Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Техническое Задание на обновление блога «Школа ИКЛ»

В 2007-2008 учебном году Майинская гимназия апробирует актуальное направление информатизации образовательного процесса - формирование у его участников информационной культуры личности (ИКЛ). Развитие этого направления необходимо для осознанного выбора человеком средств и технологий работы с информацией (персональный компьютер, Интернет, формальное и неформальное образование через всю жизнь в учебных заведениях, библиотеках, медиатеках и других составляющих глобальной единой образовательной среды - ГЕОС).

          В русле разработок Н.И.Гендиной и других сотрудников Кемеровского НИИ ИТ СС (nii.art.kemerovonet.ru) в гимназии создан вариант программы "Основы информационной культуры личности". Для дальнейшей работы эксперт программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в России Анненков Владимир Владимирович создал блог сообщества "Школа информационной культуры" (blogs.mail.ru/community/school-infoclt)  и составил проект технического задания для участников сетевых взаимодействий.


          Проект предусматривает:


* Цели и задачи участников сообщества.


* Состав сетевого сообщества и функции участников.


* Перечень документов, созданных Смотрителем как «инфраструктура» блога


* Темы и вопросы для обсуждения в блоге.


* Перечень документов, предоставляемых Заказчиком


* Наказ сотрудникам Майинской гимназии


* Определение результатов сотрудничества


 


1  Общие положения.


1.1 Техническое задание (далее ТЗ) является неотъемлемой частью трудового соглашения на обновление  блога сообщества «Школа информационной культуры личности» (Школа ИКЛ)


1.2 ТЗ регламентирует действия владельца блога, с которым заключается соглашение, а также действия участников блога из Майинской гимназии.


1.3 Список участников из Майинской гимназии (с указанием фамилии, имени,  отчества полностью, специальности, личного адреса электронной почты) прилагается к соглашению с владельцем блога. Регулярное (не реже одного комментария или записи в неделю) участие сотрудников заказчика в блоге «Школа ИКЛ» входит в их служебные обязанности.


1.4  Все работы, производимые сверх или вне данного ТЗ, регламентируются дополнительными соглашениями между сторонами.


 


2     Цели и задачи участников блога-проекта «Школа ИКЛ»


2.1 Цели


2.1.1 Освоение социально-гуманитарных и  информационно-коммуникационных технологий сетевого сотрудничества


2.1.2      Совместная разработка программы повышения квалификации и информационной переподготовки учителей «Основы информационной культуры личности»


2.1.3      Формирование устойчивого сетевого сообщества по проблематике ИКЛ


          2.2 Задачи


2.2.1 изучить и совместно совершенствовать регламент сетевого сотрудничества независимых партнеров


2.2.2 освоить процедуру знакомства в Сети с партнёрами из разных городов, разного возраста, разных специальностей и другими различиями.


2.2.3  обсудить миссию «Школы ИКЛ» (как педагогического коллектива Майинской гимназии и как сообщества в блоге) в изменениях образовательного процесса и систем образования.


2.2.4 на основе междисциплинарной дискуссии в блоге предложить новую редакцию блока «формирование информационной грамотности учащегося общеобразовательной школы» в программе «Основы ИКЛ»


2.2.5 учителям-предметникам представить особенности информационных компетентностей по их специальностям


2.2.6 обсудить аспекты информационного мировоззрения, обозначенные в записи blogs.mail.ru/community/school-infoclt/650C6F07371CB128.html, и, дополнив их на основе опыта участников блога, предложить раздел в программу «Основы ИКЛ»


2.2.7 определить место подхода Демсос в формировании ИКЛ


2.2.8 сравнить структурный и эволюционный подходы к составлению программы «Основы ИКЛ» и наметить пути их интеграции.


2.2.9 сравнить клубный и проектный подходы в формировании сетевого сообщества удалённых партнёров.


 


3. Состав сетевого сообщества и функции участников


 3.1 Создатель блога сообщества по трудовому соглашению с Майинской гимназией становится «смотрителем» блога. В функции смотрителя входят:


        3.1.1 приём в сообщество «Школа ИКЛ» тех заявителей, которые личным блогом и/или другими материалами, доступными через Интернет, показали свою информационную культуру и интерес к разработке основ ИКЛ;


        3.1.2 комментирование записей участников и другие способы организации сетевых дискуссий по профилю сообщества;


        3.1.3 направление работы сообщества постановкой вопросов в записях верхнего уровня;


        3.1.4 информационная поддержка разработки основ ИКЛ и сетевого сотрудничества ссылками на полезные документы, доступные через Интернет.


3.2     Ядро сообщества составляют сотрудники Майинской гимназии (как минимум учителя математики, русского и иностранного языков, географии, истории, а также руководитель медиатеки). От их активности в блоге сообщества и в личных блогах зависит жизнеспособность и результативность сообщества.


3.3     Смотритель блога и учителя Майинской гимназии приглашают сотрудничать в блоге учителей, библиотекарей и других энтузиастов формирования информационной культуры личности из разных городов, тем самым расширяя как состав сообщества, так и возможности дополнений к программе «Основы ИКЛ», а также внешней экспертизы программы.


3.4     Полноправное взаимодействие в блоге доступно тем, кто прошёл процедуру вступления (добровольно принял на себя обязательства, предусмотренные регламентом сообщества - http://blogs.mail.ru/commun...).


3.5     Те, кто не вступил в сообщество, а общается с его участниками по электронной почте, составляют группу «корреспондентов» Школы ИКЛ. Согласно регламенту и правилам сообщества они могут читать записи блога, но не могут сами писать в блог, т.е. созидательно участвовать в проекте. Вместе с тем они имеют возможность ставить в своих письмах дополнительные вопросы и выдвигать предложения, направленные на совершенствование программы «Основы ИКЛ». Их авторство соблюдается членами сообщества, транслирующими полезные вопросы и предложения в блог сообщества.


