Вход
Запись

Праздники "Джашн" - видео







Джашн Тирган (Tirgan)

Отмечается в день Тир месяца Тир, что соответствует 1 июля. Праздник Тирган - самый торжественный из праздников древних иранцев и современных бехдинов после Новруза, Мехргана и Саде. Язату Тир соответствует авестийский Тиштрия. Согласно традиции Благой Веры Тир – язат дождя, поскольку в его обязанности входит брать воду из моря Фарах-карт и низводить ее дождем на ахуровскую землю. Тир соответствует звезде Сириусу. В этот день древние иранцы брызгали водой и подметали внутри и снаружи дома, а также одевали новую одежду. Затем из тонкой нити из семицветного шелка и тонкой проволоки, накрученной на нее, делали браслет и называли его Тир-о-Бад (Стрела и Ветер). Этот браслет повязывали себе на руку на рассвете дня Тир, а в день Бад – через десять дней – его развязывали и пускали поветру.



Джашн Мехрган (Mehregan)

Отмечается в день Мехр месяца Мехр, что соответствует 2 октября. Джашн Мехрган после Джамшидовского Новруза – величайший и торжественнейший иранский праздник. Поэтому многие древние цари, особенно досточтимые Сасаниды короновались в этот день и клялись язату Мехру (Митре), что до смерти будут защищать страну и Чистую Веру Ахура Мазды. Так поступили, например, Шапур II и Бахрам Гур. Джашн Мехрган начинается в день Мехр месяца Мехр и заканчивается после шести дней празднования и веселья в день Рам. Первый день называется Мехрган-е мардоман (Мехрган людей), поскольку в первый день праздника шах, присутствуя на суде, мог выслушать любое прошение или жалобу без посредников. Одним из самых известных шахов, кто так поступал, был Хосров Аноширван Справедливый, которого приветствовали язаты и амешаспанды. Последний день Мехргана – день Рам – называют Мехрган-е бозорган (Мехрган великих, т.е. вельмож), поскольку всех вельмож Ирана в этот день звали в царский дворец, где после восхваления Ахура Мазды и Амешаспандов и выражения соответствующего уважения царю, устравиались танцы и пиры. Поскольку каждый бехдин должен понимать значение Мехргана, обратимся к словам великого арийского пророка. Ашо Зартошт говорит: Мехрган-е мардоман и Мехрган-е бозорган – оба одинаково велики и значимы. 
Джашн-е Мехрган имеет два аспекта в традиции Древнего Ирана и Благой Вере. Во-первых, национальный. Как говорится в Благой Вере Маздаяснийской, досточтимый Феридун-шах Пишдади, сын Атбина и Фаранак, из рода Джамшида с помощью Каве, бывшего исфаганским кузнецом в день Мехр месяца Мехр поразил Беюраспа (Заххака арабского), а в день Рам того же месяца заточил его в горе Демавенд и принял царский венец. По его приказу с тех пор и до наших дней празднуется Джашн Мехрган (или по-древнеирански Митракана). Во-вторых, аспект религиозный. «Мехр» означает «договор», «клятва», «дружба», «любовь». Язат Митра – один из самых главных язатов Благой Веры. Он является охранителем договоров, заключаемых на земле людьми между собой. В Михр-яште сказано: Если кто-либо в седьмом кишваре земли нарушит договор или клятву, Митра, у которого тысяча ушей и десять тысяч глаз, увидит его и накажет. Каждый год в день Мехргана мобеды и бехдины обновляют свои клятвы и просят Мехр-язата, чтобы тот оказал им помощь в следовании клятвам и договорам. Особенно просят помощи в следующих клятвах: во-первых, клятвах мобедов до самой смерти защищать Бессмертный Огонь и Чистую веру Ахура Мазды, а во-вторых, в клятвах мужчин и женщин быть верными друг другу в семейных узах и воспитании детей.



Джашн Азарган (Azargan)

Отмечается в день Азар месяца Азар, что соответствует 24-му ноября по европейскому календарю и 3-му азара по современному иранскому! Азар означает «огонь». Это слово заимствовано из сасанидского пехлеви в современный персидский язык, в котором собственно огонь обозначается древним заимствованием непосредственно из авестийского – аташ (атарш по-авестийски). Язат Азар - один из самых значимых язатов в Маздаяснийской Вере. Этот язат оберегает огонь и прежде всего – Вечный Огонь, горящий в Аташ-каде. В Благой Вере Огонь – это символ Ахура Мазды, поскольку Блистательный Ахура Мазда бесконечен в том смысле, что Он не имеет ничего общего с тьмой – символом зла. Маздаяснийцы восхваляют Огонь как символ и знак Ахура Мазды. Благая Вера не является не огнепоклонничеством, а восхвалителем Огня. Традиция Благой Веры говорит: В Благой Вере Маздаяснийской должно во время чтения молитв стоять лицом к огню. Поэтому враги Благой Веры и древних иранцев называли бединов огнепоклонниками. Это все равно что называть мусульман «каабапоклонниками», а христиан – «иконопоклонниками», что есть неправда. В этот день бехдины идут в Храм Огня и после восхваления Ахура Мазды, Вечного Огня и чтения соответствующих молитв, возвращаются домой, где устраивают веселье и танцы. В этот день из уважения перед Огнем необходимо одевать белую одежду, являющуюся символом Амешаспанда Вохумана.



Джашн Дэйган (Deagan)

Отмечается в день Ормазд месяца Дэй, что соответствует 16-му декабря. Слово Дэй происходит от слова Дадар (Творец), являющимся одним из имен и свойств Ахура Мазды. В авестийском календаре Ахура Мазде посвящены четыре дня: первый – в первый день месяца Дэй, то есть, в день Ахура Мазды (Ормазда), называемый Дэй-руз или Хоррам-руз (16 декабря/25 азара); второй – восьмой день месяца Дэй – день Дэй бе Азар (23 декабря/2 дэя); третий – пятнадцатый день месяца Дэй – день Дэй бе Мехр (30 декабря/9 дэя); четвертый – двадцать седьмой день месяца Дэй – день Дэй бе Дин (7 января/15 дэя). Все эти четыре дня называются джашном Дэйган и в Храмах Огня дастуры, мобеды, хербады и все верующие читают Авесту. После чтения молитв бехдины устраивают веселье и танцы.



Церемония Муктад - поминовение душ ушедших в последние 5 дней года перед Наврузом (Чикаго 2009)



Все иранские зороастрийские праздники: http://zoroastrian.ru/node/80
                                                             http://blagoverie.org/tradi...

Источник видео: http://www.youtube.com

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.