Все игры
Запись

КОРОЛЬ ЛЮДОВИК XIV - известный как «король-солнце»

Метки: Лора К

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Лора К.      11-01-2021 17:41 (ссылка)
Re: КОРОЛЬ ЛЮДОВИК XIV - известный как «король-солнце»

портрет молодого короля.
портрет молодого короля.

Людовик XIV
Многое из того, что мы знаем о Людовике XIV – порождение мифов и штампов, живучих, паразитирующих и мешающих увидеть его настоящего. Каким только не изображали короля в фильмах, телепередачах и романах: завистливым, коварным, грубым, мстительным, вспыльчивым. Насколько этот персонаж далёк от истинного Людовика XIV. Первым свой портрет короля написал герцог де Сен-Симон. Его «Мемуары», произведение увлекательное и интересное, но субъективное и мифотворческое, стали основой создания псевдоисторического Людовика XIV.

Людовик XIV царствовал 72 года, дольше любого другого монарха Европы.
Королём он стал в четыре года, всю полноту власти взял в свои руки в 23 и правил на протяжении 54 лет.

Король Людовик XIV унаследовал от своей матери – гордой испанки, твердость характера и огромное самомнение. Вполне естественно, что юный монарх не стал долго «делить трон» с итальянским кардиналом. Хотя он и был его крестным отцом. Уже в 17 лет Луи впервые проявил непокорность, выразив недовольство перед всем французским парламентом. «Государство – это я» – фраза, которая характеризует всю эпоху правления короля Людовика XIV.

«Государство – это я!» – Людовик XIV не говорил этих слов, однако государство всегда ассоциировалось с личностью правителя.

Поэтому если говорить о промахах и ошибках Людовика XIV (войне с Голландией, отмене Нантского эдикта и т.д.), то на его счёт стоит записывать и актив царствования. Развитие торговли и мануфактурного производства, зарождение колониальной империи Франции, реформирование армии и создание флота, развитие искусства и наук, строительство Версаля и, наконец, преобразование Франции в современное государство. Это не все достижения Века Людовика XIV. Так каким был этот правитель, давший имя своему времени?

Если отбросить все, даже самые провокационные мифы, правда окажется гораздо интереснее.

Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, - по словам Сен-Симона, - Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Детство и юность

Людовик XIV в детстве
Людовик XIV в детстве

Появление дофина, наследника рода Бурбонов, в первых числах сентября 1638 года народ встретил ликованием. Монаршие родители – Людовик XIII и Анна Австрийская – ждали этого события 22 года, все это время брак оставался бездетным. 



портрет работы Филиппа де Шампенья, 1655 год
Людовик XIII Справедливый - отец Людовика 14.


Королева Анна Австрийская




Портрет кисти Рубенса
А́нна Австри́йская. супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII, после смерти мужа регент при несовершеннолетнем сыне, Людовике XIV (с 1643 по 1651).

Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к интригам и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643—1651 годах она была регентом при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял ее фаворит Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.Скончалась 20 января 1666 года от рака груди.

Рождение ребенка, к тому же мальчика, французы восприняли как милость свыше, назвав дофина Луи-Дьедонне (Богоданный).
Людовик XIV в детстве
Людовик XIV в детстве

Всенародное ликование и счастье родителей не сделали детство Луи счастливым. Спустя 5 лет умер отец, мать с сыном переехали в Пале-Рояль, ранее дворец Ришелье.

Людовик XIV с матерью Анной Австрийской
Людовик XIV с матерью Анной Австрийской

Наследник престола рос в аскетической обстановке: кардинал Мазарини – фаворит правительницы – перетянул власть, в том числе управление казной, на себя. Маленького короля скупой священник не жаловал: денег на развлечения и учебу мальчика не выделял, в гардеробе Луи-Дьедонне было два платья с заплатами, мальчик спал на дырявых простынях.
Но по-своему любил мальчика. 

Мазарини объяснял экономию гражданской войной – Фрондой.
Кардинал Мазарини
Кардинал Мазарини

Мазарини стал легендарной фигурой еще при жизни.

После смерти кардинала распространилась злая шутка: при вскрытии в его груди будто бы нашли кусок глины вместо сердца. Джулио Мазарини стал героем мемуаров многих своих современников. Обычно он изображается человеком хитрым и циничным, но талантливым и образованным. Франсуа де Ларошфуко писал о нём: «Ум его был обширен, трудолюбив, исполнен коварства, характер гибок». Христина Шведская так характеризовала его: «Мазарини - человек осторожный, ловкий, тонкий, желающий, чтобы его считали придворным и иногда довольно хорошо изображающий царедворца; он умерен во всех своих страстях, вернее, можно сказать, что у него всего одна всеобъемлющая страсть: это его честолюбие. Все другие страсти он подчиняет ей, а любви и ненависти в нём ровно столько, сколько необходимо, чтобы достичь цели, а хочет он одного - править. У него великие проекты, достойные его непомерного честолюбия, изворотливый, ясный, живой ум, обширнейшие знания в области всех дел света, я не знаю никого, кто был бы лучше информирован; он трудолюбив, усидчив и прикладывает невероятные усилия, чтобы сохранить состояние, и сделает все возможное, чтобы увеличить его. И все-таки он сделал немало ошибок в управлении страной и признает это; хваля Вам Мазарини, я не хочу возвеличить его, но думаю, буду права, если скажу, что это великий человек».

В начале 1649 года, спасаясь от мятежников, монаршее семейство покинуло Париж и поселилось в загородной резиденции в 19 километрах от столицы. Позже пережитый страх и лишения трансформировались в любовь Людовика XIV к абсолютной власти и неслыханному расточительству.

Людовик XIV и его младший брат Филипп Орлеанский (Monsieur)  с Анной Австрийской
Людовик XIV и его младший брат Филипп Орлеанский (Monsieur) с Анной Австрийской

Через 3 года смуту подавили, волнения улеглись, сбежавший в Брюссель кардинал вернулся к власти. Бразды правления государством он не выпускал до смерти, хотя Людовик считался полноправным престолонаследником с 1643 года: ставшая регентом при пятилетнем сыне мать добровольно уступила власть Мазарини.



Людовику XIV словно на роду было написано быть баловнем судьбы. Само рождение его, после двадцати лет супружеской жизни родителей, могло служить хорошим знаком. В пятилетнем возрасте он стал наследником прекраснейшего и могущественнейшего из престолов Европы.



«Королю было двадцать лет, – говорил один из современников Амедей Рене, – а он все еще покорно подчинялся матери и Мазарини. Ничто в нем не предвещало могущественного монарха: при обсуждении государственных дел он откровенно скучал и предпочитал перекладывать на других бремя власти.

В конце 1659 года война между Францией и Испанией закончилась. Подписанный Пиренейский договор принес мир, который скрепил брак Людовика XIV и принцессы Испании Марии Терезии. 

Бракосочетание короля Людовика IV и Марии-Терезии Австрийской



Людовик XIV и Мария Терезия
Людовик XIV и Мария Терезия

Во Франции произошли значительные события: умер первый министр Людовика, человек, который от лица короля управлял долгие годы, тайный муж его матери, кардинал Мазарини.


Кардинал Мазарини на смертном одре

Именно он в течение многих лет вытаскивал страну из той ямы, куда ее затолкали религиозные войны, сепаратизм и претензии аристократов. Он оставил Людовику дела, в общем-то, в хорошем состоянии. И именно он научил молодого короля, ненавидевшего его, но не имевшего сил бороться с ним в открытую, многому из того, что должен был знать и уметь правитель.

Когда кардинал умер Людовик XIV взял бразды правления в свои руки. 23-летний монарх упразднил должность первого министра, созвал Государственный совет и провозгласил:

«Вы думаете, господа, что государство – это вы? Государство – это я».

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV


Людовик XIV дал понять, что с этого момента делиться властью не намерен. Даже матери, которую до недавних пор Луи побаивался, было указано место.

Людовик XIV (1638–1715) — великий король, великий любовник, знаток и покоритель женских сердец. Он вошёл в историю под именем Король-Солнце, ибо в придворном балете любил лично исполнять партию Солнца. В годы правления Людовика XIV Франция пришла в ужасный упадок, и материальный, и нравственный, но при нём же слава Франции, как центра цивилизованного мира, достигла высшего расцвета.

РЕМЕСЛО КОРОЛЯ

Короли часто вынуждены действовать вопреки своим склонностям,
совершать поступки, не свойственные их доброй натуре, поскольку
интересы государства должны всегда быть превыше всего… Нет ничего опасней слабости, какой бы она ни была…

Ремесло короля – великое, благородное, дивное ремесло, особенно для того, кто чувствует себя способным достойно выполнять свои обязанности; но это ремесло
не лишено трудностей, волнений, чрезвычайно утомительно.
Я во всём хочу следовать примеру усопшего короля, моего прадеда.

Начало правления
Ранее ветреный и склонный к щегольству и кутежам дофин удивил придворную знать и чиновников трансформацией. Людовик заполнил пробелы в образовании – ранее он едва умел читать и писать. От природы здравомыслящий, молодой император молниеносно вникал в суть проблемы и решал ее.
Король Людовик XIV
Король Людовик XIV

Луи выражался ясно и кратко, государственным делам посвящал все время, но самомнение и гордыня монарха оказались безмерными. Людовик XIV (1638-1715) любит подчёркивать свою власть на каждом шагу. Одно из её проявлений - это чудесный Версальский дворец вблизи Парижа, куда королевский двор переехал в 1681 году.

Все королевские резиденции казались Людовику слишком скромными, поэтому в 1662 году Король Солнце превратил охотничий домик в городе Версаль, что в 17 километрах на западе от Парижа, в дворцовый ансамбль неслыханных масштабов и роскоши.

50 лет на его обустройство шло 12-14% ежегодных расходов государства.
Город Версаль


Город Версаль

Первые двадцать лет правления монарх жил в Лувре, затем в Тюильри.
Строительство Версаля вошло в историю как одно из самых дорогих: в пересчете на современные деньги на него было потрачено около $ 300 млрд. Тем не менее строителям приходилось экономить, поэтому дворец времен «короля-солнца» запомнился его обитателям не только богатым убранством, но и сквозняками, которые были так сильны, что приходилось спать буквально в десяти одеждах.

Однако главную славу Версаль XVII века снискал как место, пронизанное дурными запахами, от которых невозможно было скрыться.

После переезда в крупнейший в Европе ансамбль Луи бывал в столице короткими наездами.
Пышность королевских апартаментов подтолкнула Луи к установлению громоздких правил этикета, касавшихся даже мелочей.
Чтобы мучимый жаждой Людовик выпил стакан воды или вина, требовалось пять слуг.


Версальский дворец был построен как символ власти «короля-солнце» Людовика XIV.

Пригородный замок Версаль стал постоянной резиденцией Людовика XIV в 1682 году.

0_c0992_28fe1bfb_XL.jpg

06ff5e0a385adb7d21bb2b14bcdc079a.jpg

интерьеры Версаля
Комплекс действительно поражает. Дворец может вместить более 20 000 людей, в том числе 9000 гвардейцев и солдат, а также 5000 слуг, которые заботятся об удобствах королевской семьи и придворных. Вся Европа завидует французам, множество монархов пытаются ему подрожать. Однако, никто так и не достиг таких впечатляющих эффектов.

2. Версаль стал официальной королевской резиденцией в 1682 году

2. Версаль стал официальной королевской резиденцией в 1682 году


Конец политическим интригам.
Почему Людовик XIV решил уехать из Парижа? Решение было продуманным: "Я буду контролировать аристократов. В Париже они плели интриги за моей спиной", - считал монарх.

Распорядок дня в Версале был строго регламентирован придворным этикетом, который был прописан до мелочей. Казалось, что даже для французских аристократов это уже через чур. "Не будут иметь времени думать о других делах", - радовался король.

Всё вращается вокруг Короля-Солнца, как планеты по своим орбитам вокруг центральной звезды. Каждый имел свою роль в новой резиденции, отвечающей его положению.

Но у «короля-солнца», который в детстве пережил бунт, вошедший в историю под названием «Фронда», были и свои причины держать знать при дворе: только так он мог контролировать ее и помешать устроить благородным господам и дамам очередной заговор. За всеми, кто находился при дворе, шпионили, а их переписка вскрывалась и читалась. Сам король тоже не гнушался слежкой и зачастую своими руками перерывал их белье, чтобы найти письма, в которых мог обсуждаться заговор.

Жизнь напоказ
Придворная культура — это одновременно светская жизнь и дом короля. Еще в легендах о Тристане и Изольде мы видим, как верный рыцарь обязан был ночевать в покоях своего сеньора. Безусловно, за пять веков ситуация определенно изменилась, но сама традиция осталась. Дворец — постоянный, нескончаемый светский прием. Только чтобы поприветствовать короля утром собирались придворные и приближенные монарха. Само общение государя с теми или иными представителями элиты могло показать, кто нынче в чести у короля. А где благосклонность и почтение, там и власть.
Версальский этикет был таким же сложным и витиеватым, как мебель, заполнившая залы французского королевского дворца. Контролировались и регламентировались все мельчайшие детали жизни при дворе. В правилах этикета было больше причуд и чудачества, чем насущной необходимости, обусловленной здравым смыслом.


Louis XIV, roi de France, en 1666, par Testelin


Правила версальского этикета от Людовика XIV.
(Как постучать, что носить, где сидеть)

День начинался с королевского пробуждения.

Система этикета дворца была построена на строгом соблюдении иерархии и ранга. Правила ясны: каждый придворный должен был служить королю и участвовать в тщательно продуманных ритуалах, которые четко определяли место дворянства. Главные тренды задавал сам король.

Кстати, подобной милости придворные удостаивались не просто так: за возможность увидеть утренние процедуры монарха нужно было выложить немалую сумму. Да и сами покои Людовика напоминали театральную сцену: кровать, со всех сторон закрытая балдахинами, стояла на подиуме, возвышаясь над комнатой.

Интересно, что все ритуалы были расписаны до мелочей. Так, например, подавать тапки и халат королю должны были разные камердинеры. В пасмурные же дни, когда королевской опочивальне недоставало освещения, лакей спрашивал властителя, кому из зрителей сегодня выпадет честь держать подсвечник, и тот, кто был удостоен этой привилегии, становился его «хранителем» на время церемонии.

Наивысшей привилегией в ту эпоху считалось держать свечу, когда королю помогали надевать ночную рубашку.

Рецепт любимого салата Людовика XIV  

Жизнь «короля-солнца» — это целый список разнообразных ритуалов и церемоний, одной из которых был утренний туалет.


Утро Людовика XIV
Время 8:20. Людовика будил лакей, который спал в той же комнате, а затем к нему приходил хирург, удостоверявшийся в том, что стул монаршей особы в порядке, и личный врач, проверявший пульс.

Когда король просыпался, ему нужно было сменить рубашку. Сделать это мог только человек самого высокого ранга, находящийся в этот момент в помещении. При этом он не должен был видеть голое тело короля. Кстати, время сна также было регламентировано: при отходе ко сну и при пробуждении короля и королевы должны были присутствовать особо приближенные дворяне. Для того, чтобы пожелать спокойной ночи и доброго утра.
Подъём на глазах аристократов
Затем в спальне появлялись придворные, чье число могло доходить до 100 человек. Они выстраивались в определенном порядке, зависевшем от ранга, и лакей приступал к процедуре бритья, за которой и наблюдали присутствующие. Более того, вельможам выпадала честь видеть процесс одевания короля, после которого тот покидал спальню.

Людовик XIV был большим почитателем роскошных и помпезных кроватей. Сохранились свидетельства о том, что он мог принимать советников прямо в своей опочивальне, лежа на одном из своих роскошных приобретений.

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV
Король Людовик XIV принимает посетителей в своей парадной спальне.

Роскошные залы во дворце Людовика XIV
Роскошные залы во дворце Людовика XIV


Монарх обожал роскошь. В Версале и других резиденциях Луи насчитали 500 кроватей, в гардеробе короля была тысяча париков, а наряды для Людовика шили четыре десятка портных.

Король Солнце вошел в историю как родоначальник «Большого стиля» (Grand maniere), который характеризует соединение классицизма и барокко. Дворцовая мебель в стиле Людовика XIV перенасыщена декоративными элементами, резьбой, позолотой.


Ровно в 8:40 король молится, а после выпивает натощак настойку шалфея или чашку бульона. Аппетит его только начинает пробуждаться.

В десять часов утра толпа собирается в Зеркальном зале,




Знаменитый зеркальный зал Версальского дворца содержит 357 зеркал

и каждый пытается поймать взгляд короля и даже поговорить с ним, когда он идёт в королевскую часовню на получасовую мессу.

Время между полднем и 13.00 монарх посвящает государственным делам.

Louis-XIV

Людовик XIV любил поесть

Позже он обедает в своих апартаментах. Во время еды ему лишь иногда составляют компанию несколько знаменитых придворных.

Члены королевской семьи в Версале почти все делали на глазах у придворных. Особенно когда дело касалось еды.
Во время молчаливой трапезы за столом сидел только монарх, стул не предлагался даже знати.

Хотя обычно король трапезничал в одиночестве, в Версале проводились многочисленные обеденные церемонии. Эти мероприятия выглядели как настоящие спектакли, в которых иногда принимали участие более 300 человек.

Рецепт любимого салата Людовика XIV

При этом чаще всего ела королевская семья, остальные удостаивались чести понаблюдать за этим.

Людовик XIV любил поесть

Мольер ужинает с Людовиком XIV. Жан Огюст Доминик Энгр, 1857 год.

Король устраивал скандалы с тем, кто пытался упрекнуть его в обжорстве. И окружающих можно понять, ведь мясо не было ежедневной пищей во Франции даже в высшем свете в то время, а стол короля, как мы впоследствии увидим, просто ломился от разнообразия мясных блюд.
К 12:00 на кухне уже во всю идут приготовления к трапезе беззубого короля. За сервировку стола и меню на одну персону отвечает Главный Церемониймейстер двора. Совсем не случайно здесь упомянуто меню именно на одну персону, ибо Людовик любил есть в одиночестве.


Меню королевской трапезы воистину поражает!

Людовик XIV и его трапезы: невероятная прожорливость Короля-солнце
Людовик XIV и его трапезы: невероятная прожорливость Короля-солнце


На горячее Его Величеству подавали суп из двух больших каплунов (т.е. специально откормленных на мясо петухов), названный диетическим, суп из четырех куропаток, заправленный капустой. Бульон из шести вольерных голубей, бульон из петушиных гребешков и нежных сортов мяса. Ну и наконец, два супа на закуску (!): из каплуна и куропатки.
Первые блюда состояли из четверти теленка и куска ястреба, вес которых составлял 28 фунтов каждый, что в переводе — по 12,7 кг, а также паштета из двенадцати голубей. Из закусок подавались фрикасе из шести куриц и две рубленых куропатки. Далее идут четыре промежуточных блюда, а именно: соус из трех куропаток, шесть выпеченных на жаровне паштетов, два жареных индюка и три жирных цыпленка под трюфельным соусом. Но это еще не все! На жаркое подавались два жирных каплуна, девять жареных цыплят, девять голубей, две молодых курицы, шесть куропаток и четыре паштета. А на десерт? Свежие фрукты, с верхом наполнявшие две фарфоровые миски, таких же две миски с сухофруктами и четыре миски с компотами или вареньями.
Для сравнения, посмотрим на меню завтрака отца короля, Людовика XIII, который завершался уже в половине десятого. Оно состояло из подаваемого на серебряной посуде бульона, яйца всмятку и фруктов — печеных яблок или вишни. Сколь же это не похоже на сына.


Людовик XIV и его трапезы: невероятная прожорливость Короля-солнце


Людовик XIV — «грозный сотрапезник»
После первого приема пищи для Людовика XIV наступает второй, к пяти часам. Вполне вероятно, что монарх ко всем блюдам и не притрагивался, но уже тот факт, что король часто просил добавки и посылал на кухню записки с требованием того или иного блюда на стол, говорит о его, действительно, монаршем аппетите. Причем, Людовик любил, когда и окружающие за столом в торжественные обеды отличались таким же аппетитом и съедали за раз, например, голову поросенка. Такие яркие эпизоды, описывающие одну из званых трапез еще молодого Людовика, можно найти у Александра Дюма на страницах романа «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»: король благоволит Портосу, увидев столь же ненасытного едока, как он сам.
Ел король всегда руками, а тем, кто разделял с ним трапезу, было запрещено использовать острые ножи: это тоже было частью его боязни заговоров.

Автор отмечает, что король сидел за отдельным «столиком», который возвышался над соседними и был больше остальных. Также Дюма перечисляет блюда, расставленные на королевском столе: рыба, дичь, мясо, фрукты, овощи и варенья. «Людовик XIV был грозный сотрапезник; он любил критиковать своих поваров, но когда они ему угождали, то он не знал границ в своих похвалах. Сначала король съедал несколько супов, либо сливая их вместе и приготовляя что-то вроде маседуана, либо пробуя в отдельности и перемежая бокалом старого вина». И добавление: «Ел он быстро и довольно жадно».

А что же на закуску?
Закуски не всегда упоминались в меню, а это совсем не те легкие блюда, к которым мы привыкли, чтобы возбудить аппетит. Желудок далеко не каждого выдержит «закуски», которые подавались Людовику: сосиски, белая кровяная колбаса, паштеты с трюфелями, миротон. История создания последнего блюда довольно увлекательна.
Миротон был внешне похож на плов, но сильно отличался методом приготовления. Это объясняется тем, что французские дипломаты XVII века, прибыв в Стамбул, были в восхищении от турецкого плова, но так и не смогли узнать секрет его приготовления, тщательно скрываемый восточными поварами.
Ими было лишь выяснено, что плов состоит из тающего во рту риса, с устойчиво-желтой окраской, о чем они писали в своих депешах. Только на этом описании французские повара создали миротон, лишь зрительно напоминающий своего восточного собрата. Его решили готовить из телятины или нежного говяжьего мяса, которое обжаривалось на сливочном масле для придания большей мягкости.
Желтого же цвета добились благодаря смачиванию сваренного риса в молоке с крутыми желтками. Ведь им еще были не известны такие турецкие приправы, как шафран или куркума. В итоге получилось очень дорогое и трудоемкое блюдо, по вкусу отдаленно напоминающее турецкий плов.

Постное меню
Лишь во время поста король немного ослаблял свой аппетит. И чтобы не почувствовать себя уж совсем слабым, приказывал принести ему суп из каплуна, четыре фунта говядины, столько же телятины и столько же баранины. Теперь Людовик мог начать воздерживаться, заказав одного карпа, сотню креветок, молочный суп, двух черепах, овощной суп, камбалу, приготовленное на воде рагу, большую щуку, четырех камбал средней величины, двух окуней, еще двух камбал, сотню устриц, шесть «Петровых рыб» и на жаркое — половину крупного лосося и шесть камбал. Вот такое постное меню.


Людовик XIV и его трапезы: невероятная прожорливость Короля-солнце
Торговец дичью.

Беззубый король
Отвлечемся ненадолго от королевской спальни, чтобы отметить весьма важный факт, непосредственно относящийся к приему пищи Людовиком. Когда он только родился, все были приятно удивлены тем, что у малыша уже было два зуба, ибо это считалось счастливым знаком. Но кормилице короля было совсем не до улыбки.
В первые месяцы ее грудь была изуродована зубками младенца, а учитывая, сколь отменный аппетит имел король, стоит лишь посочувствовать бедной женщине и последующим кормилицам.

Однако зубы короля были не так здоровы, как его аппетит.

Уже к 40 годам челюсть Людовика XIV была оголена. При таких обстоятельствах невозможно было жевать пищу. И это стало причиной того, что Людовик начал заглатывать ее кусками. Но из этого совсем не следовало, что в зрелости король стал умерен в еде. Совсем наоборот.

Людовик очень любил мясные блюда и многие свои трапезы начинал с тушеных говяжьих щек. В его рационе были голуби, лебеди, ястребы, индюки — словом, практически все птицы, которых только можно представить, а также разнообразная дичь и, конечно же, устрицы и прочие морепродукты. Любимым десертом короля были все те же апельсины: их поливали карамелью и посыпали съедобным золотом.