 


4. Перечень документов, созданных Смотрителем как «инфраструктура» блога (список 12 записей В.В.Анненкова в блоге с 1 по 26 августа 2007 г.)


 


5. Темы и вопросы для обсуждения в блоге.


5.1 Регламент сотрудничества независимых партнеров в блоге-проекте


5.1.1 Что мотивирует к сотрудничеству в блоге "Школа информационной культуры личности"?


5.1.2 Нужен ли сетевому сообществу регламент сотрудничества вроде blogs.mail.ru/community/school-infoclt/3D3AD33FC84C7605.html?


5.1.3 Предложения по "доводке" регламента


5.2 "Школа информационной культуры личности" как новационный проект


5.2.1 Какие условия диктуют переход от экстенсивного освоения всё новых и новых информационно-коммуникационных технологий к формированию информационной культуры личности?


5.2.2 Какова миссия "Школы информационной культуры" (для учащихся, учителей, родителей в Майе, Якутии, России)?


5.2.3 Суждения по учебной программе "Основы ИКЛ" (что нового? И др.)


5.2.4 Суждения по концепции "лестницы" формирования ИКЛ (информационная грамотность - информационные компетентности - информационное мировоззрение), предложенной в блоге.


5.2.5 Каковы представления учителей (на основе их жизненного опыта) о траекториях формирования ИКЛ?


5.3 Информационная грамотность учителя


5.3.1 Как представляете современную ГЕОС (Глобальная Единая Образовательная Среда) развития личности?


5.3.2 Что такое "медиаобразование"?


5.3.3 Что такое e-learning?


5.3.4 Чем различаются технологии e-learning на изолированном персональном компьютере, на ПК, подключенном к Интернет через телефон, на ПК c широкополосным доступом, а также с помощью мобильного телефона?


5.3.5 Что такое web 1.0 и web 2.0?


5.3.6 Как диагностировать библиотечную, компьютерную, коммуникационную и другие виды грамотности в формировании информационной культуры школьного учителя?


5.4. Специальные информационные компетентности учителей-предметников


5.4.1 Компетентности учителя информатики


5.4.2 Компетентности учителя математики


5.4.3 Компетентности учителя русского языка, учителя иностранного языка


5.4.4 Компетентности учителя географии


5.4.5 Компетентности учителя истории


5.4.6 Другие...


5.4.7 Какие информационные компетентности из школьных предметов нужны человеку ХХ1 века вне зависимости от его специальности?


5.5. Информационное мировоззрение учителя ХХ1 века


5.5.1 Какие определения информации знаете? Какие из них поддерживаете?


5.5.2 Каковы ключевые слова Вашего информационного мировоззрения?


5.5.3 Какие образцы "информационного поведения" и гармоничного сочетания навыков поиска, обработки и передачи информации можете рекомендовать коллегам для тиражирования?


5.5.4 Какие этические проблемы сбора и передачи информации хотели бы разрабатывать в дальнейшем?


 


6. Перечень документов, предоставляемых Заказчиком в электронном виде в дополнение к Техническому Заданию.


6.1 Список сотрудников Майинской гимназии, делегируемых в блог-проект для совершенствования учебной программы «Основы ИКЛ»


6.2 Понедельный план проработки тем блога «Школа ИКЛ»


 


7. Наказ сотрудникам Майинской гимназии


7.1 Освоить технологии дистанционных взаимодействий в блогах для последующего внедрения в образовательный процесс гимназии.


7.2 Научиться создавать блоги-проектыделать взаимодополнительные записи в личный блог и блог сообщества; переписку по электронной почте использовать как «кухню» публикации документов в блогах.


7.3 Реализовывать в своей деятельности цели и задачи блога-проекта «Школа ИКЛ» (раздел 2 настоящего ТЗ)


7.4 Избрать координатора действий сотрудников Майинской гимназии в блоге сообщества «Школа ИКЛ» и учитывать рекомендации координатора в своей деятельности.


7.5 Координатору от Майинской гимназии представить в блоге сообщества вариант учебной программы «Основы ИКЛ», разработанный в гимназии, и с помощью смотрителя блога провести общественную экспертизу программы.


7.6 На основе дискуссий в блоге предложить новый вариант программы «Основы ИКЛ» для испытания в учебном процессе гимназии


 


8. Определение результатов сотрудничества


8.1 Результаты документированы записями в блоге сообщества, в личных блогах участников проекта, в электронных письмах участников и корреспондентов проекта. Количество записей смотрителя блога и каждого участника легко подсчитать. Качество записей оценивается независимыми экспертами с учётом новизны постановок, информативности, пригодности для внедрения в учебный процесс.


8.2 Результаты, показанные сотрудниками Заказчика, оцениваются и вознаграждаются по критериям, принятым в данном учебном заведении.


8.3 Результаты, показанные создателем/смотрителем блога, оцениваются и вознаграждаются ежемесячно с учетом количества и качества его записей в блоге сообщества, а также консультаций посредством электронных писем. В результаты создателя блога включаются составленные им проекты Технического Задания, Календарного плана сетевых взаимодействий, трудового соглашения об оказании дистанционных образовательных услуг.


 


(Подписи координатора проекта от Майинской гимназии и создателя-смотрителя блога. Техническое Задание утверждается директором гимназии)


 


Примечание: Проект требует корректировки учителями Майинской гимназии, которые согласны с постановкой целей блога и готовы сотрудничать для их выполнения. Группа учителей выбирает координатора, который от их лица подписывает проект Технического Задания и передаёт на утверждение директору гимназии как Заказчику коллективной работы в блоге «Школа ИКЛ».


          Коррективы вносятся в комментариях к данной записи блога.


 

FUMSI и ПОСРЕДНИК


Эпиграф: Сказка - ложь. Да в ней намёк, добрым молодцам урок :)

Преподаватель Ангарского педколледжа Л.З.Сидорова в феврале 2008 г. реанимировала запись "Советы из британской Бесплатной пинты", скопировав её в свой блог. На эту инициативу живо откликнулись А.В.Шибин (Екатеринбург), А.А.Овсейцев (Зеленоград), Т.И.Ежевская (Чита), выпускница Ангарского педколледжа Н.Подъячих (Свирск), студентка того же колледжа Ольга Зонхоева.
Положительно оценив подход FUMSI, участники дискуссии высказались за уточнение и дополнение сценария работы с информацией. Для последующих ссылок обозначим предложения цифрами в скобках.
А.В.Шибин: добавить (1) "Планируй информационные ресурсы и потоки", (2) "Мотивируй эффективную работу с информацией", (3) "Контролируй инфо...
А.А.Овсейцев: Кроме трёх функций, которые предлагает добавить А.В.Шибин, нехватает еще двух: (4) Оценивай и (5) Выбирай (принимай решение).
Н.Подъячих: не хватает раздела по (6) целевым установкам для эффективности работы с информацией.
Л.З.Сидорова: (7) рефлексируй свои информационные потребности; ищи информацию, (8) выделяя значимую для себя... Хорошо бы ввести (9) установки к обеспечению информационной безопасности (четко дифференцируй ...,)
О.Зонхоева: самым первым должно быть (10) определение темы, или же какое-либо ключевое слово для поиска нужной информации.
Т.И.Ежевская: нужно не только знать и учитывать рекомендации, но и (11) уметь все это применять.

Рефлексия FUMSI и минидискуссии в блоге Л.З.Сидоровой привела к обобщению, которое можно обозначить аббревиатурой ПОСРЕДНИК. Расшифровываем так:

Проектируй - определяй цель, задачи и информацию, нужную для решения задач. С проекта начинает свою модель СФК А.А.Овсейцев. Та же суть обозначена в (6), (1) и (10).
Отбирай - Сегодня задача поиска информации по миллионам сайтов отдана машинам. Для информационной культуры личности важнее овладеть технологиями отбора нужной информации из результатов автоматизированного поиска. О том же пишут и А.А.Овсейцев (4), (5). Л.З.Сидорова (8). От Отбора информации зависит информационная безопасность личности (9).
Сохраняй - эта функция присутствует во всех моделях работы с информацией. Она в значительной миере передана программным агентам. Но человек постоянно стоит перед выбором, на что стоит затратить время для сохранения, где сохранять (в своей памяти, в базах данных - на ПК или в веб - и т.д.), как сохранять (зубрёжкой, осмыслением, другими способами)...
Рефлексируй - примеряй новую информацию к своим знаниям и практике, корректируй проект работы с информацией, снова и снова переосмысливай информацию... Эта функция прямо выделена Л.З.Сидоровой, косвенно (2), (3), (4) и другими участниками дискуссии.
Ежедневно (еженедельно, ежемесячно...) - цикл работы с информацией нужно воспроизводить с периодичностью, разной для разных задач. Этот принцип входит в фундамент функционирования.
Действуй - эта функция соответствует функции "используй" в схеме FUMSI и весьма разнообразна по содержанию. Это и строительство сетевых сообществ для развития в сотрудничестве, и реализация собственных проектов, и многое другое. Главное - информация важна не сама по себе, а для действий, для решения проблем жизни.
Накопляй - знания, опыт и другие составляющие интеллектуального капитала личности.
Информируй - обобщая все предыдущие функции, обогащая полученную информацию своим оригинальным и полезным для других вкладом, передавай информацию далее (в пространстве, во времени).
Конструируй - такая установка поддерживает инновационное развитие, не даёт успокаиваться на достигнутом, заниматься только ретрансляцией известного.

В целом формула ПОСРЕДНИК - один из многих вариантов для перевода искусства работы с информацией в науку и технологию, которые разные люди могут применять в разных ситуациях. Можно оспаривать отдельные составляющие, можно предлагать иные формулы. Но в масштабе истории каждый из нас - лишь ПОСРЕДНИК В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. И не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать свою роль ПОСРЕДНИКА на пути в новое общество.

Значение ИКЛ для человека и общества.

     В настоящее время основная масса людей не любит читать и чтение заменяет общением в социальных сетях. Общение основывается на уже  использованном в сети материале. Это не развивает  человека, а обедняет его. Хочется привести пример высказывания Дж.Мерфи:  " Кто умеет читать, у того есть ключ к великим делам, к безграничным возможностям, к ослепительно прекрасной жизни, полной смысла и счастья."   Дж. Мерфи автор многочисленных произведений. Чтение его книг помогает выработать в себе высокие нравственные качества, освободиться от дурных привычек. Каждый человек участвует в мировом разуме, связывающим все человечество.     Еще в древности, люди не имея качественных материалов, создавали примитивные книги.  Пример частичной поисковой работы ученицы 2 класса о создании книг в древности.   http://nsportal.ru/ap/libra...    http://nsportal.ru/node/166...   





    " Поверх всяких физических энергий есть энергия  души каждого человека...     Добрые сердца людей со своими энергиями любви ведут великую самоотверженную борьбу за сохранение и развитие жизни на Земле. Сердце стоит на страже эволюции человечества, в нем хранится путь эволюции."
 ( Ш.А. Амонашвили из книги " Вера и любовь"с. 162 )



07. Личный тезаурус

Модуль 7 Личный тезаурус 

Тематика
Общий и профессиональный язык человека, его структурирование и использование для поиска информации, объединения по интересам и пр. Тезаурусы, глоссарии и другие виды словарных баз. Присвоение меток источникам и продуктам. Интеллектуальные карты.
Становление личного тезауруса в процессе познания и социализации человека. Личный тезаурус в многоязычном мире. 

Источники
1.Викисловарь (электронный ресурс http://ru.wiktionary.org/wiki/ дата обращения 14.11.2012)
2.Метки… (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Укажите ключевые слова Вашего тезауруса а) профессионального, б) обыденного.
2.По ключевым словам найдите коллег, с которыми можете разрабатывать сетевые проекты.


12. ИКЛ - основа гео- и клио- культуры личности

Модуль 12.  Информационная культура личности - основа её гео- и клио-культуры

Тематика
Пространственно-временные ситуации в природе, обществе, природно-культурных системах. Актуальность комплексного развития человеком ХХ1 в. его информационной культуры, геокультуры, клиокультуры, других секторов личной культуры.

Источники
1. Мизюн В. Управление производственными системами и процессами (электронный ресурс http://www.cfin.ru/manageme...  доступ 11.11.2012)
2. Грибан О.Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета (электронный ресурс http://www.cspu.ru/uchenomu...  дата обращения 11.11.2012)

Вопросы и задания
1. Опишите один Ваш день как последовательность пространственно-временных ситуаций.
2. Представьте метапредметность в Вашей повседневной жизни.


11. Индивидуальная программа развития ИКЛ

Модуль 11.   Индивидуальная программа развития информационной культуры  

Тематика
Диагностика компетентностей в информационно-коммуникационных технологиях и в информационной культуре личности. Тесты продвижения от информационной грамотности через профессиональные компетентности в работе с информацией к общей рефлексии своей информационной культуры.

Определение пробелов в своей информационной культуре и планирование их преодоления. Выбор консультантов и сетевых сообществ. Разработка индивидуальной программы.

Источники
1.Диагностика компетенций (как это делается) (электронный ресурс http://metaver.ru/2010/diag...  дата обращения 11.11.2012)
2. Опыт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по накопительной системе в Одинцовском муниципальном районе  Московской области (сокращённая ссылка на электронный ресурс http://clck.ru/4RMqm  дата обращения 11.11.2012) 

Вопросы и задания
1.Определите свои потребности в профессиональном и/или другом росте в ответ на "вызовы жизни"
2.Разработайте программу развития своих жизненно необходимых способностей.

10. Автодидактика учащегося

Модуль 10.  Автодидактика учащегося

Тематика
От искусства к науке и технологиям автодидактики. От заучивания к личным открытиям. От формального образования в учебных заведениях к неформальному и «информальному» на рабочем месте, в дороге, на досуге, в общем потоке жизни. Соотношение И-Н-Ф в жизни педагога. Самоорганизация в суточном, недельном и других циклах жизни. Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава (5С).

Источники
1.Анненков В.В. Автодидактика... (электронный ресурс  http://pedsovet.org/forum/t...  дата обращения 14.12.2012)
2.Готовимся к конференции… (электронный ресурс http://www.openclass.ru/nod...  дата обращения 14.12.2012)

Вопросы и задания
1.Пользуясь автодидактикой, составьте конспект индивидуальной программы саморазвития.
2.Представьте Ваш опыт образования в потоке жизни


09. Личные круги общения

Модуль 9  Личные круги общения 

Тематика
Семья, школа, сообщества разной проблемной направленности и разного масштаба (от локальных до глобальных). Тренд от очного повседневного общения к очно-дистанционному и дистанционно-очному. Сетевые сообщества, их различение по интересам и по масштабам. 

Источники
1. Программа  повышения квалификации «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» (электронный ресурс http://www.openclass.ru/nod...  дата обращения 14.11.2012)2. Технологи образования в сетевых сообществах (электронный ресурс http://my.mail.ru/community...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1. Зарегистрируйтесь на сайте twitter.com, найдите, за кем следовать (following), «чирикните» ссылками на модули программы информационной культуры личности
2. Зарегистрируйтесь в openclass.ru, вступите в интересные Вам сообщества, установите контакты с единомышленниками, заведите ленты двусторонней переписки с ними.




08. Личная медиатека

Модуль 8  Личная медиатека

Тематика
Формирование личной медиатеки: письменный архив; библиотека печатных изданий и оттисков; электронные образовательные ресурсы (тексты, изображения, аудио, видео…) на своём компьютере, компакт-дисках, других носителях, в «облаках» (Интернет). Авторское право, цитирование, электронные копии.  Веб-портфолио источников и собственных трудов.
Каталогизация медиатеки по формальным и лично значимым признакам (проблемам, проектам, хронологии и др.). Поиск в личной электронной медиатеке. Значимые названия файлов. 

Источники
1.Мечева О.П. Web-портфолио как средство представления педагогического опыта. Нижневартовск, 2011 (электронный ресурс - http://clck.ru/4FXJs  дата обращения 14.11 2012)
2.Пичугина Н. В. Электронные ресурсы библиотеки. Руководство пользователя (электронный ресурс - http://clck.ru/4FXNs  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Составьте веб-портфолио по программе информационной культуры личности.
2.Представьте образчики структурирования личной электронной медиатеки со значимыми именами файлов.

06. Персональная среда познания

Модуль 6 Персональная среда познания

Тематика
Познание нового и социализация как главные направления саморазвития личности через всю жизнь. Познание через наблюдение, изучение источников, очное и дистанционное общение. Составляющие среды познания в ХХ1 веке: электронные устройства, пакеты компьютерных программ и веб-сервисов, информационные базы, круги общения от локальных до глобальных, социальные сети,  сетевые сообщества.

Источники
1.Анненков В.В., Стародубцев В.А. Диалоги… (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/blo... дата обращения 14.11.2012)
2.Пятко Л.А. Персональная образовательная среда (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/blo...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Представьте свою персональную среду познания как сочетание технической (используемые электронные устройства и их программное обеспечение, пакет предпочитаемых сервисов web 2.0), информационной (любимые источники и главные собственные продукты) и социальной (сообщества и персоналии) сред.

05. Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК

Модуль 5  Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК

Тематика
Проблематизация – Отбор информации для решения проблемы – Сохранение информации – Рефлексия (Ежедневные Действия) – Накопление – Информирование – Конструирование. Нелинейные связи и порядок этих действий. Участник учебного процесса как ПОСРЕДНИК. Сходство и различие ситуаций в труде учителя и учащегося.

Источники
1.Анненков В.В. FUMSI и ПОСРЕДНИК (электронный ресурс - http://my.mail.ru/community... дата обращения 14.11.2012)
1.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций… (электронный ресурс - http://standart.edu.ru/atta... дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Опишите учебную ситуацию освоения формулы ПОСРЕДНИК (по личному опыту)
2.Предложите модели учебных ситуаций в повышении своей квалификации. 

04. Интернет и сервисы web 2.0

Модуль 4  Интернет  и сервисы web 2.0

Тематика
Интернет как глобальная сеть компьютерных сетей, как виртуальный театр, как продолжение реального общества в сетевых сообществах, как глобальная медиатека, как проявление Ноосферы. Поколения технологий www. Социальные сети для досуга и для профессиональных действий.  Cравнение веб-сервисов в разных порталах и социальных сетях. Проблемы доступа в Интернет и совместной работы в сети.

Источники
1.Анненков В.В. 17 лет в Интернет (эл. ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения 14.11.2012)
2.Быховский Я.С, Коровко А.В., Патаракин Е.Д.и др.  Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / . – М: Интуит.ру, 2007. – 95 с.
3.Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах. Проект в Открытом Классе (электронный ресурс - http://www.openclass.ru/nod... дата обращения - 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Сравните массовые социальные, а также педагогические сети (по выбору) по наборам веб-сервисов и по составу пользователей.
2.Зарегистрируйтесь в Открытом Классе и присоединитесь к сообществу по специальности.
3.Создавайте свой блог

03. Личный компьютер и ИКТ

Модуль 3  Личный компьютер и информационно-коммуникационные технологии

Тематика
Компьютеры стационарные и мобильные. Программное обеспечение и информационные ресурсы (словари, базы данных, базы знаний…).  Структурирование информационных ресурсов.
Изменения в учебном процессе школы: от классно-урочного обучения учителем к непрерывному мобильному познанию учащимся; от заучивания к личным открытиям; дополнение освоения школьных предметов овладением универсальными учебными действиям на всех ступенях образования.

Источники
1.Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. - Париж, ЮНЕСКО, 2005 (Электронный ресурс http://www.ifap.ru/library/...  дата обращения 14.11.2012)
2.В.А.Рыжов. Работа с плохо формализованной и слабо структурированной информацией (электронный ресурс - http://vladimir.socio.msu.r...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Как структурируете информацию на своём компьютере?
2.Каковы универсальные учебные действия в Вашей профессии ?

02. Информационная культура личности

Модуль 2  Информационная культура личности

Тематика
От информационно-коммуникационных технологий к информационной культуре личности. Мысленные модели и действия индивида с информацией. Познание и социализация. 
Общая информационная грамотность. Профессиональные информационные компетентности. Информационное мировоззрение.

Источники
1. Анненков, В. В. От информационно-коммуникационных технологий к формированию информационной культуры личности // Открытое образование: научно-практический журнал. 2006, № 6, с.67-68 (http://www.culturalnet.ru/m... дата обращения 11.11.2012)
2. Школа информационной культуры личности. Сетевое сообщество // Электронный ресурс http://my.mail.ru/community... дата обращения 11.11.2012)

Вопросы и задания
1.Нарисуйте модели познания и социализации (по личному опыту)
2.Представьте в презентации информационные компетентности в своей профессии

01. Личная культура в социокультурном поле

Модуль 1Личная культура в социокультурном поле.

Тематика
Множество пониманий культуры. Множество культур в современном мире. Культура учащегося учителя. 
Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей сознания, программ и технологий деятельности.
Информация в обществе, знания в головах. Знания и нравственность индивида. Личная культура как единство сознания и действий индивида. Личная культура как капитал.

Источники
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. 311 с. (электронный ресурс http://val--s.narod.ru/pec_... дата обращения 14.11.2012)
The Learning Revolution. United Kingdom 2009 (Электронный ресурс - http://www.bis.gov.uk/asset... дата обращения 14.11.2012)
В.В. Анненков, М.В. Воронов, М.Т. Громкова, Ю.И. Лобанов, А.А. Овсейцев, Ю.В. Сафрошкин, А.А. Шиян. Опыт синтеза представлений о культуре в междисциплинарном сообществе // Известия Международной Академии наук высшей школы, 2004, вып.4, с. 103-116 (Электронный ресурс -http://www.culturalnet.ru/m...  дата обращения 14.11.2012)

Вопросы и задания
1.Приведите примеры толкований культуры социума и личной культуры.
2.Как «революция образования» в начале ХХ1 века влияет на Вашу жизнь?

00i. Введение в программу ИКЛ

Введение в программу "Основы и технологии информационной культуры личности"

Культура общества определяется культурой граждан. Формирование личных культур в непрерывном развитии граждан на протяжении жизни – стратегическая задача общества, государства и образовательных учреждений. 

На историческом этапе восхождения общества от индустриального к информационному фундамент личной культуры составляет культура информационная. С неё начинаем формирование универсальных учебных действий, нужных не только в школе, но и взрослым учащимся на протяжении жизни.

Цель предлагаемой программы: определить основы (понятийный аппарат, мысленные модели…) и ядро технологий работы с информацией о внешнем и внутреннем мирах человека. Эти основы и технологии человек расширяет и углубляет в течение всей жизни. У каждого они свои в соответствии с профессиональной деятельностью и жизненным опытом. Вместе с тем есть ключевые слова, мысленные модели, технологии работы с информацией, принятые многими. Если участники программы поделятся лучшим опытом, от этого выиграют все!

К культуре работы с информацией относим прежде всего личные стили мышления и общения. Как мозг отбирает, перерабатывает и хранит информацию? Как по поводу этой информации индивид вступает во взаимодействия с другими людьми? Как в ходе коммуникации формируется сознание индивида? Как мысли воплощаются в действия? Вопросы помогают представить личную культуру как единство сознания и действий.

Основы информационной культуры личности ищем в психологии и науке познания (гносеологии/когнитологии), в философии, науках о человеке и обществе – с одной стороны, в истории открытий и изобретений, в жизни замечательных людей, в собственном опыте – с другой. Технологии информационной культуры, необходимые и достаточные для конкретного человека, отбираем из арсенала информатики, инженерных наук, семиотики и семантики, других секторов деятельности в природе и обществе. 

Информационная культура ХХ1 века важна во всех профессиях. Все мы отбираем информацию, обрабатываем, передаём дальше или используем в своих делах. В программу включены знания и способы действий с информацией, полученные и проверенные автором в жизни. Эти знания и умения будем развивать вместе в учебных проектах по модулям программы, в научной разработке проблем неформального и информального саморазвития на разных этапах жизни, в инженерных проектах организации познания и общения по современным технологиям. 

В программе представлен учебно-методический комплекс, в каждом модуле которого  даны не только тематика, но и источники, вопросы, упражнения. На занятиях по модулям участники программы вместе дополняют и фильтруют источники,  тестовую базу, а наиболее продвинутые защищают предложения о расширении и перестройке тематики модуля. 

В результате освоения программы «Основы и технологии информационной культуры личности» её участники должны уметь самостоятельно строить и применять
•мысленные модели личной культуры, включающие её составляющие + процессы, объединяющие эти компоненты в единое целое и изменяющие личную культуру;
•мысленные модели информации о материальном мире и обществе, преобразовании информации в собственное знание;
•тезаурус собственных знаний об информационной культуре как систему ключевых слов своих занятий;
•проблематизацию действительности и структуризацию изучаемых лично проблем и материалов;
•проекты познания известных обществу (но ещё неизвестных лично) объектов и процессов внешнего мира (т.е. учебные проекты);
•проекты познания неизвестных обществу явлений и процессов (т.е. исследовательские проекты); 
•индивидуальные программы познания нового в общении;
•персональную образовательную среду, включая техническую базу и программное обеспечение своих занятий, места индивидуального поиска и совместной работы с информацией, письменные, печатные, электронные источники информации, людей и сообщества, дающих новую информацию.
•презентации результатов своей деятельности.

Информационная культура личности не сводится к ИКТ. Она включает гораздо более широкий круг знаний, умений, действий, занятий… Программа построена из модулей по ключевым понятиям, проблемам и технологиям работы с информацией в ХХ1 веке.

К модулю 1

ПОЗНАКОМИМСЯ?

Для совместной работы в распределённом проекте участники должны доверять друг другу, а для этого познакомиться хотя бы заочно.


Приглашаю в комментариях к этой записи представить партнёрам сведения о себе ( в том числе ссылки на записи в личном блоге, соответствующие профилю нашего сообщества). Желательно поместить и свою фотографию (если фотография введена при регистрации в blogs.mail.ru, то во всех Ваших записях она появится автоматически, как в записях Л.М. Чудиновой).


В личных представлениях используем "памятку участника сообщества" - http://blogs.mail.ru/commun...

ПРОГРАММА КУРСА ИКЛ, СОЗДАННАЯ В КЕМЕРОВО

Открываем страницу http://nii.kemguki.ru/index... и изучаем программу ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, разработанную в 2000-2006 гг. в Кемеровском НИИ информационных технологий социальной сферы при КемГУКИ.
Комментируем Кемеровскую программу, обозначая в названии комментария обсуждаемый аспект и начиная текст комментария со ссылки на программу в целом или её раздел

Введение
Тематический план
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации В профессиональной деятельности учителя
Раздел IV. Структура, правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя
Раздел V.Информационная культура и новые информационные технологии
Список литературы

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СПАМУ?

Сегодня мне как создателю и смотрителю сообщества "Школа информационной культуры личности" пришёл запрос на премодерацию текста А. Харламова "ИНТЕРНЕТ - ДЛЯ ЦАРСТВА БОЖИЕГО!!!" А.Харламов недавно вступил в наше сообщество, и это - его первое послание сообществу. Не комментарий, размещение которого открыто любому участнику, а ПОСЛАНИЕ верхнего уровня, которое, согласно настройкам блога-проекта, требует премодерации.

Текст представляет собой проповедь. Для подтверждения привожу несколько цитат:
"Обращаюсь с Просьбой и с Назиданием к Тем Друзьям, Которые Являются Членами Нашей Всемирной Политической Партии Научного Христианства – Истинной Церкви Христа!"
"Интернет Сократил наши дороги и Дал нам Возможность Исполнять Заповеди Христа не выходя из дома! А посему ПРОШУ ВАС Служите Делу Христа"
"Увеличивайте число Членов Истинной Церкви Христа – Всемирной Политической Партии Научного Христианства!"
"Сделайте Лидером блог «Возлюбим и Познаем Истинного и Реального Бога!». На этом блоге размещена моя книга «Кто Такие
Истинные Христиане?»

Этот же текст (с небольшими вариациями) помещён в блоги сообществ на mail.ru:
"Мы против Войны" (14-08-2008 00:03 Александр Харламов ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО И ИСТИННОЕ СРЕДСТВО ОТ ВСЕХ ВОЙН!!)
"Закрытый клуб "My People" (13-08-2008 17:09 Александр Харламов ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ ЗАКРЫТОМУ КЛУБУ!!!)
"Остались чеСтные люди на Свете?????" (14-08-2008 17:33 Александр Харламов ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ - ЭТО ИСТИННЫЕ ХРИСТИАНЕ!!!)

Отклонил запрос на размещение текста в нашем блоге, как спам, несоответствующий цели и задачам блога-проекта. Желающие могут прочитать текст в указанных выше блогах.

Цель этой записи - опрос по проблематике информационной культуры личности:
Что считаете спамом?
Считаете ли проповедь информацией? Если "да", то почему?
Как относитесь к прецеденту отклонения проповеди, несоответствующей цели и задачам нашего блога ?

В комментариях дайте, пожалуйста, личный ответ на все вопросы.

Метки: информационная культура личности, блог-проект, спам, религия

РЕГЛАМЕНТ ДИСТАНЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В БЛОГЕ "ШКОЛА ИКЛ"

Этот вариант регламента предложен создателем блога как "затравка" обсуждения и носит предварительный характер.




А. Общие положения




   А1. Блог сообщества "Школа информационной культуры личности" создан для освоения и совершенствования учебной программы "Основы ИКЛ".
   А2. В отличие от "клубного" общения (стихийная самоорганизация сообщества) сетевые взаимодействия в целенаправленном проекте нуждаются в регламенте (для баланса прав и ответственности за общее дело).
   А3. Предлагаемый вариант регламента подлежит обсуждению ВСЕМИ участниками сообщества. "Молчание" (неучастие в обсуждении, отсутствие реакции на тот или иной пункт регламента) считается знаком согласия.




Б. Социальный регламент




   Б1. Создатель блога "Школа ИКЛ" (Анненков Владимир Владимирович - vann) в соответствии с трудовым соглашением с администрацией Майинской гимназии осуществляет функции смотрителя блога. Деятельность смотрителя приостанавливается при нарушении соглашения.
   Б2. В функции смотрителя входят:
       Б2-1. Мониторинг блога (создание/разрешение записей верхнего уровня, отвечающих целевой установке блога; комментирование записей и комментариев участников сообщества; удаление записей, отвлекающих от цели блога).
       Б2-2. Подтверждение/отклонение заявок на участие в блоге с учётом личного вклада заявителя в обсуждение вопросов информационной культуры личности (в личных блогах или иных сайтах Интернета)
       Б2-3. Организационная и информационная поддержка сетевых взаимодействий участников блога дополнительной перепиской по электронной почте, ссылками на ресурсы Интернет по информационной культуре личности, консультациями по социально-гуманитарным и информационно-коммуникационным технологиям распределённого проекта.
   Б3. Участниками проекта "Школа ИКЛ" становятся сотрудники Майинской гимназии, а также приглашённые из других мест учителя и специалисты по проблемам информационной культуры, зарегистрированные в blogs.mail.ru и принятые в blogs.mail.ru/community/school-infoclt/.
       Заинтересованные в совершенствовании информационной культуры, не вступившие в сообщество "Школа ИКЛ", могут участвовать в проекте через электронную почту в статусе корреспондентов. Корреспондентам недоступны записи блога, закрытые для анонимов; они не смогут вводить в блог свои записи и комментарии.
   Б4. В первую неделю после вступления в сообщество участник в комментарии к записи "Познакомимся" помещает сведения о себе, которые считает полезными для коллег по проекту "Школа ИКЛ" (например, гиперссылки на записи о профессиональных компетентностях в личном блоге).
   Б5. Участники проекта имеют право
       Б5-1. Выражать свою позицию и вносить аргументированные предложения, комментируя записи верхнего уровня, комментарии других участников, а также отвечая на комментарии к своим записям.
       Б5-2. Ставить на обсуждение новые проблемы и темы по программе "Основы информационной культуры личности" в записях верхнего уровня (по предварительному согласованию по э-почте с владельцем блога).
   Б6. Каждому участнику проекта не реже раза в неделю необходимо
       Б6-1. комментировать в блоге сообщества записи верхнего уровня и отвечать на комментарии коллег.
       Б6-2. Обновлять личный блог суждениями об информационной грамотности и профессиональных компетентностях с выводами и предложениями для обсуждения в блоге сообщества.
   Б7. В блоге "Школа ИКЛ" приветствуется стиль доброжелательной аргументированной критики, направленной не против оппонента, а на совершенствование программы "Основы ИКЛ".




В. Технический регламент




   В1. Адрес блога "Школа ИКЛ" - blogs.mail.ru/community/school-infoclt/
   В2. В это сообщество принимаются те, кто имеет личный адрес электронной почты, зарегистрировал личный блог, начал наполнять его содержанием, соответствующим цели "Школы ИКЛ", подал заявку на вступление в сообщество (нажав гиперссылку "Вступить в сообщество" под названием блога).
   В3. Принятым в сообщество следует не откладывая
       В3-1. Познакомиться с исходной информацией, нажав гиперссылку "О сообществе" (blogs.mail.ru/community/school-infoclt/info.html). Особое внимание обратить на ключевые слова в строке "Интересы". В переписке с создателем блога - vann@mail.ru - предложить дополнить перечень или удалить слова, которые считает излишними для "Школы ИКЛ".
       В2-2. Запомнить "Правила" сообщества:
             а) Читать блог могут все желающие... (но анонимам не видна часть записей)
             б) Писать в блог могут только члены данного сообщества...
             в) Записи верхнего уровня члены сообщества создают по договоренности с создателем блога, комментарии записей - по собственному усмотрению (но не уходя от обсуждаемой темы).
             г) Чтобы не перегружать блог частностями, "кухню" подготовки записей переносим в персональные блоги и в общение по электронной почте.
       В3-3. Просмотреть записи верхнего уровня (видны на главной странице блога) и комментарии к ним (щёлкая на слове "комментарии"). После записи, к которой ещё нет комментариев, дана гиперссылка "Написать комментарий".
       В3-4. Решить, стоит ли "Подписаться на обновления" (гиперссылка под названием блога). Тот, кто щёлкнул по ней, начинает получать все новые записи и комментарии блога в свой почтовый ящик, указанный при регистрации. Такой сервис облегчает слежение за блогом тем, кто выходит в Интернет краткими сеансами через телефонную связь. Если Ваш компьютер подключен к Интернет постоянно через широкополосный доступ и Вы в любой момент можете просмотреть блог в Сети, нет необходимости дублировать информацию через э-почту.
   В4. Чтобы прокомментировать ту или иную запись, надо щёлкнуть по гиперссылке "Написать комментарий" под этой записью - откроется новая страница блога с формой для ввода текста. Комментарии лучше готовить вне Сети в текстовом редакторе "Блокнот", а затем переносить текст в блог, предварительно сняв флажок "перенос по словам" (чтобы текст переносился абзацами).
       Та же процедура применяется, чтобы "ответить на комментарий"
   В5. Иная форма предлагается для "Новой записи" верхнего уровня. Во-первых, в ней есть выбор между "Простым текстом" (Блокнот) и "Расширенным форматом". Во втором формате можно выбирать шрифт и кегль, другие элементы форматирования, знакомые по программе Word, можно вносить гиперссылки и смайлики, вставлять фото и видео. Форматированная запись доходчивее простого текста. Кроме того, в записи верхнего уровня можно отразить настроение автора, установить дату появления записи в Сети, определить круг читателей и комментаторов (например, закрыть доступ анонимам). В целом записи верхнего уровня задают главные темы, вокруг которых разворачиваются дискуссии в комментариях и ответах на них.
   В6. Блоггерам (тем, кто пишет в блоги) надо иметь в виду, что записи верхнего уровня выстраиваются в хронологическом порядке (по датам, установленным либо автоматически на день ввода, либо вводимым вручную). Когда в блоге много записей (например, более 100), тем более длинных (свыше страницы А4), то блог дольше грузится и трудно обозрим в целом. Многословным авторам рекомендуется давать вместо полного текста его аннотацию, помещая под ней гиперссылку "читать полный текст". Чтобы сделать длинный блог обозримым, можно "повесить" вверху страницы "Содержание" с гиперссылками на записи верхнего уровня и принципиальные комментарии (как это сделать, посоветует смотритель блога "Школа ИКЛ" по специальному запросу к нему).




Г. Заключение




Сказанное выше - лишь "затравка" для дальнейшей постановки вопросов, их обсуждения и совершенствования правил  сетевого взаимодействия удалённых независимых друг от друга участников. По ходу сотрудничества в блоге регламент будет проверяться практикой и уточняться. 




 В сетевых сообществах, где нет административных и финансовых рычагов, к успеху совместной работы ведут внутренние мотивации и ограничения, отраженные в коллективно принятом регламенте. Важно, чтобы каждый участник сообщества определил своё отношение к положениям регламента.

ОБРАЗЫ И МОДЕЛИ ИКЛ - часть 4 ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Информационное мировоззрение формируется у учащегося на протяжении жизни по мере накопления опыта работы с информацией и включает в себя:

   * представление об информации и понятийно-терминологический аппарат работы с ней;
   * освоенные знания о роли информации в жизни общества в разные исторические эпохи;
   * освоенные знания и выводы из собственного опыта о роли информации в развитии личности;
   * модели цикла информационной деятельности (сбор - обработка - представление информации) в учёбе, исследовании, менеджменте и других видах умственного труда;
   * этику информационных взаимодействий в разных общественно-экономических формациях и социальных группах...


Приглашаю в комментариях обсудить этот далеко не полный перечень, а в личных блогах рефлексировать своё информационное мировоззрение. С учётом того и другого предстоит скорректировать учебную программу "Основы информационной культуры личности" для учителей общеобразовательных школ.


 

Аннотированные ссылки по проблематике ИКЛ

Новые ссылки предлагаем сообществу в комментариях к данной записи. По мере накопления комментариев и их фильтрации (суждения участников сообщества о предложенном ресурсе) смотритель блога переносит ссылки в рубрики основной записи.

Нам предстоит также совместно разработать рубрикацию основной записи "Аннотированные ссылки..." В комментариях вносите предложения, какие рубрики по проблематике ИКЛ нам установить

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЖЕНЩИН В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ


Чей светлый образ грезится вдали?


Тихо, тихо ползи
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!



Метки: мультимедиа, на досуге

ЧТО ДЕЛАТЬ



Посвящается Галине Абрамовой-Хансен, Надежде Бедикян, Инне Буториной, Катрин Гранде, Татьяне Ежевской, Ирине Осмоловской, Марине Сидоренко, Людмиле Сидоровой, Людмиле Чудиновой, Любови Шапель, Фанузе Ширияздановой, Ольге Юнтунен и другим труженицам в саду жизни

Милые наши партнерши,
В авторах вас - половина
Мужчинам без вас - нет вдохновения.
Не покидайте же нас в инфокультуры рождении,
Чтобы исток не ушел в песок, питайте его течение

Сколько почек в весеннем саду
Набухли и ждут продолжения!
Когда же садовницы вновь придут
И поддержат к жизни стремление?

"Что делать?" - вы спросите: перечитать
То, что накоплено в блоге,
И в комментариях мысль развивать
В направлении общей дороги.

Где та дорога - никто не укажет:
Самим предстоит потрудиться -
Программу ПОСРЕДНИК к себе применить,
Из кирпичиков-модулей дом свой сложить
И в нем всей семьей поселиться


Метки: программа, посредник, стихи, текущее

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу