 000 км
* Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.
* Практический потолок: 17 000 м
* Нагрузка на крыло: 486,4 кг/м² (при макс. взлётной массе)
* Тяговооружённость: 0,84 / 0,76 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
* Длина разбега: 105 м (с трамплином)
* Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером)
* Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8 g
Вооружение
* Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
* Точки подвески: 12
* Боевая нагрузка: 6 500 кг (максимальная)
o вариант воздух-воздух: 3 200 кг (8×Р-27Э и 8×Р-73)
* Управляемые ракеты:
o ракеты «воздух-воздух»:
+ 4-6 × Р-73
+ 6-8 × Р-27Р/ЭР
+ 2 × Р-27Т/ЭТ
o ракеты «воздух-поверхность»: нет
+ Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)
* Неуправляемые ракеты:
o 80 (4 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 или
o 20 (4 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
o 4 × 266 мм С-25
* Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
o 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
o 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
o 32 × 100 кг
Авионика
* РЛС: РЛПК-27К
o Антенна:
+ Тип: Н001К
+ Диаметр: 1075 мм
o Зона обзора:
+ по высоте: ±50°
+ по азимуту: ±60°
o Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=3 м²:
+ навстречу: 100 км
+ вдогон: 40 км
o Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
* ОЭС: ОЭПС-27К
o Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
o Зона обзора:
+ по высоте: -15°/+60°
+ по азимуту: ±60°
o Поле обзора: 120×75°
o Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
o Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
+ навстречу: 40 км
+ вдогон: 100 км
o Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
* Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1»
Комментарии запрещены
[править] Начало разработок
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.
Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года там была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).
Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «МакДоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B.
В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой приступило ОКБ Сухого в 1969 году. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.[1]
[править] Прототипы
[править] Т-10
В 1975—1976 годах стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками[2]. Тем не менее опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).
При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.[3]
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины, но было принято решение не выпускать недоработанную машину.[2]
[править] Т-10С
В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы рассчитаны «с нуля».
Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.[1]
В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.
[править] Принятие на вооружение
Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик). Внешне между собой они не отличались, а по составу оборудования различия были незначительными.[источник не указан 241 день]
[править] Конструкция
[править] Планер
Су-27 ВВС Украины
Су-27 имеет нормальную аэродинамическую схему и т. н. интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Крыло имеет стреловидность 42° по передней кромке. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки оно оснащено автоматически отклоняемым носком и корневыми наплывами большой стреловидности. Последние также способствуют увеличению аэродинамического качества при полёте на сверхзвуковых скоростях. Также на крыле расположены флапероны, одновременно выполняющие функции закрылков на взлётно-посадочных режимах и элеронов. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном — служащего для управления по крену. Вертикальное оперение двухкилевое.
Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %).
На некоторых модификациях Су-27 (Су-33, Су-34 и др.) установлено переднее горизонтальное оперение. Су-33, корабельный вариант Су-27, кроме того, для уменьшения габаритов имеет складные консоли крыла и стабилизатора, а также оснащён тормозным гаком.
Су-27 — первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) в продольном канале. По сравнению с бустерной необратимой системой управления, применявшейся на его предшественниках, ЭДСУ обладает большим быстродействием, точностью и позволяет применять гораздо более сложные и эффективные алгоритмы управления. Необходимость её применения вызвана тем, что с целью улучшения маневренности Су-27 был сделан статически неустойчивым на дозвуковых скоростях.
[править] Силовая установка
В мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа расположены два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажной камерой, разработанных конструкторским бюро «Сатурн», интересны очень малым расходом топлива как на форсаже, так и на режиме минимальной тяги. Масса двигателя примерно 1500 кг. Двигатели широко расставлены для уменьшения взаимного влияния, между ними находится балка с контейнером тормозного парашюта. На более современных модификациях Су-27 в хвостовой балке предполагалось устанавливать РЛС заднего обзора (при этом тормозной парашют переносился под корпус самолёта).
Модификация АЛ-31ФП снабжена поворотным соплом с отклоняемым в вертикальной плоскости на ±15° вектором тяги, что увеличивает маневренность самолёта. Такие двигатели устанавливаются на некоторых моделях Су-30МК.
Большой объём топливных баков (около 12000 л) обеспечивает дальность полёта до 3680 км и боевой радиус до 1500 км. Размещение подвесных топливных баков на базовых моделях не предусмотрено.[1]
[править] Другое оборудование
Кабина имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части. Рабочее место летчика оборудовано катапультируемым креслом К-36ДМ-.