Несмотря на очевидные проблемы короля с зубами — считается, что к 40 годам его челюсти были полностью их лишены, — аппетит Людовика оставался неизменным на протяжении всей жизни, а когда способность пережевывать пищу была утрачена, он просто проглатывал ее кусками.

Кстати говоря, за зубами тогда ухаживали как могли: существовали специальные порошки для «натирания», которые, впрочем, не были достаточно эффективны. Кроме того, сахар, стоивший в те времена весьма дорого, был доступен лишь очень богатым людям, которые им злоупотребляли, из-за чего зачастую страдали кариесом.

Так, супруга Людовика, Мария Терезия, уже к моменту бракосочетания, когда ей исполнилось 22 года, имела очень плохие зубы.

Поговаривают, что, помимо крепкого здоровья, причин для непомерного аппетита Луи было несколько. Одна из них – в теле монарха жил ленточный червь (цепень), поэтому Людовик кушал «за себя и за того парня». Доказательства сохранились в отчетах придворных лейб-медиков.

Доктора 17 столетия полагали, что здоровый кишечник – пустой кишечник, поэтому Людовика регулярно потчевали слабительным. Неудивительно, что Король Солнце посещал уборную от 14 до 18 раз в день, расстройство желудка и газообразование для него были постоянным явлением.

Придворный дантист Дака верил, что нет большего рассадника инфекции, чем испорченные зубы. Поэтому удалял зубы монарху недрогнувшей рукой до тех пор, пока к 40 годам во рту Людовика не осталось ничего. Удаляя нижние зубы, доктор сломал монарху челюсть, а дергая верхние, вырвал кусок неба, из-за чего у Луи образовалось отверстие. В целях дезинфекции Дака прижигал воспалившееся небо раскаленным прутом.




При дворе Людовика духи и ароматическая пудра использовались в огромных количествах. Понятия о гигиене в 17 веке отличались от нынешних: привычки мыться у герцогов и челяди не было.

Но зловоние, исходящее от Людовика, стало притчей во языцех. Одна из причин – непрожеванная пища, застревавшая в проделанной дантистом дыре в небе короля. 


Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV

Королевский двор на прогулке.


Через час король совершает прогулку в парке или в карете в компании красивых дам.


Бенуа А.Н. Весенний день в Трианоне 1921



Бенуа А.Н. Прогулка в парке Версаля



Бенуа А.Н. Прогулка короля 1906


Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)



После обеда Людовик встречался с министрами и чиновниками.


 


Многократно цитировавшаяся поговорка «Точность — это вежливость королей» в особой степени относится к Людовику XIV. Он был всегда пунктуален, слушал внимательно и не уставал на самых долгих заседаниях. Он обладал исключительно развитым чувством долга. Людовик XIV проявлял себя как прагматик, который использовал текущие политические события в интересах короны и государства. При этом он никогда не выжидал, а старался создать благоприятную для Франции конъюнктуру, подавить в зародыше антифранцузские коалиции или — если для этого не было возможности — разгромить их превентивными военными акциями. Он всегда был тверд в вопросах сана, этикета и церемониала.

Король активно участвовал в придворной жизни. Он был великолепным наездником и любил охоту. Как кавалер он был образцом. Он охотно танцевал, ценил театр и придворные праздники.
 



Людовик XIV и его придворные
 
Людовик XIV и его придворные

В 18.00 король возвращается к себе в комнату, где вместе с секретарём занимается корреспонденцией.

Любовница под боком
Позже Людовик может пойти в апартаменты маркизы де Ментенон (1635-1719), своей официальной любовницы, чтобы немного отдохнуть от утомительных государственных документов

Ужин в Версале начинается только в 22.00. В нём принимают участие толпы придворных и члены королевской семьи.


Автор: Urban из французский Википедия

Вечером Версаль открывался для развлечений.
Вечером Версаль открывался для увеселений. Гости танцевали, угощались изысканными блюдами, играли в карты, к которым пристрастился Луи. Салоны дворца носили названия, в соответствии с которыми меблировались.





Ослепительная Зеркальная галерея имела в длину 72 метра и в ширину 10. Цветной мрамор, зеркала от пола до потолка украшали внутреннее убранство помещения, тысячи свечей горели в золоченых канделябрах и жирандолях, заставляя серебряную мебель и каменья в украшениях дам и кавалеров гореть огнем.


Автор: Photo: Myrabella / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0,

Светская культура в эпоху Людовика XIV
Нужно было хорошо думать, что надеть.
Вообще же положение каждого из придворных всецело зависело от мнения короля. Обитатели Версаля соревновались друг с другом в роскоши одеяний, ведь то, насколько модно было одет тот или иной человек, могло повлиять на мнение Людовика о нем. Гонка за модой была настолько напряженной, что некоторые из дворян буквально разорялись из-за непомерных трат на туалеты.

слева: туалет придворной дамы с баской и шляпой а-ля-Рубенс
справа: платье придворного кавалера

false

слева: мушкетерская мода, шляпа а-ля-Рубенс, сапоги-ботфорты
справа: платье горожанки 


false

слева: парадное платье и прическа-фонтаж
справа: костюм придворного 


false


Мужская мода времен Людовика XIV.

false

Людовику XIV приписывают авторство туфель на каблуке с красной подошвой, ставших прототипом воспетых Сергеем Шнуровым «лабутенов». 10-сантиметровые каблуки добавляли монарху (1,63 метра) рост.
Особенно важным элементом костюма были высокие каблуки, как для женщин, так и для мужчин. Людовик XIV любил носить обувь с красными каблуками. Он постановил, что только особо приближенные дворяне имеют право носить такие же, как у него. В связи с этим красные каблуки стали особым символом благородства.

Для того, чтобы выглядеть привлекательно при дворе, женщины носили корсеты, мушки и экстравагантные прически, в то время как мужчины делали подкладные бедра, икры, подплечники, и так далее.



Красота требует жертв: женщины падали в обморок от слишком тугих корсетов, а мужчины старались сохранять равновесие на высоких каблуках.




Для того, чтобы быть вхожим в королевские круги, необходимо было быть представленными королю и королеве.

Людовик XIV в Версале


Это было серьезное испытание. Особенно для женщин. Главная проблема — придворное платье. Оно было строго регламентировано. Женщины должны были носить тяжелые и длинные юбки, а талию стягивал корсет, сделанный из китового уса. Одежда была настолько неудобной, что приходилось долго тренироваться, чтобы научиться ее носить.





Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Во время самой церемонии даме приходилось несколько раз приближаться к королю и отдаляться от него. Делать это нужно было изящно, ни в коем случае не поворачиваясь к правителю спиной. При движении назад важно было не запутаться в шлейфе собственного платья. Не у всех это получалось.
Особенный ритуал касался шляп. Не перед всеми нужно было их снимать. Людовик XIV снимал свою при встрече с принцем крови, чуть приподнимал, приветствуя лицо высокого ранга, и обходился похлопыванием по плечу при встрече с простым дворянином. Но он делал исключения для женщин, независимо от их положения.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

При дворе короля благосклонностью пользовались писатели и артисты. В Версале ставились комедии и пьесы Мольера, Жана Расина и Пьера Корнеля.









Талант как социальный лифт
В эпоху короля Людовика Великого получают распространение многочисленные светские и литературные салоны. Первый из них — салон мадам де Рамбуйе — возник приблизительно в 1607 году. Девушкой Екатерина де Вивон воспитывалась при итальянском дворе, общаясь с самыми образованными и утонченными людьми своей эпохи. Именно она привезла во Францию ту придворную культуру, которая стала распространяться позже по всему королевству.



Попасть в салон Рамбуйе можно было исключительно благодаря собственному интеллекту. Уже потом мадам де Рамбуйе говорила о том, что один из поэтов, Венсан Вуатюр, был сыном виноторговца из Анжера. Она говорила: «Неужели вы думаете, что мы приняли его из-за красивого выражения лица и за хороший рост? Нет. Только за то, что он умел хорошо слагать стихотворения». Происхождение здесь было совершенно неважно.



Любой талантливый художник, поэт, музыкант мог послать стихотворение какому-нибудь дворянину. Дворянин, в свою очередь, мог показать это творчество мадам де Рамбуйе, и они вполне могли встретиться. У просвещенных дворян не было никаких аристократических предрассудков.



Подобная история повторится позже с известным комедиографом XVII века Жаном-Батистом Покленом, более известным под псевдонимом Мольер. В 1658 году его и его труппу пригласит в Париж 18-летний Месье, он же герцог Филипп I Орлеанский, младший брат короля Луи. С этого момента начнется активная работа придворного драматурга, ведь сам король предоставит им придворный театр Пти-Бурбон.



Сложился достаточно плодотворный союз государственной власти и театрального искусства, когда король был не просто координатором творческих процессов (чем, как правило, ограничивались другие правители-театралы), но и их сотворцом. Он не только танцевал в придворных балетах, но и принимал участие в создании театральных пьес, балетов и опер.

Художник Heinz Pinggera. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис  Онлайн-Дневников



Художник Heinz Pinggera. 


На Масленицу во дворце устраивались маскарады, а летом двор и челядь выезжали в присоединенную к версальским садам деревню Трианон.


Бенуа А.Н. Комединты. Музыкальный фарс
В конце приёма монарх общается с придворными: "Вы сегодня смотритесь очень очаровательно", - приветствует он дам, которые встречаются на его пути.
Людовик XIV, выведя французский театр на новый уровень, ставит его на службу государству, заставляя маневрировать между чисто развлекательным, придворным искусством и институтом политической власти и ее репрезентации. Балеты с участием короля ставятся в Лувре и Пале-Рояле, причем эти залы открыты для всех подданных. Зрелища с фантастическими декорациями и костюмами смотрят тысячи жителей французской столицы, жаждущих, прежде всего, наслаждаться грациозностью и величественностью своего короля.

Многие государственные деятели XVII века (Ришелье, Мазарини, Анна Австрийская, Фуке, Конде) покровительствовали драматургам, но при Людовике XIV меценатство приобретает невиданный ранее размах, что позволяет расцвести талантам многих артистов того времени, среди которых и Жан-Батист Поклен, более известный под именем Мольер.

Портрет Мольера
Портрет Мольера
Жан-Батист Поклен - Мольер. Автор: Никола Миньяр, Общественное достояние,

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.


«Блистательный» театр Мольера«Блистательный» театр Мольера


«Блистательный» театр МольераЗа время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV
Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

Мольер переходит на службу к королю, став, по сути, королевским оффисье. С 1663 года он ежегодно получает гонорар в размере 1000 франков. Впервые Мольер оказался полезен своему государю через несколько месяцев после их первой встречи, написав комедию «Смешные жеманницы».


Бенуа А.Н. Итальянская комедия 1905


Бенуа А.Н. Маскарад при короле

Менее формальные встречи с членами семьи и приятелями происходят в его кабинете.
Церемония, похожая на ту, которая происходит во время пробуждения, но меньшая, происходит в 23.30 во время ухода ко сну. О том, кто составляет королю компанию ночью, этикет, однако, умалчивает...

В полночь Людовик, покормив собак, уходил в опочивальню, где ложился спать после длинного ритуала и десятка церемоний.

Портрет Людовика XIV


Особое внимание уделялось такой вещи, как стук в дверь. Нельзя было громко постучать костяшками пальцев, придворные должны были скромно поскрести ногтями. Для этих целей они специально отращивали один длинный ноготь.



Особо важным вопросом было размещение приближенных в присутствии королевской четы: где, как и на чем сидеть.

Естественно, сами правители восседали на троне, остальные — в зависимости от своего статуса и ранга.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Принцы и принцессы королевской крови имели право на кресла без подлокотников, а герцогини могли посидеть и на табуретах. Конечно, политика рассадки вызывала многочисленные споры. Были те, кто пытался нарушить ее, чтобы разместиться поближе к королю. Тот же герцог Сен-Симон вспоминал как графиня д`Аркур прогнала некую герцогиню с табуретки, решив, что та сидит не по статусу. Впрочем, сидеть приходилось редко. В основном в церкви, в театре и за карточным столом. В остальное время стояли.

Схожие правила поклонения друг другу соблюдали придворные. У людей высокого ранга были свои привилегии. Например, они могли не вставая из постели принимать людей более низкого статуса.


Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

К концу 17-го века парадные кровати стали популярными в Версале. Богато украшенные, они демонстрировали привилегии и власть хозяина. Самая главная кровать, конечно, была у короля. Иногда он принимал посетителей в парадной спальне.

Парадная спальня Людовика XIV.

Общеизвестный факт: Версаль времен Людовика XIV был, мягко говоря, местом очень пахучим. Но насколько он правдив? Начнем с того, что в то время отношение к гигиене было несколько иным, чем сейчас, и горячая вода считалась «субстанцией», провоцирующей распространение болезней. Существовало мнение, и вполне справедливое, что она открывает поры, через которые (а вот это уже, конечно, заблуждение) может передаться любая болезнь, даже чума.

Говорят, что Луи принимал ванну только трижды в жизни. Но несмотря на то, что гигиенические процедуры в то время проводили реже, чем сейчас, это не более чем байка. У Людовика были ванны — в основном переносные, правда использовал он их, как правило, для любовных утех со своими многочисленными фаворитками. Так, например, в крыле, предназначенном для мадам де Монтеспан, была выстроена восьмиугольная купальня со стоячей водой.


Бенуа А.Н. Купание маркизы

Что же касается гигиены монарха в целом, то каждое утро его обтирали тканью, вымоченной в спирте, а нижние одежды он менял несколько раз в день.

Но, помимо этого, утром, вечером и во время смены сорочек король и дворяне обязательно обтирались влажной простынёй, уделяя особенное внимание тем местам, которые потеют больше всего. Вечером король также обязательно мыл ноги — и в воду ему добавляли разные средства, призванные уменьшить потливость стоп или снять раздражение от пребывания в закрытой обуви весь день.

А вот подданные Людовика, проживавшие в Версале, не имели собственных ванн в апартаментах, поэтому их уход за чистотой тела сводился преимущественно к так называемому сухому мытью. Они просто обтирались тканью — как правило, сухой, а иногда пропитанной чем-то кислым.

Но белье и сорочки (их носили и мужчины, и женщины) они меняли очень часто: чистоту, которую в числе прочего символизировали белые манжеты, выставляли напоказ. Сами рубашки стоили очень дорого — настолько, что после смерти человека их вносили в опись его имущества. Верхнюю одежду короля и придворных не стирали, а тщательно чистили, поскольку ткани, из которых их шили, а это были бархат и шелк, стирка могла повредить. Зато сорочки, постельное белье и скатерти отдавали прачкам.

Водные процедуры тоже были
Каждое лето и король, и весь двор ходили купаться на реку — по много раз за лето. Людовик отлично плавал с самых ранних лет (что, собственно, без постоянного плескания в реке было бы затруднительно) и то и дело просто для развлечения доплывал до противоположного берега. То есть в молодости он был не в самой плохой форме.

Кроме того, во всех королевских дворцах были ванны. В интернете считается, что это исключительно для того, чтобы предаваться в них разврату с дамами — но, глядя на список внебрачных детей короля, понимаешь, что даже если это правда, то мылся он из-за своей развратности, похоже, часто. А ещё — видимо, тоже из-за развратности — король очень интересовался отечественным мыловарением и ввёл для него определённые нормы.

Каждое утро Людовик также в присутствии большого количества людей умывался и брился. Начиналось всё с омовения рук винным спиртом, затем, помимо бритья, Людовик обязательно промывал со спиртом рот (если вам кажется, что после утренних процедур он был слегка навеселе, то вам не кажется) и вытирал лицо всё тем же разведённым водой спиртом.

Однако все запахи устранить было невозможно, поэтому придворные обильно поливались духами. В то время использовали, как правило, очень тяжелые ароматы животного происхождения — такие, например, как амбра или мускус. Придворные аптекари создавали саше, которые не только клали в сундуки с бельем и одеждой, но также вшивали в наряды в районе подмышек или бедер.

Что же касается Людовика XIV, то в молодости он тоже любил обильно поливаться духами, однако с возрастом он перестал выносить тяжелые запахи. Поэтому перед тем, как король входил в помещение, слуги открывали все окна, чтобы аромат духов выветрился. Однажды монарх не пустил в карету свою любовницу мадам де Монтеспан, поскольку от той сильно пахло духами и кремами для тела.

Любимым же ароматом короля был запах апельсиновых цветов, которым благоухала не только его спальня: эссенцию добавляли даже в уличные фонтаны.

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV
Придворный парфюмер.

Духи призваны были решать еще одну задачу — маскировать не только запахи человеческого тела, но и «туалетный» смрад.

Вопрос уборных
Несмотря на то что во дворце были своего рода общественные уборные, их состояние зачастую было настолько ужасным, что некоторые из обитателей Версаля справляли нужду в разнообразных укромных уголках. Кроме того, в Версале было множество собак, которые, само собой, не были озабочены поиском потайных мест.

В комнатах стояли ночные горшки, которые опустошались лакеями. Чаще всего их содержимое просто выливалось за окно, так как нести их до некоего аналога выгребной ямы было далеко. И это, конечно же, не улучшало запах во дворце. Те же лакеи во время больших сборов вельмож в Версале носили ночные горшки по коридорам, и каждый желающий мог этим горшком воспользоваться. Правда, «гигиенических чаш» было недостачно для всех, и многие, не дождавшись лакея, справляли нужду за портьерами.
Но в самые-самые оживлённые дни горшков не хватало, придворные были постоянно немного, а то и много, пьяны, а некоторые просто ленились ждать — и в итоге действительно за портьерой немало мужчин справляли нужду безо всяких горшков (женщины-то всегда ходили со служанками с бурдалю). То же происходило и в дворцовом саду. При общем количестве людей, которые постоянно толклись в Версале, неудивительно, что и дворец, и сад начали пованивать. Тем более, что слуги, не чинясь, туда выливали содержимое горшков.

У самого короля были специальные стулья с прорезями, под которые ставился горшок, — и, что самое странное, во время интимной процедуры Людовик мог даже принимать посетителей. Более того, для приглашенных это было такой же честью, как и присутствие на королевской трапезе.

Кроме того, нарочно для дам с их пышными юбками были придуману сосуды-бурдалю, похожие на соусник — которые можно было под эти юбки просто запустить.




Дамы вовсю использовали узкие, но объёмистые бурдалю


Чем же смердел Людовик?
В молодости, говоря строго, Людовик ничем особенным не пах. Запахи он стал источать со временем, когда начали разрушаться зубы. Нет, запах зубов сам по себе сногсшибательным у него не был — при обнаружении значительного кариеса врачи немедленно удаляли ему больной зуб, полагая, что иначе зараза с него распространится по всему телу. Но зубы они удаляли так неудачно, что в какой-то момент Людовику выдрали часть верхней челюсти, и у него образовалась дыра между носом и ртом.

Чтобы ткани в этой дыре не загнили, её несколько раз прижгли калёным железом (без анестезии — судите сами о силе воли и общей крепости здоровья Людовика). Но дыра эта нарушила герметичность ротовой полости — королю стало трудно жевать и глотать, еда постоянно забивалась в носоглотку и там, скажем так, залёживалась. Конечно, точно так же регулярно — но не после каждого приёма пищи — эту еду оттуда вымывали (что тоже было очень неприятной процедурой).



Из-за невозможности нормально жевать и склонности к обжорству вообще Людовик глотал за обедом большое количество разной еды прямо кусками. Желудок его быстро перестал справляться, и к запахам из носоглотки добавили желудочные. Потом начал выходить из строя и кишечник, и вонь стала устрашающей. В какой-то момент король даже перестал выходить из спальни, переживая из-за этой вони.


Думай,  как женщина

Музыкальный вечер

Нам трудно в это поверить, но для того, чтобы иметь успех у женщин, мужчина должен был вести себя как женщина!

Идеалы женского поведения оказались настолько приемлемыми французскими аристократами, что даже французские мужчины-дворяне стали эксплуатировать те формы поведения, которые до этого были типично женскими. 


Светская вечеринка


В основе поведения аристократа лежит идеал взаимного подчинения. В продолжение диалога обеим сторонам должно было быть комфортно, поэтому в разговоре каждый должен был оставить собеседника в выигрышном положении. Стремление доказать свою правоту было актуальным в академическом споре в университете. Если же после беседы в литературном салоне вы вышли «победителем», знайте, тест на «светскость» вы провалили с треском.

Игра в width=

5572693_4_l.jpg

Честь превыше всего

Французский двор в эпоху короля-солнце активно пытается возродить идеалы рыцарской чести и поклонение Прекрасной Даме. Двор будто создает идиллию райской жизни, красивой и безупречной.




Женщина в эту эпоху — законодательница вкуса.
 


Игра в шахматы


Урок пения


ZODGNAzG2P0.jpg


 e5b2777df176.jpg


Жюли д’Анжанн, старшая дочь известной светской дамы Екатерины де Вивон, маркизы де Рамбуйе, очень долго была девственна. Холодность была нормой поведения. Руки «несравненной Жюли» в течение многих лет добивался Шарль де Сен-Мор, сочинивший в ее честь сборник из шестидесяти двух мадригалов, музыкально-поэтических произведений. Покровительница театров и изящных искусств, Жюли вышла замуж только в 38 лет.

Женщина в эту эпоху — законодательница вкуса. Сама Жюли была одним из центров, вокруг которого вращалась светская жизнь прославленного литературного салона. Можно было получить известность в салоне, только если ты нравишься женщинам. Аристократ должен был уметь читать, говорить о мелочах, заниматься безделушками, чтобы понравиться даме.


Сольный концерт


rococo.jpg


1385238340-1-3.png


В студии



Ещё каких-то 200-300 лет назад этикет регламентировал отношения при дворе, жёстко ограничивая аристократов и господ в манерах и разделяя таким образом всё дворянство на высшие и низшие слои.





Идеальный мужчина

Мужчина — это, прежде всего, интересный собеседник. Он обязательно должен был обладать широким кругозором и талантом к общению. Настойчивость и прямолинейность, а также прямые вульгарные намеки сексуального характера были совершенно неприемлемы. Аристократы уже в XVII веке поняли, что женщины любят ушами и всячески этим пользовались.

6 знаменитых личностей прошлого, которые стали жертвами придворного этикета



............................................................................................................

Король-солнце всю жизнь был уверен, что его основная задача демонстрировать власть и богатство Франции и он с ней отлично справлялся, независимо от реальной обстановки в стране.

Даже находясь в военном походе, король не прекращал строительства и улучшения Версальского дворца. Между театром военных действий и парижской резиденцией монарха постоянно сновали курьеры, докладывающие королю обо всех деталях грандиозной стройки и передававшие строителям его ценные указания.



Современники не без основания считали, что он вывел понятия богатство и великолепие на абсолютно новый уровень, ранее неизвестный человечеству.

Версаль получился настолько великолепен, что сам Людовик как-то признался, что дворец превзошел его самые смелые ожидания. В Европе не было ничего подобного ни по масштабу, ни по ценности отделки. Дворец стал достойным обрамлением балов и представлений, до которых так был падок французский король. 




Один из многочисленных гостей Версаля вспоминал о своем пребывании во дворце следующее: Там каждый день балы, балеты, комедии, пение, игра на разных музыкальных инструментах, променады, охота и другие развлечения, сменяющие друг друга.

 

Зеркальная галерея дворца была самой большой в Европе экспозицией картин и скульптур, подавляющее большинство которых изображали короля-солнце. Тут проходили концерты и танцевальные вечера, а также показы мод.


Король умудрялся устроить бал или театрализованное представление даже рядом с полем боя, а его свита должна была быть готова развлекать монарха в любое время суток.

Нужно отдать должное королю в том, что он был невероятно деятельной и творческой натурой, принимая участие во всех проектах, до которых могла дотянуться его могущественная рука.

Людовик XIV проектировал здания, фонтаны, сады и цветники, разрабатывал эскизы медалей и монет, создавал эскизы одежды, участвовал в издании книг, гравюр и географических атласов и многого другого. При этом король совсем не страдал от ложной скромности и охотно увековечивал свою персону везде, где это было можно.

Еще одной страстью короля было коллекционирование всего, что только можно. В его дворцах находились огромные коллекции минералов, античных камей, кубков и ваз из яшмы и агата. Особо восхищали короля-солнце медали, причем не только старинные, но и современные, отчеканенные по его же заказу. Ни один монарх Старого света не оставил после себя столько медалей, орденов, нагрудных знаков и жетонов, как Богоданный Луи.

Сам король Луи сверкал золотом и драгоценными камнями — ему подражали модники, а другие короли старались не отставать от эталона стиля XVII века в богатстве камзолов и украшений. Именно Людовику XIV Париж обязан тем, что стал столицей мировой моды. Фаворитка короля, мадам де Монтеспан, в то время являлась главной моделью. Один из ее нарядов — платье из золотой парчи, покрытое кружевами, в котором она вышла во время приема послов, стало самым популярным предметом женского гардероба столетия.

Двор Людовика состоял из нескольких тысяч человек, соперничавших друг с другом в богатстве и изысканности нарядов. Современники утверждали, что появляться при дворе дважды в одном и том же одеянии было признаком дурного тона, поэтому придворные тратили ежегодно огромные суммы на наряды и украшения.



Королевскому двору пытались подражать и простые парижане. В меру своих возможностей горожане шили одежду, похожую на наряды придворных и перенимали манеры королевского окружения. Одним из признаков высокого статуса в эпоху Людовика XIV была роскошная карета, запряженная большим количеством лошадей. 

Стремясь соответствовать, многие французы спускали целые состояния на содержание экипажей, конюшен и лакеев в шитых золотом ливреях.

художник Хуан Пабло Салинас

Но даже самый дорогой гардероб не являлся безоговорочным пропуском в высший свет. Чтобы быть допущенным ко двору нужно было иметь изысканные манеры и уметь красиво танцевать. 




Людовик был большим ценителем балета и сам участвовал в постановках. 



Король любил изображать небожителей, например Аполлона или Зевса, а также всегда исполнял роль небесного светила. Карьера короля как танцовщика была продолжительной — Людовик танцевал в спектаклях более 20 лет

Но не только балетом развлекал себя французский король. При его дворе состояла целая команда затейников, отвечавших за проведение праздников и кар Текст взят с сайта Новости в фотографиях - BigPicture.ru навалов. Они создавали удивительные костюмы и фантастические декорации, причем почти всегда к этой творческой работе прикладывал руку сам Людовик.

На все праздники король радушно приглашал посланников из других стран — им демонстрировалось богатство, радушие и утонченность короля и его приближенных. 


false



В то время это был своеобразный дипломатический ход, призванный показать страну с лучшей стороны и дать иноземным гостям возможность выразить свое восхищение Людовиком и его талантами.


false


Короля всегда окружали красивые женщины — Людовик был ценителем прекрасного пола и в борьбе за его внимание между знатными дамами разыгрывались настоящие трагедии. Если говорить о любвеобильности короля, то его нельзя было назвать прожженным ловеласом. 
В XVII веке многие представители знати имели за свою жизнь дело с сотнями любовниц, в то время как монарх имел связи лишь с несколькими десятками дам.






...........................................................

Неразгаданные тайны биографии Луи де Бурбона
Самой большой загадкой остается само появление на свет короля Людовика XIV. Согласно легенде, которой в ту эпоху верили многие, Анна Австрийская родила не одного, а двух дофинов. Был ли у Луи брат-близнец? Историки до сих пор сомневаются в этом. Но во многих романах и даже летописях фигурируют упоминания о загадочной «Железной Маске» – человеке, которого по приказу короля навсегда скрыли от людских глаз. Такое решение можно считать оправданным, ведь наследники-близнецы – причина политических скандалов и потрясений.

У короля Людовика XIV действительно был брат, но младший – Филипп.

Людовик XIV и его младший брат Филипп Орлеанский
Людовик XIV и его младший брат Филипп Орлеанский (Monsieur)

Герцог Орлеанский не претендовал на трон и никогда не пытался интриговать против Короля-Солнце.

Филипп Орлеанский
Филипп Орлеанский

Напротив, он называл его «мой маленький папа», так как Луи постоянно старался его опекать.

Филипп Орлеанский был младшим братом Людовика 14. Он был очень красив, умен, остроумен, обладал полководческими талантами. Любил и ценил искусство. Был дважды женат и оставил немалое количество наследников.

Но была в нем одна особенность, проистекавшая, возможно, оттого, что в детстве, и в юности, его мать любила одевать его как девочку - он предпочитал наряжаться в женские платья везде, где это было возможно - и сохранил эту склонность на всю жизнь.

Филипп Орлеанский.
Филипп Орлеанский.

Когда он повзрослел подтянулся тот, кто воспользовался его наклонностями и окончательно его развратил. Этим кем то был один из Мазаринетов - племянник Мазарини Филипп Жюль Манчини (1641-1707), герцог Неверский

Филипп Жюль Манчини.
Филипп Жюль Манчини.


Филипп Жюль Манчини.


Большой любовью и любовником Филиппа Орлеанского долгое время был Филипп Лотарингский (1643-1702). Современники писали, что он был красив как ангел, но одновременно - полностью лишен совести, жесток и жаден. Филипп Орлеанский любил его до самозабвения, и находился под его абсолютным влиянием, как загипнотизированный.


Филипп Лотарингский

Это были не все любовники Филиппа, но, скажем так, самые известные.

 граф де Гиш
граф де Гиш

Portrait painting of Guy Armand de Gramont Count of Guiche by an unknown artist.jpg

Арман де Грамон, граф де Гиш (1637 – 1673 гг), который прославился своими чудесами храбрости на поле боя, распутной жизнью и тем, что был любовником сразу брата короля Людовика 14 - Филиппа Орлеанского и его жены.

Он был обаятелен, остроумен, ко времени их знакомства уже имел репутацию любовника двух полов, и Филипп влюбился и в него тоже. Он, естественно, был уверен во взаимности, но Арман часто ставил его в такие неловкие ситуации, что говорить о какой то привязанности с его стороны было сложно.

Например, во время одного маскарада, когда все танцевали, Филипп тоже веселился во всю... Он был переодет, но его, естественно, все узнали. Тоже переодетый Арман подошел к нему, и делая вид, что не узнает, надавал коленом пинков по королевскому заду. Филипп был принародно унижен, хотя, конечно, и он не признался, кем является, и остальные сделали вид, что ничего не случилось.
Филипп хорошо относился к своей жене, которой в то время была дочь английского короля - Генриетта Английская (1644 -1670)

Королева Генриетта Мария, Антониса Ван Dyck.jpg
Генриетта Английская. Антонис Ван Дейк 

И поскольку она ревновала его к Арману, он пытался их подружить. В итоге Арман стал любовником его жены, что от Филиппа, естественно, скрывалось.
Был случай - когда любовники были вместе в спальне - и вдруг пришел Филипп. Их спас верный камердинер - когда Филипп заходил в комнату к жене, тот подпустил его поближе и резко открыл дверь - Филипп получил этой дверью по носу, нос был разбит, лицо ему для оказания помощи закрыли большим платком, а Арман в это время выскочил из комнаты и убежал...
В то же самое время он пытался поближе познакомиться с любовницей короля - Луизой де Лавальер (1644 – 1710)

Луиза де Лавальер.
Луиза де Лавальер

И в итоге обратил на свои маневры внимание Людовика 14. Дело закончилось его высылкой к чертям из Франции. При этом, надо знать, что изгнание это было уже третьим по счету - но самым кардинальным.

Арман де Грамон уехал в Польшу. Там он два года храбро сражался против турок, после чего его простили и позвали обратно.
Он вернулся. Некоторое время посидел спокойно, потом начал интриговать против короля и его любовницы, с подключением королевы. В итоге в очередной раз был изгнан. Появился в Голландии (воевал там против англичан). Опять показал себя храбрецом... Потерял и свою красоту, и два пальца. Вернулся во Францию. Позже ему разрешили вернуться ко двору - увенчанного славой великого любовника и великого героя. Вообще надо отметить, что любовные интриги он всю жизнь совмещал с военными операциями, в которых активно участвовал, дослужившись, между прочим, до звания генерал лейтенанта, при этом, совершенно честно...

Во время очередной военной операции, например, надо было переправиться через Рейн. Арман не нашел брода и решил форсировать реку вплавь. Вдохновляя солдат он лично во главе армии бросился в воду. Войска последовали за ним. И внезапно появившись перед неприятелем они легко одержали победу. Стоило ли говорить, что слава его как поководца после таких мероприятий росла как на дрожжах.

А умер он, довольно молодым, не сумев пережить потрясения после поражения. Ему было поручено с отрядом сопровождать большой обоз в Германию. На них напало австрийское войско во главе с тамошним фельдмаршалом. Арман попал в плен, а его отряд был вырезан до последнего человека. Это так сильно на него подействовало, что через неделю он умер...

Но вернемся к Людовику 14...

Людовик XIV - Король Солнце

Еще одна вещь, которая была следствием все того же страха, — многочисленные портреты Людовика. За время его правления, которое длилось 72 года, было создано около 300 изображений монарха. Конечно, здесь была и определенная доля тщеславия, однако главная цель портретов заключалась в постоянном напоминании придворным о том, кто именно стоит над ними всеми: ровно так же поступали и диктаторы в XX веке.

Когда король покидал зал, в нем выставляли его портрет, к которому нужно было относиться столь же уважительно, как к самому монарху: например, никто из придворных не мог повернуться к нему спиной. Словом, портреты Людовика играли огромную роль в политической жизни Франции того времени, проходившей под знаменем абсолютизма.


С самого начала своего правления(1643-1715) Людовик XIV отдавал должное место своему портрету и сумел создать образ всемогущего, гордого военноначальника и защитника Франции, тем самым лично положив начало мифу Личности, который до сих пор удивляет своим разнообразием и многогранностью его натуры. 


Но пожалуй один из самых необычных портретов монарха и вообще в мире был сделан под конец жизни Людовика, в возрасте 65 лет - портрет из воска. Это не просто уникальный портрет в своем роде, но и наиболее реалистичное изображение короля, достигающего фотографический реализм без каких-либо приукрас
Этому способствовала техника исполнения — были сделаны несколько отпечатков снятых с лица самого короля, что объясняет наличие неровностей кожи, а также следы оспы, которую Людовик пережил в юном возрасте. Когда восковой слепок был готов, его разукрасили, чтобы придать лицу живость, также был вставлен стеклянный глаз и к деревянной основе был прикреплен настоящий парик, добавлена ткань — нижняя блузка, лента Ордена Святого Духа и камзол. Из за хрупкости, восковой портрет не выставляется. Его можно редко увидеть на особых выставках.
.
Людовик XIV в преклонном возрасте.
Людовик XIV в преклонном возрасте. Источник: wikimedia.org



Людовик XIV в костюме римского Императора, дворец Версаль


.........................................................................


Людовик 14, Внутренняя и внешняя политика.


Автор: Pierre Patel

Простаки не понимали, из-за чего в тот момент, когда народы Европы голодали, на парижских воротах красовалась большая золотая надпись «Людовик Великий». Однако она являлась одним из многочисленных символов активной и удачной политики короля Франции, несколько раз за своё долгое правление воевавшего практически со всеми народами европейского континента. Немецкий философ Лейбниц, не раз хорошо отзывавшийся о Людовике XIV, преклонялся перед его политическим и военным гением и называл его журавлём, которого «следует благодарить за то, что он соблаговолил пожрать жалкое лягушечье царство (Германию. – М.С.)».

Внутренняя политика.

Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот. Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО. Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом.


Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.

Людовик XIV  полководец, дворец Версаль
Людовик XIV полководец, дворец Версаль

Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.


Дела государственные

Некоторые меры во внутренней политике Людовика XIV на самом деле, очень даже хороши и прозорливы.

Так, король, не смотря на большие «роскошные» траты, принимал и серьёзные меры к сохранению запаса казны. К примеру, если кто-либо принимал решение навсегда покинуть Францию, у него отбиралось всё имущество. Возможно нечто подобное пригодилось бы и нам в России.

Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.

Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.


Внешняя политика.

При Людовике Франция много и успешно воевала. В 1667-68 годах войско Луи захватило Фландрию. Спустя 4 года началась война с соседней Голландией, на помощь которой поспешили Испания и Дания. Вскоре к ним присоединились немцы. Но коалиция проиграла, и Франции отошли Эльзас, Лотарингия и бельгийские земли.

Людовик XIV во главе французской армии
Людовик XIV во главе французской армии

С 1688 года череда военных побед Людовика становится скромнее. Австрия, Швеция, Голландия и Испания, к которым присоединились княжества Германии, объединились в Аугсбургскую Лигу и выступили против Франции.

В 1692 году в Шербурской гавани силы Лиги разбили флот французов. На суше Людовик побеждал, но война требовала все больше средств. Крестьяне бунтовали против увеличения налогов, на переплавку пошла серебряная мебель из Версаля. Монарх запросил мира и пошел на уступки: вернул Савойю, Люксембург и Каталонию. Независимой стала Лотарингия.


Людовик XIV принимает генуэзских дожей
Людовик XIV принимает генуэзских дожей


Наиболее изнурительной оказалась война Людовика за испанское наследство в 1701 году. Против французов снова соединились Англия, Австрия и Голландия. В 1707 году союзники, перейдя через Альпы, вторглись во владения Людовика 40-тысячным войском. Чтобы найти средства на войну, на переплавку отправили золотую посуду из дворца, в стране начался голод. Но силы союзников иссякли, и в 1713 году французы подписали Утрехтский мир с англичанами, а через год в Риштадте – с австрийцами.




Образ жизни Людовика XIV и его двора не мог не сказаться на экономической обстановке в королевстве. Бюджет Франции таял как снег под весенним солнцем и к концу правления Луи Богоданного страна оказалась полностью разорена. Любовь правителя к богатству и войнам истощили государство, но король-солнце понял это слишком поздно. Его последними словами были: «Я слишком любил войну и дворцы».

false


Последние годы. Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого Людовика».

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский.

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV
Конный портрет Людовика XIV, сделанный в 1692 году.

4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, третий сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).
Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан — герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твёрдо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блёкнуть декор своего «великого века».



Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии, от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства). Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV


Людовик XIV прощается с дофином, будущим королем Людовиком XV.


 Незадолго до смерти он пришел в себя и сказал окружавшим его кровать придворным: «Почему вы плачете? Неужели вы думали, что я буду жить вечно?»


Людовик XIV на смертном ложе в Версале

Людовик XIV на смертном ложе в Версале

Тело короля на протяжении 8 дней было выставлено для прощания в Салоне Геркулеса в Версале. В ночь на девятые сутки тело перевезли (предприняв необходимые меры, чтобы население не устраивало праздники вдоль похоронной процессии)[7] в базилику аббатства Сен-Дени, где Людовика предали земле с соблюдением всех положенных монарху обрядов католической церкви.



В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.


Статуя Людовика XIV в Версале. Источник: wikipedia.org



Тело Людовика XIV было захоронено в базилике аббатства Сен-Дени, усыпальнице французских королей. Спустя менее чем столетие, в 1793 году, останки «короля-солнца» были выкопаны и осквернены революционерами вместе с прахом других монархов, а из медной таблички, расположенной на гробу, выплавили кастрюлю.

Некоторые историки считают, что Великая французская революция стала расплатой за непомерную роскошь короля и его потомков, нанесшую значительный ущерб государственной казне: простые люди просто не понимали, как монархи и придворные могут так жить, когда им не хватает денег даже на хлеб. И Людовик XVI, прапраправнук великого «короля-солнца», поплатился за это головой.

Портрет Людовика XIV. Расписание обычного дня Короля - Солнца. | Старинные  портреты и их секреты. | Яндекс Дзен
Лора К.      11-01-2021 17:52 (ссылка)
Re: КОРОЛЬ ЛЮДОВИК XIV - известный как «король-солнце»
ПРОДОЛЖЕНИЕ 2 ЧАСТЬ ЗДЕСЬ https://my.mail.ru/communit...
Татьяна Доброгорская      20-01-2021 02:01 (ссылка)
Re: КОРОЛЬ ЛЮДОВИК XIV - известный как «король-солнце»
Очень интересное сообщение. Благодарю тебя, Лорочка. Всех благ тебе и твоим близким в наступившем году.