[править] Вооружение и оборудование
Бортовая РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные цели класса «лёгкий истребитель» на расстоянии 60-80 км в передней полусфере и 30-40 км в задней полусфере. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей в режиме СНП (сопровождение на проходе) и управлять наведением двух ракет по одной цели. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).
Ракетное вооружение размещено на АПУ (авиационное пусковое устройство) и АКУ (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение — до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.[4]
[править] Варианты размещения ракет «воздух — воздух» на самолёте Су-27С
Точки подвески Номер варианта 8 6 4 10 1 2 9 3 5 7
1 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73
2 Р-27Т(ЭТ) Р-27Т(ЭТ)
3 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР)
4 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ)
5 Р-73 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73 Р-73
6 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73
7 Р-73 Р-73 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ) Р-73 Р-73
1. Ограничения по скорости в зависимости от варианта размещения ракет:
* 1-2 — не более 1300 км/ч;
* 3-7 — не более 1200 км/ч.
2. Допускаются варианты несимметричной подвески ракет, за исключением полной односторонней и вариантов с дисбалансом взлётной массы не более 450 кг.
3. На симметричных точках допускается подвеска только однотипных ракет.
4. Допускается попарная симметричная подвеска ракет Р-27ЭР и P-27P одновременно на разных парах точек.
В правом наплыве крыла установлена встроенная 30-мм автоматическая авиационная пушка ГШ-30-1. Скорострельность составляет 1500 выстрелов в минуту, боезапас — 150 снарядов. Прицеливание пушки осуществляется либо по данным с РЛС и ОЛС, либо в режиме «дорожка» — прицеливание по базе цели (размах крыльев обстреливаемого самолёта).
Электро-дистанционная система самолета имеет четырехкратное резервирование. На Су-27 установлена станция предупреждения об облучении «Берёза».[1]
[править] Модификации
Су-27 на авиасалоне МАКС-2007
Раскраска первых серий для ВВС СССР
Современная раскраска ВВС России
* Т-10 (Flanker-A[5]) — прототип.
* Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа.
* Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31.
* Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
* Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.
* Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986.
* Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
* Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С).
* Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. Су-27 ВВС России проходят модернизацию до уровня Су-27СМ.
* Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
* Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения целеуказания. Построен на базе Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27.
См. подробнее: Модификации Су-30
* Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-32ФН и Су-34 с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях и в любое время суток. Впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 г.[6]
* П-42 (Т-10-15) — опытный самолёт, переоборудованный из серийного Су-27. В 1986—1990 на нём было установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъёмности и высоты полёта.[7] Отличается установкой других двигателей и значительно облегчённой конструкцией (взлётная масса П-42 составляет 14100 кг). [8]
* Су-33 (Су-27К, Т-12) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
* Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-12УБ) — двухместный палубный истребитель. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
* Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу». Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях. По назначению аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F-15E. Первый полёт выполнен 13 апреля 1990 года.
* Су-35 (Су-27М, Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель.
* Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Один из экземпляров (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов, программа создания прекращена.[9][10]
[править] Сравнение с другими истребителями
[править] Мнения лётчиков (сравнение с F-15D)
О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Лэнгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ, (по мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29).[11] , что однако мало говорит о превосходстве какой-либо машин, так как ближние бои в современном происходят крайне редко и большее значение приобретает бой с применением ракет и преимущество в обнаружении противника на дальних дистанциях.
[править] Cope India 2004
Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».
Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев. Бои проводились в условиях 12 индийских самолётов против 4 американских; по договорённости с индийцами американская сторона не использовала систему АВАКС и не симулировала ракеты большой дальности AIM-120[12].
Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления[13].
[править] Фигуры высшего пилотажа
Схема выполнения кобры
На авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «кобру» (динамическое торможение), и её журналисты окрестили «коброй Пугачёва». Тем не менее, впервые «кобру» на испытательных полётах выполнил лётчик-испытатель Игорь Волк. В полёте самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение.
Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.[14]
Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет путём резкого сброса скорости в бою, так как доплеровские радары селектируют цели, имеющие скорости не ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра», только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что существенно ограничивает возможности её исполнения в боевых условиях. Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою, когда скорости самолётов обычно находятся в пределах от 400 до 600 км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолёт и успеть выпустить ракету Р-73. Так же манёвр применим для ухода от преследования. Преследующий Су-27 противник проскочит вперёд и станет удобной мишенью для атаки.
Су-27УБ, пролёт на малой высоте, Кубинка
Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.
Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ.
Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37.
При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полёта, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста!
Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с УВТ риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом.[источник не указан 241 день]
См. также: Пилотажная группа «Русские витязи»
[править] Известные аварии и происшествия
[править] Случай в Баренцевом море
Высокие боевые качества самолета доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 года. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид Р-3В «Орион» производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря во время учений. Летчику находящегося неподалеку истребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу буев в воду. Сблизившись с норвежским самолётом Су-27 занял позицию под «Орионом», заблокировав сброс буев. Экипаж «Ориона» стал гасить скорость. Но он не знал, что минимальная скорость СУ-27 меньше скорости сваливания «Ориона». Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося воздушного винта «Ориона», из-за чего произошло их разрушение, и обломки винта пробили фюзеляж Р-3В. Оба самолёта благополучно вернулись на аэродромы базирования.[15]
[править] Катастрофа при заходе на посадку на аэродром Камрань
12 декабря 1995 года при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях для дозаправки горючим близ города Камрань (Вьетнам) из-за плохой организации полетов потерпели катастрофу три истребителя Су-27(врезались в гору) из состава пилотажной группы ВВС России «Русские витязи». Погибли четыре летчика. [16]
[править] Скниловская трагедия
Основная статья: Трагедия на авиашоу во Львове
27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнилов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число — 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (нисходящий манёвр при большом весе топлива на борту), а также неудовлетворительная работа руководителей полётов, допустивших маневрирование вне отведённой зоны.[17][18]
[править] Потеря ориентировки и покидание Су-27 лётчиком в Литве
15 сентября 2005 года группа самолётов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени лётчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.
Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объёме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».
Падение Су-27 на территории Литвы вызвало бурный политический скандал. Поначалу литовская сторона отказалась выдавать пилота и бортовые самописцы России. Также сообщалось, что в руки литовских специалистов попала бортовая система опознавания «свой — чужой» (коды, хранящиеся в этой системе, являются государственной тайной), на что министр обороны России Иванов ответил, что «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других — это спекуляции и колебания воздуха», так как система самоуничтожения троекратно дублируется и срабатывает в момент столкновения самолёта с землёй.[19]
[править] Инцидент с самолётом Су-27 в Дорохово
20 марта 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с двухместным учебно-боевым истребителем Су-27УБ на аэродроме Дорохово в Тверской области. При выполнении полета в районе аэродрома на высоте более 11 тысяч метров отказало бортовое электропитание по постоянному току, вышла из строя связь и навигационное оборудование.[20] Благодаря тому, что электропитание по переменному току функционировало нормально, двигатели самолёта продолжали работать. Лётчики, проявив мужество и хладнокровие, решили не катапультироваться и попытаться посадить самолёт. При заходе на посадку не выпустилось шасси. Посадив самолёт на «брюхо» с минимальными повреждениями, они обеспечили сохранность самолёта.
Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Александр Зелин представил лётчиков истребительного авиационного полка подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова к орденам Мужества за спасение самолёта.[21]
Данному событию посвящена передача из цикла «Русский характер», вышедшая в эфир телеканала «Звезда» 28 ноября 2008 года.[22]
[править] Катастрофа под Уссурийском
В результате катастрофы истребителя Су-27 под Уссурийском 29.07.08 один пилот погиб, один остался жив. Спасшемуся пилоту удалось катапультироваться. Ранее помощник главкома ВВС РФ подполковник Владимир Дрик сообщил, что Су-27 потерпел аварию во вторник в районе аэродрома “Воздвиженка” (12 км севернее Уссурийска, Приморский край, Россия). К месту падения самолёта выдвинулись поисково-спасательные группы для обнаружения пилотов. По данным представителей ВВС, жертв и разрушений на земле нет. Авария произошла при выполнении планового полёта. Для расследования причин аварии создана комиссия. По предварительным данным, причины катастрофы носят технический характер. “Самолёт только что прошёл регламентные работы, и экипаж выполнял облёт самолёта. Су-27 упал вскоре после взлёта”, — сообщают в авиационном гарнизоне “Воздвиженка”.
[править] Трагедия в Жуковском
16 августа 2009 В подмосковном городе Жуковском, в ходе репетиций перед МАКС-2009 в небе столкнулись истребители Су-27 и Су-27УБ из группы "Русские витязи". В результате столкновения оба самолета упали на землю. В катастрофе погиб командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко, находившийся за штурвалом Су-27УБ. Второй пилот Су-27УБ, а также пилот второго самолета получили ранения. Также в результате падения поврежденного в столкновении Су-27УБ на близлежащий дачный поселок и вызванного им пожара на земле погибла женщина и пострадало еще 4 человека.[23][24]
[править] Катастрофа Су-27УБ на авиашоу возле Радом (Польша)
30 августа 2009г.
Су-27УБ рухнул на землю во время выполнения фигур высшего пилотажа в самом конце своей программы. После падения самолет взорвался, однако это произошло далеко от зрительских трибун, поэтому на земле никто не пострадал. Двое пилотов высшей категории профессиональной подготовки, летчики-снайперы полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич не могли катапультироваться, поскольку стремились предотвратить падение самолета на зрителей авиашоу и населенный пункт. [25]
http://sites.google.com/sit...
В результате этого оба пилота погибли. Причины выясняются.
[править] Боевое применение
19 марта 1993 года, во время Абхазской войны, Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения предположительно был сбит зенитной ракетой.[26][27] в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович погиб.
В 1999—2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопо-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь[28].
[править] Эксплуатация
Страны, использующие Су-27 и Су-30
Выпущено в СССР: около 600 самолётов.
Состоят на вооружении:
* Флаг России Россия — до 350 самолётов.[29]
* Флаг Анголы Ангола — 8 самолётов[источник не указан 121 день]
* Флаг Армении Армения -10 самолётов [30]
* Флаг Белоруссии Белоруссия — на вооружении 19 Су-27П и 4 Су-27УБ[источник не указан 121 день].
* Флаг Вьетнама Вьетнам — 12 самолётов, ожидается поставка ещё 24[источник не указан 121 день].
* Флаг Индонезии Индонезия — 2 Су-27СК, заказаны 3 Су-27СКМ (будут поставлены в 2009 году).[31]
* Флаг Казахстана Казахстан — 20 самолётов[32].
* Флаг Китая Китай — 46 самолётов (куплены до 1996 года), в 1998 году подписано соглашение о сборке 200 истребителей под маркой J-11. На 2008 год в общей сложности 276 Су-27,Су-30 и J-11[источник не указан 121 день]
* Флаг Сирии Сирия — 14 самолётов[источник не указан 121 день].
* Флаг США США — 2 самолёта, используются в исследовательских целях.[33]
* Флаг Украины Украина — 40-45 самолётов.[34].
* Флаг Эритреи Эритрея — 6 самолётов[источник не указан 121 день].
* Флаг Эфиопии Эфиопия — 8 Су-27А и 2 Су-27У[источник не указан 121 день].
См. также: Эксплуатанты Су-30
[править] Места дислокации российских Су-27
* Аэродром Крымск (3-й ИАП)
* Аэродром Килпъявр (9-й ИАП)
* Аэродром Центральная Угловая (22-й ИАП)
* Аэродром Дзёмги (23-й ИАП)
* Аэродром Бесовец (159-й ИАП)
* Аэродром Лодейное Поле (177-й ИАП)
* Аэродром Дорохово (611-й ИАП)
* Аэродром Чкаловск (689-й ИАП, авиация ВМФ России)
[править] Авиасимуляторы
В 1996 г. российскими разработчиками Eagle Dynamics была создана и издана фирмой SSI первая версия компьютерной игры, авиасимулятора «Су-27 Фланкер». Игра отличается высоким уровнем реализма и качественной реализацией лётной модели. Консультантами при разработке программы были специалисты ОКБ «Сухой».
Развитием игры стали Су-27 Фланкер 2.0, Су-27 Фланкер 2.5, Lock On: Современная боевая авиация и Lock On: Горячие Скалы.
На базе последних версий игры действует очно-заочная школа пилотирования «ЦПВЛ».
[править] Тактико-технические характеристики
SUKHOI Su-27 FLANKER.png
* Экипаж: 1 или 2 чел.
* Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
* Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч
* Боевой радиус: 1500 км
* Дальность полёта: 3900 км
* Практический потолок: 18 500 м
* Скороподъёмность: 18000 м/мин
* Длина: 21,9 м
* Высота: 5,9 м
* Размах крыла: 14,7 м
* Площадь крыла: 62 м²
* Стреловидность: 42°
* Шасси: трёхопорное, убирающееся
* Масса пустого: 16 380 кг
* Масса снаряжённого: 23 000 кг
* Масса максимальная взлётная: 33 000 кг
* Двигатели: 2 х АЛ-31Ф
* Тяга: 2 x 7600 кгс
* Тяга форсажная: 2 x 12500 кгс
* Пушечное вооружение: 1 х 30 мм, ГШ-30-1(боезапас 150 снарядов)
* Точек подвески: 10
* Масса подвески: 8000 кг
* Подвесные вооружения:
* 6 управляемых ракет средней дальности Р-27Р или Р-27ЭР, 2 Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС
* Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 10 единиц) или по 250 кг (32 единицы)
* Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 6 единиц)
* Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса